Дипломная работа: Исследование роли местных налогов и сборов в формировании территориальных бюджетов
Таким образом, по
проведенному анализу структуры налоговых обязательств ГКП
"Экибастузкоммунсервис" можно сделать вывод о том, что наибольшую
долю занимают обязательства по социальному налогу - 57,68 %, затем
индивидуальный подоходный налог - 33,75 %. Из налогов на собственность
наибольший удельный вес приходится на имущественный налог - 3,09 % в общей
сумме обязательств и 45,74 % в структуре налогов на собственность. Второе место
занимает налог на транспортные средства - 3,06 % и 45,28 % соответственно. Доля
земельного налога наименьшая как в структуре всех налоговых обязательств, так и
в составе налогов на собственность: 0,61 % и 9 % соответственно.
Необходимо
отметить, что важным моментом в анализе налоговых обязательств является
определение налоговой нагрузки предприятия, которая характеризуется процентным
соотношением всех налогов, начисленных на предприятии за отчетный период к
объему реализованной продукции, предоставленных работ, услуг.
По полученным данным
сумма всех налоговых обязательств ГКП «Экибастузкоммунсервис» за 2004 и 2005
годы составила 4305,438 тыс. тенге и 7186,803 тыс. тенге соответственно. Доход
от реализации на эти даты составлял 15424050 тенге и 16254440 тенге. Таким
образом налоговая нагрузка в 2005 году составила 44,21 %, увеличившись по
сравнению с предыдущим периодом на 16,3 %. Следует отметить, что данную
тенденцию можно рассматривать как отрицательную. С одной стороны, это указывает
на необходимость оптимизации налоговых платежей ГКП
"Экибастузкоммунсервис" при помощи методов налогового планирования, а
с другой стороны все же указывает на достаточно высокий уровень давления
системы местного налогообложения на деятельность предприятий. Если учесть, что
данное предприятие уплачивает также и другие обязательства, идущие в
республиканский бюджет, то можно предположить, какой доход остается предприятию
после уплаты всех налогов.
Анализируя роль налоговых
платежей от ГКП «Экибастузкоммунсервис» в местном бюджете, остановимся на
определении значения поступлений в местный бюджет в поступлениях
государственного бюджета. Поступления от анализируемого предприятия занимают
сравнительно небольшой удельный вес в поступлениях местного бюджета. Доля всех
налоговых платежей ГКП «Экибастузкоммунсервис» составила 0,03 % в отчетном
году, увеличившись по сравнению с предыдущим периодом на 0,01 пункта. В 2004
году наибольшая доля пришлась на индивидуальный подоходный налог и социальный
налог - 0,05 %. Налоги на собственность составили 0,01 % всех налоговых
поступлений местного бюджета.
В условиях формирования
новой системы управления рыночной экономикой особое значение имеет создание
рычагов и стимулов для повышения эффективности управления бюджетами на
региональном и местном уровне. Немалая часть проблем бюджета связана с
точностью прогнозов его доходной части.
Как показывает практика
формирования региональных бюджетов применяемые методы и подходы не гарантируют
в достаточной мере объективное прогнозирование предстоящих поступлений в
местные бюджеты и связаны с высоким уровнем неопределенности, что приводит к
принятию неверных управленческих и финансовых решений.
Как в теории, так и
практике, разработкам механизма бюджетного прогнозирования, как важнейшего
элемента финансового управления, в нашей стране незаслуженно мало уделяется
внимания.
Подтверждением этому
может служить факт отсутствия единых подходов к оценке доходных возможностей
муниципальных образований в то время, как в условиях усиления роли местных
органов управления и регулирования различных аспектов социально - экономической
жизни Казахстана, существенно возрастает значение объективных оценок их
доходных возможностей и финансового самообеспечения.
В настоящее время
финансовые ресурсы местных бюджетов прогнозируются на основе экстраполяции
ретроспективных данных о налоговых поступлениях, собранных местными органами за
базовый период, с корректировкой на индексы - дефляторы, без учета доходных
возможностей территорий.
В рамках такого подхода
территориальные органы заинтересованы не столько в повышении собираемости
налогов, сколько в сокрытии налоговой базы. Поэтому подобная практика не
способствует заинтересованности в мобилизации доходов в местные бюджеты и
нагрузка по бюджетному регулированию в большей степени возлагается на
трансферты из вышестоящего бюджета.
Поэтому прогнозирование
доходов местных бюджетов требует совершенствования как в методологии, так и
методики, а показатели налогового потенциала и собираемости налогов, должны
стать основополагающими инструментами бюджетно-налогового планирования.
По - нашему убеждению,
доходы местных бюджетов наиболее точно могут быть спрогнозированы с помощью
оценки налогового потенциала.
Для повышения
эффективности налогового планирования и совершенствования межбюджетных
отношений принципиально важно обеспечить:
- единый подход и систему
показателей при планировании доходов местных бюджетов;
-
распределение
средств финансовой помощи между территориальными образованиями на основе
налогового потенциала каждой территории;
-
создание
стимулирующих мотивов для развития налоговой базы областей и районов.
Исходя из этого, нами
предпринята попытка разработки методики прогноза доходных возможностей
муниципальных образований на основе показателя налогового потенциала,
учитывающего уровень и структуру экономического развития территории.
Рекомендуемая методика
формализует процесс бюджетного прогнозирования, то есть опирается на
использование показателей, оъективно измеряющих доходные возможности местных
территорий на основании налоговых баз с использованием определенной формулы.
Причем доходы местных
бюджетов определяются не по фактическим поступлениям за предыдущие годы при
сложившемся уровне собираемости, а в зависимости от размера налоговых баз.
Список
использованных источников
1
Никитин С.М.
Налоги в системе государственных финансов // Финансы.–2002.–№5.– С. 15–19.
2
Пушкарева В.М. Cодержание и принципы построения
налоговой системы // Финансы.–2003.–№3.– С. 12-16.
3
Барушин С.В.
Налоги как инструмент государственного регулирования экономики //
Финансы.–2003.–№ 5 – С.6-8.
4
Юткина М. Налоги
и налогообложение: учебник. – Москва: Инфра-М, 1999. –320 с.
5
Горский И.В.
Налоги в экономической стратегии государства // Финансы.–2004.– № 7.–С.29-31
6
Мельник В.Д.
Налоговый менеджмент: учебник. – Алматы: Данекер, 2000 –220с.
7
Русакова И.Г.
Налоги в развитых странах: учебник. – Москва: Финансы и статистика, 1999. -
258с.
8
Ботанова Т.
Косвенные налоги // Бюллетень бухгалтера.– 2004.– № 9 – – С. 23-28
9
Ботанова Т.
Косвенные налоги (окончание) // Бюллетень бухгалтера.–2004.– № 10.– С. 25-29
10
Худяков Н.К.
Налоги: понятие, элементы, виды: учебник. – Алматы: Юрист, 2001. - 250с.
11
Бабкина С. Новая
налоговая политика // Финансы Казахстана. – 1995г. – №6. – с. 12-14.
12
О налогах и
других обязательных платежах в бюджет: Указ Президента, имеющий силу закона от
24 апр. 1995 года № 2235.
13
О налогах и
других обязательных платежах в бюджет: Кодекс РК от 12 июня 2001 года № 209- II с изм. и доп. // Алматы: БИКО, 2005
14
Логинов В.
Совершенствование финансово - налоговой системы // Финансы.– 2003.– № 3.– С.
21-23
15
Панина Л.А.
Встречные налоговые проверки // Налоговый вестник.–2004г.– №11.– 25-29.
16
Лермонтов Ю.М. О
разъяснениях налогового законодательства // Налоговый вестник. – 2005г. – №10.
– с. 15-18.
17
Положение о
государственном учреждении Налоговый комитет по г. Павлодару Павлодарской
области НК МФ РК: Приказ председателя НК по Павлодарской области МФ РК от 6
нояб. 2002 года.
18
О юридическом отделе:
Положение Налогового комитета по г. Павлодару Павлодарской области МФ РК от 8
дек. 2004 года.
19
Мамбеталиев Н.Т.
Текущие вопросы согласования налоговой политики государств-участников ЕврАзЭС
// Налоговый вестник. – 2004 г. –№9. – с. 16-18.
20
Гусев В.В.
Налоговый контроль в странах - членах ЕврАзЭС // Финансы. – 2004г. – №5. –
с.18-22.
21
В. Путин.
Налоговое администрирование должно быть эффективным инструментом решения
государственных проблем // Экономические новости России от агентства Финмаркет
от 25 марта 2005 года.
22
Искаков М.Н.
Информационные технологии становятся основным элементом инфраструктуры
налогового администрирования Республики Казахстан // Бюллетень бухгалтера.–
2004.– № 48.– С. 16-18.
23
Искаков М.Н.
Налоговое администрирование: развитие информационных технологий в 2005 году //
Бюллетень бухгалтера.– 2004.– № 49.– С. 25-28
24
Казанцев С.
Налоговая реформа и бюджет // Материалы круглого стола. – 16 сент. 2005 года.
25
Процветание,
безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев: Послание Президента
страны к народу Казахстана // Вечерний Алматы, 13 окт. 1997.
26
О государственной
поддержке малого предпринимательства: Закон РК от 19 июня 1997 года № 131-1 с
изм. и доп.
27
Исследования ТРО,
аналитика // Газета.– 2005.– 1 марта
28
Ажекбаров К.А.
Малое предпринимательство в государствах - участниках СНГ // Право и Экономика
в странах Европы и Азии.– 1997.– №3.– С.22-25
29
Г. Султанбекова
Анализ деловой активности предприятий в 2003 году // Экономика и статистика. –
2004.– №1. – С.59-68
30
Социально -
экономическое развитие Республики Казахстан: отчет Агентства Республики
Казахстан по статистике 2005 г.
31
Темирханов Е.
Малый и средний бизнес. Надо действовать! // Финансы Казахстана. – 2000г. – №2.
– С.116-119
32
Вопросы Агентства
Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите
конкуренции и поддержке малого бизнеса: постановление Правительства РК от 15
нояб. 1999 года №1713.
33
О крестьянском
(фермерском) хозяйстве: Закон РК от 31 марта 1998 года № 214-1.
34
Никитин С.
Налоговые льготы, стимулирующие предпринимательскую деятельность в развитых
странах запада // Мировая экономика и международные отношения.– 2000.– № 11.–
С. 48-56.
35
Тулеугалиев Г. И.
Малый бизнес. Законодательство в Республике Казахстан: сборник.- Алматы: юрист,
1999.
36
О дальнейших
мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года: Указ Президента
РК от 17 февр. 2000 года № 344.
37
О Государственной
программе развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан
на 2004-2006 годы: Указ Президента РК от 29 дек. 2003 года № 1268.
38
О среднесрочной
фискальной политике Правительства Республики Казахстан на 2005 - 2007 годы:
Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 авг. 2004 года № 918.
39
Орлов А. Малое
предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. -2000.-№3.-
С.36-45.
40
О Концепции
развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на
2001-2002 годы: постановление Правительства РК от 19 янв. 2001 года № 77.
Приложение
А
(справочное)
Таблица А.1 - Система
показателей экспресс - анализа деятельности ГКП «Экибастузкоммунсервис»
Наименование показателя
|
на 1.01.2005
|
на 1.01.2006
|
Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия,
тенге |
3681339578 |
3735154878 |
Коэффициент износа основных средств, % |
33,58 |
38,81 |
Величина собственных оборотных средств, тенге |
3066023990 |
3375621527 |
Коэффициент покрытия общий |
0,433 |
10,23 |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,002 |
0,004 |
Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов |
10,24 |
15,48 |
Маневренность собственных оборотных средств |
-0,003 |
0,0005 |
Коэффициент независимости |
0,515 |
0,625 |
Коэффициент маневренности собственного капитала |
1,62 |
1,45 |
Коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств |
1,94 |
0,6 |
Доход от реализации ГП, тенге |
1542405000 |
1625444000 |
Доход (убыток) от обычной деятельности до налогообложения, тенге |
157807000 |
123911000 |
Фондоотдача |
0,63 |
0,69 |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (в оборотах) |
2,33 |
1,71 |
Продолжительность оборота средств в расчетах (в днях) |
154,43 |
211,03 |
Коэффициент оборачиваемости ТМЗ (в оборотах) |
3,13 |
4,80 |
Продолжительность оборота ТМЗ (в днях) |
115,17 |
74,96 |
Продолжительность оборота кредиторской задолженности (в днях) |
851,87 |
39,34 |
Продолжительность операционного цикла, дни |
269,6 |
285,99 |
Чистый доход, тенге |
88101000 |
89885000 |
Рентабельность продукции |
0,16 |
0,14 |
Рентабельность основной деятельности |
0,28 |
0,22 |
Рентабельность основного капитала |
0,024 |
0,024 |
Рентабельность собственного капитала |
0,047 |
0,038 |
Средняя величина собственного капитала, тенге |
1897189133 |
2335282380 |
Приложение
Б
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|