2. ООO «Промышленная группа «Фосфорит» – 68
000 акций (0,1% уставного капитала)
Основные финансовые показатели компании в
2007–2008 гг. представлены в табл. 5.
Утверждена стратегия развития «ЕвроХима»
на период до 2012 года, согласно которой предполагается инвестировать в
развитие производства и строительство новых мощностей $3,2 млрд.
ЕвроХим ставит перед собой цель
наращивать капитализацию. Для компании это означает необходимость увеличения
производственных мощностей, расширения продуктовой линейки и снижения
себестоимости продукции.
Все это требует дополнительных
капитальных вложений, которые компания получает за счет эмиссии собственных
облигаций, а с недавних пор – путем формирования портфеля ценных бумаг,
приносящих дополнительный устойчивый доход.
Таблица 5. Основные финансовые показатели
ОАО МХК «ЕвроХим», тыс. руб.
Показатели
2008 г.
2007 г.
Выручка
112 173 573
73 821 464
Себестоимость реализованной продукции
(44 466 467)
(32 663 732)
Валовая прибыль
67 707 106
41 157 732
Расходы по продаже продукции
(23 282 491)
(17 120 687)
Общие и административные расходы
(3 208 718)
(3 494 114)
Прочие операционные доходы/(расходы) –
нетто
(325 410)
(1 322 591)
Операционная прибыль
40 890 487
19 220 340
Прибыль от выбытия инвестиций,
имеющихся в наличии
для продажи
209 723
153 962
Прибыль от выбытия дочерней компании
-
68 969
Прибыль от выбытия внеоборотных
активов,
удерживаемых для продажи
310 493
335 144
Убыток от переоценки инвестиций,
предназначенных для
торговли
(395 160)
-
Финансовые доходы
789 108
1 524 928
Финансовые расходы
(5 024 540)
(1 069 769)
Прибыль до налогообложения
36 780 111
20 233 574
Расходы по налогу на прибыль
(8 891 388)
(4 059 380)
Чистая прибыль за год
27 888 723
16174194
Приходящаяся на:
Долю акционеров Компании
27 385 406
15 654 529
Долю меньшинства
503 317
519 665
Прибыль на акцию – базовая и
разводненная (в руб.)
В течение многих лет облигации считались достаточно
примитивным и негибким способом вложения капитала, способным лишь обеспечить
текущий доход и практически ничего сверх того. Однако такое положение
сохранялось недолго; сегодня облигации относятся к одному из наиболее конкурентоспособных
инвестиционных инструментов, обладающих потенциальными возможностями
обеспечения привлекательной доходности в виде текущих процентов и / или
прироста капитала. Облигации – это долгосрочные долговые ценные бумаги,
находящиеся в открытой продаже; они выпускаются с различными номиналами целым
рядом институтов-заемщиков.
Как и любой другой инвестиционный
инструмент, облигации обеспечивают инвестору два вида доходов:
1) значительный текущий доход;
2) существенный прирост вложенного
капитала.
При этом текущий доход возникает из
процентов, получаемых в течение срока, установленного условиями эмиссии. А
доход в виде прироста капитала возникает всякий раз, когда происходит падение
рыночной процентной ставки. Основное правило действий на рынке ценных бумаг
состоит в том, что движение рыночных процентных ставок и курсов облигаций
происходит в противоположных направлениях. Структуру рынка российских долговых
инструментов составляют внутренние рублевые облигации и еврооблигации.
Долгое время рынок российских облигаций
был чисто внутренним. Только с середины 90‑ых годов у России появилась
возможность выхода со своими долговыми инструментами на европейский рынок.
Государственные рублевые облигации и еврооблигации считаются одними из наименее
рискованных средств вложения капитала. В настоящее время доходность (а
следовательно, и риск) большинства этих долговых инструментов значительно
снизилась. Следовательно, они могут формировать консервативный или
умеренно-агрессивный портфель ценных бумаг.
Еврооблигации – долговой инструмент с
фиксированной доходностью, интересный прежде всего тем, что номинирован в
иностранной валюте и позволяет защитить капитал от девальвации рубля и получить
постоянный доход, превышающий темпы инфляции, что является весьма актуальным в
текущих условиях. (Следует оговориться, в последнее время появились
еврооблигации, номинированные в рублях).
Еврооблигации имеют значительно больший
потенциал, чем традиционные банковские депозиты, валюта или недвижимость.
В качестве эмитентов еврооблигаций выступают
ТОР‑30 российских банков и крупные российские корпорации, которые имеют
возможность выходить на западные рынки и привлекать заемные средства.
Доходности по бумагам очень привлекательны и могут существенно превышать ставки
по депозитам тех же банков при довольно высоком качестве заемщика.
Руководствуясь именно этими
соображениями, предприятием и был сформирован портфель инвестиций, состоящий
целиком из еврооблигаций различных эмитентов.
К марту 2009 года сложилась следующая
структура инвестиционного портфеля еврооблигаций ОАО «МХК «ЕвроХим»
(таблица 6).
Как видно из табл. 6, в структуре
портфеля компании насчитывается 23 вида еврооблигаций, характеризующихся
различным сроком погашения и доходностью от 1,9 до 22,64%. Портфель ОАО «МХК
«ЕвроХим» составляют как федеральные и муниципальные, так и корпоративные
еврооблигации, номинированные в долларах и евро. Общий размер портфеля в
долларовом эквиваленте составляет 14 360 тыс. у. е.
Удельный вес указанных типов облигаций
представлен в Приложении 2.
Из Приложения 2 видно, что наибольший удельный вес имеют
федеральные облигации (39%) и ценные бумаги корпораций отрасли телекоммуникаций
(29%).
Корпоративные облигации нефтегазовой отрасли занимают в
структуре инвестиционного портфеля еврооблигаций 13%, субфедеральные
(муниципальные) – 19%. Другие отрасли промышленности не представлены в
портфеле.
Удельный вес отдельных эмитентов по видам облигаций
представлен в Приложении 3.
Таблица 6. Структура портфеля еврооблигаций ОАО «МХК «ЕвроХим» 02.03.2009 г.