Дипломная работа: Экономическая деятельность железнодорожного транспорта России
Основные потоки каменного угля формируются в крупных угольных
регионах страны. Самую обширную зону сбыта имеет уголь Кузнецкого бассейна.
Кузнецкий уголь поступает на Урал, в Западную Сибирь, Поволжье, Центр. Угли
Печорского бассейна направляют в Череповец, Санкт-Петербург, Мурманск, Карелию.
Небольшая часть их идет в Центральный и Волго-Вятский районы. Южный Урал и
Поволжье обеспечиваются углем из Караганды и Экибастуза.[9]
Главные потоки сырой нефти образуются в Западно-Сибирском,
Волго-Уральском и Прикаспийском нефтедобывающих районах. Объемы и дальность
перевозок нефти зависят от размещения нефтеперерабатывающих заводов. Из
Западной Сибири сырую нефть транспортируют по железным дорогам, главным образом
на Дальний Восток, Южный Урал, на экспорт в страны Центральной Азии. Из
Волго-Уральского района нефть и нефтепродукты отправляют на запад, Северный
Кавказ и к Новороссийску, откуда они направляются на экспорт.[10]
Железные руды перевозятся главным образом внутри
экономических районов, в пределах крупнейших металлургических баз - Урала,
Кузбасса, Центрально-Черноземного и Северо-Западного районов. Межрайонные
потоки железной руды направляются из Казахстана и месторождений КМА на Урал, из
Восточной Сибири—в Кузбасс.[11]
В России основные отправители черных металлов — Урал,
Западная Сибирь, Центрально-Черноземный и Северный районы. Отсюда потоки
металла идут во все остальные районы. Встречные направления, по которым
поступают черные металлы, объясняются, с одной стороны, специализацией
металлургии, с другой - большим разнообразием марок стали и сортамента проката.
Лесные грузы отправляют с крупных станций, они перевозятся
почти по всем дорогам. Наиболее мощные потоки леса образуются на Сибирской
магистрали, линиях Архангельск — Вологда - Москва, Пенза - Лиски и Екатеринбург
— Орск - Канаш.[12]
Хлебные грузы формируются в лесостепных и степных районах
страны и направляются в густонаселенные зоны. Много зерна транспортируется по
дорогам Северного Кавказа, Поволжья, Западной Сибири. Зерно завозят
Центральный, Северо-Западный, Северный, Волго-Вятский и Дальневосточный районы.
Для зерна характерно географию пассажирских перевозок наибольшее влияние
оказывают размещение населения, расположение крупных экономических и культурных
центров и транспортной сети, основных курортов, санаториев и туристических баз.
По перевозкам пассажиров Россия занимает 3-е место в мире после Японии и Индии.
Пассажирооборот составляет 15% пассажирооборота мира.
Таблица 4. [13]
Основные показатели развития пассажирских перевозок
железнодорожным транспортом.
показатели |
1980г |
1985г |
1990г |
1999г |
2009г |
Перевезено
пассажиров, млн человек |
2971 |
3036 |
3143 |
1833 |
1419 |
В
том числе: в междугородном сообщении, млн человек |
216 |
236 |
261 |
157 |
138 |
в
пригородном сообщении, млн человек |
2755 |
2799 |
2882 |
1676 |
1280 |
Пассажирооборот,
млрд пассажирокилометров |
227 |
246 |
274 |
192 |
167 |
В
том числе: в междугородном сообщении, млрд пассажирокилометров |
|
|
182,6 |
113,5 |
116,2 |
в
пригородном сообщении, млрд пассажирокилометров |
- |
- |
91,9 |
78,8 |
50,8 |
Интенсивность
перевозок пассажиров, тыс. пассажирокилометров на 1 км |
2747 |
2900 |
3148 |
2200 |
1941 |
За период 1980—2009 гг. в 2 раза сократились перевозки
пассажиров. В общем объеме пассажирских перевозок удельный вес пригородных
перевозок составил 90%.[14]
Пассажирские перевозки по отдельным районам неравномерны,
поэтому и загрузка железнодорожного транспорта пассажирскими перевозками также
неодинакова.
Основная масса пригородных пассажироперевозок приходится на
зоны Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга,
Ростова-на-Дону и других городов. Наиболее высока их интенсивность в
Центральном, Северо-Западном, Уральском районах. В восточных регионах
пригородное железнодорожное сообщение развито слабо, за исключением
Новосибирска и Владивостока. В дальних перевозках пассажиров преобладающее
значение имеют два направления: южное (от Москвы через Черноземный центр на
Крым и Кавказ) и восточное (от Москвы через Поволжье, Урал, Сибирь на Дальний
Восток). Значительны также пассажиропотоки по направлениям из Москвы к
Санкт-Петербургу, в Поволжье и новые независимые государства — Украину,
Казахстан, а также в Центральную Азию.
Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог
сосредоточена в европейской части России. Она складывалась под влиянием
географического положения Москвы, портовых городов на Балтийском и Черном
морях, расположения угольной и металлургической баз Украины и Урала. Современная
железнодорожная сеть России тесно связана с железными дорогами новых
независимых государств. Эти связи нельзя недооценивать.[15]
В центральных районах образовалась радиально-кольцевая
система транспортной сети. От Москвы железные дороги лучеобразно расходятся по
12 направлениям, а на некотором расстоянии от нее соединяются кольцевыми
линиями.
В Сибири и на Дальнем Востоке железнодорожная есть менее
развита, ее конфигурация имеет широтное направление. В постомных районах
основная Транссибирская магистраль проходит от Челябинска до Владивостока.
Между Западной Сибирью и Уралом через Северный Казахстан проложены параллельные
железнодорожные линии — Южно-Сибирская и Средне-Сибирская.
В Восточной Сибири и на Дальнем Востоке завершено
строительство Байкало-Амурской магистрали, открывшей второй выход к бассейну
Тихого океана. Протяженность трассы от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре
составляет 3145 км. [16]
На западе БАМ соединилась с Транссибирской магистралью
участком Уст-Кут—Тайшет, а на востоке ее продолжает дорога Комсомольск-на-Амуре
- Советская Гавань. Ответвления от основной трассы свяжут БАМ с районами
богатейших природных ресурсов. Так, для перевозки углей Южно-Якутского бассейна
и других грузов построена ветка Вам — Тында — Беркакит протяженностью 397 км.
Ее продолжением будет линия Беркакит - Томмот — Якутск, а также железнодорожная
ветка до Нерюнгринского угольного месторождения. [17]
В Читинской области сдана в эксплуатацию дорога к Чинейскому
месторождению титано-магнетитовых руд и строится новая ветка к Удоканскому
медно-рудному месторождению. В Республике Саха (Якутия) приступили к прокладке
путей к Эльгинскому месторождению коксующихся углей. Освоение этих
месторождений позволит увеличить объемы перевозок по БАМу.
Сибирь и Дальний Восток по Транссибу (от ст. Арысь до
Новосибирска), Трансказахстанской магистрали (Чу — Астана — Петропавловск) и
линии Ташкент — Оренбург имеют транспортно-экономические связи с Казахстаном и
странами Центральной Азии.
Географическая структура транспортной сети России предельно
проста. Существует Главный транспортный коридор, пересекающий страну с северо-запада
(от Санкт-Петербурга) юго-восток (до Владивостока, через Москву, Нижний
Новгород, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск).
К этому широтному коридору присоединены меридиональные
транспортные оси севе юг и юг- север, большинство из которых представлены
крупными реками либо транспортными коридорами вдоль долин крут рек. Пересечение
Главного коридора с транспортными осями приводит к формированию крупных
транспортных узлов. Поток «древовидной» транспортной сети осуществляется
подавляет большинство внутрироссийских перемещений. Выход во внешний мир
осуществляется через морские порты (Архангельск, Мурманск, Санкт-Петербург, Таганрог,
Новороссийск, Астрахань, Владивосток), количество которых и пропускная
способность явно недостаточны для обеспечения внешних связей, а также
сухопутные транспортные системы сопредельных государств (Беларуси, Украины,
Казахстана).[18]
Поэтому рост внешнеэкономических связей будет физически
возможен только при дальнейшем развитии транспортной сети и поддержании
эффективного сотрудничества с сопредельными государствами.
В процессе производства и потребления продукции между
различными отраслями народного хозяйства и экономическими районами складываются
транспортно-экономические связи, определяющие объем, направление и структуру
грузопотоков. В свою очередь, направление и мощность транспортно-экономических
связей зависят от особенностей географического положения отдельных районов,
себестоимости производства и перевозок.
Каждый продукт имеет свой район производства и зону сбыта. Из
нескольких сотен наименований перевозимых грузов выделяются 8 групп грузов,
которые в перевозках железнодорожного и водного транспорта занимают свыше 80%.
Эти виды грузов относятся к массовым, их перевозки определяют грузооборот.
Размеры транспортных потоков массовых грузов (каменного угля, нефти и
нефтепродуктов, лесных и хлебных грузов) зависят от размещения основных баз
производства, основных районов потребления, а также внешнеторговых
потребностей.[19]
В транспортной системе России железные дороги занимают
ведущее положение, тогда как в большинстве других государств удельный вес
железнодорожных перевозок ниже. Соизмеримы с российскими показателями по доле
железных дорог в грузообороте всех видов транспорта, лишь Канада (73%) и США
(50%), по доле в пассажирообороте Япония (31%). Уровень конкуренции между
различными видами транспорта в России, намного ниже, чем в остальных странах
мира. Это очень важный фактор, который необходимо учитывать при выборе модели
организации железнодорожной отрасли.
Размещается железнодорожный транспорт неравномерно. Густой и
разветвленной железнодорожной сетью обладает европейская часть страны.
Конфигурация сети - радиально-кольцевая с центром в Москве. От Московского
железнодорожного узла отходят основные магистрали в направлении Донбасса,
Одессы, Чопа, Казани, Самары, Саратова, Волгограда, Минска, Риги,
Санкт-Петербурга, Архангельска и др. В восточной части страны железнодорожная
сеть имеет ярко выраженное широтное направление малой разветвленностью.
Важнейшей магистралью, связываюшей Центр с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком,
является Трансконтинентальная железная дорога: Москва — Рязань— Рузаевка —
Сызрань - Самара - Уфа - Челябинск – Иркутска — Хабаровск — Владивосток длиной
9332 км. Построена Байкало-Амурская магистраль, Усть-Кут -
Комсомольск-на-Амуре. Важное значение для России имеют Южно-Сибирская и
Среднесибирская железнодорожные магистрали, проходящие через территорию Казахстана.
В меридиональном направлении действует Тюмень — Сургут — Уренгой.[20]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|