Дипломная работа: Экономическая деятельность железнодорожного транспорта России
Железнодорожный транспорт
- особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного
хозяйства. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между
различными отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются
межгосударственные связи. Железнодорожный транспорт - необходимое условие и
материальная основа территориального разделения труда.
Влияние транспорта на развитие экономики проявляется в виде
транспортных издержек, без учета которых нельзя обеспечить эффективное
размещение производства. Транспортные затраты увеличивают стоимость
транспортируемой продукции. Отношение суммарных транспортных издержек и полной
стоимости продукции называют коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше
этот коэффициент, тем более транспортабельна продукция, а, следовательно, более
свободно по отношению к потребителю могут размещаться производства.
Для разных видов продукции доля транспортных затрат в
стоимости различна. Так, в стоимости топлива и строительных материалов она
составляет более 50%, железной руды и лесоматериалов - до 20%.
Транспорт зависит от общего уровня развития производительных
сил, от технического прогресса в общественном производстве.
Сравнительно велик удельный вес транспорта в важнейших
народно-хозяйственных показателях и в потреблении продукции других отраслей.
Так, в валовом продукте на долю транспорта и связи приходится около 4%, а доля
в основных производственных фондах страны составила 20%. Транспорт ежегодно
потребляет 8-10% электроэнергии, 17% топлива, 25% проката, 10% шиноматериалов,
произведенных в России.
Основные виды транспорта: железнодорожный, морской, речной,
автомобильный, воздушный и трубопроводный - образуют единую транспортную
систему Российской Федерации. Современная структура транспортной сети сложилась
под влиянием технико-экономических особенностей различных видов транспорта и экономико-географических
особенностей нашей страны. В составе транспортной системы каждый вид транспорта
имеет свои рациональные сферы применения. Формирование транспортной сети
обусловлено рядом социально-экономических факторов: развитием и размещением
хозяйства, городских поселений, направлением и мощностью основных
транспортно-экономических связей, расположением крупных курортных и
туристических объектов (табл. 2)
Рост протяженности путей сообщения Железнодорожного
транспорта в Российской Федерации (тыс. км).
Вид
транспорта
1980г.
1985г.
2000г.
2005
г.
2009 г.
Железнодорожные
пути, всего
149,0
157,0
160,0
151,0
139,0
В
том числе: общего пользования
83,0
85,0
87,0
87,0
86,0
В целом по России на 1000 км2 приходится 8,1 км
железных дорог, в том числе общего пользования — 5,0 км, внутренних судоходных
путей — 5,0 км, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием —
более 31 км, магистральных трубопроводов— 12,5 км.
Значение каждого вида транспорта в единой транспортной
системе определяется прежде всего его долей в общем грузо- и пассажирообороте.
Размер грузооборота зависит от уровня экономического развития страны или
района, размещения производительных сил, комплексности развития района,
концентрации производства, порайонного баланса производства и потребления.
Основное звено транспортной системы России — железнодорожный
транспорт — обеспечивает около 40% грузооборота и 43% пассажирооборота. Это
обусловлено соответствием главных магистралей основным
транспортно-экономическим связям, а в также технико-экономическими
преимуществами железнодорожного транспорта перед другими видами транспорта. В
общем грузообороте значителен удельный вес трубопроводного транспорта, а в пассажирообороте
— автомобильного и воздушного. Соотношение видов транспорта меняется в разных
районах и при перевозке различных грузов.[5]
Удельный вес отдельных видов транспорта в общем грузообороте
и пассажирообороте Российской Федерации.
Вид
транспорта
Удельный
вес в грузообороте
Удельный
вес в пассажирообороте
1995г.
2005г.
2009
г
1995
2005
2009
Железнодорожный
42,83
34,36
39,45
38,62
42,29
43,29
Морской
8,62
8,41
2,88
0,08
0,04
0,01
Внутренний
водный
3,63
2,55
1,87
0,68
0,25
0,23
Трубопроводный
43,73
53,76
55,07
-
-
-
Автомобильный
1,15
0,88
0,66
38,16
41,64
42,64
Воздушный
0,04
0,04
0,07
22,45
15,78
13,83
Структура грузооборота зависит от специализации экономических
районов, сочетания в них отраслей хозяйства, размещения крупных сырьевых и
топливных баз, степени развития перерабатывающей промышленности на привозном
топливе и сырье. Каждому экономическому району соответствует своя структура
грузовых перевозок. Регионы с межрайонным значением топливных и сырьевых баз
(Северный, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский) обладают активным транспортным
балансом, т.е. отправление грузов превышает их прибытие. Районы, где развита
преимущественно обрабатывающая промышленность (Центральный, Волго-Вятский,
Северо-Западный), имеют пассивный транспортный баланс — прибытие грузов
превышает их отправление.[7]
Наиболее грузонапряженные линии железных дорог находятся на
важных направлениях транспортно-экономических связей Центра с Уралом,
Поволжьем, Северо-Западом, Северным Кавказом; Кавказа с Поволжьем и Уралом;
Северо-Запада с Уралом; Урала с Сибирью и Дальним Востоком.
Преобладающие грузы — каменный уголь (27%), строительные
материалы (19 %), нефть (17 % ), руды (более 12 %), черные металлы (9 %), лес
(5 %), химические и минеральные удобрения (4 %), цемент и хлебные грузы (по
2,5%). Они составляют 4/5 общего отправления грузов
железнодорожным транспортом.[8]