рефераты бесплатно

МЕНЮ


Коммерческие банки дореволюционной России

разнообразных форм часто в невозможных соединениях, был всецело представлен

государственными банками разных наименований. Не в одной России государство

должно было выступить пионером в банковском деле, как и во многих других

областях хозяйственной жизни, например, в области фабрично-заводской

промышленности. Поэтому не в этом лежит печать оригинальности в развитии

российского банковского дела. Оригинально здесь то, что с 1733 г., когда в

России впервые правительство открывает банковские операции, и до 1864 г.,

то есть на пространстве 130 лет частная инициатива совершено была чужда

банковскому делу”.

2.2 Денежная реформа Канкрина.

В 1839 году установившийся к тому времени курс в 3 руб. 60 коп.

ассигнациями за серебряный рубль был объявлен постоянным, с принятием

серебряного рубля единственной монетной единицей. Решено было заменить

ассигнации, по означенному курсу, кредитными знаками, безостановочно

разменными на полноценную монету. В виде предварительной меры, в 1840 г.,

была открыта при коммерческом банки депозитная касса для приема золотой и

серебряной монеты и для выдачи вместо ее "депозитных билетов". Это было

сделано, с одной стороны, с целью накопления металлического фонда в банке,

с другой - чтобы приучить население к кредитным знакам, ходившим наравне с

золотом и серебром. Наконец, по манифесту 1843 г. было поступлено к обмену

всех ассигнаций и депозитных билетов на кредитные (вместо 596 млн. руб.

ассигнациями выдано было владельцам их 170 млн. руб. кредитными билетами

или серебром). Для обеспечения размена был образован достаточный

металлический фонд в 701/2, млн. руб. С каждым новым выпуском кредитных

билетов должен был соответственно возрастать и разменный фонд, составляя не

менее одной трети номинальной суммы выпущенных в обращение кредитных

билетов. В 1840-х годах это правило строго соблюдалось; еще в 1849 г., при

выпущенных в обращение кредитных билетах на 300 млн. руб., металлический

фонд равнялся 115 млн. руб. Эмиссионная операция осталась, однако, по-

прежнему всецело в руках казны, а не была предоставлена самостоятельному,

независимому от Министерства финансов эмиссионному банку. Вследствие этого,

при обычной нужде государственного казначейства в деньгах, кредитные билеты

скоро испытали судьбу прежних ассигнаций. С 1853 г. правительство начинает

пользоваться выпусками кредитных билетов для так называемого усиления

средств государственного казначейства, не соображаясь с звонкою

наличностью. Количество билетов в 1856 г. доходит уже до 509 млн. руб., а в

конце 1857 г. - до 735 млн. руб., при разменном фонде в 1411/2 млн. руб. В

виду недостаточности металлического фонда, уже в 1854 г. принимаются меры к

ограничению размена, который затем, к концу 1856 г., прекращается вовсе. С

тех пор кредитные билеты превращаются в бумажные деньги с принудительным

курсом. Усиление бумажно-денежного обращения не замедлило вызвать падение

курса кредитных билетов. С 1854 по 1861 гг. курс держался большей частью

около 91-93 мет. копеек за рубль бумажный. Обратившись, в 50-х годах, к

выпускам бумажных денег на военные надобности, правительство обещало изъять

эти выпуски из обращения немедленно по окончании войны; в апреле 1858 г.

действительно было сожжено на 60 млн. руб. кредитных билетов. Но мира эта

ни к чему не привела, так как вскоре затем последовал новый выпуск на сумму

88,5 млн. руб., для удовлетворения вкладчиков, которые стали усиленно

требовать из казенных кредитных учреждений возврата своих вкладов,

вследствие понижения % по банковым вкладам с 4 на 3%. С целью поднять курс

кредитного рубля была предпринята операция размена кредитных билетов. Так

как наличного металлического фонда (98 млн. руб., при 714 млн. кредитных

руб.) для этого было недостаточно, то для подкрепления разменного фонда был

заключен заграничный заем в 16 млн. фунтов стерлингов, а затем, с 1 мая

1862 г., был открыт размен кредитных билетов по возрастающему постепенно

курсу, объявляемому заранее; для начала ценность полуимпериала была

определена в 5 руб. 70 к., а ценность серебряного рубля - в 1101/2

кредитных коп.; затем, повышаясь, этот курс должен был дойти к 1 июля 1863

г. до 5 руб. 30 к. за полуимпериал и 103 к. за серебряный рубль. Поднять

курс открытием подобного искусственного размена удалось лишь на время, пока

были для него ресурсы. Кредитные билеты, под влиянием спекуляции, стали

массою предъявляться к размену, и к ноябрю 1863 г. была поглощена почти вся

сумма сделанного займа, а также часть прежнего металлического фонда. Размен

пришлось прекратить. Сумма кредитных билетов уменьшилась всего на 79,3 млн.

руб., из которых 45,6 млн. были сожжены, а остальное количество было потом

вновь выпущено в обращение. Вся операция обошлась государству в 107 млд.

руб. и увеличила процентный долг на 94,3 млн. руб. С 1863 по 1876 гг. курс

кредитных билетов держался около 80-85 коп. металл. Перед началом турецкой

войны Высочайшим повелением 25 октября 1876 г. разрешено было

государственному казначейству покрывать чрезвычайные расходы военного

времени "позаимствованиями" из государственного банка, а последнему, в свою

очередь, было предоставлено для этой цели выпускать кредитные билеты.

Отсюда получились кредитные билеты так называемого временного выпуска,

составившие к 1 января 1879 г. сумму 467,8 млн. руб. Последствием этого

было сильное падение курса бумажного рубля, со всеми обычными при том

явлениями: вздорожанием предметов потребления, жалобами на недостаток денег

в стране и т. п. В начале 1880х годов в правительственных сферах было вновь

обращено внимание на регулирование бумажно-денежного обращения. Временно

выпущенные билеты было решено, указом 1 января 1881 г., изъять из обращения

постепенно, в течение 8 лет, начиная с 1881 г., по 50 млн. руб. в год. Эта

мера, однако, была выполнена лишь отчасти: за кредитные билеты, выпущенные

во время войны, в 1881-1886 гг. было уплачено государственному банку всего

2431/2 млн. руб. На остальную сумму казначейство сдало банку

нереализованную ренту. Всего изъято было из обращения кредитных билетов на

сумму 87 млн. руб. С сентября 1887 г. сумма постоянного выпуска кредитных

билетов была увеличена с 7161/2 до 780 млн., металлическое покрытие - с

1711/2 до 211,5 млн. руб., а счет временно выпущенных билетов уменьшился до

266,6 млн. руб. 8 июля 1888 г. состоялось разрешение государственному банку

производить выпуски кредитных билетов под обеспечение золотом,

принадлежащим государственному казначейству или банку. Первый такой выпуск

был сделан в 1888 г. на 30 млн., которые в том же году были погашены. В

последующее время такие выпуски сделались довольно обычным явлением.

Крайнее падение нашего курса кредитного рубля за все прошлое время

приходится на июль 1887 г., когда полуимпериал (5 руб. 15 к. зол.) дошел до

8,46 кредитных рублей, т. е. лаж на золото составлял 68,40%. Берлинский

курс доходил до 164 марок за 100 руб.; в конце 1887 г. он поднялся до 175,1

мар., в 1888 г. - 208,25; в 1889 г. он поднимался временно до 260, а в

среднем был около 235; неурожай 1891 г. и опасения политических затруднений

вызвали падение курса до 200-210. В последнее время (1894-1895) курс нашего

рубля в Берлине колеблется в пределах 218-220, что объясняется в

значительной мере мероприятиями министерства финансов, направленными на

удержание за кредитным рублем означенного курса. По оценке на золото

стоимость кредитного рубля определяется, при таком курсе, немного выше 67

коп. золотом. По отчету государственного контроля к 1 янв. 1894 г.

оставалось кредитных билетов в обращении 1196281634 руб.; из них в

беспроцентном долгу за государственным казначейством числилось 568513456

руб. Для более верного представления о количестве действительно находящихся

в обращении кредитных билетов, необходимо иметь в виду, что оно менее

показываемой в данное время суммы билетов, выпущенных в обращение, на всю

сумму кредитных билетов находящихся в тоже время в кассах государственного

банка, а эти цифры колеблются между 50 и 250 млн. руб.

Важнейшим делом Канкрина было водворение в стране металлического

обращения посредством девальвации ассигнаций и замены их кредитными

билетами, разменными на звонкую монету (в 1843 г.). Он настаивал на крайней

бережливости в испрашивании и расходовании государственных средств; в 1836

г. образованы были даже особые комитеты для рассмотрения нормальных

расходов, которыми и была составлена нормальная роспись. Остановить

увеличение государственных расходов в период, переполненный военными

действиями, было, однако, невозможно; чрезвычайные потребности постоянно

порождали дефициты и новые финансовые затруднения. Чтобы выйти из них,

прибегали к обычным приемам - повышению старых налогов, учреждению новых и,

наконец, к государственному кредиту. Обращение к внешнему кредиту

совершалось с большой осторожностью, выпуск ассигнаций совсем не

практиковался; зато усиленно пользовались внутренним кредитом в виде

выпуска краткосрочных билетов государственного казначейства (серии,

созданные у нас Канкриным) и позаимствований у казенных кредитных

учреждений и комиссии погашения долгов.

Накануне отставки Канкрина государственный долг равнялся:

консолидированный - 862 миллиона рублей (возрос с 1723 г. на 703,5 миллиона

рублей), позаимствования у банков комиссии погашения долгов - 489,5

миллиона рублей (увеличились на 41 1,5 миллиона рублей), серии - 102

миллиона рублей, ассигнации - 595,8 миллиона рублей, всего 2049,5 миллиона

рублей ассигнациями. С уходом Канкрина дефициты снова начали расти,

затруднения в средствах увеличивались, пока, наконец, Крымская война не

вызвала финансового кризиса, заставившего опять прибегнуть к выпуску

бумажных денег.

Важнейшие из отдельных финансовых мероприятий царствования Николая 1:

восстановление питейного откупа, установление табачного налога в

бандерольной форме и налога на свекловичный сахар, издание

покровительственного таможенного тарифа, устройство денежной системы

установлением серебряного рубля как основной денежной единицы (1839),

переложение государственных доходов и платежей на серебро (1840).

2.3 Реформирование финансовой системы Бунге и Вышнеградским.

Намеченные в царствование Александра II важнейшие улучшения финансовой

системы удалось более или менее удачно осуществить только в последующие

царствования. Призванный в мае 1881 г. к должности министра финансов бывший

киевский профессор Н.Х. Бунге старался осуществить следующую программу:

приведение в равновесие доходов с расходами, путем соблюдения самой строгой

и разумной экономии; улучшение податной системы, посредством более

справедливого распределения налогов, соответственно действительной

налогоспособности плательщиков; покровительство всем отраслям народного

производства, в нем нуждающимся; развитие прочного и легко доступного всем

классам общества кредита; улучшение денежной системы, без стеснения

торговли и промышленности. Осенью 1881г. последовало Высочайшее повеление о

соблюдении всеми ведомствами строгой бережливости и о неуклонном исполнении

сметных правил. Все ежегодно повторяющиеся сверхсметные назначения

Высочайше повелено с 1883 г. вносить в смету. Этой мерой сокращены были

сверхсметные ассигнования вдвое (с 60 миллионов рублей до 30 миллионов

рублей), но не устранена недостаточность финансовых средств; все росписи

Н.Х. Бунге (за исключением 1883 г.) заключали в себе дефицит, а исполнение

их сопровождалось еще большим дефицитом (по росписям 1881 - 1886 годов

общая сумма дефицитов предполагалась в 104,2 миллиона рублей, в

действительности же она превысила 224 миллиона рублей), но несмотря на то,

что рост государственных расходов почти совсем приостановился (в 1881 г.

обыкновенные расходы составляли 734,3 миллиона рублей, в 1882 г. - 709, в

1883 г. - 723,7, в 1884 г. - 727,9, в 1885 г., без расходов по выкупной

операции - 749,4, в 1886 г. - 780 миллионов рублей).

Необходимость покрытия дефицитов, а также чрезвычайные расходы по

погашению временных выпусков кредитных билетов и по возобновившейся с 1881

г. постройке железных дорог, вынуждали приобретать средства путем новых

займов, которых было заключено, с 1881 по 1886 г., на сумму более 600

миллионов рублей. Таким образом Бунге не удалось привести в равновесие

государственный бюджет. Способ сведения росписей при нем ничем не отличался

от прежнего порядка, но сама роспись получила большую полноту и ясность,

вследствие включения в нее. в 1883 г., оборотов по железнодорожному фонду,

в 1885 г. - выкупных платежей и расходов по выкупной операции. Все успешнее

Бунге исполнил ту часть его программы, которая касалась улучшения податной

системы и которую он всегда признавал важнейшей целью своего управления.

для достижения этой цели были понижены выкупные платежи на 12 миллионов

рублей (с 1882 г.) и постепенно отменена, по указу 14 мая 1883 г., подушная

подать. Благодаря этим мерам, с крестьян было снято налогов на 53 миллиона

рублей, и хотя некоторая часть этой суммы опять пала на крестьян же,

вследствие повышения питейного налога и превращения оброчного сбора с

бывших государственных крестьян в выкупные платежи, в увеличенном размере,

но это не могло уменьшить принципиальные значения отмены подушного налога,

как меры, уничтожившей последний след рабства и открывшей путь к изменению

паспортной системы, круговой поруки и иных неблагоприятных условий

крестьянского строя. Понижение налогов с крестьян сопровождалось все

большим привлечением к обложению других, более имущих классов населения, до

тех пор изъятых от прямого обложения или недостаточно обложенных. В 1882 г.

установлен налог с имуществ, переходящих безмездными способами (т.е.

наследств и дарений), в 1885 г. - дополнительные сборы, 3-процентный и

раскладочный, с торговых и промышленных предприятий, и 5-процентный налог

на денежные капиталы; повышен поземельный налог и налог на недвижимые

имущества в городах. Вводя необходимую уравнительность в податную систему,

эти мероприятия, по мысли Бунге, должны были подготовлять почву для

введения со временем подоходного обложения. К той же цели должно было

клониться и учреждение особых местных органов финансового управления -

податных инспекторов, на которых возложено было наблюдение за правильностью

распределения прямых налогов и всестороннее изучение податных сил

населения.

Заслуга реформирования податной системы, проведенного Бунге, является

тем более высокой, что нужна была особая смелость, и даже

самоотверженность, чтобы решиться на отмену налогов в такое время, когда

бюджет страдал ежегодными крупными дефицитами. Финансовые мероприятия,

направленные на покровительство промышленности, заключались в повышении

ставок таможенного тарифа. При современном финансовом и экономическом

положении России Бунге видел в таможенных пошлинах не только источник

доходов и охрану промышленности, но и средство упрочения денежной единицы,

путем возможного улучшения в нашу пользу платежного баланса. Почти ежегодно

повышались пошлины по различным предметам ввоза и вывоза; наш таможенный

тариф, получивший уже с 1877 г., когда было установлено взимание пошлин

золотом, высокопошлинный характер, мало-помалу по многим статьям сделался

запретительным.

В области развития доступного населению кредита министерство Бунге

осуществило два важных мероприятия - устройство Крестьянского Поземельного

банка (в 1882 г.), целью которого было постановлено содействие крестьянам в

покупке земель, и учреждение (в 1885 г.) дворянского банка, для выдачи ссуд

дворянам на льготных условиях. В области улучшения денежной системы Н.Х.

Бунге сделал относительно немного. Важнейшей мерой было осуществление указа

1 января 1881 г. об уплате государственному банку долга за временно

выпущенные кредитные билеты, с целью изъятия их из обращения, причем только

часть этого долга была уплачена деньгами, а на остальную сумму сдана банку

нереализованная рента. В 1883 г., в видах привлечения монеты в обращение,

Бунге внес в Государственный совет представление о разрешении сделок на

золото и обращения звонкой монеты по курсу в платежах между казной и

частными лицами. В этом представлении, не имевшем успеха, выразилось

изменение взглядов правительства на способ восстановления металлического

обращения. до Русско-турецкой войны оно не могло отрешиться от мысли о

необходимости восстановить ценность кредитного рубля до al-pari;

представление 1883 г. свидетельствует о решимости отказаться от прежнего

воззрения.

C осени 1884 г. Бунге стал стремиться к увеличению сосредоточенного в

государственном банке запаса золота, посредством передачи ему поступающей в

таможенные платежи звонкой монеты (к 1 января 1895 г. было таким путем

собрано 30 миллионов рублей, к 1886 г. - 74,7 миллионов рублей, к 1887 г. -

88,4 миллиона рублей).

C именем Н.Х. Бунге связано и начало коренного переворота в

железнодорожной политике. С 1882 г. учреждается казенное управление в

Екатерининской, Ливенской и Баскунчакской железных дорогах. Эти первые

зачатки казенной железнодорожной сети начинают быстро развиваться, как на

счет переходящего в руки казны частных железных дорог, так и путем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.