Иностранные инвестиции в российской экономике
является результатом плохих оценок отдельных показателей. Если состояние
трудового законодательства, тарифных соглашений, квалификация работников
оцениваются на относительно среднем уровне, то трудовая дисциплина и
отношение к труду, соотношение между уровнями заработной платы и
производительностью труда – очень низко.
Россия обладает высокоразвитым научным потенциалом, хорошим уровнем
технологии и научных разработок, особенно в военном секторе.
В бывшем СССР работало более 5000 научно-исследовательских институтов,
основная часть которых сконцентрирована в России. Отечественные учёные
занимали передовые позиции во многих научно-технических исследованиях.
Примерами могут служить космические технологии, металлургия, исследования в
области экстремального холода, разработки медицинских инструментов,
селекционные работы в экстремальных климатических условиях.
К сожалению, сейчас в России положение в науке не только не улучшилось,
а резко ухудшилось в связи с сокращением финансирования научных
исследований из бюджета [9].
Россия хорошо обеспечена собственными естественными богатствами, сырьём
и энергией. Её территория (17 млн. кв. км) более чем в 7 раз превышает
территорию, которую занимают все страны ЕС.
Россия располагает значительными водными и растительными ресурсами, в
частности, она лидирует в обладании наиболее ценными в хозяйственном
отношении лесными богатствами. На её территории сосредоточены занимающие
одно из первых мест в мире запасы промысловых рыб и охотничьих животных.
Россия является крупнейшим производителем сырой нефти и природного
газа.
Однако состояние инфраструктуры можно оценить лишь как весьма
неудовлетворительное.
В России крайне низка плотность железных и шоссейных дорог (в 25 раз
ниже, чем в Германии, в 10 раз ниже, чем в Польше).
Россия значительно отстает от западных и многих восточноевропейских
стран по уровню развития телекоммуникаций. Если в Швеции на 100 жителей
приходится 63 телефонных аппарата, в США-50, в Японии-39, то в Росии-10
аппаратов.
По количеству компьютеров, подключенных к сетям связи, Россия отстает
от США примерно в 300-500 раз.
Можно заключить, что хотя Россия и обладает богатым ресурсным
потенциалом, реализация имеющихся здесь возможностей прямо связана с
протеканием экономических реформ, законодательной базой и политическим
климатом для инвестиций.
2.3.3 Уральский инвестиционный рынок
Большинство иностранных инвесторов, приезжавших в Россию некоторое
время назад, предпочитали работать только в Москве с московскими фирмами.
На первом этапе развития российских рынков и коммуникаций такое решение
могло быть оправданно. Пионеры инвестирования в Россию участвовали в
приватизационных аукционах московских предприятий, обрели контроль над
этими предприятиями и сейчас получают первые прибыли. Позже все больше и
больше иностранных инвесторов стали проявлять внимание к гигантским
российским предприятиям в нефтяной промышленности, металлургии,
производстве оборудования, к коммуникациям и т. д.
Однако с развитием рыночных отношений в России инвестирование в
регионы, и особенно в Уральский, стало более привлекательным, чем
инвестирование в Москве. Уральский регион со столицей в Екатеринбурге
находится на стыке Сибири, Средней Азии и европейской части России. Такое
ключевое положение делает регион важным коммуникационным узлом. Наличие
уникальных крупнейших в России металлургических и машиностроительных
предприятий позволяет называть Уральский регион жизненно важным для
экономического развития России.
Активная деятельность региональных властей по экономическому развитию
региона создала благоприятную обстановку для активной работы зарубежных
инвесторов. Это проявляется в следующем:
более 60% продукции и услуг производится на приватизированных
предприятиях и эта доля постоянно возрастает;
развертывается рынок ценных бумаг, как государственных, региональных и
муниципальных, так и корпоративных. Правительство региона постоянно
заботится о создании правовой защиты инвестиций, особенно зарубежных, в
регионе;
уральский регион является одним из немногих регионов России с развитой
инфраструктурой. Это объясняется тем, что резкое индустриальное развитие
региона началось только в 30-е годы двадцатого столетия, что позволило
использовать современные теории управления;
предприятия военно-промышленного комплекса частично акционированы и
делают попытки реализации конверсионных программ;
в регионе имеется значительное количество недостроенных объектов
промышленного и гражданского характера, которые могут стать основой новых
производств. Согласно региональной программе приватизации эти объекты могут
быть приобретены любыми предприятиями;
в регионе имеются высококвалифицированные рабочие кадры, которые
способны обеспечить высокий уровень качества продукции при невысокой
стоимости труда.
Все это создало уникальную возможность для взаимовыгодного
сотрудничества местных предприятий и иностранных инвесторов. Зарубежные
инвесторы уже проявляют интерес к акциям региональных энергетических
компаний, таких как Свердловэнерго, телекоммуникационных (Уралтелеком),
машиностроительных (Уралмаш), металлургических (Северский трубный завод,
различные медеплавильные комбинаты), которые давно перешли в разряд
“голубых фишек”. Ряд зарубежных компаний проявляет интерес к прямому
инвестированию в развитие местных предприятий. Так, например, “Пепси-кола”
строит завод по разливу напитков в Екатеринбурге. Европейские мебельные
компании переносят некоторые свои производства в Уральский регион.
2.4 Пути и способы привлечения иностранных инвестиций
Из вышеизложенного следует, что часть проблем лежит на государственном
уровне, часть – на корпоративном. На основе тщательного анализа реальной
значимости и возможностей устранения отмеченных препятствий на пути
привлечения иностранных инвестиций, формирования инновационной активности
предприятий и корпораций в России целесообразно в ближайшее время
сконцентрировать усилия на решении следующих проблем:
обеспечить завершенность институционной системы привлечения иностранных
инвестиций путём выработки практической государственной программы по этому
направлению и её всестороннего законодательного обеспечения;
устранить недостатки закона о разделе продукции и неопределенности его
применения на практике вследствие отсутствия других необходимых нормативных
документов;
добиваться завершенности земельной реформы и установления твёрдых прав
для физических и юридических лиц продавать и покупать землю, а также
использовать её в качестве залога;
существенно упростить и либерализовать налоговое законодательство,
включая пересмотр чрезмерно высоких ставок налогов, сборов и других
обязательных отчислений, в том числе в сфере внешнеэкономической
деятельности;
обеспечить устойчивость таможенного режима и существенно упростить его с
тем, чтобы таможенные правила не препятствовали притоку в Россию передовой
техники и технологии, не изменялись в течение коротких периодов времени;
добиться согласованности интересов и устранить причины их столкновений во
взаимодействии федеральных, региональных и местных властей с тем, чтобы
устранить атмосферу неопределенности и правовой незащищенности бизнеса, в
том числе в части защиты прав интеллектуальной собственности в его
взаимоотношении с органами власти;
установить надёжный порядок в платёжно-расчётной системе, обеспечивающий
бесперебойное проведение расчётов на территории всей страны;
обеспечить общую надёжность банковской системы и устранить причины
подверженности кредитно-финансовой сферы злоупотреблениям, подрывающие
основы нормальной и устойчивой хозяйственной деятельности в России;
создать действенную систему поддержки и гарантий со стороны государства в
отношении предпринимателей, в особенности в сфере малого бизнеса.
Есть все основания утверждать, что работа по улучшению российского
законодательства в указанных областях, хотя и медленно, по сравнению с
другими странами, но продвигается в позитивном направлении, что
способствует улучшению инвестиционного климата в России. Можно полагать,
что уже действующее законодательство и состоявшееся продвижение России по
пути создания рыночной экономики создали ту необходимую основу для
активного внешнеторгового сотрудничества и притока иностранных инвестиций,
расширяя и упрочивая которую, можно добиться в области инновационной
деятельности значительных результатов.
Исходя из баланса соотношения риск – возможности и его прогноза,
корпорация (инвестор) выстраивает стратегию выхода на рынок или присутствия
на нём. С формализованной точки зрения схемы и стадии (от простого к более
сложному) можно выделить: фазу предварительного интереса (исходя из
глобальной стратегии компания несёт расходы на общую информацию о новом
рынке), исследовательскую фазу (компания проявила интерес и проводит
исследование рынка), фазу разведки или простой торговли (импорт через
контрпартнёра, открытие представительства, вендорные отношения, вложения в
коммуникационный маркетинг (реклама), в инфраструктуру (склад, сервис). На
более высокой стадии предполагается участие инвесторов в акционерном
капитале (влияние на управление), долгосрочные портфельные инвестиции,
создание совместных предприятий с российским партнёром (альянс,
кооперация), организация местного производства (кооперация, отвёрточная
сборка, упаковка). Наконец, высшая качественная инвестиционная стадия:
сделки слияния и поглощения, организация производства “с нуля” (капитальное
строительство, фирмы со 100-процентным иностранным капиталом и т.п.),
производство и реэкспортные поставки конкурентоспособной продукции,
произведённой в данной стране, в другие страны.
Однако, на фоне неблагоприятных условий инвестиционного процесса
выясняется, что инвестиционный процесс в России за десятилетие реформ успел-
таки пройти через цепочку начальных стадий. Это значит, что основные
инвесторы, выбравшие долгосрочные стратегии, успели наладить в России
местное производство и от кризиса 1998-1999 годов даже выиграли.
По данным Госкомстата и Министерства экономического развития и
торговли, по состоянию на конец 2000 года в российскую экономику поступили
инвестиции из 98 стран. Объем прямых иностранных инвестиций составил около
двух миллиардов долларов. Основной объем инвестиций поступил из США,
Германии, Кипра, Нидерландов, Франции, Швейцарии и Великобритании.
Аналогичная тенденция сохранялась и в 2001г [10].
По объему привлечённых инвестиций лидируют сфера управления,
топливная и пищевая промышленность, торговля и общественное питание,
машиностроение, металлообрабатывающая промышленность, а также транспорт,
связь, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность,
цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность.
Общий накопленный объем иностранных инвестиций в эти секторы
экономики составил 22 миллиарда долларов, или 85% от общего объема всех
привлечённых в Россию инвестиций, что показано на рисунке 1.
[pic]
Рисунок 1 – Распределение объема иностранных инвестиций в отрасли
российской экономики
В приложении Б рассматриваются наиболее привлекательные регионы для
иностранных инвесторов, это Москва, Санкт-Петербург, Московская область,
Краснодарский край, Сахалинская область, Татарстан и Тюменская область.
[pic]
Рисунок 2 – Распределение доли объёма всех иностранных инвестиций
Однако останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимо вырабатывать
новые и совершенствовать имеющиеся каналы привлечения инвестиций, в первую
очередь прямых иностранных инвестиций, составляющих основу современного
инновационного трансферта технологий.
В настоящее время перед Россией стоит сложная задача: привлечь в страну
иностранный капитал с учётом его собственных стимулов и одновременно
ориентируя его мерами экономического регулирования на достижение
национальных целей. Для этого необходимо проведение согласованного
комплекса мер в законодательной и административной сфере, направленных на
максимально полное раскрытие и использование инвестиционного потенциала
экономики и повышение её привлекательности прежде всего для прямых
инвестиций иностранных инвесторов.
Суммируя все выше сказанное, можно выделить следующие меры,
направленные на привлечение прямых инвестиций:
базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;
правовые и административные основы деятельности иностранных
инвесторов;
специфические стимулы для ПИИ.
Для конкретного изменения сложившейся в России ситуации и
интенсификации притока ПИИ необходимо пересмотреть политику в области
иностранных инвестиций. Кардинальные сдвиги в политике привлечения ПИИ
предполагают использование принятых в мире принципов в отношении
иностранных инвестиций, пересмотр приоритетов в отношении сфер приложения
инвестиций. Россия не имеет возможности осуществлять стимулирование ПИИ в
значительных масштабах. Ограниченность средств требует чёткого решения
таких вопросов, как методы стимулирования, на какие цели должны тратиться
средства, приоритетные области привлечения ПИИ, кому, на каких условиях и
кем могут предоставляться льготы.
В условиях несовершенного инвестиционного климата определённой
трансформации должны подвергнуться и традиционные подходы к выбору
отраслевых приоритетов инвестиционной политики. При относительно низкой
инфляции, стабильной мотивации к производственному накоплению к их числу
следует отнести экспортный потенциал; перспективы спроса на продукцию
отрасли на внутреннем рынке, степень содействия переходу к новому
технологическому укладу; минимизацию зависимости от импорта; разработку и
применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий.
Учитывая, что сложившаяся в экономике России ситуация
характеризуется острым инвестиционным кризисом, первоочередной задачей
является запуск механизма инвестиционного мультипликатора,
предопределяющего государственную поддержку высокоэффективных и
быстроокупаемых инвестиционных проектов независимо от их отраслевой
принадлежности. Их реализация позволит улучшить инвестиционную конъюнктуру
за счёт “перелива” инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевого
взаимодействия.
Действующее российское законодательство в отношении ПИИ далеко не
во всём соответствует требованиям международной практики и глобальной
тенденции либерализации режима привлечения ПИИ. Более того, российское
инвестиционное законодательство в области привлечения ПИИ по своей
“привлекательности” значительно уступает законодательствам многих других
стран, конкурирующих с Россией в области привлечения ПИИ.
Деятельность по созданию правовой базы привлечения ПИИ в экономику
России должна осуществляться путём решения следующих взаимосвязанных
проблем:
подготовка и принятие отсутствующих законодательных актов,
призванных заполнить существующий вакуум в правовом механизме привлечения
ПИИ в экономику России (законы “Об инвестиционных договорах государства”,
”О регистрации коммерческих организаций”);
внесение дополнений и уточнений в законодательные акты, принятые в
предшествующие годы, с целью дальнейшего совершенствования и адаптации к
подписанным Российской Федерацией международным соглашениям (в первую
очередь, это касается законов “Об иностранных инвестициях в Российской
Федерации”, “О СРП”, “О недрах”);
принятие подзаконных актов (постановлений Правительства РФ,
ведомственных инструкций и т.д.), направленных на реализацию положений
законодательства, регулирующего условия входа на рынок и деятельности
иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
Базовый закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”,
несмотря на ряд существенных правовых нововведений, страдает заметными
недостатками и по отдельным позициям представляет собой шаг назад по
сравнению с существовавшей ранее нормативной базой регулирования
иностранных инвестиций. В связи с этим в ближайшее время необходимо принять
закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об
иностранных инвестициях в Российской Федерации”, призванный скорректировать
имеющиеся в действующем законе просчёты, снижающие его эффективность в
качестве базового правового акта, призванного обеспечить благоприятные
условия для притока ПИИ в национальную экономику.
Не менее проблемным является Соглашение о разделе продукции. Всего
утверждённый законом перечень месторождений, которые могут разрабатываться
на условиях СРП, включает 27 участков недр. Из них 21 – это нефтяные
месторождения, два газовых, три золотоносных и одно железорудное.
По закону, на условиях СРП можно разрабатывать только 30% от
разведанных запасов российских полезных ископаемых. При добыче нефти эта
квота уже почти использована на 26,5%. При этом в правительстве имеются
планы включения в список СРП 16 новых месторождений, из которых 13 –нефти,
два –золота и одно – горючих сланцев.
Возможность получения месторождения стратегического значения служит
исключительным стимулом для потенциальных инвесторов.
Помимо несовершенства законодательной базы одной из наиболее сложных
проблем в аспекте привлечения инвестиций является организация страхования
иностранных инвесторов от некоммерческих рисков. Вкладывая капитал в
российские активы, инвесторы требуют дополнительной премии в размере 20-45%
годовых по сравнению с инвестициями в аналогичные активы в странах с
рыночной экономикой. Среди важнейших составляющих российского страхового
риска – неадекватная защита прав собственности, низкая платёжная
дисциплина, значительное распространение коррупции и преступности. Поэтому
в ближайшей перспективе для привлечения ПИИ в экономику страны
целесообразно использовать комплекс мер, направленных на снижение
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|