рефераты бесплатно

МЕНЮ


Иностранные инвестиции в российской экономике

является результатом плохих оценок отдельных показателей. Если состояние

трудового законодательства, тарифных соглашений, квалификация работников

оцениваются на относительно среднем уровне, то трудовая дисциплина и

отношение к труду, соотношение между уровнями заработной платы и

производительностью труда – очень низко.

Россия обладает высокоразвитым научным потенциалом, хорошим уровнем

технологии и научных разработок, особенно в военном секторе.

В бывшем СССР работало более 5000 научно-исследовательских институтов,

основная часть которых сконцентрирована в России. Отечественные учёные

занимали передовые позиции во многих научно-технических исследованиях.

Примерами могут служить космические технологии, металлургия, исследования в

области экстремального холода, разработки медицинских инструментов,

селекционные работы в экстремальных климатических условиях.

К сожалению, сейчас в России положение в науке не только не улучшилось,

а резко ухудшилось в связи с сокращением финансирования научных

исследований из бюджета [9].

Россия хорошо обеспечена собственными естественными богатствами, сырьём

и энергией. Её территория (17 млн. кв. км) более чем в 7 раз превышает

территорию, которую занимают все страны ЕС.

Россия располагает значительными водными и растительными ресурсами, в

частности, она лидирует в обладании наиболее ценными в хозяйственном

отношении лесными богатствами. На её территории сосредоточены занимающие

одно из первых мест в мире запасы промысловых рыб и охотничьих животных.

Россия является крупнейшим производителем сырой нефти и природного

газа.

Однако состояние инфраструктуры можно оценить лишь как весьма

неудовлетворительное.

В России крайне низка плотность железных и шоссейных дорог (в 25 раз

ниже, чем в Германии, в 10 раз ниже, чем в Польше).

Россия значительно отстает от западных и многих восточноевропейских

стран по уровню развития телекоммуникаций. Если в Швеции на 100 жителей

приходится 63 телефонных аппарата, в США-50, в Японии-39, то в Росии-10

аппаратов.

По количеству компьютеров, подключенных к сетям связи, Россия отстает

от США примерно в 300-500 раз.

Можно заключить, что хотя Россия и обладает богатым ресурсным

потенциалом, реализация имеющихся здесь возможностей прямо связана с

протеканием экономических реформ, законодательной базой и политическим

климатом для инвестиций.

2.3.3 Уральский инвестиционный рынок

Большинство иностранных инвесторов, приезжавших в Россию некоторое

время назад, предпочитали работать только в Москве с московскими фирмами.

На первом этапе развития российских рынков и коммуникаций такое решение

могло быть оправданно. Пионеры инвестирования в Россию участвовали в

приватизационных аукционах московских предприятий, обрели контроль над

этими предприятиями и сейчас получают первые прибыли. Позже все больше и

больше иностранных инвесторов стали проявлять внимание к гигантским

российским предприятиям в нефтяной промышленности, металлургии,

производстве оборудования, к коммуникациям и т. д.

Однако с развитием рыночных отношений в России инвестирование в

регионы, и особенно в Уральский, стало более привлекательным, чем

инвестирование в Москве. Уральский регион со столицей в Екатеринбурге

находится на стыке Сибири, Средней Азии и европейской части России. Такое

ключевое положение делает регион важным коммуникационным узлом. Наличие

уникальных крупнейших в России металлургических и машиностроительных

предприятий позволяет называть Уральский регион жизненно важным для

экономического развития России.

Активная деятельность региональных властей по экономическому развитию

региона создала благоприятную обстановку для активной работы зарубежных

инвесторов. Это проявляется в следующем:

более 60% продукции и услуг производится на приватизированных

предприятиях и эта доля постоянно возрастает;

развертывается рынок ценных бумаг, как государственных, региональных и

муниципальных, так и корпоративных. Правительство региона постоянно

заботится о создании правовой защиты инвестиций, особенно зарубежных, в

регионе;

уральский регион является одним из немногих регионов России с развитой

инфраструктурой. Это объясняется тем, что резкое индустриальное развитие

региона началось только в 30-е годы двадцатого столетия, что позволило

использовать современные теории управления;

предприятия военно-промышленного комплекса частично акционированы и

делают попытки реализации конверсионных программ;

в регионе имеется значительное количество недостроенных объектов

промышленного и гражданского характера, которые могут стать основой новых

производств. Согласно региональной программе приватизации эти объекты могут

быть приобретены любыми предприятиями;

в регионе имеются высококвалифицированные рабочие кадры, которые

способны обеспечить высокий уровень качества продукции при невысокой

стоимости труда.

Все это создало уникальную возможность для взаимовыгодного

сотрудничества местных предприятий и иностранных инвесторов. Зарубежные

инвесторы уже проявляют интерес к акциям региональных энергетических

компаний, таких как Свердловэнерго, телекоммуникационных (Уралтелеком),

машиностроительных (Уралмаш), металлургических (Северский трубный завод,

различные медеплавильные комбинаты), которые давно перешли в разряд

“голубых фишек”. Ряд зарубежных компаний проявляет интерес к прямому

инвестированию в развитие местных предприятий. Так, например, “Пепси-кола”

строит завод по разливу напитков в Екатеринбурге. Европейские мебельные

компании переносят некоторые свои производства в Уральский регион.

2.4 Пути и способы привлечения иностранных инвестиций

Из вышеизложенного следует, что часть проблем лежит на государственном

уровне, часть – на корпоративном. На основе тщательного анализа реальной

значимости и возможностей устранения отмеченных препятствий на пути

привлечения иностранных инвестиций, формирования инновационной активности

предприятий и корпораций в России целесообразно в ближайшее время

сконцентрировать усилия на решении следующих проблем:

обеспечить завершенность институционной системы привлечения иностранных

инвестиций путём выработки практической государственной программы по этому

направлению и её всестороннего законодательного обеспечения;

устранить недостатки закона о разделе продукции и неопределенности его

применения на практике вследствие отсутствия других необходимых нормативных

документов;

добиваться завершенности земельной реформы и установления твёрдых прав

для физических и юридических лиц продавать и покупать землю, а также

использовать её в качестве залога;

существенно упростить и либерализовать налоговое законодательство,

включая пересмотр чрезмерно высоких ставок налогов, сборов и других

обязательных отчислений, в том числе в сфере внешнеэкономической

деятельности;

обеспечить устойчивость таможенного режима и существенно упростить его с

тем, чтобы таможенные правила не препятствовали притоку в Россию передовой

техники и технологии, не изменялись в течение коротких периодов времени;

добиться согласованности интересов и устранить причины их столкновений во

взаимодействии федеральных, региональных и местных властей с тем, чтобы

устранить атмосферу неопределенности и правовой незащищенности бизнеса, в

том числе в части защиты прав интеллектуальной собственности в его

взаимоотношении с органами власти;

установить надёжный порядок в платёжно-расчётной системе, обеспечивающий

бесперебойное проведение расчётов на территории всей страны;

обеспечить общую надёжность банковской системы и устранить причины

подверженности кредитно-финансовой сферы злоупотреблениям, подрывающие

основы нормальной и устойчивой хозяйственной деятельности в России;

создать действенную систему поддержки и гарантий со стороны государства в

отношении предпринимателей, в особенности в сфере малого бизнеса.

Есть все основания утверждать, что работа по улучшению российского

законодательства в указанных областях, хотя и медленно, по сравнению с

другими странами, но продвигается в позитивном направлении, что

способствует улучшению инвестиционного климата в России. Можно полагать,

что уже действующее законодательство и состоявшееся продвижение России по

пути создания рыночной экономики создали ту необходимую основу для

активного внешнеторгового сотрудничества и притока иностранных инвестиций,

расширяя и упрочивая которую, можно добиться в области инновационной

деятельности значительных результатов.

Исходя из баланса соотношения риск – возможности и его прогноза,

корпорация (инвестор) выстраивает стратегию выхода на рынок или присутствия

на нём. С формализованной точки зрения схемы и стадии (от простого к более

сложному) можно выделить: фазу предварительного интереса (исходя из

глобальной стратегии компания несёт расходы на общую информацию о новом

рынке), исследовательскую фазу (компания проявила интерес и проводит

исследование рынка), фазу разведки или простой торговли (импорт через

контрпартнёра, открытие представительства, вендорные отношения, вложения в

коммуникационный маркетинг (реклама), в инфраструктуру (склад, сервис). На

более высокой стадии предполагается участие инвесторов в акционерном

капитале (влияние на управление), долгосрочные портфельные инвестиции,

создание совместных предприятий с российским партнёром (альянс,

кооперация), организация местного производства (кооперация, отвёрточная

сборка, упаковка). Наконец, высшая качественная инвестиционная стадия:

сделки слияния и поглощения, организация производства “с нуля” (капитальное

строительство, фирмы со 100-процентным иностранным капиталом и т.п.),

производство и реэкспортные поставки конкурентоспособной продукции,

произведённой в данной стране, в другие страны.

Однако, на фоне неблагоприятных условий инвестиционного процесса

выясняется, что инвестиционный процесс в России за десятилетие реформ успел-

таки пройти через цепочку начальных стадий. Это значит, что основные

инвесторы, выбравшие долгосрочные стратегии, успели наладить в России

местное производство и от кризиса 1998-1999 годов даже выиграли.

По данным Госкомстата и Министерства экономического развития и

торговли, по состоянию на конец 2000 года в российскую экономику поступили

инвестиции из 98 стран. Объем прямых иностранных инвестиций составил около

двух миллиардов долларов. Основной объем инвестиций поступил из США,

Германии, Кипра, Нидерландов, Франции, Швейцарии и Великобритании.

Аналогичная тенденция сохранялась и в 2001г [10].

По объему привлечённых инвестиций лидируют сфера управления,

топливная и пищевая промышленность, торговля и общественное питание,

машиностроение, металлообрабатывающая промышленность, а также транспорт,

связь, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность,

цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность.

Общий накопленный объем иностранных инвестиций в эти секторы

экономики составил 22 миллиарда долларов, или 85% от общего объема всех

привлечённых в Россию инвестиций, что показано на рисунке 1.

[pic]

Рисунок 1 – Распределение объема иностранных инвестиций в отрасли

российской экономики

В приложении Б рассматриваются наиболее привлекательные регионы для

иностранных инвесторов, это Москва, Санкт-Петербург, Московская область,

Краснодарский край, Сахалинская область, Татарстан и Тюменская область.

[pic]

Рисунок 2 – Распределение доли объёма всех иностранных инвестиций

Однако останавливаться на достигнутом нельзя. Необходимо вырабатывать

новые и совершенствовать имеющиеся каналы привлечения инвестиций, в первую

очередь прямых иностранных инвестиций, составляющих основу современного

инновационного трансферта технологий.

В настоящее время перед Россией стоит сложная задача: привлечь в страну

иностранный капитал с учётом его собственных стимулов и одновременно

ориентируя его мерами экономического регулирования на достижение

национальных целей. Для этого необходимо проведение согласованного

комплекса мер в законодательной и административной сфере, направленных на

максимально полное раскрытие и использование инвестиционного потенциала

экономики и повышение её привлекательности прежде всего для прямых

инвестиций иностранных инвесторов.

Суммируя все выше сказанное, можно выделить следующие меры,

направленные на привлечение прямых инвестиций:

базовые меры по созданию благоприятного инвестиционного климата;

правовые и административные основы деятельности иностранных

инвесторов;

специфические стимулы для ПИИ.

Для конкретного изменения сложившейся в России ситуации и

интенсификации притока ПИИ необходимо пересмотреть политику в области

иностранных инвестиций. Кардинальные сдвиги в политике привлечения ПИИ

предполагают использование принятых в мире принципов в отношении

иностранных инвестиций, пересмотр приоритетов в отношении сфер приложения

инвестиций. Россия не имеет возможности осуществлять стимулирование ПИИ в

значительных масштабах. Ограниченность средств требует чёткого решения

таких вопросов, как методы стимулирования, на какие цели должны тратиться

средства, приоритетные области привлечения ПИИ, кому, на каких условиях и

кем могут предоставляться льготы.

В условиях несовершенного инвестиционного климата определённой

трансформации должны подвергнуться и традиционные подходы к выбору

отраслевых приоритетов инвестиционной политики. При относительно низкой

инфляции, стабильной мотивации к производственному накоплению к их числу

следует отнести экспортный потенциал; перспективы спроса на продукцию

отрасли на внутреннем рынке, степень содействия переходу к новому

технологическому укладу; минимизацию зависимости от импорта; разработку и

применение малоотходных и ресурсосберегающих технологий.

Учитывая, что сложившаяся в экономике России ситуация

характеризуется острым инвестиционным кризисом, первоочередной задачей

является запуск механизма инвестиционного мультипликатора,

предопределяющего государственную поддержку высокоэффективных и

быстроокупаемых инвестиционных проектов независимо от их отраслевой

принадлежности. Их реализация позволит улучшить инвестиционную конъюнктуру

за счёт “перелива” инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевого

взаимодействия.

Действующее российское законодательство в отношении ПИИ далеко не

во всём соответствует требованиям международной практики и глобальной

тенденции либерализации режима привлечения ПИИ. Более того, российское

инвестиционное законодательство в области привлечения ПИИ по своей

“привлекательности” значительно уступает законодательствам многих других

стран, конкурирующих с Россией в области привлечения ПИИ.

Деятельность по созданию правовой базы привлечения ПИИ в экономику

России должна осуществляться путём решения следующих взаимосвязанных

проблем:

подготовка и принятие отсутствующих законодательных актов,

призванных заполнить существующий вакуум в правовом механизме привлечения

ПИИ в экономику России (законы “Об инвестиционных договорах государства”,

”О регистрации коммерческих организаций”);

внесение дополнений и уточнений в законодательные акты, принятые в

предшествующие годы, с целью дальнейшего совершенствования и адаптации к

подписанным Российской Федерацией международным соглашениям (в первую

очередь, это касается законов “Об иностранных инвестициях в Российской

Федерации”, “О СРП”, “О недрах”);

принятие подзаконных актов (постановлений Правительства РФ,

ведомственных инструкций и т.д.), направленных на реализацию положений

законодательства, регулирующего условия входа на рынок и деятельности

иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.

Базовый закон “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”,

несмотря на ряд существенных правовых нововведений, страдает заметными

недостатками и по отдельным позициям представляет собой шаг назад по

сравнению с существовавшей ранее нормативной базой регулирования

иностранных инвестиций. В связи с этим в ближайшее время необходимо принять

закон “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об

иностранных инвестициях в Российской Федерации”, призванный скорректировать

имеющиеся в действующем законе просчёты, снижающие его эффективность в

качестве базового правового акта, призванного обеспечить благоприятные

условия для притока ПИИ в национальную экономику.

Не менее проблемным является Соглашение о разделе продукции. Всего

утверждённый законом перечень месторождений, которые могут разрабатываться

на условиях СРП, включает 27 участков недр. Из них 21 – это нефтяные

месторождения, два газовых, три золотоносных и одно железорудное.

По закону, на условиях СРП можно разрабатывать только 30% от

разведанных запасов российских полезных ископаемых. При добыче нефти эта

квота уже почти использована на 26,5%. При этом в правительстве имеются

планы включения в список СРП 16 новых месторождений, из которых 13 –нефти,

два –золота и одно – горючих сланцев.

Возможность получения месторождения стратегического значения служит

исключительным стимулом для потенциальных инвесторов.

Помимо несовершенства законодательной базы одной из наиболее сложных

проблем в аспекте привлечения инвестиций является организация страхования

иностранных инвесторов от некоммерческих рисков. Вкладывая капитал в

российские активы, инвесторы требуют дополнительной премии в размере 20-45%

годовых по сравнению с инвестициями в аналогичные активы в странах с

рыночной экономикой. Среди важнейших составляющих российского страхового

риска – неадекватная защита прав собственности, низкая платёжная

дисциплина, значительное распространение коррупции и преступности. Поэтому

в ближайшей перспективе для привлечения ПИИ в экономику страны

целесообразно использовать комплекс мер, направленных на снижение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.