Накопление денежного капитала
министерствами финансов и центральными банками. В целях постоянного
финансирования государства центральный банк, коммерческие банки и другие
кредитно-финансовые институты скупали правительственные обязательства и тем
самым поддерживали относительную стабильность их курса.
Огромные размеры государственного долга наложили отпечаток на
функционирование частной кредитной системы. В послевоенные годы изменился
характер депозитов коммерческих банков и чекового обращения. В результате
покупки государственных ценных бумаг часть депозитов становится фиктивной,
денежная масса отрывается от потребностей производства, а большая часть
вновь выпущенных банкнот связана, как правило, с покупкой и продажей ценных
бумаг. При этом надо учитывать, что значительная часть государственного
долга, представленная краткосрочными векселями, превращается в депозиты или
наличные деньги и способствует развитию инфляции. Это явилось одним из
важных факторов раскручивания инфляционной спирали в США и Западной Европе
в 70-е и начале 80-х гг., когда отмечался наиболее высокий темп инфляции. В
США он достигал в годовом исчислении 12—13%, а в Западной Европе доходил до
20% и более. Таким образом, повышение темпов инфляции в значительной
степени вызвано непрерывным ростом бюджетного дефицита и государственного
долга.
Большой удельный вес в долге краткосрочных обязательств усиливает
зависимость правительственной фискальной политики от частного рынка
ссудного капитала. С одной стороны, сумма и сроки займов, уровень процента
и способ их размещения определяются конъюнктурой на рынке капитала, с
другой правительство вынуждено часто прибегать к рефинансированию своей
краткосрочной задолженности. В последнее время более четко проявляется
тенденция к расширению периодов быстрого роста государственного долга и
сокращению периодов его погашения, а погашение государственной
задолженности становится как менее регулярным, так и все менее значительным
по своим размерам.
Например, в США в послевоенные годы произошли качественные изменения в
государственном долге. С целью привлечения средств различных промышленных,
кредитно-финансовыых учреждений и индивидуальных лиц используются
государственные ценные бумаги нескольких видов: рыночные, нерыночные,
специальные выпуски.
Рыночные ценные бумаги, на долю которых приходится 2/3 всего долга и
которые свободно продаются и покупаются, представлены казначейскими
векселями, нотами и бонами.
Трудности размещения государственных ценных бумаг обусловили выпуск
нерыночных бумаг, состоящих из сберегательных бон и налоговых
сберегательных нот. Последние могут быть предъявлены к оплате в любой
момент по желанию вкладчика. Однако по действующим условиям при досрочном
предъявлении проценты резко снижаются. Главная цель выпуска нерыночных
бумаг состоит в широком привлечении денежных сбережений населения.
В странах Западной Европы и Японии степень развитости и дифференциации
государственных бумаг несколько ниже, чем в США, Канаде и Англии. Так, во
Франции, хотя и господствуют на рынке ценных бумаг государственные
облигации над частными акциями и облигациями, однако степень их выбора при
покупке довольно ограничена. В основном на рынке котируются и продаются
государственные облигации двух видов: казначейские боны и векселя.
Таким образом, каждая страна имеет свою специфику структуры
государственного долга, базирующуюся на гособлигациях различных видов.
В целях дальнейшей мобилизации денежных средств населения для
финансирования и рефинансирования государственного долга правительства
промышленно развитых стран неоднократно прибегали к выпуску «специальных
займов», размещаемых в государственных страховых и пенсионных фондах. Эти
бумаги нельзя передать другим лицам и организациям, но можно предъявить к
оплате по истечении одного года с момента их выпуска. Таким образом,
найдено еще одно средство для принудительного изъятия сбережений населения
и финансирования с их помощью государственных расходов разного рода,
включая и непроизводительные.
Наиболее важной особенностью структуры долга в 60 —70-х гг. стало
резкое сокращение долгосрочных и увеличение краткосрочных обязательств. Это
послужило одним из факторов усиления инфляции. Основная причина крена в
сторону краткосрочной задолженности состояла в том, что в условиях
экономических трудностей, особенно инфляции, частный сектор весьма неохотно
шел на приобретение долгосрочных государственных бумаг. Кредитно-финансовые
институты и индивидуальные инвесторы стремились как можно быстрее
возвратить свои денежные фонды, предоставленные государству. В связи с тем,
что государственный долг носил в основном краткосрочный характер,
правительство в лице министерства финансов вынуждено было почти ежемесячно
размещать новые векселя на крупные суммы в целях рефинансирования тех
бумаг, по которым наступал срок погашения. При этом также изымались
дополнительные средства для покрытия текущих бюджетных дефицитов. Эти
мероприятия говорят о дальнейшем обострении проблемы долга на уровне
правительства и затруднениях в системе государственных финансов.
Масштабы долга и его краткосрочный характер свидетельствуют об
усилении противоречий государственного регулирования экономики с помощью
финансовой системы: с одной стороны, правительства западных стран в своей
экономической политике все больше делают ставку на финансирование
долгосрочных расходов, с другой — они ориентируются на покрытие дефицитов с
помощью краткосрочных займов. Однако в этом есть своя логика, которая
объясняется объективными условиями, существующими в стране.
Во-первых, с помощью краткосрочных займов при их рефинансировании
быстрее удается добыть необходимые денежные средства. Во-вторых, в условиях
падения доверия к правительственным займам со стороны деловых кругов и
населения спрос на долгосрочные обязательства значительно ниже, чем на
краткосрочные.
Проблема государственного долга обострилась также в результате потери
интереса к правительственным ценным бумагам со стороны частных кредитно-
финансовых учреждений, которые долгое время были основными покупателями
государственных обязательств. Наиболее высокий удельный вес приобретений
государственных бумаг этими учреждениями, например в США, приходится на
период второй мировой войны. Высокий спрос на государственные бумаги
объяснялся рядом факторов, действующих в условиях военной конъюнктуры.
Прежде всего спрос промышленного капитала на ссудный был слабо выражен, а
выпуск новых эмиссий частных ценных бумаг — небольшим, так как структура и
динамика производства определялись в основном военными заказами
правительства. Оно, в свою очередь, поощряло вложения средств кредитно-
финансовых институтов в государственные бумаги для покрытия разбухших
правительственных расходов военного времени.
В послевоенные годы массовое обновление основного капитала в
промышленно развитых странах обусловило высокий процент по частным
ценным бумагам. В результате начался перелив денежных фондов кредитно-
финансовых институтов в акции и облигации торговых, промышленных и
транспортных корпораций. Качественные сдвиги в размещении государственного
долга за длительный послевоенный период подтверждаются тем, что доля
частной кредитной системы в США в послевоенные годы заметно снизилась — с
50% в 1946 г. до 17% в 1990 г. Однако это не означает, что кредитно-
финансовые институты и частный сектор вообще перестали приобретать
государственные бумаги. Их интерес (особенно банков и корпораций) сводится
к покупке в основном краткосрочных облигаций, представляющих собой своего
рода «ликвидный резерв».
Можно утверждать, что проблема государственного долга к концу ХХ в.
только обострилась, об этом свидетельствует то, что прежде центральные
банки создавали условия для размещения ценных бумаг путем изменения норм
резервов и удешевления кредита. В последнее время они вынуждены сами
приобретать растущую массу этих бумаг в основном путем денежной эмиссии. В
результате резко изменилась структура баланса центральных резервных банков.
Если в предвоенные годы на золото и валюту приходилось 81,6% всех активов и
13,1% на государственные ценные бумаги, то к концу 90-х гг. золото
составляло всего около 10% активов, а облигации казначейства — свыше 75%.,
государственный долг еще больше нарушает баланс между доходами и расходами.
Это означает, что с рынка ссудного капитала снимаются большие массы
денежного капитала, которые могли быть использованы для ускорения темпов
экономического роста. Так правительство США в связи с крупным бюджетным
дефицитом постоянно размещает свои займы на рынке ценных бумаг. Особое
беспокойство и неудовлетворение в связи с возросшими эмиссиями
правительственных займов выражают мелкие кредитные учреждения (ссудно-
сберегательные ассоциации, кредитные союзы и пр.), так как возросшая
эмиссия правительственных займов вызывает отлив ресурсов из этих
учреждений. Правительственные расходы, как правило, не компенсируются
налоговыми поступлениями и порождают огромные дефициты, нависшие над рынком
капитала.
В этой связи следует подчеркнуть еще одну важную особенность
взаимоотношения государства с рынком ссудного капитала: государство не
только берет взаймы, но и само предоставляет кредиты и займы. Однако
соотношение между спросом и предложением государства на ссудный капитал
всегда в большей части оказывалось в пользу спроса, т.е. изъятия денежных
фондов с рынка капитала существенно превышают их предоставление
государством.
Постоянное увеличение государственных расходов заставляет
правительство повышать спрос на ссудный капитал, чтобы поддержать темпы
экономического роста. Что приводит к двум негативным последствиям — изъятию
большой массы денежного капитала на непроизводственные цели и увеличению
налогового бремени населения. Таким образом, частный сектор в лице торгово-
промышленных корпораций вынужден сократить свой спрос на рынке ссудных
капиталов. Что касается второго последствия, то государственные долги
опираются на государственные доходы, за счет которых должны покрываться
годовые проценты и другие платежи, и поэтому современная налоговая система
стала необходимым дополнением системы государственных займов, повышение
государственного долга генерирует рост налогового бремени.
Роль и значение гособлигаций в финансировании государства
Функциональные аспекты рынка государственных ценных бумаг развитых
стран включают следующие составные части (основные функциональные
составляющие):
- мобилизацию временно свободных денежных средств коммерческих банков,
организаций, предприятий, небанковских кредитно-финансовых учреждений
и населения. Сосредоточение посредством государственных ценных бумаг
на уровне государства денежных ресурсов способствует главным образом
снижению дефицита бюджета;
- использование государственных ценных бумаг в качестве активного
регулятора денежно-кредитных отношений, в частности центральные банки
на их основе формируют денежно-кредитную политику, координируют
денежное обращение;
- обеспечение ликвидности балансов кредитив-финансовых институтов за
счет эффективной реализации потенциала, заложенного в государственных
ценных бумагах.
Целевая направленность потенциала государственных ценных бумаг,
отражающая зарубежный опыт, охватывает:
- инвестирование государственных целевых программ развития
экономики;
- обеспечение ликвидности активов коммерческих банков и других
кредитно- финансовых институтов;
- покрытие дефицитов государственных и местных бюджетов;
- погашение задолженностей по государственным займам.
В настоящее время в развитых странах государственные ценные бумаги
являются главными источниками формирования и реализации внутренней
государственной задолженности. Эмиссии государственных ценных бумаг в
неоплаченные внутренние задолженности колеблются в разных странах от 20 до
90%, например в Германии эти значения достигают 40%, в США — 70%,
Великобритании — 90%.
Денежный капитал и фиктивный капитал
Ссудный капитал представляет собой специфический тонер, который
обращается на рынке ссудных капиталов, так как является носителем
потребительной стоимости, различающейся по видам, срокам, размерам,
доходности кредита и ценных бумаг, что в конечном счете определяется
спросом и предложением.
Анализ денежного и ссудного капиталов позволяет определить сущность,
роль и функции рынка ссудных капиталов. В процессе своего развития, рынок
ссудных капиталов претерпевает определенные изменения, важные с точки
зрения анализа и рынка ссудного капитала, и всего современного механизма
накопления капитала.
Как и ссудный капитал, рынок ссудных капиталов — это историческая
категория, которая появилась и развилась в условиях товарно-денежных
отношений, превратилась в особую сферу экономических отношений хозяйства,
причем с развитием это понятие усложняется и расширяется.
Увеличение масштабов накопления денежного капитала при капитализме
обусловило развитие рынка ссудных капиталов, который представляет собой
сферу движения ссудного капитала, осуществляемого под влиянием предложения
и спроса на него. Формирование рынка ссудных капиталов способствовало
появлению таких его форм, которые отражают наиболее общие и существенные
свойства движения ссудного капитала, его накопление в виде денежного
капитала и превращение непосредственно в ссудный капитал.
Денежный капитал высвобождается в процессе воспроизводства,
направляется в виде ссудного капитала на рынок, а затем вновь возвращается
к кредитору (банкам и другим кредитно-финансовым институтам).
Сущность рынка ссудного капитала абсолютно не меняется от того, какой
денежный капитал используется на нем: собственный или чужой,
аккумулированный, т.е. она не зависит от того, осуществляет ли банкир свое
дело только посредством собственного капитала или же при помощи капитала,
аккумулированного в его руках.
Рынок ссудных капиталов играет чрезвычайно большую роль в современном
экономическом механизме, особенно в промышленно развитых странах Запада. Он
способствует росту производства и товарооборота, движению капиталов внутри
страны, трансформации денежных сбережений в капиталовложения, реализации
научно-технического прогресса, обновлению основного капитала. В этом смысле
рынок опосредует различные фазы производства, является своеобразной опорой
материальной сферы производства, откуда она получает дополнительные
денежные ресурсы для своего развития.
Прежде всего экономическая роль рынка ссудных капиталов заключается в
его способности объединять мелкие разрозненные денежные средства. Как
правило, мелкие суммы сами по себе не могут действовать как денежный
капитал. Объединенные же в крупные суммы, они образуют мощный денежный
потенциал. Это позволяет рынку играть большую роль в процессах концентрации
и централизации производства и капитала. Он предоставляет возможность для
промышленников, торговцев и предпринимателей распоряжаться при посредстве
банкиров и их учреждений всеми денежными сбережениями всего общества.
Основная роль рынка ссудных капиталов в экономике - объединение
разбросанных индивидуальных денежных капиталов и сбережений населения через
кредитную систему и рынок ценных бумаг.
Особенности накопления капитала в форме ценных бумаг
Рассматривая особенности накопления денежного капитала на современном
этапе, в первую очередь необходимо остановиться на формах аккумуляции и
выявить ряд тенденций, которые наметились в этой сфере. Структура рынка
ссудных капиталов складывается в основном из двух элементов: кредитно-
финансовых институтов и рынка ценных бумаг, который в свою очередь делится
на внебиржевой оборот и фондовую биржу.
Кредитно-финансовые институты осуществляют операции с капиталом,
накапливаемым населением, предприятиями и государством. Накопление в этих
учреждениях, как правило, происходит в денежной форме. Денежный капитал,
накопленный в виде банковских вкладов, страховых и пенсионных резервов,
используется ими для предоставления ссуд и приобретения ценных бумаг.
Аккумуляция денежных сбережений населения осуществляется через прямую
продажу населению ценных бумаг и аккумуляцию вкладов, взносов, резервов в
различных кредитно-финансовых институтах. Различные слои населения помещают
свои денежные сбережения в акции и облигации частных фирм и корпораций, а
также в государственные ценные бумаги. В довоенные годы в промышленно
развитых капиталистических странах покупка ценных бумаг была наиболее
распространенной формой накопления денежных сбережений, особенно для
зажиточных категорий населения.
В первые послевоенные десятилетия роль аккумуляции в форме ценных
бумаг значительно уменьшилась вследствие частых колебаний курсов акций и
облигаций, а также роста конкуренции со стороны кредитно-финансовых
институтов. Вместе с тем, в этот же период все большее значение начала
Страницы: 1, 2, 3
|