рефераты бесплатно

МЕНЮ


Накопление денежного капитала

министерствами финансов и центральными банками. В целях постоянного

финансирования государства центральный банк, коммерческие банки и другие

кредитно-финансовые институты скупали правительственные обязательства и тем

самым поддерживали относительную стабильность их курса.

Огромные размеры государственного долга наложили отпечаток на

функционирование частной кредитной системы. В послевоенные годы изменился

характер депозитов коммерческих банков и чекового обращения. В результате

покупки государственных ценных бумаг часть депозитов становится фиктивной,

денежная масса отрывается от потребностей производства, а большая часть

вновь выпущенных банкнот связана, как правило, с покупкой и продажей ценных

бумаг. При этом надо учитывать, что значительная часть государственного

долга, представленная краткосрочными векселями, превращается в депозиты или

наличные деньги и способствует развитию инфляции. Это явилось одним из

важных факторов раскручивания инфляционной спирали в США и Западной Европе

в 70-е и начале 80-х гг., когда отмечался наиболее высокий темп инфляции. В

США он достигал в годовом исчислении 12—13%, а в Западной Европе доходил до

20% и более. Таким образом, повышение темпов инфляции в значительной

степени вызвано непрерывным ростом бюджетного дефицита и государственного

долга.

Большой удельный вес в долге краткосрочных обязательств усиливает

зависимость правительственной фискальной политики от частного рынка

ссудного капитала. С одной стороны, сумма и сроки займов, уровень процента

и способ их размещения определяются конъюнктурой на рынке капитала, с

другой правительство вынуждено часто прибегать к рефинансированию своей

краткосрочной задолженности. В последнее время более четко проявляется

тенденция к расширению периодов быстрого роста государственного долга и

сокращению периодов его погашения, а погашение государственной

задолженности становится как менее регулярным, так и все менее значительным

по своим размерам.

Например, в США в послевоенные годы произошли качественные изменения в

государственном долге. С целью привлечения средств различных промышленных,

кредитно-финансовыых учреждений и индивидуальных лиц используются

государственные ценные бумаги нескольких видов: рыночные, нерыночные,

специальные выпуски.

Рыночные ценные бумаги, на долю которых приходится 2/3 всего долга и

которые свободно продаются и покупаются, представлены казначейскими

векселями, нотами и бонами.

Трудности размещения государственных ценных бумаг обусловили выпуск

нерыночных бумаг, состоящих из сберегательных бон и налоговых

сберегательных нот. Последние могут быть предъявлены к оплате в любой

момент по желанию вкладчика. Однако по действующим условиям при досрочном

предъявлении проценты резко снижаются. Главная цель выпуска нерыночных

бумаг состоит в широком привлечении денежных сбережений населения.

В странах Западной Европы и Японии степень развитости и дифференциации

государственных бумаг несколько ниже, чем в США, Канаде и Англии. Так, во

Франции, хотя и господствуют на рынке ценных бумаг государственные

облигации над частными акциями и облигациями, однако степень их выбора при

покупке довольно ограничена. В основном на рынке котируются и продаются

государственные облигации двух видов: казначейские боны и векселя.

Таким образом, каждая страна имеет свою специфику структуры

государственного долга, базирующуюся на гособлигациях различных видов.

В целях дальнейшей мобилизации денежных средств населения для

финансирования и рефинансирования государственного долга правительства

промышленно развитых стран неоднократно прибегали к выпуску «специальных

займов», размещаемых в государственных страховых и пенсионных фондах. Эти

бумаги нельзя передать другим лицам и организациям, но можно предъявить к

оплате по истечении одного года с момента их выпуска. Таким образом,

найдено еще одно средство для принудительного изъятия сбережений населения

и финансирования с их помощью государственных расходов разного рода,

включая и непроизводительные.

Наиболее важной особенностью структуры долга в 60 —70-х гг. стало

резкое сокращение долгосрочных и увеличение краткосрочных обязательств. Это

послужило одним из факторов усиления инфляции. Основная причина крена в

сторону краткосрочной задолженности состояла в том, что в условиях

экономических трудностей, особенно инфляции, частный сектор весьма неохотно

шел на приобретение долгосрочных государственных бумаг. Кредитно-финансовые

институты и индивидуальные инвесторы стремились как можно быстрее

возвратить свои денежные фонды, предоставленные государству. В связи с тем,

что государственный долг носил в основном краткосрочный характер,

правительство в лице министерства финансов вынуждено было почти ежемесячно

размещать новые векселя на крупные суммы в целях рефинансирования тех

бумаг, по которым наступал срок погашения. При этом также изымались

дополнительные средства для покрытия текущих бюджетных дефицитов. Эти

мероприятия говорят о дальнейшем обострении проблемы долга на уровне

правительства и затруднениях в системе государственных финансов.

Масштабы долга и его краткосрочный характер свидетельствуют об

усилении противоречий государственного регулирования экономики с помощью

финансовой системы: с одной стороны, правительства западных стран в своей

экономической политике все больше делают ставку на финансирование

долгосрочных расходов, с другой — они ориентируются на покрытие дефицитов с

помощью краткосрочных займов. Однако в этом есть своя логика, которая

объясняется объективными условиями, существующими в стране.

Во-первых, с помощью краткосрочных займов при их рефинансировании

быстрее удается добыть необходимые денежные средства. Во-вторых, в условиях

падения доверия к правительственным займам со стороны деловых кругов и

населения спрос на долгосрочные обязательства значительно ниже, чем на

краткосрочные.

Проблема государственного долга обострилась также в результате потери

интереса к правительственным ценным бумагам со стороны частных кредитно-

финансовых учреждений, которые долгое время были основными покупателями

государственных обязательств. Наиболее высокий удельный вес приобретений

государственных бумаг этими учреждениями, например в США, приходится на

период второй мировой войны. Высокий спрос на государственные бумаги

объяснялся рядом факторов, действующих в условиях военной конъюнктуры.

Прежде всего спрос промышленного капитала на ссудный был слабо выражен, а

выпуск новых эмиссий частных ценных бумаг — небольшим, так как структура и

динамика производства определялись в основном военными заказами

правительства. Оно, в свою очередь, поощряло вложения средств кредитно-

финансовых институтов в государственные бумаги для покрытия разбухших

правительственных расходов военного времени.

В послевоенные годы массовое обновление основного капитала в

промышленно развитых странах обусловило высокий процент по частным

ценным бумагам. В результате начался перелив денежных фондов кредитно-

финансовых институтов в акции и облигации торговых, промышленных и

транспортных корпораций. Качественные сдвиги в размещении государственного

долга за длительный послевоенный период подтверждаются тем, что доля

частной кредитной системы в США в послевоенные годы заметно снизилась — с

50% в 1946 г. до 17% в 1990 г. Однако это не означает, что кредитно-

финансовые институты и частный сектор вообще перестали приобретать

государственные бумаги. Их интерес (особенно банков и корпораций) сводится

к покупке в основном краткосрочных облигаций, представляющих собой своего

рода «ликвидный резерв».

Можно утверждать, что проблема государственного долга к концу ХХ в.

только обострилась, об этом свидетельствует то, что прежде центральные

банки создавали условия для размещения ценных бумаг путем изменения норм

резервов и удешевления кредита. В последнее время они вынуждены сами

приобретать растущую массу этих бумаг в основном путем денежной эмиссии. В

результате резко изменилась структура баланса центральных резервных банков.

Если в предвоенные годы на золото и валюту приходилось 81,6% всех активов и

13,1% на государственные ценные бумаги, то к концу 90-х гг. золото

составляло всего около 10% активов, а облигации казначейства — свыше 75%.,

государственный долг еще больше нарушает баланс между доходами и расходами.

Это означает, что с рынка ссудного капитала снимаются большие массы

денежного капитала, которые могли быть использованы для ускорения темпов

экономического роста. Так правительство США в связи с крупным бюджетным

дефицитом постоянно размещает свои займы на рынке ценных бумаг. Особое

беспокойство и неудовлетворение в связи с возросшими эмиссиями

правительственных займов выражают мелкие кредитные учреждения (ссудно-

сберегательные ассоциации, кредитные союзы и пр.), так как возросшая

эмиссия правительственных займов вызывает отлив ресурсов из этих

учреждений. Правительственные расходы, как правило, не компенсируются

налоговыми поступлениями и порождают огромные дефициты, нависшие над рынком

капитала.

В этой связи следует подчеркнуть еще одну важную особенность

взаимоотношения государства с рынком ссудного капитала: государство не

только берет взаймы, но и само предоставляет кредиты и займы. Однако

соотношение между спросом и предложением государства на ссудный капитал

всегда в большей части оказывалось в пользу спроса, т.е. изъятия денежных

фондов с рынка капитала существенно превышают их предоставление

государством.

Постоянное увеличение государственных расходов заставляет

правительство повышать спрос на ссудный капитал, чтобы поддержать темпы

экономического роста. Что приводит к двум негативным последствиям — изъятию

большой массы денежного капитала на непроизводственные цели и увеличению

налогового бремени населения. Таким образом, частный сектор в лице торгово-

промышленных корпораций вынужден сократить свой спрос на рынке ссудных

капиталов. Что касается второго последствия, то государственные долги

опираются на государственные доходы, за счет которых должны покрываться

годовые проценты и другие платежи, и поэтому современная налоговая система

стала необходимым дополнением системы государственных займов, повышение

государственного долга генерирует рост налогового бремени.

Роль и значение гособлигаций в финансировании государства

Функциональные аспекты рынка государственных ценных бумаг развитых

стран включают следующие составные части (основные функциональные

составляющие):

- мобилизацию временно свободных денежных средств коммерческих банков,

организаций, предприятий, небанковских кредитно-финансовых учреждений

и населения. Сосредоточение посредством государственных ценных бумаг

на уровне государства денежных ресурсов способствует главным образом

снижению дефицита бюджета;

- использование государственных ценных бумаг в качестве активного

регулятора денежно-кредитных отношений, в частности центральные банки

на их основе формируют денежно-кредитную политику, координируют

денежное обращение;

- обеспечение ликвидности балансов кредитив-финансовых институтов за

счет эффективной реализации потенциала, заложенного в государственных

ценных бумагах.

Целевая направленность потенциала государственных ценных бумаг,

отражающая зарубежный опыт, охватывает:

- инвестирование государственных целевых программ развития

экономики;

- обеспечение ликвидности активов коммерческих банков и других

кредитно- финансовых институтов;

- покрытие дефицитов государственных и местных бюджетов;

- погашение задолженностей по государственным займам.

В настоящее время в развитых странах государственные ценные бумаги

являются главными источниками формирования и реализации внутренней

государственной задолженности. Эмиссии государственных ценных бумаг в

неоплаченные внутренние задолженности колеблются в разных странах от 20 до

90%, например в Германии эти значения достигают 40%, в США — 70%,

Великобритании — 90%.

Денежный капитал и фиктивный капитал

Ссудный капитал представляет собой специфический тонер, который

обращается на рынке ссудных капиталов, так как является носителем

потребительной стоимости, различающейся по видам, срокам, размерам,

доходности кредита и ценных бумаг, что в конечном счете определяется

спросом и предложением.

Анализ денежного и ссудного капиталов позволяет определить сущность,

роль и функции рынка ссудных капиталов. В процессе своего развития, рынок

ссудных капиталов претерпевает определенные изменения, важные с точки

зрения анализа и рынка ссудного капитала, и всего современного механизма

накопления капитала.

Как и ссудный капитал, рынок ссудных капиталов — это историческая

категория, которая появилась и развилась в условиях товарно-денежных

отношений, превратилась в особую сферу экономических отношений хозяйства,

причем с развитием это понятие усложняется и расширяется.

Увеличение масштабов накопления денежного капитала при капитализме

обусловило развитие рынка ссудных капиталов, который представляет собой

сферу движения ссудного капитала, осуществляемого под влиянием предложения

и спроса на него. Формирование рынка ссудных капиталов способствовало

появлению таких его форм, которые отражают наиболее общие и существенные

свойства движения ссудного капитала, его накопление в виде денежного

капитала и превращение непосредственно в ссудный капитал.

Денежный капитал высвобождается в процессе воспроизводства,

направляется в виде ссудного капитала на рынок, а затем вновь возвращается

к кредитору (банкам и другим кредитно-финансовым институтам).

Сущность рынка ссудного капитала абсолютно не меняется от того, какой

денежный капитал используется на нем: собственный или чужой,

аккумулированный, т.е. она не зависит от того, осуществляет ли банкир свое

дело только посредством собственного капитала или же при помощи капитала,

аккумулированного в его руках.

Рынок ссудных капиталов играет чрезвычайно большую роль в современном

экономическом механизме, особенно в промышленно развитых странах Запада. Он

способствует росту производства и товарооборота, движению капиталов внутри

страны, трансформации денежных сбережений в капиталовложения, реализации

научно-технического прогресса, обновлению основного капитала. В этом смысле

рынок опосредует различные фазы производства, является своеобразной опорой

материальной сферы производства, откуда она получает дополнительные

денежные ресурсы для своего развития.

Прежде всего экономическая роль рынка ссудных капиталов заключается в

его способности объединять мелкие разрозненные денежные средства. Как

правило, мелкие суммы сами по себе не могут действовать как денежный

капитал. Объединенные же в крупные суммы, они образуют мощный денежный

потенциал. Это позволяет рынку играть большую роль в процессах концентрации

и централизации производства и капитала. Он предоставляет возможность для

промышленников, торговцев и предпринимателей распоряжаться при посредстве

банкиров и их учреждений всеми денежными сбережениями всего общества.

Основная роль рынка ссудных капиталов в экономике - объединение

разбросанных индивидуальных денежных капиталов и сбережений населения через

кредитную систему и рынок ценных бумаг.

Особенности накопления капитала в форме ценных бумаг

Рассматривая особенности накопления денежного капитала на современном

этапе, в первую очередь необходимо остановиться на формах аккумуляции и

выявить ряд тенденций, которые наметились в этой сфере. Структура рынка

ссудных капиталов складывается в основном из двух элементов: кредитно-

финансовых институтов и рынка ценных бумаг, который в свою очередь делится

на внебиржевой оборот и фондовую биржу.

Кредитно-финансовые институты осуществляют операции с капиталом,

накапливаемым населением, предприятиями и государством. Накопление в этих

учреждениях, как правило, происходит в денежной форме. Денежный капитал,

накопленный в виде банковских вкладов, страховых и пенсионных резервов,

используется ими для предоставления ссуд и приобретения ценных бумаг.

Аккумуляция денежных сбережений населения осуществляется через прямую

продажу населению ценных бумаг и аккумуляцию вкладов, взносов, резервов в

различных кредитно-финансовых институтах. Различные слои населения помещают

свои денежные сбережения в акции и облигации частных фирм и корпораций, а

также в государственные ценные бумаги. В довоенные годы в промышленно

развитых капиталистических странах покупка ценных бумаг была наиболее

распространенной формой накопления денежных сбережений, особенно для

зажиточных категорий населения.

В первые послевоенные десятилетия роль аккумуляции в форме ценных

бумаг значительно уменьшилась вследствие частых колебаний курсов акций и

облигаций, а также роста конкуренции со стороны кредитно-финансовых

институтов. Вместе с тем, в этот же период все большее значение начала

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.