Разработка тестов и дидактических материалов по предмету Чрезвычайные ситуации природного характера
дождь, снегопад, гололед, морозы, засухи, заморозки и т. д./2/
Тестовые задания.
Блок А.
1. Ветер разрушительной силы и значительный по продолжительности,
скорость которого превышает 21 м/с.:
а) шторм; б) вьюга; в) торнадо.
2. При заблаговременном оповещении об угрозе бурь, ураганов, смерчей
необходимо:
а) включить телевизор, радио и выслушать рекомендации;
б) закрыть все окна и двери;
в) выйти из дома и укрыться под ближайшим большим деревом.
3. Чрезвычайная ситуация метеорологического характера, связанная с
сильными метелями может быть вызвана:
а) при скорости ветра от 6 – 8 м/с.;
б) при скорости ветра от 8 – 15 м/с.;
в) при скорости ветра более 15 м/с.
4. Вихревые бури бывают только пыльными и снежными.
а) бывают только снежными;
б) данное утверждение является правильным;
в) Кроме этого бывают еще и шквальные.
Блок Б.
1. Высота смерча может достигать…
а) 400 – 800 м.;
б) 800 – 1500 м.;
в) более 1500 м.
2. При внезапном возникновении урагана, бури, смерча вы должны:
а) закрыть двери и встать у оконных проемов, чтобы можно было
увидеть окончание урагана, бури, смерча;
б) отойти от окон, перейти в наиболее безопасное место,
дождаться снижения порыва ветра, перебраться в наиболее надежное укрытие;
в) подняться на чердак, закрыть окна, переждать стихийное
бедствие.
3. Чрезвычайная ситуация метеорологического характера, связанная с
крупным градом может быть вызвана выпадением града размером:
а) при диаметре градин 5 мм;
б) при диаметре градин 9 мм;
в) при диаметре градин более 10 мм.
4. При сильном шторме наблюдается значительное разрушение строений,
деревья вырываются с корнем, но на суше бывает редко.
а) Верное утверждение;
б) Подобные явления можно наблюдать только при жестком шторме;
в) Подобные явления можно наблюдать только при урагане.
Ключ: Блок А: 1)а; 2)а; 3)в; 4)в. Блок Б: 1)б; 2)б; 3)в; 4)а.
Вопросы к краткой самостоятельной работе.
1. Выделить основные чрезвычайные ситуации метеорологического характера;
2. Определение смерча, пыльных бурь, ураганов. Циклон и антициклон;
3. Шкала Бофорта;
4. Последствия бурь, ураганов и смерчей.
Вопросы к зачету.
1. Алгоритм поведения при возникновении урагана;
2. Алгоритм поведения на местности при возникновении смерча;
3. Причины чрезвычайных ситуаций метеорологического характера;
4. Определение и характеристика циклонов и антициклонов;
5. Определение урагана, бури, шквала;
6. Пыльные бури: дать определение и характеристику;
7. Смерч. Определение, механизм возникновения, прогнозирование;
8. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций метеорологического характера;
9. Шкала Бофорта, дать характеристику;
10. Дать характеристику сильной жары и сильного мороза;
11. Дать характеристику сильного снегопада и сильного дождя, крупного
града;
12. Перечислить и дать характеристику поражающих факторов тайфуна и
урагана;
13. Механизм образования циклона и антициклона;
14. Прогноз, профилактические мероприятия, методы оповещения;
15. Районирование опасных метеорологических явлений;
16. Биологическое значение смерча;
17. Действие населения при бурях, ураганах, смерчах;
18. Последствия бурь, ураганов и смерчей;
19. Происхождение и оценка бурь, ураганов, смерчей;
20. Определение и характеристика суховея.
2. 5. Морские и гидрологические опасные явления.
К морским и гидрологическим опасным явлениям относят: тропические
циклоны (тайфуны), цунами, сильное волнение (от 5 баллов и более), ранний
ледяной покров и припай, обрыв прибрежных льдов, обледенение судов и
прибрежных сооружений, наводнения, половодья, паводки, заторы, зажоры,
ранний ледостав и другие./5/
Тестовые задания.
Блок А.
1. Проникновение воды в подвалы зданий через канализационную сеть
(при сообщении канализации с рекой), по канавам и траншеям, а также из-за
значительного подпора грунтовых вод – это:
а) подтопление; б) затопление; в) затор.
2. При заблаговременном оповещении о наводнении необходимо:
а) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и
рекомендации;
б) открыть окна и двери нижних этажей;
в) перенести на нижние этажи ценные вещи.
3. С какой периодичностью возникают выдающиеся наводнения?
а) 20 – 25 лет;
б) 50 – 100 лет;
в) 100 – 200 лет.
4. Одним из последствий наводнения является нарушение
сельскохозяйственной деятельности и гибель урожая.
а) Основное последствие – взрывы на промышленных объектах в
результате действия волны;
б) Данное утверждение является верным;
в) Кроме этого возникновение пожаров и изменение климата.
Блок Б.
1. Действие цунами не опасно:/5/
а) в открытом океане;
б) на равнинных побережьях;
в) на побережьях с пологим берегом;
2. Если вы оказались в волне цунами, то вашим первоочередным
действием будет:
а) набрать в грудь как можно больше воздуха, сгруппироваться
и закрыть голову руками;
б) сбросить одежду и обувь;
в) воспользоваться плавающими и возвышающимися предметами,
чтобы приготовиться к возвратному движению волны.
3. При объявлении о возможности цунами жители должны подняться на
высоту не менее:/5/
а) не менее 8 метров;
б) не менее 15 метров;
в) не менее 30 метров.
4. Главная причина образования затора – задержка процесса вскрытия
льда на тех реках, где кромка ледяного покрова весной смещается сверху вниз
по течению.
а) …кромка ледяного покрова весной смещается сверху вниз против
течения реки;
б) …кромка смещается снизу вверх против течения реки;
в) данное утверждение правильное.
Ключ: Блок А: 1)а; 2)а; 3)б; 4)б. Блок Б: 1)а; 2)а; 3)б; 4)в.
Вопросы к краткой самостоятельной работе.
1. Дать определение терминам: паводок, половодье, заторы, зажоры, ранний
ледостав;
2. Классификация заторов и зажоров;/5/
3. Определение и характеристика цунами, причины возникновения;
4. Эвакуация при наводнениях и паводках.
Вопросы к зачету.
1. Определение и характеристика наводнения, паводка, половодья;
2. Определение и характеристика нагонов, условия возникновения;
3. Определение и характеристика цунами;
4. Механизм образования и география цунами;
5. Алгоритмы поведения при цунами;
6. Заторы и зажоры, - определение и характеристика;
7. Правила поведения при возникновении наводнения;
8. Эвакуация при наводнениях и паводках;
9. Основные группы чрезвычайных ситуаций гидрологического характера;
10. Низкие, высокие, выдающиеся, катастрофические наводнения;
11. Причины возникновения и география заторов на крупных реках;
12. Поражающие факторы цунами и наводнения;
13. Определение силы цунами по величине магнитуды;
14. Продолжительность затопления на малых, средних и крупных реках;
15. Негативные факторы наводнений;
16. Эффективность профилактических мероприятий, направленных на борьбу с
наводнениями;
17. Определение припая и раннего ледостава;
18. Прогноз и профилактические мероприятия, направленные на борьбу с
цунами;
19. Классификация наводнений в зависимости от причин возникновения;
20. Наименование наводнений их продолжительность и география.
2. 6. Биологические чрезвычайные ситуации – инфекционные заболевания.
К биологическим чрезвычайным ситуациям относят:
I. Инфекционные заболевания человека – экзотические заболевания,
групповые случаи опасных инфекционных заболеваний, эпидемическая
вспышка инфекционных заболеваний, эпидемии, пандемии, заболевания
невыявленной этиологии.
II. Инфекционные заболевания сельскохозяйственных животных – единичные
случаи, экзотические и особо опасные инфекционные заболевания,
энзоотии, эпизоотии, панзоотии, инфекционные заболевания
сельскохозяйственных животных невыявленной этиологии.
III. Инфекционные заболевания сельскохозяйственных растений болезнями и
вредителями – прогрессирующая эпифитотия, панфитотия, болезни
сельскохозяйственных растений невыявленной этиологии, массовое
распространение вредителей растений./5/
Тестовые задания.
Блок А.
1. Эпидемия – широкое распространение инфекционной болезни,
значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень
заболеваемости…
а) среди животных;
б) среди людей;
в) растений.
2. Возбудитель каких инфекций передается через укусы кровососущих
насекомых:
а) инфекции наружных покровов;
б) кишечные инфекции;
в) кровяные инфекции.
3. Укажите температурную норму жизни микроскопических
микроорганизмов:
а) от - 20° до +70°С;
б) от - 10° до +80°С;
в) от 0° до +90°С.
4. По широте распространения эпизоотический процесс встречается в
трех формах: спорадическая заболеваемость, эпизоотия, панзоотия./5/
а) Данное утверждение верно;
б) Спорадическая заболеваемость не является формой
эпизоотического процесса;
в) Панзоотия не является формой эпизоотического процесса.
Блок Б.
1. Группа инфекций, передающихся через наружные покровы, называется:
а) контактные;
б) аэрозольные;
в) трансмиссивные.
2. Бактерицидами называется:
а) Специальное оборудование для пробы воздуха с целью
определения степени и характера бактериального загрязнения;
б) Химические вещества, которые убивают бактерии;
в) Явление остановки развития и размножения бактерий.
3. Благоприятным pH для обитания и размножения бактерий является:
а) 3.0 – 4.5;
б) 4.5 – 7.0;
в) 7.0 – 7,5.
4. Опасной для здоровья считается вода, где содержание бактерий в 1
мл. воды превышает 100 различных тел.
а) Данное утверждение является верным;
б) Содержание бактерий должно быть более 1 тысячи тел;
в) Содержание бактерий должно быть более 1 миллиона тел.
Ключ: Блок А: 1)б; 2)в; 3)в; 4)а. Блок Б: 1)а; 2)б; 3)в; 4)а.
Вопросы к краткой самостоятельной работе.
1. Дать определение и охарактеризовать эпизоотии, эпидемии, эпифитотии;
2. Классификация инфекционных заболеваний;
3. Карантин, дезинфекция, дезинсекция, дератизация;
4. Правила проведения дезинфекции.
Вопросы к зачету.
1. Классификация инфекционных заболеваний;
2. Определение и характеристика эпизоотий, эпифитотий, эпидемий;
3. Определение и характеристика панзоотий, панфитотий, пандемий;
4. Классификация инфекционных болезней по виду возбудителя;
5. Противоэпидемиологические и санитарно-гигиенические мероприятия;
6. Карантин и обсервация при эпидемии;
7. Определение и характеристика дезинфекции, дератизации;
8. Меры проведения профилактической дезинфекции;
9. Бактериологическое нормирование;/5/
10. Носители биологической опасности;
11. Определение и характеристика бактерицидов;
12. Примеры панфитотий;
13. Примеры панзоотий;
14. Примеры эпидемий;
15. Правила поведения при воздействии на население биологического оружия;
16. Охарактеризовать респираторные инфекции;
17. Охарактеризовать трансмиссивные инфекции;
18. Инфекции с невыясненными путями заражения, то есть неклассифицированная
группа;
19. Иммунитет человека и животных к инфекционным заболеваниям;
20. История открытия микроорганизмов.
2. 7. Природные пожары.
В понятие природные пожары входят лесные пожары, пожары степных и
хлебных массивов, торфяные и подземные пожары горючих ископаемых и др.
Тестовые задания.
Блок А.
1. Неконтролируемое горение растительности, стихийно
распространяющееся по лесной территории, - это:
а) лесной пожар; б) стихийный пожар; в) природный пожар.
2. Если вы оказались в зоне лесного пожара, то прежде всего
необходимо:
а) накрыть голову и верхнюю часть тела мокрой одеждой и
окунуться в ближайший водоем;
б) не обгонять лесной пожар, а двигаться под прямым углом к
направлению распространения огня;
в) для преодоления недостатка кислорода пригнуться к земле и
дышать через мокрый платок (одежду).
3. Площадь, охваченная огнем при катастрофическом лесном пожаре
может достигать:
а) 21 – 200 Га;
б) 201 – 2000 Га;
в) Более 2000 Га.
4. Лесные пожары характеризуется по характеру возгорания, скорости
распространения и размеру площади, охваченной огнем.
а) Данное утверждение является верным;
б) Характер возгорания не является характеристикой лесного
пожара;
в) Скорость распространения не является характеристикой лесного
пожара.
Блок Б.
1. Беглые низовые пожары характеризуются быстрым продвижением кромки
огня, когда горит:/5/
а) сухая трава и опавшая листва;
б) только верхний ярус леса;
в) верхний и нижний ярусы одновременно.
2. Если вы оказались в лесу, где возник пожар, то необходимо:
а) определить направление ветра и распространение огня и быстро
выходить из леса в наветренную сторону;
б) оставаться на месте до приезда пожарных;
в) определить направление ветра и распространение огня и быстро
выходить из леса в подветренную сторону.
3. Сильный верховой пожар может иметь скорость распространения:
а) 3 м/мин.;
б) 3 – 100 м/мин.;
в) Более 100 м/мин.
4. Средняя продолжительность крупных лесных пожаров колеблется от 10
до 15 суток, выгоревшая площадь в среднем составляет 450 – 500 Га./5/
а) Выгоревшая площадь составляет в среднем 100 – 150 Га;
б) Выгоревшая площадь составляет 500 – 1000 Га,
продолжительность от 5 до 7 суток;
в) Данное утверждение является верным.
Ключ: Блок А: 1)а; 2)б; 3)в; 4)а. Блок Б: 1)а; 2)а; 3)в; 4)в.
Вопросы к краткой самостоятельной работе.
1. Определение и характеристика природного пожара;
2. Классификация лесных пожаров по площади, охваченной огнем;
3. Определение и характеристика подземных пожаров;
4. Скорость распространения лесных пожаров.
Вопросы к зачету.
1. По каким признакам классифицируются природные пожары?
2. Определение и характеристика природного пожара;
3. Характеристика верховых и низовых лесных пожаров;
4. Классификация лесных пожаров;
5. Структура и характеристика функционирования систем охраны лесов;
6. Характеристика почвенных пожаров, пожаров степных и хлебных
массивов;
7. Продолжительность лесных пожаров;
8. Правила поведения человека, оказавшегося в зоне лесного пожара;
9. Последствия лесных пожаров;
10. Эвакуация населения при возникновении лесного пожара;
11. Основные причины возникновения лесных пожаров;
12. Характеристика и прочие параметры торфяного пожара;
13. Скорость распространения различных по интенсивности лесных пожаров;
14. Какие методы защиты лесов от пожаров предусмотрены в законодательных и
нормативных актах РФ?/5/
15. Силы и средства, привлекаемые на тушение природных пожаров;
16. География лесных пожаров;
17. Скорость распространения лесного пожара при различных погодных
условиях;
18. Последствия верховых и низовых пожаров;
19. Поражающие факторы лесного пожара;
20. Классификация лесных пожаров по площади, охваченной огнем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как видно из всей моей работы, тест является логическим завершением
контроля знаний учащихся. Именно тест дает сведения преподавателю о том,
что усвоено и что не усвоено учениками. И, наконец, многие педагоги считают
тест универсальным и в тоже время быстрым способом контроля за качеством
знаний. Исходя из этого, я счел необходимым изучить подробнее этот способ
проверки знаний, в чем и заключалась суть моей работы./1/
Исходя из вышесказанного, детально изучив данный вопрос, я
разработал свою систему контроля, и, таким образом, постарался найти
решения существующих проблем. В данной работе я опирался на труды ученых-
методистов, учителей-новаторов таких как Ю. К. Бабанский, С. Д. Смирнов, И.
М. Суслов, Е. В. Ильин, Ш. А. Амонашвили, Э. А. Арустамов. Изучая труды
этих поистине талантливых людей, я понял, что совершенствование
контроля знаний, умений и навыков следует осуществлять на фоне оптимального
психологического контакта в системе «учитель-ученик», в направлении
активизации познавательной деятельности учащихся на данном этапе обучения.
Решения были найдены разные, а, следовательно, результаты и
эффективность контроля также получились различными./2/
Систематическое проведение контрольных мероприятий с помощью
составленных на высшем уровне инструментов контроля позволяет школам и
высшим учебным заведениям формировать подготовленных специалистов в
различных областях знаний, готовых применять накопленный багаж знаний в
любую минуту.
Именно в таких выпускниках и в настоящее время, и в будущем
нуждается наша страна, чтобы с их помощью провести быстрое оздоровление
экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Айнштейн В.Г., Гольцова И.Г. “Об адекватности экзаменационных
оценок”//Высшее образование в России. №3, М. - 1993. (40-42 с.) /1/
2. Арустамов Э. А. “Безопасность жизнедеятельности”. Учебник. М. – 2003.
(271-302с.) /2/
3. Аллахвердиева Д.Т. “Опыт применения тестов для дидактической экспертизы
обучения”//Высшее образование в России. №2, 1993. (102-104с.) /3/
4. Смирнов С.Д. “Педагогика и психология высшего образования: От
деятельности к личности”. Учебное пособие. М. – 1995. (271 с.) /4/
5. Ципилева Т. А. “Безопасность жизнедеятельности”//Учебное пособие
Томского Государственного Университета Систем Управления и
Радиоэлектроники. (Кафедра автоматизации обработки информации). Томск –
2000. (208-229 с.)/5/
Ресурсы Интернета.
3. http://www.pedlab.ru/
4. http://www.uchebnayaprog.msu.ru/
Страницы: 1, 2, 3
|