рефераты бесплатно

МЕНЮ


Разработка тестов и дидактических материалов по предмету Чрезвычайные ситуации природного характера

и умения целесообразно проверять у какого учащегося: всем даются

индивидуальные задания. Зачет требует большого количества времени, и

поэтому многие учителя предпочитают освобождать от него часть успевающих

учеников.

Я считаю, что зачет ценен тем, что это единственная форма контроля,

где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем,

идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным

подходом к каждому ученику. Поэтому, по моему мнению, зачет надо проводить

в его традиционной форме, как беседа учителя и ученика. Однако, несмотря на

разные методы проведения зачетных мероприятий, в методической литературе

сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета по теме:/3/

. на зачет отводится не более 2 уроков;

. подготовка к зачету ведется заблаговременно, учитель уже в начале

изучения темы сообщает дату проведения зачета и перечень теоретических

вопросов, которые войдут в билеты.

1. 2. Место контроля, цели проверки знаний и умений учащихся в процессе

обучения безопасности жизнедеятельности.

Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе

обучения, определяется ее целями.

Как было установлено, основная цель проверки как для учащихся, так и

для учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по

данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая.

Естественно предположить, что контроль нужен на равных этапах обучения и на

разном уровне: тематический, зачет, экзамены и так далее./3/

Контроль, проводящийся после изучения небольших “подтем” или циклов

обучения, составляющий какой либо раздел, принято называть текущим.

Контроль, проводящийся после завершения крупных тем и разделов предмета

принято называть итоговым. Итоговый контроль также включает в себя

переводные, выпускные экзамены и зачеты.

Преподавателю необходимо установить, какая форма контроля подходит

для текущего контроля, а какая - для итогового. Это можно сделать, учитывая

время, которое занимает та или иная форма, а также количество материала,

которое она позволяет проверить. Так, например, кратковременная

самостоятельная работа с полным правом могут быть отнесены к текущему

контролю знаний и умений учащихся; они кратковременны и не могут охватить

весь изученный материал. Тестовые задания, составленные по-разному, с

разным количеством вопросов, могут быть как формой текущего, так и

итогового контроля, однако чаще задания с выбором ответов используются при

текущей проверке. Устный зачет по теме - формы итогового контроля, так как

охватывают большое количество материала и занимают много времени./4/

На основании всего сказанного можно составить такую наглядную

таблицу (табл.1):

Таблица 1.

|Виды контроля |Формы контроля |

|1. Текущий контроль знаний и умений|а) Тестовые задания; |

| |б) Кратковременная самостоятельная |

| |работа. |

|2. Итоговый контроль знаний и |а) Устный зачет по теме; |

|умений |б) Тестовые задания |

Итак, при анализе целей проведения контрольных мероприятий,

выявляются 2 вида контроля, текущий и итоговый, каждый из них имеет свое

место в процессе обучения безопасности жизнедеятельности и выполняет

определенные задачи обучения./4/

1. 3. Выводы по главе I.

В главе I я рассмотрел сложившееся на сегодняшний день понимание

контроля, а также сформулировал некоторые свои замечания по этой проблеме.

Тем самым, в этой главе я выполнил первые две цели, поставленные передо

мной при написании этой работы. Результаты моей работы в главе I можно

кратко изложить в следующей таблице (табл.2)

Таблица 2.

|Цели контроля | а) подготовить учащихся, убедившихся в том, что |

|знаний и умений |усвоенные ими новые знания в области безопасности |

|учащихся |жизнедеятельности и умения отвечают предъявляемым |

| |требованиям; |

| |б) получить информацию о том, усвоены или нет каждым|

| |учащимся знания, указанные в образовательной цели |

| |изучения темы (цикла знаний); научились ли учащиеся |

| |видам деятельности, указанным в цели по разлитию |

| |изучения темы (цикла знаний). |

|Формы контроля |тестовое задание; |

|знаний и умений |краткая самостоятельная работа; |

|учащихся |устный зачет по изученной теме. |

Естественно предположить, что глава II моей работы будет посвящена

достижению оставшейся цели, то есть разработки контрольных мероприятий

непосредственно по дисциплине “Чрезвычайные ситуации природного характера и

защита от них”.

ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ ЗАДАНИЙ, ТЕСТОВ, ЗАЧЁТОВ.

2. 1. Общие параметры тестовых и контрольных заданий.

Как уже говорилось ранее, текущий контроль знаний и умений учащихся

проводится после каждого цикла усвоения знаний. Следовательно, необходимо

данный курс “Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них”

разбить на логические циклы усвоения знаний и умений учащихся. Я предлагаю

связать эти циклы совместно с принятой классификацией чрезвычайных ситуаций

природного характера. Предполагается, что все задания прямо или косвенно

являются пройденным материалом. В каждом типе хочу предоставить восемь

тестовых заданий, четыре из которых будут соответствовать обязательному

уровню знаний (А) и умений, а другие четыре (Б) – рассчитаны на более

высокий интеллектуальный уровень учащегося. Каждое тестовое задание

задается по следующим критериям: /1/

1 задание – Продолжить фразу;

2 задание – Алгоритм поведения в данной чрезвычайной ситуации;

3 задание – Определить какой-либо числовой параметр;

4 задание – Определить верно или неверно приведенное утверждение.

Кроме тестовых заданий предоставляется краткая самостоятельная

работа на проверку знаний и умений учащихся по данному разделу и вопросы к

устному зачету.

К составленным тестовым заданиям предлагаю следующие критерии

оценивания:

Менее 4 правильных ответа из п. А или менее 3 ответов из п. Б -

“2”.

4 правильных ответа из п. А или более 3 ответов из п. Б - “3”.

4 правильных ответа из п. А + 2 ответа из п. Б - “4”.

4 правильных ответа из п. А + 3 ответа и более из п. Б - “5”.

Краткая самостоятельная работа рассчитана всреднем на 15 – 20 минут

и содержит в себе 4 вопроса, на которые следует дать письменный ответ.

Критерии оценивания:

Менее 2-х правильных ответов - “2”;

От 2-х до 3-х правильных ответов - “3”, “4”;

От 3-х до 4-х правильных ответов - “5”.

Устный зачет по теме предполагает комплексную проверку всех знаний и

умений учащихся. В методической литературе рекомендуется заранее выдавать

вопросы зачета учащимся, причем вопросов не должно быть более 20. Подробно

о проведении зачета указано в Гл. 1, п. 1. 1.

По принятой классификации опасных природных явлений, хочу выделить

логические циклы усвоения знаний и умений учащихся:

1. Геофизические опасные явления;

2. Геологические опасные явления (экзогенные);

3. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления;

4. Морские и гидрологические опасные явления;

5. Биологические чрезвычайные ситуации – инфекционные заболевания;

6. Природные пожары;/2/

2. 2. Геофизические опасные явления.

К геофизическим опасным явлениям относят землетрясения и извержения

вулканов.

В данном логическом цикле усвоения хочу представить следующий тест:

Тестовые задания.

Блок А.

1. Магнитуда землетрясений – условная величина, характеризующая…

а) общую энергию упругих колебаний, вызванных землетрясением;

б) время прихода поверхностных сейсмических волн;

в) время прихода поперечных сейсмических волн.

2. В какой последовательности вы постараетесь действовать, если,

находясь дома, неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекол, посуды,

а времени, чтобы выбежать из здания, нет:

а) закроете окна и двери и займете безопасное место в шкафу.

б) позвоните в аварийную службу, отключите электричество, газ,

воду, займете место у окна;

в) отключите электричество, газ, воду, отойдете от окон и

предметов мебели, которые могут упасть, займете безопасное место в проеме

дверей;

3. По принятой в РФ 12-бальной шкале опасными для зданий и

сооружений считают землетрясения с интенсивностью в…

а) 5 баллов;

б) 6 баллов;

в) 7 баллов.

4. Лава отличается от магмы отсутствием газов./2/

а) неверно, магма отличается от лавы отсутствием газов;

б) верно, газы из магмы улетучиваются при извержении;

в) неверно, лава и магма имеют идентичный состав.

Блок Б.

1. Продольные поперечные волны определяют разрушающее воздействие на

расстоянии от эпицентра землетрясения. Поверхностные волны определяют:

а) разрушающее действие землетрясения в ближней зоне от

эпицентра;

б) разрушающее действие землетрясения в дальней зоне от

эпицентра;

в) разрушающее действие землетрясения в гипоцентре.

2. При извержении вулкана, находясь в непосредственной близости от

него, необходимо:

а) убегать перпендикулярно направлению движения потоков лавы;

б) защищать органы дыхания, следовать в укрытие;

в) убегать под углом 180° направлению движения потоков лавы.

3. Определить силу землетрясения: Землетрясение данной силы

соответствует энергии одной атомной бомбы. Ощущается всеми: потеря

равновесия идущими людьми, разбиваются стекла, растрескивается штукатурка,

звонят колокола.

а) 3.5 балла;

б) 4 балла;

в) 5 баллов.

4. Энергия землетрясения силой 8.5 баллов превышает энергию взрыва

одной атомной бомбы в 1000000 раз./2/

а) Неверно, этому соответствует сила землетрясения в 11.5

баллов;

б) Это верное утверждение;

в) Неверно, этому соответствует сила землетрясения в 5 баллов.

Ключ: Блок А: 1)а; 2)в; 3)в; 4)б. Блок Б: 1)б; 2)а; 3)в; 4)б.

Вопросы к краткой самостоятельной работе.

1. Дать характеристику типам вулканов и типам извержений – эффузивным,

смешанным и экструзивным;

2. Определение: землетрясение, форшоки, афтершоки, магнитуда

землетрясения;

3. Шкала Рихтера, карта сейсмического районирования;

4. Определение эпицентра и гипоцентра.

Вопросы к зачету.

1. Поражающие факторы землетрясения;

2. Методы прогнозирования землетрясений и извержений вулканов;

3. Определение вулкана, его типы и характеристика;

4. Механизм протекания землетрясения; продольные и поперечные волны;

5. Алгоритм поведения при землетрясении;

6. Признаки землетрясения, форшоки и афтершоки;

7. Алгоритм поведения при извержении вулкана;

8. Определение и характеристика вулкана, лава, магма, палящая туча;

9. Шкала Рихтера, магнитуда землетрясения;

10. Карта сейсмического районирования. Требования к объектам, строящихся в

сейсмоопасных районах;

11. Поражающие факторы при извержении вулканов;

12. Примеры катастрофических землетрясений;

13. Сила, интенсивность землетрясения;

14. Проблема защиты от землетрясений, две группы антисейсмических

мероприятий;

15. Последствия землетрясения;

16. Профилактические мероприятия, направленные против извержений вулканов;

17. Эпицентр, гипоцентр, очаг землетрясения, определение значения

магнитуды;

18. Правила оповещения при землетрясении

19. Правила поведения человека, попавшего под завал;/2/

20. Проведение спасательных и других неотложных работ в случае

землетрясения.

2. 3. Геологические опасные явления (экзогенные).

К геологическим опасным природным явлениям экзогенного типа

относятся такие явления как оползни, сели, обвалы, осыпи, эрозия, абразия,

лавины, склоновый смыв почв, провалы земной поверхности и эрозия почв.

Тестовые задания.

Блок А.

1. Оползень – скользящее вниз по уклону под действием сил тяжести…

а) масс снега, скапливающихся на склонах холмов, гор.

б) масс грунта, формирующих склоны холмов, гор, речные, озерные

и морские террасы;

в) масс грунта, формирующих склоны холмов, гор.

2. Находясь дома в селеопасном районе, вы услышали по радио

сообщение об угрозе схода селя. У вас в запасе 30 минут. Ваши действия:

а) соберете все ценное имущество во дворе и укроете его в

помещении, сами укроетесь в погребе;

б) плотно закроете вентиляционные и другие отверстия, все двери

и окна, будете выходить на склон горы через ущелье или небольшую долину;

в) выйдете из здания и направитесь в безопасное место,

предупредите соседей об угрозе селя, будете выходить на склон горы,

находящийся на селебезопасном направлении.

3. Лавины образуются на безлесных склонах крутизной начиная от:

а) 5 - 7°;

б) 7 - 10°;

в) от 15° и более.

4. Факторами появления оползней являются: обводненность грунта,

изменение вида насаждений, уничтожение растительного покрова, выветривания,

сотрясения.

а) Выветривание не является фактором оползневого процесса;

б) Все факторы перечислены правильно;

в) Изменение вида насаждений не является фактором оползневого

процесса.

Блок Б.

1. Пассивные профилактические мероприятия по борьбе со сходом лавин

- …

а) использование опорных сооружений, дамб, лавинорезов,

надолбов, снегоудерживающих щитов, восстановлении леса;

б) искусственное провоцирование схода лавины в заранее

выбранное время, организуют взрывы направленного действия, сильные

источники звука;

в) разработка правил поведения и алгоритмов действия при

сходе лавины.

2. Во время прохождения лавиноопасного участка в горах вы с группой

туристов увидели внезапный сход снежной лавины. Опасность попадания в

лавину велика. Ваши действия:

а) быстро начнете организованный выход из лавиноопасного

участка;

б) при помощи веревок закрепитесь за большие камни;

в) укроетесь за скалой или её выступом, ляжете и прижмётесь к

земле, закрыв голову руками.

3. Слой лавины начинается при слое свежевыпавшего снега в 30 см., а

старого -

а) 10 – 40 см.;

б) 40 – 70 см.;

в) более 70 см.

4. По механизму оползни бывают следующих типов: оползни сдвига,

выдавливания, гидродинамического выноса внезапного разжижения.

а) Существуют только оползни сдвига и выдавливания;

б) Существуют все перечисленные типы оползней;

в) Ни одного из этих типов оползней не существует.

Ключ: Блок А: 1)б; 2)в; 3)в; 4)б. Блок Б: 1)а; 2)в; 3)в; 4)б.

Вопросы к краткой самостоятельной работе.

1. Дать определение терминам: сели, оползни, обвалы, лавины, провалы

земной поверхности;

2. Факторы, механизм образования оползневого процесса;

3. Профилактические противоселевые мероприятия, распределение селевых

потоков по мощности;

4. Правила поведения при сходе лавины.

Вопросы к зачёту.

1. Определение эрозии почв, абразии, сели, обвалы, лавины;

2. Причины возникновения оползней, селей;

3. Профилактические противоселевые мероприятия;

4. Противолавинные профилактические мероприятия;

5. Правила поведения при сходе лавины;

6. Правила поведения при возникновении селя;

7. Механизм образования лавины, скорость, причины схода.

8. Поражающие факторы селевых потоков

9. Организационные, технические профилактические мероприятия при

возникновении селя, при угрозе схода лавины;

10. Прогнозирование экзогенных геологических опасных явлений;

11. Мероприятия по борьбе с эрозиями почв;

12. Привлечение населения к противооползневым мероприятиям;

13. Признаки оползневых подвижек;

14. Проведение спасательных и других неотложных работ в случае схода

снежной лавины и селя;

15. Просадка земной поверхности в результате карста.

2. 4. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления.

К метеорологическим и агрометеорологическим опасным явлениям относят

бури (с силой 9 – 11 баллов), ураганы (12 – 15 баллов), смерчи, торнадо,

пыльные бури, шквалы, вертикальные вихри в атмосфере, крупный град, сильный

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.