Разработка тестов и дидактических материалов по предмету Чрезвычайные ситуации природного характера
и умения целесообразно проверять у какого учащегося: всем даются
индивидуальные задания. Зачет требует большого количества времени, и
поэтому многие учителя предпочитают освобождать от него часть успевающих
учеников.
Я считаю, что зачет ценен тем, что это единственная форма контроля,
где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем,
идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным
подходом к каждому ученику. Поэтому, по моему мнению, зачет надо проводить
в его традиционной форме, как беседа учителя и ученика. Однако, несмотря на
разные методы проведения зачетных мероприятий, в методической литературе
сложились некоторые принципы подготовки и проведения зачета по теме:/3/
. на зачет отводится не более 2 уроков;
. подготовка к зачету ведется заблаговременно, учитель уже в начале
изучения темы сообщает дату проведения зачета и перечень теоретических
вопросов, которые войдут в билеты.
1. 2. Место контроля, цели проверки знаний и умений учащихся в процессе
обучения безопасности жизнедеятельности.
Место, в которое целесообразно поместить проверку в процессе
обучения, определяется ее целями.
Как было установлено, основная цель проверки как для учащихся, так и
для учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по
данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая.
Естественно предположить, что контроль нужен на равных этапах обучения и на
разном уровне: тематический, зачет, экзамены и так далее./3/
Контроль, проводящийся после изучения небольших “подтем” или циклов
обучения, составляющий какой либо раздел, принято называть текущим.
Контроль, проводящийся после завершения крупных тем и разделов предмета
принято называть итоговым. Итоговый контроль также включает в себя
переводные, выпускные экзамены и зачеты.
Преподавателю необходимо установить, какая форма контроля подходит
для текущего контроля, а какая - для итогового. Это можно сделать, учитывая
время, которое занимает та или иная форма, а также количество материала,
которое она позволяет проверить. Так, например, кратковременная
самостоятельная работа с полным правом могут быть отнесены к текущему
контролю знаний и умений учащихся; они кратковременны и не могут охватить
весь изученный материал. Тестовые задания, составленные по-разному, с
разным количеством вопросов, могут быть как формой текущего, так и
итогового контроля, однако чаще задания с выбором ответов используются при
текущей проверке. Устный зачет по теме - формы итогового контроля, так как
охватывают большое количество материала и занимают много времени./4/
На основании всего сказанного можно составить такую наглядную
таблицу (табл.1):
Таблица 1.
|Виды контроля |Формы контроля |
|1. Текущий контроль знаний и умений|а) Тестовые задания; |
| |б) Кратковременная самостоятельная |
| |работа. |
|2. Итоговый контроль знаний и |а) Устный зачет по теме; |
|умений |б) Тестовые задания |
Итак, при анализе целей проведения контрольных мероприятий,
выявляются 2 вида контроля, текущий и итоговый, каждый из них имеет свое
место в процессе обучения безопасности жизнедеятельности и выполняет
определенные задачи обучения./4/
1. 3. Выводы по главе I.
В главе I я рассмотрел сложившееся на сегодняшний день понимание
контроля, а также сформулировал некоторые свои замечания по этой проблеме.
Тем самым, в этой главе я выполнил первые две цели, поставленные передо
мной при написании этой работы. Результаты моей работы в главе I можно
кратко изложить в следующей таблице (табл.2)
Таблица 2.
|Цели контроля | а) подготовить учащихся, убедившихся в том, что |
|знаний и умений |усвоенные ими новые знания в области безопасности |
|учащихся |жизнедеятельности и умения отвечают предъявляемым |
| |требованиям; |
| |б) получить информацию о том, усвоены или нет каждым|
| |учащимся знания, указанные в образовательной цели |
| |изучения темы (цикла знаний); научились ли учащиеся |
| |видам деятельности, указанным в цели по разлитию |
| |изучения темы (цикла знаний). |
|Формы контроля |тестовое задание; |
|знаний и умений |краткая самостоятельная работа; |
|учащихся |устный зачет по изученной теме. |
Естественно предположить, что глава II моей работы будет посвящена
достижению оставшейся цели, то есть разработки контрольных мероприятий
непосредственно по дисциплине “Чрезвычайные ситуации природного характера и
защита от них”.
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА КОНТРОЛЬНЫХ И ПРОВЕРОЧНЫХ ЗАДАНИЙ, ТЕСТОВ, ЗАЧЁТОВ.
2. 1. Общие параметры тестовых и контрольных заданий.
Как уже говорилось ранее, текущий контроль знаний и умений учащихся
проводится после каждого цикла усвоения знаний. Следовательно, необходимо
данный курс “Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них”
разбить на логические циклы усвоения знаний и умений учащихся. Я предлагаю
связать эти циклы совместно с принятой классификацией чрезвычайных ситуаций
природного характера. Предполагается, что все задания прямо или косвенно
являются пройденным материалом. В каждом типе хочу предоставить восемь
тестовых заданий, четыре из которых будут соответствовать обязательному
уровню знаний (А) и умений, а другие четыре (Б) – рассчитаны на более
высокий интеллектуальный уровень учащегося. Каждое тестовое задание
задается по следующим критериям: /1/
1 задание – Продолжить фразу;
2 задание – Алгоритм поведения в данной чрезвычайной ситуации;
3 задание – Определить какой-либо числовой параметр;
4 задание – Определить верно или неверно приведенное утверждение.
Кроме тестовых заданий предоставляется краткая самостоятельная
работа на проверку знаний и умений учащихся по данному разделу и вопросы к
устному зачету.
К составленным тестовым заданиям предлагаю следующие критерии
оценивания:
Менее 4 правильных ответа из п. А или менее 3 ответов из п. Б -
“2”.
4 правильных ответа из п. А или более 3 ответов из п. Б - “3”.
4 правильных ответа из п. А + 2 ответа из п. Б - “4”.
4 правильных ответа из п. А + 3 ответа и более из п. Б - “5”.
Краткая самостоятельная работа рассчитана всреднем на 15 – 20 минут
и содержит в себе 4 вопроса, на которые следует дать письменный ответ.
Критерии оценивания:
Менее 2-х правильных ответов - “2”;
От 2-х до 3-х правильных ответов - “3”, “4”;
От 3-х до 4-х правильных ответов - “5”.
Устный зачет по теме предполагает комплексную проверку всех знаний и
умений учащихся. В методической литературе рекомендуется заранее выдавать
вопросы зачета учащимся, причем вопросов не должно быть более 20. Подробно
о проведении зачета указано в Гл. 1, п. 1. 1.
По принятой классификации опасных природных явлений, хочу выделить
логические циклы усвоения знаний и умений учащихся:
1. Геофизические опасные явления;
2. Геологические опасные явления (экзогенные);
3. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления;
4. Морские и гидрологические опасные явления;
5. Биологические чрезвычайные ситуации – инфекционные заболевания;
6. Природные пожары;/2/
2. 2. Геофизические опасные явления.
К геофизическим опасным явлениям относят землетрясения и извержения
вулканов.
В данном логическом цикле усвоения хочу представить следующий тест:
Тестовые задания.
Блок А.
1. Магнитуда землетрясений – условная величина, характеризующая…
а) общую энергию упругих колебаний, вызванных землетрясением;
б) время прихода поверхностных сейсмических волн;
в) время прихода поперечных сейсмических волн.
2. В какой последовательности вы постараетесь действовать, если,
находясь дома, неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекол, посуды,
а времени, чтобы выбежать из здания, нет:
а) закроете окна и двери и займете безопасное место в шкафу.
б) позвоните в аварийную службу, отключите электричество, газ,
воду, займете место у окна;
в) отключите электричество, газ, воду, отойдете от окон и
предметов мебели, которые могут упасть, займете безопасное место в проеме
дверей;
3. По принятой в РФ 12-бальной шкале опасными для зданий и
сооружений считают землетрясения с интенсивностью в…
а) 5 баллов;
б) 6 баллов;
в) 7 баллов.
4. Лава отличается от магмы отсутствием газов./2/
а) неверно, магма отличается от лавы отсутствием газов;
б) верно, газы из магмы улетучиваются при извержении;
в) неверно, лава и магма имеют идентичный состав.
Блок Б.
1. Продольные поперечные волны определяют разрушающее воздействие на
расстоянии от эпицентра землетрясения. Поверхностные волны определяют:
а) разрушающее действие землетрясения в ближней зоне от
эпицентра;
б) разрушающее действие землетрясения в дальней зоне от
эпицентра;
в) разрушающее действие землетрясения в гипоцентре.
2. При извержении вулкана, находясь в непосредственной близости от
него, необходимо:
а) убегать перпендикулярно направлению движения потоков лавы;
б) защищать органы дыхания, следовать в укрытие;
в) убегать под углом 180° направлению движения потоков лавы.
3. Определить силу землетрясения: Землетрясение данной силы
соответствует энергии одной атомной бомбы. Ощущается всеми: потеря
равновесия идущими людьми, разбиваются стекла, растрескивается штукатурка,
звонят колокола.
а) 3.5 балла;
б) 4 балла;
в) 5 баллов.
4. Энергия землетрясения силой 8.5 баллов превышает энергию взрыва
одной атомной бомбы в 1000000 раз./2/
а) Неверно, этому соответствует сила землетрясения в 11.5
баллов;
б) Это верное утверждение;
в) Неверно, этому соответствует сила землетрясения в 5 баллов.
Ключ: Блок А: 1)а; 2)в; 3)в; 4)б. Блок Б: 1)б; 2)а; 3)в; 4)б.
Вопросы к краткой самостоятельной работе.
1. Дать характеристику типам вулканов и типам извержений – эффузивным,
смешанным и экструзивным;
2. Определение: землетрясение, форшоки, афтершоки, магнитуда
землетрясения;
3. Шкала Рихтера, карта сейсмического районирования;
4. Определение эпицентра и гипоцентра.
Вопросы к зачету.
1. Поражающие факторы землетрясения;
2. Методы прогнозирования землетрясений и извержений вулканов;
3. Определение вулкана, его типы и характеристика;
4. Механизм протекания землетрясения; продольные и поперечные волны;
5. Алгоритм поведения при землетрясении;
6. Признаки землетрясения, форшоки и афтершоки;
7. Алгоритм поведения при извержении вулкана;
8. Определение и характеристика вулкана, лава, магма, палящая туча;
9. Шкала Рихтера, магнитуда землетрясения;
10. Карта сейсмического районирования. Требования к объектам, строящихся в
сейсмоопасных районах;
11. Поражающие факторы при извержении вулканов;
12. Примеры катастрофических землетрясений;
13. Сила, интенсивность землетрясения;
14. Проблема защиты от землетрясений, две группы антисейсмических
мероприятий;
15. Последствия землетрясения;
16. Профилактические мероприятия, направленные против извержений вулканов;
17. Эпицентр, гипоцентр, очаг землетрясения, определение значения
магнитуды;
18. Правила оповещения при землетрясении
19. Правила поведения человека, попавшего под завал;/2/
20. Проведение спасательных и других неотложных работ в случае
землетрясения.
2. 3. Геологические опасные явления (экзогенные).
К геологическим опасным природным явлениям экзогенного типа
относятся такие явления как оползни, сели, обвалы, осыпи, эрозия, абразия,
лавины, склоновый смыв почв, провалы земной поверхности и эрозия почв.
Тестовые задания.
Блок А.
1. Оползень – скользящее вниз по уклону под действием сил тяжести…
а) масс снега, скапливающихся на склонах холмов, гор.
б) масс грунта, формирующих склоны холмов, гор, речные, озерные
и морские террасы;
в) масс грунта, формирующих склоны холмов, гор.
2. Находясь дома в селеопасном районе, вы услышали по радио
сообщение об угрозе схода селя. У вас в запасе 30 минут. Ваши действия:
а) соберете все ценное имущество во дворе и укроете его в
помещении, сами укроетесь в погребе;
б) плотно закроете вентиляционные и другие отверстия, все двери
и окна, будете выходить на склон горы через ущелье или небольшую долину;
в) выйдете из здания и направитесь в безопасное место,
предупредите соседей об угрозе селя, будете выходить на склон горы,
находящийся на селебезопасном направлении.
3. Лавины образуются на безлесных склонах крутизной начиная от:
а) 5 - 7°;
б) 7 - 10°;
в) от 15° и более.
4. Факторами появления оползней являются: обводненность грунта,
изменение вида насаждений, уничтожение растительного покрова, выветривания,
сотрясения.
а) Выветривание не является фактором оползневого процесса;
б) Все факторы перечислены правильно;
в) Изменение вида насаждений не является фактором оползневого
процесса.
Блок Б.
1. Пассивные профилактические мероприятия по борьбе со сходом лавин
- …
а) использование опорных сооружений, дамб, лавинорезов,
надолбов, снегоудерживающих щитов, восстановлении леса;
б) искусственное провоцирование схода лавины в заранее
выбранное время, организуют взрывы направленного действия, сильные
источники звука;
в) разработка правил поведения и алгоритмов действия при
сходе лавины.
2. Во время прохождения лавиноопасного участка в горах вы с группой
туристов увидели внезапный сход снежной лавины. Опасность попадания в
лавину велика. Ваши действия:
а) быстро начнете организованный выход из лавиноопасного
участка;
б) при помощи веревок закрепитесь за большие камни;
в) укроетесь за скалой или её выступом, ляжете и прижмётесь к
земле, закрыв голову руками.
3. Слой лавины начинается при слое свежевыпавшего снега в 30 см., а
старого -
а) 10 – 40 см.;
б) 40 – 70 см.;
в) более 70 см.
4. По механизму оползни бывают следующих типов: оползни сдвига,
выдавливания, гидродинамического выноса внезапного разжижения.
а) Существуют только оползни сдвига и выдавливания;
б) Существуют все перечисленные типы оползней;
в) Ни одного из этих типов оползней не существует.
Ключ: Блок А: 1)б; 2)в; 3)в; 4)б. Блок Б: 1)а; 2)в; 3)в; 4)б.
Вопросы к краткой самостоятельной работе.
1. Дать определение терминам: сели, оползни, обвалы, лавины, провалы
земной поверхности;
2. Факторы, механизм образования оползневого процесса;
3. Профилактические противоселевые мероприятия, распределение селевых
потоков по мощности;
4. Правила поведения при сходе лавины.
Вопросы к зачёту.
1. Определение эрозии почв, абразии, сели, обвалы, лавины;
2. Причины возникновения оползней, селей;
3. Профилактические противоселевые мероприятия;
4. Противолавинные профилактические мероприятия;
5. Правила поведения при сходе лавины;
6. Правила поведения при возникновении селя;
7. Механизм образования лавины, скорость, причины схода.
8. Поражающие факторы селевых потоков
9. Организационные, технические профилактические мероприятия при
возникновении селя, при угрозе схода лавины;
10. Прогнозирование экзогенных геологических опасных явлений;
11. Мероприятия по борьбе с эрозиями почв;
12. Привлечение населения к противооползневым мероприятиям;
13. Признаки оползневых подвижек;
14. Проведение спасательных и других неотложных работ в случае схода
снежной лавины и селя;
15. Просадка земной поверхности в результате карста.
2. 4. Метеорологические и агрометеорологические опасные явления.
К метеорологическим и агрометеорологическим опасным явлениям относят
бури (с силой 9 – 11 баллов), ураганы (12 – 15 баллов), смерчи, торнадо,
пыльные бури, шквалы, вертикальные вихри в атмосфере, крупный град, сильный
Страницы: 1, 2, 3
|