рефераты бесплатно

МЕНЮ


Современная банковская система РФ

рыночные, операционные и правовые риски также требуют самого пристального

внимания.

Управление рисками должно базироваться на их эффективном мониторинге,

доведении необходимой и достаточной информации до соответствующих

сотрудников и органов управления кредитных организаций, эффективных

процедурах принятия и контроля за выполнением решений, а также контроля за

функционированием системы корпоративного управления в целом.

Управление рисками должно осуществляться как на индивидуальной, так и

на консолидированной основе. Консолидированное управление рисками должно

состоять прежде всего в оценке риска по банковской группе и комплексном

управлении финансовыми потоками юридических лиц, входящих в банковскую

группу, в целях разумного сочетания финансового результата и уровня риска в

рамках группы. Кредитные организации, входящие в состав многопрофильных

банковских групп в качестве головных организаций и участников, должны

принимать во внимание риски, связанные с усложнением организационной

структуры управления и системы внутреннего контроля, в том числе и в силу

переплетения банковской и иной (производственной, торговой) деятельности.

Фактором повышения качества корпоративного управления в кредитных

организациях является развитие банковского надзора с акцентом на проведение

комплексных оценок качества систем внутрибанковского управления и

внутреннего контроля и на повышение роли этих оценок при определении

состояния и перспектив деятельности кредитных организаций. Вместе с тем

надзорный орган не должен диктовать банкам конкретные схемы корпоративного

управления и внутреннего контроля. Последние должны самостоятельно

определяться банком исходя из характера и масштабов решаемых задач.

Политика Банка России по приближению надзорных требований,

предъявляемых к кредитным организациям, к общепризнанным международным

стандартам в целом встречает понимание в банковском сообществе. Тем не

менее суть некоторых предложений, которые поступают в Банк России, можно

свести к тому, что надзорный орган должен закрыть глаза на повышенные

риски, а иногда и прямые финансовые потери банков. Очевидно, такие подходы

не на пользу самим банкам.

Необходимо, видимо, еще раз вернуться к вопросу о взаимодействии

кредитных организаций и органа банковского надзора. Позвольте небольшую

аналогию. Известно, что чем дольше откладывать лечение болезни, тем сложнее

будет ее лечить. Эта нехитрая истина в полной мере применима к нашему

случаю. Речь идет о необходимости раннего реагирования на недостатки в

состоянии банков. Одновременно важной задачей банковского надзора является

его ориентация на содержательные аспекты деятельности банков. И в этом

плане надо иметь в виду, что реализация Базельских принципов эффективного

банковского надзора как раз и предполагает последовательный переход в

акцентах от формальных ограничений и регламентаций к надзорному

реагированию на базе максимального учета таких параметров, как

существенность рисков и качество внутрибанковских систем управления и

контроля за рисками. Базель исходит из необходимости разумных суждений

органов банковского надзора о реальном уровне риска и из необходимости

выбора адекватных форм надзорного реагирования. Роль надзорного органа при

этом должна претерпеть качественные изменения, предполагающие дополнение и

даже частичное замещение процедур контроля за соблюдением установленных

норм оценками содержательных аспектов в деятельности кредитных организаций.

Темпы внедрения современных подходов к организации банковского надзора,

помимо качества решения данной задачи самим органом надзора, будут зависеть

от эффективности коммерческих решений и повышения степени самостоятельности

банков в их принятии. Речь идет об исключении прямого либо косвенного

влияния связанных с банками лиц на характер принимаемых решений.

Разумеется, состояние и повышение качества надзора зависят также от

состояния общей культуры банковского дела и от общей динамики его развития.

Большое значение для укрепления системной устойчивости банковского

сектора имеет повышение ответственности реальных владельцев банков. Анализ

показывает, что в послекризисный период восстановление некоторых банков

было связано с добросовестными действиями их собственников. Так, увеличение

совокупного капитала банковской системы произошло главным образом за счет

взносов в уставные капиталы кредитных организаций. Естественно, встречаются

и обратные примеры, когда разорение банков — на совести их учредителей и

аффилированных с ними лиц.

В сфере допуска организаций на рынок банковских услуг и лицензирования

банковской деятельности необходимо развитие требований к профессиональной

пригодности и деловой репутации руководства и финансовой устойчивости

учредителей (участников) кредитных организаций.

Чтобы поставить вне закона деструктивные действия владельцев и

менеджмента банков, иметь возможность более оперативно и действенно

реагировать на недостатки в состоянии банков, Банк России совместно с

Правительством Российской Федерации подготовил поправки в законодательство

в сфере банковского надзора, банкротства и ликвидации кредитных

организаций, обеспечивающие введение более строгих исходных требований и

более жестких норм ответственности руководителей и учредителей (участников)

за осуществление действий, вызвавших банкротство кредитных организаций.

Вышеупомянутые поправки были внесены в Государственную Думу в октябре

1999 года и приняты в первом чтении в конце марта 2000 года, однако затем

процесс пошел медленнее, чем хотелось бы. Сейчас в этом вопросе наметились

позитивные сдвиги. Имеются неплохие перспективы получить в ближайшее время

необходимые изменения в законодательстве, позволяющие более эффективно

заниматься решением назревших проблем. Хотелось бы пожелать законодателям

успешно завершить работу по рассмотрению законопроектов в самой близкой

перспективе.

Важным вопросом и реальной проблемой банковской реформы является

ликвидация кредитных организаций, у которых отозваны лицензии. Главное

действующее лицо в процессе ликвидации — суды. Возможно, банки и финансы

должны быть предметом отдельного направления развития судебной реформы,

включающей специализированные суды и профессионалов, понимающих специфику

финансовой, в том числе и банковской, деятельности. Практика показывает,

что решения судов по одному и тому же вопросу в разных инстанциях очень

разноречивы. В целом проблема совершенствования законодательства и его

применения является одной из наиболее острых с точки зрения проведения всей

банковской реформы.

В условиях ограниченных внутренних возможностей увеличения капитальной

базы кредитных организаций необходимым является привлечение иностранных

инвестиций в банковскую сферу. Расширение присутствия иностранного капитала

с солидной репутацией на российском рынке банковских услуг будет иметь

позитивное значение и потому, что он будет способствовать развитию здоровой

конкуренции, привнесет в Россию современные банковские технологии, новые

финансовые продукты и в целом накопленную культуру банковского дела.

В связи с этим сохраняет свою остроту вопрос о формировании

благоприятного по международным меркам экономического, и в том числе

инвестиционного, климата. Лейтмотивом высказываний представителей бизнеса

из развитых стран является то, что без лучшей защиты прав собственников и

кредиторов, прозрачного государственного регулирования экономики и четких

правил игры, приемлемых налоговых условий иностранные инвестиции в страну

не придут.

Роль иностранного капитала в банковской системе России невелика и

стабильна. Удельный вес банков с иностранным капиталом на протяжении ряда

последних лет в собственных средствах (капитале) и в активах банковской

системы России составляет около 10%. Так что желание солидного зарубежного

капитала прийти в страну, в том числе в банковскую систему, следует

приветствовать. В связи с этим следует решить и вопрос о порядке открытия в

стране филиалов иностранных банков, а также о режиме регулирования их

деятельности.

Следует подчеркнуть, что создание благоприятных условий ведения

бизнеса необходимо, конечно, не только, а может быть, и не столько для

привлечения иностранного капитала, но прежде всего для развития

отечественного капитала, составляющего основу российской рыночной системы.

Очевидно, что иностранный и отечественный капитал должен чувствовать себя

достаточно — и в равной мере — комфортно.

2. Повышение качества реализации банковским сектором функций

по аккумулированию сбережений и их трансформации в кредиты и инвестиции

Коммерческие принципы организации банковского дела предопределяют

интерес банкиров к кредитованию экономики. В связи с этим проблема отнюдь

не в отсутствии у банкиров субъективного желания изменить свою роль в

воспроизводственном процессе. Но эти же принципы ориентируют на ограничение

принимаемого риска разумным уровнем, на кредитование только эффективных

проектов. Наиболее острые проблемы развития кредитования заключаются в

уровне кредитных рисков, а также в состоянии ресурсной базы банков. Многие

существенные факторы рисков, сдерживающие кредитную активность банков и

одновременно определяющие более высокую уязвимость кредитных организаций,

специализирующихся на кредитовании реального сектора экономики, как

отмечалось, возникают и развиваются вне банковской сферы.

В 2000 году процесс кредитования банками реального сектора экономики

активизировался. Объем кредитов предприятиям и организациям за 2000 год

увеличился на 326,7 млрд. рублей, или на 69,5% (за 1999 год — на 26,4%).

При этом доля указанных кредитов в совокупных активах действующих кредитных

организаций выросла с 29,6% на 1.01.2000 г. до 33,8% на 1.01.2001 года.

Отражением роста кредитной активности банков явилось также увеличение

количества заключенных кредитных договоров: общее количество договоров по

предоставленным кредитам по банковской системе в целом (исключая учтенные

кредитной организацией векселя) выросло с 1,2 млн. на 1.01.2000 г. до

1,6 млн. на 1.01.2001 года. Рост объема кредитов, предоставленных

предприятиям реального сектора экономики, наблюдался в 2000 году в 68%

действующих банков. Вместе с тем банки при кредитовании реального сектора

экономики по-прежнему демонстрируют осторожный подход к выдаче ссуд, что

следует оценить как безусловно положительный факт.

Самостоятельным фактором, сдерживающим развитие активных долгосрочных

операций банков, является сложившаяся структура их ресурсной базы, в

которой преобладают краткосрочные ресурсы. Банки испытывают весьма острый

дефицит средне- и долгосрочных ресурсов, что, в свою очередь, обусловлено

как общим низким уровнем накоплений и сбережений, так и незначительностью

той их доли, которая размещена в банках. Многое зависит от состояния

реальных доходов предприятий и населения. Ситуация здесь следующая: по

данным Госкомстата, в 2000 году реальные располагаемые доходы населения не

превышают 80% от уровня 1997 года. Определенные надежды на улучшение в этой

сфере связываются с дальнейшим оживлением экономики, а также с введением

государственной системы гарантирования вкладов.

Насколько сильны позиции государства в банковском секторе? В рамках

развития банковского обслуживания реальной экономики активно обсуждается

вопрос о месте так называемых государственных банков.

В настоящее время непосредственно государство, включая в данном

контексте в это понятие федеральные органы исполнительной власти, органы

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственные

федеральные унитарные предприятия и учреждения, государственные унитарные

предприятия и учреждения субъектов Российской Федерации, а также РФФИ (но

не включая Банк России), по данным Центрального банка Российской Федерации,

имеет вложения, превышающие 50% уставного капитала, только в 21 кредитной

организации (без учета банков, находящихся под управлением АРКО. Кроме

того, в собственности Правительства Российской Федерации находится также

Внешэкономбанк, не являющийся кредитной организацией по законодательству

Российской Федерации).

Удельный вес указанных кредитных организаций в собственных средствах и

активах банковской системы составляет немногим более 3%.

Может ли быть повышена эффективность работы этих банков с реальной

экономикой? Видимо, да. Для этого необходимо в том числе определить

критерии эффективности их деятельности, выработать стратегию

функционирования и решить вопросы совершенствования корпоративного

управления.

Что касается некоторого укрепления позиции государственных банков на

кредитном рынке, то в основном оно приходится на Сбербанк и Внешторгбанк.

При этом представляется более верным говорить не о результатах некоего

политического курса, а о естественных последствиях кризиса. Представляется,

что в среднесрочной перспективе банки с частным капиталом будут иметь более

динамичное развитие. Принципиально важным в этом контексте является

соблюдение принципа равных условий для ведения бизнеса всеми банками вне

зависимости от формы собственности. Ко всем банкам должны предъявляться

единые требования с точки зрения ограничения рисков и управления ими.

Развитие конкуренции — одно из фундаментальных условий развития бизнеса, в

том числе, разумеется, и банковского.

3. Укрепление доверия к российской банковской системе со стороны

инвесторов

Укрепление доверия к банковской системе должно являться естественным

следствием решения указанных выше проблем. Хотел бы подчеркнуть этот тезис.

Иное решение, когда об укреплении доверия говорится порой чуть ли не как о

самоцели, представляется ошибочным. Экономическое доверие должно

базироваться на надежном фундаменте, а не быть верой в чудо или надеждой на

авось. Достоверность учета и адекватность информации о производственном и

финансовом состоянии хозяйствующих субъектов является принципиальным

требованием системы рыночных связей. Переход на МСБУиО позволяет выполнить

это требование.

В течение ближайших двух лет будет проведена работа по подготовке к

внедрению международных стандартов в практику ведения бухгалтерского учета

кредитными организациями. Указанная работа затронет нормативную базу,

вопросы организации бухгалтерского и управленческого учета в кредитных

организациях, а также подготовку и переобучение кадров. Необходимой

предпосылкой решения данной задачи является принятие нового Федерального

закона “О бухгалтерском учете”, который должен создать возможности для

практического внедрения учетных принципов, основанных на Международных

стандартах бухгалтерского учета и отчетности (МСБУиО). Необходимые

коррективы с учетом сказанного выше должны быть внесены также в налоговое

законодательство.

При этом Банк России исходит из необходимости фронтального перехода на

МСБУиО в масштабах всей экономики. Учет — это экономическая система мер и

весов. Очевидно, что она должна быть единой во всей экономике. В рамках

перехода на МСБУиО будут приняты дополнительные меры по оптимизации системы

отчетности, представляемой кредитными организациями, имея в виду в первую

очередь устранение дублирования и излишней детализиции информации,

упорядочение сроков представления отчетности.

Необходимо отметить ключевые факторы укрепления доверия к банковской

системе. Это снижение системных рисков, развитие корпоративного управления

и внутреннего контроля в банках, развитие транспарентности и рыночной

дисциплины на рынке банковских услуг, развитие системы банковского надзора.

Решение этих задач зависит от усилий всех ветвей власти, Банка России и,

разумеется, кредитных организаций и их владельцев.

Чуть более подробно о МСБУиО (элемент развития транспарентности и

рыночной дисциплины) и о защите вкладчиков (элемент снижения системных

рисков).

Одной из важных мер по защите интересов вкладчиков и, таким образом,

по привлечению сбережений населения в банковскую систему может стать

создание системы гарантирования (страхования) вкладов. С правовой точки

зрения основным условием введения такой системы является принятие

соответствующего федерального закона. Система гарантирования вкладов может

строиться на разных организационных принципах. Но в любом случае необходим

переходный период, по истечении которого на рынке частных вкладов не должно

оставаться банков, которым отказано или по установленным критериям должно

быть отказано в участии в системе гарантирования вкладов.

Учитывая состояние экономики банковской системы и возможности бюджета,

формирование системы гарантирования вкладов должно осуществляться поэтапно.

Этапность предполагает исходно низкий и при благоприятных условиях

постепенно повышаемый уровень гарантирования вкладов. При этом уровень

возмещения по вкладам даже в развитой системе гарантирования должен быть

умеренным, с тем чтобы не провоцировать снижения качества управления

банками или “безразличного” поведения вкладчиков. По значительным по

величине вкладам уровень компенсации, на наш взгляд, не должен превышать

50%, а максимальная компенсация должна распространяться только на небольшие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.