рефераты бесплатно

МЕНЮ


Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития

Беларусь" (далее -- Декрет N 4), которым в качестве одного из стимулов

привлечения средств населения был установлен более жесткий режим банковской

тайны. И дело не в желании клиентов с помощью банковской тайны скрыть

незаконно полученные доходы. По этому поводу можно заметить, что подобные

лица вряд ли будут открыто размещать их в банках. Поэтому смысл банковской

тайны проявляется в стремлении клиентов, открыто доверивших свои деньги

банкам, обеспечить конфиденциальность и безопасность ведения своих

операций, защиту от возможных преступных посягательств. А поэтому степень

доверия к банковской системе, и, следовательно, ее стабильность, во многом

зависят от надежности банковской тайны. В силу ст.122 Банковского кодекса

(БК) не подлежат разглашению и являются банковской тайной сведения о счетах

и вкладах, в том числе сведения о наличии счета в данном банке, его

владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся

на счетах и во вкладах, а равно сведения о конкретных сделках, об операциях

по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на хранении в банке.

Наше законодательство базируется на узком понятии банковской тайны (объем

сведений о клиенте, которые банк должен сохранять в тайне, определен

достаточно четко). Законодательство и судебная практика некоторых

европейских стран (например, Франции), наоборот, исходят из того, что

правовой режим банковской тайны распространяется на любую информацию,

которая стала известна банку в связи с осуществляемой им деятельностью.

Следует отметить, что принятие БК привнесло целых ряд прогрессивных

изменений в режим банковской тайны:

во-первых, конкретизирован состав сведений, входящих в банковскую тайну,

при этом он существенно расширился по сравнению со ст.22 ранее

действовавшего Закона "О банках и банковской деятельности". Так, в состав

банковской тайны теперь включены сведения об имуществе, находящемся на

хранении в банке. Кроме того, банки сами могут включать в него иные

сведения, однако, не вступая при этом в противоречие с законодательством;

во-вторых, несмотря на свой специфический статус, наряду с иными банками

на Нацбанк возложено соблюдение режима банковской тайны. Безусловно, это

является позитивным моментом, так как объем информации, получаемой им от

банков в виде отчетности весьма значителен, и если Нацбанк разгласит данную

информацию, правовой режим банковской тайны в иных банках теряет всякий

смысл;

в-третьих, банки-корреспонденты в своем праве на защиту их банковской

тайны приравнены к иным клиентам банков. Из этого можно сделать вывод, что

банк обязан хранить банковскую тайну и по клиентам банка-корреспондента,

если данная информация является частью банковской тайны по сделкам

последнего.

Согласно ст.122 БК сведения, составляющие банковскую тайну юрлиц и

индивидуальных предпринимателей, представляются банком им самим, их

представителям при наличии у них соответствующих полномочий, аудиторским

организациям (аудиторам), осуществляющим их аудит, а также в случаях,

предусмотренных законодательными актами Беларуси: судам (судьям) по

находящимся в их производстве уголовным и гражданским делам; прокурору; с

санкции прокурора -- органам дознания и предварительного следствия по

находящимся в их производстве уголовным делам; органам Комитета

госконтроля; налоговым и таможенным органам; Нацбанку. Кроме того, банки

обязаны представлять Главному государственному казначейству Минфина данные

о состоянии счетов республиканских органов государственного управления, а

также организаций, использующих средства республиканского и местных

бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

Некоторым государственным органам и должностным лицам предоставлено право

получения информации по счетам юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей (например, судебные исполнители, ГКФР) иными

законодательными актами. В результате возникает коллизия норм, из которой

можно сделать ряд выводов:

1) БК содержит правовые нормы, имеющие специальный предмет правового

регулирования, -- объем и содержание института банковской тайны.

2) Исходя из данного подхода, информация по банковской тайне юридических

лиц должна предоставляться только тем органам, которые указаны в ст.122

кодекса. Так, судебные исполнителя утратили свое право на получение

подобной информации, а органы ГКФР сохранили. Это обусловлено тем, что

налоговые органы имеют право на получение информации. А из п.4 Указа

Президента от 11.02.98г. N 71 "Об образовании Государственного комитета

финансовых расследований Республики Беларусь" вытекает, что он действует в

соответствии с Законом "О государственной налоговой инспекции Республики

Беларусь".

Режим банковской тайны по счетам физических лиц является более жестким.

Во-первых, перечень органов, имеющих право получать информацию по счетам и

вкладам в три раза меньше, чем в отношении юридических лиц (органы дознания

и следственные органы, суды, нотариальные конторы, консульские учреждения).

Во-вторых, даже эти инстанции вправе получать информацию не всегда, а лишь

в некоторых случаях, указанных в ст.122 БК.

Еще более строгим является режим банковской тайны по счетам и вкладам

физических лиц в иностранной валюте. С принятием Декрета N 4 налоговые

органы вообще утратили возможность получения подобной информации. Другие

органы, обладавшие правом получать информацию по валютным счетам физических

лиц, при принятии Декрета также его лишились. Такой же жесткий подход в

защите банковской тайны физических лиц сохранен в ст.122 БК.

Проблема проведения четких границ между интересами общества (борьба с

"отмыванием денег") и интересами юридических и физических лиц (банковская

тайна) является общемировой проблемой. Закон "О предотвращении легализации

доходов, добытых незаконным путем" от

19.07.2000г. существенно сузил сферу действия норм о банковской тайне.

Во-первых, в силу ч.4 ст.6 Закона органы предварительного расследования

получили возможность получать информацию по счетам и вкладам граждан по

любым, находящимся в их производстве делам (до принятия Закона только по

уголовным делам, по которым грозит конфискация имущества). А суды, органы

прокуратуры, органы финрасследований и другие уполномоченные органы и

вообще без производства по делу.

Во-вторых, данным Законом банки обязали самостоятельно предоставлять

специальные формуляры, содержащие информацию о многих операциях (о

большинстве их) по счетам юридических и физических лиц. Причем не только

подозрительных, но и тех, которые субъекты хозяйствования проводят в

процессе их нормальной хозяйственной деятельности (например, международный

перевод денежных средств субъектом права, за исключением физического лица,

не являющегося индивидуальным предпринимателем, в течение шести месяцев с

момента его государственной регистрации и т.п.).

В-третьих, Законом утвержден перечень государственных органов,

осуществляющих контроль за порядком проведения финансовых операций, которые

ранее не были наделены правом получения информации. С принятием Закона

специальные формуляры от банков по подозрительным операциям должны

направляться только в налоговые органы и Комитет госконтроля. Однако иные,

указанные в ст.8 Закона "органы, осуществляющие контроль за порядком

проведения финансовых операций" получают право проводить документальные и

иные проверки (ревизии, инвентаризации) с целью установления правильности

проведения и регистрации операций, а также полноты и достоверности

представляемой информации. Следовательно, данные госорганы приобрели

возможность получать сведения в пределах своей компетенции.

После принятия БК право этих органов на проведение проверок для получения

информации вызывает большие сомнения. В силу ст.10 Закона от

10.01.2000г. "О нормативных правовых актах" кодексы имеют большую

юридическую силу по отношению к другим законам.

По валютным счетам и вкладам физических лиц ситуация еще проще. Нормы

Декрета N 4 устанавливают режим банковской тайны, идентичный Банковскому

кодексу. При противоречиях с Декретом в силу Конституции он будет иметь

более высокую юридическую силу. А поэтому можно утверждать, что указанные в

Законе о легализации, но не содержащиеся в БК органы, не могут проводить

подобные проверки. Противники данной точки зрения могут возразить, что

информацию данные органы будут черпать не из запросов, а путем получения от

банков специальных формуляров и проведения проверок. Но, на наш взгляд,

изложенная выше позиция вполне обоснованна, так как не имеет значения

способ получения информации (путем запроса, направления специального

формуляра или проведения проверки) -- главное, допустимость БК и Декретом N

4 получения информации тем или иным органом в определенном случае. Впрочем,

данное мнение может не совпадать с позицией государственных органов. Хотя

толкование сложившейся спорной ситуации в пользу нового Закона может лишить

банки многих вкладчиков.

Таким образом, привлечение денежных средств, инвестиций в банковскую

систему, а тем самым и в экономику не только из-за границы, но и из

внутренних источников вряд ли возможно без жестких гарантий соблюдения

банковской тайны. Этого не стоит забывать, принимая меры, стимулирующие

инвестиции лишь налоговыми льготами или иными гарантиями.[3]

Ежегодно в банковской среде выявляется около 3 тыс. хищений. Чаще всего

преступники используют схему так называемых ''инструментов первокласных

банков'', находят свои жертвы из числа инвесторов или тех, кто нуждаеться в

кредитах. Проводяться мошеннеческие операции с ценными бумагами путем

изготовления копий векселей либо их хищение из депозитариев, используют

также необеспеченные вексели. Основные методы противодействия финансовому

мошенничеству: своевременное предание гласности установленных случаев

мошенничества, оповещение руководителей и специалистов банков о наиболее

опасных схемах мошенничества и главное, качественная работа службы

безопасности банка.

Ведение кредитно-денежного бизнеса невозможно без надежной защиты

банковской информации. По экспертным данным, потери от противоправных

действий лиц, занимающихся хищением информации, составляют в среднем 30%

всего ущерба, который наноситься банкам. Многие преступления начинаються с

утечки информации. Даже личная безопасность банкиров тесно связана с со

степенью надежности защиты банковской информации.Поэтому каждой кредитной

организации необходимо иметь и периодически обновлять Рабочую программу

обеспечения технической, экономической и информационной безопасности.

Внедрение в банковскую практику достижений высоких тежнологий дало толчок

к развитию нового вида преступных действий: ''взлом'' и проникновение в

компьютерные и телекоммуникационные сети банков. Особая опатность таких

преступлений:

o Высокая степень латентности (выявляеться 1 из 10)

o Крупный ущерб

o Носят организованный характер

o Нередко совершаються с участием персонала банка.

По прогнозам, в начале XXI в. хакеры смогут проникать в каждый

четвертый банк, если не принимать адекватной защиты информации.

В связи с этим рекомендуется:

V Регулярно проводить оценку всей имеющейся информации и выделять

из нее конфиденциальную в целях дополнительной ее защиты

V Распределять функции между сотрудниками так, чтобы ни одна

операция не могла быть выполнена одним человеком целиком.

V Обеспечивать строгий режим пропуска и порядка в служебных

помещениях, особенно в местах ограниченного доступа

V Иметь нормативно-правовые документы по вопросам защиты информации

V Создать базу данных, в которой фиксировались бы все попытки

несанкционираванного доступа к конфиденциальной информации.[4]

7 Операции проводимые банками Республики Беларусь

1. ОПЕРАЦИИ БАНКА ПО ПРИВЛЕЧЕНИЮ СРЕДСТВ В ДЕПОЗИТЫ.

1. Пассивные операции банков.

Коммерческие банки выполняют различные операции по обслуживанию своих

клиентов. Все операции коммерческих банков обычно делят на три группы:

1. пассивные операции - это операции, посредством которых банки формируют

свои ресурсы для проведения кредитных и других активных операций. К ним

относятся: привлечение на расчетные и текущие счета юридических и

физических лиц, открытие срочных счетов граждан, предприятий, организаций,

выпуск ценных бумаг, займы, полученные из других банков и т.д.

2. активные операции - операции, посредством которых банки размещают

имеющиеся в их распоряжении ресурсы. К ним относятся: краткосрочное и

долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и

научной деятельности предприятий и организаций, предоставление

потребительских кредитов населению, приобретение ценных бумаг, лизинг,

факторинг, инновационное финансирование и кредитование, долевое участие

средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий, займы,

предоставляемые другим банкам.

3. активно-пассивные операции банков - комиссионные, посреднические

операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату -

комиссию. Различают комиссионно-расчетные операции, связанные с

осуществлением внутренних и международных расчетов, а также торгово-

комиссионные или продажа банкам по поручению клиентов ценных бумаг,

инвалюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и

облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и т.д.

Для коммерческих банков вклады - главный вид пассивов, а, следовательно,

и важный ресурс для проведения активных кредитных операций. За счет заемных

средств, например, формируется почти 93 общей суммы активов коммерческих

банков США. От характера, депозитов зависят виды ссудных операций, а

соответственно, и размеры доходов банков.

Традиционные банковские услуги населению.

Сбережения населения составляют отдельную группу ресурсов банков. Общая

основа оседания денег у населения как сбережений заключается в том что,

распоряжаясь своими доходами, граждане соответственно потребностям могут

отсрочить расходование денег на какой-либо промежуток времени.

Принадлежащая населению масса стоимости, пока она не превратилась из

денежной Формы в предметы личного потребления остается временно в

распоряжении банка. Возврат этих средств, предоставляемых населением в

качестве кредита государству или банку, происходит, по мере того как

граждане используют свои денежные средства на покупку товаров и оплату

услуг. Параллельно с использованием денежных сбережений одними гражданами

образуются новые сбережения другими. Поэтому общая сумма денежных средств

населения, которой могут распоряжаться банки в качестве кредитного ресурса,

не только не уменьшаются, но и как правило, систематически возрастает.

В зависимости от срока помещения средств во вклады в банки депозиты

делятся на вклады до востребования и срочные вклады, разностью которые

являются сберегательные вклады. Вклады до востребования могут быть изъяты в

любое время без предварительного уведомления банка клиентом, проценты по

ним не выплачиваются, по клиентам они выгодны, поскольку позволяют

производить расчеты с помощью чеков в любое время с юридическими и

физическими лицами без использования наличных денег.

В отличие от вкладов до востребования срочные и сберегательные вклады

помещают в банки на определенный срок и приносят доход вкладчикам, обычно

зависящий от длительности хранения средств на банковских счетах. Срочные

вклады могут быть изъяты только в соответствии со сроком хранения, в

противном случае клиент лишается повышенных процентов или уплачивает банку

штраф. Такие вклады банку выгодны, поскольку, используя депозиты вкладчиков

в качестве ресурса, он может более свободно маневрировать ими, чем

средствами во вкладах до востребования.

2. БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ ПО КРЕДИТОВАНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАЕМЩИКОВ.

a) Общая характеристика кредитного процесса при кредитовании

частных лиц.

Активными операциями называются операции банков по размещению имеющихся в

их распоряжении ресурсов. Важнейшими активными операциями банков являются

операции по кредитованию предприятий, организаций и частных лиц.

В настоящее время банковские ссуды классифицируются по ряду признаков, в

том числе по типу заемщика, видам обеспечения, срокам погашения, методам

погашения, целевому направлению использования, объектом кредитования,

объему и т. д.

По типу заемщика ссуды можно сгруппировать следующим образом: ссуды

государственным предприятиям, акционерным обществам, кооперативам, МП, СП,

частным лицам.

По видам обеспечения ссуды подразделяются на обеспеченные и

необеспеченные или бланковые. Обеспечением ссуд могут выступать: залог,

гарантии, поручительства, страхование. В качестве их могут выступать

различные виды активов.

Главная причина, по которой банк требует обеспечения, - риск понести

убытки в случае не желания или неспособности заемщика погасить ссуду в срок

и полностью.

Если клиент не имеет достаточного обеспечения или спрашивает ссуду на

операцию, имеющую повышенную степень риска, банк рассматривает вопрос о

целесообразности выдачи кредита при страховании его в страховых

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.