рефераты бесплатно

МЕНЮ


Банковская система Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития

организациях. Эта операция носит название "страхование риска не погашения

кредита". Ее проводит страховое общество, получая определенный процент от

суммы кредитного договора.

Обеспечение кредита, его страхование уменьшают риск не погашения кредита.

Вместе с тем, для кредитного работника предпочтительнее, чтобы ссуда

возмещалась за счет дохода заемщика.

Классификацию ссуд можно продолжить в зависимости от сроков их погашения.

По срокам погашения ссуды делятся на краткосрочные и долгосрочные. К

первой группе относятся обычно ссуды, предоставляемые сроком до 1 года.

Для коммерческих банков нашей страны в современных условиях это наиболее

предпочтительный вид ссуд.

Краткосрочную ссуду модно оформить на определенный срок, в пределах

года или до востребования. Ссуда до востребования не имеет

фиксированного срока, и банк может потребовать ее погашения в любое время.

Долгосрочные ссуды, сроком выше 1 года, носят сегодня исключительно

редкий характер.

По методу погашения ссуды делят на ссуды, погашенные единовременно, и в

рассрочку. В первом случае основной долг по ссуде погашается на одну

конечную дату, а ссуды погашаемые в рассрочку предполагают периодичное

погашение основной суммы долга. Ссуды могут погашаться периодически

равномерными и неравномерными платежами. При выдаче ссуды с рассрочкой

платежа действует принцип, согласно которому сумма ссуды списывается

частями на протяжении периода действия договора. Подобный порядок

погашения ссуды не столь обременителен для заемщика, как при

единовременной уплате долга. Для банка также выгодно, чтобы ссуда

погасилась периодически в течении всего периода действия договора, так как

это ускоряет оборачиваемость кредита и высвобождает кредитные ресурсы для

новых вложений, повышая таким образом его ликвидность.

По методу взимания процентов ссуды классифицируются следующим образом:

ссуды с удержанием процентов в момент предоставления ссуды, ссуды с

уплатой процентов в момент погашения кредита и ссуды с уплатой процентов

равными взносами на протяжении всего срока пользования.

По направлениям использования потребительские ссуды в нашей стране

подразделяются на: кредиты на неотложные нужды, кредиты под залог ценных

бумаг, кредиты на строительство и приобретение жилья, кредиты на

капитальный ремонт жилых домов, их газификацию и присоединения к сетям

водоснабжения и канализации. Гражданам, проживающим в сельской местности,

кроме того, выдаются ссуды на строительство надворных построек для

содержания скота и птицы и приобретения средств малой механизации для

выполнения работ в личном подсобном хозяйстве.

b) Организация кредитных отношений банка с заемщиком.

Организация кредитных взаимоотношений банка с заемщиком определяются

многими факторами, включая размер банка, квалификацию банковских

работников, отвечающих за оформление ссуды, величину кредитного портфеля,

виды ссуд, и др. Всю работу, связанную с оформлением кредитного договора,

выдачей ссуды, ее возвратом и закрытием кредитного дела можно разбить на

несколько этапов:

1 этап. Формирование портфеля кредитных заявок.

2 этап. Проведение переговоров с потенциальным клиентом.

3 этап. Принятие решения о целесообразности выдачи кредита и форма его

предоставления.

4 этап. Формирование кредитного дела.

5 этап. Работа с клиентами после получения им ссуды.

6 этап. Возврат кредита с процентами и закрытие кредитного дела.

После полного погашения ссуды и соответствующих процентов кредитное дело

закрывается. На отдельном листе, который подшивается в дело, указываются

даты выдачи и возврата ссуд, расчеты по начислению процентов и даты их

перечисления, после чего делается отметка "кредит возвращен полностью с

процентами, кредитное дело номер____ закрыто (дата закрытия дела)",

заверенная подписями кредитного работника и главного бухгалтера банка, а

начальник планово-экономического управления банка делает отметку о передаче

кредитного дела в архив, где оно хранится в течении трех лет с момента его

закрытия.

Особое место в банковской системе Республики Беларусь занимает

развитие безналичных расчетов.

В современных условиях перехода к рынку особую актуальность приобретают

проблемы повышения эффективности банковской деятельности, сокращения

издержек обращения, минимизации затрат на проведение банковские операций.

Важную роль в решении этих задач играют безналичные расчеты. Сущность

безналичных расчетов состоит в том, что они осуществляются при помощи

банковских операций (посредством перечисления по счетам), используемых для

замещения наличных денег.

Безналичные расчеты населения в нашей стране носят строго добровольный

характер. К их числу относятся: перечисления на счета по вкладам части

заработной платы и других денежных доходов, выплата через учреждения банка

заработной платы рабочим и служащим, а также денежных заработков

колхозникам, выдача чеков за счет сумм вкладов, переводов, перечисление

сумм со счетов по вкладам в уплату за товары, за квартиру, коммунальные и

прочие услуги, перечисление вклада с одного счета на другой и т. д.

Безналичные расчеты способствуют сокращению потребности в наличных денежных

средствах, а также расходов, связанных с их изготовлением, перевозкой и

хранением, что способствует экономии материальных, трудовых и финансовых

ресурсов.

В настоящее время уже разработана концепция создания комплексной

автоматизированной системы безналичных расчетов населению. Кроме вопросов

безналичных расчетов за товары и услуги, в концепции комплексного

рассмотрения проблемы банковского обслуживания населения. Системный подход

соответствует научно-техническому уровню современного банковского

производства, и приемлем при незначительной модификации для любой

банковской системы. Концепция предусматривает возможность идеологического и

технического единства различных банковских систем, что является

обязательным условием создания единой общегосударственной системы денежного

обращения и гарантией высокой рентабельности любого банка.

В настоящее время в нашей стране система безналичных расчетов населения

включает: во-первых, безналичные перечисления по счетам клиентов, и, во-

вторых, собственно безналичные расчеты населения за товары и услуги.

Прогрессивной формой обслуживания населения является выплата через

управления банков заработной платы рабочим и служащим, денежных заработков

колхозникам, оплата труда членам кооперативов, пенсий, авторских гонораров,

страховых и других сумм.

Анализ динамики безналичных перечислений на счета по вкладам

свидетельствуют о быстрых темпах роста этих показателей.

На фоне общего роста безналичных перечислений во вклады особенно быстро

растут перечисления во вклады зарплаты трудящихся, что объясняется

привлечением к данному виду банковских услуг крупных предприятий, а также

большинство число кооперативов, МП.

Наряду с безналичным перечислением заработной платы развиваются

перечисления во вклады денежных доходов колхозников и сумм за сданную

сельхозпродукцию. В целом по стране около 1/3 суммы, причитающейся

населению за сданную сельхозпродукцию, перечисляются во вклады.

Значительная часть сумм не востребуется вкладчикам в течении длительного

времени и приобретает характер стабильных сбережений. Оседание на таких

счетах составило 20 процентов (в то время как процент оседания средств по

вкладам в целом - 17 процентов).

Немаловажное значение имеют безналичные поступления денежных доходов во

вклады для экономии личного и общественно полезного времени трудящихся.

Такая экономия, рассчитанная специалистами, составляет в среднем за год

около 300 млн. человеко-часов. Кроме того, поскольку операции по зачислению

сумм во вклады совершаются в отсутствие самих вкладчиков, экономится время

и других клиентов, посетивших банк.

В связи с развитием операций по перечислению денежных доходов населения

постоянно возрастает объем работы банков. В основном это связано с

расширением объема работы по выплате заработной платы рабочим и служащим

через банк. Если по обычному счету вкладчика сберегательного банка в

среднем за год совершается примерно 6 операций, то по каждому счету, через

который выплачивается заработная плата, производится в среднем 42 операции.

Увеличения количества обслуживающих лиц, числа производимых банками

операций требует совершенствования материально-технической базы, повышения

квалификации персонала, внедрения новых форм и методов работы.

Одним из важнейших направлений работы коммерческих банков по

совершенствованию обслуживания населения является развитие безналичных

расчетов граждан с торговыми, коммунальными и другими предприятиями. В

настоящее время банки выполняют широкий круг расчетно-кассовых операций:

принимают платежи населения в пользу предприятий, учреждений, организаций,

а также доход государственного и местных бюджетов; выдают расчетные чеки

для оплаты товаров и услуг; производят по поручениям вкладчиков безналичные

расчеты по платежам выполняют другие операции.

Деятельность коммерческих банков в условиях перехода к рынку требуют

новых подходов и решений по вопросу совершенствования и развития расчетно-

кассовых операций и прежде всего в сфере организации безналичных расчетов

населения. В последние годы существенно расширилась сфера применения

безналичных, расчетов за товары и услуги. Расчетные чеки стали применяться

при оплате услуг, предоставляемых предприятиями бытового обслуживания, при

покупке туристами инвалюты для поездки за рубеж и оплате стоимости путевок,

при оплате услуг, предоставляемых предприятиями общественного питания по

предварительным заказам, оплате стоимости приобретаемых населением садовых

домиков.

Расчетный чек применяется для расчетов за любые виды товаров и услуг. Чек

является именным документом и выдается в банках за счет средств, хранящихся

на счетах граждан. Для получения чека в учреждении банка открывается

депозитный счет на любую сумму. При этом депозитный счет может быть открыт

и при внесении наличных денег. По желанию клиента ему может быть выдано на

сумму депозитного счета несколько чеков. На сумму чекового депозита за

период хранения на счете начисляется доход. Его выплата производится при

закрытии счета. Операции по выдаче чеков выплачивается всеми учреждениями

Сбербанка.

Расчет чеками производится не только за дорогостоящий товар, но и в целом

совершенствования и улучшения обслуживания населения и дальнейшего развития

безналичных расчетов, а также расширения чекового оборота расчетные чеки

стали применяться в уплату за оказанные предприятиями бытового обслуживания

гражданами услуги: строительство и ремонт жилья, изготовления изделий из

меха, гранитный изделий, изготовление мебели и другие услуги. Аванс за

услуги, предоставляемые предприятиями общественного питания по

предварительным заказам на обслуживание торжеств, также может быть оплачен

чеком.

Заключение

В ходе рассмотрения данной темы в курсовой работе, были сформулированы

две основные группы выводов: 1. Касающиеся теоретической части работы;

2. Касающиеся

практической части.

1. Исходя из теоретической части можно сделать следующие выводы:

a. Банки - это предприятия, присущие любой нормально функционирующей

экономической формации, занимающиеся кредитованием и финансированием

промышленности и торговли за счет денежных капиталов, привлеченных в

виде вкладов и путем выпуска собственных акций и облигаций.

b. Банковская система специфична, она выражает свойства, характерные для

нее самой, в отличие от других систем, функционирующих в народном

хозяйстве.

c. Банковскую систему можно представить как целое, как многообразие частей,

подчиненных единому целому.

d. Банковская система не находится в статическом состоянии, напротив, она

постоянно в динамике.

e. . Банковская система является системой «закрытого» типа.

f. Банковская система - «самоорганизующаяся».

g. Банковская система выступает как управляемая система.

h. Банковские услуги бывают: специфические и неспецифические; депозитные,

кредитные, расчетные, кассовые операции; нетрадиционные банковские

услуги и др.

2.Исходя из практической части, можно сделать следующие выводы:

a) Лидирующее место в банковской системе Республики Беларусь занимает

Национальный банк Республики Беларусь.

b) Основными целями это банка является:

- кредитно-денежное регулирование экономической системы РБ;

- поддержка общей экономической политики Правительства РБ;

- обеспечение устойчивости официальной денежной единицы РБ.

e) В Республике Беларусь существуют несколько десятков банков, которые

подразделяются на:

V Мелкие и средние банки, обслуживающие мелких субъектов хозяйствования

V Крупные банки.

e) В них проводятся следующие виды операций: операции по привлечению

средств в депозиты; традиционные банковские услуги; операции по

кредитованию индивидуальных заемщиков; безналичные расчеты; расчетно-

кассовые операции и др.

Кризисные процессы в сегодняшней экономике существенно осложняют

положение в банковском секторе Беларуси. Возможности получения надежной

прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения банковских

партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение банков, а

наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Аферы со средствами

населения подрывают доверие к финансовым институтам. Инфляционные всплески,

прогнозы роста нестабильности, слабая предсказуемость государственной

экономической политики повышают риск не только производственных инвестиций,

но и любых долгосрочных процессов.

Крупнейшие банки накапливают определенный потенциал для

финансирования проектов в приоритетных отраслях, создания стратегических

финансово-промышленных альянсов как "локомотивов" белорусской экономики.

Повысился интерес крупных банков к вложениям в экономически необходимые

либо оригинальные и конкурентноспособные на мировом уровне производства.

Важнейшими направлениями развития банковского сектора стали расширение

сети филиалов по всей стране, установление связей с банковскими

учреждениями ближнего зарубежья, стремление выйти на финансовые рынки

Запада. Нарастает динамизм изменений в банковской сфере, что связано с

нестабильностью конъюнктуры кредитного рынка, усилением межбанковской

конкуренции, расслоением среди банковских учреждений.

Банковское дело затрагивает в конечном счете ожидания, чувства и планы

конкретных людей. Банки, стремящиеся выжить в современной конкуренции

должен стремиться к тому, чтобы чаяния его клиентов становились

реальностью. Реальное же возникает и живет на какой-то основе - духовной,

нравственной, материальной. Надежность банка - главная из составляющих той

основы, на которой сохраняются и приумножаются средства акционеров и

клиентов.

Приложения

Соотнесенность долгосрочных кредитов, кредитов на инвестиции с ресурсной

и долгосрочной депозитарной базой. РИС.1

|Кредиты |Процент|10,0 |

|на |ах к | |

|инвестиц|ресурса| |

|ии в |м |10,8 |

|основной| | |

|капитал | | |

| | |10,4 |

| | | |

| | | |

| | |24,5 |

| | | |

| | | |

| | |2,3 |

| | | |

| | | |

| | |5,4 |

| | | |

| | | |

| | |9,1 |

| | | |

| | | |

| | |8,2 |

| | | |

| | | |

| | |14,8 |

| | | |

| | | |

| | |5,6 |

| |Процент|100 |

| |ах к | |

| |итогу | |

| | |91,1 |

| | | |

| | | |

| | |39,2 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.