рефераты бесплатно

МЕНЮ


Ту-160

освещенности. В дальнейшем самолет получит лазерную систему подсветки

наземных целей, обеспечивающую применение корректируемых авиационных бомб

(КАБ) с лазерным полуактивным наведением с больших высот.

В хвостовом конусе размещены многочисленные контейнеры с ИК ловушками и

дипольными отражателями.

В крайней задней части фюзеляжа расположен теплопеленгатор,

обнаруживающий приближающиеся с задней полусферы ракеты и самолеты

противника.

Общее число цифровых процессоров, имеющихся на борту самолета,

превышает 100. Рабочее место штурмана оснащено восемью ЦВМ.

Кабина летчиков оборудована стандартными электромеханическими

приборами, в целом аналогичными установленным на бомбардировщике Ту-22М3.

Однако управление самолетом осуществляется не при помощи традиционного для

тяжелых кораблей штурвала, а посредством ручки управления «истребительного»

типа (появлению ручки управления самолет Ту-160 во многом обязан

командующему ДА В.В. Решетникову, много сделавшему для того, чтобы убедить

многочисленных «консерваторов» в пользе ее применения на тяжелом

бомбардировщике). В перспективе предполагается переоснащение

бомбардировщиков более современной авионикой.

ВООРУЖЕНИЕ. В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться

различная целевая нагрузка общей массой до 40000 кг. Она включает широкую

номенклатуру управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих бомб, а

также других средств поражения как в ядерном, так и в обычном снаряжении,

что позволяет использовать самолет практически против всех типов наземных и

морских целей.

Стратегические крылатые ракеты Х-55 (12 единиц на двух

многопозиционных ПУ барабанного типа) предназначены для поражения

стационарных целей с заранее заданными координатами, ввод которых

осуществляется в «память» КР перед вылетом бомбардировщика.

Противокорабельные варианты КР имеют радиолокационную систему

самонаведения.

Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут

входить аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15. Поскольку вариант с

24 ракетами на четырех пусковых установках так и не был доведен, Ту-160

может нести только 12 ракет Х-15 в двух МКУ.

Бомбовое вооружение Ту-160 рассматривается как оружие «второй

очереди», предназначенное для поражения целей, сохранившихся после первого,

ракетного удара бомбардировщика. Оно также размещается в отсеках вооружения

и может включать корректируемые бомбы различных типов, в том числе самые

мощные отечественные боеприпасы этого класса серии КАБ-1500 калибром 1500

кг. Самолет может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40000 кг)

различного калибра (в том числе и ядерными), разовыми бомбовыми кассетами,

морскими минами и другим вооружением. В перспективе состав вооружения

бомбардировщика планируется существенно усилить за счет введения в его

состав высокоточных крылатых ракет нового поколения (Х-555 и Х-101),

имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как

стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех

классов.

|Описание |

|Конструкция |ОКБ им.А.Н.Туполева |

|Обозначение |Ту-160 («160») |

|Обозначение НАТО |BlackJack |

|Тип |Стратегический |

| |ракетоносец-бомбардиро|

| |вщик |

|Первый полет |18 декабря 1981 |

|Экипаж, чел |4 |

|Геометрические и массовые характеристики |

|Длина самолета, м |54,1 |

|Размах крыла, м |x = 20 град |55,7 |

| |x = 65 град |35,6 |

|Высота самолета, м |13,2 (13,1) |

|Площадь, м2 |базового крыла при x =|293,15 |

| |20° | |

| |крыла при x = 20° |400 |

| |крыла при x = 65° |360 |

| |поворотной части крыла|189,83 |

| |при x = 65° | |

|Взлетная масса, кг |максимальная |275000 |

| |нормальная |267600 |

| |с аэродрома 1 класса |185000 |

|Масса пустого самолета, кг |110000 |

|Масса топлива, кг |148000 |

|Силовая установка |

|Число двигателей |4 |

|Двигатель |ДТРФ НК-32 |

|Тяга двигателя, кгс |максимальная |14000 (137,2) |

|(кН) | | |

| |форсажная |25000 (245,7) |

|Удельный расход |на дозвуке |0,72-0,73 |

|топлива, кг/кгс*час | | |

| |на сверхзвуке |1,7 |

|Летные данные |

|Максимальная скорость |на высоте |2000 / 2200 |

|полета, км/ч (М=) | | |

| |у земли |1030 |

|Посадочная скорость (при посадочной массе |260-300 |

|140000-155000 кг), км/ч | |

|Максимальная скороподъемность, м/с |60-70 |

|Практическая дальность|с нормальной нагрузкой|13200 |

|полета, км | | |

| |с максимальной |10500 |

| |нагрузкой | |

|Продолжительность полета, ч |15 |

|Практический потолок, м |15600 (16000) |

|Максимальная эксплуатационная перегрузка |2,5 |

|Длина разбега (при максимальной взлетной |2200 |

|массе), м | |

|Длина пробега (посадочная масса 140000 кг), м |1800 |

|Вооружение |

|Крылатые ракеты |12 Х-55 |

|Аэробаллистические ракеты |12 (24) Х-15 |

|Бомбовая нагрузка, т |нормальная |9 |

| |максимальная |45 (40) |

[pic]

Ту-160К («Кречет»)

авиационно-ракетный комплекс

В 1980-е годы предприятия оборонной промышленности СССР проводили НИР

«Кречет» с целью создания ракетного комплекса воздушного базирования.

Головной организацией по НИР было КБ «Южное», генеральный конструктор

В.Ф.Уткин.

Принципиально новый АРК разрабатывался в 1983-1984 годах для повышения

живучести и эффективности баллистических ракет в условиях ответно-

встречного ядерного удара и с целью использования энергетических

возможностей самолета-носителя.

Ракета «Кречет-Р» комплекса - малогабаритная двухступенчатая МБР 4

поколения. Она имела маршевые твердотопливные двигатели на смесевом

топливе. На боевой ступени использовалось жидкое монотопливо.

В качестве носителя ракет предполагалось использовать тяжелый

бомбардировщик Ту-160К грузоподъемностью 50 т . Он осуществлял

транспортировку и запуск двух ракет со стартовой массой по 24,4 т.

Досягаемость комплекса по дальности с учетом дальности полета самолета-

носителя более 10000 км.

КБТМ проектировало для него наземное оборудование. В декабре 1984 года

был разработан эскизный проект АРК и технической позиции для ракеты

авиационного базирования «Кречет-Р».

Система управления ракеты - автономная, инерциальная с коррекцией от

внешних источников информации: на навигационном участке полета носителя от

астрокорректора уточнялось угловое положение командных приборов, а скорость

и координаты ракеты - от спутниковой навигационной системы. Органами

управления первой ступени служили аэродинамические рули, второй -

поворотное управляющее сопло.

Ракеты предполагалось оснащать РГЧ с индивидуальным наведением шести

боевых блоков и моноблочной ГЧ с комплектом средств, предназначенных для

преодоления ПРО противника. Работы по теме «Кречет» были прекращены в

середине 1980-х годов.

|Описание |

|Конструкция |АНТК |КБ "Южное" |

| |им.А.Н.Туполева | |

|Обозначение |Ту-160К |«Кречет-Р» |

|Тип |самолет-носитель|малогабаритна|

| | |я МБР |

|Проект |1983-84 |

|Экипаж, чел |4 |- |

|Геометрические и массовые характеристики |

|Длина, м |54,1 |10,7 |

|Макс. диаметр корпуса, м | |1,6 |

|Масса боевого оснащения, кг | |1400 |

|Взлетная масса, |максимальная|275000 | |

|кг | | | |

| |нормальная |267600 |24400 |

|Силовая установка |

|Число двигателей |4 | |

|Двигатель |ДТРФ НК-32 |РДТТ |

|Тяга двигателя, |максимальная|14000 (137,2) | |

|кгс (кН) | | | |

| |форсажная |25000 (245,7) | |

|Летные данные |

|Максимальная дальность пуска,|10000 |7500 |

|км | | |

|Вооружение |

|МБР |2 | |

|Виды БЧ | |РГЧ ИН 6 бл. |

| | |моноблочные |

|Точность стрельбы, м | |600 |

Ту-160CК («Бурлак-Диана»)

авиационно-космический комплекс

Необходимость создания авиационно-космического комплекса «Бурлак» была

обусловлена тем, что при ведении боевых действий противник может уничтожить

или существенно ослабить орбитальную группировку разведывательных спутников

и спутников системы предупреждения, а наземные стартовые комплексы

космодромов могут быть выведены из строя.

Разработка комплекса велась с 1991 г. МКБ «Радуга», ОКБ МЭИ и ОКБ им.

А.Н.Туполева на базе самолета Ту-160 и научно-технического задела по

авиационным и ракетным системам.

Концепция системы «Бурлак» аналогична реализованной в проекте «Пегасус»

американской компанией «Орбайтл Сайнсиз».

Для запуска двухступенчатой ракеты-носителя «Бурлак» применяется

переоборудованный тяжелый бомбардировщик Ту-160СК. Для запуска

планировалось использовать базовый прицельный комплекс Ту-160 с

возможностями адаптации под задачи запуска ракеты «Бурлак».

После использования первая ступень ракеты-носителя «Бурлак» спускается

на парашюте и пригодна для повторного использования, вторая - сгорает в

атмосфере.

Для взлета самолета-носителя Ту-160СК с ракетой необходима взлетно-

посадочная полоса длиной 3,5 км.

Радиус запуска КА от аэродрома базирования 5000 км. В составе системы

создается командно-измерительный комплекс на базе самолета Ил-76СК.

Средства подготовки ракеты и комплекса автономны, мобильны и

обеспечивают оперативный запуск целевой нагрузки.

В перспективе на базе ракеты «Бурлак» предполагалось создать новую

ракету-носитель «Бурлак-М». На первой ступени «Бурлак-М» будет применен

гиперзвуковой воздушно-реактивный двигатель.

В этом варианте масса полезной нагрузки по сравнению с комплексом

«Бурлак» по расчетам должна возрасти в 1,5 раза.

Ввод системы в эксплуатацию планировался в 1998-2000 гг.

В дальнейшем по программе конверсии проект авиационно-космического

комплекса «Бурлак» был переориентирован на вывод на орбиту «малых»

спутников для создания системы связи, спутниковой навигации, контроля,

поиска полезных ископаемых и т.д. Экологически чистый, экономичный,

мобильный и оперативный комплекс «Бурлак» обеспечивает вывод на любую

заданную орбиту космических аппаратов как для создания многоспутниковых

систем, так и для их поддержания в рабочем состоянии, с заменой

выработавших ресурс или вышедших из строя спутников.

Применение комплекса Ту-160СК обеспечивает:

. формирование любой плоскости околоземной орбиты спутника;

. пуск из любой точки земли, в том числе с экватора;

. независимость пуска от времени суток и погодных условий;

. повышение безопасности запуска, так как запуски могут проводиться

вдали от населенных пунктов при минимальных зонах отчуждении;

. возможность запуска коммерческого спутника с территории государства-

заказчика;

. максимальное сохранение научно-технических секретов.

Технически использование самолета-носителя Ту-160 в качестве 1-й ступени

для запуска космических ракетных разгонщиков ИСЗ «Бурлак» дает возможность:

. уменьшить начальную массу космического разгонщика;

. исключить вертикальный участок траектории с обеспечением начальной

скорости ракеты 220-500 м/с (М= 0,8-1,7) на высотах 9-13 км;

. устранить необходимость содержания и обслуживания дорогостоящих

стартовых комплексов.

В состав авиационно-космического комплекса «Бурлак» входят самолет-

носитель Ту-160СК, космический разгонщик «Бурлак», самолетный командно-

измерительный пункт Ил-76СК и комплекс средств наземного обслуживания и

обработки информации.

Носитель «Бурлак» проектируется МКБ «Радуга». Масса этого

двухступенчатого носителя составит 32 т, длина - 22 м. «Бурлак» стартует

уже за пределами самых плотных слоев атмосферы - с высоты 9-11 км или 12-13

км с достаточно высокой начальной скоростью М=0,8 или М=1,7 (в зависимости

от высоты старта). Эти условия обеспечивают вывод на орбиты высотой 200-

1000 км грузов массой 600-800 кг (полярные орбиты) или 840-1100 кг

(экваториальные орбиты).

Минимальная стоимость предварительных работ оценивается в 160 миллионов

долларов. Стоимость одного коммерческого запуска - 2,5 миллиона долларов.

При этом стоимость вывода на орбиту 1 кг груза находится в пределах 6000-

8000 долл.

Первоначально программа была чисто российской, но вскоре с ней

познакомилась германская фирма OHB-System из Берлина. Совместно с

российской ассоциацией «Бурлак» (кроме АНТК имени Туполева и МКБ «Радуга»,

в нее вошли ЦАГИ, ЛИИ, ОКБ МЭИ и др.) OHB-System выполнила по заказу

немецкого космического агенства DARA две фазы углубленных исследований,

которые продемонстрировали не только техническую реализуемость проекта, но

и подтвердили его хорошие экономические и коммерческие перспективы. В целях

дальнейшего практического осуществления проекта российские и германские

фирмы договорились о создании совместного предприятия для организации работ

по программе.

В 1994 г. российско-германский проект, получивший название «Бурлак-

Диана» (Burlak-Diana), был представлен на авиашоу в Сингапуре.

Но после первого немецкого взноса в 600 тысяч дойчмарок, которые

растворились в иномарках и саунах, сотрудничество приостановлено. Работа по

проекту «Бурлак» и его модификациям продолжается сейчас только за счет

энтузиазма сотрудников и нового руководства АНТК им. А.Н.Туполева. По

словам заместителя генерального директора АНТК Юлия Каштанова, разработка

носителя продвинулась достаточно далеко, несмотря на недостаточное

финансирование.

В 1995 году самолет Ту-160 0401 с макетом космического разгонщика

«Бурлак» был представлен на Парижском авиационном салоне и вызвал огромный

интерес у специалистов и публики. В 1997 г. Ту-160 с макетом «Бурлака» был

показан на МАКС. Модели основных элементов комплекса были представлены на

МАКС-99.

Помимо проблем с финансированием реализации проекта «Бурлак»

препятствует и жесткая конкуренция со стороны отечественных фирм, стоящих

перед необходимостью тем или иным способом избавляться от огромного

арсенала стратегических ракет и выбирающих, разумеется, вариант их

уничтожения путем запуска в космос.

Своеобразным продолжением проекта «Бурлак» можно назвать американо-

украино-российскую программу High Altitude Air Launch (НААL), которая в

варианте «2001» предусматривала использование в качестве носителя самолёт

Ту-160, а ракеты-носителя - одну из уже существующих ракет массой от 20 до

50 тонн с выводом в космос полезной нагрузки от 400 до 1 500 кг.

|Описание |

|Конструкция |ассоциация «Бурлак» |

|Обозначение |Ту-160СК |

|Тип |авиационно-космический |

| |комплекс |

|Проект |1991-95 |

|Экипаж, чел |4 |

|Геометрические и массовые характеристики |

|Длина, м |54,1 |

|Взлетная масса, |максимальная |275000 |

|кг | | |

| |нормальная |267600 |

|Силовая установка |

|Число двигателей |4 |

|Двигатель |ДТРФ НК-32 |

|Тяга двигателя, |максимальная |14000 (137,2) |

|кгс (кН) | | |

| |форсажная |25000 (245,7) |

|Летные данные |

|Практическая дальность полета, км |11000 |

|Скорость пуска, |Н=9-11 км |(0,8) |

|км/ч (М=) | | |

| |Н=12-13 км |1700 (1,7) |

|Высота орбиты РН, км |200-1000 |

|Вес ПН, кг |полярные орбиты |600-800 |

| |экваториальные |840-1100 |

| |орбиты | |

[pic]

[pic]

Источники информации:

1. Авиация и космонавтика № 4.2000, 8.1999

2. «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /

3. На пути к стратегическому носителю / Вестник авиации и космонавтики №

5-6 1998 /

4. Ту-160 / Вестник воздушного флота № 2 1997 /

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.