Ту-160
освещенности. В дальнейшем самолет получит лазерную систему подсветки
наземных целей, обеспечивающую применение корректируемых авиационных бомб
(КАБ) с лазерным полуактивным наведением с больших высот.
В хвостовом конусе размещены многочисленные контейнеры с ИК ловушками и
дипольными отражателями.
В крайней задней части фюзеляжа расположен теплопеленгатор,
обнаруживающий приближающиеся с задней полусферы ракеты и самолеты
противника.
Общее число цифровых процессоров, имеющихся на борту самолета,
превышает 100. Рабочее место штурмана оснащено восемью ЦВМ.
Кабина летчиков оборудована стандартными электромеханическими
приборами, в целом аналогичными установленным на бомбардировщике Ту-22М3.
Однако управление самолетом осуществляется не при помощи традиционного для
тяжелых кораблей штурвала, а посредством ручки управления «истребительного»
типа (появлению ручки управления самолет Ту-160 во многом обязан
командующему ДА В.В. Решетникову, много сделавшему для того, чтобы убедить
многочисленных «консерваторов» в пользе ее применения на тяжелом
бомбардировщике). В перспективе предполагается переоснащение
бомбардировщиков более современной авионикой.
ВООРУЖЕНИЕ. В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться
различная целевая нагрузка общей массой до 40000 кг. Она включает широкую
номенклатуру управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих бомб, а
также других средств поражения как в ядерном, так и в обычном снаряжении,
что позволяет использовать самолет практически против всех типов наземных и
морских целей.
Стратегические крылатые ракеты Х-55 (12 единиц на двух
многопозиционных ПУ барабанного типа) предназначены для поражения
стационарных целей с заранее заданными координатами, ввод которых
осуществляется в «память» КР перед вылетом бомбардировщика.
Противокорабельные варианты КР имеют радиолокационную систему
самонаведения.
Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут
входить аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15. Поскольку вариант с
24 ракетами на четырех пусковых установках так и не был доведен, Ту-160
может нести только 12 ракет Х-15 в двух МКУ.
Бомбовое вооружение Ту-160 рассматривается как оружие «второй
очереди», предназначенное для поражения целей, сохранившихся после первого,
ракетного удара бомбардировщика. Оно также размещается в отсеках вооружения
и может включать корректируемые бомбы различных типов, в том числе самые
мощные отечественные боеприпасы этого класса серии КАБ-1500 калибром 1500
кг. Самолет может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40000 кг)
различного калибра (в том числе и ядерными), разовыми бомбовыми кассетами,
морскими минами и другим вооружением. В перспективе состав вооружения
бомбардировщика планируется существенно усилить за счет введения в его
состав высокоточных крылатых ракет нового поколения (Х-555 и Х-101),
имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как
стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех
классов.
|Описание |
|Конструкция |ОКБ им.А.Н.Туполева |
|Обозначение |Ту-160 («160») |
|Обозначение НАТО |BlackJack |
|Тип |Стратегический |
| |ракетоносец-бомбардиро|
| |вщик |
|Первый полет |18 декабря 1981 |
|Экипаж, чел |4 |
|Геометрические и массовые характеристики |
|Длина самолета, м |54,1 |
|Размах крыла, м |x = 20 град |55,7 |
| |x = 65 град |35,6 |
|Высота самолета, м |13,2 (13,1) |
|Площадь, м2 |базового крыла при x =|293,15 |
| |20° | |
| |крыла при x = 20° |400 |
| |крыла при x = 65° |360 |
| |поворотной части крыла|189,83 |
| |при x = 65° | |
|Взлетная масса, кг |максимальная |275000 |
| |нормальная |267600 |
| |с аэродрома 1 класса |185000 |
|Масса пустого самолета, кг |110000 |
|Масса топлива, кг |148000 |
|Силовая установка |
|Число двигателей |4 |
|Двигатель |ДТРФ НК-32 |
|Тяга двигателя, кгс |максимальная |14000 (137,2) |
|(кН) | | |
| |форсажная |25000 (245,7) |
|Удельный расход |на дозвуке |0,72-0,73 |
|топлива, кг/кгс*час | | |
| |на сверхзвуке |1,7 |
|Летные данные |
|Максимальная скорость |на высоте |2000 / 2200 |
|полета, км/ч (М=) | | |
| |у земли |1030 |
|Посадочная скорость (при посадочной массе |260-300 |
|140000-155000 кг), км/ч | |
|Максимальная скороподъемность, м/с |60-70 |
|Практическая дальность|с нормальной нагрузкой|13200 |
|полета, км | | |
| |с максимальной |10500 |
| |нагрузкой | |
|Продолжительность полета, ч |15 |
|Практический потолок, м |15600 (16000) |
|Максимальная эксплуатационная перегрузка |2,5 |
|Длина разбега (при максимальной взлетной |2200 |
|массе), м | |
|Длина пробега (посадочная масса 140000 кг), м |1800 |
|Вооружение |
|Крылатые ракеты |12 Х-55 |
|Аэробаллистические ракеты |12 (24) Х-15 |
|Бомбовая нагрузка, т |нормальная |9 |
| |максимальная |45 (40) |
[pic]
Ту-160К («Кречет»)
авиационно-ракетный комплекс
В 1980-е годы предприятия оборонной промышленности СССР проводили НИР
«Кречет» с целью создания ракетного комплекса воздушного базирования.
Головной организацией по НИР было КБ «Южное», генеральный конструктор
В.Ф.Уткин.
Принципиально новый АРК разрабатывался в 1983-1984 годах для повышения
живучести и эффективности баллистических ракет в условиях ответно-
встречного ядерного удара и с целью использования энергетических
возможностей самолета-носителя.
Ракета «Кречет-Р» комплекса - малогабаритная двухступенчатая МБР 4
поколения. Она имела маршевые твердотопливные двигатели на смесевом
топливе. На боевой ступени использовалось жидкое монотопливо.
В качестве носителя ракет предполагалось использовать тяжелый
бомбардировщик Ту-160К грузоподъемностью 50 т . Он осуществлял
транспортировку и запуск двух ракет со стартовой массой по 24,4 т.
Досягаемость комплекса по дальности с учетом дальности полета самолета-
носителя более 10000 км.
КБТМ проектировало для него наземное оборудование. В декабре 1984 года
был разработан эскизный проект АРК и технической позиции для ракеты
авиационного базирования «Кречет-Р».
Система управления ракеты - автономная, инерциальная с коррекцией от
внешних источников информации: на навигационном участке полета носителя от
астрокорректора уточнялось угловое положение командных приборов, а скорость
и координаты ракеты - от спутниковой навигационной системы. Органами
управления первой ступени служили аэродинамические рули, второй -
поворотное управляющее сопло.
Ракеты предполагалось оснащать РГЧ с индивидуальным наведением шести
боевых блоков и моноблочной ГЧ с комплектом средств, предназначенных для
преодоления ПРО противника. Работы по теме «Кречет» были прекращены в
середине 1980-х годов.
|Описание |
|Конструкция |АНТК |КБ "Южное" |
| |им.А.Н.Туполева | |
|Обозначение |Ту-160К |«Кречет-Р» |
|Тип |самолет-носитель|малогабаритна|
| | |я МБР |
|Проект |1983-84 |
|Экипаж, чел |4 |- |
|Геометрические и массовые характеристики |
|Длина, м |54,1 |10,7 |
|Макс. диаметр корпуса, м | |1,6 |
|Масса боевого оснащения, кг | |1400 |
|Взлетная масса, |максимальная|275000 | |
|кг | | | |
| |нормальная |267600 |24400 |
|Силовая установка |
|Число двигателей |4 | |
|Двигатель |ДТРФ НК-32 |РДТТ |
|Тяга двигателя, |максимальная|14000 (137,2) | |
|кгс (кН) | | | |
| |форсажная |25000 (245,7) | |
|Летные данные |
|Максимальная дальность пуска,|10000 |7500 |
|км | | |
|Вооружение |
|МБР |2 | |
|Виды БЧ | |РГЧ ИН 6 бл. |
| | |моноблочные |
|Точность стрельбы, м | |600 |
Ту-160CК («Бурлак-Диана»)
авиационно-космический комплекс
Необходимость создания авиационно-космического комплекса «Бурлак» была
обусловлена тем, что при ведении боевых действий противник может уничтожить
или существенно ослабить орбитальную группировку разведывательных спутников
и спутников системы предупреждения, а наземные стартовые комплексы
космодромов могут быть выведены из строя.
Разработка комплекса велась с 1991 г. МКБ «Радуга», ОКБ МЭИ и ОКБ им.
А.Н.Туполева на базе самолета Ту-160 и научно-технического задела по
авиационным и ракетным системам.
Концепция системы «Бурлак» аналогична реализованной в проекте «Пегасус»
американской компанией «Орбайтл Сайнсиз».
Для запуска двухступенчатой ракеты-носителя «Бурлак» применяется
переоборудованный тяжелый бомбардировщик Ту-160СК. Для запуска
планировалось использовать базовый прицельный комплекс Ту-160 с
возможностями адаптации под задачи запуска ракеты «Бурлак».
После использования первая ступень ракеты-носителя «Бурлак» спускается
на парашюте и пригодна для повторного использования, вторая - сгорает в
атмосфере.
Для взлета самолета-носителя Ту-160СК с ракетой необходима взлетно-
посадочная полоса длиной 3,5 км.
Радиус запуска КА от аэродрома базирования 5000 км. В составе системы
создается командно-измерительный комплекс на базе самолета Ил-76СК.
Средства подготовки ракеты и комплекса автономны, мобильны и
обеспечивают оперативный запуск целевой нагрузки.
В перспективе на базе ракеты «Бурлак» предполагалось создать новую
ракету-носитель «Бурлак-М». На первой ступени «Бурлак-М» будет применен
гиперзвуковой воздушно-реактивный двигатель.
В этом варианте масса полезной нагрузки по сравнению с комплексом
«Бурлак» по расчетам должна возрасти в 1,5 раза.
Ввод системы в эксплуатацию планировался в 1998-2000 гг.
В дальнейшем по программе конверсии проект авиационно-космического
комплекса «Бурлак» был переориентирован на вывод на орбиту «малых»
спутников для создания системы связи, спутниковой навигации, контроля,
поиска полезных ископаемых и т.д. Экологически чистый, экономичный,
мобильный и оперативный комплекс «Бурлак» обеспечивает вывод на любую
заданную орбиту космических аппаратов как для создания многоспутниковых
систем, так и для их поддержания в рабочем состоянии, с заменой
выработавших ресурс или вышедших из строя спутников.
Применение комплекса Ту-160СК обеспечивает:
. формирование любой плоскости околоземной орбиты спутника;
. пуск из любой точки земли, в том числе с экватора;
. независимость пуска от времени суток и погодных условий;
. повышение безопасности запуска, так как запуски могут проводиться
вдали от населенных пунктов при минимальных зонах отчуждении;
. возможность запуска коммерческого спутника с территории государства-
заказчика;
. максимальное сохранение научно-технических секретов.
Технически использование самолета-носителя Ту-160 в качестве 1-й ступени
для запуска космических ракетных разгонщиков ИСЗ «Бурлак» дает возможность:
. уменьшить начальную массу космического разгонщика;
. исключить вертикальный участок траектории с обеспечением начальной
скорости ракеты 220-500 м/с (М= 0,8-1,7) на высотах 9-13 км;
. устранить необходимость содержания и обслуживания дорогостоящих
стартовых комплексов.
В состав авиационно-космического комплекса «Бурлак» входят самолет-
носитель Ту-160СК, космический разгонщик «Бурлак», самолетный командно-
измерительный пункт Ил-76СК и комплекс средств наземного обслуживания и
обработки информации.
Носитель «Бурлак» проектируется МКБ «Радуга». Масса этого
двухступенчатого носителя составит 32 т, длина - 22 м. «Бурлак» стартует
уже за пределами самых плотных слоев атмосферы - с высоты 9-11 км или 12-13
км с достаточно высокой начальной скоростью М=0,8 или М=1,7 (в зависимости
от высоты старта). Эти условия обеспечивают вывод на орбиты высотой 200-
1000 км грузов массой 600-800 кг (полярные орбиты) или 840-1100 кг
(экваториальные орбиты).
Минимальная стоимость предварительных работ оценивается в 160 миллионов
долларов. Стоимость одного коммерческого запуска - 2,5 миллиона долларов.
При этом стоимость вывода на орбиту 1 кг груза находится в пределах 6000-
8000 долл.
Первоначально программа была чисто российской, но вскоре с ней
познакомилась германская фирма OHB-System из Берлина. Совместно с
российской ассоциацией «Бурлак» (кроме АНТК имени Туполева и МКБ «Радуга»,
в нее вошли ЦАГИ, ЛИИ, ОКБ МЭИ и др.) OHB-System выполнила по заказу
немецкого космического агенства DARA две фазы углубленных исследований,
которые продемонстрировали не только техническую реализуемость проекта, но
и подтвердили его хорошие экономические и коммерческие перспективы. В целях
дальнейшего практического осуществления проекта российские и германские
фирмы договорились о создании совместного предприятия для организации работ
по программе.
В 1994 г. российско-германский проект, получивший название «Бурлак-
Диана» (Burlak-Diana), был представлен на авиашоу в Сингапуре.
Но после первого немецкого взноса в 600 тысяч дойчмарок, которые
растворились в иномарках и саунах, сотрудничество приостановлено. Работа по
проекту «Бурлак» и его модификациям продолжается сейчас только за счет
энтузиазма сотрудников и нового руководства АНТК им. А.Н.Туполева. По
словам заместителя генерального директора АНТК Юлия Каштанова, разработка
носителя продвинулась достаточно далеко, несмотря на недостаточное
финансирование.
В 1995 году самолет Ту-160 0401 с макетом космического разгонщика
«Бурлак» был представлен на Парижском авиационном салоне и вызвал огромный
интерес у специалистов и публики. В 1997 г. Ту-160 с макетом «Бурлака» был
показан на МАКС. Модели основных элементов комплекса были представлены на
МАКС-99.
Помимо проблем с финансированием реализации проекта «Бурлак»
препятствует и жесткая конкуренция со стороны отечественных фирм, стоящих
перед необходимостью тем или иным способом избавляться от огромного
арсенала стратегических ракет и выбирающих, разумеется, вариант их
уничтожения путем запуска в космос.
Своеобразным продолжением проекта «Бурлак» можно назвать американо-
украино-российскую программу High Altitude Air Launch (НААL), которая в
варианте «2001» предусматривала использование в качестве носителя самолёт
Ту-160, а ракеты-носителя - одну из уже существующих ракет массой от 20 до
50 тонн с выводом в космос полезной нагрузки от 400 до 1 500 кг.
|Описание |
|Конструкция |ассоциация «Бурлак» |
|Обозначение |Ту-160СК |
|Тип |авиационно-космический |
| |комплекс |
|Проект |1991-95 |
|Экипаж, чел |4 |
|Геометрические и массовые характеристики |
|Длина, м |54,1 |
|Взлетная масса, |максимальная |275000 |
|кг | | |
| |нормальная |267600 |
|Силовая установка |
|Число двигателей |4 |
|Двигатель |ДТРФ НК-32 |
|Тяга двигателя, |максимальная |14000 (137,2) |
|кгс (кН) | | |
| |форсажная |25000 (245,7) |
|Летные данные |
|Практическая дальность полета, км |11000 |
|Скорость пуска, |Н=9-11 км |(0,8) |
|км/ч (М=) | | |
| |Н=12-13 км |1700 (1,7) |
|Высота орбиты РН, км |200-1000 |
|Вес ПН, кг |полярные орбиты |600-800 |
| |экваториальные |840-1100 |
| |орбиты | |
[pic]
[pic]
Источники информации:
1. Авиация и космонавтика № 4.2000, 8.1999
2. «Бомбардировщики» / В.Ильин, М.Левин, 1997 /
3. На пути к стратегическому носителю / Вестник авиации и космонавтики №
5-6 1998 /
4. Ту-160 / Вестник воздушного флота № 2 1997 /
Страницы: 1, 2, 3, 4
|