Буран
в связке с РН (с момента включения II ступени), разделение ОК и РН,
довыведение ОК на рабочую орбиту (двумя импульсами), стабилизацию и
ориентацию ОК, орбитальное маневрирование, сближение и стыковку с другими
КА, торможение, сход с орбиты и управление спуском.
В нештатных ситуациях, т.е. при авариях на активном участке, двигатели ОДУ
используются в первую очередь для ускоренной выработки топлива перед
отделением от РН (скорость до 70 кг/с) с целью восстановления необходимой
центровки ОК (топливо может вырабатываться и после отделения от РН).
В случае экстренного отделения предусматривается срабатывание специальных
пороховых двигателей ОДУ.
Кроме чисто динамических задач ОДУ как бортовая система обеспечивает
тепловое саморегулирование, самоконтроль и аппаратурное самообеспечение,
огневые проверки, связь ОК с наземными системами, а также интеграцию с
системой электропитания по хранению и подаче жидкого кислорода.
|Функционирование ОДУ в штатной (а) и в |[pic] |
|нештатных (б) ситуациях: | |
|1- стабилизация связки ОК-РН; 2- | |
|разделение ОК и РН; 3- довыведкние на | |
|опорную орбиту; 4- динамические | |
|операции реактивной системы управления | |
|(РСУ) - ориентация, стабилизация, | |
|стыковка и т.п.); 5- орбитальное | |
|маневрирование; 6- сход с орбиты; 7- | |
|управление спуском; 8- экстренное | |
|отделение ОК от РН в нештатной | |
|ситуации, а также резервная возможность| |
|включения ОДУ на активном участке (для | |
|использования свободного объема баков);| |
|9- выработка топлива при аварийном | |
|возвращении; 10- аварийное разделение | |
|ОК и РН и управление спуском | |
Впервые в мировой практике для двигательной установки КА используется
криогенный окислитель - жидкий кислород и горючее - некриогенный
синтетический углеводород синтин с повышенной эффективностью. Применение
этого экологически чистого топлива повысило удельный импульс двигателей, но
потребовало внедрения на ОК элементов криогенной техники, поскольку
кислород хранится и заправляется в жидком состоянии (температура кипения
-183 С). Особенностью является и то, что в управляющие двигатели кислород
подается в газообразном состоянии в отличии от двигателей ориентации,
работающих на жидком кислороде.
В состав ОДУ входят:
. два двигателя орбитального маневрирования с тягой по 90 кН, пустотным
удельным импульсом тяги 362с и с числом включений до 5000 за полет;
. 38 управляющих двигателей с тягой по 4 кН, удельным импульсом тяги
275...295с (в зависимости от назначения) и числом включений до 2000 за
полет;
. восемь двигателей точной ориентации с тягой по 200Н, удельным
импульсом 265с и с числом включений до 5000 за полет;
. четыре твердотопливных двигателя экстренного отделения с тягой по 28
кН и суммарным импульсом тяги по 35 кН с.
Двигатели ОДУ на ОК размещаются с учетом решаемых ими задач. Так, двигатели
управления, расположенные в носовой и хвостовой частях фюзеляжа,
обеспечивают координатные перемещения ОК по всем осям и управление его
положением в простанстве.
Работу жидкостных ракетных двигателей и подачу в них топлива обеспечивают:
. топливные баки (основные, вспомогательные и дополнительные) со
средствами наддува, заправки, термостатирования, забора жидкости в
невесомости и т.п.;
. средства подачи компонентов топлива к двигателям управления, включая
средства газификации жидкого кислорода;
. средства поддержания температурного режима окислителя и горючего, а
также элементов конструкции;
. топливная и газовая арматура и трубопроводы;
. приборы, датчики и кабели систем управления и бортовых измерений.
Основные проектные решения были найдены на базе следующих принципиальных
положений:
. размещение всего запаса жидкого кислорода для маршевых и управляющих
двигателей и его хранение в едином теплоизолированном баке при низком
давлении (использование глубоко охлажденного до -210 С кислорода и
активных средств его перемешивания позволило избежать потерь на
испарение в полете в течение 15...20 сут без применения холодильной
машины);
. питание двигателей управления газифицированным кислородом, получаемым
в специальном газогенераторе (газификаторе) при сжиганиии в кислороде
небольшой доли горючего;
. забор жидких топливных компонентов в условиях, близких к невесомости,
с помощью специальных заборных устройств на базе мелкоячеистых
(капиллярных) сетчатых блоков, расположенных в нижних частях баков;
. применение в двигателях управления электрического зажигания,
охлаждения газообразным кислородом и избыточного содержания кислорода
в камере для исключения образования сажи;
. увеличение мощности маршевого двигателя (тяга 90 кН), что позволяет
использовать его для ускоренной выработки топлива в нештатных
ситуациях, а в перспективе - для повышения общей эффективности
многоразовой космической системы за счет включения на активном
участке;
. поддержание теплового режима ОДУ в нормальном диапазоне собственными
средствами (практически автономно от системы обеспечения теплового
режима) за счет циркуляции горючего в теплообменном контуре,
включающим основной бак;
. совмещение профилактической послеполетной очистки внутренних полостей
ОДУ с огневыми контрольными испытаниями на технологическом горючем
(бензине), проводимыми при межполетном обслуживании;
. интеграция ОДУ со смежными системами, в частности с системой
электропитания, по средствам подачи и хранения жидкого кислорода;
. использование при длительных (до 30 сут) полетах микрокриогенной
холодильной машины с минимальным электропотреблением;
. включение в состав ОДУ устройств связи со стартовым комплексом, а
также элементов смежных систем и конструкций.
Маршевый двигатель
|Маршевый двигатель, или двигатель орбитального |[pic] |
|маневрирования (ДОМ), используется при довыведении, | |
|коррекции орбиты, межорбитальных преходах и торможении | |
|при сходе с орбиты. | |
|Маршевый двигатель представляет собой ЖРД многократного | |
|включения с насосной системой подачи компонентов | |
|топлива, выполненной по схеме с дожиганием | |
|генераторовного газа, нормально функционирующий в | |
|условиях вакуума и невесомости. | |
|Высокие энергетические параметры двигателя (удельный | |
|импульс 362с) обеспечиваются исключением потерь на | |
|привод турбины (схема с дозажиганием), большим | |
|геометрическим дорасширением реактивного сопла | |
|(отношение площадей =192), минимальными потерями в | |
|камере сгорания и реактивном сопле, рациональной | |
|системой охлаждения и сокращением выбросов. В качестве | |
|пускового горючего для воспламенения топлива в | |
|газогенераторе и камере используется металлоорганическое| |
|соединение. | |
|Для двигателя характерны умеренная напряженность | |
|внутрикамерного процесса (давление в камере 7,85 МПа), | |
|использование форсуночной головки, имеющей | |
|концентрические кольцевые смесительные элементы для | |
|получения равномерного потока в камере, высотного | |
|соплового насадка радиационного охлаждения из ниобиевого| |
|сплава, изготовляемого методом раскатки (без сварки), | |
|центростремительной турбины, работающей на генераторном | |
|газе при умеренной (около 460 С) температуре. | |
|Крепление камеры в кардановом подвесе обеспечивает ее | |
|качание в двух плоскостях на 6 от номинального | |
|положения. | |
| |Маршевый двигатель:|
| | |
| |1- радиационно |
| |охлаждаемая часть |
| |сопла; 2- |
| |регенеративно |
| |охлаждаемая часть |
| |сопла; 3- |
| |турбонасосный |
| |агрегат; 4- |
| |газоотвод; 5- |
| |камера сгорания; 6-|
| |рама с карданным |
| |подвесом; 7- привод|
| |рулевой машины; 8- |
| |газогенератор; 9- |
| |зашитный экран; 10-|
| |дренадные патрубки |
Двигатели управления
|Управляющий двигатель (УД) представляет собой |[pic] |
|однокамерный газожидкостный импульсный ЖРД высокого | |
|быстродействия на газифицированном кислороде и | |
|углеводородном горючем - синтине и работает в | |
|импульсных и стационарных режимах с длительностью | |
|включения от 0,06 до 1200 с как в орбитальном полете,| |
|так и при спуске в атмосфере до высоты 10 км, что | |
|позволяет использовать его как дублера маршевого | |
|двигателя и двигателей ориентации. | |
|Для воспламенения компонентов топлива используется | |
|электрическая система зажигания индуктивного типа. | |
|Камера сгорания и часть сопла охлаждаются | |
|регенеративно и через завесу окислительным газом, | |
|выходная часть сопла - радиационно, клапаны и свеча -| |
|прокачкой основного горючего в замкнутом контуре | |
|терморегулирования ОДУ. | |
|Для двигателей продольного перемещения, дублирующих | |
|маршевые двигатели в случае их отказа, | |
|предусматривается установка удлиненного насадка со | |
|степенью расширения =50 и соответствующим приростом | |
|удельного импульса. | |
|Быстродействие УД характеризуется временем набора 90%| |
|тяги, равным 0,06с, такой же минимальной | |
|продолжительностью включения и частотой включения до | |
|8Гц. | |
|Минимальный удельный импульс двигателя в импульсных | |
|режимах 180с. | |
|Гарантированный ресурс двигателя составляет 26000 | |
|включений и более 3 ч работы (с дальнейшим | |
|увеличением по мере набора статистики). | |
|Двигатель ориентации по принципиальной схеме и | |
|составу в основном аналогичен УД. | |
|Для исключения образования сажи предусматривается | |
|повышенное соотношение компонентов топлива в | |
|двигателе (3,5....4),т.е. избыток кислорода. | |
|Основным режимом работы ДО является выдача минимльных| |
|импульсов от 0,06 до 0,12с, т.е. удельных импульсов | |
|тяги от 227 до 237с соответственно. | |
| |Управляющий двигатель:|
| | |
| |1- сопло; 2- клапан |
| |окислителя; 3- клапан |
| |горючего; 4- агрегат |
| |зажигания; 5- |
| |сигнализатор давления;|
| |6- камера сгорания; 7-|
| |блок таплового |
| |уплотнения |
|[pic] |К основным блокам ОДУ (слева) относятся|
| |базовый (3), два хвостовых (БДУ-Н, |
| |БДУ-Л) (2) и носовой блоки (1), а также|
| |соединяющие их пневмогидравлические |
| |магистрали. |
Манипулятор ОК "Буран"
Манипулятор для космического корабля "Буран" (СБМ) был разработан в
Государственном научном центре - Центральном научно-исследовательском и
опытно-конструкторском институте робототехники и технической кибернетики
(ГНЦ ЦНИИ РТК РФ) (Санкт-Петербург). На "Буране" в штатных полетах
предполагалось использовать до двух одинаковых манипулятора.
Бурановский манипулятор имеет сходную с RMS (манипулятор Space Shuttle)
кинематическую схему. Он состоит из шести вращательных степеней подвижности
и имеет одну транспортную степень (для начальной установки в грузовом
отсеке корабля). Звенья манипулятора изготовлены из углепластика.
Работа с манипулятором возможна в автоматическом и ручном режимах
управления.
Технические характеристики:
[pic]
Число степеней свободы: 6 вращательных
Грузоподъемность: 30 т
Рабочая зона: сфера радиусом 15.5 м
Масимальная скорость:
. 30 см/сек (без груза)
. 10 см/сек (с грузом)
Точность позиционирования: 3 см
[pic]
В результате математического и натурного моделирования манипулятора
выявлены следующие особенности его движения:
. Движение пустого схвата сопровождается колебаниями с амплитудой 7-10
см и частотой 0.5-1 Гц.
. При работе с грузом около 1 т амплитуда колебаний схвата за счет
суммарной упругости (основная упругость сосредоточена в шарнирах и в
схвате в месте крепления груза) составила 50 см.
. Остановка груза весом 1.5 т и 6 т сопровождается колебательным
переходным процессом со временем затухания порядка 2 и 4 минут
соответственно.
1. "Буран", под ред.члена-корр.РАН Ю.П.Семенова,
М.:Машиностроение, 1995, 448 стр.;
2. Журнал "Новости Космонавтики", М.:Видеокосмос, 1994-1998гг. (в
частности, 11/152 1997, материалы о "Скиф-ДМ");
3. "Космонавтика", энциклопедия, М.:Советская энциклопедия, 1985,
528 стр.
4. "Авиация", энциклопедия под ред.Г.Л.Свищева, М.:Большая
Российская Энциклопедия, 1994, 736 стр.
5. "Авиационно-космические системы", сборник статей под ред.
Г.Е.Лозино-Лозинского и А.Г.Братухина, М.:Изд-во МАИ, 1997, 416
стр.
6. "Техническая информация" ОНТИ ЦАГИ, 1421 ( 15, август 1981г.)
7. "Ракетно-космическая корпорация ЭНЕРГИЯ имени С.П.Королева",
Менонсовполиграф, 1996, 670 стр.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….… 1
. Внешняя конфигурация
. Внутренняя компоновка, конструкция
. Двигательная установка и бортовое оборудование
. Геометрические и весовые характеристики
. Выведение на орбиту
. Возвращение с орбиты
История создания ОК “БУРАН”……………………………………………3
Многоразовая космическая система "Энергия - Буран" Орбитальный корабль
"Буран"……………………………………………………………………………8
Компоновка ОК "Буран"……………………………………………………..28
Пояснения………………………………………………………………………30
Объединенная Двигательная Установка (ОДУ)
Маршевый двигатель
Двигатели управления
Манипулятор ОК "Буран"………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………………….35
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|