рефераты бесплатно

МЕНЮ


Буран

| |штатных режимов работы и в расчетных нештатных ситуациях, отработка |

| |взаимодействия бортового и наземного (испытательного) многомашинных |

| |вычислительных комплексов, проверка электромагнитной совместимости и |

| |помехозащищенности бортовой аппаратуры, отработка взаимодействия |

| |наземного и бортового комплексов управления в режиме передачи |

| |управляющих воздействий с контролем правильности их исполнения в |

| |бортовых системах по телеметрической информации. |

|- |Проверка электрических связей аналога орбитального корабля "Буран", |

| |входящего в состав КС-ОК, с эквивалентом ракеты-носителя "Энергия". |

|- |Отработка программы и методики комплексных электрических испытаний |

| |орбитального корабля "Буран", режимов предстартовой подготовки и |

| |методики парирования нештатных ситуаций, возможных при наземной |

| |подготовке. |

|- |Отработка бортового и наземного (испытательного) |

| |программно-математического обеспечения и его сопряжения с аппаратными |

| |средствами вычислительных комплексов, бортовых систем и наземного |

| |испытательного оборудования для всех рабочих мест наземной предполетной|

| |подготовки ОК Буран с учетом возможных (расчетных) нештатных ситуаций. |

|- |Отработка эксплуатационной документации, предназначенной для проведения|

| |испытаний и наземной предполетной подготовки ОК Буран на техническом и |

| |стартовом комплексах и для натурных испытаний. |

|- |Проверка правильности выполнения доработок материальной части, |

| |корректировки ПМО и ЭД по результатам испытаний и техническим решениям |

| |до проведения соответствующих доработок на штатном ОК Буран . |

|- |Обучение и тренировка специалистов, участвующих в наземной предполетной|

| |подготовке и натурных испытаниях ОК Буран . |

В августе 1983 года в НПО "Энергия" был доставлен планер орбитального

корабля для дооснащения и развертывания на его основе постоянно

действующего комплексного стенда. В объединении было создано оперативно-

техническое руководство, возглавляемое Ю.П.Семеновым. Оперативное

ежедневное руководство работами осуществлял его заместитель А.Н.Иванников.

Для разработки программно-математического обеспечения испытаний был создан

отдел 107 (начальник отдела А.Д.Марков). Электрические испытания на КС-ОК

начались в марте 1984 года. Работы по испытаниям возглавили Н.И.Зеленщиков,

А.В.Васильковский, А.Д.Марков, В.А.Наумов и руководители электроиспытаний

А.А.Мотов, Н.Н.Матвеев. Комплексная экспериментальная отработка на КС-ОК

продолжалась в круглосуточном режиме без выходных дней 1600 суток и была

завершена лишь тогда, когда ОК "Буран" готовился на стартовом комплексе к

запуску. Чтобы охарактеризовать объем и эффективность экспериментальной

отработки на КС-ОК, достаточно отметить, что отработано 189 разделов

комплексных испытаний, выявлено и устранено 21168 замечаний.

Большую эффективность испытательных работ на КС-ОК обеспечил высокий

уровень автоматизации испытаний, который составил 77% от общего объема

работ. (Для сравнения - уровень автоматизации испытаний транспортного

корабля "Союз ТМ" составлял 5%.)

Анализ результатов экспериментальной отработки на КС-ОК позволил обосновать

ряд технических решений о возможности сокращения объемов работ по наземной

предполетной подготовке ОК "Буран" без снижения ее качества. Так, например,

три версии программного обеспечения БВК ( 17, 18, 19) проверялись по

программе первого полета только на КС-ОК. Оценивая результаты

экспериментальной отработки на КС-ОК, можно заключить, что комплексный

стенд сыграл исключительную роль в обеспечении безопасности и сокращении

сроков наземной предполетной подготовки ОК "Буран", в снижении расходов

материальных ресурсов на его создание.

Размерность ОК и отсутствие на период сборочных работ по кораблю

транспортных средств для доставки корабля в полной комплектации с завода-

изготовителя на технический комплекс привели к необходимости проведения

сборочных работ поэтапно. На заводе-изготовителе - Тушинском

машиностроительном заводе - проводилась сборка планера массой не более 50

т, которая лимитировалась грузоподъемностью самолета 3М-Т. Планер

транспортировали водным путем по реке Москве до г. Жуковский, где его

грузили на самолет 3М-Т, а затем воздушным путем перевозили на посадочный

комплекс полигона Байконур, где его после перегрузки на автомобильное шасси

доставляли в монтажно-испытательный корпус. Планер транспортировали

практически без орбитальных систем и отдельных агрегатов (кабины экипажа,

вертикального оперения, шасси), на нем было установлено только 70%

теплозащитного покрытия. Таким образом, в МИК ОК необходимо было развернуть

сборочное производство и организовать процесс поставки необходимых

комплектующих изделий. Планер первого летного орбитального корабля был

доставлен на космодром Байконур в декабре 1985 года. Отправке планера

первого летного корабля "Буран" на технический комплекс предшествовала

большая подготовительная работа. В отличие от ракеты-носителя "Энергия",

для которой использовались техническая позиция и основная часть стартового

комплекса от ракеты-носителя Н1, для ОК "Буран" все надо было создавать

заново: все сооружения технического комплекса, на которых должны быть

проведены досборка корабля и укомплектование его бортовыми системами,

электрические испытания; посадочный комплекс с сооружениями,

обеспечивающими обслуживание корабля после посадки, и командный

диспетчерский пункт. Работы по созданию всех сооружений велись медленно, и

к моменту прибытия планера первого летного корабля основная техническая

позиция корабля (площадка 254) была готова только на 50-60%. Из пяти залов,

необходимых для сборки и испытаний корабля, можно было сдать в эксплуатацию

только один (зал 104). Однако даже он в январе 1986 года использовался как

складское помещение. В нем временно разместили наземно-испытательное

оборудование орбитального корабля (около 3000 ящиков, массой не менее одной

тонны каждый), которое предстояло в кратчайшие сроки доставить в пультовые,

смонтировать и провести пусконаладочные работы. Для проведения испытаний

необходимо было ввести в строй более 60 пультовых и около 260 помещений. Не

были готовы к работе площадка для огневых контрольных испытаний

объединенной двигательной установки, монтажно-заправочный корпус,

специализированные площадки для работы с кораблем на посадочном комплексе.

Решение об отправке планера первого летного корабля при такой низкой

готовности технической позиции было принято после многократных обсуждений.

Отправка должна была оживить работы на космодроме Байконур. Работы с

ракетой-носителем "Энергия" опережали работы по кораблю, так как этому

направлению оказывалось, как и в предыдущие годы, более пристальное

внимание на всех этапах работ. К этим работам более тяготело и руководство

Министерства. В январе 1986 года во время полета на космодром министра

О.Д.Бакланова с большой группой руководителей отраслей смежных министерств,

генеральных и главных конструкторов, участвовавших в создании комплекса

"Энергия-Буран", принимается решение об улучшении организации работ и

создании оперативных групп для дальнейшей подготовки комплекса на

космодроме. Там же О.Д.Бакланов подписал приказ о создании трех оперативных

групп. Первая группа должна была обеспечить подготовку корабля "Буран" и

всех технических средств для его запуска в III квартале 1987 года.

Руководителем группы назначен главный конструктор корабля Ю.П.Семенов.

Подготовка многоразовой космической системы "Энергия-Буран", руководителем

которой был назначен главный конструктор комплекса "Энергия-Буран"

Б.И.Губанов, входила в задачу второй группы. Третья группа занималась

вопросами подготовки наземного и стартового оборудования. Руководил ею

заместитель министра С.С.Ванин. В состав групп были включены все

необходимые специалисты, в том числе военные строители. В приказе

отмечалось, что все члены группы должны находиться непосредственно на

космодроме до решения основной задачи - запуска комплекса "Энергия-Буран".

Руководителям групп были даны все необходимые полномочия для решения

поставленных задач. Доклады руководителей регулярно заслушивались на

Межведомственной оперативной группе (МОГ), которая под председательством

О.Д.Бакланова проводила свои заседания, выезжая на Байконур. После

назначения О.Д.Бакланова секретарем ЦК КПСС в 1988 году МОГ возглавил вновь

назначенный министр В.Х.Догужиев, он же стал Председателем Государственной

комиссии по проведению пуска.

После выхода приказа началась круглосуточная напряженная работа без

выходных, практически на грани человеческих возможностей. Руководители

групп сосредоточили на Байконуре всех необходимых специалистов. Все вопросы

решались комплексно. Одновременно со строительными работами велись монтаж

оборудования и пусконаладочные работы. Параллельно решались разные вопросы

- от обеспечения размещения персонала, организации питания и транспорта до

отдыха специалистов. Значительно увеличилась численность испытательной

службы, только на площадке 254 с января по март 1986 года численность

возросла с 60 до 1800 человек. В испытательные бригады входили

представители всех организаций. За достаточно короткий срок в течение

января-февраля 1986 года были разработаны пооперационные графики,

определена необходимая комплектация под каждую операцию, составлен полный

перечень материальной части, подлежащей поставке на технический комплекс,

организована разработка технологических паспортов сборки. Для упорядочения

процесса изготовления материальной части на основных производствах и

поставки ее на ТК в необходимые сроки была внедрена система заявок,

направляемых с ТК на завод. В заявке указывался перечень материальной части

под сборочную операцию и срок ее поставки для обеспечения пооперационного

графика сборки. Заявки составлялись не только на "бортовую" комплектацию,

но и любую материальную часть, необходимую для сборки и автономных

испытаний, в том числе на механо-технологическое оборудование, расходные

материалы, компоненты и т.д. Выполнение заявок контролировалось на

ежедневных заседаниях первой рабочей группы. На основном производстве

состояние с изготовлением и поставкой комплектующих регулярно

рассматривалось на заседаниях Межведомственной оперативной группы. Такая

система заявок дала возможность наладить достаточно четкий порядок

изготовления и поставки комплектующих изделий (свыше 4000 наименований) и

обеспечила планирование сборочных работ. Учитывая большой объем работ по

нанесению теплозащитного покрытия, в МИК ОК был создан специализированный

участок изготовления плиток теплозащитного покрытия. Это позволило не

только обеспечить изготовление необходимого количества плиток для штатного

цикла нанесения на корпус планера, но и оперативно обеспечить выполнение

ремонтных работ по замене плиток, поврежденных в процессе подготовки ОК к

пуску Несмотря на огромные трудности, сборка орбитального корабля

завершилась. Бессменным руководителем сборки был заместитель главного

инженера ЗЭМ В.П.Кочка. Практически за четыре месяца был подготовлен

комплекс наземных средств. В мае 1986 года начались электрические

испытания. Параллельно проводилась заключительная отработка систем.

|Следует отметить, что результаты отработки |[pic] Орбитал ьный корабль |

|систем порой существенно влияли на процесс |"Буран" |

|подготовки к пуску Так, при проведении | |

|огневых испытаний объединенной двигательной | |

|установки на стенде в г. Приморске | |

|обнаружился дефект в разделительном клапане | |

|на входе в блок газификации кислорода. Клапан| |

|открывался, но не закрывался при подаче | |

|команды. Орбитальный корабль в это время | |

|находился на площадке огневых испытаний ОДУ. | |

|Дальнейшее проведение работ ставилось под | |

|сомнение: запуск корабля с этой | |

|неисправностью невозможен, а это означало | |

|срыв программы. Пришлось оперативно проводить| |

|тщательный анализ всех испытаний ОДУ. Решение| |

|найдено - клапан надежно закрывается при | |

|подаче трех команд. Была сделана | |

|соответствующая коррекция математического | |

|обеспечения, а это значит - еще одна | |

|очередная версия и ее отработка. | |

Ни в отечественной, ни в мировой практике ракетно-космической техники не

было аналогов, по сложности равных кораблю "Буран", Об этом красноречиво

говорит следующее:

|- |в состав ОК "Буран" входят более 600 установочных единиц бортовой |

| |аппаратуры, включающей более 1000 приборов, более 1500 трубопроводов и |

| |более 2500 сборок (жгутов) бортовой кабельной сети, имеющей около 15 |

| |000 электрических соединителей; |

|- |система управления ОК "Буран" представляет собой многомашинный бортовой|

| |вычислительный комплекс с уникальным по объему и сложности программным |

| |обеспечением, составившим для первого полета 180 Кбайт, что позволило |

| |реализовать более 6000 команд и 3000 алгоритмов управления бортовыми |

| |системами, а также 7000 технологических команд и параметров; |

|- |при подготовке к первому полету орбитального корабля "Буран" |

| |контролировалось более 5000 телеметрических параметров бортовых систем.|

| |За время испытаний и наземной предполетной подготовки проведен |

| |значительный объем работ, было выявлено и устранено 7646 замечаний, |

| |забраковано и заменено 3028 бортовых приборов. |

В процессе работы неоднократно возникали нештатные ситуации, такие, как

несанкционированное снятие электропитания, и испытателям приходилось искать

безаварийный выход из создавшегося положения. Об ответственном отношении

специалистов к порученной работе говорит и такой пример. Испытатель

П.В.Махаев при анализе телеметрической информации, полученной во время

комплексных испытаний по программе "Работа ОДУ на площадке ОКИ", выяснил,

что из-за нештатного завершения программы после приведения бортовых систем

в исходное состояние два клапана ОДУ в течение нескольких часов находились

под напряжением. В комплексе 14 (руководитель комплекса А.М.Щербаков) были

организованы экспериментальные работы, которые проводились на предприятии

круглосуточно, в результате чего была подтверждена работоспособность

указанных клапанов. ОДУ для их замены не была снята и сроки подготовки ОК

"Буран" выдержаны. Программа первого полета орбитального корабля

многократно и тщательно обсуждалась. Рассматривались два варианта:

трехсуточный и двухвитковый полеты, Трехсуточный полет решал больше задач,

но при этом существенно увеличивался необходимый объем экспериментальной

отработки. При реализации двухвиткового полета можно было не устанавливать

ряд систем, таких, как система электропитания на электрохимических

генераторах, система открытия створок, радиаторы и ряд других, требующих

большой отработки. В то же время двухвитковый полет выполнял основную

задачу - отработку участков выведения, спуска в атмосферу и посадки на

посадочную полосу.

За несколько месяцев до пуска в адрес Правительства было направлено

коллективное письмо, подписанное в том числе летчиками-космонавтами

И.П.Волком и А.А.Леоновым, о том, что "Буран" не сможет надежно выполнить

полет в автоматическом варианте и что первый полет, как у американцев,

должен быть пилотируемым. Работала специальная комиссия, которая

согласилась с предложением технического руководства о беспилотном пуске. В

результате обсуждения для первого пуска был принят вариант двухвиткового

полета.

Как уже отмечено выше, 26 октября 1988 года после докладов о готовности

орбитального корабля, ракеты-носителя, стартового комплекса, полигонного

измерительного комплекса, Центра управления полетом, средств связи и

расчетов и о метеорологическом прогнозе на ближайшие дни Государственная

комиссия под председательством В.Х.Догужиева приняла решение о запуске ОК

"Буран" 29 октября 1988 года в 6 ч 23 мин московского времени. Подготовка к

запуску проходила успешно, метеоусловия были благоприятными, скорость ветра

не превышала 1 м/с. Все команды по циклограмме предстартовой подготовки

исполнялись нормально, оставалось отвести от ОК "Буран" переходный

стыковочный блок, но за 51 с до команды "Контакт подъема" в систему

управления ОК и автоматизированный испытательный комплекс поступила команда

"Аварийное прекращение подготовки РН", по которой системы ОК "Буран" были

автоматически приведены в исходное, состояние и выключены со снятием

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.