рефераты бесплатно

МЕНЮ


Павловский парк

женщины . Против южного фасада дворца в Собственном садике высится

павильон Трёх граций , построенный в 1801 году по проекту Камерона

.

Лёгкая открытая колоннада , поддерживающая

перекрытие , напоминает классический портик .

Фронтоны его украшены барельефами работы

скульптора И. П. Прокофьева . На одном ,

обращенному к дворцу , изображен Аполлон ,

на противоположном - богиня мудрости Маневра .

Павильон находится на высокой террасе . От

дворца сюда ведёт центральная дорожка

Собственного сада . Несколько каменных

ступеней – и прямоугольная площадка , покрытая

плитами светлого камня . Шестнадцать стройных

белых колонн стоят по сторонам её . А в центре

на мраморном пьедестале скульптурное изображение тех , кому посвящен

этот открытый , кажется , всегда пронизанный солнечными лучами храм .

Граций древние греки считали покровителями всего прекрасного и

радостного .

Лёгкими , полными изящества движениями , Павильон

Трёх граций .

они поддерживают установленную на колонне

вазу . Их обнаженные фигуры - воплощение

женственности и красоты . Группа высечена итальянским скульптором П.

Трискорни

из одного куска мрамора . С террасы павильона открывается чудесный

вид .

Внизу сверкающей на солнце большой пруд . На противоположном берегу

стоит

обелиск - памятник в честь основания Павловска , созданный по

рисунку Камерона .

Далее видны очертания Крепости Бип , построенной архитектором

Бренна по распоряжению Павла в 1795 году . Размещавшийся ней

гарнизон нёс службу по всем правилам боевой крепости . Там были

установлены орудия . Оттуда часто слышался

бой барабана , объявляющего тревогу , звуки труб – проходили ученья

.

Находящаяся на возвышении с почти отвесными склонами , крепость

напоминает миниатюрный средневековый замок . Против западного фасада

дворца , на самом

краю обрывистого берега Славянки расположена сдвоенная открытая

колоннада .

Она выполнена из светло – серого пудостского камня . Часть её ,

обращенная ко дворцу , разрушенная , и куски , поросшие мхом , в

живописном беспорядке лежат у подножья статуи Аполлона . Созданная в

1780- 1783 году архитектором Камероном ,

Колоннада Аполлона вначале находилась дальше берега - на широком

лугу и представляла собой замкнутый круг . Бронзовая статуя

античного бога солнца и покровителя искусств помещалась на высоком

постаменте в центре его . Окружённый небольшой рощицей , храм – он

тогда и назывался - как бы напоминал пришедшим сюда , что они

попадали в мир поэзии и красоты . Позже колоннада была перенесена

ближе к дворцу на берег реки . У подножия её был устроен каскад ,

ниспадавших в Славянку . Через его бурный поток перекинули мост ,

сложенный из поросшего мхом туфа . Всё это должно было напоминать

Парнас с чистыми водами

катального источника , где , по верованию древних греков , обитали

Аполлон и музы. Однажды летом в 1817 году во время грозы рухнула

часть колоннады . Гостивший тогда в Павловске французский поэт

Сен-Моор вспоминает : “Ночью под ударами грозы эти мраморы были

яростно разбросаны , и случайность сделала более нежели нежели самый

утонченный вкус : настал день , каждый восхищался этим романтическим

видом , этим изящным разгромом , и даже говорят , что Аполлон

одобрил это ”.

6

Вскоре рука неизвестного художника придала руинам еще большую

живописность.

Взволнованный романтичностью руин и каскада В. А. Жуковский писал :

Люблю смотреть когда дерновый скат в огне ,

И сеть багренная во мраке лип сияет ;

Когда на падший храм , прорезав ткань листов ,

Лучи бросаются злотыми полосами ,

Горят на белизне разрушенных столпов

И искрой огненной с кипящими волнами

По каплям прядают и гаснут на лету . . .

Парадный фасад

Дворца .

Недалеко от колоннады аполлона , чуть ниже по течению Славянки , у

самой воды ,

среди зелени стоит холодная баня . Этот небольшой павильон

отличается просто решения . Здание состоит из двух архитектурных

объёмов : высокой ротонды с куполом и примыкающей к ней постройки ,

прямоугольной в плане , с двухскатной кровлей . Здесь была купальня

с круглым бассейном и комнатой для отдыха .

Павильон возведён по проекту Камерона в 1799 году . Мягко обогнув

холм , на котором возвышается дворец , Славянка выпрямляет своё

течение . На берегах Славянки Архитектор Камерон создал один лучших

районов парка . Художник блестяще использует естественный ландшафт

долины : широкую пойму реки с сочной яркой травой , холмистые

берега – сравнительно пологий заросший кустами ,

деревьями левый и крутой , местами обрывистый - правый . Кое- где

он расширяет русло Славянки , увеличивая зеркало воды , или ,

наоборот сближая берега , а в одном месте даже изменяет русло .

Вырубая деревья , он оставляет только те , которые отличаются

красотой кроны , часто к ним подсаживают деревья других парод ,

образуя живописные группы . Иногда Камерон вводит вырождающиеся

пейзажи небольшие постройки мосты . Но это не нарушает

естественности ландшафта , а лишь усиливает его выразительность . В

результате , кажется , что всё осталось то же – и река и её берега

, но пейзажи стали ярче , проникновеннее , художник своим

вмешательством помогает глубже почувствовать прелесть русской

северной природы . Так композитор обрабатывает народную песню ,

сохраняя основную мелодию , но раскрывая богатство её музыкальных

возможностей.

Все это совсем не похоже на чопорные регулярные парки первой

половины 18 века

с линейной посадкой подстриженных деревьев , с четкой геометрической

планировкой дорожек и прудов , где во всем видна рука человека .

Долина Славянки

образец пейзажного стиля в парко строении . “Что шаг , то новая в

глазах моих картина” , - писал В.А. Жуковский о прогулке здесь . Вот

небольшой горбатый мост .

Старые камни его поросли мхом . Крутая арка пролета поднимается над

почти высохшим старым руслом реки . Берега близко подошли друг к

другу и деревья , стоящие на них , сплелись своими ветками .

7

А – рядом живописный островок , заросший ивами . Поднимается на

высокий берег.

Перед нами открывается широкая панорама . Тихие темные воды реки ,

дорожки , словно манящие вдаль, и выступающий среди зелени храм

дружбы . У воды живописно разместились кусты и низкорослые деревца ;

склонившись , они будто вглядываются в своё отражение . Чуть поодаль

крепкие высокие деревья стоят по одному , красуясь своей

раскидистой кроной .

А вот они сбежались большими группами , и в

Тени их так спокойно отдохнуть… Кроме многообразия оттенков зелени

, какое богатство

игры света и тени . Серебристые ивы распушились узкими длинными

листочками и клонят к земле свои гибкие ветви . Белеют чистые

стволы берёз .

Тёмный силуэт пирамидной ели четко вырисовывается

на светлой зелени луга . Солнечные лучи пронизывая листву , придают

пейзажу какой-то удивительно радостный вид . Но вот проплывающее по

небу облако закрыло на миг солнце , и всё преобразилось.

Картина представляет в переглушенных тонах ,и кажется , что даже

пение птиц стало тише . Чем выше берег чем дальше от воды , тем

гуще растут деревья , и представляется , что там , вдали ,

непроходимый лес - такой плотной стеной стоят они .

Взгляд притягивает и торжественный храм дружбы

один из лучших памятников русского классицизма Храм дружбы .

Второй половины 18 века . Он создан по проекту

Камерона в 1782 году . Впечатление благородной простоты и вместе с

тем величественности создаёт эта постройка , органично включённая в

пейзаж .

Узкая лента реки огибая храм с трёх сторон , словно отделяет его

от всего парка и

создаёт место для задушевных дружеских бесед . Мягко извиваясь по

зелёному лугу,

ведет к нему небольшая тропинка . Рядом с высокими деревьями из

доли он кажется небольшим и легким . Шестнадцать мощных колонн

поддерживают антаблемент , на котором покоится не высокий купол .

Колоны стоящие на некотором расстояние от стены , образуют

замкнутую галерею . Суровая гладь стены смягчена белыми лепными

медальонами . Цельность общего замысла ,

логическая оправдоность и подчинённость ему деталей , строгая

соразмерность частей

вот что является характерным для этой постройки . Павильон был

построен в честь Екатерины 2 . Скульптурное изображение её в облике

богине плодородия Цереры первоначально находилось внутри

сооружения . Над входом была надпись : “Любовь , благодарность и

почтение посветили ”. Прошли многие десятилетия . Забыты лицемерные

отношения Екатерины 2 и её наследника . Но прекрасное творение

Камерона , сумевшего воплотить в художественном образе великую идею

дружбы , продолжает жить и волновать . Постройки Камерона умеют

“говорить” . Чаще они вызывают чувство радости , порой тихой грусти

, но всегда волнуют и создают лирическое настроение .

Неподалёку от Храма дружбы стоит другое произведение этого

архитектора - “памятник родителям”. Он посвящен умершим родственникам

жены Павла . Дорожкой вниз по течению Славянки . Русло её

становится широким , лес словно отодвинулся , открыв берега . Как

огромное зеркало , отражает вода и синее небо с белыми облаками ,

и зелень берегов , и мост из светло серого – светлого камня .

Большие вазы на мощных устоях , мягкий плавный изгиб арки пролета

и даже ажурная решётка - всё повторяется в глади воды . Висконтиев

мост построен в 1802 году по проекту архитектора Воронихина

каменный дел мастером Висконти- отсюда и его название .

8

Но здесь , в просторной и светлой долине Славянки , строит

Камерон мемориальное

сооружение , а бровке высокого берега , среди густого хвойного

леса, на окраине тогдашнего парка . Одна из тропинок ведёт туда .

Огромные прямоствольные сосны ,

мохнатые серые ели и сейчас обступают памятник . Колючие ветки

задевают лицо , руки , мешают идти . Но вот деревья расступились ,

словно освобождая место для этого небольшого , но монументального

сооружения - подлинного храма скорби .

От дворца к нему ведёт дорожка , названная Философской .

Узкая плотно обсаженная высоким кустарником ,

Она создаёт ощущение уединённости , настраивает на

размышления . “Памятник родителям” (1786)

напоминает греческую эдикулу – прямоугольную в плане постройку с

большой нишей и двумя колоннами . В глубине на высоком постаменте

скульптура женщины , склонившейся к урнам .

Её фигура с наряжено протянутыми руками

выражает глубокое горе . По другую сторону пьедестала - гений

смерти . Приподняв покрывало с урны , он ожидает конца прощания .

“Я видел , как плачет мрамор ”, - сказал об этом памятнике А. С.

Пушкин . Скульптурная группа выполнена И. П. Матросом и установлена

здесь только в 1807 году .

Слившись со строгой архитектурой Камерона , она привнесла в

памятник ноту глубокого драматизма .

По проекту Камерона в парке были возведены и пасторальные павильоны

: “Молочня” , “Старое Шале”, ”Хижина пустынника” и другие . До наших

дней

Сохранилась только Молочня . От Памятник родителям .

“Памятника родителям” туда можно пройти по

Философской дорожке . В лесной чаще , среди высоких деревьев ,

стоит эта постройка , напоминающая альпийский домик . Стены сложены

из булыжника . В толще их редко размещены окна . Высокая , с

большим навесом крыша опирается на деревянные столбы , врытые в

землю . Построенная в 1782 году , Молочня почти не изменилась .

Только прежде крышка была соломенной и над ней находился навес с

колоколом . Первоначально молочный домик был и фермой . Недалеко от

него помещались скотный двор и птичник . Во дворе среди кур и

уток прохаживались фазаны и павлины . А на лужайке около леса

мирно паслись коровы и овцы . На призывный звон колокола по

вечерам скот медленно возвращался к стойлам . Такие картины

“сельской идиллии” были непрерывным украшением парков 18 века .

Молочню , как и другие павильоны , Камерон разместил неподалёку от

дворца , с тем чтобы их можно было посетить во время прогулок ,

развлечься и отдохнуть .

Не случайно одна из комнат Молочни была обставлена с дворцовой

роскошью :

золоченная мебель , зеркала , бронза .

Камерон работа и в отдельных участках парка . По его проекту на

левом берегу

Славянки в густом хвойном лесу , простиравшимся до Царского Села ,

создавалась

Большая звезда . Площадь её 130 гектаров . Густую тёмную чащу леса

рассекали двенадцать больших просек , отходящих лучами от

центральной круглой площадки .

Затем появились многочисленные дорожки , проложенные в разных

направлениях

и соединявшие просеки так , что в плане получался рисунок звезды .

Это и определило название района . Постепенно лесные просеки

превратились в аллеи ,

по сторонам их поднялись посаженные клёны , берёзы , дубки . Старый

лес стал светлее , радостнее . Обитатели дворца и их гости часто

приезжали сюда на весёлые пикники . Широкие и прямые , удобные

для прогулок в колясках и верхом , дорожки получают необычные

названия –“Молодого жениха”, “Красного молодца”,

“Зелёной женщины” и т. п.

9

На центральной площадке Большой звезды в 1799 году был возведён

круглый зал , предназначавшийся для небольших концертов . Его

второе название – Музыкальный салон . Строительство павильона было

начато Камероном , но заканчивал его уже

Бренна . В годы оккупации концертный зал был разрушен . Бренна ,

возглавлявший работы по превращению Павловска из великокняжеской

усадьбы в царскую резиденцию , не только расширил и перестроил

дворец , но и создал новые участки

парка . Возле Тройной липовой аллеи , против Вольера , в 1797 году

появились Большие круги . Они предназначались для торжеств и

празднеств , которые, начавшись во дворце , обычно продолжались в

парке .

Большие круги .

Создавая этот участок , Бренна использует элементы пышных

итальянских садов ,

с широкими лестницами , террасами , балюстрадами . Большие круги – это

две обширные круглые площадки с цветниками , с зелёнными партерами

и каменными террасами . В центре их на гранитных пьедесталах

установлены мраморные фигуры –

“Мир” и ”Правосудие” - работы итальянского скульптора П. Баратта

конца 18 начала 19 века . Статуи эти были закуплены ещё при Петре1

вместе со скульптурой , украшающей Летней сад . Сочетание

белоснежного мрамора с яркими клумбами и зелёными партерами , а

также строгая симметрия планировки , подчеркнутая линиями стриженного

кустарника , всё это придаёт большим кругам парадную торжественность

. Во время празднеств здесь развешивались цветные фонарики ,

“плошки” с горящем маслом . Торжества обычно завершались затейливым

красочным фейерверком , и в свете причудливых огней как бы оживали

мраморные статуи .

Рядом , парадно оформляя подход ко дворцу со стороны Славянки ,

Бренна сооружает большую каменную лестницу , широкую , В шестьдесят

четыре ступени ,

разделённую на четыре марша , с большими уступами по сторонам . На

нижней площадке её стоят два чугунных льва , оскалившихся ,

словно готовых бросится на непрошеного посетителя . Наверху лестницу

стерегут мраморные львы . Повернув головы , они как бы взглядом

провожают всех проходящих . Для создания иллюзии

большей протяжности лестнице архитектор Бренна использует остроумный

приём :

делает её в низу значительно шире чем наверху . От этого лестница

и склон холма,

на котором стоит дворец , кажутся и выше и величественнее .

Лестница Бренна

соединяет две разных по характеру части парка - долину Славянки и

Большие круги . Одновременно Бренна создаёт Старую и Новую

Сильвию – районы , расположенные на высоком правом берегу Славянки ,

за Висконтиевым мостом .

Среди хвойного леса находится центральная площадка Старой Сильвии и

двенадцать

отходящих в разные стороны прямых аллей . С ним связано и другое

название

района - Двенадцать дорожек . Своей планировкой Старая Сильвия

напоминает Большую звезду . И здесь свободно растущие деревья

заключены в рамки регулярной планировки . Но вместе с тем

художественный облик этой части парка совсем иной.

Зелённые стены деревьев со светлой полосой стриженного кустарника

образуют круглый “зал”.

10

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.