Павловский парк
женщины . Против южного фасада дворца в Собственном садике высится
павильон Трёх граций , построенный в 1801 году по проекту Камерона
.
Лёгкая открытая колоннада , поддерживающая
перекрытие , напоминает классический портик .
Фронтоны его украшены барельефами работы
скульптора И. П. Прокофьева . На одном ,
обращенному к дворцу , изображен Аполлон ,
на противоположном - богиня мудрости Маневра .
Павильон находится на высокой террасе . От
дворца сюда ведёт центральная дорожка
Собственного сада . Несколько каменных
ступеней – и прямоугольная площадка , покрытая
плитами светлого камня . Шестнадцать стройных
белых колонн стоят по сторонам её . А в центре
на мраморном пьедестале скульптурное изображение тех , кому посвящен
этот открытый , кажется , всегда пронизанный солнечными лучами храм .
Граций древние греки считали покровителями всего прекрасного и
радостного .
Лёгкими , полными изящества движениями , Павильон
Трёх граций .
они поддерживают установленную на колонне
вазу . Их обнаженные фигуры - воплощение
женственности и красоты . Группа высечена итальянским скульптором П.
Трискорни
из одного куска мрамора . С террасы павильона открывается чудесный
вид .
Внизу сверкающей на солнце большой пруд . На противоположном берегу
стоит
обелиск - памятник в честь основания Павловска , созданный по
рисунку Камерона .
Далее видны очертания Крепости Бип , построенной архитектором
Бренна по распоряжению Павла в 1795 году . Размещавшийся ней
гарнизон нёс службу по всем правилам боевой крепости . Там были
установлены орудия . Оттуда часто слышался
бой барабана , объявляющего тревогу , звуки труб – проходили ученья
.
Находящаяся на возвышении с почти отвесными склонами , крепость
напоминает миниатюрный средневековый замок . Против западного фасада
дворца , на самом
краю обрывистого берега Славянки расположена сдвоенная открытая
колоннада .
Она выполнена из светло – серого пудостского камня . Часть её ,
обращенная ко дворцу , разрушенная , и куски , поросшие мхом , в
живописном беспорядке лежат у подножья статуи Аполлона . Созданная в
1780- 1783 году архитектором Камероном ,
Колоннада Аполлона вначале находилась дальше берега - на широком
лугу и представляла собой замкнутый круг . Бронзовая статуя
античного бога солнца и покровителя искусств помещалась на высоком
постаменте в центре его . Окружённый небольшой рощицей , храм – он
тогда и назывался - как бы напоминал пришедшим сюда , что они
попадали в мир поэзии и красоты . Позже колоннада была перенесена
ближе к дворцу на берег реки . У подножия её был устроен каскад ,
ниспадавших в Славянку . Через его бурный поток перекинули мост ,
сложенный из поросшего мхом туфа . Всё это должно было напоминать
Парнас с чистыми водами
катального источника , где , по верованию древних греков , обитали
Аполлон и музы. Однажды летом в 1817 году во время грозы рухнула
часть колоннады . Гостивший тогда в Павловске французский поэт
Сен-Моор вспоминает : “Ночью под ударами грозы эти мраморы были
яростно разбросаны , и случайность сделала более нежели нежели самый
утонченный вкус : настал день , каждый восхищался этим романтическим
видом , этим изящным разгромом , и даже говорят , что Аполлон
одобрил это ”.
6
Вскоре рука неизвестного художника придала руинам еще большую
живописность.
Взволнованный романтичностью руин и каскада В. А. Жуковский писал :
Люблю смотреть когда дерновый скат в огне ,
И сеть багренная во мраке лип сияет ;
Когда на падший храм , прорезав ткань листов ,
Лучи бросаются злотыми полосами ,
Горят на белизне разрушенных столпов
И искрой огненной с кипящими волнами
По каплям прядают и гаснут на лету . . .
Парадный фасад
Дворца .
Недалеко от колоннады аполлона , чуть ниже по течению Славянки , у
самой воды ,
среди зелени стоит холодная баня . Этот небольшой павильон
отличается просто решения . Здание состоит из двух архитектурных
объёмов : высокой ротонды с куполом и примыкающей к ней постройки ,
прямоугольной в плане , с двухскатной кровлей . Здесь была купальня
с круглым бассейном и комнатой для отдыха .
Павильон возведён по проекту Камерона в 1799 году . Мягко обогнув
холм , на котором возвышается дворец , Славянка выпрямляет своё
течение . На берегах Славянки Архитектор Камерон создал один лучших
районов парка . Художник блестяще использует естественный ландшафт
долины : широкую пойму реки с сочной яркой травой , холмистые
берега – сравнительно пологий заросший кустами ,
деревьями левый и крутой , местами обрывистый - правый . Кое- где
он расширяет русло Славянки , увеличивая зеркало воды , или ,
наоборот сближая берега , а в одном месте даже изменяет русло .
Вырубая деревья , он оставляет только те , которые отличаются
красотой кроны , часто к ним подсаживают деревья других парод ,
образуя живописные группы . Иногда Камерон вводит вырождающиеся
пейзажи небольшие постройки мосты . Но это не нарушает
естественности ландшафта , а лишь усиливает его выразительность . В
результате , кажется , что всё осталось то же – и река и её берега
, но пейзажи стали ярче , проникновеннее , художник своим
вмешательством помогает глубже почувствовать прелесть русской
северной природы . Так композитор обрабатывает народную песню ,
сохраняя основную мелодию , но раскрывая богатство её музыкальных
возможностей.
Все это совсем не похоже на чопорные регулярные парки первой
половины 18 века
с линейной посадкой подстриженных деревьев , с четкой геометрической
планировкой дорожек и прудов , где во всем видна рука человека .
Долина Славянки
образец пейзажного стиля в парко строении . “Что шаг , то новая в
глазах моих картина” , - писал В.А. Жуковский о прогулке здесь . Вот
небольшой горбатый мост .
Старые камни его поросли мхом . Крутая арка пролета поднимается над
почти высохшим старым руслом реки . Берега близко подошли друг к
другу и деревья , стоящие на них , сплелись своими ветками .
7
А – рядом живописный островок , заросший ивами . Поднимается на
высокий берег.
Перед нами открывается широкая панорама . Тихие темные воды реки ,
дорожки , словно манящие вдаль, и выступающий среди зелени храм
дружбы . У воды живописно разместились кусты и низкорослые деревца ;
склонившись , они будто вглядываются в своё отражение . Чуть поодаль
крепкие высокие деревья стоят по одному , красуясь своей
раскидистой кроной .
А вот они сбежались большими группами , и в
Тени их так спокойно отдохнуть… Кроме многообразия оттенков зелени
, какое богатство
игры света и тени . Серебристые ивы распушились узкими длинными
листочками и клонят к земле свои гибкие ветви . Белеют чистые
стволы берёз .
Тёмный силуэт пирамидной ели четко вырисовывается
на светлой зелени луга . Солнечные лучи пронизывая листву , придают
пейзажу какой-то удивительно радостный вид . Но вот проплывающее по
небу облако закрыло на миг солнце , и всё преобразилось.
Картина представляет в переглушенных тонах ,и кажется , что даже
пение птиц стало тише . Чем выше берег чем дальше от воды , тем
гуще растут деревья , и представляется , что там , вдали ,
непроходимый лес - такой плотной стеной стоят они .
Взгляд притягивает и торжественный храм дружбы
один из лучших памятников русского классицизма Храм дружбы .
Второй половины 18 века . Он создан по проекту
Камерона в 1782 году . Впечатление благородной простоты и вместе с
тем величественности создаёт эта постройка , органично включённая в
пейзаж .
Узкая лента реки огибая храм с трёх сторон , словно отделяет его
от всего парка и
создаёт место для задушевных дружеских бесед . Мягко извиваясь по
зелёному лугу,
ведет к нему небольшая тропинка . Рядом с высокими деревьями из
доли он кажется небольшим и легким . Шестнадцать мощных колонн
поддерживают антаблемент , на котором покоится не высокий купол .
Колоны стоящие на некотором расстояние от стены , образуют
замкнутую галерею . Суровая гладь стены смягчена белыми лепными
медальонами . Цельность общего замысла ,
логическая оправдоность и подчинённость ему деталей , строгая
соразмерность частей
вот что является характерным для этой постройки . Павильон был
построен в честь Екатерины 2 . Скульптурное изображение её в облике
богине плодородия Цереры первоначально находилось внутри
сооружения . Над входом была надпись : “Любовь , благодарность и
почтение посветили ”. Прошли многие десятилетия . Забыты лицемерные
отношения Екатерины 2 и её наследника . Но прекрасное творение
Камерона , сумевшего воплотить в художественном образе великую идею
дружбы , продолжает жить и волновать . Постройки Камерона умеют
“говорить” . Чаще они вызывают чувство радости , порой тихой грусти
, но всегда волнуют и создают лирическое настроение .
Неподалёку от Храма дружбы стоит другое произведение этого
архитектора - “памятник родителям”. Он посвящен умершим родственникам
жены Павла . Дорожкой вниз по течению Славянки . Русло её
становится широким , лес словно отодвинулся , открыв берега . Как
огромное зеркало , отражает вода и синее небо с белыми облаками ,
и зелень берегов , и мост из светло серого – светлого камня .
Большие вазы на мощных устоях , мягкий плавный изгиб арки пролета
и даже ажурная решётка - всё повторяется в глади воды . Висконтиев
мост построен в 1802 году по проекту архитектора Воронихина
каменный дел мастером Висконти- отсюда и его название .
8
Но здесь , в просторной и светлой долине Славянки , строит
Камерон мемориальное
сооружение , а бровке высокого берега , среди густого хвойного
леса, на окраине тогдашнего парка . Одна из тропинок ведёт туда .
Огромные прямоствольные сосны ,
мохнатые серые ели и сейчас обступают памятник . Колючие ветки
задевают лицо , руки , мешают идти . Но вот деревья расступились ,
словно освобождая место для этого небольшого , но монументального
сооружения - подлинного храма скорби .
От дворца к нему ведёт дорожка , названная Философской .
Узкая плотно обсаженная высоким кустарником ,
Она создаёт ощущение уединённости , настраивает на
размышления . “Памятник родителям” (1786)
напоминает греческую эдикулу – прямоугольную в плане постройку с
большой нишей и двумя колоннами . В глубине на высоком постаменте
скульптура женщины , склонившейся к урнам .
Её фигура с наряжено протянутыми руками
выражает глубокое горе . По другую сторону пьедестала - гений
смерти . Приподняв покрывало с урны , он ожидает конца прощания .
“Я видел , как плачет мрамор ”, - сказал об этом памятнике А. С.
Пушкин . Скульптурная группа выполнена И. П. Матросом и установлена
здесь только в 1807 году .
Слившись со строгой архитектурой Камерона , она привнесла в
памятник ноту глубокого драматизма .
По проекту Камерона в парке были возведены и пасторальные павильоны
: “Молочня” , “Старое Шале”, ”Хижина пустынника” и другие . До наших
дней
Сохранилась только Молочня . От Памятник родителям .
“Памятника родителям” туда можно пройти по
Философской дорожке . В лесной чаще , среди высоких деревьев ,
стоит эта постройка , напоминающая альпийский домик . Стены сложены
из булыжника . В толще их редко размещены окна . Высокая , с
большим навесом крыша опирается на деревянные столбы , врытые в
землю . Построенная в 1782 году , Молочня почти не изменилась .
Только прежде крышка была соломенной и над ней находился навес с
колоколом . Первоначально молочный домик был и фермой . Недалеко от
него помещались скотный двор и птичник . Во дворе среди кур и
уток прохаживались фазаны и павлины . А на лужайке около леса
мирно паслись коровы и овцы . На призывный звон колокола по
вечерам скот медленно возвращался к стойлам . Такие картины
“сельской идиллии” были непрерывным украшением парков 18 века .
Молочню , как и другие павильоны , Камерон разместил неподалёку от
дворца , с тем чтобы их можно было посетить во время прогулок ,
развлечься и отдохнуть .
Не случайно одна из комнат Молочни была обставлена с дворцовой
роскошью :
золоченная мебель , зеркала , бронза .
Камерон работа и в отдельных участках парка . По его проекту на
левом берегу
Славянки в густом хвойном лесу , простиравшимся до Царского Села ,
создавалась
Большая звезда . Площадь её 130 гектаров . Густую тёмную чащу леса
рассекали двенадцать больших просек , отходящих лучами от
центральной круглой площадки .
Затем появились многочисленные дорожки , проложенные в разных
направлениях
и соединявшие просеки так , что в плане получался рисунок звезды .
Это и определило название района . Постепенно лесные просеки
превратились в аллеи ,
по сторонам их поднялись посаженные клёны , берёзы , дубки . Старый
лес стал светлее , радостнее . Обитатели дворца и их гости часто
приезжали сюда на весёлые пикники . Широкие и прямые , удобные
для прогулок в колясках и верхом , дорожки получают необычные
названия –“Молодого жениха”, “Красного молодца”,
“Зелёной женщины” и т. п.
9
На центральной площадке Большой звезды в 1799 году был возведён
круглый зал , предназначавшийся для небольших концертов . Его
второе название – Музыкальный салон . Строительство павильона было
начато Камероном , но заканчивал его уже
Бренна . В годы оккупации концертный зал был разрушен . Бренна ,
возглавлявший работы по превращению Павловска из великокняжеской
усадьбы в царскую резиденцию , не только расширил и перестроил
дворец , но и создал новые участки
парка . Возле Тройной липовой аллеи , против Вольера , в 1797 году
появились Большие круги . Они предназначались для торжеств и
празднеств , которые, начавшись во дворце , обычно продолжались в
парке .
Большие круги .
Создавая этот участок , Бренна использует элементы пышных
итальянских садов ,
с широкими лестницами , террасами , балюстрадами . Большие круги – это
две обширные круглые площадки с цветниками , с зелёнными партерами
и каменными террасами . В центре их на гранитных пьедесталах
установлены мраморные фигуры –
“Мир” и ”Правосудие” - работы итальянского скульптора П. Баратта
конца 18 начала 19 века . Статуи эти были закуплены ещё при Петре1
вместе со скульптурой , украшающей Летней сад . Сочетание
белоснежного мрамора с яркими клумбами и зелёными партерами , а
также строгая симметрия планировки , подчеркнутая линиями стриженного
кустарника , всё это придаёт большим кругам парадную торжественность
. Во время празднеств здесь развешивались цветные фонарики ,
“плошки” с горящем маслом . Торжества обычно завершались затейливым
красочным фейерверком , и в свете причудливых огней как бы оживали
мраморные статуи .
Рядом , парадно оформляя подход ко дворцу со стороны Славянки ,
Бренна сооружает большую каменную лестницу , широкую , В шестьдесят
четыре ступени ,
разделённую на четыре марша , с большими уступами по сторонам . На
нижней площадке её стоят два чугунных льва , оскалившихся ,
словно готовых бросится на непрошеного посетителя . Наверху лестницу
стерегут мраморные львы . Повернув головы , они как бы взглядом
провожают всех проходящих . Для создания иллюзии
большей протяжности лестнице архитектор Бренна использует остроумный
приём :
делает её в низу значительно шире чем наверху . От этого лестница
и склон холма,
на котором стоит дворец , кажутся и выше и величественнее .
Лестница Бренна
соединяет две разных по характеру части парка - долину Славянки и
Большие круги . Одновременно Бренна создаёт Старую и Новую
Сильвию – районы , расположенные на высоком правом берегу Славянки ,
за Висконтиевым мостом .
Среди хвойного леса находится центральная площадка Старой Сильвии и
двенадцать
отходящих в разные стороны прямых аллей . С ним связано и другое
название
района - Двенадцать дорожек . Своей планировкой Старая Сильвия
напоминает Большую звезду . И здесь свободно растущие деревья
заключены в рамки регулярной планировки . Но вместе с тем
художественный облик этой части парка совсем иной.
Зелённые стены деревьев со светлой полосой стриженного кустарника
образуют круглый “зал”.
10
Страницы: 1, 2
|