рефераты бесплатно

МЕНЮ


Павловский парк

Павловский парк

В Павловском парке.

Неповторимо прекрасны его пейзажи, раскрывающие богатство русской природы,

многообразны архитектурные сооружения. И если “Самсон, разрывающей пасть

льва”, стал эмблемой Петергофа, а образ юного поэта, сидящего в

мечтательной задумчивости на стариной скамье, напоминает о городе Пушкине-

некогда Царском селе, то изображение статуи Аполлона на фоне

полуразрушенной колоннады уже давно сделалось символом Павловска – одно из

лучших памятников русского садово-паркового искусства конца

18 века . Непреходящая ценность Павловского парка – в многогранности его

художественного облика , в совершенстве архитектурных форм

и в том единстве , в котором предстаёт здесь природа и искусство.

Редко где можно увидеть пейзажи столь разные по настроению

и эмоциональной окраске. Светлая долина реки Славянки

с её лиризмом и мягкой задушевностью , празднично яркие

и парадные Большие круги. . . Суровый сумрак узких

“готических” аллей Новой Сильвии , ширь и размах Белой

берёзы. Один из лучших образцов пейзажных парков ,

Павловск отражает и черты регулярных садов с обязательной

подстрижкой деревьев и строгой симметрией планировки.

Здесь можно увидеть также каменные террасы , каскады и

лестницы , характерные для итальянских садов. Не случайно

говорят , что Павловский парк – своеобразная энциклопедия

садово-паркового искусства.

Он раскинулся на площади в 600 гектаров . Если все его

дорожки составить в одну , то по ней можно дойти до Москвы. Постепенно ,

на протяжении пятидесяти лет складывался Павловский дворцово-парковый

ансамбль. Один за другим создавались его районы : долина реки Славянки ,

Большая звезда , Большие круги и т.д. Возводились павильоны , то лёгкие и

изящные , то строгие и монументальные. Одни похожие на античные храмы ,

другие напоминавшие сельские хижины. Сооружались мосты , создавались

каскады , декоративные руины .

Зелёные “апартаменты” парка украшались беломраморной и бронзовой

скульптурой .

Надо посмотреть на план парка : каждый район имеет свою особенность и в

рисунке сети

дорожек , и в размерах и очертаниях водоёмов , и в принципе размещения

архитектурных сооружений. Но вместе с тем отдельные участки парка

художественно

связанны и образуют единый законченный ансамбль .

В создании его принимали участие архитекторы Ч. Камерон , В. Бренна , А.Н.

Воронихин,

К.И. Росси , Тома де Томас , скульпторы И.П. Матрос , М. И. Козловский ,

В.И. Демут-Малиновский , живописцы Д.Скотти, П. Гонзаго и другие

замечательные художники. Словно передавая друг другу эстафету прекрасного

, они превратили огромный вековой лес в произведение искусства.

История земель , на которых на которых расположен Павловск , уходят в глубь

времён.

Речка Славянка , сейчас тихо журчащая под старым под старыми деревьями , а

некогда полноводная и широкая , могла бы рассказать о новгородцах , о

торговых судах , устремлявшихся по ней “из варяг в греки” , о боях , что

приходилось вести новгородцам

со шведами и рыцарями Тевтонского ордена за земли Ижорского края . Эти

земли захваченные шведами в 18 веке , были освобождены во время Северной

войны. Шведский

Генерал Крониорт так стремительно отступал под натиском русских войск , что

не сумел воспользоваться оборонительными сооружениями , которые находились

на месте еще возведенных новгородцами в 13 столетии деревянных и

земляных укреплений –

“Городка на реке Славянке”. В последствии здесь была построена маленькая

крепость

Бип. Шли годы . Росла , ширилась новая русская столица- Петербург. Вокруг

неё возникали дворянские усадьбы , создавались царские резиденции с

дворцами, парками и разными затеями. Забили большие сверкающие струи

фонтанов Петергофа.

1

В Царском селе появился вызывавший восхищение современников Большой

дворец.

А там , где суждено было возникнуть Павловску , все еще стоял глухой лес.

Затерянный среди леса и болот , неподалёку от реки Славянки ютились две

небольшие деревушки – Линна и Рысь-Кабачёк . Тишина. Изредка нарушит её

семейство лосей ,

пришедших к реке на водопой . И опять безмолвие . Но с 60-х годов 18 века

эти места всё чаще оглашаются звуками охотничьих рожков , лаем и

нетерпеливым повизгиваньем гончих. Шумной кавалькадой приезжают сюда

придворные во главе Екатерины второй ,

любившей развлечься охотой. Вскоре в лесу появляется два охотничьих домика

–“крик” и “крак” . “Крик” и теперь помнят многие . В лесной чаще Старой

Сильвии стояла эта первая постройка Павловска – лесная избушка , сложенная

из больших дубовых брёвен.

Домик был уничтожен во время гитлеровской оккупации.

В 1777 году Екатерина вторая подарила этот лес вместе с крестьянами

окрестных деревень Павлу , тогда наследнику престола . Подарок был

приурочен к рождению первого сына Павла – Александра . И с ранней весны

следующего года здесь уже слышится звон пил , шум и скрип падающих

деревьев. Крестьяне в лаптях в длинных рубахах , с лопатами и топорами

такими их видим на картинах 18 века – отбывая ежедневную барщину ,

расчищают лес , прорубают просеки , прокладывают дороги.

Через некоторое время на высоком берегу Славянки выросли два деревянных

загородных дома:Пауллюст – Павлова утеха и Мариенталь – долина Марии.

Возле Пауллюста был разбит первый сад с беседками и мостками.

Наконец появились и сами владельцы загородной усадьбы.

По дорожкам сада часто прогуливались жена Павла – Мария

Федоровна в сопровождении фрейлин. Слышались смех ,

возгласы, лай комнатных собачек . А кругом шум потревоженного

леса . Разреженный , расчищенный от зарослей , переплетённый

лентами дорожек – он постепенно отступал . Но скромные

постройки не удовлетворяли владельцев усадьбы. С согласия

Екатерины второй в Павловске, так называлась резиденция

наследника , был приглашен её придворный архитектор Чарльз

Камерон. Учебный –археолог , знаток античности , шотландец

Камерон создал в России замечательные творения , которыми

вошёл в историю русской архитектуры. С наибольшей полнотой

раскрылся талант этого большого и тонкого художника в

Павловске. Под его руководством с 80-х годов 18 века здесь

начались планомерные строительные работы , подчиненные единому

Дворец со стороны

художественному замыслу. На месте Пауллюста строится большой

Славянки.

каменный дворец. Неподалёку от него саурожается Вальер , Каллонада

Аполлона , Храм дружбы и другие павильоны. По плану Камерона преобразуется

долина

Реки Славянки и парк вокруг дворца , создаётся большая звезда , а отдельные

участки леса превращаются в благоустроены охотничьи угодья. Это было

начало создания архитектурно-художественного ансамбля Павловска . Главная

постройка и центр этого ансамбля – Большой дворец (1782-1786) . Он стоит на

высоком холме и словно царит над

парком. Далеко виден его купол поднятый на лёгкой колоннаде. А вокруг

кудрявятся клёны , высятся тополя , дубы , клонятся гибкие ивы , и то там ,

то здесь видны светлые очертания павильонов парка . Их размещение , так же

как планировка парка , тесно связаны с дворцом . Первоначально от

центрального корпуса дворца , решенного архитектором в виде куба ,

отходили лёгкие крылья открытых галерей. Широко распахнутые в сторону

дворца , они заканчивались небольшими служебными флигелями.

В последствие по проекту В. Бренна над открытыми галереями был

надстроен

второй этаж , значительно увеличены служебные корпуса и созданы отходящие

от них большие полуциркульные флигеля.

2

Все фасады дворца оформлены различно , с учетом окружающего пейзажа .

Если идти к дворцу по Тройной липовой аллее , которая предназначалась для

торжественного въезда, то еще из дали открывается вид на центральную

часть здания . Парадный фасад в обрамлении зелени аллеи предстаёт

строгим и монументальным . Высокий первый этаж

является как бы цоколем – основанием , на котором выделяются четыре пары

белых

колонн , объединяющие вторые и третьи этажи . А над ними, завершая

композицию ,

высится колоннада , поддерживающая купол . Ясность членения , четкие

спокойные линии , соразмерность пропорций создают ощущение удивительной

цельности и гармонии . Тройная липовая аллея подводит к парадному двору ,

в центре которого

в 1872 году был поставлен памятник Павлу 1. Это копия со статуи работы

И. П.Витали,

находящейся в Гатчине.

Противоположный

парадному , западный

фасад дворца обращен

к Славянке. Крутой

склон берега словно

образует величественный

постамент, на котором Вид дворца со

возвышается здание.

Стороны Тройной

Портик , украшающей

липовой аллеи.

фасад , и колонна купола

усиливают впечатление

устремлённости ввысь и

лёгкости постройки .

Зеркальная гладь реки отражает зелёный бархат берегового откоса и дворец.

Озарённый лучами заходящего солнца , он запичетлён в стихах В.А.

Жуковского :

Люблю , когда закат безоблачный горит ,

Пылая , зыблются древесные вершины ,

И ярким заревом осыпанный Дворец ,

Глядясь с полугоры в водах , покрытых тенью ,

Мрачится медленно , и купол , как венец .

Над потемневшею дерев окрестных сенью ,

Заката пламенем сияет в вышине

И вместе с пламенем заката угасает.

Южным фасадом дворец дворец обращен в сторону Собственного садика,

созданного Камероном по типу голландских , с мелкой сетью дорожек и клумб

строго симметричной планировки. Рассчитанный на восприятие с близкого

расстояния , фасад лишен крупного архитектурного членения . На спокойной

глади стены выделяется только широкая лента лепного фриза и нарядные окна

второго этажа , помещенные в небольшие заглубления и

украшенные легкими колоннами. Северный фасад решён просто и строго . Он ,

так же как и западный , выходит в сторону реки Славянки, делающей здесь в

своём течение крутой поворот на север . Её берега густо заросли ; высокие

тополя , клёны , дубы, вплотную подходят к дворцу . Лишь кое-где сквозь

зеленую завесу листвы проглядывают его стены.

Находясь внутри дворца , постоянно чувствуешь его связь с окружающей

природой .

Из многих комнат первого этажа можно попасть прямо в парк . Большие

застеклённые двери и декоративная зелень , покрывающая наружные стены

здания , делают этот переход почти незаметным . В нижнем вестибюле

оказавшись перед большой фреской художника Д.Скотти. На ней – пейзаж

парка . Поднявшись во второй этаж , из окон верхнего вестибюля видишь

Тройную липовую аллею , продолженную просекой . Прямая , как стрела , она

уходит , кажется , к самому горизонту . Этой перспективой можно любоваться

и через раскрытые двери из парадных залов дворца – Итальянского и

Греческого. Итальянский зал расположен в центре дворца . Круглый в плане ,

без окон , с высоким купольным сводом и верхним светом , он похож на

древний римский храм .

3

В нишах его стен , облицованных розовато сиреневато искусственным

мрамором

(стюкком) , белеют подлинные мраморные статуи . Окна верхнего вестибюля

, большие двухстротчатые двери в Итальянский зал и те , которые ведут

в соседней Греческий , расположены на одной оси с Тройной липовой Аллеей

. Когда смотришь на неё .

из глубины здания , она кажется бесконечной . Из широких окон

Греческого зала ,

напоминающего внутренний дворик античного дома – перистиль , видны и

зелённые берега Славянки , и окружённая деревьями Коллонада Аполлона

.

Колоннада Аполлона.

Планировка и отделка многих других комнат решена в художественном

единстве

с окружающим парком . Камерон находит для этого самые различные

примеры .

Во многом изменился облик дворца после воцарения на престол Павла

1 .

Главным придворным Архитектором вместо Камерона был назначен Бренна

. Расширяя и перестраивая дворец , он предаёт ему черты парадности и

торжественности . Фасады флигеля щедро украшаются лепными

изображениями

шлемов , знамён , мечей и других атрибутов военной славы . Во дворце

создаются новые помещения – Тронный , Кавалерийский , Картинные залы ,

церковь и другие .

И хотя планировка центрального корпуса остаётся прежней , во многих

случаях меняется характер отделки . Тонкую изысканность камероновских

интерьеров сменила тяжеловесная пышность , которую предал им Бренна ,

применивший

высокорельефную лепку и позолоту . Вместо шаловливых амуров и

изящных граций на стенах появились мечи , пучки стрел , суровые маски

львов , отсеченные головы змееволосых горгон . Большой пожар в 1803

году уничтожил почти всю внутреннюю отделку центральной части дворца

.Для её восстановления был приглашён выдающийся Русский зодчий А. Н.

Воронихин . Воссоздавая повреждённые залы ,

архитектор стремился придать им первоначальный облик . В некоторых

случаях он вносил своё новое в отделку и убранство интерьеров ,

но не изменяя , а как бы развивая замысел Камерона . Даже и в

кабинете –“фонарике” , созданном целиком по проекту Воронихина ,

явственна характерная для построек Камерона связь интерьера с парком

. “Фонарик” – это сравнительно небольшая комната в первом этаже

дворца .

Полуциркульная застеклённая стена её выходит Собственный садик и

соединяется с остальной частью помещения аркой , украшенной

кариатидами работы В. И.

Демут-Малиновского . Легкими почти воздушными кажутся лепные женские

фигуры

на фоне пейзажа , который открывается за прозрачной стеклянной стеной .

Нарядный паркет пола как бы продолжают желтые дорожки клумбы сада ,

находящиеся почти на одном уровне с полом . Всё это делает кабинет

-“фонарик” похожим на легкий парковый павильон . В1822 году по

проекту К. И. Росси во дворце было создано помещение для библиотеки .

Зодчий нашёл для неё удивительно удачное место над галереей ,

возведённой В. Бренна и украшенной фресками П. Гонзаго .

4

Это большой светлый зал с высоким сводчатым потолком и огромными

полуциркульными окнами . В плане он повторяет мягкий изгиб галереи

. Снаружи арки оконных проёмов как бы опираются на колонны

галереи , образуя на фасаде единый графический рисунок . А лепной

декор и мраморная скульптура , размещенная в глубине галереи , как

бы сливаются с широкими аркадами , нарядными лестницами и

колоннадами , написанными Гонзаго на плоскости стены .

Фрагмент фасада

Библиотеки

Росси.

Постройкой библиотеки было завершено создание дворцового ансамбля .

И хотя Павловский дворец после Камерона перетерпел изменения во

внешнем облике

и в размерах , он не утратил стилевого единства и представляет

большой интерес как памятник русского классицизма . Одновременно с

дворцом создавались и первые районы парка . Разбивая тогда их новом

тогда пейзажном стиле , Камерон определил тогда дальнейший характер

развития Павловского парка как пейзажного . Лишь при оформлении

участков вблизи дворца архитектор , как бы отдавая дань традициям ,

использует черты парадных торжественных садов .

От главного фасада дворца прорубили широкую просеку . Вскоре она

была обсажена липами , кроны которых тщательно подстерегались в

форме шаров , и украшена газонами с лентой цветников .Четыре ряда

лип образовали Тройную

аллею – парадный въезд ко дворцу . Средняя , широкая часть

предназначалась для карет и экипажей , а две по сторонам , поуже

- для пешеходов . Но интерес к регулярной планировке и подстриженным

деревьям угасал . И липы , которых уже

не касались ножницы садовника , постепенно разрослись , широко

раскинув свои ветви , - такими мы видим их сейчас . Необыкновенно

хороши они ранней весной ,

одетые в прозрачное кружево только что появившейся зелени . А летом

боковые аллеи боковые аллеи превращаются в тенистые прохладные

коридоры с зелёными

сводами , и тогда солнечные лучи , пробиваясь сквозь листву ,

ложатся на песок редкими трепетными бликами . Рядом расположен

лабиринт с затейливым рисунком

дорожек и зелёными стенами высокого подстриженного кустарника .

Здесь много цветов . С ранней весны до глубокой осени их аромат

привлекает проходящих по Тройной липовой аллее . Лабиринт ,

заглохший в 18 веке из-за отсутствия ухода ,

восстановлен в 1955 году по сохранившемся рисункам Камерона . Перед

находится

Вольер – птичник . Это большой парковый район в стиле классицизма .

Сильно вытянутое прямоугольное в плане одноэтажное здание состоит

из трёх одинаковых по размерам архитектурных объёмов : центрального –

с выступающим портиком и куполом и двух боковых , которые

соединены с ним сквозными галереями .

Когда-то между колоннами галерей были натянуты сетки и там среди

растений порхали птицы . Обращенная в сторону юго-запада постройка

в ясные дни залита солнцем . А чтобы войти сюда не надо

переступать порог – его нет : пол вольера находится на уровне земли

. Сейчас здесь размещена летняя библиотека – читальня .

И кажется , трудно найти более подходящее место для того , чтобы

расположится в шезлонге с книгой или журналом в руках . . .

5

У Вольера , со стороны дворца , небольшой пруд . Его берега

заросли цветущем кустарником и плакучими ивами, а в середине прямо

из воды поднимается мраморная статуя купальщицы . Пруд вырыт в 18

столетие . В те времена очертания его берегов напоминали фигуру

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.