Павловский парк
Павловский парк
В Павловском парке.
Неповторимо прекрасны его пейзажи, раскрывающие богатство русской природы,
многообразны архитектурные сооружения. И если “Самсон, разрывающей пасть
льва”, стал эмблемой Петергофа, а образ юного поэта, сидящего в
мечтательной задумчивости на стариной скамье, напоминает о городе Пушкине-
некогда Царском селе, то изображение статуи Аполлона на фоне
полуразрушенной колоннады уже давно сделалось символом Павловска – одно из
лучших памятников русского садово-паркового искусства конца
18 века . Непреходящая ценность Павловского парка – в многогранности его
художественного облика , в совершенстве архитектурных форм
и в том единстве , в котором предстаёт здесь природа и искусство.
Редко где можно увидеть пейзажи столь разные по настроению
и эмоциональной окраске. Светлая долина реки Славянки
с её лиризмом и мягкой задушевностью , празднично яркие
и парадные Большие круги. . . Суровый сумрак узких
“готических” аллей Новой Сильвии , ширь и размах Белой
берёзы. Один из лучших образцов пейзажных парков ,
Павловск отражает и черты регулярных садов с обязательной
подстрижкой деревьев и строгой симметрией планировки.
Здесь можно увидеть также каменные террасы , каскады и
лестницы , характерные для итальянских садов. Не случайно
говорят , что Павловский парк – своеобразная энциклопедия
садово-паркового искусства.
Он раскинулся на площади в 600 гектаров . Если все его
дорожки составить в одну , то по ней можно дойти до Москвы. Постепенно ,
на протяжении пятидесяти лет складывался Павловский дворцово-парковый
ансамбль. Один за другим создавались его районы : долина реки Славянки ,
Большая звезда , Большие круги и т.д. Возводились павильоны , то лёгкие и
изящные , то строгие и монументальные. Одни похожие на античные храмы ,
другие напоминавшие сельские хижины. Сооружались мосты , создавались
каскады , декоративные руины .
Зелёные “апартаменты” парка украшались беломраморной и бронзовой
скульптурой .
Надо посмотреть на план парка : каждый район имеет свою особенность и в
рисунке сети
дорожек , и в размерах и очертаниях водоёмов , и в принципе размещения
архитектурных сооружений. Но вместе с тем отдельные участки парка
художественно
связанны и образуют единый законченный ансамбль .
В создании его принимали участие архитекторы Ч. Камерон , В. Бренна , А.Н.
Воронихин,
К.И. Росси , Тома де Томас , скульпторы И.П. Матрос , М. И. Козловский ,
В.И. Демут-Малиновский , живописцы Д.Скотти, П. Гонзаго и другие
замечательные художники. Словно передавая друг другу эстафету прекрасного
, они превратили огромный вековой лес в произведение искусства.
История земель , на которых на которых расположен Павловск , уходят в глубь
времён.
Речка Славянка , сейчас тихо журчащая под старым под старыми деревьями , а
некогда полноводная и широкая , могла бы рассказать о новгородцах , о
торговых судах , устремлявшихся по ней “из варяг в греки” , о боях , что
приходилось вести новгородцам
со шведами и рыцарями Тевтонского ордена за земли Ижорского края . Эти
земли захваченные шведами в 18 веке , были освобождены во время Северной
войны. Шведский
Генерал Крониорт так стремительно отступал под натиском русских войск , что
не сумел воспользоваться оборонительными сооружениями , которые находились
на месте еще возведенных новгородцами в 13 столетии деревянных и
земляных укреплений –
“Городка на реке Славянке”. В последствии здесь была построена маленькая
крепость
Бип. Шли годы . Росла , ширилась новая русская столица- Петербург. Вокруг
неё возникали дворянские усадьбы , создавались царские резиденции с
дворцами, парками и разными затеями. Забили большие сверкающие струи
фонтанов Петергофа.
1
В Царском селе появился вызывавший восхищение современников Большой
дворец.
А там , где суждено было возникнуть Павловску , все еще стоял глухой лес.
Затерянный среди леса и болот , неподалёку от реки Славянки ютились две
небольшие деревушки – Линна и Рысь-Кабачёк . Тишина. Изредка нарушит её
семейство лосей ,
пришедших к реке на водопой . И опять безмолвие . Но с 60-х годов 18 века
эти места всё чаще оглашаются звуками охотничьих рожков , лаем и
нетерпеливым повизгиваньем гончих. Шумной кавалькадой приезжают сюда
придворные во главе Екатерины второй ,
любившей развлечься охотой. Вскоре в лесу появляется два охотничьих домика
–“крик” и “крак” . “Крик” и теперь помнят многие . В лесной чаще Старой
Сильвии стояла эта первая постройка Павловска – лесная избушка , сложенная
из больших дубовых брёвен.
Домик был уничтожен во время гитлеровской оккупации.
В 1777 году Екатерина вторая подарила этот лес вместе с крестьянами
окрестных деревень Павлу , тогда наследнику престола . Подарок был
приурочен к рождению первого сына Павла – Александра . И с ранней весны
следующего года здесь уже слышится звон пил , шум и скрип падающих
деревьев. Крестьяне в лаптях в длинных рубахах , с лопатами и топорами
такими их видим на картинах 18 века – отбывая ежедневную барщину ,
расчищают лес , прорубают просеки , прокладывают дороги.
Через некоторое время на высоком берегу Славянки выросли два деревянных
загородных дома:Пауллюст – Павлова утеха и Мариенталь – долина Марии.
Возле Пауллюста был разбит первый сад с беседками и мостками.
Наконец появились и сами владельцы загородной усадьбы.
По дорожкам сада часто прогуливались жена Павла – Мария
Федоровна в сопровождении фрейлин. Слышались смех ,
возгласы, лай комнатных собачек . А кругом шум потревоженного
леса . Разреженный , расчищенный от зарослей , переплетённый
лентами дорожек – он постепенно отступал . Но скромные
постройки не удовлетворяли владельцев усадьбы. С согласия
Екатерины второй в Павловске, так называлась резиденция
наследника , был приглашен её придворный архитектор Чарльз
Камерон. Учебный –археолог , знаток античности , шотландец
Камерон создал в России замечательные творения , которыми
вошёл в историю русской архитектуры. С наибольшей полнотой
раскрылся талант этого большого и тонкого художника в
Павловске. Под его руководством с 80-х годов 18 века здесь
начались планомерные строительные работы , подчиненные единому
Дворец со стороны
художественному замыслу. На месте Пауллюста строится большой
Славянки.
каменный дворец. Неподалёку от него саурожается Вальер , Каллонада
Аполлона , Храм дружбы и другие павильоны. По плану Камерона преобразуется
долина
Реки Славянки и парк вокруг дворца , создаётся большая звезда , а отдельные
участки леса превращаются в благоустроены охотничьи угодья. Это было
начало создания архитектурно-художественного ансамбля Павловска . Главная
постройка и центр этого ансамбля – Большой дворец (1782-1786) . Он стоит на
высоком холме и словно царит над
парком. Далеко виден его купол поднятый на лёгкой колоннаде. А вокруг
кудрявятся клёны , высятся тополя , дубы , клонятся гибкие ивы , и то там ,
то здесь видны светлые очертания павильонов парка . Их размещение , так же
как планировка парка , тесно связаны с дворцом . Первоначально от
центрального корпуса дворца , решенного архитектором в виде куба ,
отходили лёгкие крылья открытых галерей. Широко распахнутые в сторону
дворца , они заканчивались небольшими служебными флигелями.
В последствие по проекту В. Бренна над открытыми галереями был
надстроен
второй этаж , значительно увеличены служебные корпуса и созданы отходящие
от них большие полуциркульные флигеля.
2
Все фасады дворца оформлены различно , с учетом окружающего пейзажа .
Если идти к дворцу по Тройной липовой аллее , которая предназначалась для
торжественного въезда, то еще из дали открывается вид на центральную
часть здания . Парадный фасад в обрамлении зелени аллеи предстаёт
строгим и монументальным . Высокий первый этаж
является как бы цоколем – основанием , на котором выделяются четыре пары
белых
колонн , объединяющие вторые и третьи этажи . А над ними, завершая
композицию ,
высится колоннада , поддерживающая купол . Ясность членения , четкие
спокойные линии , соразмерность пропорций создают ощущение удивительной
цельности и гармонии . Тройная липовая аллея подводит к парадному двору ,
в центре которого
в 1872 году был поставлен памятник Павлу 1. Это копия со статуи работы
И. П.Витали,
находящейся в Гатчине.
Противоположный
парадному , западный
фасад дворца обращен
к Славянке. Крутой
склон берега словно
образует величественный
постамент, на котором Вид дворца со
возвышается здание.
Стороны Тройной
Портик , украшающей
липовой аллеи.
фасад , и колонна купола
усиливают впечатление
устремлённости ввысь и
лёгкости постройки .
Зеркальная гладь реки отражает зелёный бархат берегового откоса и дворец.
Озарённый лучами заходящего солнца , он запичетлён в стихах В.А.
Жуковского :
Люблю , когда закат безоблачный горит ,
Пылая , зыблются древесные вершины ,
И ярким заревом осыпанный Дворец ,
Глядясь с полугоры в водах , покрытых тенью ,
Мрачится медленно , и купол , как венец .
Над потемневшею дерев окрестных сенью ,
Заката пламенем сияет в вышине
И вместе с пламенем заката угасает.
Южным фасадом дворец дворец обращен в сторону Собственного садика,
созданного Камероном по типу голландских , с мелкой сетью дорожек и клумб
строго симметричной планировки. Рассчитанный на восприятие с близкого
расстояния , фасад лишен крупного архитектурного членения . На спокойной
глади стены выделяется только широкая лента лепного фриза и нарядные окна
второго этажа , помещенные в небольшие заглубления и
украшенные легкими колоннами. Северный фасад решён просто и строго . Он ,
так же как и западный , выходит в сторону реки Славянки, делающей здесь в
своём течение крутой поворот на север . Её берега густо заросли ; высокие
тополя , клёны , дубы, вплотную подходят к дворцу . Лишь кое-где сквозь
зеленую завесу листвы проглядывают его стены.
Находясь внутри дворца , постоянно чувствуешь его связь с окружающей
природой .
Из многих комнат первого этажа можно попасть прямо в парк . Большие
застеклённые двери и декоративная зелень , покрывающая наружные стены
здания , делают этот переход почти незаметным . В нижнем вестибюле
оказавшись перед большой фреской художника Д.Скотти. На ней – пейзаж
парка . Поднявшись во второй этаж , из окон верхнего вестибюля видишь
Тройную липовую аллею , продолженную просекой . Прямая , как стрела , она
уходит , кажется , к самому горизонту . Этой перспективой можно любоваться
и через раскрытые двери из парадных залов дворца – Итальянского и
Греческого. Итальянский зал расположен в центре дворца . Круглый в плане ,
без окон , с высоким купольным сводом и верхним светом , он похож на
древний римский храм .
3
В нишах его стен , облицованных розовато сиреневато искусственным
мрамором
(стюкком) , белеют подлинные мраморные статуи . Окна верхнего вестибюля
, большие двухстротчатые двери в Итальянский зал и те , которые ведут
в соседней Греческий , расположены на одной оси с Тройной липовой Аллеей
. Когда смотришь на неё .
из глубины здания , она кажется бесконечной . Из широких окон
Греческого зала ,
напоминающего внутренний дворик античного дома – перистиль , видны и
зелённые берега Славянки , и окружённая деревьями Коллонада Аполлона
.
Колоннада Аполлона.
Планировка и отделка многих других комнат решена в художественном
единстве
с окружающим парком . Камерон находит для этого самые различные
примеры .
Во многом изменился облик дворца после воцарения на престол Павла
1 .
Главным придворным Архитектором вместо Камерона был назначен Бренна
. Расширяя и перестраивая дворец , он предаёт ему черты парадности и
торжественности . Фасады флигеля щедро украшаются лепными
изображениями
шлемов , знамён , мечей и других атрибутов военной славы . Во дворце
создаются новые помещения – Тронный , Кавалерийский , Картинные залы ,
церковь и другие .
И хотя планировка центрального корпуса остаётся прежней , во многих
случаях меняется характер отделки . Тонкую изысканность камероновских
интерьеров сменила тяжеловесная пышность , которую предал им Бренна ,
применивший
высокорельефную лепку и позолоту . Вместо шаловливых амуров и
изящных граций на стенах появились мечи , пучки стрел , суровые маски
львов , отсеченные головы змееволосых горгон . Большой пожар в 1803
году уничтожил почти всю внутреннюю отделку центральной части дворца
.Для её восстановления был приглашён выдающийся Русский зодчий А. Н.
Воронихин . Воссоздавая повреждённые залы ,
архитектор стремился придать им первоначальный облик . В некоторых
случаях он вносил своё новое в отделку и убранство интерьеров ,
но не изменяя , а как бы развивая замысел Камерона . Даже и в
кабинете –“фонарике” , созданном целиком по проекту Воронихина ,
явственна характерная для построек Камерона связь интерьера с парком
. “Фонарик” – это сравнительно небольшая комната в первом этаже
дворца .
Полуциркульная застеклённая стена её выходит Собственный садик и
соединяется с остальной частью помещения аркой , украшенной
кариатидами работы В. И.
Демут-Малиновского . Легкими почти воздушными кажутся лепные женские
фигуры
на фоне пейзажа , который открывается за прозрачной стеклянной стеной .
Нарядный паркет пола как бы продолжают желтые дорожки клумбы сада ,
находящиеся почти на одном уровне с полом . Всё это делает кабинет
-“фонарик” похожим на легкий парковый павильон . В1822 году по
проекту К. И. Росси во дворце было создано помещение для библиотеки .
Зодчий нашёл для неё удивительно удачное место над галереей ,
возведённой В. Бренна и украшенной фресками П. Гонзаго .
4
Это большой светлый зал с высоким сводчатым потолком и огромными
полуциркульными окнами . В плане он повторяет мягкий изгиб галереи
. Снаружи арки оконных проёмов как бы опираются на колонны
галереи , образуя на фасаде единый графический рисунок . А лепной
декор и мраморная скульптура , размещенная в глубине галереи , как
бы сливаются с широкими аркадами , нарядными лестницами и
колоннадами , написанными Гонзаго на плоскости стены .
Фрагмент фасада
Библиотеки
Росси.
Постройкой библиотеки было завершено создание дворцового ансамбля .
И хотя Павловский дворец после Камерона перетерпел изменения во
внешнем облике
и в размерах , он не утратил стилевого единства и представляет
большой интерес как памятник русского классицизма . Одновременно с
дворцом создавались и первые районы парка . Разбивая тогда их новом
тогда пейзажном стиле , Камерон определил тогда дальнейший характер
развития Павловского парка как пейзажного . Лишь при оформлении
участков вблизи дворца архитектор , как бы отдавая дань традициям ,
использует черты парадных торжественных садов .
От главного фасада дворца прорубили широкую просеку . Вскоре она
была обсажена липами , кроны которых тщательно подстерегались в
форме шаров , и украшена газонами с лентой цветников .Четыре ряда
лип образовали Тройную
аллею – парадный въезд ко дворцу . Средняя , широкая часть
предназначалась для карет и экипажей , а две по сторонам , поуже
- для пешеходов . Но интерес к регулярной планировке и подстриженным
деревьям угасал . И липы , которых уже
не касались ножницы садовника , постепенно разрослись , широко
раскинув свои ветви , - такими мы видим их сейчас . Необыкновенно
хороши они ранней весной ,
одетые в прозрачное кружево только что появившейся зелени . А летом
боковые аллеи боковые аллеи превращаются в тенистые прохладные
коридоры с зелёными
сводами , и тогда солнечные лучи , пробиваясь сквозь листву ,
ложатся на песок редкими трепетными бликами . Рядом расположен
лабиринт с затейливым рисунком
дорожек и зелёными стенами высокого подстриженного кустарника .
Здесь много цветов . С ранней весны до глубокой осени их аромат
привлекает проходящих по Тройной липовой аллее . Лабиринт ,
заглохший в 18 веке из-за отсутствия ухода ,
восстановлен в 1955 году по сохранившемся рисункам Камерона . Перед
находится
Вольер – птичник . Это большой парковый район в стиле классицизма .
Сильно вытянутое прямоугольное в плане одноэтажное здание состоит
из трёх одинаковых по размерам архитектурных объёмов : центрального –
с выступающим портиком и куполом и двух боковых , которые
соединены с ним сквозными галереями .
Когда-то между колоннами галерей были натянуты сетки и там среди
растений порхали птицы . Обращенная в сторону юго-запада постройка
в ясные дни залита солнцем . А чтобы войти сюда не надо
переступать порог – его нет : пол вольера находится на уровне земли
. Сейчас здесь размещена летняя библиотека – читальня .
И кажется , трудно найти более подходящее место для того , чтобы
расположится в шезлонге с книгой или журналом в руках . . .
5
У Вольера , со стороны дворца , небольшой пруд . Его берега
заросли цветущем кустарником и плакучими ивами, а в середине прямо
из воды поднимается мраморная статуя купальщицы . Пруд вырыт в 18
столетие . В те времена очертания его берегов напоминали фигуру
Страницы: 1, 2
|