рефераты бесплатно

МЕНЮ


Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков

декором фронтонов, многообразием профилей арочных проемов. Необычайно

пластичную интерпретацию получает ордер.

В новом стиле возводятся строения различного назначения, однако ярче

всего он проявился в зданиях церквей и резиденций крупных феодалов.

Интересно применялось барокко в архитектуре малых форм – ворота, ограды и

особенно мемориальные памятники.

Одной из первых построек раннего барокко в Литве является костел святой

Терезы (1633-1650, архитектор К. Тенкалло). Построен по заказу вице-

канцлера Великого княжества Литовского С.К. Паца. Входит в ансамбль

кармелитского монастыря.

В плане костел трехнефный, асимметричный (в восточной стороне – капелла и

коридоры, в западной – колокольня), имеет базиликальное внутреннее

пространство, которое перекрыто цилиндрическими сводами с люнетами; над

центральным алтарем – сферический свод. Отличается особенно гармоничным –

близким к ранним формам барочных римских костелов – главным фасадом,

безбашенным, симметричным, разделенным на два основных яруса. Центр нижнего

яруса акцентируется высокой нишей, в которой устроен портал, оформленный

двумя колоннами с сандриком, с выемкой и картушем, волютами и оконным

проемом хора над ним. В центре верхнего яруса помещено нарядно оформленное

круглое окно с профилированным наличником, сегментным сандриком и

балюстрадой; по сторонам расположены спаренные ионические пилястры и

высокие волюты. Фасад увенчан высоким треугольным фронтоном с гербом семьи

Пацов в центре. Все декоративные элементы главного фасада выполнены из

черного и белого мрамора и гранита. (57, 138) Интерьер отличается

изысканными пропорциями и нарядностью оформления, особенно главный неф,

который выше и в два раза шире боковых. Стены между проемами полукруглых

арок в нефах расчленены спаренными пилястрами с пышными коринфскими

капителями, над которыми проходит декоративный орнамент. Паруса купола

украшены лепниной сложного рисунка. Главные художественные акценты

интерьера – разноцветные с позолотой алтари (девять алтарей; восемь из них

в стиле рококо, середина XVIII века, выполнены из песчаника). Центральное

место в костеле занимает двухъярусный алтарь святой Терезы – один из самых

значительных и оригинальных в Литве. В нем помещены две картины: «Экстаз

святой Терезы» (первая половина XIX века, художник К. Русяцкас) и «Мадонна

с младенцем и святым Казимиром» (конец XVIII века, художник С. Чехавичюс).

Своды главного нефа, купол, частично стены и некоторые плоскости боковых

алтарей расписаны фресками на сюжеты из жизни испанской кармелитской

монахини святой Терезы, представляющими значительное художественное явление

в позднем барокко в Литве.

Планы литовских костелов ясные, большей частью симметричные; в них нет

выступов, сложных кривых форм и линий, нет неясности в распределении

помещений. Костелы строятся двухбашенные с планом в виде латинского креста,

двухбашенные прямоугольной планировки, центрально-купольные. По силуэту и

композиции особенно характерны двухбашенные костелы с плоским главным

фасадом.

Двухбашенные костелы, имеющие план в виде латинского креста, широко

распространяются во второй половине XVII века. Самым значительным их

образцом считается костел святых Петра и Павла в Вильнюсе, построенный в

1668-1676 годах. Вместе с монастырем каноников Латерана он стоит на

живописном и возвышенном месте в лесистом районе Антакальниса. Инициатором

строительства был крупный феодал М. К. Пац, разбогатевший во время войн

середины XVII века. Архитектор костела И.Заор из Кракова; с 1670 года

строительными работами руководил Фредиани ди Лука.

План и решение внутреннего пространства костела святых Петра и Павла в

основном следуют схеме костела святого Казимира в Вильнюсе, а две

лестничные башенки в углах ризниц и маленькие часовни являются как бы

своеобразным композиционным и функциональным повторением традиций

литовского Ренессанса, берущих свое начало еще в готических храмах.

Внешне костел не отличается единством архитектурных форм, хотя эти формы

довольно монументальны: массивный, не очень соразмерных пропорций купол;

низкие, круглые в первом ярусе и восьмигранные в верхних ярусах башни

фасада; тесно вклинившийся между ними треугольный фронтон, по композиции

близкий классическому портику. Создается впечатление, будто в фасаде

костела смешаны стилистически различные элементы различного масштаба. Зато

интерьер храма является высоким образцом синтеза архитектуры и искусства.

Предпочтение здесь отдается пластическим композициям из белого стука,

фигурным и орнаментальным. Некоторую роль играют и фрески на сводах.

Интерьер костела святых Петра и Павла – это характерный пример

использования скульптуры в период расцвета барокко. Некоторые эскизы его

скульптурного убранства делал И. Шрейтерис, всеми скульптурными работами

руководили талантливые мастера Д. Галли из Рима, П. Перти из Милана и их

главный помощник М. Жялявичюс из Вильнюса. Костел святых Петра и Павла

отличается необычайным изобилием скульптур и рельефов, оригинально

размещенных на стенах продольного нефа, трансепта, боковых часовен, на

сводах и в куполе. Здесь одних лишь фигур более двух тысяч (их исполнением

руководил П. Перти), кроме того есть различная орнаментальная лепнина

(руководитель работ – Д. Галли). Тематика скульптур обширна: это

евангельские и исторические сцены, в том числе эпизоды из истории Литвы;

много в этих скульптурах и бытового элемента. (46, 190)

Несмотря на столь большое количество изображений, здесь нет повторов, нет

тождественности в композиции и моделировке. Декораторы интерьера прекрасно

использовали как в самих скульптурах, так и в их расположении

выразительность симметрии и асимметрии. В художественной переработке

разнообразных тем и мотивов чувствуются итальянские влияния и тенденции

идеализации. Однако эта идеализация порой противоречиво сочетается с

искренним, живым реализмом. Многие скульптуры лишены церковной патетики

святости, они просты, человечны, и в некоторых из них чувствуется подлинный

драматизм эпохи. Здесь можно встретить типы крестьян и горожан, мужчин и

женщин (например, глубоко эмоциональные девичьи головки в часовне святого

Августина). Воплощение жизни и человечности мы находим в фигуре матери,

кормящей грудью ребенка. Тема материнства выражена искренне и необыкновенно

просто. (65, 274) Контраст роскоши, в которой живет знать, и народной

бедности передан в скульптурной группе, изображающей нищего и королеву.

Жизненная правда есть и в статуе Марии Магдалины (предполагают, что это

изображена жена скульптора П. Перти).

В интерьере костела святых Петра и Павла много военных сцен с фигурами

рыцарей в латах, довольно наивно показывающих литовское войско во главе с

великим князем Казимиром (1440-1492). Между сценами, связанными

тематически, всегда существуют и определенные композиционные, визуально

воспринимаемые контакты. Притом вся эта обильная пластика размещена в

пространстве костела тектонично и разумно чередуется со спокойной

поверхностью стен, не покрытых скульптурами или рельефами. Зачастую позы

или жесты фигур построены согласно особенностям тех архитектурных

элементов, в которые эти фигуры вписаны; позы фигур, сидящих на архивольтах

часовен, гармонично сочетаются с контурами арок. Во всей этой скульптуре

много яркой театральности и даже вычурности, вообще свойственных барокко,

однако она уникальна по своему простодушному звучанию благодаря множеству

черт, почерпнутых непосредственно в жизни Литвы той эпохи. (61, 259)

Примером костела с планом латинского креста, в XVIII веке изменившего

интерьер умеренного барокко на нарядные формы рококо, был трехнефный

доминиканский костел в Вильнюсе (планировка 1679-1688, реконструкция 1748-

1770). Здание отличается величественным объемом, играющим важную в панораме

старого города. Внешний вид решен сдержанно. Двухбашенный фасад, разделен

карнизами на три яруса, которые пилястрами расчленены на три части по

вертикали. Главный вход устроен на боковом фасаде в виде портала, эффектно

оформленного дорическими колоннами, пилястрами и рельефным картушем.

Интерьер отличается большой декоративностью и изящностью форм в стиле

позднего барокко и рококо. Четыре столпа волнистого профиля, поддерживают

парапет хора, украшенный рокайлями («ракушками»), мотив которых повторяется

в плафонах и в лепных украшениях стен. Основные декоративные акценты -

шестнадцать больших алтарей оригинальной композиции и амвон, отличающийся

пластичностью своих форм. Купол и своды нефа расписаны фресками на темы из

жизни святых (художник неизвестен). (29, 115)

Двухбашенные костелы прямоугольной планировки бывают однонефными и

трехнефными с часовнями, по пространственной трактовке – зального и

базиликального типа. Их фасады украшены высокими многоярусными башнями,

которые эффектно вырисовываются в панораме города и в пейзаже. Одинаковые в

плане, ярусы башен различаются и по квадратуре, пропорциям, ритму и

применению элементов барочного декора. Зрительно башни объединяются

расположенными на высоте третьего яруса декоративными фронтонами, и это

смягчает переход к верхним ярусам, где башни смотрятся уже порознь. Одним

из первых реконструированных в XVIII веке костелов с плоским двухбашенным

фасадом является костел святой Екатерины монастыря бенедиктинок в Вильнюсе

(построена в 1622-1650, реконструирована в 1741-1746 архитектором И.

Глаубицем). Бенедиктинские монастырь и костел вместе с доминиканскими

костелом и монастырем представляют собой два важнейших компонента

своеобразного юго-западного квартала старого Вильнюса. Костел святой

Екатерины отличается высокими (пятьдесят метров) пятиярусными башнями с

изящно вкомпонованным между ними фронтоном. Ритмика пилястр и карнизов

фасада и конструктивно обоснована и декоративна. К костелу пристроена

гармонирующая с ним маленькая часовня (архитектор И. Глаубиц, 1746).

Вильнюсский костел миссионеров (1694-1730) наглядно демонстрирует

легкость и изысканность форм позднего барокко. Этот трехнефный костел

базиликального типа, с часовнями, имеет две пятиярусные башни с очень

эффектными, будто ажурными, верхними ярусами. Костел образует тесный

ансамбль с жилыми и подсобными корпусами монастыря. Красиво выделяется его

главный портал. Храм является частью ансамбля, состоящего из дворца

епископа И. Сангушки, монастыря миссионеров и служебного здания. Снаружи

выделяется высокими башнями, в интерьере – пышным декором в стиле рококо. В

костеле сохранился алтарь святого Винцента. Он впечатляет своим высоким

художественным исполнением и является показательным примером вильнюсского

позднего барокко.

Наряду с типичными культовыми строениями с плоским двухбашенным фасадом

встречается несколько реконструированных или заново построенных в XVIII

веке однобашенных костелов. С главным фасадом башни связываются двояко: в

одном случае они стоят в углах фасада, в другом – посередине главного

фасада и являются проходными.

Самым интересным из однобашенных строений остается трехнефный,

базиликального типа костел августинцев в Вильнюсе (1746-1768), входящий в

небольшой комплекс Августинского монастыря (по своим архитектурным формам

он имеет сходство с Дрезденской гофкирхой Г. Кьявери). Посредине фасада, в

одной плоскости с ним возвышается пятиярусная башня (41,5 метр высоты) с

многочисленными группами колонн и пилястр, с волнистыми ярусными карнизами.

Ярусы различны по высоте и площади сечения. Их ордерные элементы, по-

разному трактованные, придают башне особую нарядность. (33, 469)

Безбашенные фронтонные костелы прямоугольной планировки, однонефные или

трехнефные, зальные или базиликальные, составляют довольно значительную

группу культовых зданий барокко в Литве. Фасад безбашенных костелов в два-

четыре яруса делится по вертикали группами пилястр или колонн; в

предпоследнем ярусе помещаются по сторонам волнообразные изогнутые волюты,

на которых стоят вазы или ажурные железные кресты, изготовляемые народными

мастерами. В XVIII веке было построено несколько новых костелов этого типа,

реконструировались подобным образом и старые.

Одним из таких реконструированных костелов был костел святого Иоанна в

Вильнюсе (возведен в 1388-1426, перестроен в 1737-1748). Этот костел,

являясь частью ансамбля Вильнюсского университета, выделяется своим

грандиозным объемом и колокольней (высота колокольни с железным крестом 68

метров, построена в конце XVI века, реконструирована в XVIII веке). При

реконструкции костела в корне изменена композиция его главного западного

фасада. Первоначальный готический аккорд еще звучит в трех узких высоких

окнах во втором ярусе, однако весь фасад получил отделку в стиле позднего

барокко, притом органически увязанную со всей его композицией. Это

пластически богато разработанная, насыщенная контрастами теней и света

поверхность. Массивный и суровый первый ярус, несет следующие три. Формы

постепенно становятся более мелкими и легкими. Фронтон фасада имеет

волнообразные очертания и заканчивается железными крестами, ажур которых,

вырисовываясь на фоне неба, обогащает контур здания. Заново построенный в

1748 году в стиле барокко, фронтон хора отличается монолитностью; создается

впечатление, будто он отлит из одной массы. Архитектура костела святого

Иоанна говорит о большом мастерстве применения сложных форм позднего

барокко при реконструкции строений, об умелой их связи с сохранившимися

чертами первоначального стиля. В интерьере костела установлено несколько

мемориальных памятников выдающимся деятелям науки и культуры, связанным с

вильнюсским университетом: поэту Адаму Мицкевичу, вождю повстанцев Тадеушу

Костюшко, композитору Станиславу Монюшко. (16, 147) Также был перестроен в

1748-1760 годах однонефный готического стиля костел святого Георгия.

Предполагают что автором реконструкции был архитектор П. Гоферис,

участвовавший в 1752-1760 годах в реконструкции доминиканского ансамбля в

Вильнюсе. Пилястры фасада, обводы отверстий, рельефы в стиле рококо дают и

здесь декоративно выразительную игру светотени.

В XVIII веке не только реконструируются, но и заново строятся в провинции

несколько безбашенных фронтонных костелов; в них заметны первые признаки

формирования классицизма. Одним из наиболее оригинальных костелов этого

типа является бернардинский костел в Тельшяй (1762-1765).

Костелы купольноцентрической композиции в Литве появляются в период

расцвета барокко, но больше их строилось в период позднего барокко. В этих

сооружениях в центре скрещения нефов возвышается шестигранный или в

большинстве случаев восьмигранный купол, объединяющий внутреннее

пространство костела и доминирующий в его внешнем облике.

Одним из первых костелов такой композиции и единственным памятником,

который почти не подвергался каким-либо перестройкам, является костел в

ансамбле монастыря ордена камальдулов в Пажайслисе (построен в 1667-1712,

его первый архитектор Л.Фредо, затем братья К.Путини и П.Путини). Единый по

стилю, этот ансамбль на берегу Нямунаса имеет строго симметричную

композицию. Ее основную продольную ось в первую очередь подчеркивает идущая

к основным большим воротам аллея; за воротами и каменной стеной – липовая

аллея; через ризалит жилого корпуса проход во внутренний громадный

прямоугольный двор с величественным костелом на главной для всей этой

архитектурной композиции оси. Шестиугольный костел – доминанта ансамбля – с

двух сторон окружен строениями с коридорами (раньше лоджиями). За костелом

– эремиториум с отдельными домиками для монахов. Вся эта 300-метровая

продольная ось заканчивается таким акцентом, как вертикаль трехэтажной

башни (1730) типа бельведера. Находящийся в центре ансамбля костел имеет

вогнутый двухбашенный фасад, расчлененный пилястрами ионического большого

ордера. (44, 173)

Завершает здание храма оригинальный шестигранный купол внушительных

размеров (13 метров диаметром и 49 метров высоты), увенчанный изящным

шестигранным фонарем. На пространственную композицию костела несомненно

оказала влияние венецианская церковь Санта Мария делла Салюте.

Ансамбль Пажайслисского монастыря – оригинальный памятник барокко в

Литве. Костел по традиции двухбашенный, однако вогнутая центральная часть

его фасада для литовского барокко периода его расцвета не характерна.

Интерьеру костела с его шестиугольной планировкой присущи величие и

спокойствие. Подчеркнуто просторна алтарная часть с хором и ризницей; с

боков, в углублениях четыре часовни; центр выделен обширным подкупольным

пространством. Живопись и скульптура, а также облицовка стен костела

цветным мрамором, деревянные панели хора и других подсобных помещений

ансамбля – все это отличается большой тщательностью исполнения.

Ансамбль Пажайслиса – замечательный образец синтеза монументального и

декоративного искусства, где интерьеры костела и других важнейших помещений

обильно украшены пластическими фигурными и орнаментальными композициями из

стука, а также монументальной живописью.

Авторами скульптур были М. Вольшейдас из Вильнюса, И. Мерли из Ломбардии

и предположительно уже упоминавшиеся П. Перти и М.Жялявичюс.

В рельефах ансамбля встречаются декоративные картуши, гротескные маски,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.