рефераты бесплатно

МЕНЮ


Каменное зодчество Литвы XIII – XVIII веков

С середины XV века в Вильнюсе и Каунасе на главных улицах и на торговой

площади каменные дома начинают вытеснять деревянные. Каменные дома были

одноэтажные, двухэтажные, а иногда и трехэтажные, с двухскатными высокими

крышами и мансардными окнами. Иногда их украшали фронтоны, неглубокие ниши,

межэтажные фризы и профилированные карнизы. Окна и входы были арочные.

Торговые конторы и другие служебные помещения внутри имели ячеистые или

нервюрные звездчатые своды.

2. 2. Ренессанс

В начале XVI века на смену готике приходит Ренессанс. Большое значение

для распространения ренессансных форм имело развитие городов, проникновение

в Литву западноевропейской культуры и науки. Борьба купцов и ремесленников

против церковных феодалов постепенно подготавливает движение Реформации.

Реформаторов поддерживали иногда и представители правящего класса, так как

католическая церковь стремилась подчинить феодалов. Когда в результате

Люблинской унии была упразднена государственная самостоятельность Литвы,

большое значение приобрела защита национального языка и культуры.

С первых десятилетий XVI века ренессансный стиль в литовской архитектуре

развивается под влиянием итальянского, а позже нидерландского и немецкого

зодчества, сохраняя вместе с тем местные особенности. Почти все сооружения

той поры впоследствии были перестроены. Судя по сохранившимся, видно, что

строители стремились к ясности форм, композиционной цельности, симметрии.

Кладка из кирпича штукатурится. Полуциркульная арка сменяется

четырехугольными проемами и поверхность стен становится ровной. Правда,

сохраняются приспособленные к местным климатическим условиям высокие крыши

в костелах и более низкие во дворцах. Крыши дворцов украшаются аттиками,

плоскости которых оживляются пилястрами и «слепыми» аркадами. Начинают

применятся ордерные колонны, однако ордер в литовской архитектуре широко не

распространяется. (28, 95)

Своеобразие строительного почерка определяется в большой степени работой

местных каменщиков. Усваивая принцип итальянской и нидерландской

ренессансной архитектуры через иностранных мастеров, работающих в Литве,

они начинают проектировать и строить самостоятельно.

По числу жителей столица Великого княжества Литовского не уступала

большим городам Европы. Во второй половине XV века главные улицы Вильнюса

застраиваются каменными домами. В начале XVI века город имел радиальное

расположение улиц. (42, 165) На структуру ранее сложившихся литовских

городов Ренессанс заметного влияния не оказал. Идеи ренессансной городской

планировки можно обнаружить в XVI веке лишь в начинающих формироваться

городах, например в Биржай.

Основу литовских поселений составляли жилые дома, возникшие еще в период

готики. В XVI веке обращается большое внимание на их внешнюю

представительность и удобство помещений. Основным акцентом фасадов

становятся въезды, порталы, фронтоны.

В зодчестве эпохи Ренессанса видное место занимали замки-резиденции.

Постоянная угроза нашествий крымских татар заставляет заботиться об их

обороноспособности. Эти сооружения имели в известной степени крепостной

характер и наследовали много черт более раннего крепостного зодчества.

Поэтому именно в их архитектуре происходит дальнейшее развитие местных

традиций. Эти замки строятся на холмах и равнинах, опоясываются валами и

многоводными рвами. Их четырехугольный план восходит к замкам, возведенным

на равнинах (ранний Каунасский замок). Черта, характерная для Ренессанса:

выступающие башни с бойницами строятся симметрично, по четырем углам

крепостной стены. Таковы замки в Геранайняй, Альшенай и дворец Гайценишкяй.

Замок-резиденция в Геранайняй, сохранившийся в развалинах, строился для

вильнюсского воеводы Альберта Гоштаутаса. К этому времени уже стоял

каменный замок. В 1519-1529 годах архитектор Мисиел укрепил его валы

каменными обводными стенами и круглыми выступающими башнями по углам.

Посредине просторного двора возвышался двухэтажный четырехугольный в плане

дворец, также с круглыми выступающими башнями по углам и внутренним двором.

Лаконичные плоскости стен оживляли арочные проемы окон. Дворец был

оштукатурен. Нижние части обводных стен были сложены из камня, верхние – из

кирпича, как в замке Мядининкай. Широкий ров, ручейки и болота создавали

впечатление, будто замок расположен на острове. (50, 176)

По образцу итальянских замков-бастионов был возведен Биржайский замок

Радзивилла (1575-1589).

Среди замков-резиденций наиболее известным является вильнюсский Нижний

замок (В XIX веке он был разрушен). Перестройка старого дворца была

закончена до 1530 года. В плане он представлял собой вытянутый

четырехугольник и состоял из четырех корпусов с внутренним двором. Каждая

часть двухэтажного дворца имела свои отличия. Силуэты стен завершались

высоким аттиком, плоскость которого бала расчленена пилястрами с арками и

бойницами. Ряды окон были сгруппированы очень свободно. В южной части

находился портал, который располагался асимметрично по отношению к

вертикальной оси фасада. Двор окружали крытые аркады. (21, 78)

Другие постройки – кафедральный собор, замковый костел, жестоко

пострадавшие от пожара 1530 года, были сооружены итальянцами –

представителями тосканской школы Мария Подовано и Бартоломеусом Беррецци, а

также сиенцем Джованни Цинни. За работами следил строитель Вильнюса Фридрих

Уншерфт. (42, 97)

Наряду с замками возводились и дворцы. Среди них следует упомянуть дворец

Сиесику (около 1517 года) – прямоугольное здание с башнями по углам, дворец

Раудондвариса (первая половина XVII века), имеющий лишь одну башню, и

наконец, дворец Януша Радзивилла в Вильнюсе (закончен в 1600),

представляющий собой ансамбль из четырех двухэтажных корпусов, объединенных

трехэтажными павильонами с позолоченными куполами. Несколько иного

характера здания вильнюсского университета (1584-1603, архитектор Повилас

Бокша). Вокруг четырехугольных дворцов здесь были расположены двухэтажные

корпуса с открытыми галереями в духе северного Ренессанса. Сложный,

состоящий из нескольких корпусов ансамбль университета создавался

постепенно и занимает центральный квартал старого города. В его системе

тринадцать закрытых дворов, носящих имена выдающихся литовских ученых,

писателей, архитекторов, художников – деятелей университета. В эпоху

Ренессанса были построены (или включены в комплекс ранее возведенные

постройки в готическом стиле) трехэтажные корпуса с открытыми аркадами

галерей (по примеру итальянских), вокруг главных дворов. Позже были

построены другие корпуса и около них также были предусмотрены дворы. В 1753

году возводится обсерватория в стиле барокко (архитектор Т. Жебраускас), а

в 1782-1788 годах – пристройка к ней в стиле классицизма, с двумя башенками

и декоративным фризом (архитектор М. Кнакфус). В корпусах находятся залы,

объемно-пространственное и декоративное решение которых представляет собой

значительную художественную ценность. Среди них зал литовского художника П.

Смуглявичюса (1745-1807) с цилиндрическим сводом с люнетами (начало XVII

века), в центре которого расположена фреска (XVII век, автор неизвестен),

изображающая деву Марию, осеняющую плащом ученых мужей старой академии, и

классической росписью стен, исполненной П. Смуглявичюсом в 1802 году; зал

польского историка И. Лелевеля (1786-1861), в стиле барокко, с крестовым

сводом с люнетами и гризайлевой орнаментикой; колонный зал в стиле

классицизма. (13, 306) Близкое решение имеет и общежитие университета (1582-

1622). Общежитие состоит из трех трехэтажных жилых корпусов вокруг

прямоугольного внутреннего двора. Вместо коридоров – открытые аркады

галерей во всех этажах, решенные в стиле позднего Ренессанса. Стены над

арками были расписаны портретами римских пап (не сохранились). Фасады,

выходящие на улицу, имеют прямоугольные окна без наличников.

Ренессансные черты не могли получить широкого распространения в

архитектуре литовских храмов из-за религиозной борьбы. Католическое

духовенство до середины XVI века ориентировалось на готику, а с третьего

десятилетия XVII века, объединившись с иезуитами, стало склоняться к

барочной архитектуре. В XVI веке строились храмы католиков, евангелистов,

реформатов и униатов, архитектурные решения которых мало чем отличались

друг от друга. На периферии эти храмы сооружали местные мастера. Чаще всего

это однонефные церкви разных размеров.

Некоторые храмы сохраняют в очертаниях оконных и дверных проемов и в

некоторых других деталях элементы готики. На углах основных фасадов иногда

помещаются круглые башенки (костелы в Симна, Камаяй, вильнюсские костелы

святого Михаила, святого Стефана). Их самые характерные декоративные мотивы

– глухие арки, членящие плоскости стен, фронтоны, аттики. В капителях

пилястров иногда встречается мотив стилизованных веток руты. Карнизы

легкие, с несложным профилем.

В период утверждения в архитектуре ренессансных форм крупные феодалы были

заказчиками храмов, являвшихся своеобразными мемориальными сооружениями.

Костел святого Михаила в Вильнюсе (1594-1625) был мемориальным храмом

Сапеги. Это однонефная церковь, перекрытая цилиндрическим сводом со

стуковыми узорами. Стены внутри декорированы сильно выступающими

пилястрами, трехступенчатый алтарь из черного, зеленого и коричневого

мрамора выделяется на светлых стенах.

О позднеренессансных тенденциях свидетельствует трехнефный базиликальный

костел Всех святых в Вильнюсе (1620-1631). Его фасад увенчан фронтоном.

Храм является главной частью ансамбля кармелитского монастыря. Это костел

безбашенного типа, план которого в форме латинского креста. Внутреннее

пространство отличается своеобразием: вместо трансепта – боковые часовни.

Своды цилиндрические, с люнетами. Стены нефов и своды, купола боковых

часовен украшены орнаментом и фресками с сюжетами из жизни святых и истории

Литвы. В интерьере находятся восемнадцать алтарей со сложным полихромным и

скульптурным декором. Для главного алтаря характерна сдержанность форм. Два

боковых балкона в стиле рококо расположены в хоре. (14, 380) Костел

представляет собой один из ранних и ценных образцов безбашенных храмов.

В начале XVII века усиливается католическая реакция. В ренессансных

костелах все сильнее проявляются готические реминисценции. Так, костел в

Скаруляй (1620-1622) своими декоративными элементами близок ренессансным

формам, но его планово-объемное решение больше напоминает готику.

Одновременно с ренессансной архитектурой в зодчестве Литвы возникает

барочное направление. Костел святого Казимира в Вильнюсе (1604-1618,

подвергся реконструкции в 1655, 1749) получает композиционное решение в

виде латинского креста, близкое церкви Иль Джезу в Риме. Но в 1618 году в

архитектуре этого храма еще очень отчетливо проступали позднеренессансные

традиции. Внутри господствовали готические пропорции, строители отказались

от боковых капелл, своды ризницы были украшены ренессансным геометрическим

орнаментом. Западный плоский фасад фланкировали две башни, боковые фасады

имели большие контрфорсы. Барочное оформление костел получил позднее во

время реконструкции.

Формы переходные от Ренессанса к барокко характерны для капеллы святого

Казимира (1623-1636) при вильнюсском кафедральном соборе.

На землях Великого княжества Литовского и непосредственно на территории

Литвы работали как приезжие, так и местные мастера. Приезжие мастера и их

последователи привносили с собой в искусство Литвы традиции художественной

культуры из других стран, в частности из Руси, с Балканского полуострова

(по мнению Р. Батуры и В. Пашуто в Литве работали наряду с русскими

мастерами художники сербского и болгарского происхождения) и из

средневековых государств Западной Европы. В той «борьбе за Литву», которая

начиная с XIII века шла между православной и католической церковью, эти

художественные влияния с Запада и Востока имели определенную идеологическую

окраску. Средневековое искусство Литвы никак не укладывается в формы только

западной (прежде всего готики) или только восточной ориентации. Различные

произведения и технологии переплавлялись здесь в явления самобытные,

отмеченные печатью местного своеобразия.

Подводя итоги первой главы, можно сказать, что начало эпохи Ренессанса в

искусстве Литвы можно отнести ко второй трети XVI века, хотя в это время

сохраняются еще черты готического стиля. Ренессанс, таким образом,

выступает рядом с готикой, почти одновременно сооружаются ренессансные

дворцы и готические костелы (в культовой архитектуре готика держалась

дольше и упорнее). Более того, в ряде памятников Литвы XVI века готические

традиции сочетаются с художественными принципами Ренессанса. Во второй

половине XVI и в первой половине XVII века, когда Ренессанс еще держится в

искусстве и определяет стилевое решение многих памятников, в общественной

жизни Литвы идут уже новые процессы, предопределившие разрушение тех

эстетических идеалов, которые выдвинул Ренессанс. С 60-х годов XVI века

усиливается наступление контрреформации. С 1569 года разворачивают свою

активную деятельность в Литве иезуиты. Создается противоречивая ситуация,

при которой некоторые формы ренессансной культуры распространяются в Литве,

в условиях, когда почвы для развития этого художественного явления уже не

было. В это же время в архитектуре Литвы намечаются некоторые тенденции

маньеризма. С начала XVII века идет процесс сложения стиля барокко,

развивающегося параллельно с поздним Ренессансом.

В целом, эпоха Ренессанса знаменовала значительный прогресс в

художественной культуре Литвы: преодоление средневековых канонов,

начинавших тормозить развитие искусства, расширение диапазона видов,

жанров, углубление гуманистического содержания искусства, освоение не

только формальных особенностей стиля, но и сложной ренессансной

проблематики.

Однако развитие Ренессанса в Литве было ограниченным. Век его был

недолгим. Волна контрреформации быстро охватывает те аристократические

круги, которые были социальной опорой Ренессанса в Литве, и вместе с

обострением идеологической борьбы происходит смена стилей в искусстве.

3. Архитектура Литвы XVII – XVIII веков

Со второй половины XVII века, после окончания продолжительных войн с

Россией и Швецией объединенное литовско-польское государство Речь

Посполитая стало восстанавливать и укреплять свою экономику; получили

развитие торговые связи с западноевропейскими и восточноевропейскими

странами. Но при этом господствовали феодальные отношения: возрастала

барщина, увеличивались оброки; за счет крестьянства обогащались магнаты,

сосредоточившие в своих руках огромные материальные ресурсы. Это усиливало

их экономическую мощь, подготавливало почву для установления их

политической диктатуры. Непосредственность торговых и культурных контактов

с другими странами и все углублявшиеся внутренние противоречия сказались на

художественной жизни Литвы XVII - XVIII веков.

3. 1. Барокко

Распространение стиля барокко, совпавшее в других странах Европы с

расцветом абсолютизма, в Литве приходится на время господства крупных

феодалов и католической церкви, покрывшей литовскую землю густой сетью

монастырей.

Церковников и феодалов не привлекало искусство Ренессанса, отличавшееся

светскостью, простотой и умеренностью форм. В своих дворцах и храмах они

стремились к роскоши, блеску и репрезентативности. Самые активные и ярые

сторонники контрреформации – иезуиты – пропагандировали барокко, которое в

Литве появилось прежде всего именно в католических церквях, особенно в

середине и второй половине XVII века.

Господство позднего барокко в литовской архитектуре длится с конца XVII

почти до конца XVIII столетия. Важнейшим этапом его развития являются 1735-

1765 годы.

Во второй половине XVIII века в Литве начинается постепенное разложение

феодализма и зарождение капиталистического способа производства. Утрата

цехами прежней роли и возникновение первых феодальных мануфактур –

характерный признак этого процесса. Наряду с барокко в это время можно

отметить уже становление классицизма. В конце XVIII столетия при главной

школе Великого княжества Литовского формируются первые кафедры искусства,

закладываются основы национальной художественной школы. Касаясь соотношения

отдельных видов искусства в XVII – XVIII векax, надо сказать, что широкое

распространение получили архитектура, монументальная живопись и скульптура.

На распространение барокко в Литве основное влияние оказывала итальянская

архитектурная школа, а также связи с Россией, Саксонией, Францией и другими

странами. При всем этом литовское барокко обладало яркими региональными

чертами. В формировании литовской школы барокко немалую роль сыграли

местные архитекторы и художники, мастера же, прибывавшие из других стран

Европы, часто подчинялись уже сложившимся традициям. (65, 24)

Архитектура барокко второй половины XVII века отличается нарядностью,

разнообразием и богатством синтеза зодчества и изобразительного, а также

декоративно-прикладного искусства. В XVIII веке архитектурные формы

позднего барокко отмечены легкостью в прорисовке силуэта строений, изящным

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.