Германия. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна
Германия. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна
Министерство общего и профессионального образования
Институт экономики, права и естественных специальностей
РЕФЕРАТ
Тема: «Германия. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна»
Выполнила студентка 4 курса
Факультета дизайна
Атрохина А.А.
Краснодар 2003 г.
Содержание:
. Введение стр. 3
. Метод стр. 3 - 4
. Цель стр. 4 - 5
. Идея и структура Баухауза стр. 5 – 11
. Баухауз переезжает стр. 11
. Проекты стр. 12 – 17.
Введение.
Творчество и любовь к красоте –– необходимые условия счастья. Время,
не признающее эту бесспорную истину, не обретает ясного зрительного
выражения: его образ остается неотчетливым, а его произведения не могут
доставить радость.
Когда в прошлом веке стало казаться, что машинная продукция затопит весь
мир, оставив художников и мастеров в плачевном состоянии, пренебрежение
формой и качеством изделий вызвало естественную реакцию. Рёскин и Моррис
первые пошли против течения, но их борьба против машины не могла
противостоять её натиску. Только гораздо позднее ошеломлённому сознанию
людей, заинтересованных в прогрессе формы, открылось что искусство и
производство могут быть объединены снова лишь на пути признания машин и
подчинения их производительным особенностям. Художественно-промышленные
школы прикладного искусства появились главным образом в Германии, но и
многие из них встретили поддержку только наполовину; подготовка в них
была слишком поверхностной и технически неграмотной, чтобы вызвать к
жизни настоящее движение. Фабрики как ни в чем не бывало продолжали
выпускать массу уродливых изделий, в то время как художник тщетно бился
над воплощением своих платонических проектов. Беда заключалась в том,
что никто из них не мог в должной мере проникнуть в смежную сферу, чтобы
достичь эффективного слияния своих стараний.
С другой стороны, ремесленник с течением времени стал очень слабо
напоминать страстного и независимого представителя средневековой
культуры, который полностью руководил производственным процессом своего
времени и был мастером, художником и торговцем одновременно. Его
мастерская превратилась в магазин, сам же рабочий процесс выскользнул из
рук ремесленника, который стал торговцем.
Какова же причина этого омертвляющего процесса? В чем надо видеть
разницу между ремесленным и машинным трудом? Различие между индустрией и
ремеслом заключается не только в разном орудии производства, но и в
раздробленности трудового процесса в противоположность нерасчлененному
его контролю со стороны одного мастера. Необходимо восстановить контакт
с производством и подготовить молодого учащегося как для ручной и
механизированной, так в то же время и для проектной работы. Это и было
предпринято Баухаузом.
Метод.
Вальтер Гропиус говорил: « Моё намерение состоит в том, чтобы не обучать
так называемому лаконичному геометрическому «современному стилю Европы»,
а скорее, ввести в существо самого метода мышления, который позволит
рассматривать проблему в соответствии с конкретными обстоятельствами ее
возникновения. Я хочу, чтобы молодой архитектор мог ориентироваться в
любой обстановке; я хочу чтоб он мог независимо создавать настоящее,
оригинальные формы в тех технических, экономических и социальных
условиях, в которых он окажется, вместо того чтобы навязывать заученные
формулы окружающему, нуждающемуся в совершенно ином решении. Я хочу
учить не готовым догмам, но подходу к проблемам нашего поколения,
который должен быть непредубежденным, эластичным, оригинальным. Для меня
было бы совершенно ужасно, если бы моё намерение вылилось лишь в
умножение числа приверженцев «архитектуры Гропиуса». Чего я
действительно хочу, так это заставить молодежь осознать, как неистощимы
средства творчества, если использовать современную разнообразнейшую
продукцию нашего века, и вдохновить эту молодежь на поиски собственных
решений.
Я всегда ощущал известное разочарование, когда меня спрашивали о
средствах и тайнах моей работы, в то время как интерес представляет
передача моих основных переживаний и использованный при этом метод.
Лозунг «красиво всё то, что полезно» правилен лишь наполовину. Когда мы
можем назвать человеческое лицо красивым?
Части любого лица соответствуют своему назначению, но только абсолютные
пропорции и гармоничные краски по справедливости могут называться
красивыми. То же и в архитектуре. Только абсолютная гармония технической
функциональности и пропорций формы создаёт красоту. Именно эти критерии
делают нашу задачу столь многогранной и сложной.
Совершенная архитектура должна быть воплощением самой жизни, что
подразумевает проникновенное знание биологических, социальных,
технических и художественных проблем».
Цель.
Прежде всего должны быть установлены новые границы архитектуры, что
нечего мечтать совершить этот труд одному, что этого можно достигнуть
лишь воспитанием и подготовкой нового поколения архитекторов, которые
овладеют современными средствами производства в специальной высшей
школе. Так в 1919 году был торжественно открыт Баухауз со специальной
задачей: понять сущность искусства архитектуры, которая соответственно
человеческой природе охватывала бы собой все проявления жизни. Школа
добровольно сосредоточила внимание на том, что является сейчас насущной
необходимостью, – на предотвращение порабощения человека машиной путем
спасения массового производства и быта от анархии механизации и
возвращения их к смыслу, чувству и жизни. Это подразумевает создание
вещей и зданий, заранее спроектированных для промышленного производства.
Задачей было искоренить ошибки механизации, не жертвуя ни одним из ее
достоинств. Мечтой было создание подлинных ценностей, а не проходящих
новшеств.
Баухауз пропагандировал на практике равноправие всех видов творческого
труда и их логическую взаимосвязь в современном мире. Ведущим принципом
было то, что формообразующая деятельность является не односторонне
интеллектуальным или односторонне материальным делом, а неотъемлемой
частью жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе. Замыслом
было извлечь художника из состояния отрешенности и восстановить его
связь с миром каждодневной реальности, и на то, чтобы расширить и
очеловечить неподвижное, почти всецело материальное сознание людей
труда.
Цель Баухауза заключалась не в распространении какого бы то ни было
стиля, системы или догмы, а в оказании обновляющего влияния на всю сферу
формообразования. «Стиль Баухауза» был бы лишь признанием поражения и
возвращением к той омертвляющей инерции и пассивному академизму, с
которыми школа боролась. Школа старалась сформулировать новый подход к
задаче, который воспитает творческое сознание у всех единомышленников и
который в конечном счете приведет к новому отношению к жизни.
Баухауз был первым учреждением в мире, осмелившимся воплотить этот
принцип в конкретной программе. Основной идеей программы были
исследования условий нашей индустриальной эпохи и присущих ей главных
течений.
Идея и структура Баухауза.
Выражением прошлого сознания была Академия, она способствовала
раздельному существованию двух видов творческой жизни ––
производственной и ремесленной –– независимо от деятельности
художественно одаренных людей, которая протекала в полной изоляции. В
великие эпохи, напротив, вся общая производительная деятельность тесно
зависела от художественно одаренной личности, ибо она находилась в
центре и опиралась на те же основы производства и те же практические
знания, что и любые другие труженики снизу доверху. Художник обладал
профессией, поддававшейся изучению, несмотря на различные непонятные
случаи в творчестве, приводившие к ошибкам. Обучение в Академии вело к
тому, что художественная индивидуальность совершенствовалась в ущерб
социальным нуждам. Такое обучение ограничивалось лишь методом
графического и живописного изображения вне всякой связи с особенностями
реальных материалов, техникой и производством. Но со второй половины XIX
века началось движение против пагубного влияния Академии: Рёскин и
Моррис в Англии, ван де Вельде в Бельгии, Ольбрих и Беренс и другие в
Германии, Веркбунд –– все они пытались найти и определить путь для
восстановления утерянного единства материального производства с
художественным творчеством. В Германии возникли школы прикладного
искусства, которым надлежало заняться подготовкой художественно
одаренных личностей для промышленности и ремесленного производства. Но
дух Академии был еще жив, и это производственное образование оставалось
дилетантским; его основу продолжало составлять традиционное рисование
«проектов». Таким образом, попытки сломить старое, не преобразуя всего в
целом, не меняли отношения между жизнью и «искусством для искусства». С
другой стороны, в области ремесленного производства –– прежде всего в
индустрии –– тоже изыскивали средства для привлечения сюда художника.
Наряду с прежними требованиями техничности и общей качественности вещи
стали выдвигать и требования красоты внешних форм изделия, добиться
которых прежним производственным методом было нельзя. Тогда начали
покупать «художественно решенные проекты». Но это была попытка с
негодными средствами, поскольку художник оказался чужд вещи, он ничего
не понимал в ее техническом и реальном изготовлении и не мог связать
свои формальные предложения с практическими возможностями их выполнения.
Не хватало специально обученных художественно одаренных людей, которые
могли бы внести в производство необходимую целостность на основе
требований создания нового единства всех форм.
В Государственном Баухаузе в Вейморе впервые предпринята попытка широко
воплотить эти идеи на практике.
Весной 1919 года Вальтер Гропиус принял на себя руководство Саксонско –
Вейморской школой прикладного искусства и Саксонско – Вейморской Высшей
школой изобразительного искусства, обьеденив их в одно целое под общим
названием «Государственный Баухауз». Соединение умозрительной работы в
Академии с практической деятельностью в Школе прикладного искусства дало
возможность начать выполнение общего плана перестройки обучения
художественно одаренных людей.
Ведущим принципом, которым была подчинена вся работа, являлось
стремление к слиянию всех видов художественного творчества, к
воссоединению всех прикладных дисциплин с новой архитектурой в качестве
её неотъемлемых частей. Конечная, хотя и далёкая цель Баухауза ––
единое художественное произведение –– здание, в котором исчезают
границы между монументальным и декоративным искусством. Господствующей
идеей Баухауза была идея создания нового единства, идея синтеза вместо
«искусства», «направлений», и достижение неделимого целого,
соответствующего внутренней целостности человека и получающего свой
смысл и назначение в реальной жизни.
Всё обучение в Баухаузе делится на:
I Практическую часть.
1. Камень 2. Дерево 3. Металл 4. Звук 5. Стекло 6. Цвет 7. Ткань
Перспективные элементы:
а) Значение материалов и орудий обработки.
б) Основные представления о бухгалтерском деле, расценках и способах
заключения договоров.
II Теоретическая часть.
Восприятие.
а) Натурные студии.
б) Учение о материалах.
Представление.
а) Учение о проектировании.
б) Учение о конструировании.
в) Техническое рисование и постройка моделей всех пространственных
элементов.
Формообразование.
а) Учение о пространстве.
б) Учение о цвете.
в) Учение о композиции.
Перспективные элементы:
Лекции о проблемах искусства и промышленности( как современных так и
прошлых эпох).
Весь цикл обучения делится на 3 курса:
1. Пропедевтический курс.
Длительность 6 месяцев. Элементарное обучение форме в связи с
учением о материалах в специальных мастерских пропедевтического курса. В
итоге –– перевод в учебные мастерские.
2. Практический курс.
Длительность 3 года. Работа в учебных мастерских по окончанию знакомства
с закономерностями учебного рисунка и дальнейшее обучение построению
форм. В итоге –– приём в члены ремесленной гильдии, далее –– в
сотрудники Баухаузе.
3. Строительный курс.
Практическое участие в строительстве на реальном объекте и свободное
творческое участие в строительном процессе на экспериментальной площадке
Баухауза. Длительность –– по соображениям руководителя и согласно
надобности. Строительные и экспериментальные площадки служат
одновременно развитию и уточнению практического и теоретического курса.
В итоге –– получение звания мастера гильдии, в дальнейшем ––
сотрудника Баухауза.
1. Пропедевтический курс.
Каждый, кто желает поступить в Баухауз, должен обязательно обнаружить в
ходе выполнения какой-либо самостоятельной работы все свои задатки в
сфере производства и формообразования. Выбор мастера бывает субъективен
и поэтому нередко ошибочен, если нет строгой антропометрической системы,
с помощью которой можно определить потенциальные возможности растущего
индивида. Каждый принятый попадает сначала на пропедевтический курс,
который длится 6 месяцев и заключает в себе уже все элементы будущего
обучения. Практический и теоретический формальные курсы неразрывно
связаны друг с другом; их цель –– высвободить дремлющие творческие
силы учащегося, дать ему возможность самому почувствовать природу
материала и понять основные закономерности построения художественного
образа. Система педагогического воспитания может проявиться тут в полной
мере. Нужно достичь понимания и правильной оценки индивидуальных
возможностей самовыражения. Творческие возможности разных индивидов
совершенно различны. Один предпочитает выражать себя в ритме, другой в
светотени, третий –– в цвете, четвертый –– в характере материала,
пятый –– в звуке, шестой –– в пропорциях, седьмой –– в соотношении
материального и абстрактного пространства, восьмой –– в соединении
чего-то одного со вторым, третьим, четвертым и так далее. Этот курс
знакомил учеников с понятием пропорции и ритма, света и тени, цвета.
Учащийся выполнял упражнения с различными материалами и инструментами
всех свойств, чтобы дать ему возможность определить свое призвание.
Одновременно начиналось обучение проектированию. Все работы, выполняемые
на пропедевтическом курсе, несут на себе отпечаток педагогического
воздействия. Если они и обладают художественными качествами, то лишь
постольку, поскольку в основу каждого из них заложено наибольшее
выражение возможностей развивающегося индивида, что и можно назвать
искусством.
После окончания этого курса учащийся переводится на следующий в
зависимости от проявлений учащимся качеств и индивидуальных особенностей
его выражения. Он переводится в специальные мастерские и приступает к
другому этапу развития своих практических и пластических возможностей.
2. Практический и формальный курсы.
Лучший способ обучения –– это обучение непосредственно у мастера, как
это было в прежние времена, когда не знали особых учебных работ и
создания художественных образцов. Старые мастера давали ученикам
одновременно и практические знания и формальные знания. Но такой способ
обучения у мастера-практика не знал еще рокового различия таланта и
просто человека, характерного для нашего времени. Поэтому сегодня
работать у такого мастера непродуктивно. Остается путь синтеза, то есть
одновременного обучения учащегося техническим основам –– со стороны
ремесленника, и формальным –– со стороны одаренного художника.
Подобная система обеспечивает разностороннее развитие будущих талантов и
достижение нового единства в творчестве, постоянно подготавливая такой
вид созидательной деятельности, который ориентирован на нужды народа.
Итак, основу педагогики Баухауза составляет следующий принцип: «Каждый
учащийся и сотрудник учится одновременно у двух мастеров –– мастера-
ремесленника и мастера художественной формы. В последствии Баухаузу
удалось на место руководителей мастерских поставить бывших учеников,
которые обладали техническим и художественным опытом, что разделение на
преподавателей формы и преподавателей технологии стало излишним. Оба они
тесно связаны друг с другом в процессе обучения. Ремесленное и
Страницы: 1, 2
|