рефераты бесплатно

МЕНЮ


Германия. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна

Германия. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна

Министерство общего и профессионального образования

Институт экономики, права и естественных специальностей

РЕФЕРАТ

Тема: «Германия. Баухауз и его вклад в развитие мирового дизайна»

Выполнила студентка 4 курса

Факультета дизайна

Атрохина А.А.

Краснодар 2003 г.

Содержание:

. Введение стр. 3

. Метод стр. 3 - 4

. Цель стр. 4 - 5

. Идея и структура Баухауза стр. 5 – 11

. Баухауз переезжает стр. 11

. Проекты стр. 12 – 17.

Введение.

Творчество и любовь к красоте –– необходимые условия счастья. Время,

не признающее эту бесспорную истину, не обретает ясного зрительного

выражения: его образ остается неотчетливым, а его произведения не могут

доставить радость.

Когда в прошлом веке стало казаться, что машинная продукция затопит весь

мир, оставив художников и мастеров в плачевном состоянии, пренебрежение

формой и качеством изделий вызвало естественную реакцию. Рёскин и Моррис

первые пошли против течения, но их борьба против машины не могла

противостоять её натиску. Только гораздо позднее ошеломлённому сознанию

людей, заинтересованных в прогрессе формы, открылось что искусство и

производство могут быть объединены снова лишь на пути признания машин и

подчинения их производительным особенностям. Художественно-промышленные

школы прикладного искусства появились главным образом в Германии, но и

многие из них встретили поддержку только наполовину; подготовка в них

была слишком поверхностной и технически неграмотной, чтобы вызвать к

жизни настоящее движение. Фабрики как ни в чем не бывало продолжали

выпускать массу уродливых изделий, в то время как художник тщетно бился

над воплощением своих платонических проектов. Беда заключалась в том,

что никто из них не мог в должной мере проникнуть в смежную сферу, чтобы

достичь эффективного слияния своих стараний.

С другой стороны, ремесленник с течением времени стал очень слабо

напоминать страстного и независимого представителя средневековой

культуры, который полностью руководил производственным процессом своего

времени и был мастером, художником и торговцем одновременно. Его

мастерская превратилась в магазин, сам же рабочий процесс выскользнул из

рук ремесленника, который стал торговцем.

Какова же причина этого омертвляющего процесса? В чем надо видеть

разницу между ремесленным и машинным трудом? Различие между индустрией и

ремеслом заключается не только в разном орудии производства, но и в

раздробленности трудового процесса в противоположность нерасчлененному

его контролю со стороны одного мастера. Необходимо восстановить контакт

с производством и подготовить молодого учащегося как для ручной и

механизированной, так в то же время и для проектной работы. Это и было

предпринято Баухаузом.

Метод.

Вальтер Гропиус говорил: « Моё намерение состоит в том, чтобы не обучать

так называемому лаконичному геометрическому «современному стилю Европы»,

а скорее, ввести в существо самого метода мышления, который позволит

рассматривать проблему в соответствии с конкретными обстоятельствами ее

возникновения. Я хочу, чтобы молодой архитектор мог ориентироваться в

любой обстановке; я хочу чтоб он мог независимо создавать настоящее,

оригинальные формы в тех технических, экономических и социальных

условиях, в которых он окажется, вместо того чтобы навязывать заученные

формулы окружающему, нуждающемуся в совершенно ином решении. Я хочу

учить не готовым догмам, но подходу к проблемам нашего поколения,

который должен быть непредубежденным, эластичным, оригинальным. Для меня

было бы совершенно ужасно, если бы моё намерение вылилось лишь в

умножение числа приверженцев «архитектуры Гропиуса». Чего я

действительно хочу, так это заставить молодежь осознать, как неистощимы

средства творчества, если использовать современную разнообразнейшую

продукцию нашего века, и вдохновить эту молодежь на поиски собственных

решений.

Я всегда ощущал известное разочарование, когда меня спрашивали о

средствах и тайнах моей работы, в то время как интерес представляет

передача моих основных переживаний и использованный при этом метод.

Лозунг «красиво всё то, что полезно» правилен лишь наполовину. Когда мы

можем назвать человеческое лицо красивым?

Части любого лица соответствуют своему назначению, но только абсолютные

пропорции и гармоничные краски по справедливости могут называться

красивыми. То же и в архитектуре. Только абсолютная гармония технической

функциональности и пропорций формы создаёт красоту. Именно эти критерии

делают нашу задачу столь многогранной и сложной.

Совершенная архитектура должна быть воплощением самой жизни, что

подразумевает проникновенное знание биологических, социальных,

технических и художественных проблем».

Цель.

Прежде всего должны быть установлены новые границы архитектуры, что

нечего мечтать совершить этот труд одному, что этого можно достигнуть

лишь воспитанием и подготовкой нового поколения архитекторов, которые

овладеют современными средствами производства в специальной высшей

школе. Так в 1919 году был торжественно открыт Баухауз со специальной

задачей: понять сущность искусства архитектуры, которая соответственно

человеческой природе охватывала бы собой все проявления жизни. Школа

добровольно сосредоточила внимание на том, что является сейчас насущной

необходимостью, – на предотвращение порабощения человека машиной путем

спасения массового производства и быта от анархии механизации и

возвращения их к смыслу, чувству и жизни. Это подразумевает создание

вещей и зданий, заранее спроектированных для промышленного производства.

Задачей было искоренить ошибки механизации, не жертвуя ни одним из ее

достоинств. Мечтой было создание подлинных ценностей, а не проходящих

новшеств.

Баухауз пропагандировал на практике равноправие всех видов творческого

труда и их логическую взаимосвязь в современном мире. Ведущим принципом

было то, что формообразующая деятельность является не односторонне

интеллектуальным или односторонне материальным делом, а неотъемлемой

частью жизни, необходимой в каждом цивилизованном обществе. Замыслом

было извлечь художника из состояния отрешенности и восстановить его

связь с миром каждодневной реальности, и на то, чтобы расширить и

очеловечить неподвижное, почти всецело материальное сознание людей

труда.

Цель Баухауза заключалась не в распространении какого бы то ни было

стиля, системы или догмы, а в оказании обновляющего влияния на всю сферу

формообразования. «Стиль Баухауза» был бы лишь признанием поражения и

возвращением к той омертвляющей инерции и пассивному академизму, с

которыми школа боролась. Школа старалась сформулировать новый подход к

задаче, который воспитает творческое сознание у всех единомышленников и

который в конечном счете приведет к новому отношению к жизни.

Баухауз был первым учреждением в мире, осмелившимся воплотить этот

принцип в конкретной программе. Основной идеей программы были

исследования условий нашей индустриальной эпохи и присущих ей главных

течений.

Идея и структура Баухауза.

Выражением прошлого сознания была Академия, она способствовала

раздельному существованию двух видов творческой жизни ––

производственной и ремесленной –– независимо от деятельности

художественно одаренных людей, которая протекала в полной изоляции. В

великие эпохи, напротив, вся общая производительная деятельность тесно

зависела от художественно одаренной личности, ибо она находилась в

центре и опиралась на те же основы производства и те же практические

знания, что и любые другие труженики снизу доверху. Художник обладал

профессией, поддававшейся изучению, несмотря на различные непонятные

случаи в творчестве, приводившие к ошибкам. Обучение в Академии вело к

тому, что художественная индивидуальность совершенствовалась в ущерб

социальным нуждам. Такое обучение ограничивалось лишь методом

графического и живописного изображения вне всякой связи с особенностями

реальных материалов, техникой и производством. Но со второй половины XIX

века началось движение против пагубного влияния Академии: Рёскин и

Моррис в Англии, ван де Вельде в Бельгии, Ольбрих и Беренс и другие в

Германии, Веркбунд –– все они пытались найти и определить путь для

восстановления утерянного единства материального производства с

художественным творчеством. В Германии возникли школы прикладного

искусства, которым надлежало заняться подготовкой художественно

одаренных личностей для промышленности и ремесленного производства. Но

дух Академии был еще жив, и это производственное образование оставалось

дилетантским; его основу продолжало составлять традиционное рисование

«проектов». Таким образом, попытки сломить старое, не преобразуя всего в

целом, не меняли отношения между жизнью и «искусством для искусства». С

другой стороны, в области ремесленного производства –– прежде всего в

индустрии –– тоже изыскивали средства для привлечения сюда художника.

Наряду с прежними требованиями техничности и общей качественности вещи

стали выдвигать и требования красоты внешних форм изделия, добиться

которых прежним производственным методом было нельзя. Тогда начали

покупать «художественно решенные проекты». Но это была попытка с

негодными средствами, поскольку художник оказался чужд вещи, он ничего

не понимал в ее техническом и реальном изготовлении и не мог связать

свои формальные предложения с практическими возможностями их выполнения.

Не хватало специально обученных художественно одаренных людей, которые

могли бы внести в производство необходимую целостность на основе

требований создания нового единства всех форм.

В Государственном Баухаузе в Вейморе впервые предпринята попытка широко

воплотить эти идеи на практике.

Весной 1919 года Вальтер Гропиус принял на себя руководство Саксонско –

Вейморской школой прикладного искусства и Саксонско – Вейморской Высшей

школой изобразительного искусства, обьеденив их в одно целое под общим

названием «Государственный Баухауз». Соединение умозрительной работы в

Академии с практической деятельностью в Школе прикладного искусства дало

возможность начать выполнение общего плана перестройки обучения

художественно одаренных людей.

Ведущим принципом, которым была подчинена вся работа, являлось

стремление к слиянию всех видов художественного творчества, к

воссоединению всех прикладных дисциплин с новой архитектурой в качестве

её неотъемлемых частей. Конечная, хотя и далёкая цель Баухауза ––

единое художественное произведение –– здание, в котором исчезают

границы между монументальным и декоративным искусством. Господствующей

идеей Баухауза была идея создания нового единства, идея синтеза вместо

«искусства», «направлений», и достижение неделимого целого,

соответствующего внутренней целостности человека и получающего свой

смысл и назначение в реальной жизни.

Всё обучение в Баухаузе делится на:

I Практическую часть.

1. Камень 2. Дерево 3. Металл 4. Звук 5. Стекло 6. Цвет 7. Ткань

Перспективные элементы:

а) Значение материалов и орудий обработки.

б) Основные представления о бухгалтерском деле, расценках и способах

заключения договоров.

II Теоретическая часть.

Восприятие.

а) Натурные студии.

б) Учение о материалах.

Представление.

а) Учение о проектировании.

б) Учение о конструировании.

в) Техническое рисование и постройка моделей всех пространственных

элементов.

Формообразование.

а) Учение о пространстве.

б) Учение о цвете.

в) Учение о композиции.

Перспективные элементы:

Лекции о проблемах искусства и промышленности( как современных так и

прошлых эпох).

Весь цикл обучения делится на 3 курса:

1. Пропедевтический курс.

Длительность 6 месяцев. Элементарное обучение форме в связи с

учением о материалах в специальных мастерских пропедевтического курса. В

итоге –– перевод в учебные мастерские.

2. Практический курс.

Длительность 3 года. Работа в учебных мастерских по окончанию знакомства

с закономерностями учебного рисунка и дальнейшее обучение построению

форм. В итоге –– приём в члены ремесленной гильдии, далее –– в

сотрудники Баухаузе.

3. Строительный курс.

Практическое участие в строительстве на реальном объекте и свободное

творческое участие в строительном процессе на экспериментальной площадке

Баухауза. Длительность –– по соображениям руководителя и согласно

надобности. Строительные и экспериментальные площадки служат

одновременно развитию и уточнению практического и теоретического курса.

В итоге –– получение звания мастера гильдии, в дальнейшем ––

сотрудника Баухауза.

1. Пропедевтический курс.

Каждый, кто желает поступить в Баухауз, должен обязательно обнаружить в

ходе выполнения какой-либо самостоятельной работы все свои задатки в

сфере производства и формообразования. Выбор мастера бывает субъективен

и поэтому нередко ошибочен, если нет строгой антропометрической системы,

с помощью которой можно определить потенциальные возможности растущего

индивида. Каждый принятый попадает сначала на пропедевтический курс,

который длится 6 месяцев и заключает в себе уже все элементы будущего

обучения. Практический и теоретический формальные курсы неразрывно

связаны друг с другом; их цель –– высвободить дремлющие творческие

силы учащегося, дать ему возможность самому почувствовать природу

материала и понять основные закономерности построения художественного

образа. Система педагогического воспитания может проявиться тут в полной

мере. Нужно достичь понимания и правильной оценки индивидуальных

возможностей самовыражения. Творческие возможности разных индивидов

совершенно различны. Один предпочитает выражать себя в ритме, другой в

светотени, третий –– в цвете, четвертый –– в характере материала,

пятый –– в звуке, шестой –– в пропорциях, седьмой –– в соотношении

материального и абстрактного пространства, восьмой –– в соединении

чего-то одного со вторым, третьим, четвертым и так далее. Этот курс

знакомил учеников с понятием пропорции и ритма, света и тени, цвета.

Учащийся выполнял упражнения с различными материалами и инструментами

всех свойств, чтобы дать ему возможность определить свое призвание.

Одновременно начиналось обучение проектированию. Все работы, выполняемые

на пропедевтическом курсе, несут на себе отпечаток педагогического

воздействия. Если они и обладают художественными качествами, то лишь

постольку, поскольку в основу каждого из них заложено наибольшее

выражение возможностей развивающегося индивида, что и можно назвать

искусством.

После окончания этого курса учащийся переводится на следующий в

зависимости от проявлений учащимся качеств и индивидуальных особенностей

его выражения. Он переводится в специальные мастерские и приступает к

другому этапу развития своих практических и пластических возможностей.

2. Практический и формальный курсы.

Лучший способ обучения –– это обучение непосредственно у мастера, как

это было в прежние времена, когда не знали особых учебных работ и

создания художественных образцов. Старые мастера давали ученикам

одновременно и практические знания и формальные знания. Но такой способ

обучения у мастера-практика не знал еще рокового различия таланта и

просто человека, характерного для нашего времени. Поэтому сегодня

работать у такого мастера непродуктивно. Остается путь синтеза, то есть

одновременного обучения учащегося техническим основам –– со стороны

ремесленника, и формальным –– со стороны одаренного художника.

Подобная система обеспечивает разностороннее развитие будущих талантов и

достижение нового единства в творчестве, постоянно подготавливая такой

вид созидательной деятельности, который ориентирован на нужды народа.

Итак, основу педагогики Баухауза составляет следующий принцип: «Каждый

учащийся и сотрудник учится одновременно у двух мастеров –– мастера-

ремесленника и мастера художественной формы. В последствии Баухаузу

удалось на место руководителей мастерских поставить бывших учеников,

которые обладали техническим и художественным опытом, что разделение на

преподавателей формы и преподавателей технологии стало излишним. Оба они

тесно связаны друг с другом в процессе обучения. Ремесленное и

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.