рефераты бесплатно

МЕНЮ


Архитектура г. Ростова-на-Дону

Архитектура г. Ростова-на-Дону

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение.

2. I глава – Развитие архитектуры 1918-1941 гг.

3. II глава – Имена и судьбы ростовских архитекторов.

4. Заключение.

5. Приложение.

6. Оглавление.

ВВЕДЕНИЕ

Любовь к родному городу: а именно к Ростову-на-Дону – неотъемлемая

часть моей жизни. Я любуюсь каждым уголком, большим и малым достоянием

архитектуры, и чем больше всматриваюсь в его красоту, тем больше хочется

знать, чьим талантом она создана.

В декабре прошлого года, мое внимание привлекла небольшая заметка на

первой полосе газеты «Молот» под названием «Новь старого дворца». В ней шла

речь о реконструкции Дворца Железнодорожников. Однако, автор статьи не

упоминает имен тех, кто создавал это здание. Это подтолкнуло меня к первому

поиску авторов архитектуры дворца, и я занялась поисково-краеведческой

работой. Ее результатом было открытие ростовского архитектора И.П.

Смирнова, имя которого было потеряно во времени. Этой истории отведена

глава данного реферата.

Мне было интересно заглянуть в историю культуры России советского

периода, одной из ее важных сторон – архитектуры.

Считаю эту тему необыкновенно актуальной, потому что мы живем среди

этих зданий, их архитектурной красоты, и особого стиля. И если

всматриваться внимательно, то можно безошибочно определять век и годы его

создания. Это необходимо знать не только людям, профессионально

занимающихся архитектурой, но и любому человеку, который любит свой город,

свою родину. Над рефератом работала с увлечением. Вся литература,

предоставленная краеведческим отделом Ростовской публичной библиотеки,

подробно описывала весь советский период развития архитектурного искусства

на Дону. Эта тема была настолько увлекательной, что она привела меня к

работе над отдельным докладом «о жизни и творчестве архитектора Смирнова

И.П.». В этой работе мне оказала большую помощь работник краеведческого

отдела публичной библиотеки Штовдакер Лариса Александровна.

В ходе работы над рефератом были интересные встречи с родственниками

архитектора, работа с семейными документами этого архитектора.

Мое выступление на районной, областной поисково-краеведческой

конференции и на Донской академии юных исследователей было высоко оценено.

Глава I. Развитие архитектуры 1918-1941 гг.

Революция 1917 г. принесла и перемены в среде культуры. Они затронули

образование, науку, технику, литературу, искусство, архитектуру, всю

духовную жизнь общества. Направления и характер, начавшихся в культурной

среде изменений определялись установками на формирование новой,

социалистической художественной культуры.

С ее созданием партийно-государственное руководство страны связывало

настроение социалистического общества.

Индустриализация конца 20-х – начала 30-х годов способствовала

развитию массового градостроительства и становление советской архитектуры.

Близ заводов сооружались рабочие поселки с системой культурно-бытового

обслуживания, школами и детскими учреждениями. Возводились дворцы культуры,

рабочие клубы и здравницы.

В проектировании их участвовали архитекторы Шолтовский, Фомин, Щусев,

братья Веселины. Зодчие стремились к созданию новых архитектурных форм,

которые соответствовали бы задачам построения нового общества. Результатом

поисков новых выразительных средств стали общественные здания, внешний

облик которых напоминал то гигантскую шестерню – Дом культуры имени

Русанова в Москве (архитектор Мельмешев), то пятиконечную звезду – театр

Красной Армии в Москве (архитекторы Агабин, Скиберудов).

Широкий размах приобрели работы по реконструкции городов. Стремление

к созданию городов нового быта, городов – садов приводило во многих случаях

к большим потерям. В ходе строительных работ уничтожались ценнейшие

исторические и культурные памятники.

После Великой октябрьской революции, открывшей широкие возможности

для развития советской архитектуры, в городе Ростове-на-Дону развернулись,

в невиданных до этого масштабах, строительство и реконструкция города.

Если в первые годы после окончания гражданской войны, строительство в

Ростове было ограничено необходимым ремонтом и восстановлением разрушенных

гражданской войной зданий, то начиная уже с 1924 г., новое жилищное

строительство в городе принимает большие размеры.

В эти годы были построены десятки благоустроенных многоэтажных жилых

домов и целых комплексов: квартал жилых домов трамвайщиков (1924 г.,

архитектор Эберх), жилые дома водников (1926 г.), жилые дома по

Буденновскому проспекту (архитектор Кондратьев).

Особенно большой размах жилищного строительства произошел в годы

сталинских пятилеток.

Наряду с промышленными предприятиями на окраинах, на месте трущоб,

возникали новые жилые кварталы и поселки со свободной рациональной

планировкой, с детскими учреждениями, спортивными площадками. Так на месте

«стеклянного города» выстроили дом «Гигант №1» (1930 г., архитектор

Наумычев), квартал домов табачной фабрики и многие другие.

Помимо жилых домов в городе было воздвигнуто несколько крупных

общественных зданий. Так в Ростове торжественно заложили фундамент Дворца

Труда им. Ленина на площади Ленгородка (1927 г., архитектор Эберг) и был

построен институт железнодорожного транспорта (1930-1932 гг., архитектор

Наумов) и др.

К сожалению, для ряда зданий этого периода характерны черты

конструктивизма. Отказ от критического использования архитектурного

классического наследия, как результат тлетворного буржуазного влияния в

архитектуре, – все это привело к объединению архитектурных форм и

схематизации к созданию архитектурного «стиля», получивший в народе

образное название «коробочной архитектуры».

В 1930-1933 гг. отмечались дальнейшим подъемом строительной

деятельности в городе; наряду с жилыми домами, кварталами и поселками

возводилась группа весьма солидных по размерам общественных и культурных

зданий, в том числе театр им. М. Горького (1930-1935 гг.) по проекту

архитектора Щуко и профессора Гельфрейха. Центральную зрелищную часть

театра архитекторы закомпоновали в форму кубического объекта. В основу

приема замысла проекта легло размещение малого зала в передней части здания

на фойе главного зала и устройство входов как в большой так и в малый зал с

площади революции. Лестничные клетки и коридоры напоминают гусеницы

трактора. Сопоставлении глухого лантдарного объема зрительной части с

остекленными вертикалями лестниц создавало ощущение контраста, а колонны и

боковые «галереи-мосты» на гигантских колонах, воспринимающиеся во

множестве изменяющихся ракурсов, придавали зданию динамизм. Стиль

архитектуры театра нельзя охарактеризовать каким-либо одним традиционным

«измом». Архитекторы берут лучшее у конструктивизма – ясную организацию

плана, контрастность форм, обостренное чувство современной конструкции и

сочетают все это с декоративностью большого замысла. Сдержанные формы

фасада обогатили природу отделочными материалами и скульптурными рельефами.

Большой лоб главного фасада облицован итальянским мрамором.

Так же в 1932-1934 гг. был построен Дом советов и гостиница «Ростов».

Строительство театра повлекло за собой полную реконструкцию

неосвоенного района города. Возникли Театральная площадь, Театральный

проспект, «Западный партер» с группой фасадов и фонтанов, парк Революции и

т.д.

По улице Энгельса было создана система новых площадей – им. Ленина,

Дома Советов, им. М. Горького, которые образовали композиционный центр

города.

Первая в этой системе площадь им. Ленина была создана в 1926-1929

гг.; одновременно здесь был воздвигнут памятник Ленину (скульптор Переда).

В 1930-1936 гг. по проекту группы ростовских архитекторов был устроен

путем значительной срезки земли партерный сквер, который при этом оказался

на одном уровне с театральной площалью. «Западный партер» в ансамбле парка

Революции, театра, классического сада и Театральной площади одно из

замечательных достижений советской архитектуры. Характерно, что эта

парковая группа с фонтаном и скверами находится непосредственно в самом

центре застройки, являющейся важным элементом, определяющий архитектурное

лицо нашего города.

Важнейшим шагом в развитии города стал план «Большого Ростова»,

разработанный профессором Шестоновым и считающийся в этот период одной из

достопримечательностей города. Проект предполагал развитие Ростова не

только вдоль речного берега, а и вглубь донской земли, с использованием

повышения этажной жилой застройки, развития социальной структуры районов.

Подводя итоги развития архитектуры Ростова в послереволюционный

период, архитектор Галхурьян пишет в 1935 г.: «В своем развитии архитектура

Ростова повторяет все этапы развития архитектуры Союза. Увлечение

конструктивизмом находит отражение и в первых проектах краевого дома

советов и ростовского нового театра».

Анализ ростовских построек демонстрирует своеобразие, которым

отличается ряд произведений этого периода. В ростовской архитектуре в

предреволюционные годы получила большое влияние неоклассическая

архитектура, в экестности симметрии, соразмерность пропорции, ордерные

элементы. Может быть в этом истоки уравновешенности и ясности пропорции и

форм фасадов, взвешенности объемных построек конструктивизма.

Глава II. Имена и судьбы ростовских

архитекторов

В судьбе архитектуры советского периода (1918-1941 гг.) принимали

участие Л.Ф. Эберг, М.Н. Кондратьев, В.Н. Наумычев, П.А. бучнев, А.М.

Дворин, Х.Х. Чалхумьян, Лавреньтьев, А. Маркелов, Н. Мельншов, И.П.

Смирнов, В.А. Щуко и В.Г. Легьфрейх. Л.Ф. Эберг является автором «Дома

актера» по ул. М. Горького, Дворца труда им. Ленина и других зданий; театр

им. М. Горького был воздвигнут по проекту академика В.А. Щупо и профессором

В.Г. Гельфрейхом; вокзал Сельмаш – это проект И.П. Смирнова, а

архитекторами М.Н. Кондратьевым, Наумычевым, Дворяниным – были

спроектированы десятки жилых домов-комплексов.

Город Ростов-на-Дону в этот период украсился новыми великолепными

зданиями. Это Дворец труда им. Ленина (1926-1930 гг.); здание

заводоуправления Ростсельмаш (1927 г.), гостиница «Ростов» (1934 г.), театр

им. М. Горького (1935 г.); Ростовский-на-Дону институт инженеров

железнодорожного транспорта (РГУПС) (1938-1939 гг.); Дом Советов (1930 г.).

К счастью, все эти здания сохранились до сегодняшнего дня.

Но особенно меня заинтересовала судьба и творческий путь архитектора

И.И. Смирнова.

Игорь Петрович Смирнов жил на улице Верхней Нольной в доме

железнодорожников, который сам же проектировал, а работал в известном

каждому жителю нашего района красивейшем здании Управления Северо-

Кавказской железной дороги, в проектном бюро СКОПСа архитектором, куда

пришел он в 1926 году.

Несколько наиболее важных штрихов из его биографии. Прежде всего о

семье, в которой он родился и вырос. В фондах Ростовского областного музея

краеведения хранится «Формулярный список о службе Председателя Ростовского-

на-Дону Окружного суда Петра Федоровича Смирнова»2, отца Игоря Петровича

Смирнова. Из него я узнала, что Игорь Петрович родился в Саратове в 9 (22)

апреля 1896 года, в семье дворянина. Его отец Петр Федорович 1871 года

рождения окончил полный курс наук в Императорском Московском университете

по юридическому факультету, служил в Саратовской судебной палате, в

Ставропольском окружном суде; в июле 1905 года был переведен на должность

товарища прокурора в Таганрогский окружной суд. В 1909 году был перемещен

на должность прокурора Ростовского окружного суда, а в феврале 1917 года

назначен на должность Председателя Ростовского-на-Дону окружного суда. За

годы своей ревностной службы Петр Федорович имел несколько наград, среди

которых ордена Святого Владимира 4-й степени, Святой Анны 2-й и 3-й

степени. Мать, Антонина Ивановна, урожденная Юматова, была дочерью

мещанина, хотя Игорь Петрович считал, что эта фамилия имеет древние корни и

восходит по знатности к XIII веку. Игорь был старшим сыном в семье (родился

9 апреля 1896 года), кроме него были еще две девочки, Ольга 1897 года

рождения и Людмила, 1899 года рождения, с которыми он был очень дружен.

Вообще это была высокообразованная интеллигентная семья. Дядя по

материнской линии был известным актером, с которым Игорь был духовно близок

/фото 1917 года с дарственной надписью: «Милому племяннику Игорю на добрую

память о дяде. Саратов, 14 февр. 1917 г.». Сохранилось письмо дяди Игорю

1925 года, в это время он был актером Одесского драматического театра. Его

троюродная сестра Наташа Горохова была балериной в Большом театре/.

Неудивительно, что Игорь в юности был увлечен мировой и русской

литературой, изобразительным искусством, живописью и архитектурой,

прекрасно играл на фортепиано.

В 1914 году началась Первая мировая война. В этот год Игорь, окончив

в Ростове мужскую классическую гимназию, после конкурсных испытаний был

принят в Институт Гражданских инженеров Императора Николая I в Петрограде.

Он мечтал стать архитектором.

Учился с большим желанием, на отлично, о чем свидетельствует

сохранившаяся в семье зачетная книжка. Однако в связи с революционными

событиями 1917 года занятия в институте были прерваны, и весной 1918 года

Игорь Смирнов был вынужден начать свою трудовую деятельность, так и не

закончив образование.

С этих пор жизнь молодого архитектора становится зависимой от разных

обстоятельств, и, прежде всего, от исторических событий, в которые он был

вовлечен волею судьбы.

1918 год... В России началась гражданская война. Мир разделился на

красных и белых. Вот как сам вспоминает события тех лет И.П. Смирнов: «От

призыва в старую армию я был освобожден, как белобилетник, и весной 1918

года я поступил практикантом на 7-ю дистанцию службы пути бывшей

Владикавказской ж.д. С этого момента начинается моя самостоятельная

трудовая жизнь. В январе 1919 года я тяжело заболел сначала возвратным, а

затем и сыпным тифом. Вместе со мной заболели и мои родители. Мать моя

умерла во время самой болезни, а отец - после тяжелых осложнений»3.

Надо сказать, что в своей Автобиографии, написанной в Ростове 15

января 1942 года, т.е. в период между двумя оккупациями города, Игорь

Петрович слукавил, говоря о том, что отец его умер.

Это была «ложь во спасение». Чтобы понять и не осудить за нее Игоря

Смирнова, необходимо вспомнить какое это было время для русской

интеллигенции. Правда о себе и своей семье могла стоить жизни.

На самом деле в семье его дочери О.И. Смирновой сохранились письма из

Парижа 1934 года, из которых становится понятным, что Петр Федорович не

умер: в 1920 или 1921 году он эмигрировал во Францию с двумя дочерьми,

Ольгой и Людмилой. Ольга (1897 года рождения) с 1918 года училась в

Ростовской консерватории, а Людмила (1899 года рождения) - в Варшавском

/Ростовском/ университете на медицинском факультете. Связь с сестрами у

Игоря Смирнова продолжалась в переписке, письма из Парижа от Ольги (эта

сестра была ему особенно близка) приходили в Ростов и в 30-е годы. А в 1935-

м году Игорь Петрович назвал именем любимой сестры свою дочь.

Вот почему всего этого не прочесть за скупыми строчками

Автобиографии.

«Еще не оправившийся от болезни, я был перевезен родственниками в

город Майкоп, - рассказывает далее Игорь Петрович. - Восстановив свои силы,

я поступил в том же 1919 году на должность техника в Майкопскую городскую

управу, откуда с приходом Красной армии автоматически перешел в

коммунальный отдел Ревкома, а затем - в отдел государственных сооружений

Совнархоза»3.

Почему же Игорь Смирнов не покинул Россию вместе со своими родными?

Он был молод, полон надежд, ему хотелось участвовать в строительстве

новой жизни. Он был уверен, что только на Родине он сможет осуществить свою

мечту и стать архитектором. Думается, он был искренен в своем восприятии

действительности начала 20-х – ЗО-х годов. Из истории известно, в частности

по документальным кинолентам, о том, что люди верили, что своими руками они

строят новый мир, новую Советскую Россию.

К тому же в Майкопе Игорь Смирнов влюбился в подругу своей двоюродной

сестры. Вот как эти события личной жизни отражены в Автобиографии:

«В 1921 году, желая закончить свое образование, я поступил в

Майкопский институт сельскохозяйственной мелиорации. К тому времени я уже

был женат, и мы с женой имели ребенка. Чрезвычайные продовольственные

затруднения того времени и личные склонности толкнули меня на занятия

сельским хозяйством, и с 1922 года я стал работать в коллективном сельском

хозяйстве в юрте станицы Курджипской б. Кубанской области, участвуя в нем,

я и моя жена, своим личным трудом»3.

«В действительности, жена Игоря Смирнова Вартануш Еремеевна

Мнацаканова была дочерью богатого армянина. Ее отец имел плантации табака,

хотя жил аскетически скромно и так же воспитывал своих детей», -

рассказывала Ольга Игоревна Смирнова. Молодые жили и работали на его земле.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.