рефераты бесплатно

МЕНЮ


Архитектура г. Ростова-на-Дону

В 1928 году у дедушки все отняли».

Вместе со своей семьей, женой и сыном Георгием в 1926 году он

переезжает в Ростов-на-Дону, любимый город своего детства и юности. В

проектном бюро СКОПСа при Управлении Северо-Кавказской железной дороги

Смирнов занимает должность архитектора. По линии Северо-Кавказского округа

путей сообщения (вероятно, так расшифровывается аббревиатура СКОПС) он

много ездит по стране, принимает участие в проектировании гражданских

зданий в Сталинграде (Волгограде), Таганроге, Сочи, Макопсе, и, конечно, в

Ростове-на-Дону.

Отдельные ростовские страницы деятельности Игоря Петровича Смирнова

рассматриваются в настоящей работе.

В фондах Ростовского областного музея краеведения2 хранится

иллюстрированное Приложение к газете «Молот» за 7 ноября 1928 года.

На странице 4 под лозунгом: «Да здравствует нерушимый союз всех

народов СССР, строящих социализм! помещены фотографии грандиозных строек

Северо-Кавказского края, центром которых был в 20-х годах Ростов-на-Дону.

Это новая электростанция в Армавире, строительство гидростанции в Осетии,

сельскохозяйственные работы в Кабарде, в колхозе «Молния» в станице

Хомутовской. А внизу под лозунгом: «Да здравствует культурная революция!» –

грандиозное сооружение в Ростове-на-Дону: Дворец Труда имени Ленина в

Ленгородке. Дворец Труда задумывался как здание-памятник, здание-монумент,

имеющее большое градостроительное значение. Вертикаль Рабочего Дворца

задумывалась как важнейшая градостроительная доминанта, обращенная в

пространство города и играющая роль пространственной связи городка

железнодорожников с самим городом.

В Ростове в период XIX - начала XX вв. сложилась развитая система

вертикалей культовых зданий. Вертикаль Дворца Труда, поставленного на

Базарной площади Ленгородка вплотную возле церкви, явилась новым ориентиром

в системе целого района города, символом, олицетворяющим новую эпоху.

Традиционный градостроительный прием наполнялся новым идейным содержанием.

/Фото из газ. Молот.- 1928/

В семье О.И. Смирновой хранится документ, подтверждающий участие И.П.

Смирнова в проектировании Дворца Труда им. Ленина. Это справка, выданная

28.10.1927 года за N 344 Управлением строительных и ремонтных работ Северо-

Кавказской железной дороги «помощнику архитектора по постройке Дворца Труда

т. Смирнову И.П. в том, что он за время службы его в Проектировочном бюро

Дворца Труда получил жалованье с 22 декабря 1926 года по 1 мая 1927 — по

250 рублей в месяц = 1072.92. Справка выдана на предмет обложения

подоходным налогом». (Копия прилагается).

К сожалению, на сегодня это единственный документ, подтверждающий

участие Игоря Петровича в проектировании этого интересного

градостроительного объекта. В Государственном архиве Ростовской области

хранятся дела из 10 томов по строительству Лендворца (так сейчас называют

это здание ростовчане) и нигде не упоминается имя И.П. Смирнова. Лишь в

одном из дел ростовский архитектор Артур Георгиевич Токарев,

профессионально изучающий историю архитектуры Ростова 20-30-х годов, нашел

краткие сведения такого рода: "И.П. Смирнов, сотрудник СКОПС и он же техник

жилсоюза 1928 и 1929 годов"4.

Знакомство с историей строительства Дворца Труда в Ленгородке по

одноименной статье А.Г. Токарева)5 и сопоставление ее с вышеприведенным

документом (Справкой от 28.10.1927 за № 344) показывает, что И.П. Смирнов

был приглашен для участия в проектировании уникального здания архитектором

Л.Ф. Эбергом, под именем которого здание и вошло в историю архитектуры

Ростова после того, как были отстранены от дел другие ростовские

архитекторы, разработчики проекта здания, а именно: Г.Н. Васильев, А.

Маркелов, М. Кондратьев, Н. Мельников. «В фондах ГАРО сохранились

документы, позволяющие составить представление о проекте Кондратьева-

Маркелова, – пишет А.Г. Токарев5. – Несмотря на то, что в соавторах проекта

числятся Маркелов и Мельников, судя по документам, в основном разработкой

проекта занимался Кондратьев. Кроме некоторых текстовых документов,

сохранились варианты генерального плана, поэтажные планы, проект фасадов и

башни Дворца Труда. Генеральный план Дворца Труда (в том числе и контур

здания), на котором стоит дата 4 июня 1926 года, полностью соответствует

осуществленному впоследствии варианту»5.

Все эти перепетии личностных взаимоотношений с политическим оттенком,

имевшие место в среде ростовских архитекторов, не касались молодого

помощника архитектора. С 26 декабря 1926 года он самозабвенно включился в

работу по проектированию интерьеров уникального здания, очень гордился, что

ему одному из многих доверили такой важный объект, и занимался им вплоть до

мая 1927 года. Это был первый серьезный успех И.П. Смирнова на

архитектурном поприще: сохранились копии его расчетов, чертежей. Но, увы,

как было принято в те годы, имя И.П. Смирнова в документах по

проектированию Дворца Труда, не упоминается. Все заслуги по проектированию

здания приписываются главному архитектору Л.Ф. Эбергу.

Нам не узнать теперь какие же чувства испытывал Игорь Петрович в

связи с тем, что остался безымянным в истории строительства Дворца Труда.

Но опыт он приобрел, и имя его зазвучало в архитектурной среде Ростова.

В 1928-1929 годах он, будучи сотрудником СКОПС СКЖД, а также техником

жилсоюза4, стал проектировать жилые дома квартала железнодорожников в

Ростове. В частности, по его проекту в 1934 году были введены в строй два

жилых здания по ул. Верхней Нольной, в одном из которых он получает 3-х

комнатную квартиру4.

В 30-е годы Игорь Петрович - в расцвете своих творческих и физических

сил. В 1934 году его пригласили работать по совместительству в проектное

бюро строительства драматического театра в Ростове.

Известно, что здание Ростовского драматического театра строилось по

проекту академика архитектуры В.А. Щуко и профессора В.Г. Гельфрейха

(впоследствии тоже академика). Однако, интерьеры театра разрабатывали

ростовские архитекторы. Об этом в современной литературе мы можем прочитать

следующее: «Авторы проекта вместе с начальником строительства А.М.

Стамблером, архитектором Л.Ф. Эбергом, инженерами и рабочими

совершенствовали свои замыслы»6.

И опять встречается имя Л.Ф. Эберга и нигде не упоминается И.П.

Смирнов. Между тем, документы свидетельствуют о том, что Игорь Петрович

активно работал в проектном бюро на строительстве драмтеатра.

В семейном архиве сохранились, сделанные его рукой, рисунки интерьера

театра, которые были в точности использованы при строительстве здания

театра. Иллюстрированным свидетельством тому являются уникальные книги,

изданные в Ростове в 1935 и 1936 годах. Эти редкие издания хранятся в

краеведческом отделе Донской публичной библиотеки7.

А также документы, которые сохранила Ольга Игоревна Смирнова в своей

семье. Вот они: Копия Распоряжения № 126 по Стройотделу СКЖД от 28 сентября

1934 года8 и черновые записки самого Игоря Петровича по поводу указанного

распоряжения. Они свидетельствуют о том, что И.П. Смирнов будучи работником

Управления Северо-Кавказской железной дороги был приглашен в проектное бюро

строительства гортеатра по совместительству, которое в те годы

расценивалось не иначе, как взяточничество со всеми вытекающими отсюда

последствиями: за совместительство полагалась статья 116 Уголовного

Кодекса. Игорю Петровичу был вынесен строгий выговор с занесением в личное

дело. Начальник стройотделва СКЖД Кальнин 28.09.34 г., подписав это

Распоряжение потребовал от Смирнова прекращения участия в строительстве

театра. Судя по черновым запискам Игоря Петровича руководство проектными

работами театра этого не допустило. В Управление СКЖД поступило

ходатайство, подписанное ответственными руководителями с просьбой оставить

архитектора Смирнова на строительстве театра по совместительству.

Интересно мнение самого Игоря Петровича об этой работе:"работать по

проектированию на такой исключительно в архитектурном и техническом

отношении стройке выпадает далеко и далеко не каждому архитектору. Работать

под руководством таких мастеров как академик Щуко и профессор Гельфрейх в

сотрудничестве с архитектором Эбергом и [С...] является для меня и честью и

огромной школой. Разработка проекта театра... в отношении наружной и

внутренней архитектуры его является широчайшим полем... и фактом моей

творческой биографии [неразборчиво], поэтому оставление работы по

строительству гортеатра явилось бы для меня величайшей потерей и я хотел бы

оказать[...]. На основании вышеизложенного прошу сложить с меня взыскание

как недостаточно обоснованное, а также не препятствовать моей дальнейшей

работе по проектированию гортеатра во внеурочное время. Полагаю, что опыт и

навыки, приобретенные мною на этой работе могут пригодиться для моей работы

на железной дороге. Просьбу строительства гортеатра о нечинении мне

препятствий к дальнейшей работе в Проектном бюро строительства прилагаю".

В этой записке, написанной в 1934 году виден и характер, и смелость,

которая была нужна ее автору, чтобы в такое сложное время думать о любимом

деле и совсем не думать о себе.

Игорь Петрович остался на строительстве театра. Однако, пролистав

уникальную книгу 1935 года выпуска7, которая рассказывает о тех, кто строил

это здание, мы не встретим здесь имя И.П. Смирнова. Зато на отдельных

листах помещены фотографии партийных деятелей Азово-Черноморского края, при

которых велось строительство театра: секретаря Азово-Черноморского краевого

комитета ВКП/б/ М.М. Малинова, председателя Азово-Черноморского

крайисполкома В.Ф. Ларина; отдельные очерки в книге рассказывают о людях

стройки: лучшей мотористке на строительстве театра Мили Зеньковской /с. 78-

83/, стороже товарище Явно и начальнике стройки Стамблере,

высококвалифицированных столярах отце и сыне Синчиных, каменотесе Шилякове

и др. строителях новой жизни. Не должно было быть на советской стройке

людей с таким происхождением как Игорь Смирнов. Однако, труд его, голова,

знания были нужны, но сам он был обязан затеряться во времени.

Наверное, такие горькие мысли приходили в голову Игорю Петровичу

тогда, когда в Ростове 29 ноября 1935 года состоялось открытие театра.

«Это был настоящий народный праздник. Допоздна по ярко освещенной

площади двигались бесконечные колонны демонстрантов. В праздновании

участвовали не только многие тысячи жителей Ростова, но и делегации других

городов, совхозов и колхозов»9.

Тем не менее творческие результаты были налицо. И в 1935 году Игорь

Петрович становится членом Ростовского областного отделения Союза Советских

архитекторов. Работает он не только в Ростове, его приглашают и в другие

города страны. См.: проект спального корпуса для Дома отдыха в Макопсе

(Краснодарский край 1936).

А в Ростове он проектирует вокзал Сельмаш.

5 сентября 1937 года газета «Молот» восторженно писала: «Это — новый

вокзал, выстроенный по специальному решению правительства для нужд рабочих,

завода и вступивший вчера в нормальную эксплуатацию...»

В статье налицо штрихи сталинской эпохи: дорога носит имя Ворошилова,

а в тексте - попытки указать на врагов народа, которые мешают строить новую

жизнь. Оказывается, что "Сотни рабочих завода, живущих в окрестностях

Ростова и его пригородах вынуждены были ожидать поезда под открытым

небом... Многочисленные требования рабочих построить помещение для ожидания

поездов попадали в руки троцкистско-бухаринских бандитов, орудовавших на

заводе и, естественно, оставались без ответа. Только после разоблачения и

разгрома презренных агентов японо-германского фашизма заявления рабочих

увидели свет, попали в Москву и были удовлетворены. Правительство Союза

обязало НКПС быстро выстроить в поселке Сельмаш просторный, светлый

культурный вокзал и отпустило для этого свыше 500 тысяч рублей. И вот уже

готово вокзальное здание новой станции Сельмаш, выстроенное по проекту

архитектора Смирнова за 9 месяцев. Как по своему внешнему виду, так и по

внутренней отделке и оборудованию новый вокзал не имеет себе равных на

дороге имени Ворошилова»10.

Любопытен и весьма современен такой штрих: «Кажется невероятным факт,

что за день до открытия станции заводоуправление Сельмаша распорядилось

выключить здесь свет. Между тем вокзал предназначен, главным образом для

нужд завода, и в интересах заводоуправления было помочь построить его

поскорее и получше»10.

Нельзя не отметить, что эта статья - единственное доказательство в

литературе о факте архитектурного творчества И. П. Смирнова.

Но вернемся к страницам его биографии... В свободное время Игорь

Петрович увлекается спортом, в частности хоккеем и большим теннисом /фото/,

создает женскую команду хоккея на траве. Участвует в краевых и всесоюзных

соревнованиях по теннису, занимая призовые места в командных и личных

соревнованиях. Он входил с пятерку сильнейших теннисистов края. В семье

О.И. Смирновой хранятся несколько документов и множество фотографий,

рассказывающих о спортивных увлечениях отца. Интерес к спорту побуждает

Игоря Петровича к проектированию спортивных сооружений в городе. Так,

например, по его инициативе были запроектированы и построены площадки и

здания стадиона «Буревестник» в Рабочем городке за Комсомольской площадью

(на фотографии: 1939 год).

И еще, он собирает книги по истории города, по своей специальности,

по искусству, редкие книги и даже рукописи, связанные с историей Ростова.

Поэтому его трехкомнатная квартира, которую он получил в одном из

спроектированных им же домов на Верхней Нольной улице, становится тесной. К

этому времени его семья разрослась: старший сын стал студентом, подрастали

дети: сын Олежка (умер в детстве) и дочь Ольга. Поэтому квартиру Игорь

Петрович перепланировал по-своему, сделав из трех четыре комнаты, выделив

себе маленький рабочий кабинет с библиотекой и комнату для старшего сына-

студента.

Ольга Игоревна с грустью вспоминает эту большую квартиру. Она и

сегодня живет в ней, но от той квартиры осталась лишь половина. После войны

к ним подселили чужих людей, и квартира стала коммунальной. Ольга Игоревна

вспоминает, что однажды в доме был обыск, в каком году она не помнит. Отец

стоял бледный, немного растерянный. Какие-то незнакомые люди ворошили книги

и бумаги отца, а потом ушли. Мама до самой смерти молчала об этом и всего

боялась. Вероятно, поэтому она так и не вернула, принадлежащие семье

комнаты. Хотя отцовскую библиотеку она сохранила. И даже рукопись,

уникальную рукопись Г.X. Чалхушьяна по истории города Ростова, что ныне

хранится в редком фонде Донской публичной библиотеки /См. «Донской

временник. Год 1999-й – 2001-й/.

Но это было позже. А в 1939 году И.П. Смирнов с группой ростовских

архитекторов (а именно: П.М. Якуниным, Л.Л. Эбергом, Я.А. Ребайном, М.А.

Дворяновым) направляется в Грузию и Армению для изучения архитектурных

памятников. (См. в прил. Удостоверение № 283/с за подписью председателя

Ростовского отделения Союза советских архитекторов Аванесова и

ответственного секретаря Захарьянца от 11.09.1939 г.).

Экспедиция из ростовских архитекторов осуществляет обмер, зарисовки и

фотографирование архитектурных памятников. Работа Игоря Петровича увлекает

и побуждает спустя год заняться подобным делом и в Ростове. (См. в прил.

данное ему Удостоверение № 403/с за подписью председателя Ростовского

отделения Союза советских архитекторов Аванесова и ответственного секретаря

Захарьянца от 05.09.1940 г.). В этом Удостоверении указывается, что оно

«выдано архитектору И.П. Смирнову, производящему фотосъемку, зарисовку и

обмеры памятников старой архитектуры города Ростова. Просьба ко всем

организациям и лицам оказывать тов. Смирнову законное содействие». В этом

же 1940-м он переустраивает здание железнодорожного техникума в Ростове.

Военный 1941-й год Игорь Петрович встретил в Ростове. Он еще в первую

мировую войну был освобожденным по зрению, считался, так называемым

белобилетником, и не подлежал призыву на военную службу. Когда началась

война, ему было 45 лет. Первую оккупацию в ноябре 1941 года он пережил в

Ростове. Немцы его не тронули, но об этих днях никаких документальных

подтверждений не сохранилось, разве что страницы его Автобиографии,

написанной 15 января 1942 года, т.е. в период между первой и второй

оккупацией.

«Я беспрерывно работал на транспорте до 23 января 1941 года, - писал

Игорь Петрович, когда уволился с должности старшего архитектора Ростовского

н/Д проектного бюро «Союзтранспроекта» в связи с расформированием бюро и

поступил в «Сахаропромпроект» на должность архитектора-бригадира. В связи с

ликвидацией и этого учреждения я поступил в трест «Водоканализация» в

проектный отдел, где и проработал в качестве архитектора вплоть до

поступления на завод «Красный Аксай» в декабре 1941 года. Диплома об

окончании высшего учебного заведения так мне получить и не удалось. Однако,

поступив в октябре 1925 года на работу чертежником, я непрерывно повышал

свою квалификацию, с мая 1930 года работал уже в должности старшего

инженера, а с мая 1939 года - старшим архитектором Ростовского бюро

«Союзтранспроекта». С 1935 года я являюсь членом Союза советских

архитекторов СССР. И. Смирнов 15 янв. 1942 г.»

Что здесь сомнительно, трудно судить. Однако, чувствуется, что над

Игорем Петровичем сгущаются тучи. Вероятно, что детские воспоминания Ольги

Игоревны (а она 1935 года рождения) об обыске в их доме могут относиться к

этому периоду. Второго обыска Игорь Петрович ждать не стал. Он оставил

семью и ушел из Ростова. Больше его никто не видел. Ольга Игоревна считает

его пропавшим без вести. А неумолимое время стерло память о нем в

архитектуре родного города.

Справедливо ли это? Думается нет. Белых пятен в биографии ростовского

архитектора Игоря Петровича Смирнова еще немало, но мне кажется, что его

творчество и судьба еще ждут своего исследователя.

Заключение

| | Архитектура – та же летопись |

| |мира: она говорит тогда, когда уже |

| |умолкают и песни, и предания... |

| |Н.В. Гоголь |

Города – как люди: у каждого свой облик, своя биография. И одной из

удивительных страниц этой биографии является архитектура. Старые здания,

первые улицы, древние площади и сооружения – все это детище человека, все

это – архитектура. Она о многом напоминает нам и о многом рассказывает.

Слово «архитектура» (от греч. – «архитектон»), что означает «главный

строитель». Поэтому под архитектурой многие понимают искусство

проектировать и строить. Однако, правильнее под архитектурными сооружениями

понимать только такие, которые обладают качествами прекрасное. Т.е.

архитектура – весьма сложное, многостороннее понятие. Это и материальная

действительность, и наука, и искусство. Но это особое искусство, которое

выражает высокие идеи, доставляет удовольствие человеку и одновременно

удовлетворяет материальные потребности. Окружая человека повсеместно,

архитектура является искусством большого социального значения.

Архитектуру города Ростова-на-Дону можно читать как историю развития

государства с XVIII в. Только одна ул. Большая Садовая представляет собою

целую эпоху строений, начиная с самых ранних архитектурных стилей и кончая

модернизацией.

В современном Ростове расширившиеся возможности творческой практики,

изменения в профессиональном сознании приводят к смещению предпочтений

ростовских архитекторов: от лаконичной строгости – к поискам многообразия,

от универсальности – к индивидуальности; от индустриальной

самодостаточности объектов – к адаптированию их в городской среде.

Так в 70-80-е гг. в Ростове проектируют и строят ряд новых

значительных объектов. Это здания вокзалов: речного, железнодорожного,

автовокзала, аэропорта. Вместе с тем на фоне одинаковости новой архитектуры

все больший интерес вызывают памятники истории и культуры. «Старые здания»,

отношение к которым меняется как у профессионалов, так и у жителей города.

Бережное отношение к историческо-культурному наследию становится залогом

настоящего и будущего своеобразия города, сохранения его облика. Об этом

свидетельствуют и реставрационные работы, учитывающие городской контраст,

проекты.

В июле 1952 г. ростовчане встречали на набережной первые пассажирские

теплоходы, пришедшие из Москвы. После окончания строительства Волго-

Донского канала, Цимлянского моря, Ростов стал портом пяти морей. В 1971 г.

набережная была продолжена до Кировского проспекта. Открытый 9 октября 1965

г. новый мост через Дон в районе Ворошиловского проспекта завершил

застройку этой части города. В центре Ростова также были восстановлены

старые и построены новые здания: крупнейший в СССР цирк со зрительным залом

на 1700 мест (1957 г.), новый панорамный кинотеатр «Россия» со зрительным

залом на 960 мест, отделанный специальным звукоизоляционным материалом (в

стране таких кинотеатров было всего 4 – в Москве, Ленинграде, Киеве и

Ростове), восстановленное в 1963 г. здание театра им. Горького завершило

реконструкцию театральной площади.

В 1959 г. в Ростове началось строительство Северного жилого массива –

так назывался район площади и проспекта им. Ленина. Впервые создавались

микрорайоны, где одновременно размещались детские учреждения, спортивные

площадки, скверы, магазины. Строительство велось передовыми индустриальными

методами с применением типовых проектов. Впервые применялось крупноблочное

строительство. Одновременно началась разработка проекта Западного жилого

массива. К началу 1960-х гг. в территорию города вошли ранее

самостоятельные поселения – станица Александровская, поселок Змеевка,

станица Гниловская. В эти же годы над городом поднялся 180-метровый шпиль

Ростовского телецентра.

В 1970-е гг. дальнейшее развитие города продолжалось в северном и

западном направлениях. За рекой Темерник началось создание огромного

Северного жилого района, рассчитанного на 150000 жителей. К середине 80-х

гг. на окраинах города оформились «спальные районы» – жилые массивы с

многоэтажными благоустроенными домами, школами, детскими садами,

магазинами, но не имевшие предприятий, учреждений, культурных центров.

По Генеральному плану Ростова 1971 г. предусматривалось создание

специальных промышленных зон. В 1980 г. в Ростове сформировались наиболее

крупные из них: Западная и Северо-западная. Застройка Северо-западной

промзоны началась в 1972 г. Здесь располагалось около 50 предприятий

(Ростовское химическое производственное объединение им. Октябрьской

революции, комбинат крупнопанельного домостроения, пивоваренный завод

«Новая заря» и др.). Сосредоточение промышленных предприятий в специальных

зонах города имело ряд преимуществ в плане экологии, общих коммуникаций, но

оторванность от мест проживания рабочих обостряло транспортные проблемы.

В 70-80 гг. созданы или реконструированы все вокзалы. В 1975 г.

закончено строительство здания нового речного вокзала с 9-этажной

гостиницей в форме двухпалубного теплохода.

В декабре 1970 г., «За большие успехи… в хозяйственном и культурном

строительстве», развитие «особенно отраслей машиностроения», Ростов, Указом

правительства, был награжден орденом Ленина. Среди ведущих предприятий

города, по-прежнему, оставался завод Ростсельмаш. В 1969 г. здесь был

выпущен миллионный комбайн, в 1978 г. – полуторамиллионный, в 1984 г. –

двухмиллионный.

В послевоенный период Ростов имел большой потенциал для развития

экономики и городского хозяйства, основанный на сильной научно-технической

базе. В 1960-70 гг. при Ростовском государственном университете был создан

ряд новых научно-исследовательских институтов: механики и прикладной

математики, физики, биологии, физической и органической химии. В 1969 г.

большинство ростовских вузов и научно-исследовательских институтов

объединились в Северокавказский научный центр высшей школы, куда вошли

научные учреждения не только Дона, но и всего Северного Кавказа.

К середине 1980-х гг., началу перестройки, в Ростове все более

назревали проблемы, вызванные политическим строем и связанные с процессом

урбанизации. С начала XX в. население города увеличилось почти в 8 раз.

В 1980 гг. Ростов сформировался как огромный мегаполис, к которому

примыкали соседние города – Аксай, Батайск, Азов. В результате остаточного

принципа финансирования социально-культурной сферы преимущественного

развития тяжелой промышленности, в городе назрели проблемы, характерные для

периода «застоя»: не была решена жилищная проблема, большой износ

наблюдался у водопроводных, тепловых, канализационных сетей, обострились

проблемы экологии (загрязнение реки Темерник, загазованность городской

атмосферы). Уже к середине 1980-х гг. стал вопрос о резком ограничении

роста населения Ростова, перенасыщенного промышленностью.

В период 90-х гг. закончилось возведение новых объектов, завершилась

постройка театра музыкальной комедии, постройка здания Публичной

библиотеки, проходит реконструкция исторического фонда и памятников

архитектуры.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Автобиография

Я родился в городе Саратове 9 апреля ст. стиля 1896 года в семье

мелкого чиновника, мещанина по происхождению. В 1914 году я получил

аттестат зрелости от классической гимназии и в том же 1914 году после

конкурсных испытаний был принят в Институт гражданских инженеров в г.

Петрограде (ныне Ленинград). Испытывая материальные затруднения, я еще

будучи студентом принужден был не оставляя занятий служить, а когда в связи

с революционными событиями на весь 1917-1918 год занятия в институте были

приостановлены, я, находясь на специальном отделе института, принужден был

его оставит: От призыва в старую армию я был освобожден как белобилетник, и

весной 1918 года я поступил практикантом на 7-ю дистанцию службы-пути

бывшей Владикавказской ж.д. С этого момента начинается моя самостоятельная

трудовая жизнь. В январе 1919 года я тяжело заболел сначала возвратным, а

затем и сыпным тифом. Вместе со мной заболели и мои родители. Мать моя

умерла во время самой болезни, а отец - после тяжелых осложнений. Еще не

оправившийся от болезни, я был перевезен родственниками в город Майкоп.

Восстановив свои силы, я поступил в том же 1919 году на должность техника в

Майкопскую городскую управу, откуда с приходом Красной армии автоматически

перешел в коммунальный отдел Ревкома, а затем – в отдел государственных

вооружений Совнархоза.

В 1921 году, желая закончить свое образование, я поступил в

Майкопский институт сельскохозяйственной мелиорации. К тому времени я уже

был женат, и мы с женой имели ребенка. Чрезвычайные продовольственные

затруднения того времени и личные склонности толкнули меня на занятия

сельским хозяйством, и с 1922 года я стал работать в коллективном сельском

хозяйстве в юрте станицы Курджипской б. Кубанской области, участвуя в нем я

и моя жена своим личным трудом.

В 1925 году я однако решил вернуться к работе по своей основной

специальности на транспорт, где я впервые начал самостоятельную трудовую

жизнь. С тех пор я беспрерывно работал на транспорте до 23 января 1941

года, когда уволился с должности старшего архитектора Ростовского н/Д

проектного бюро «Союзтранспроекта» в связи с расформированием бюро и

поступил в «Сахаропромпроект» на должность архитектора-бригадира. В связи с

ликвидацией и этого учреждения я поступил в трест «Водоканализация» в

проектный отдел, где и проработал в качестве архитектора вплоть до

поступления на завод «Красный Аксай» в декабре 1941 года. Диплома об

окончании высшего учебного заведения так мне получить и не удалось. Однако,

поступив в октябре 1925 года на работу чертежником, я непрерывно повышал

свою квалификацию, с мая 1930 года работал уже в должности старшего

инженера, а с мая 1939 года - старшим архитектором Ростовского бюро

«Союзтранспроекта». С 1935 года я являюсь членом Союза советских

архитекторов СССР.

И. Смирнов 15 янв. 1942 г.

Распоряжение № 126 по Стройотделу СКЖД

от 28 сентября 1934 года

(Копия)

Постановлением Совнаркома СССРО от 20. 04 с.г. Приказом Наркома ПС от

21.04 с.г. и приказом Стройотдела от 10.05 1934 г. запрещено работникам

жел. дор. транспорта работать по совместительству в местных хозяйственных

организациях, где говорится что такого рода совместительство будут

рассматриваться как взяточничество. Несмотря на это некоторые работники

Стройотдела продолжают принимать на договорных началах с организациями те

или иные работы, ничего общего не имеющие с ж.д. транспортом. Тов. Смирнов

работает на строительстве Гор. театра в то же время свою основную работу по

Стройотделу, в частности по архитектурному оформлению клуба в Грозном не

выполнил, вследствие чего рабочие должны были. приостановить работу.

Усматривая в этом недопустимое грубое нарушение служебной дисциплины,

предлагаю тов. Смирнову немедленно прекратить выполнение работ посторонним

организациям. Объявляю ему строгий выговор с занесением в личное дело.

Предупреждаю, что лица, которые впредь будут принимать на себя посторонние

стройотделу работы будут привлекаться к уголовной ответственности по статье

116 УК. Местком прошу рассмотреть этот вопрос по профсоюзной линии и

вынести соответствующее решение.

Нач. стройотдела Сев. Кав. ж.д. Кальнин 28.09.34 г.

Использованная литература и источники

1. Новь старого Дворца//Молот.-2000.-19 дек.

2. РОМК КП 21374/1

3. Смирнов И.П. Автобиография//Личный архив О.И. Смирновой

4. ГАРО ф. Р175, д.11, л.166

5. Токарев А.Г. История строительства Дворца Труда в Ленгородке//Рубикон:

Сб. науч. Работ молодых ученых.-Вып.5. - С.177-125

6. Орлов Л. Дважды рожденный//Век театральной культуры.-Ростов н/Д, 1963.

- С.41

7. Ростовский драматический театр имени Максима Горького. - Ростов н/Д:

Азчериздат, 1935. – 110 с.; Ростовский театр имени Максима Горького:

[Альбом] – Ростов н/Д: Азчериздат, 1936

8. Распоряжение №126 по Стройотделу СКЖД от 28 сентября 1934 года:

Копия//Личный архив О.И. Смирновой

9. Орлов Л. Дважды рожденный//Век театральной культуры.–Ростов н/Д, 1963.

– С.43

10. Вейсман Л. Вокзал Сельмаш//Молот.-1937.-5 сент.

11. Ребайн Я.А. Первый этап развития советской архитектуры в городах Дона.

- Проблемы формирования архитектуры Северного Кавказа. Ростов н/Д. 1984

12. Ребайн Я.А. Ростов н/Д. – М.: Госиздат архитектуры и

градостроительства, 1950.-45 с.: ил.

13. Токарев А.Г. Преемственность в архитектуре и градостроительстве Ростова

н/Д 1920-1930-х годов: Автореф. дис. на соиск. учен. степени канд.

архитектуры/НИИ теории архитектуры и градостроительства. - М., 2000.-24

с.

14. Токарев А.Г. Влияние градостроительных принципов XVIII-XIX вв. на

архитектуру общественных зданий Ростова н/Д 20-30-х гг. XX в.//Проблемы

архитектурно-художественного образования России на рубеже веков: Тезисы

докл. науч.-практ. конф.-Ростов н/Д, 2000.-С. 36-38.

15. Есаулов Г.В., Черницына В.А. Архитектурная летопись Ростова н/Д. 1999.-

С. 288

16. Кукушин. «История архитектуры Нижнего Дона и Приазовья». – Ростов н/Д.

265 с.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.