рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правовые акты управления

Государственная администрация, ее правовые акты призваны своевременно и с

наименьшими затратами добиваться наиболее полезных для граждан, общества и

государства результатов, приносить стране пользу, оправдывающую те

материальные и нематериальные затраты, которые вызваны ее существованием.

Эффективность АГА зависит от многих факторов: их качества, организации

исполнения, стабильности обстановки, квалификации кадров и др. Качество

самих актов — результат соблюдения их авторами ряда требований, которым

должны соответствовать издаваемые ими административные акты.

Первое требование — целесообразность, полезность с точки зрения не

личных, не аппаратных, а публичных интересов. В основе акта должно лежать

общественное благо, а не каприз руководителя. Чтобы акт был целесообразным,

он должен быть научно обоснован, соответствовать реальной обстановке,

своевременно принят. В акте следует учесть и права человека, и уровень

сознания, культуры масс, и плюрализм интересов, мнений, возможностей

решения проблем, и существование механизмов саморегуляции. Очень важно

также обеспечить комплексность в решении вопросов, учитывать ранее принятые

акты.

«Одна из основных трудностей в управленческой деятельности состоит в

необходимости принимать решения в условиях неопределенности или при

неполных знаниях о возможных последствиях предпринимаемых действий»1.

Принимая сложные, и тем более уникальные решения, субъекты административной

власти часто не имеют ни времени, ни возможности получить, обработать всю

необходимую информацию, просчитать все возможные варианты действий и

последствий. В ряде случаев решения принимаются в условиях дефицита

информации, большей или меньшей неопределенности, связаны с

административным риском. Поэтому огромное значение имеют квалификация,

профессионализм должностных лиц, их знания, опыт, интуиция, мастерство,

умение взять ответственность на себя.

Административно-правовое регулирование преследует цель обеспечить

целесообразность, полезность, обоснованность правовых актов. Прямо, само по

себе право не обеспечивает достижения такого результата, а может лишь

способствовать ему. Но правовые нормы, закрепляя процедуры принятия

властных решений, обязательность обсуждения, согласования проектов,

проведение конкурсов, устанавливая сроки, процедуры голосования и т. д.,

способствуют повышению обоснованности правовых актов государственной

администрации.

Нецелесообразность акта может сделать его эффективность нулевой. Более

того, исполнение такого решения может причинить огромный вред обществу, не

сравнимый с затратами на подготовку, принятие и исполнение решения.

Достаточно напомнить об ущербе, нанесенном непродуманными мерами, принятыми

в 1985—1989 гг. по борьбе с пьянством, а затем отменой государственной

монополии на производство спирта, алкогольной продукции, решением о вводе

войск в Чечню, рядом актов о приватизации, налогообложении.

Акт государственной администрации должен быть законным. Это означает

соблюдение ряда условий:

• наличие компетенции у его автора;

• соответствие акта закону по существу;

• соответствие цели закона;

• принятие его в установленный законом срок;

• соблюдение процессуальных правил издания акта.

Нормы о компетенции определяют подведомственность дел, объектов и

полномочия субъектов власти. Компетенция может быть постоянной и временной

(в связи с временным замещением вышестоящего руководителя, делегированием

полномочий, введением чрезвычайного положения). Определение компетенции —

это разграничение труда по управлению и возложение решения дел на

определенные органы, должностных лиц. Учитывая технические,

профессиональные, экономические, политические условия, законодатель поручил

им принятие соответствующих решений. И первый вопрос, который стоит перед

тем, кто собирается издать акт, и перед тем, кто оценивает его законность,

— это вопрос о компетентности автора решения.

Соответствие закону по существу означает, что акт в целом и все его

части не выходят за рамки установленных действующими правовыми нормами

требований. Он должен не противоречить не только закону, но и решениям

вышестоящих органов исполнительной власти. Индивидуальные административные

акты, кроме того, не могут противоречить нормам, установленным этим же

органом, заключенным договорам, решениям суда.

Субъект исполнительной власти обязан, издавая правовые акты,

руководствоваться той целью, которую хотел реализовать законодатель

(вышестоящий орган), предоставляя ему полномочия принимать решения. Если же

автор акта, реализуя свои полномочия, преследует иную цель, — это

называется превратным осуществлением власти, делает акт порочным. Например,

введение карантина якобы в санитарных целях, а на самом деле для того,

чтобы помешать вывозу сельхозпродуктов из региона'.

В ряде случаев установлены давностные сроки совершения властных

действий. Так, административное взыскание может быть наложено в течение

двух месяцев со дня совершения проступка (ст. 38 КоАП РСФСР). Акт, принятый

по окончании срока давности, считается незаконным.

Законность акта связана также с выполнением существенных процессуальных

правил его принятия. В их числе наличие заключения специалистов (например,

медицинского заключения при решении вопроса о направлении на принудительное

лечение), предварительного предупреждения, наличие представления,

заявления, жалобы, протеста как повода для начала соответствующей

процедуры. Важно также соблюдение требований о кворуме, согласовании,

последующем утверждении, регистрации, опубликовании или ином способе

доведения акта до сведения граждан, организаций.

Одной из важнейших презумпций, лежащих в основе режима законности,

является презумпция законности административного акта. В соответствии с нею

он считается законным, если в установленном порядке официально не будет

установлено иное, А значит, он должен исполняться, сомнения в его

законности не препятствуют его действию. Презумпция законности акта

исполнительной власти не действует при осуществлении правосудия: если

законность акта имеет значение для дела, суд обязан проверить наличие этого

признака.

Почему нужна презумпция законности? Потому что в правовой системе

нормативные и индивидуальные акты государственной администрации играют

очень важную роль. Если бы каждому сомневающемуся было позволено не

исполнять административный акт, законность сразу бы рухнула, в стране

воцарилась бы анархия. Конечно, среди таких актов есть и незаконные и их

исполнение вредно для общества, но этот вред неизмеримо меньше вреда,

причиняемого 'правовым нигилизмом, отказом от принципа законности. В науке

административного права акты, не соответствующие требованиям законности,

считаются дефектными. Их делят на ничтожные и оспоримые.

Ничтожными признаются акты, юридическая несостоятельность которых

настолько очевидна, что они не подлежат исполнению. Презумпция законности

на них не распространяется. Они не порождают юридических последствий,

служащие не вправе их исполнять и, более того, несут ответственность за их

исполнение. Ничтожный акт не существует как акт власти с момента его

издания. Акты признаются ничтожными, если:

• есть прямое указание закона;

• грубо нарушена подведомственность дел (в таком случае можно говорить

об административном самоуправстве, например, начальника РОВД, который

самовольно вселяет своего подчиненного в освободившуюся квартиру);

• нет законного основания (заявления, представления и т. д.) для

принятия акта;

• нарушен срок давности;

• акт предписывает совершение преступления и т.д. и т.п.

Незаконность оспоримых актов не очевидна, спорна. Они находятся под

сенью презумпции законности и подлежат исполнению, что не лишает

индивидуальных и коллективных субъектов права оспорить их законность в

установленном порядке. Не исключено, что акт в целом или частично будет

признан не соответствующим закону, отменен или изменен и даже аннулирован,

то есть признан ничтожным, не породившим никаких юридических последствий

для тех, кому он адресован. А для должностного лица, издавшего незаконный

акт, последствия могут наступить самые неприятные — вплоть до освобождения

от должности и уголовной ответственности.

Третий вид требований, предъявляемых к актам государственной

администрации, — организационно-технические. С некоторой долей условности

можно говорить о требованиях к культуре оформления акта, выполнение которых

— важное условие его эффективности. Это прежде всего требования к языку

акта. Он должен быть ясным, четким, лаконичным, понятным для тех, к кому он

обращен. Безупречным должно быть его грамматическое оформление, любые

ошибки могут исказить его смысл.

Сложный акт должен быть озаглавлен, разбит на статьи, статьи и их части

должны быть пронумерованы.

Культурность акта связана с его внешним оформлением: присвоением ему

номера, наличием в тексте даты издания, сведений о том, где и кем он

принят, подписей. Как правило, текст акта должен быть отпечатан. Письменные

акты — особый вид служебных документов, и в ряде случаев они должны быть

оформлены на специальных бланках, формулярах, иметь четкие оттиски штампов,

печатей.

Культура оформления акта предполагает также своевременное доведение

надлежащим образом оформленных актов до сведения исполнителей и

заинтересованных субъектов, правильное ведение делопроизводства и, в

частности, хранение письменных актов.

Таким образом, целесообразность (полезность), законность и культурность

правового акта — важнейшие условия его качества, его эффективности. И такие

требования должны предъявляться к каждому решению административной власти.

Прекращение действия акта управления

Этот вопрос целесообразно рассмотреть отдельно. Дело в том, что речь

идет об уже действующих актах, на смену которым приходят новые. С целью

обеспечения стабильности принятых решений их отмена, изменение часто

связаны с рядом формальностей, которые призваны помешать поспешной

необоснованной замене уже действующих актов. Многие ученые отмену,

приостановление дефектных актов считают особой юридической санкцией.

Изменить, прекратить действие можно как акта в целом, так и отдельных

его частей (статей, пунктов). Для внесения изменений требуется принятие

нового решения и, как правило, тем же органом, должностным лицом, который

принял акт в старой редакции.

Прекращение действия акта может быть фактическим и юридическим. Если

истек срок действия, исчезла необходимость в правовом опосредовании,

действие акта прекращается фактически, то есть без издания нового решения.

Юридическое прекращение действия акта может быть прямым и косвенным. В

первом случае акт прямо отменяется либо признается судом незаконным. Во

втором — принимается новый, с началом действия которого старый теряет

юридическую силу. Косвенная отмена — свидетельство неотработанной

юридической техники.

АГА по общему правилу может отменить тот, кто его принял, и вышестоящий

орган (должностное лиио). Кроме того, акты вправе признать незаконными

суды.

В соответствии с принципом разделения властей суды вправе прекратить

действие акта только по мотивам законности. Президенту РФ предоставлена

возможность отменять правительственные акты тоже только тогда, когда они

незаконны.

И вообще, с целью усиления самостоятельности и ответственности

исполнительных органов государственной власти общей компетенции установлено

правило, что их акты могут отменяться только по мотивам законности. Что же

касается органов специальной компетенции, то их решения вышестоящие органы

вправе отменять, руководствуясь как соображениями законности, так и

соображениями целесообразности.

Правительство РФ вправе отменять акты подведомственных органов

исполнительной власти, а глава администрации субъекта РФ вправе отменять

приказы органов и структурных подразделений администрации. На практике и за

вышестоящими органами специальной компетенции признается право отменять

приказы подчиненных им органов.

Одно из важных отличий административной деятельности от правосудия

состоит в том, что суд не вправе пересмотреть свое решение (приговор), а

субъект исполнительной власти вправе свой акт и изменить, и отменить. И

сделать это можно как по мотивам законности, так и по мотивам

целесообразности.

Но здесь возникает один очень деликатный вопрос: вправе ли

исполнительный орган государственной власти отменить свое решение об

усыновлении, присвоении звания, предоставлении жилой площади, лицензии,

льгот, назначении на должность и иные правонадели-тельные акты? В ряде

стран не допускается отмена решения, если это нарушает такие права сторон,

которые они приобрели добросовестно и которые уже осуществляются. Хотя

подобных общих норм в России нет, есть специальные нормы, есть обычаи,

общие принципы права, в соответствии с которыми индивидуальный акт,

предоставивший права субъекту, если эти права приобретены добросовестно и

уже осуществляются, может быть отменен, если суд признает его незаконным.

Орган исполнительной власти вправе отменить свой индивидуальный акт

(например, о выдаче лицензии), если будет установлено, что он принят на

основании недостоверных сведений, предоставленных лицом. Во избежание

ошибок в таких делах следовало бы установить правило, что подача в суд

жалобы на подобный акт автоматически приостанавливает его исполнение, а

значит, предоставленное право сохраняется.

Список литературы:

1. Р.Ф. Васильев, Акты управления, М., 1987 г.

2. Д.Н.Бахрах, Административное право России, изд. Норма, М.,

2000 г.

3. А.П. Алёхин, Ю.М. Козлов, Административное право РФ, изд.

Зерцало, М., 1996 г.

4. Л.Л. Попов, Убеждение и принуждение, М., изд. Московский

рабочий, 1968 г.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАДАНИЯ

Положение

о Федеральной службе налоговой полиции Российской Федерации

(утв. Указом Президента РФ от 25 сентября 1999 г. N 1272)

(с изменениями от 25 февраля 2000 г.)

I. Общие положения (пп.1-6)

II. Основные задачи ФСНП (п. 7)

III. Функции ФСНП России (п. 8)

I. Общие положения

1. Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации (ФСНП

России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим

правоохранительные функции в сфере обеспечения экономической безопасности

Российской Федерации, защиты ее экономических интересов и непосредственно

реализующим основные направления деятельности федеральных органов налоговой

полиции.

ФСНП России возглавляет систему федеральных органов налоговой полиции.

2. ФСНП России в своей деятельности руководствуется Конституцией

Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями

Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями

Правительства Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами

международного права, международными договорами Российской Федерации, а

также настоящим Положением.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией

Российской Федерации и федеральными законами руководит деятельностью ФСНП

России, утверждает Положение о Федеральной службе налоговой полиции

Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской

Федерации.

4. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией

Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями

Президента Российской Федерации координирует деятельность ФСНП России.

5. В ФСНП России для выполнения возложенных на федеральные органы

налоговой полиции задач и обеспечения их деятельности создаются главные

управления, управления и другие структурные подразделения, а также

организации.

6. ФСНП России является юридическим лицом, имеет действительное и

условное наименования, эмблему, печать с изображением Государственного

герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие

печати, штампы, бланки, а также текущие, расчетные, валютные и иные счета в

органах федерального казначейства, в банках и других кредитных

организациях.

II. Основные задачи ФСНП России

7. Основными задачами ФСНП России являются:

. выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и

правонарушений;

. обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты их

должностных лиц от противоправных посягательств при исполнении служебных

обязанностей;

. государственная защита должностных лиц налоговых органов, федеральных

органов налоговой полиции и их близких;

. выявление, предупреждение и пресечение коррупции в налоговых органах и

федеральных органах налоговой полиции.

III. Функции ФСНП России

8. ФСНП России в соответствии с возложенными на нее основными задачами в

пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:

. определяет основные направления деятельности федеральных органов

налоговой полиции по обеспечению экономической безопасности Российской

Федерации, защите ее экономических интересов, обеспечивает исполнение

федеральными органами налоговой полиции федеральных законов, иных

нормативных правовых актов Российской Федерации;

. обеспечивает получение, обработку и анализ информации об угрозе

экономической безопасности Российской Федерации, разрабатывает на основе

прогнозирования социально-экономической и криминогенной обстановки в

стране предложения по ее предупреждению и пресечению;

. разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению экономической

безопасности Российской Федерации;

. участвует в разработке и реализации государственных программ обеспечения

экономической безопасности Российской Федерации;

. организует и осуществляет оперативно-розыскную деятельность по выявлению,

предупреждению и пресечению преступлений, а также в порядке,

установленном федеральным законодательством, осуществляет внедрение своих

оперативных сотрудников в организации независимо от формы собственности;

. организует и производит дознание и предварительное следствие по уголовным

делам о преступлениях;

. организует и осуществляет розыск лиц, совершивших преступления или

подозреваемых в их совершении, а также принимает меры по возмещению

нанесенного государству ущерба;

. осуществляет производство по делам об административных правонарушениях;

. привлекает граждан с их согласия к сотрудничеству для выявления фактов,

форм и методов совершения преступлений и нарушений в области налогового

законодательства;

. разрабатывает и реализует во взаимодействии с другими федеральными

органами исполнительной власти меры по борьбе с преступностью в сфере

экономической деятельности;

. осуществляет в установленном порядке документальное оформление выявленных

фактов сокрытия доходов от налогообложения, уклонения от уплаты налогов,

страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также фактов

иной противоправной деятельности, направленной на причинение ущерба

экономике государства;

. использует права, предоставленные федеральным законодательством

должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля;

. организует и осуществляет выявление юридических и физических лиц,

уклоняющихся от постановки на учет в налоговые органы, а также не

представляющих в эти органы налоговые декларации и иные документы;

. организует и осуществляет применение предусмотренных федеральным

законодательством мер, направленных на обеспечение взыскания

задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам на

основании решений судов, постановлений Правительства Российской

Федерации, а также решений органов, имеющих право принимать такие решения

в соответствии с федеральным законодательством;

. организует и осуществляет в целях предотвращения уклонения от уплаты

налогов мероприятия по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений

установленного порядка обращения наличных денежных средств;

. организует и осуществляет в установленном порядке выявление,

предупреждение и пресечение нарушений федерального законодательства о

государственном регулировании производства и оборота товаров (продукции),

облагаемых акцизами;

. организует и осуществляет мероприятия по выявлению, предупреждению и

пресечению коррупции в налоговых органах и федеральных органах налоговой

полиции;

. организует и осуществляет меры по обеспечению собственной безопасности,

безопасности деятельности налоговых органов, защите их должностных лиц от

противоправных посягательств при исполнении ими служебных обязанностей;

. обеспечивает государственную защиту должностных лиц налоговых органов и

федеральных органов налоговой полиции, участников уголовного

судопроизводства в случаях и порядке, предусмотренных федеральным

законодательством, а также организует и осуществляет меры по защите

жизни, здоровья и имущества сотрудников федеральных органов налоговой

полиции и лиц, оказывающих им содействие;

. обеспечивает в федеральных органах налоговой полиции защиту сведений,

составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну,

осуществляет контроль за состоянием этой работы, реализует меры,

связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную

тайну, а также с приемом на службу (работу, учебу) в федеральные органы

налоговой полиции;

. обобщает практику применения федерального законодательства об обеспечении

экономической безопасности Российской Федерации, разрабатывает и вносит в

установленном порядке предложения по его совершенствованию, участвует в

подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов

Российской Федерации;

. заключает в порядке, установленном федеральным законодательством,

международные договоры Российской Федерации в целях выполнения задач,

возложенных на федеральные органы налоговой полиции;

. осуществляет сотрудничество с международными организациями, а также

правоохранительными и налоговыми органами, специальными службами

иностранных государств, обменивается с ними оперативной информацией;

. устанавливает порядок документооборота в федеральных органах налоговой

полиции, организует и осуществляет хранение оперативных, следственных,

архивных и других материалов, устанавливает требования к организации

архивного дела в этих органах, а также разрабатывает перечень дел

оперативного учета и определяет порядок их ведения;

. создает и использует оперативно-справочные учеты, информационные системы

и банки данных, осуществляет справочно-информационное обслуживание

федеральных органов налоговой полиции;

. разрабатывает, изготавливает (в том числе в интересах других

правоохранительных органов), а также приобретает и использует специальные

технические средства;

. осуществляет в установленном порядке закупку вооружения и специальной

техники, участвует в разработке технических требований к создаваемому

вооружению и специальной технике, обеспечивает накопление, хранение и

ремонт вооружения и специальной техники, а также размещение заказов на их

поставку и ремонт;

. проводит судебно-экономические и связанные с исследованием документов

криминалистические экспертизы, обеспечивает в установленном порядке

проведение федеральными органами налоговой полиции государственной

дактилоскопической регистрации;

. использует в установленном порядке в целях конспирации документы других

федеральных органов исполнительной власти, а также организаций,

зашифровывающие личность сотрудников федеральных органов налоговой

полиции, принадлежность подразделений, организаций, помещений и

транспортных средств к этим органам, личность граждан, оказывающих

содействие федеральным органам налоговой полиции на конфиденциальной

основе, в том числе в интересах других органов, осуществляющих оперативно-

розыскную деятельность;

. определяет порядок применения действительных и условных наименований в

федеральных органах налоговой полиции;

. создает в установленном федеральным законодательством порядке

организации, необходимые для решения задач оперативно-розыскной

деятельности федеральных органов налоговой полиции;

. организует и осуществляет шифровальные работы, обеспечивает защиту

информации в системах и средствах информатизации и связи федеральных

органов налоговой полиции;

. осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации по

информированию населения о деятельности федеральных органов налоговой

полиции в целях профилактики налоговых преступлений и правонарушений, а

также обеспечивает издательскую деятельность в целях выполнения задач,

возложенных на федеральные органы налоговой полиции;

. осуществляет прием граждан, принимает, регистрирует и рассматривает их

заявления, жалобы, сообщения и иную информацию;

. организует и осуществляет контроль за состоянием финансово-хозяйственной

деятельности в федеральных органах налоговой полиции;

. разрабатывает и реализует программы кадрового обеспечения федеральных

органов налоговой полиции, организует подготовку, переподготовку,

повышение квалификации кадров, осуществляет защиту прав и законных

интересов сотрудников федеральных органов налоговой полиции и работников

этих органов, не имеющих специальных званий (далее именуются - сотрудники

и работники федеральных органов налоговой полиции);

. организует мобилизационную подготовку и обеспечивает мобилизацию в

федеральных органах налоговой полиции;

. организует и осуществляет в установленном порядке воинский учет

сотрудников федеральных органов налоговой полиции, пребывающих в запасе;

. определяет порядок защиты сотрудников и работников федеральных органов

налоговой полиции от оружия массового поражения в военное время, а также

порядок их защиты при чрезвычайных ситуациях в мирное время;

. осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение федеральных

органов налоговой полиции;

. принимает меры по улучшению жилищных условий сотрудников и работников

федеральных органов налоговой полиции и членов их семей;

. использует имеющуюся материально-техническую базу для организации

общественного питания и социально-бытового обслуживания сотрудников и

работников федеральных органов налоговой полиции;

. организует медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение,

обеспечение лекарственными средствами сотрудников федеральных органов

налоговой полиции и лиц, уволенных со службы в этих органах с правом на

пенсию, и членов их семей, а также работников федеральных органов

налоговой полиции в период их трудовой деятельности в этих органах.

ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ ЗАДАНИЯ

Следует выбрать из практики или составить произвольно казус –

административное правонарушение, оформить на него протокол, используя

бланки, применяемые в административных органах.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.