рефераты бесплатно

МЕНЮ


Понятие и система органов исполнительной власти

Понятие и система органов исполнительной власти

контрольнаЯ РАБОТА

по курсу

административное право

на тему

“Понятие и система органов

исполнительной власти”

Научный руководитель:

доцент Дорохов Н.И.

ПЛАН:

1. Вступление

2. Понятие и классификация органов исполнительной власти.

3. Место и роль Президента РФ в системе органов исполнительной власти.

4. Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной

власти.

5. Место и роль федеральных министерств и иных федеральных органов

исполнительной власти в системе исполнительной власти.

6. Органы исполнительной власти субъектов федерации.

7. Заключение.

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов

правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают

состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить

потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения

социальных проблем.

Государство - это сложно организованная целостная система,

представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим

целенаправленное политическое воздействие на общество и все его

составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий

спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных,

психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов.

Государственное управление можно определить как целенаправленное

организующее воздействие органов государственной власти на развитие

различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и

социальных характеристик государства на определенных этапах его

исторического развития. Исполнительная власть представляет собой

подсистему, ветвь государственной власти, которая осуществляет

исполнительно-распорядительную деятельность в целях управления в

определенных сферах (предметах) ведения путем реализации государственно-

властных полномочий методами и средствами публичного и преимущественно

административного права.[i]

Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в

законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные

изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия

Конституции РФ 1993 года.

Новый Основной закон государства внес существенные изменения в

легитимную основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией

РСФСР 1978 г. Конституция РФ определила исполнительную власть как

самостоятельную ветвь государственной власти, ввела понятие единой системы

исполнительной власти, существенно изменила порядок формирования

Правительства, изменила подход к определению полномочий Правительства и

предусмотрела порядок формирования системы федеральных органов

исполнительной власти.

Тем не менее новая Конституция оставила и ряд неразрешенных вопросов.

Она не определила роли Правительства как высшего органа в системе

исполнительной власти, существенно изменила положения об ответственности

исполнительной власти перед представительными органами государственной

власти, сузила сферу деятельности исполнительной власти в области

государственного управления. Более того Конституция РФ не применяет термин

«государственное управление» ни к органам исполнительной власти в плане их

функциональной роли, ни к предметам ведения, за исключением управления

федеральной собственностью.

Из сказанного выше можно сделать вывод, что существует большое

количество вопросов, требующих скорейшего разрешения, для обеспечения

нормального функционирования системы исполнительной власти в Российской

Федерации.

Данная работа описывает структуру исполнительной власти в Российской

Федерации, дает определения органов исполнительной власти на различных

уровнях, раскрывает их полномочия.

# # #

Орган государства является самостоятельной структурной единицей в

системе государственной власти. Он наделен гоударственно-властными

полномочиями, которые необходимы для реализации функций определенной ветви

государственной власти.

Орган исполнительной власти – это самостоятельная структурная единица

в системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного

управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере

государственного ведения. Являясь частью государственного аппарата, он

обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный

масштаб деятельности, образуется в установленном законом или иными

нормативными правовыми актами порядке. Орган исполнительной власти наделен

правом выступать по поручению государства и призван осуществлять в порядки

исполнительной и распорядительной деятельности повседневное руководство

хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим

строительством.

В соответствии с действующим законодательством термины «орган

исполнительной власти» и «орган государственного управления» используются

как равнозначные.

Органы исполнительной власти обладают административной

правоспособностью и дееспособностью, которая возникает одновременно с их

образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их

упразднением. Компетенция органов исполнительной власти, их задачи,

функции, права и обязанности, формы и методы деятельности находят свое

выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других

нормативных актах.

Органы исполнительной власти являются частью государственного аппарата

и выполняют значительный объем функций государства. Их главное отличие от

законодательных и судебных органов заключается в назначении, содержании

деятельности и методах работы. Органы исполнительной власти призваны

осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-

распорядительную деятельность. Объектом их управления являются такие сферы

жизни общества как хозяйственная, социально-культурная и административно-

политическая. В процессе выполнение своих задач и осуществления функций

органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего

наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в

жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но и

вправе сами издавать в пределах своей компетенции акты управления,

обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие

реализацию требований актов.[ii]

Существует различные основания для классификации органов

исполнительной власти. С учетом территориального масштаба деятельности

органы исполнительной власти подразделяются на два уровня: федеральный и

субъектов федерации. Этот признак обусловлен федеральным устройством и

административно-территориальным делением Российской Федерации. К

федеральным относятся: Правительство РФ, федеральные министерства и иные

федеральные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти

субъектов Федерации осуществляют свою деятельность в пределах своей

территории, т.е. части территории Российской Федерации.

Существуют также межтерриториальные органы, деятельность которых может

охватывать несколько субъектов (например, военные округа, пограничные

округа и т.п.).

По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают:

Правительство РФ; министерство РФ; государственный комитет РФ; федеральная

комиссия России; федеральная служба России; российское агентство;

федеральный надзор России; управление делами Президента.

В списке организационно-правовых форм исполнительной власти субъектов

РФ называют правительства (советы министров); министерства; комитеты;

департаменты; главные управления, управления, отделы, службы и иные органы.

По объему и характеру компетенции органы исполнительной власти

подразделяются на: а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство

на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей

управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, администрации

субъектов Федерации); б) органы отраслевой компетенции, на которые

возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами

деятельности (министерство, структурное подразделение администрации); в)

органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами

управления, имеющими межотраслевое значение (государственный комитет,

федеральная комиссия, федеральный надзор).

Существуют также и органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие

признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.

Следующим основанием для классификации органов исполнительной власти

является порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому признаку

выделяют: а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на

коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их

состав (Правительство, государственный комитет, федеральная комиссия); б)

единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их

руководителями (министерство, администрация субъекта федерации).

Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы

с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает

оперативность руководства и повышение персональной ответственности

руководителей за результаты работы органа исполнительной власти.

Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим

признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам

финансирования (видам бюджета) и др.

Органы исполнительной власти образуют систему, под которой понимается

вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения

компетенции между ними. Структура этой системы обусловлена федеративным

устройством государства. Она включает в себя Президента, Правительство,

федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти,

органы исполнительной власти субъектов федерации.

Соответствующие нормативные акты определяют правовое положение органов

исполнительной власти как субъектов административных правоотношений.

# # #

Правовое положение Президента Российской Федерации закреплено в ст. 4

Конституции РФ.

Согласно Конституции Президент является главой государства и в этом

качестве обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие

органов всех ветвей государственной власти, принимает меры по охране

суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности,

выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина.

Формально Президент не является главой исполнительной власти, однако

он обладает определенной степенью влияния на деятельность исполнительно-

распорядительных органов, выражающееся как в прямой (непосредственное

подчинение некоторых федеральных органов), так и в косвенной (через

Правительство, путем назначения на должности или освобождение от

должностей, через издание нормативных или распорядительных актов) форме.

Основная задача, возложенная Конституцией РФ на Президента заключается

в обеспечении взаимодействия властей. В связи с этим правовое положение

Президента охватывает несколько сфер. Прежде всего, он является главой

государства, т.е. первым среди государственных должностных лиц, и обладает

рядом особых полномочий: представляет Российскую Федерацию внутри страны и

в международных отношениях, обладает правом обращаться с посланиями к

федеральному законодательному органу, назначает и отзывает дипломатических

представителей РФ в иностранных государствах, обладает правом помилования и

т.д. В качестве Верховного Главнокомандующего обладает правом ввода

военного положения, утверждает военную доктрину Российской Федерации,

назначает высшее командование Вооруженных Сил. Президент обладает также

рядом законодательных полномочий. В частности он обладает правом

законодательной инициативы и отлагательного вето.

В сфере исполнительной власти роль Президента определяется не только

его активным влиянием на деятельность Правительства, поскольку Президенту

принадлежит право определять основные направления внутренней и внешней

политики государства, но и тем, что он с согласия Государственной Думы

назначает Председателя Правительства, а по предложению последнего – и

персональный состав Правительства. Кроме того, Президент имеет возможность

ограждать Правительство от необоснованного, по его мнению, вмешательства в

полномочия Правительства законодательной власти. Он имеет право не

согласиться с выражением Государственной Думой недоверия Правительству, а

если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству,

то Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает

Государственную Думу.

Президент устанавливает систему федеральных органов исполнительной

власти Российской Федерации, в которую входят министерства Российской

Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы

исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации,

федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры

России.

Председатель Правительства систематически информирует Президента о

работе Правительства. Законопроекты, вносимые Президентом в Государственную

Думу и затрагивающие вопросы, отнесенные к компетенции Правительства, а

также требующие в соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции РФ заключения

Правительства, направляются на согласование (на заключение) Правительства

не позднее чем за две недели до внесения их в Государственную Думу.

Законопроекты, вносимые в Государственную Думу Правительством и

затрагивающие вопросы, отнесенные к полномочиям Президента, направляются в

Администрацию Президента на согласование также не позднее чем за две недели

до внесения их в Государственную Думу. Соответствующее согласование и

подготовка заключений производится в двухнедельный срок.

Проекты решений Правительства по кадровым вопросам федеральных органов

исполнительной власти, подведомственных Президенту, подлежат согласованию с

Советом по кадровой политике при Президенте.

Положения о федеральных органах исполнительной власти,

подведомственных Президенту, утверждаются Президентом. Вопросы штатной

численности этих органов согласовываются с Правительством.

В экстренных случаях Президент вправе создавать дополнительные

структуры исполнительной власти. В качестве примера такого органа можно

назвать Временную чрезвычайную комиссию при Президенте по укреплению

налоговой и бюджетной дисциплины.

Для разрешения разногласий между органами государственной власти

Федерации и ее субъектов, а также между субъектами Федерации Президент РФ

может использовать согласительные процедуры. В случае недостижения

согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение

соответствующего суда.

Президент вправе приостанавливать действие актов органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия

этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам

или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса

соответствующим судом.

Президент становится субъектом административного права на четыре года

в результате всенародных выборов. Он приступает к исполнению полномочий с

момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока

его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным

Президентом. Конституция РФ предусматривает также основания и порядок

досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий.

Для обеспечения своей деятельности Президент РФ формирует

Администрацию Президента, формирует и возглавляет Совет Безопасности.

# # #

Правительство осуществляет государственную власть в Российской

Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской

Федерации. Согласно ст. 11 федеральное Правительство осуществляет

исполнительную власть Российской Федерации. Несмотря на то, что

Конституция РФ не употребляет по отношению к Правительству термина

«высший», оно тем не менее является высшим исполнительным органом

государственной власти в масштабе всей страны. Правовое положение

Правительства определяется гл. 6 Конституции РФ и Федеральным

конституционным законом 1997г. «О Правительстве Российской Федерации»

Правительство – это коллегиальный орган, который возглавляет единую

систему исполнительной власти в Российской Федерации. В его состав входят

Председатель, заместители Председателя Правительства и федеральные

министры. В период с января 1994г. по 1997г. была проведена реорганизация

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.