Понятие и система органов исполнительной власти
Понятие и система органов исполнительной власти
контрольнаЯ РАБОТА
по курсу
административное право
на тему
“Понятие и система органов
исполнительной власти”
Научный руководитель:
доцент Дорохов Н.И.
ПЛАН:
1. Вступление
2. Понятие и классификация органов исполнительной власти.
3. Место и роль Президента РФ в системе органов исполнительной власти.
4. Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной
власти.
5. Место и роль федеральных министерств и иных федеральных органов
исполнительной власти в системе исполнительной власти.
6. Органы исполнительной власти субъектов федерации.
7. Заключение.
Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов
правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают
состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить
потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения
социальных проблем.
Государство - это сложно организованная целостная система,
представленная всем государственным аппаратом, осуществляющим
целенаправленное политическое воздействие на общество и все его
составляющие. Под воздействием, управлением государства находится широкий
спектр общеорганизационных, экономических, политических, социальных,
психолого-педагогических, информационно-кибернетических и иных аспектов.
Государственное управление можно определить как целенаправленное
организующее воздействие органов государственной власти на развитие
различных сфер общественной жизни с учетом экономических, политических и
социальных характеристик государства на определенных этапах его
исторического развития. Исполнительная власть представляет собой
подсистему, ветвь государственной власти, которая осуществляет
исполнительно-распорядительную деятельность в целях управления в
определенных сферах (предметах) ведения путем реализации государственно-
властных полномочий методами и средствами публичного и преимущественно
административного права.[i]
Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в
законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные
изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия
Конституции РФ 1993 года.
Новый Основной закон государства внес существенные изменения в
легитимную основу исполнительной власти России по сравнению с Конституцией
РСФСР 1978 г. Конституция РФ определила исполнительную власть как
самостоятельную ветвь государственной власти, ввела понятие единой системы
исполнительной власти, существенно изменила порядок формирования
Правительства, изменила подход к определению полномочий Правительства и
предусмотрела порядок формирования системы федеральных органов
исполнительной власти.
Тем не менее новая Конституция оставила и ряд неразрешенных вопросов.
Она не определила роли Правительства как высшего органа в системе
исполнительной власти, существенно изменила положения об ответственности
исполнительной власти перед представительными органами государственной
власти, сузила сферу деятельности исполнительной власти в области
государственного управления. Более того Конституция РФ не применяет термин
«государственное управление» ни к органам исполнительной власти в плане их
функциональной роли, ни к предметам ведения, за исключением управления
федеральной собственностью.
Из сказанного выше можно сделать вывод, что существует большое
количество вопросов, требующих скорейшего разрешения, для обеспечения
нормального функционирования системы исполнительной власти в Российской
Федерации.
Данная работа описывает структуру исполнительной власти в Российской
Федерации, дает определения органов исполнительной власти на различных
уровнях, раскрывает их полномочия.
# # #
Орган государства является самостоятельной структурной единицей в
системе государственной власти. Он наделен гоударственно-властными
полномочиями, которые необходимы для реализации функций определенной ветви
государственной власти.
Орган исполнительной власти – это самостоятельная структурная единица
в системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного
управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере
государственного ведения. Являясь частью государственного аппарата, он
обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный
масштаб деятельности, образуется в установленном законом или иными
нормативными правовыми актами порядке. Орган исполнительной власти наделен
правом выступать по поручению государства и призван осуществлять в порядки
исполнительной и распорядительной деятельности повседневное руководство
хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим
строительством.
В соответствии с действующим законодательством термины «орган
исполнительной власти» и «орган государственного управления» используются
как равнозначные.
Органы исполнительной власти обладают административной
правоспособностью и дееспособностью, которая возникает одновременно с их
образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их
упразднением. Компетенция органов исполнительной власти, их задачи,
функции, права и обязанности, формы и методы деятельности находят свое
выражение и закрепление в соответствующих законах, положениях и других
нормативных актах.
Органы исполнительной власти являются частью государственного аппарата
и выполняют значительный объем функций государства. Их главное отличие от
законодательных и судебных органов заключается в назначении, содержании
деятельности и методах работы. Органы исполнительной власти призваны
осуществлять подзаконную организационно-управленческую, исполнительно-
распорядительную деятельность. Объектом их управления являются такие сферы
жизни общества как хозяйственная, социально-культурная и административно-
политическая. В процессе выполнение своих задач и осуществления функций
органы исполнительной власти выступают от имени государства, для чего
наделены государственно-властными полномочиями. Они не только проводят в
жизнь требования законов, актов Президента и других нормативных актов, но и
вправе сами издавать в пределах своей компетенции акты управления,
обязательные для тех, кому они адресованы, и применять меры, обеспечивающие
реализацию требований актов.[ii]
Существует различные основания для классификации органов
исполнительной власти. С учетом территориального масштаба деятельности
органы исполнительной власти подразделяются на два уровня: федеральный и
субъектов федерации. Этот признак обусловлен федеральным устройством и
административно-территориальным делением Российской Федерации. К
федеральным относятся: Правительство РФ, федеральные министерства и иные
федеральные органы исполнительной власти. Органы исполнительной власти
субъектов Федерации осуществляют свою деятельность в пределах своей
территории, т.е. части территории Российской Федерации.
Существуют также межтерриториальные органы, деятельность которых может
охватывать несколько субъектов (например, военные округа, пограничные
округа и т.п.).
По организационно-правовым формам на федеральном уровне различают:
Правительство РФ; министерство РФ; государственный комитет РФ; федеральная
комиссия России; федеральная служба России; российское агентство;
федеральный надзор России; управление делами Президента.
В списке организационно-правовых форм исполнительной власти субъектов
РФ называют правительства (советы министров); министерства; комитеты;
департаменты; главные управления, управления, отделы, службы и иные органы.
По объему и характеру компетенции органы исполнительной власти
подразделяются на: а) органы общей компетенции, осуществляющие руководство
на подведомственной территории всеми или подавляющим большинством отраслей
управления и сфер деятельности (президентуры, правительства, администрации
субъектов Федерации); б) органы отраслевой компетенции, на которые
возложено руководство отдельными отраслями управления или сферами
деятельности (министерство, структурное подразделение администрации); в)
органы межотраслевой компетенции, которые ведают специальными вопросами
управления, имеющими межотраслевое значение (государственный комитет,
федеральная комиссия, федеральный надзор).
Существуют также и органы смешанной компетенции, т.е. сочетающие
признаки органов отраслевой и межотраслевой компетенции.
Следующим основанием для классификации органов исполнительной власти
является порядок разрешения подведомственных вопросов. По этому признаку
выделяют: а) коллегиальные органы управления, решающие основные вопросы на
коллегиальной основе, то есть большинством голосов лиц, входящих в их
состав (Правительство, государственный комитет, федеральная комиссия); б)
единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их
руководителями (министерство, администрация субъекта федерации).
Коллегиальность позволяет наиболее квалифицированно решать сложные вопросы
с учетом мнения многих специалистов. Единоначалие обеспечивает
оперативность руководства и повышение персональной ответственности
руководителей за результаты работы органа исполнительной власти.
Классификация органов исполнительной власти проводится и по другим
признакам: по порядку образования (избираемые, назначаемые); по источникам
финансирования (видам бюджета) и др.
Органы исполнительной власти образуют систему, под которой понимается
вертикальная связь между соподчиненными органами на основе разделения
компетенции между ними. Структура этой системы обусловлена федеративным
устройством государства. Она включает в себя Президента, Правительство,
федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов федерации.
Соответствующие нормативные акты определяют правовое положение органов
исполнительной власти как субъектов административных правоотношений.
# # #
Правовое положение Президента Российской Федерации закреплено в ст. 4
Конституции РФ.
Согласно Конституции Президент является главой государства и в этом
качестве обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие
органов всех ветвей государственной власти, принимает меры по охране
суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности,
выступает гарантом прав и свобод человека и гражданина.
Формально Президент не является главой исполнительной власти, однако
он обладает определенной степенью влияния на деятельность исполнительно-
распорядительных органов, выражающееся как в прямой (непосредственное
подчинение некоторых федеральных органов), так и в косвенной (через
Правительство, путем назначения на должности или освобождение от
должностей, через издание нормативных или распорядительных актов) форме.
Основная задача, возложенная Конституцией РФ на Президента заключается
в обеспечении взаимодействия властей. В связи с этим правовое положение
Президента охватывает несколько сфер. Прежде всего, он является главой
государства, т.е. первым среди государственных должностных лиц, и обладает
рядом особых полномочий: представляет Российскую Федерацию внутри страны и
в международных отношениях, обладает правом обращаться с посланиями к
федеральному законодательному органу, назначает и отзывает дипломатических
представителей РФ в иностранных государствах, обладает правом помилования и
т.д. В качестве Верховного Главнокомандующего обладает правом ввода
военного положения, утверждает военную доктрину Российской Федерации,
назначает высшее командование Вооруженных Сил. Президент обладает также
рядом законодательных полномочий. В частности он обладает правом
законодательной инициативы и отлагательного вето.
В сфере исполнительной власти роль Президента определяется не только
его активным влиянием на деятельность Правительства, поскольку Президенту
принадлежит право определять основные направления внутренней и внешней
политики государства, но и тем, что он с согласия Государственной Думы
назначает Председателя Правительства, а по предложению последнего – и
персональный состав Правительства. Кроме того, Президент имеет возможность
ограждать Правительство от необоснованного, по его мнению, вмешательства в
полномочия Правительства законодательной власти. Он имеет право не
согласиться с выражением Государственной Думой недоверия Правительству, а
если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству,
то Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает
Государственную Думу.
Президент устанавливает систему федеральных органов исполнительной
власти Российской Федерации, в которую входят министерства Российской
Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы
исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации,
федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры
России.
Председатель Правительства систематически информирует Президента о
работе Правительства. Законопроекты, вносимые Президентом в Государственную
Думу и затрагивающие вопросы, отнесенные к компетенции Правительства, а
также требующие в соответствии с ч. 3 ст. 104 Конституции РФ заключения
Правительства, направляются на согласование (на заключение) Правительства
не позднее чем за две недели до внесения их в Государственную Думу.
Законопроекты, вносимые в Государственную Думу Правительством и
затрагивающие вопросы, отнесенные к полномочиям Президента, направляются в
Администрацию Президента на согласование также не позднее чем за две недели
до внесения их в Государственную Думу. Соответствующее согласование и
подготовка заключений производится в двухнедельный срок.
Проекты решений Правительства по кадровым вопросам федеральных органов
исполнительной власти, подведомственных Президенту, подлежат согласованию с
Советом по кадровой политике при Президенте.
Положения о федеральных органах исполнительной власти,
подведомственных Президенту, утверждаются Президентом. Вопросы штатной
численности этих органов согласовываются с Правительством.
В экстренных случаях Президент вправе создавать дополнительные
структуры исполнительной власти. В качестве примера такого органа можно
назвать Временную чрезвычайную комиссию при Президенте по укреплению
налоговой и бюджетной дисциплины.
Для разрешения разногласий между органами государственной власти
Федерации и ее субъектов, а также между субъектами Федерации Президент РФ
может использовать согласительные процедуры. В случае недостижения
согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение
соответствующего суда.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия
этих актов Конституции и федеральным законам, международным обязательствам
или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса
соответствующим судом.
Президент становится субъектом административного права на четыре года
в результате всенародных выборов. Он приступает к исполнению полномочий с
момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока
его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным
Президентом. Конституция РФ предусматривает также основания и порядок
досрочного прекращения исполнения Президентом своих полномочий.
Для обеспечения своей деятельности Президент РФ формирует
Администрацию Президента, формирует и возглавляет Совет Безопасности.
# # #
Правительство осуществляет государственную власть в Российской
Федерации наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами Российской
Федерации. Согласно ст. 11 федеральное Правительство осуществляет
исполнительную власть Российской Федерации. Несмотря на то, что
Конституция РФ не употребляет по отношению к Правительству термина
«высший», оно тем не менее является высшим исполнительным органом
государственной власти в масштабе всей страны. Правовое положение
Правительства определяется гл. 6 Конституции РФ и Федеральным
конституционным законом 1997г. «О Правительстве Российской Федерации»
Правительство – это коллегиальный орган, который возглавляет единую
систему исполнительной власти в Российской Федерации. В его состав входят
Председатель, заместители Председателя Правительства и федеральные
министры. В период с января 1994г. по 1997г. была проведена реорганизация
Страницы: 1, 2
|