рефераты бесплатно

МЕНЮ


Понятие и принципы административной ответственности

Понятие и принципы административной ответственности

Введение

Государство, государственные органы не могут не обращать внимание на

все случаи нарушения установленной ими законности, попытки отдельных лиц

подменить общеобязательные нормы права своим «правом» и удовлетворять свои

потребности за счет нарушения прав и законных интересов других лиц. В этих

ситуациях государство вынуждено принимать адекватные меры с тем, чтобы

пресечь совершаемые правонарушения, восстановить нарушенные права и

заставить правонарушителя действовать в рамках законности. Действенным

способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить

его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные

деяния, выступает юридическая ответственность.

В праве под этим термином понимается главным образом применение

государственного принуждения виновному лицу за совершенное им

правонарушение. Таким образом, юридическая ответственность — это применение

к виновному лицу мер государственного принуждения за совершённое

правонарушение.

В юридической литературе имеются различные определения юридической

ответственности, принадлежащие Ю. А. Тихомирову, Р.О. Халфиной, В. П.

Казимирчуку, Б. Л., Назарову, С. Н. Братусю, Г. В. Мальцеву, другим

авторам.

Различаются следующие виды юридической ответственности:

конституционно-правовая (государственно-правовая), гражданско-правовая,

уголовно-правовая, эколого-правовая, ответственность по налоговому праву,

таможенному праву и другим отраслям российского права.

В зависимости от характера правонарушения и содержания санкций за его

совершение различают следующие виды юридической ответственности:

- штрафная, карательная ответственность (предусматривает ограничение

каких-либо прав правонарушителя, возложение на него специальных

обязанностей либо его официальное порицание);

- правовосстановительная ответственность (направлена на принудительное

исполнение обязанности, восстановление прав, нарушенных правонарушителем).

Штрафная, карательная ответственность применяется за:

- преступления (виновно совершенные общественно опасные деяния,

запрещенные уголовным законодательством под угрозой уголовного наказания);

- административные проступки (посягающие на государственный или

общественный порядок, государственную или общественную собственность, права

и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправные,

виновные (умышленные или неосторожные) действия либо бездействие, за

которые законодательством предусмотрена административная ответственность);

- дисциплинарные проступки (нарушения трудовой, служебной, учебной,

воинской дисциплины, за которые законодательством предусмотрены

дисциплинарные взыскания).

Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении

незаконно нарушенных прав, в принудительном исполнении невыполненной

обязанности.

Как самостоятельный и необходимый элемент механизма правового

регулирования юридическая ответственность характеризуется тремя

специфическими признаками:

1) представляет собой вид государственного принуждения,

2) единственным основанием применения ответственности выступает

правонарушение;

3) выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу,

совершившему правонарушение.

Одним из видов юридической ответственности является административная

ответственность.

Административная ответственность является одним из важнейших

институтов административного права. Административная ответственность за

конкретные виды правонарушения устанавливается в различных нормативных

актах. Законодатель устанавливая административную ответственность за то или

иное противоправное деяние, признает тем самым, что это деяние представляет

общественную вредность, а некоторые из них общественную опасность, дает ему

соответствующую юридическую оценку, осуждает противоправное деяние и лицо

его совершившее.

Понятие административной ответственности

Институт административной ответственности занимает особое место в

системе юридической ответственности, который имеет свои признаки, свой

специфический состав и вместе с тем общие черты с другими видами

ответственности.

Сначала рассмотрим, какие же есть определения административной

ответственности. В словаре по административному праву под административной

ответственностью понимается самостоятельный вид юридической ответственности

физических и юридических лиц, установленной законодательными актами в целях

защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов

организаций, охраны природных ресурсов, всех форм собственности,

безопасности, охраны общественного порядка, а также порядка осуществления

государственной власти.

В данном определении анализируемое понятие рассматривается как один из

видов юридической ответственности, где субъектами могут выступать как

физические, так и юридические лица. Кроме этого, указывается, что

административная ответственность устанавливается законами и направлена на

охрану различных объектов: собственности, общественного порядка, прав и

свобод граждан.

[1]Профессор А.Б. Агапов под административной

ответственностью понимает разновидность

правовой ответственности, субъектами которой являются Российская

Федерация и ее регионы, уполномоченные ими юридические лица — органы

исполнительной и законодательной власти, суды, наделенные полномочиями в

сфере административного правосудия, должностные лица указанных органов, а

также физические лица.

Проф. А.П. Алехин, отмечает, что административная ответственность —

это вид юридической ответственности, которая выражается в применении

уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к

лицу, совершившему правонарушение.

В вышеназванных дефинициях подчеркивается, что административная

ответственность — это реализация административно-правовых санкций,

применение уполномоченным органом или должностным лицом административных

взысканий к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

В приведенных понятиях отмечается, что административная

ответственность применяется уполномоченным органом или должностным лицом.

[2]Свое понимание этого вопроса выдвигает проф. Д.М. Овсянко,

считающий, что административная ответственность — это применение

государственными органами, должностными лицами и представителями власти

установленных государством мер административного наказания к гражданам, а в

соответствующих случаях — и к организациям за нарушение законности и

государственной дисциплины.

В одном из учебных пособий под административной ответственностью

понимается административное принуждение в виде применения уполномоченным

органом (должностным лицом) административного взыскания к лицу,

совершившему административное правонарушение6. Данное определение не совсем

верно, если его рассматривать применительно к ст. 2.5 Кодекса РФ об

административных правонарушениях, поскольку в этой норме сказано, что

военнослужащие и призванные на сборы граждане, несут ответственность за

административные правонарушения по дисциплинарным уставам, а сотрудники

органов внутренних дел – в соответствии с нормативными актами,

регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах.

Т.о. одни авторы утверждают, что административная ответственность это

обязанность претерпевать неудобства, выполнять решения. Другая группа

авторов, среди которых и Д.Н.Бахрах, отмечает, что это реализация санкций

правовой нормы.

Признаки юридической ответственности

Поскольку административная ответственность представляет собой вид

юридической ответственности, то, с одной стороны, ей присущи все признаки

последней, а, с другой стороны, она обладает определенными отличиями от

прочих видов юридической ответственности.

Как разновидность юридической ответственности административная

ответственность обладает всеми признаками, присущими юридической

ответственности в целом:

- представляет собой меру государственного воздействия (принуждения);

- наступает при совершении правонарушения и наличии вины;

- применяется компетентными органами и должностными лицами;

- состоит в применении к правонарушителю определенных санкций;

- применяемые санкции строго определены законом.

В то же время выделяются следующие характерные черты и основные

отличительные признаки административной ответственности в сопоставлении с

другими видами юридической ответственности:

1) Административная ответственность имеет собственную нормативно-правовую

основу, отличную от нормативно-правовых основ других видов ответственности,

а ее нормы образуют самостоятельный институт административного права.

2)Административная ответственность устанавливается законами, подзаконными

актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Для

сопоставления - другие виды ответственности устанавливаются: уголовная -

только законами; дисциплинарная - законодательством о труде, а также

законами, подзаконными актами, устанавливающими особенности положения

отдельных категорий работников; материальная - законодательством о труде,

гражданским законодательством и, в отдельным случаях, нормами

административного права.

3) Основанием административной ответственности является совершение

административного правонарушения. Для сопоставления - основаниями других

видов ответственности являются: уголовной - совершение преступления;

дисциплинарной - совершение

дисциплинарного проступка; материальной - причинение материального вреда

(ущерба) или гражданско-правовой деликт.

4) К административной ответственности привлекают органы, которые являются

субъектами функциональной власти.

5) К ней привлекаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

5)Санкции (то есть меры юридической ответственности за правонарушение),

предусмотренные за административные правонарушения, - административные

взыскания. Для сопоставления - санкции при других видах ответственности: за

преступления - уголовные наказания; за дисциплинарные проступки

-дисциплинарные взыскания; при материальной ответственности - имущественные

санкции.

Административные взыскания применяются весьма широким кругом

уполномоченных органов и должностных лиц исполнительной власти, местного

самоуправления, а также судами (судьями). Для сопоставления - при других

видах ответственности применяются: уголовные наказания - только судом;

дисциплинарные взыскания - наделенными дисциплинарной властью органами

(администрацией) и должностными лицами, в пределах их компетенции;

имущественные санкции, как мера материальной ответственности, - судами

общей юрисдикции и арбитражными судами и, в отдельных случаях, в

административном порядке.

Административные взыскания налагаются уполномоченными органами и

должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей. Для сопоставления

- дисциплинарные взыскания и меры материальной ответственности применяются

к работникам в

основном в порядке их подчиненности вышестоящим органом, должностным

лицом.

Применение административного взыскания не влечет за собой судимости

и увольнения с работы, а лицо, к которому оно применено, считается имеющим

административное взыскание только в течение установленного срока. Для

сопоставления - при других видах ответственности: лицо, осужденное за

совершение преступления, считается судимым до погашения или снятии

судимости; в число дисциплинарных взысканий включено увольнение с работы, а

лицо, к которому применено дисциплинарное взыскание (кроме увольнения),

считается имеющим его только в течение установленного срока.

6) Дела об административной ответственности рассматриваются, и

административные взыскания налагаются в соответствии с законодательством,

регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях,

т.е. существует особый порядок привлечения к административной

ответственности. Для сопоставления - при других видах ответственности:

уголовные дела - в соответствии с уголовно-процессуальным

законодательством; дисциплинарные дела - в соответствии с нормами,

устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной

ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного

судопроизводства.

Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить

три ее основания:

- нормативное: систему норм, регулирующих ее;

- фактическое: деяния конкретного субъекта, нарушающие правовые

предписания, охраняемые административными санкциями (административное

нарушение);

- процессуальное: акт компетентного субъекта о наложении конкретного

взыскания за конкретное административное правонарушение.

Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все

три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего должна быть

норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем

может возникнуть фактическое основание – противоправное деяние. При наличии

нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленный

законом порядке вправе определить взыскание за административное

правонарушение.

Многие годы роль административной ответственности в борьбе с

правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х годов эта

тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое

использование многих составов административных проступков. Она стала более

суровой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко расширен перечень

действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты

административным санкциям.

Законодательная основа административной

ответственности.

Законодательную основу административной ответственности образует

система нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы,

закрепляющие:

- составы административных проступков;

- систему административных взысканий;

- круг субъектов, имеющих право налагать административные взыскания;

- процедуру привлечения к ответственности.

Административное и административно-процессуальное законодательство

находится в совместном ведении (то есть в совместной деятельности и

ответственности) Российской Федерации и субъектов Российской

Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам

совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются

федеральные законы и принимаемые в соответствии с федеральными законами

законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

По предметам ведения Российской Федерации и по предметам ее

совместного ведения с субъектами Федерации законы и иные нормативные

правовые акты не могут противоречить федеральным законам, а в случае такого

противоречия действует федеральный закон. То есть, не подлежит применению

любой нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации по вопросам

административного и административно-процессуального законодательства, если

он противоречит какому-либо федеральному закону по этим вопросам.

В административном праве основным федеральным нормативным

правовым актом сводного характера (кодификационным актом) является Кодекс

РФ об административных правонарушениях. Он был принят Государственной Думой

20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года и

введен в действие 1 июля 2002 года в соответствии с Федеральным законом «О

введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных

правонарушениях».

Кодекс состоит из Общей и Особенной частей.

В Общей части определены понятие административного правонарушения,

субъекты административной ответственности, виды административных взысканий,

общие правила и сроки наложения административных взысканий.

В Особенной части дана классификация административных

правонарушений с указанием административного взыскания за каждое.

Кроме того, Кодекс определяет систему органов, уполномоченных

рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III),

регламентирует производство по делам об административных правонарушениях

(раздел IV) и исполнение постановлений о наложении административных

взысканий (раздел V).

Нормы Кодекса об административных правонарушениях

распространяются не только на физических, но и на юридических лиц.

Положения и нормы, указывающие и характеризующие виды административных

правонарушений юридических лиц, круг субъектов этих правонарушений, а также

определяющие меру административной ответственности для юридических лиц,

содержатся также в законах субъектов Российской Федерации, изданных в

пределах их компетенции.

Здесь невозможно перечислить все нормативные правовые акты,

содержащие положения об административной ответственности физических и

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.