рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курс лекций по административному праву

подразделения ОФСБ на местах.

Подготовительная работа предполагает:

- изучение относящегося к конкретной теме законодательства, актов

других ведомств и практики их применения

- создание совместных комиссий по разработке совместных актов

- разработка проекта (текста) НПА и придания ему необходимых

реквизитов.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

I. Теоретические основы законности и содержание её обеспечения.

II. Юридические гарантии соблюдения законности.

III. Способы обеспечения законности.

I. Теоретические основы законности и содержание её обеспечения.

Принцип законности закреплён в Конституции Российской Федерации. КРФ

предусматривает, что государственные органы, ОМСУ, должностные лица,

граждане, общественные объединения обязаны соблюдать КРФ и законы.

Большое количество законов и подзаконных актов являются важной задачей,

но не достаточной.

Категория законности включает следующие элементы:

1. Наличие закона. Другие формы правового регулирования должны строго

соответствовать требованиям закона.

2. Демократический характер закона. В центре внимания должно быть

обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

3. Деятельность государства, его органов и должностных лиц по обеспечению

соблюдения закона для всех.

В сфере административно-правового регулирования законность означает

организующую и правовую основу деятельности всех субъектов

административного права и органов государственной безопасности в целом.

Вместе с тем законность имеет ряд особенностей, которые необходимо

учитывать в практической деятельности:

- большое число субъектов в сфере административно-правового регулирования,

многие из которых наделены правотворческими полномочиями;

- значительное количество действующих законов и основанных на них

подзаконных актов, влечёт за собой определённые сложности, связанные с

контролем за их исполнением;

- в связи с тем, что исполнительно-распорядительная деятельность носит

практически организующий характер, ей характерна особенность совершения

некоторых управленческих действий по усмотрению.

Соотношение законности и целесообразности в сфере исполнительной

власти выглядит следующим образом: все законы и предписания нормативного

и индивидуального характера целесообразны. В рамках, очерченных законом,

органы исполнительной власти выбирают наилучший, наиболее целесообразный

вариант. При отсутствии законодательного закрепления по какому-либо

вопросу, органы исполнительной власти руководствуются целесообразностью.

Целесообразность ограничивается рамками закона.

Закон есть высшая целесообразность. Если закон не целесообразен, он

должен быть отменён, а не нарушен.

Законность как правовое явление состоит в единообразном понимании,

осознании и точном соблюдении действующего закона органов государственной

власти, общими объединениями, должностными лицами и гражданами.

Укрепление законности, правопорядка и дисциплины является необходимой

предпосылкой для построения современного правового государства.

По соблюдению законности в органах федеральной службы безопасности

принимаются необходимые меры.

Федеральный закон «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской

Федерации» категорию законности обозначает в качестве основного принципа и

ставит его на первое место.

В случаях нарушения сотрудником ОФСБ прав и свобод человека и гражданина,

руководитель подразделения, прокурор, судья обязаны принять меры к

восстановлению нарушенных прав и свобод (необходимо выявить, устранить,

восстановить, привлечь виновных к ответственности; принять меры к

недопущению нарушений).

Не любое правонарушение, допущенное сотрудником ОФСБ, является нарушением

законности. Нарушением законности следует считать лишь совершённые

должностными лицами ОФСБ такие существенные отклонения от требований

закона, которые причинили ущерб правам и законным интересам субъектов

общественных отношений.

К кругу нарушений законности относятся:

- преступления, совершённые должностными лицами ОФСБ при исполнении

служебных обязанностей (взятка, злоупотребление должностным положением,

халатность);

- нарушение должностными лицами положений Конституции Российской

Федерации, федерального законодательства, регламентирующего различные

виды деятельности.

Не является нарушением законности ненадлежащее исполнение ведомственных

нормативных актов, также не является нарушением законности дисциплинарные

проступки. Отдельные факты грубости, нетактичности к людям не относятся к

нарушению законности, но может быть отнесены к этой категории при

систематичности.

Причины нарушения законности сотрудниками ОФСБ:

- не все сотрудники имеют достаточную юридическую подготовку;

- недостаточное понимание, разночтения;

- корыстные мотивы, желание создать видимость хорошей работы;

- неудовлетворяющее современным требованиям стиль и методы работы;

- некачественный подбор сотрудников;

- низкий уровень психологической подготовки;

- отсутствие элементарной культуры

II. Юридические гарантии соблюдения законности

Исключительное место в реализации законности принадлежит определённым

правовым институтам и мерам, которые являются гарантом. Административное

право выделяет гарантии:

- материальные

- политические

- нравственные

- специальные

Специальные гарантии обеспечения законности подразделяются на две группы:

Первая группа гарантий, обусловленная непосредственно организацией и

функционированием ОФСБ:

- прямое подчинение Президенту;

- законодательное закрепление всех видов деятельности;

- чёткое нормативное закрепление задач, функций, компетенции;

- наличие правовых актов, предусматривающих административный и судебный

порядок восстановления прав;

- ограничение круга должностных лиц, имеющих право санкционировать

проведение оперативно-розыскных и контрразведывательных мер.

Вторая группа:

- гласность в работе;

- право на жалобы в вышестоящие органы;

- право граждан обратиться в суд;

Гласность означает открытое законодательство.

Закон Российской Федерации 1993г. «Об обжаловании в суд действий и решений,

нарушающих права и свободы граждан».

Гражданин вправе обращаться в суд, если он считает, что неправомерными

действиями нарушены его права. Он может обратиться в суд в течении 3

месяцев, когда ему стало известно о нарушении его прав, или в течении 1-го

месяца с момента получения отказа в удовлетворении устранения нарушения

прав.

Предложение –привлечение внимания на недостатки и пути их устранения.

Срок рассмотрения заявлений и предложений 1 месяц.

III. Способы обеспечения законности

Способами обеспечения законности являются различные виды контроля:

- парламентский

- президентский

- правительственный

- судебный

- внутриведомственный

- прокурорский надзор

Принципы контроля :

- систематичность

- всесторонность

- своевременность

- объективность

Парламентский контроль осуществляют :

- парламентские комитеты и комиссии

Виды парламентского контроля :

- депутатский запрос

- депутатский вопрос

- депутатское расследование

Особая роль в контроле принадлежит Конституционному суду.

Отличия контроля от надзора :

- наличие подчинённости;

- право отменять решение контролируемого органа;

- возможность применения мер воздействия

Внутриведомственный контроль осуществляет :

- начальник подразделения

- организационно-инспекторское управление

Формы внутриведомственного контроля :

- целевые проверки

- комплексные проверки

- инспектирование

- личная проверка руководителем

- заслушивание руководителей и исполнителей вышестоящим руководством

- изучение и обобщение практических материалов.

Административно - правовое регулирование военной службы в ОФСБ.

План.

1. Понятие, характерные черты, признаки, правовая основа.

Исполнение обязанностей военной службы.

2. Поступление на военную службу в ОФСБ.

3. Прохождение военной службы по контракту в ОФСБ.

4. Основа социально-правовой защиты военнослужащих в ОФСБ.

Источники:

Ф.З “О воинской обязанности и военной службе” 1998г.

Ф.З “О статусе военнослужащих” 1998г.

Ф.З “О материальной ответственности военнослужащих” 99г

I.

По КРФ военная служба – это обязанность каждого гражданина РФ (ст.59)

Военная служба – это особый вид федеральной государственной службы,

исполняемый гражданами в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и

органах.

Способы поступления на воинскую службу:

? По призыву.

? По контракту.

Военной службе присущи все черты гос.Службы:

- Общие основы и принципы организации.

- Общие основы функционирования, её развития и прекращения.

- Деятельность осуществляется от имени государства.

- Ограничена рамками полномочий.

- Преобладание отношений власти и подчинения.

- обладает специфическим правовым статусом.

-финансируется из федерального бюджета.

Особенности военной службы:

1. Исполняется в специфической сфере жизни общества – обороне и

безопасности.

2. Характер выполняемых задач связан с риском для жизни.

3. Возможно применение оружия и специальных средств.

4. Обязательность военной службы для определённой категории граждан.

5. Принятие присяги.

6. Присвоение воинских званий.

7. Детальное правовое регулирование военно-служебных отношений.

8. Беспрекословность военного подчинения.

9. Законодательное установление ограничения отдельных прав и свобод.

10. Повышенная правовая защищённость.

11. Наличие специальных правовых норм, устанавливающих ответственность

военнослужащих.

12. Установление военной формы одежды и знаков отличия.

Особенности военной службы в ОФСБ:

(характер и специфика выполняемых задач)

1. Наличие специального административно-правового статуса – сотрудника

ОФСБ.

2. Основу кадрового состава составляют военнослужащие, проходящие службу

по контракту.

3. Выполнение задач связанно с допуском к государственной тайне.

4. Специфика форм и методов работы.

5. Некоторые особенности социально-правовой защиты, предоставление ряда

дополнительных благ.

Военная служба по контракту в ОФСБ – это разновидность профессиональной

деятельности, которая осуществляется военнослужащими, заключившими

контракт о прохождении военной службы в ОФСБ России.

Эта деятельность заключается реализации и исполнении предоставленных ОФСБ

полномочий в сфере безопасности.

Правовая основа:

1. КРФ.

2. Ф.З “О воинской обязанности и военной службе”

3. Ф.З “О статусе военнослужащих”

4. Ф.З “Об обороне”

5. ПП “Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе”

6. ПП “Порядок выезда военнослужащих за границу”

7. Правовые акты ОФСБ.

Исполнение обязанностей военной службы:

Закон закрепляет те ситуации, когда военнослужащий считается выполняющим

служебные обязанности.

1. Участие в боевых действиях.

2. Выполнение задач в условиях ЧП, ВП, вооружённого конфликта

3. исполнение должностных обязанностей.

4. Несение боевой службы, боевого дежурства, суточного наряда

5. Участие в учениях, походах кораблей

6. Выполнение приказа, распоряжения начальника.

7. Нахождение на территории В/Ч во вне служебное время, если это

вызвано служебной необходимостью.

8. Служебная командировка.

9. Лечение, следование к месту лечения и обратно.

10. Следование к месту несения службы.

11. Военные сборы.

12. В плену (кроме самовольной сдачи), и в заложниках.

13. Безвестно-отсутствующим.

14. Обеспечение защиты личности, ее достоинства.

15. Оказание помощи ОВД.

16. Участие в предотвращении ЧС.

17. Совершение иных действий, признанных судом обеспечивающих

безопасность личности, общества, государства.

Не является:

1. Самовольное нахождение вне воинской части.

2. Добровольное приведения себя в алкогольное или наркотическое

опьянение.

3. Совершение преступления.

II .

Ст.16 Ф.З “Об Органах ФСБ в РФ ” предусматривает конкурсную основу.

Отбор кандидатов – вид оперативно-служебной деятельности.

- Поиск кандидата.

- Изучение деловых и личных качеств кандидата.

- Оформление документов.

Кандидат подаёт заявление.

Основания возвращения заявления:

1. Отсутствие гражданства РФ.

2. Не соответствие возраста.

3. Вынесение в отношении него судебного приговора.

4. Ведение относительно него дознания, предварительного следствия.

5. Наличие не снятой или непогашенной судимости.

6. Если лицо отбывает наказание в виде лишения свободы.

7. Медицинские противопоказания в течение месяца.

Проверка кандидата:

1. Проведение медицинского освидетельствования.

2. ПФЛ.

3. Проверка уровня образования, профессиональных способностей.

4. Рассмотрение его кандидатуры комиссией.

После этого заключается контракт.

III

Элементы военной службы:

1. Назначение на воинскую должность.

2. Присвоение воинского звания.

3. Аттестация.

4. Увольнение.

Контракт – разновидность соглашения, которая заключается между гражданами и

ФСБ РФ в письменном виде по типовой форме.

Контракт:

1. Добровольность.

2. Определённый срок.

3. Условия контракта

- Обязательность, срок.

- Закрепление права граждан на соблюдение его прав и свобод.

Контракт бывает – 1.Первый. 2.Последующий.

Воинская должность – определяет статус военнослужащего. Военнослужащий

может быть назначен:

1. На первую должность

2. На высшую должность

3. На равную должность

4. На низшую должность

Высшая должность – если штатом предусмотрено более высокое воинское звание,

а при равенстве более высокий должностной оклад.

Равная должность – равное звание или оклад.

Низшая должность – более низкое звание, а при равенстве меньший оклад.

В.служащий может быть зачислен в распоряжение прямого командира или

начальника.

Воинское звание:

1. Первое

2. Очередное

Присваивается В.служащему в день истечения срока его военной службы в

предыдущем звании, если он занимает должность, предусматривающую более

высокое звание.

3. Досрочное присвоение

4. За особые личные заслуги.

В.служащему может быть присвоено звание выше, чем предусматривает его

должность.

Аттестация:

1. Всесторонняя оценка В.служащего.

2. Определение соотношения должности.

3. Перспектива дальнейшего исполнения.

Задачи аттестации:

1. Определение соответствия В.служащих для назначения на воинские

должности, определение целесообразности заключения новых контрактов с

В.служащими, достигших определённого возраста приёма на военную

службу, а также отбор кандидатов для направления на учёбу.

2. Создание резерва кандидатов для направления на учёбу.

3. Определение служебного предназначения выпускников военно-учебных

заведений.

4. Представление В.служащих к награждению государственными наградами РФ и

присвоению очередных воинских званий досрочно и на одну ступень выше,

предусмотренного штатом.

5. Оценка причин, которые могут служить основанием для досрочного

увольнения В.служащего с воинской службы.

В.служащий аттестуется не менее чем за 4 месяца до истечения срока военной

службы, но не реже, чем 1 раз в год. Эта обязанность остаётся после

окончания ВУЗа, адъюнктуры, докторантуры.

Увольнение с военной службы:

1. Запас (достижение определённого возраста).

2. Отставка (после запаса).

3. С военной службы.

Подлежат увольнению по:

1. Достижению предельного возраста.

2. Истечению срока призыва.

3. Истечению срока контракта.

4. Состоянию здоровья.

5. Лишению воинского звания.

6. Наказанию в виде лишения свободы.

7. Отчислению из ВУЗа.

8. Организационно-штатные мероприятия.

9. В связи с переходом на службу с ОВД, ФСНП, ГТК, и др.

10. Невыполнение В.служащим условий контракта.

11. Отказ или лишения допуска к гос. тайне.

12. Наказан в виде лишения свободы условно.

13. По собственному желанию при наличии уважительных причин.

14. По состоянию здоровья.

15. По семейным обстоятельствам.

16. В связи с осуществлением порочащей деятельности.

Виды отпусков:

1. Основной.

2. Каникулярный.

3. Дополнительный.

4. По беременности и родам.

5. По уходу за ребёнком (по контракту).

МИД, МО, ГТК, ФСНП, МЮ.

План:

1. Правовые основы организации обороны и организации руководства ВС.

2. Организационно-правовые основы управления в области иностранных дел.

3. Правовой статус ГТК РФ.

4. Основы правового положения ФОНП.

5. Основа правового положения МЮ РФ.

I.

Основы правового регулирования в области управления обороны – КРФ.

1. Оборона и безопасность в ведении РФ.

2. Полномочия президента в области ОиБ (ст. 80 п.2 КРФ).

- Формирует СБ.

- Назначает на высшие должности.

- Является верховным главнокомандующим.

- Введение военного положения.

3. Полномочия правительства.

4. Полномочия федерального собрания.

Положения КРФ конкретизируются в различных НПА (“О безопасности”, “Об

Обороне”). Непосредственно в ВС исполнительную власть осуществляется

специально учреждёнными военными органами (органами военного управления).

Система органов военного управления создаётся на основе организационной

структуры ВС и состоит:

1. Центральные органы (МО).

2. Органы управления объединений, воинских соединений, и частей

(штаба).

3. Военные комиссариаты (территориальные органы военного управления).

4. Начальники гарнизонов (старшие морские начальники).

5. Военные коменданты.

МО – центральный орган. Основной орган оперативного управления является

ГШ ВС (также относится к числу центральных органов). Полномочия МО:

1. Разработка положений о военной доктрине РФ.

2. Разработка плана по строительству ВС и координация этого вопроса.

3. Широкие функции в области планирования и мобилизации.

4. Под руководством ГШ осуществляется разведка.

5. Проведение мероприятий по поддержанию боевой готовности.

6. Стратегия развития ВС.

7. Участие в образовании гражданской обороны.

Центральные органы МО:

1. Управление главнокомандующего вида ВС. Во главе главнокомандующий,

который назначается президентом и подчиняется МО, является зам.

министра МО.

2. Главный штаб вида ВС. Основной орган оперативного управления.

Начальником является 1-ый заместитель главнокомандующего вида ВС.

3. Территориальные органы образуются на основе административно –

территориального деления РФ. Военные комиссариаты подчинены

командующему военным округом.

Задачи:

1. Учёт людских народно – хозяйственных ресурсов.

2. Подготовка и осуществление мобилизации.

3. Подготовка граждан к военной службе.

4. Призыв граждан на военную службу и военные сборы.

Взаимодействие органов военного управления с ОФСБ. ФЗ “ОБ ОФСВ В РФ”.

ОФСБ осуществляет безопасность в ВС

Формы взаимодействия:

1. Взаимное информирование.

- Посещение объектов иностранными гражданами.

- Утрата секретных документов.

- О чрезвычайных происшествиях.

2. Участие военного руководства в совещаниях с ОФСБ.

3. Проведение совместных мероприятий.

4. Взаимодействие с армейской и флотской общественностью.

II.

ФОИВ, осуществляющий гос. Управление в сфере отношений РФ с

иностранными государствами и международными организациями – МИД.

В систему МИД входят также: дип. Представительства и консульские

учреждения РФ, представительства МИД при международных организациях,

региональные представительства МИД на территории РФ.

Задачи МИД:

1. Реализация внешнеполитического курса страны.

2. Координация международных связей субъектов РФ.

3. Обеспечение Дип. Средствами защиты суверенитета, безопасности,

территориальной целостности, и иных государственных интересов РФ

на международной арене.

4. Защита ПиС ЧиГ и юридических лиц за рубежом.

5. Координация деятельности других ОИВ в отношения с иностранными

государствами и международными организациями.

Взаимодействие МИД с ФСБ:

1. Вопросы борьбы с международной преступностью.

2. Спорные вопросы со С/С СНГ.

3. проблема налаживания связей с бывшими Восточноевропейскими

союзами.

4. ФСБ обеспечивает безопасность МИД РФ от посягательств иностранных

С/С, преступных организаций.

III.

ГТК – ФОИВ возглавляющая системе органов:

1. Региональное таможенное управлении.

2. Таможни.

3. Таможенные посты.

ГТК подчиняется правительству РФ. Деятельность ГТК основывается на:

1. КРФ.

2. ФЗ.

3. Другие НПА.

4. Международные договора.

ЗАДАЧИ:

1. Разработка таможенной политики.

2. Организация и осуществление таможенного дела.

3. Организация и охрана таможенных границ.

4. Осуществление международного сотрудничества.

5. Руководство и контроль за деятельностью таможенных органов.

Система таможенных органов является частью обеспечения экономической

безопасности РФ. ГТК – военизированная организация, для выполнения

задач, стоящих перед таможенными органами.

IV.

ФОИВ, подчинённый напрямую правительству РФ, возглавляет систему

ФОНП, куда входят:

1. Департамент НП в определённых регионах и субъектах РФ.

2. Органы НП городов и районов.

Руководитель ФСНП – директор. НПА:

1. КРФ.

2. ЗРФ “О ФОНП”.

3. Положение о ФСНП.

4. ЗРФ “ОБ ОРД”.

5. УК

6. УПК

7. НК

8. НПА субъектов РФ, регулирующих отношения в области налогов.

V.

МЮ – ФОИВ проводящий гос политику и осуществляющий управление в

сфере юстиции, а также координирующий деятельность других органов в

этой сфере.

МЮ подчинён напрямую президенту. Правительство только координирует

его деятельность.

Система:

1. Территориальные органы МЮ.

2. Иные органы и учреждения.

3. Органы, обеспечивающие их деятельность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.