рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административный процесс

В административно-юрисдикционном процессе наблюдаются основания на

действующем законодательстве определенная система процессуальных действий и

правонарушений, характеризующих логической последовательностью и

функциональной завершенностью. Структура административно-

юрисдикционного процесса и административно-юрисдикционных правонарушений

сложна ввиду множественности правовых оснований возникновения таких

правоотношений и их субъектов, в том числе и субъектов правоприменения. В

силу этого можно сказать, что административно-юрисдикционный процесс

представляет собой правовое явление более широкое, чем собственно

производство, так как каждое из названных нами производств специфично и

представляет собой комплексное явление, несмотря на относительную простоту

процедуры совершения некоторых процессуальных действий.

Содержание административно-юрисдикционного процесса в значительной

мере определяется задачами по реализации законодательства об

административных правонарушениях, которое, на наш взгляд, является основой

для конструирования определения понятия административно-юрисдикционного

процесса. Административно-юрисдик-ционный процесс можно охарактеризовать

как регламентированную административно-процессуальными нормами деятельность

органов государственного управления, иных государственных и общественных

органов и их должностных лиц по выявлению и пресечению административных

правонарушений, рассмотрению дел по существу и применению к виновным

гражданам и должностным лицам предусмотренных законом мер административного

пресечения, взыскания, административно-восстановительных мер

либо мер общественного воздействия и воспитания, а также мер по исполнению

принятых постановлений (решений) в целях предупреждения правонарушений.

Предметом административно-юрисдикционного процессуального регулирования

являются общественные отношения, регулируемые административно-

юрисдикционными нормами, складывающиеся в связи с нарушением

административно-правовых предписаний при разрешении индивидуально-

конкретных дел, возникающих из правоотношений не связанных с управленческим

(служебным) подчинением.[8,83-89]

Основные принципы административного процесса.

Являясь ограниченной частью управленческой деятельности,

административный процесс базируется на общих принципах государственного

управления. Применительно к административному процессу эти общие принципы

конкретизируются и приобретают специфические оттенки. Попробуем разобраться

в основных принципах административного процесса.

1) Принцип законности. Важнейший из принципов любого процесса

(уголовного, административного и гражданского), он состоит не только

в строгом и надлежащем исполнении законов, но и в надлежащем

применении этих актов. Последнее обстоятельство имеет первостепенное

значение для административного процесса, в ходе которого как раз и

происходит применение норм материального права.

2) Принцип гласности процесса. Этот принцип предполагает ознакомление

широких слоёв граждан с решением тех или иных вопросов, входящих в

компетенцию соответствующих органов государственного управления и

обеспечивает сторонам в административном процессе возможность

беспрепятственно знакомиться со всеми материалами по делу,

документами и т. д., что является одним из существенных условий

правильного рассмотрения и разрешения административных дел.

3) Принцип равенства сторон. Данный принцип осуществляется во всех

видах юридического процесса. Он вытекает из более общего принципа

согласно которому все граждане равны перед законом. На каждого

гражданина, на каждое должностное лицо, независимо от его служебного

положения, нормы закона распространяются в равной степени. Содержа

ние данного принципа находит своё отражение в за креплении

определённого правового статуса сторон,

установлении их административно-процессуальных прав и обязанностей

как участников определённого вида правовых отношений. Данный принцип

исходит из необходимости оказания соответствующей правовой помощи

стороне, которая в ней нуждается, и в то же время предполагает

обязанность соответствующего органа следить за тем, чтобы стороны

должным образом использовали принадлежащие им права и исполняли

возложенные на них обязанности.

4) Принцип полноты и объективности исследования обстоятельств. Данный

принцип означает такое ведение разбирательства по делу, которое

должно дать результат, полностью соответствующий объективному

положению. Закон обязывает орган, рассматривающий административное

дело, использовать все имеющиеся возможности для привлечения

доказательств, относящихся к данному делу, учесть и правильно их

оценить, полностью исключить односторонний, а также предвзятый

подход к оценке доказательств и , следовательно, к принятию решения.

Должностные лица , разрешающие те или иные дела, должны внимательно

разбираться в их существе. В случае истребовать необходимые

документы, направлять работников на места для проверки и принимать

другие меры для объективного разрешения вопроса.

4) Принцип быстроты процесса. Данный принцип есть выражение

оперативности государственной управленческой деятельности. С другой

стороны, этот принцип выступает в качестве определённой юридической

гарантии реализации субъективных прав и законных интересов

участников процесса. Поэтому действующее законодательство

устанавливает точ

ные сроки, в течении которых должно быть осуществлено производство по

тому или иному административному делу, например, сроки рассмотрения

дел об административных правонарушениях устанавливаются Ст. 257 КоАП

РСФСР.

4) Принцип осуществления административного процесса на языке коренного

населения. Существование этого принципа обусловлено

многонациональным составом нашей страны и конституционно

закреплённым равноправием всех национальностей проживающих на

территории нашей страны. Участвующим в административном процессе

лицам, не владеющим языком, на котором ведётся производство по делу,

обеспечиваются право и возможность выступать, давать пояснения,

заявлять ходатайства и т. д. на своём родном языке , а также

беспрепятственно пользоваться услугами переводчика.

5) Принцип двустепенности административного процесса. По этому принципу

участники разбирательства административного дела и прежде всего

сторона , чьи права и интересы устанавливаются в ходе процесса,

могут обжаловать любое первичное действие органа государственного

управления или должностного лица, рассматривающего данное дело.

Обжалованию может подлежать решение любой первой инстанции в

соответствующую вторую инстанцию - вышестоящий орган

государственного управления, суд или какой-либо другой орган в

зависимости от характера административного дела или законодательного

установления.[10, 27-30]

Итак, основные принципы административного процесса разобраны. Во

времена существования СССР приведённый выше список дополнялся несколькими

пунктами основанными на идее построения социалистического государства.

Приводить эти принципы советского административного процесса мы считаем

нецелесообразно.

Структура административного процесса.

Вопрос о структуре административного процесса, его составных частях,

то есть о видах производств, должен решаться в зависимости от характера той

процессуальной деятельности, которая выражает правовую часть

государственного управления и, следовательно, заключает в себе свойства

управленческой деятельности.

Другая особенность административного процесса связана с более широкой

сферой действия этого вида процесса, по сравнению с гражданским и

уголовным.

В юридической литературе высказываются различные суждения по вопросу о

структуре административного процесса. При этом надо отметить постановка

вопроса о структуре административного процесса правомерна лишь при широком,

а не юрисдикционном подходе к этому правовому явлению.

Вот один из вариантов решения этого вопроса. По мнению Козлова Ю. М.,

к видам административных производств относятся:

производство по организации аппарата государственного управления;

производство по заявлениям и ходатайствам граждан, связанным с реализацией

принадлежащих им субъективных прав;

производства по жалобам на неправильные действия должностных лиц;

производство по делам о применении принудительных мер (дисциплинарных,

материальных и административных);

производство по делам связанным с применением материальных норм трудового,

земельного, финансового права.[6]

Главное при решении вопроса о структуре административного процесса

состоит в отыскании критерия, который давал бы возможность выделить

однородные группы

административных дел, рассмотрение которых составило бы содержание

соответственных видов производств. Таким критерием может служить характер

индивидуально-конкретных дел, возникающих в сфере государственного

управления. При этом под характером понимаются существенные свойства, общие

для данной группы дел.

Так, например все дела по жалобам граждан на неправомерные действия

должностных лиц объединяет сам характер обращения, который заключается в

уведомлении компетентных органов и лиц о нарушении субъективного права или

законного интереса гражданина. Причем это свойство сохраняется во всех

случаях независимо от содержания жалобы, касается ли она пенсионных

вопросов или каких-либо других, главное объединяющее качество - характер

обращения.

Руководствуясь названным критерием можно различать:

1. Производство по принятию нормативных актов государственного

управления;

1. Производство по предложениям и заявлениям граждан и организаций о

реализации принадлежащих им прав в сфере государственного управления;

1. Производство по административно-правовым жалобам и спорам;

1. Производство по организационным делам в аппарате государственного

управления;

1. Производство по делам о применении принудительных мер в сфере

государственного управления.[10, 33-40]

Несмотря, на имеющиеся конкретные особенности и различия, названные

виды производств связывает во едино коренная общность, дающая основание

говорить о каждом из них, как о составной части общего понятия

административного процесса.

Все виды данных производств осуществляются в сфере государственного

управления и представляют собой

определенные процедуры рассмотрения возникающих в этой сфере индивидуально-

конкретных дел. Каждый вид производств осуществляется преимущественно

исполнительно-распорядительными органами государственной власти. И лишь

некоторые группы дел в соответственных случаях, предусмотренных законом,

разрешают иные государственные органы, их должностные лица, а также

общественные организации. Общественные отношения, возникающие в ходе

осуществления каждого вида производства, регулируются административно-

процессуальными нормами.

Таким образом, если различия между названными видами производств

носят частный характер, обусловленный конкретными особенностями дел, то

факторы, объединяющие их в единый административный процесс, имеют уже

принципиальное значение.

Совокупность административных производств - базовая характеристика

административной юрисдикции. Различия между производствами проводятся как

по субъекту осуществления юрисдикционных полномочий, так и по предмету

(объекту). С учетом состояния действующего Российского законодательства и

административно-процессуальных нор можно выделить следующие виды

административного производства:

6. производство по делам об административных правонарушениях;

7. дисциплинарное производство;

8. производство по жалобам;

9. согласительное производство.

В наибольшей степени урегулировано производство по делам об

административных правонарушениях. В меньшей степени это относится к

дисциплинарному производству, а также к производству по жалобам (как

правило, действует устаревший нормативный материал). Согласительное

производство - новое и пока еще не регламентиро-

ванное явление административно-юрисдикционного характера. [2, 312-313]

Задачи производства по делам об административных правонарушениях

заключаются в обеспечении своевременного, всесторонне полного и

объективного выяснения обстоятельств каждого дела; разрешении его в точном

соответствии с действующим законодательством; обеспечении исполнения

вынесенного по делу постановления; выявлении всех причин и условий,

способствующих совершению административных правонарушений; предупреждении

правонарушений, воспитании граждан в духе соблюдения законов и укрепления

правопорядка (ст. 225). На лицо сочетание превентивных и карательных (

наказательных ) целей, что полностью соответствует духу законодательства о

борьбе с правонарушениями такого рода.

Заключение.

Подводя итог этой работы, хотелось бы заметить, что административно-

процессуальное право в России пока не сложилось; отсутствует и

административно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Поэтому большое

познавательное значение содержат процессуальные нормы, которые содержаться

в КоАП. Они составляют содержание раздела IV «Производство по делам об

административных правонарушениях». И основываясь только на этот материал

можно исследовать такое правовое явление как административный процесс.

На мой взгляд, нужно проводить глубокие исследования в области

административно-процессуальных отношений. Особенно это актуально в

настоящее время.

Необходимо разработать административно-процессуальное право как

самостоятельную отрасль права. Административный процесс должен вобрать в

себя всё позитивное, что достигнуто предшествующим опытом развития

процессуального законодательства, при этом необходимо учитывать современные

тенденции развития права, в том числе и опыт зарубежного процессуального

законодательства.

Список литературы.

Административное делопроизводство, Под ред. Лившица Я. З. М: 1975

Алексеев С. С. Общая теория права. М: 1986

Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право

Российской Федерации. М: 1996

Бахрах Д. Н. Производство по делам об административно-правовых

нарушениях. М: 1989

Дмитриев Ю. А. Общая теория права. М: 1996

Козлов Ю. М. Предмет советского административного права М: 1967

Салищева Н. Г. Административный процесс в СССР. М: 1964

Советское государство и право №10 1988г.

Советский уголовный процесс, под ред. Гуценко К. Ф. М: 1986

10.Сорокин В. Д. Советское административно-процессуальное право. Л: 1976

11.Студеникина М. С. Что такое административная ответственность. М: 1990

12.Теория юридического процесса, под ред. Горшнева В., М:1990.

Нормативные акты.

Кодекс об административных правонарушениях

(с изменениями и дополнениями по состоянию на

1 июня 1996г.). М: 1996

Конституция Российской Федерации

от 12 декабря 1993 г.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.