рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административный процесс

и юрисдикционной деятельности.

Эти позиции в целом применимы и для характеристики юрисдикционной

деятельности исполнительных органов. В рамках своей управленческой

деятельности они в праве, а иногда и обязаны, рассматривать и разрешать

административно-правовые споры, самостоятельно оценивать правомерность

поведения участников правленческих общественных отношений, применять в

необходимых случаях меры административной ответственности. Они совершают

при этом действия, совпадающие по своему назначению и характеру с теми,

которые осуществляются в рамках судебного процесса или судебной

юрисдикции.[2,304-305]

С таким пониманием полностью согласиться нельзя, ибо при этом

игнорируется факт первостепенной важности - органическая теснейшая связь

административного процесса с государственным управлением, юридическим

выражением которого он является. Поэтому понятие административного процесса

необходимо выводить не из уголовного и гражданского процессов, а из

особенностей государственного управления.

Другие авторы дают более широкое толкование понятия административного

процесса. Приведём несколько высказываний на этот счёт. По мнению Манохина

В. М. , административный процесс не только деятельность государственных

органов по разрешению индивидуальных дел в сфере государственного

управления, но прежде всего порядок реализации административно-правовых

норм. Особенностью административного процесса , - считает Бахрах Д. Н. , -

является то, что он регулирует не только юрисдикционную деятельность по

рассмотрению споров и применению принудительных мер, но и реализацию

регулятивных норм. С чисто юридической стороны дело обстоит иначе.

Действующее российское законодательство и подзаконные административно-

правовые нормы не содержат доброкачественной юридической основы для того,

чтобы можно было руководствоваться столь широким пониманием

административного процесса. Нормативно-правовой материал, существующий в

настоящее время, который позволяет объединить любые управленческие действия

под эгидой административного процесса; единые правила совершения таких

действий в большинстве случаев отсутствуют, хотя значимость их бесспорна.

Действительно, должны существовать общие правила, например, разработки

административно-правовых актов, как нормативных , так и индивидуальных;

единые правила совершения различного рода распорядительных действий по

реализации

запретов, разрешений, дозволений и прямых предписаний, контрольно-

надзорных, разрешительных, регистрационных, координационных и прочих

полномочий, реализуемых субъектами исполнительной власти. Конечно, такого

рода правила существуют, но они формулируются применительно к конкретным

управленческим действиям конкретных исполнительных органов, причём далеко

не во всех случаях. Содержаться они в разрозненных, нескоординированных

правовых актах различного назначения и различной юридической силы.

Господствующим является ведомственный подход к формированию такого рода

правил. Всё это свидетельство того , что административно-правовое

законодательство в совершенном и универсальном варианте пока ещё

отсутствует. Практически речь идёт о различного рода административных

процедурах и соответствующих им административно-процедурных правилах.

Создание на их основе свода (кодекса) - перспективная задача, прямо

связанная с укреплением правовой базы государственно-управленческой

деятельности, механизма реализации задач и функций исполнительной власти.[

2, 301 - 302]

Таким образом, данный вариант административно-процессуальной

деятельности можно охарактеризовать как организационно-процедурный. Он

важен для правоустановительной и правоприменительной функций,

осуществляемых в ходе реализации исполнительной власти. Иначе говоря, он

служит целям организации повседневной работы исполнительного аппарата. В

силу этого очевиден его широкий диапазон, не позволяющий получить

конкретизированное представление о его подлинном содержании, тем более -

его типизированное правовое оформление.

При наличии столь заметно расходящихся суждений об административном

процессе, становится необходимым краткий анализ наиболее существенных

свойств процесса, как сложного правового явления, объединяющего три

составные части, три разновидности - гражданский административный и

уголовный процессы. То обстоятельство, что упомянутые разновидности

объединяются единым термином «процесс», свидетельствует о наличии у них

каких-то

общих свойств, в равной мере распространяющихся на каждый из видов

процесса. Однако, как известно, диалектика общего с необходимостью,

предполагает одновременное

существование его в форме особенного, - пишет Сорокин В. Д. Следовательно,

общее для процесса как правового явления проявляется в особенном,

свойственном уже для каждого вида процесса и порождающем его специфические

качества. [10, 22-23]

Рассмотрим какими же общими свойствами обладает процесс как

юридическая категория.

Во-первых, взятый в целом, процесс есть определённое выражение

государственно-властной деятельности. Иначе говоря, процесс - это

специфический способ осуществления государственной власти. Неразрывная

связь с государством - таково одно из важнейших свойств процесса.

Разумеется, процесс предполагает участие в его осуществлении и общественных

организаций, однако основу его составляет деятельность компетентных

государственных органов.

Если перейти от общего к особенному, то есть к отдельным видам

процесса, то здесь на первый план выступит тесная связь всех трёх видов

процесса с такими формами деятельности государства, как правосудие и

государственное управление. Связь эта выражается в том, что правосудие как

форма деятельности государства реализуется посредством уголовного и

гражданского процессов, государственное управление - посредством

административного процесса. Форма деятельности государства в данном случае

выступает, как явления первичные по отношению к соответствующим

разновидностям процесса и, следовательно, особенности этих форм определяют

и особенности тех или иных видов процесса.

Во-вторых, процесс это динамическое понятие, во всех случаях

означающее деятельность соответственных государственных органов. Каждый вид

процесса - гражданский, уголовный, административный - представляет собой

деятельность определённых государственно-властных органов, посредством

которой решаются задачи правосудия и государственного управления.

Поскольку задачи названных форм различны, то и способы их осуществления

посредством тех или иных видов процесса отличаются определённой спецификой.

В-третьих, основное свойство процесса заключается в том, что это не

любая деятельность, а исключительно юридическая. Следовательно, имеются

основания рассматривать конкретный вид процесса как правовое выражение

данной формы деятельности государства.

Правовая природа процесса (гражданского, уголовного и

административного) выражается прежде всего в его социальном назначении, в

том чтобы обеспечить реализацию материальных норм различных отраслей права.

Каждый вид процесса представляет собой порядок последовательно

осуществляемых действий, имеющих своей целью практическое претворение в

жизнь норм материального права.

Однако одной юридической цели ещё не достаточно для полной

характеристики правовой природы процесса. Поскольку любой вид процесса

предназначен для реализации социальных правил, установленных государством,

- материальных правовых норм, постольку он может быть только юридическим

порядком, ибо иначе реализовать правовую норму не возможно. Не трудно

заметить, что сам процессуальный порядок деятельности устанавливается и

регулируется при помощи специальных юридических правил - процессуальных

норм право - гражданско-процессуальных, уголовно-процессуальных и

административно-процессуальных.

В-четвертых, принципиальное значение имеет и то, что все

разновидности процесса представляют собой юридически результативную

деятельность, посредством которой только и может быть достигнут, требуемый

в ходе разрешения индивидуально-конкретных дел, юридический результат.

Таким образом, административный процесс следует рассматривать

как порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере

государственного управления исполнительно-распорядительными органами (а в

предусмотренных законом случаях и другими субъектами), как деятельность, в

ходе осуществления которой возникают

общественные отношения, регулируемые нормами административно-

процессуального права.

Характерные черты административного процесса состоят в следующем:

1) административный процесс связан с государственным управлением в узком

смысле. Однако, в содержание административного процесса включается не вся

управленческая деятельность исполнительно-распорядительных

органов государственной власти, а лишь её чисто юридические виды,

реализуемые в правовых форма;

2) административный процесс связан с материальным административным правом.

Эта связь выражается в том, что в ходе реализации задач административного

процесса, происходит разрешение индивидуально конкретных дел, возникающих

в сфере государственного управления. Решить индивидуально конкретное дело

- значит применить соответствующую норму материального права к данному

случаю, возможность возникновения которого предусматривается этой нормой.

Применение норм административного права - очень многообразная и обширная

деятельность исполнительно-распорядительных органов государственной

власти и некоторых иных полномочных органов. Она охватывает все категории

индивидуально конкретных дел, которые входят в компетенцию названных

органов, независимо от их отраслевой принадлежности. Иными словами,

административный процесс осуществляется там, где у компетентного органа

государственного управления возникает необходимость решить индивидуальное

дело, урегулировать конкретное

отношение управленческого характера, получить юридический результат.

Следовательно административный процесс одновре- менно

является выражением управленческой деятельнос-

ти органов государственной власти и формой реализации

норм административного права.

3) применение норм административного права осуществляется в порядке,

урегулированном нормами административного права. В соответствии с этими

нормами органы государственного управления разрешают подведомственные им

дела. Например, административно-процессуальные нормы регулируют порядок

рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан, порядок разрешения

организационных дел в аппарате управления,

порядок применения мер административных взысканий и др.

3) административный процесс - это не только определённая процедура

применения соответствующих норм права в сфере государственного

управления, но и деятельность, в ходе которой возникают отношения,

регулируемые нормами административно-процессуального права. Под

воздействием этих норм названные отношения приобретают характер

административно-процессуальных правоотношений.

Таким образом, административный процесс, подобно процессам

гражданскому и уголовному, состоит из двух элементов, в равной степени

регулируемых нормами административно-процессуального права - деятельности

органов государственного управления по разрешению подведомственных дел и

отношений между участниками этой деятельности. [10,23-25 ]

Для более полной характеристики административного процесса необходимо

произвести сравнение его с гражданским и уголовным процессами.

Общность между тремя видами процесса состоит в их юридической

природе, а также в их сущности. То есть каждый вид процесса урегулирован

соответствующими процессуальными нормами и является порядком реализации

материальных норм различных отраслей права.

Различия же состоят в следующем:

административный процесс представляет собой юридическую часть

управленческой деятельности, а следовательно, он обладает специфическим

содержанием;

административный процесс отличается своими задачами, среди которых

правоохранительные функции занимают подчинённое положение, тогда как именно

эти функции составляют главную задачу гражданского и уголовного процессов;

3. административный процесс в значительной мере связан с правотворческой

деятельностью компетентных органов государственного управления, в

отличии от него уголовный и гражданский процессы реализуют исключительно

правоприменительные функции;

для административного процесса характерно параллельное расположение

составляющих его производств., что далеко не всегда требует второй

инстанции, существование которой обязательно для уголовного и гражданского

процессов;

и, наконец, административный процесс осуществляется исполнительно-

распорядительными органами власти, тогда как гражданский и уголовный

процессы осуществляются судебными органами.

Отграничение административного процесса от гражданского и уголовного

процессов может быть проведено и по другим признакам, например, по способам

и приёмам, используемым в ходе рассмотрения подведомственных дел и т. д.

Административно-юрисдикционный процесс

Дав понятие и сущность административного процесса, остановимся

поподробнее на административно-юрисдикционном процессе.

Сложившаяся к настоящему времени основа административной юрисдикции

включает в себя совокупность материально-правовых норм, регулирующих

общественные отношения не только в связи с непосредственным применением мер

административного взыскания, но некоторых иных мер административного

принуждения. Известно, что даже абсолютно совершенные законы сами по себе

не могут достигать тех целей, которые имел в виду законодатель, если

отсутствует достаточно обеспеченный и четко отлаженный механизм их

реализации.

В настоящее время отмечается тенденция к увеличению значительного

числа материально-правовых и процессуально-правовых норм, регулирующих

отношения в области административной юрисдикции. С учетом их возрастающей

роли в административной деликтологии, на наш взгляд, складываются

предпосылки для формирования в перспективе новой отрасли права -

административно-юрисдикционного права. Для такого вывода, как мы полагаем,

имеются достаточно убедительные и теоретические, и правовые основания.

Предметом правового регулирования в сфере административной юрисдикции

являются общественные отношения, складывающиеся в связи с нарушением

материальных административно-правовых норм, которое влечет применение

установленных законом мер административного принуждения или мер

общественного воздействия и воспитания. Таким образом , могут возникнуть

процессуальные связи(отношения) между: субъектом административного деликта

и государством; субъектом административного

правонарушения и органом государственного управления либо иным органом,

представителем общественной орга

низации, правомочным совершать предусмотренные законом процессуальные

действия и применять меры административного принуждения; субъектом

административного деликта и потерпевшим, а также органом, исполняющим

постановление (решение), вынесенное компетентным органом; органом

административной юрисдикции и трудовым коллективом либо общественной

организацией, товарищеским судом или комиссией по борьбе с пьянством,

образуемой на предприятии, в учреждении, организации или их структурных

подразделениях, которым передаются дела для рассмотрения по существу и т.

п. Иными словами, складываются правоотношения, не связанные с

управленческим служебным подчинением. Они являются предметом

процессуального регулирования. Специфичен здесь и метод правового

регулирования - государственно-властного подчинения, носящий императивный

характер. В административно-юрисдикционном процессе обязательно участие

государственного управления, иного органа, правомочного осуществлять

административную юрисдикцию (или должностного лица этого органа), а также

формирование смешанного типа - административной комиссии, комиссии по делам

несовершеннолетних и т.п.

Значительность нормативного материала в сфере административной

юрисдикции сомнений не вызывает. Степень внутренней организации

административно-юрисдикционных норм достигла достаточно высокого уровня -

многие из них систематизированы и даже кодифицированы. В этой связи нельзя

не отметить, что в определенном плане преодолен психологический барьер -

проведена (по главам) кодификация материально-правовых и процессуально-

правовых норм в законодательстве об административных правонарушениях.

Говоря о структуре административно-юрисдикционного процесса, нельзя

не заметить, что он, как и традиционные виды процессов (гражданского и

уголовного, а те

перь - и административного в широком смысле), представляет собой

совокупность производств, каждое из которых имеет функциональное значение,

определенную обособленность и завершенность.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.