рефераты бесплатно

МЕНЮ


Административно-правовой статус государственных служащих в России

б) главные государственные должности государственной службы —

четвертая;

в) ведущие государственные должности государственной службы —

третья;

г) старшие государственные должности государственной службы —

вторая;

д) младшие государственные должности государственной службы — первая

группы.

Разумеется, что каждой из этих групп свойственны специфические

элементы, определяющие особенности правового положения служащих, замещающих

соответствующие должности, а также их квалификационные качества.

Не все указанные должности учреждаются в каждом государственном

органе. В каких органах и какие именно из указанных должностей учреждаются,

определяется Реестром государственных должностей государственной службы.

Например, Реестром государственных должностей федеральных государственных

служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации 11 января

1995 года, не предусматривается учреждение в Конституционном Суде

Российской Федерации высшей государственной должности.

Применительно к группам государственных должностей государственной

службы служащим присваиваются разряды и классы по результатам

государственного квалификационного экзамена или аттестации государственного

служащего: действительный государственный советник Российской Федерации 1,

2 и 3 класса — государственным служащим высших государственных должностей;

государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3 класса —

государственным служащим главных должностей; советник Российской Федерации

1, 2 и 3 класса — государственным служащим старших должностей; советник

государственной службы 1, 2 и 3 класса; референт государственной службы 1,

2 и 3 класса — государственным служащим младших должностей.

Мотиваций и критериев деления государственных должностей

государственных органов Закон об основах государственной службы не

содержит. Не усматривается также его связи с характером и объемом

полномочий государственных служащих, замещающих соответствующие

государственные должности государственной службы. Лишь частично эти пробелы

восполняются Положением о порядке присвоения и сохранения квалификационных

разрядов федеральным государственным служащим, утвержденным указом

Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 года № 578[22].

Однако несомненно, что каждой группе указанных должностей

свойственны элементы статуса, определяющие особенности правового положения

государственных служащих, замещающих должности данной группы, а также

требования к их квалификационному уровню.

Следует особо подчеркнуть, что понятие государственного служащего и

государственной должности не исчерпываются лишь теми, которые связаны

только с государственными органами. Хотя в преамбуле Закона об основах

государственной службы и говорится, что он устанавливает правовые основы

организации государственной службы Российской федерации и основы правового

положения государственных служащих Российской Федерации, его действие

распространяется не на всех государственных служащих. Они функционируют не

только в государственных органах, но и на государственных предприятиях; в

учреждениях и иных организациях. Различия между выше названными органами

предопределены их функциональным назначением, адекватным природе

государственных органов и предприятий, учреждений, организаций.

Государственные служащие государственных органов сосредоточены на

осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Участие

различных категорий служащих в этом процессе различно но, в общем, служба в

государственных органах направлена на эту цель.

Функциональное назначение служащих государственных предприятий,

учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией

процессов соответственно производства, социально-культурной и иной

деятельности, то есть выполнения основных задач, обусловленных целями и

предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций.

Отчасти этим можно объяснить то, что признаки государственных

служащих не совпадают с теми, которыми характеризуются государственные

служащие государственных органов, а также, с одной стороны, учреждений, а с

другой — предприятий. Так, содержанием деятельности большинства служащих

государственных предприятий, учреждений и организаций не является

обеспечение полномочий, характерных для государственных органов; труд

государственных служащих учреждений оплачивается за счет средств бюджета, а

предприятий — за счет прибыли, получаемой от коммерческой деятельности.

(При этом имеются в виду служащие, являющиеся гражданами Российской

Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства в допускаемых

законом случаях также могут занимать должности на предприятиях, в

учреждениях, но, они, естественно, не могут быть отнесены к российским

государственным служащим).

Вместе с тем в статусе государственных служащих государственных

органов, и, например, государственных предприятий немало общего. Так,

руководители предприятий назначаются и освобождаются от должности

вышестоящими государственными органами, им подконтрольны и подотчетны. Этот

существенный штрих в правовом положении руководителей предприятий указывает

на государственный характер их служебной деятельности.

На всех государственных предприятиях, в учреждениях и организациях

служащие подразделяются по своему функциональному назначению на две

категории: а) служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую

деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом

деятельности предприятия, учреждения, организации (экономического,

социально-культурного характера, например, обучение детей в школе, лечение

больных и т.д.); б) служащие, деятельность которых подчинена осуществлению

управления предприятием, учреждением, организацией (руководители, их

заместители и т.д.).

Особую группу составляют служащие, совмещающие выполнение указанных

функций. Например, ректор вуза, осуществляющий одновременно педагогическую

деятельность.

Во многом проблемным является вопрос о том, относятся ли к

государственным служащим военнослужащие. Он обусловлен неоднородностью

состава военнослужащих, спецификой назначения военной службы. Среди них —

профессиональные военнослужащие и военнослужащие срочной службы,

военнослужащие, замещающие должности в государственных органах, а также на

военных предприятиях и в учреждениях, где они выполняют трудовые функции,

которые выполняются рабочими и служащими гражданских (невоенных) органов,

предприятий и учреждений. Вместе с тем их статус обременен рядом

существенных правил, обусловленных спецификой военной службы.

Поэтому в соотношении с сущностью невоенной государственной службы к

государственным служащим следует отнести военнослужащих, занимающих

должности в органах военного управления, в других военных организациях и

учреждениях.

Однако признание в этом смысле государственными служащими всех

военнослужащих является ошибочным. Ими не являются, например, рядовые

военнослужащие срочной службы, курсанты военных учебных заведений и др.

Особенности статуса, который имеют только военнослужащие, является

фактом, признанным российским правом. Для их отождествления с другими

служащими нет юридических оснований.

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль

государственных служащих в осуществлении государственно-властных они

делятся на должностных лиц, оперативный, вспомогательный состав.

В Законе об основах государственной службы подобная классификация

отсутствует, хотя она имеет принципиальное и, прежде всего практическое

значение. В частности, понятие должностного лица, о котором в Законе и не

упоминается, является одним из ключевых, поскольку они признаются

специальными субъектами различных отраслей права, в том числе многих

правонарушений.

А между тем до сих пор термин «должностное лицо» официально

употребляется не в качестве общего, а специального понятия, часто

отражающего наличие противоречий в законодательстве. Так, в УК РФ 1996 года

оно трактуется, во-первых, применительно к статьям главы 30 «Преступления

против государственной власти, интересов государственной службы и службы в

органах местного самоуправления»; во-вторых, в смысле, не во всем

совпадающем с положениями Закона об основах государственной службы. В

частности, под лицами, занимающими государственные должности, понимаются

лишь лица, занимающие должности, устанавливаемые конституцией и законами

Российской Федерации, конституциями и уставами ее субъектов для

непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Однако

этим определением охватываются лишь должности категории «А», которые по

Закону об основах государственной службы не относятся к категории

государственных должностей государственной службы, а лица, занимающие

должности указанных категорий, не признаются государственными служащими

государственной службы. Это означает, что концепция должностного лица,

выраженная в УК РФ, еще не раскрывает его общего понятия.

Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие

право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие

юридические последствия (например, издавать правовые акты управления,

подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия,

регистрацию предприятий и т.д.)[23]. К ним относятся также служащие,

которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных

им работников и уполномочены предъявлять к ним обязательные к исполнению

требования (например, руководители многих структурных подразделений органов

управления).

Однако понятие должностных лиц не сводится к руководителям.

Руководители, хотя и являются ведущей частью, но все же есть разновидность

должностных лиц, к которым относятся и иные категории государственных

служащих. Например, их заместители и др.

Должностные лица совершают юридические действия властного характера,

связанные с управлением людьми, но наделяются для этого разными по объему и

характеру полномочиями. Наиболее широкими властными полномочиями обладают

руководители государственных органов, предприятий, учреждений и

организаций. Руководители принимают решения по различным вопросам их

деятельности, а также меры поощрения и дисциплинарной ответственности к

подчиненным им работникам[24].

Среди должностных лиц особый статус занимают представители

административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять

юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять

меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их

подчинении (например, главные санитарные врачи, работники милиции и др.).

Оперативный состав (функциональные работники) — это государственные

служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного

органа, в качестве специалистов. Сюда входят специалисты государственных

органов, наделенные полномочиями в сфере осуществления государственно-

властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически-

властные акты в качестве средства управления людьми. Полномочия этой группы

служащих позволяют им успешно выполнять работу, которая связана с

подготовкой решений, проработкой вопросов, требующих специальных знаний,

опыта. К ним относятся экономисты, юрисконсульты и др.

К должностным лицам по рассматриваемому признаку относятся

государственные служащие, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие

государственные должности, а также руководители предприятий, учреждений,

организаций и др.; к оперативному составу — младшие государственные

должности (референты 1,2 и 3 класса) и т.д.

Оперативный состав, если учитывать дух закона, также можно отнести к

должностным лицам, их разновидности. Но в силу своего статуса они не

наделены полномочиями совершать действия, направленные на достижение

юридических последствий, властным образом влиять на поведение других лиц.

Поэтому выделение их в отдельную группу является одновременно условным и

обоснованным.

Оперативный состав служебного аппарата необходимо отличать от

аналогичных категорий служащих, к нему не относящихся (врачей,

преподавателей и др.). Отдельные служащие этой категории уполномочены на

основе специальных знаний совершать действия, влекущие юридические

последствия (например, врачи, поскольку они имеют право выдавать листки

нетрудоспособности, в установленных случаях рецепты на бесплатное получение

лекарств). Действия таких служащих, влекущие юридические последствия, имеют

значение не только для их оценки с точки зрения юридической

ответственности, но и оказывают управляющее воздействие на общественные

отношения.

Вспомогательный состав — служащие, служебная деятельность которых не

предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия,

влияющих на содержание решений данного органа. Их обязанности и права

определяются задачами обеспечения служебной деятельности должностных лиц,

оперативного состава путем создания условий, необходимых для выполнения ими

служебных функций (технические секретари и т.д.). В обязанности служащих

данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое

значение. Например, регистрация поступающих жалоб, ибо со дня совершения

этого действия исчисляется срок рассмотрения жалобы.

Особую группу должностных лиц составляют граждане, не состоящие на

государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие

юридические последствия. Согласно Основам законодательства Российской

Федерации о нотариате, нотариальной деятельностью может заниматься

гражданин Российской Федерации, получивший на ее осуществление лицензию.

При осуществлении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами

независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе

или занимаются частной практикой. Обязательным для последних является то,

что они должны быть членами нотариальной палаты.

2. Основные обязанности и права государственных служащих

Правовое положение человека и гражданина в демократическом обществе

характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей физических лиц,

закрепленных нормами права, и юридических гарантий их реализации. Основные

права, свободы и обязанности человека и гражданина определены Конституцией

Российской Федерации и рядом других нормативных правовых актов.

Права и обязанности государственных служащих - это особый вид

установленных и гарантированных государством мер должного и возможного их

поведения в области государственно-служебных отношений. При этом следует

различать, во-первых, должностные права и обязанности, которые определяют

полномочия по конкретной должности, и, во-вторых, общие права и

обязанности, установленные для всех государственных служащих независимо от

замещаемых ими государственных должностей. [25]

Должностные права и обязанности производны от задач и функций

государственного органа и выражают его полномочия. В Реестре

государственных должностей государственной службы Российской Федерации

содержится перечень унифицированных наименований этих должностей, а

конкретные права и обязанности для каждой должности устанавливаются

соответствующими нормативными правовыми актами. Это может быть должность

руководителя, другого должностного лица или государственного служащего.

Постановлением Правительства от 28 января 1993 г. утверждено

Положение об Аппарате Правительства, которым определены должностные права и

обязанности Руководителя Аппарата. Права и обязанности работников Аппарата

Правительства определяются законодательными актами, названным Положением и

должностными инструкциями.

В положениях о федеральных государственных органах и их структурных

подразделениях, должностных инструкциях, уставах и других нормативных актах

определяются задачи, функции, обязанности, права, основные формы и методы

деятельности, а также ответственность служащего применительно к каждой

должности.

Чем выше должность, тем более широк круг должностных обязанностей и

прав. При этом объем и содержание должностных прав находятся в строгом

соответствии с содержанием должностных обязанностей. [26]

Общие права и обязанности государственных служащих впервые

установлены Федеральным законом «06 основах государственной службы

Российской Федерации». Они предусмотрены только для государственных

служащих, замещающих должности категорий «Б» и «В», и не распространяются

на лиц, замещающих должности категории «А». Характерной особенностью этих

прав и обязанностей является то, что они выражают не полномочия по

замещаемой должности, а общие правила поведения и действий служащих,

условия и меры организационного характера, которыми обеспечивается

исполнение ими полномочий по замещаемым должностям.

Такие права и обязанности весьма разнообразны.

Каждый государственный служащий, независимо от конкретных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.