Стилистика публицистических жанров
Стилистика публицистических жанров
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Характеристика публицистического стиля 4
1.1. Основные черты стиля 4
1.2. Лексические черты публицистического стиля 12
1.3. Грамматические особенности стиля 24
Глава 2. разностилевые обороты в публицистических текстах 26
Заключение 29
Литература 30
Введение
За последние пятнадцать лет произошли существеннейшие изменения в
функционировании русского языка, и прежде всего в сфере массовой
коммуникации, предопределенные экстралингвистическими факторами
-глобальными переменами в политической и экономической жизни нашего
общества. Эти изменения были зафиксированы исследователями: М.В.Пановым,
Г.Я.Солгаником, Шапошниковым В.Н. и др. В связи с этим, нам представляется
необходимым изучение стилистических особенностей современного языка средств
массовой информации, а именно, языка публицистики.
Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во
всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам
общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к
художественной литературе. Так же, как и беллетристика, публицистика
тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики
выразительные ресурсы. Все эти особенности обусловили своеобразие образной
системы публицистического стиля.
Итак, цель работы: изучение стилистики публицистических текстов.
Объект исследования: публицистический текст.
Предмет исследования: стилистика публицистического текста.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть особенности публицистического стиля;
2) изучить лексические черты публицистических текстов;
3) изучить грамматические особенности публицистических текстов;
4) рассмотреть возможность использования разностилевых оборотов в
публицистических текстах.
Характеристика публицистического стиля
1 Основные черты стиля
Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей
литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать
тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь
ориентированы на интеллектуальное отражение действительности,
художественная речь - на её эмоциональное отражение. Публицистика играет
особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и
эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал,
что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств"[1].
К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств.
Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует
основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения
мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без
использования эмоциональных средств языка.
Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики
литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной
разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка,
используя в своей речи жаргонные слова, этого, однако, следует избегать.
Говоря о публицистическом стиле, необходимо сразу же заметить, что не
все тексты, размещаемые в средствах массовой информации принадлежат к
публицистическому стилю. Так, например, в "Российской газете" публикуются
тексты законов, указов, постановлений, они относятся к официально-деловому
стилю. В "Независимой газете" иногда печатаются научные статьи, написанные
специалистами, они принадлежат научному стилю. По радио нередко читают
романы, повести, рассказы - эти произведения относятся к художественной
речи. Всё это характеризует не публицистический стиль, а общественные
функции средств массовой коммуникации.
Иначе обстоит дело, когда журналист в газетной статье рассказывает о
научных исследованиях по генетике и при этом употребляет научные термины,
или сообщает о запуске космического корабля, учениях спасателей, открытии
авиасалона и включает в свою речь технические термины, а в судебной хронике
использует юридическую лексику. В этих случаях иностилевые элементы (слова
и обороты речи) включаются в состав выразительных средств публицистического
стиля, входят в язык массовой информации[2]. Именно эти случаи имеются в
виду, когда лингвисты рассуждают о взаимодействии разностилевых единиц в
рамках газетно-публицистического стиля. Это взаимодействие также является
важной чертой публицистического стиля.
Чтобы убедиться в тематической необозримости, широте публицистики,
достаточно открыть любой номер какой-либо газеты и просмотреть ее
заголовки. Вы получите своеобразный конспект, моментальную фотографию
содержания газеты. Газета может писать о политике, о дипломатии, о спорте,
об искусстве, общественных движениях, экономике, строительстве и т. д. Темы
трудно газетных публикаций трудно исчерпать, настолько они разнообразны.
Итак, публицистический стиль, одну из разновидностей которого и
составляет газетная речь (газетный подстиль), оказывается весьма сложным
явлением из-за неоднородности его задач и условий общения. Мы будем
говорить прежде всего об особенностях газетной речи, поскольку она более
исследована в современной стилистике. Термин "публицистический стиль"
употреблен сознательно ради сохранения единства терминологии (общепринятых
названий функциональных стилей).
Одной из важных функций публицистики (в частности ее газетно-
журнальной разновидности) является информационная. Стремление в кратчайший
срок сообщить о свежих новостях не могло не найти отражения и в характере
коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Однако эта исторически
изначальная функция газеты[3] постепенно оттеснялась другой - агитационно-
пропагандистской - или иначе - воздействующей. "Чистая" информативность
оставалась лишь в некоторых жанрах, да и там благодаря отбору самих фактов
и характеру подачи их оказывалась подчиненной главной, а именно агитационно-
пропагандистской, функции. В силу этого публицистике, в особенности
газетной, была свойственна ярко и непосредственно выраженная функция
воздействия, или экспрессивная. Эти две основные функции, как и
лингвостилистические особенности, реализующие их, и сегодня не расчленены в
газетной речи.
Многообразен и жанровый репертуар современной публицистики, не
уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и заметки, и
хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк,
и фельетон, и рецензия, и другие жанры.
Богата публицистика и выразительными ресурсами. Как и художественная
литература, она обладает значительной силой воздействия, использует самые
разнообразные тропы, риторические фигуры, многообразные лексические и
грамматические средства.
Другой основной стилевой чертой публицистической речи является наличие
стандарта.
Следует учитывать, что газета (отчасти и другие виды публицистики)
отличается существенным своеобразием условий языкового творчества: она
создается в кратчайшие сроки, порой не дающие возможности довести до идеала
обработку языкового материала. В то же время она создается не одним лицом,
а множеством корреспондентов, которые готовят свои материалы часто в отрыве
один от другого.
Основной стилистический принцип публицистики В.Г. Костомаров
определяет как единство, сопряжение экспрессии и стандарта, составляющее
специфику газетной речи. Конечно, в известном смысле сопряжение экспрессии
и стандарта (в тех или иных "дозах") свойственно всякой речи вообще. Однако
важно, что именно в газетной публицистике, в отличие от других речевых
разновидностей, это единство становится стилистическим принципом
организации высказывания. В этом главный смысл и, несомненно, ценность
концепции В.Г. Костомарова. Между тем, приоритет в этом единстве имеет все
же первый компонент.
На стилистику публицистической, прежде всего газетной, речи сильное
влияние оказывает массовый характер коммуникации. Газета - одно из наиболее
типичных средств массовой информации и пропаганды. Здесь массовым
оказывается и адресат, и автор. Собственно, газета и конкретный
корреспондент выступают не от имени какого-то одного лица или узкой группы
лиц, но, как правило, выражают позицию миллионов единомышленников. В связи
с этим одной из характерных стилистических черт публицистической, особенно
газетной, речи является своеобразная собирательность, находящая свое
выражение в особенностях значений и функционировании языковых единиц.
Собирательность как лингвистический признак газетного стиля находит
воплощение и в своеобразии категории лица (использование 1-го и 3-го лица в
обобщенном значении), и в сравнительно повышенной частотности местоимений
мы, вы, наш, ваш и в особенностях их употребления.
Другая сторона указанного выше стилеобразующего единства -
информационная функция - воплощается в таких особенностях публицистического
стиля, которые связаны с проявлением интеллектуальности речи. Такими
стилевыми чертами являются:
1) документализм, проявляющийся в объективности и проверенной
фактологичности изложения, что в терминах стилистики можно
определить как подчеркнутую документально-фактологическую точность
выражения; документально-фактологическая точность проявляется в
терминированности речи, ограниченности метафоризации терминов
(кроме общепринятой), широком употреблении профессионализмов;
2) сдержанность, официальность, подчеркивающие значимость фактов,
информации; эти черты реализуются в именном характере речи,
своеобразии фразеологии (клише) и т. д.;
3) известная обобщенность, абстрагированность и понятийность изложения
как итог аналитичности и фактографичное (нередко в единстве с
образной конкретностью выражения).
Такова сложная стилевая структура газетной речи.
Для газеты характерны также поиски хлестких и метких оценок, требующих
необычных лексических сочетаний, особенно при полемике: гигантский трест
обмана; заподозрили в любви к свободе.
Свойственно публицистике и образное употребление слов: метафоры, метонимии,
особенно олицетворения. Вот пример метафоры: «И вдруг грохот орудий
расколол тишину, забушевала палата лордов»; олицетворения: «Недаром клевета
и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку»; «Новости спешат, набегая друг на
друга». Для публицистической речи характерно метафорическое использование
терминологии: атмосфера, климат, пульс (времени), ритм (времени), диалог и
т. д.
Экспрессия оценки выражается формами превосходной степени в элятивном
значении: самые решительные (меры), жесточайший (кризис), острейшие
(противоречия); отличнейше, строжайше, наивыгоднейше.
Таковы в общих чертах основные особенности газетного стиля и языковые
средства их реализации.
Материалом для создания оценочной газетно-публицистической лексики
служит весь словарь литературного языка, хотя некоторые его разряды
особенно продуктивны в публицистике.
Воздействующая функция газетно-публицистического стиля особенно ярко
проявляется в синтаксисе. Из разнообразного синтаксического репертуара
публицистика отбирает конструкции, обладающие значительным потенциалом
воздействия. Именно выразительностью привлекают публицистику конструкции
разговорной речи. Они, как правило, сжаты, емки, лаконичны. Другое важное
их качество - массовость, демократичность, доступность. На фоне книжного в
целом синтаксиса публицистики разговорные конструкции выделяются
стилистической новизной.
Характерна для многих публицистических жанров также идущая от
разговорной речи рубленая проза: короткие отрывистые предложения,
напоминающие живописные мазки, из которых складывается общая картина:
I. Пальмы, песок, вода. Побережье Цейлона. Стрельчатые листья кокосовых
пальм шевелятся, шуршат на ветру. Песок мокр и тяжел от приливной волны.
Солнце просушит их в часы отлива. А пока вода - полновластная хозяйка.
Деревни льнут к океану. Хижины из пальмовых листьев, бамбука, обмазанного
глиной, защищены от солнца листьями кокосовых пальм.
II. Большой зал. В углу огромный глобус. На стенах карты материков, схемы.
На них красными линиями вычерчены будущие витки полета космического
корабля. Горят голубые экраны электронных приборов. По ним непрерывно бегут
белые линии. У телеэкранов, радиоприемников склонились в деловом напряжении
операторы.
Газетно-публицистический стиль характеризуется и своей системой
жанров. Каждый жанр - это определенный способ организации речи,
определенная речевая форма, в которой главную роль играет образ автора. Что
это за категория?
В разговорной речи, в научной, деловой автор текста и говорящий или
пишущий - одно и то же лицо. Например:
- Дайте мне, пожалуйста, зонтик.
Говорящий, произносящий данную фразу, - это и есть автор реплики. Но
вот начало стихотворения Александра Кушнера:
Дайте мне, дайте башмаки пурпурные
с загнутыми носками.
И одеяние, шитое золотом, с брильянтами
и аметистами;
Сколько можно ходить в пиджаке,
пробавляться тусклыми мазками
Повседневной живописи, с ее красками
водянистыми?
Кому принадлежит это "мне"? Можно ли сказать, что автор, реальная
личность поэт Александр Кушнер, просит у кого-то "пурпурные башмаки и шитое
золотом одеяние"? Нет, конечно. Дело обстоит гораздо сложнее. В
стихотворении, любом, речь идет от имени лирического героя, образ которого
создает поэт. Поэтому нельзя отождествлять автора стихотворения и
лирического героя. Реальный создатель произведения и лицо, от имени
которого ведется повествование, часто не совпадают. И само это соотношение
очень важно. Оно принципиально различает, например, художественную
литературу и публицистику.
Так, в художественной литературе законом становится именно
несовпадение реальной личности писателя и лица, от имени которого ведется
рассказ. Писатель как бы специально конструирует образ автора, организующий
нередко сложное полифоническое повествование. Например, в "Повестях
Белкина" Пушкина действует автор, издатель, рассказчик, персонажи, о
которых он повествует. И образ автора предстает как сложная композиционно-
речевая форма. Иначе говоря, возникает сложная структура образа автора.
Но даже и в более простых случаях, когда повествование ведется от 1-го
лица, от имени героя, этот герой выступает как образ автора. Писатель
изображает то, что попадает в поле зрения героя, ведущего рассказ, выражает
косвенно свое отношение к нему, к другим персонажам и т. д. Следовательно,
и в этом случае образ автора выступает как организующая литературное
произведение категория, форма.
Иное положение в газетно-публицистическом стиле, для которого
характерно принципиальное совпадение автора и рассказчика. Это совпадение
составляет главное отличие публицистической речи - ее "открытость",
документальность, эмоциональность. Публицист прямо и непосредственно
обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. И в этом
заключается сила и выразительность публицистики.
Хотя в публицистике журналист - создатель произведения - и его
авторское "я" полностью совпадают, образ автора как композиционно-речевая
категория сохраняется, однако наполняется иным содержанием. Образ автора в
публицистике - это авторское "я" журналиста, характер его отношения к
действительности (непосредственное описание, анализ, оценка, сообщение и т.
д.). Применительно к каждому жанру это авторское "я", образ автора, имеет
различную форму, характер. Например, в передовой статье журналист выступает
как представитель коллектива, организации, союза и т. д. Здесь создается
своеобразный коллективный образ автора. Более индивидуализирован, конкретен
образ автора в очерке; весьма специфичен образ автора в фельетоне.
2 Лексические черты публицистического стиля
Тематическая неограниченность газетно-публицистического стиля
определяет необычайную широту и разнообразие его лексики. С этой точки
зрения публицистика - наиболее богатая разновидность литературы.
Количество употребляемых слов хотя и показательно для общей
характеристики лексики, но не свидетельствует о ее внутренних качествах, о
ее богатстве, выразительности. Количество далеко не всегда переходит в
качество. Чтобы познать своеобразие лексики, надо определить характер,
особенности использования слова в той или иной разновидности речи.
Каждый стиль по-своему распоряжается словом. Так, научная речь
стремится ограничить значение слова понятием - четким, очерченным,
стабильным, выделить, подчеркнуть понятийное. Разговорная речь отличается
наибольшей подвижностью слова, имеющего широкое, слабо дифференцированное,
расплывчатое значение. Для слова в художественной литературе характерно
обнажение его внутренней формы, заложенной в нем образности. Оно не менее
подвижно и гибко, чем в разговорной речи, но подвижность слова предстает
как результат творческой деятельности художника, сознательно использующего
возможности лексики.
Страницы: 1, 2
|