рефераты бесплатно

МЕНЮ


Стилистика публицистических жанров

Стилистика публицистических жанров

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Характеристика публицистического стиля 4

1.1. Основные черты стиля 4

1.2. Лексические черты публицистического стиля 12

1.3. Грамматические особенности стиля 24

Глава 2. разностилевые обороты в публицистических текстах 26

Заключение 29

Литература 30

Введение

За последние пятнадцать лет произошли существеннейшие изменения в

функционировании русского языка, и прежде всего в сфере массовой

коммуникации, предопределенные экстралингвистическими факторами

-глобальными переменами в политической и экономической жизни нашего

общества. Эти изменения были зафиксированы исследователями: М.В.Пановым,

Г.Я.Солгаником, Шапошниковым В.Н. и др. В связи с этим, нам представляется

необходимым изучение стилистических особенностей современного языка средств

массовой информации, а именно, языка публицистики.

Публицистика, которую называют летописью современности, так как она во

всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам

общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к

художественной литературе. Так же, как и беллетристика, публицистика

тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики

выразительные ресурсы. Все эти особенности обусловили своеобразие образной

системы публицистического стиля.

Итак, цель работы: изучение стилистики публицистических текстов.

Объект исследования: публицистический текст.

Предмет исследования: стилистика публицистического текста.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть особенности публицистического стиля;

2) изучить лексические черты публицистических текстов;

3) изучить грамматические особенности публицистических текстов;

4) рассмотреть возможность использования разностилевых оборотов в

публицистических текстах.

Характеристика публицистического стиля

1 Основные черты стиля

Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей

литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать

тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь

ориентированы на интеллектуальное отражение действительности,

художественная речь - на её эмоциональное отражение. Публицистика играет

особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и

эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал,

что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств"[1].

К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств.

Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует

основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения

мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без

использования эмоциональных средств языка.

Особенностью публицистического стиля является широкий охват лексики

литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной

разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки литературного языка,

используя в своей речи жаргонные слова, этого, однако, следует избегать.

Говоря о публицистическом стиле, необходимо сразу же заметить, что не

все тексты, размещаемые в средствах массовой информации принадлежат к

публицистическому стилю. Так, например, в "Российской газете" публикуются

тексты законов, указов, постановлений, они относятся к официально-деловому

стилю. В "Независимой газете" иногда печатаются научные статьи, написанные

специалистами, они принадлежат научному стилю. По радио нередко читают

романы, повести, рассказы - эти произведения относятся к художественной

речи. Всё это характеризует не публицистический стиль, а общественные

функции средств массовой коммуникации.

Иначе обстоит дело, когда журналист в газетной статье рассказывает о

научных исследованиях по генетике и при этом употребляет научные термины,

или сообщает о запуске космического корабля, учениях спасателей, открытии

авиасалона и включает в свою речь технические термины, а в судебной хронике

использует юридическую лексику. В этих случаях иностилевые элементы (слова

и обороты речи) включаются в состав выразительных средств публицистического

стиля, входят в язык массовой информации[2]. Именно эти случаи имеются в

виду, когда лингвисты рассуждают о взаимодействии разностилевых единиц в

рамках газетно-публицистического стиля. Это взаимодействие также является

важной чертой публицистического стиля.

Чтобы убедиться в тематической необозримости, широте публицистики,

достаточно открыть любой номер какой-либо газеты и просмотреть ее

заголовки. Вы получите своеобразный конспект, моментальную фотографию

содержания газеты. Газета может писать о политике, о дипломатии, о спорте,

об искусстве, общественных движениях, экономике, строительстве и т. д. Темы

трудно газетных публикаций трудно исчерпать, настолько они разнообразны.

Итак, публицистический стиль, одну из разновидностей которого и

составляет газетная речь (газетный подстиль), оказывается весьма сложным

явлением из-за неоднородности его задач и условий общения. Мы будем

говорить прежде всего об особенностях газетной речи, поскольку она более

исследована в современной стилистике. Термин "публицистический стиль"

употреблен сознательно ради сохранения единства терминологии (общепринятых

названий функциональных стилей).

Одной из важных функций публицистики (в частности ее газетно-

журнальной разновидности) является информационная. Стремление в кратчайший

срок сообщить о свежих новостях не могло не найти отражения и в характере

коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Однако эта исторически

изначальная функция газеты[3] постепенно оттеснялась другой - агитационно-

пропагандистской - или иначе - воздействующей. "Чистая" информативность

оставалась лишь в некоторых жанрах, да и там благодаря отбору самих фактов

и характеру подачи их оказывалась подчиненной главной, а именно агитационно-

пропагандистской, функции. В силу этого публицистике, в особенности

газетной, была свойственна ярко и непосредственно выраженная функция

воздействия, или экспрессивная. Эти две основные функции, как и

лингвостилистические особенности, реализующие их, и сегодня не расчленены в

газетной речи.

Многообразен и жанровый репертуар современной публицистики, не

уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и заметки, и

хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк,

и фельетон, и рецензия, и другие жанры.

Богата публицистика и выразительными ресурсами. Как и художественная

литература, она обладает значительной силой воздействия, использует самые

разнообразные тропы, риторические фигуры, многообразные лексические и

грамматические средства.

Другой основной стилевой чертой публицистической речи является наличие

стандарта.

Следует учитывать, что газета (отчасти и другие виды публицистики)

отличается существенным своеобразием условий языкового творчества: она

создается в кратчайшие сроки, порой не дающие возможности довести до идеала

обработку языкового материала. В то же время она создается не одним лицом,

а множеством корреспондентов, которые готовят свои материалы часто в отрыве

один от другого.

Основной стилистический принцип публицистики В.Г. Костомаров

определяет как единство, сопряжение экспрессии и стандарта, составляющее

специфику газетной речи. Конечно, в известном смысле сопряжение экспрессии

и стандарта (в тех или иных "дозах") свойственно всякой речи вообще. Однако

важно, что именно в газетной публицистике, в отличие от других речевых

разновидностей, это единство становится стилистическим принципом

организации высказывания. В этом главный смысл и, несомненно, ценность

концепции В.Г. Костомарова. Между тем, приоритет в этом единстве имеет все

же первый компонент.

На стилистику публицистической, прежде всего газетной, речи сильное

влияние оказывает массовый характер коммуникации. Газета - одно из наиболее

типичных средств массовой информации и пропаганды. Здесь массовым

оказывается и адресат, и автор. Собственно, газета и конкретный

корреспондент выступают не от имени какого-то одного лица или узкой группы

лиц, но, как правило, выражают позицию миллионов единомышленников. В связи

с этим одной из характерных стилистических черт публицистической, особенно

газетной, речи является своеобразная собирательность, находящая свое

выражение в особенностях значений и функционировании языковых единиц.

Собирательность как лингвистический признак газетного стиля находит

воплощение и в своеобразии категории лица (использование 1-го и 3-го лица в

обобщенном значении), и в сравнительно повышенной частотности местоимений

мы, вы, наш, ваш и в особенностях их употребления.

Другая сторона указанного выше стилеобразующего единства -

информационная функция - воплощается в таких особенностях публицистического

стиля, которые связаны с проявлением интеллектуальности речи. Такими

стилевыми чертами являются:

1) документализм, проявляющийся в объективности и проверенной

фактологичности изложения, что в терминах стилистики можно

определить как подчеркнутую документально-фактологическую точность

выражения; документально-фактологическая точность проявляется в

терминированности речи, ограниченности метафоризации терминов

(кроме общепринятой), широком употреблении профессионализмов;

2) сдержанность, официальность, подчеркивающие значимость фактов,

информации; эти черты реализуются в именном характере речи,

своеобразии фразеологии (клише) и т. д.;

3) известная обобщенность, абстрагированность и понятийность изложения

как итог аналитичности и фактографичное (нередко в единстве с

образной конкретностью выражения).

Такова сложная стилевая структура газетной речи.

Для газеты характерны также поиски хлестких и метких оценок, требующих

необычных лексических сочетаний, особенно при полемике: гигантский трест

обмана; заподозрили в любви к свободе.

Свойственно публицистике и образное употребление слов: метафоры, метонимии,

особенно олицетворения. Вот пример метафоры: «И вдруг грохот орудий

расколол тишину, забушевала палата лордов»; олицетворения: «Недаром клевета

и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку»; «Новости спешат, набегая друг на

друга». Для публицистической речи характерно метафорическое использование

терминологии: атмосфера, климат, пульс (времени), ритм (времени), диалог и

т. д.

Экспрессия оценки выражается формами превосходной степени в элятивном

значении: самые решительные (меры), жесточайший (кризис), острейшие

(противоречия); отличнейше, строжайше, наивыгоднейше.

Таковы в общих чертах основные особенности газетного стиля и языковые

средства их реализации.

Материалом для создания оценочной газетно-публицистической лексики

служит весь словарь литературного языка, хотя некоторые его разряды

особенно продуктивны в публицистике.

Воздействующая функция газетно-публицистического стиля особенно ярко

проявляется в синтаксисе. Из разнообразного синтаксического репертуара

публицистика отбирает конструкции, обладающие значительным потенциалом

воздействия. Именно выразительностью привлекают публицистику конструкции

разговорной речи. Они, как правило, сжаты, емки, лаконичны. Другое важное

их качество - массовость, демократичность, доступность. На фоне книжного в

целом синтаксиса публицистики разговорные конструкции выделяются

стилистической новизной.

Характерна для многих публицистических жанров также идущая от

разговорной речи рубленая проза: короткие отрывистые предложения,

напоминающие живописные мазки, из которых складывается общая картина:

I. Пальмы, песок, вода. Побережье Цейлона. Стрельчатые листья кокосовых

пальм шевелятся, шуршат на ветру. Песок мокр и тяжел от приливной волны.

Солнце просушит их в часы отлива. А пока вода - полновластная хозяйка.

Деревни льнут к океану. Хижины из пальмовых листьев, бамбука, обмазанного

глиной, защищены от солнца листьями кокосовых пальм.

II. Большой зал. В углу огромный глобус. На стенах карты материков, схемы.

На них красными линиями вычерчены будущие витки полета космического

корабля. Горят голубые экраны электронных приборов. По ним непрерывно бегут

белые линии. У телеэкранов, радиоприемников склонились в деловом напряжении

операторы.

Газетно-публицистический стиль характеризуется и своей системой

жанров. Каждый жанр - это определенный способ организации речи,

определенная речевая форма, в которой главную роль играет образ автора. Что

это за категория?

В разговорной речи, в научной, деловой автор текста и говорящий или

пишущий - одно и то же лицо. Например:

- Дайте мне, пожалуйста, зонтик.

Говорящий, произносящий данную фразу, - это и есть автор реплики. Но

вот начало стихотворения Александра Кушнера:

Дайте мне, дайте башмаки пурпурные

с загнутыми носками.

И одеяние, шитое золотом, с брильянтами

и аметистами;

Сколько можно ходить в пиджаке,

пробавляться тусклыми мазками

Повседневной живописи, с ее красками

водянистыми?

Кому принадлежит это "мне"? Можно ли сказать, что автор, реальная

личность поэт Александр Кушнер, просит у кого-то "пурпурные башмаки и шитое

золотом одеяние"? Нет, конечно. Дело обстоит гораздо сложнее. В

стихотворении, любом, речь идет от имени лирического героя, образ которого

создает поэт. Поэтому нельзя отождествлять автора стихотворения и

лирического героя. Реальный создатель произведения и лицо, от имени

которого ведется повествование, часто не совпадают. И само это соотношение

очень важно. Оно принципиально различает, например, художественную

литературу и публицистику.

Так, в художественной литературе законом становится именно

несовпадение реальной личности писателя и лица, от имени которого ведется

рассказ. Писатель как бы специально конструирует образ автора, организующий

нередко сложное полифоническое повествование. Например, в "Повестях

Белкина" Пушкина действует автор, издатель, рассказчик, персонажи, о

которых он повествует. И образ автора предстает как сложная композиционно-

речевая форма. Иначе говоря, возникает сложная структура образа автора.

Но даже и в более простых случаях, когда повествование ведется от 1-го

лица, от имени героя, этот герой выступает как образ автора. Писатель

изображает то, что попадает в поле зрения героя, ведущего рассказ, выражает

косвенно свое отношение к нему, к другим персонажам и т. д. Следовательно,

и в этом случае образ автора выступает как организующая литературное

произведение категория, форма.

Иное положение в газетно-публицистическом стиле, для которого

характерно принципиальное совпадение автора и рассказчика. Это совпадение

составляет главное отличие публицистической речи - ее "открытость",

документальность, эмоциональность. Публицист прямо и непосредственно

обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. И в этом

заключается сила и выразительность публицистики.

Хотя в публицистике журналист - создатель произведения - и его

авторское "я" полностью совпадают, образ автора как композиционно-речевая

категория сохраняется, однако наполняется иным содержанием. Образ автора в

публицистике - это авторское "я" журналиста, характер его отношения к

действительности (непосредственное описание, анализ, оценка, сообщение и т.

д.). Применительно к каждому жанру это авторское "я", образ автора, имеет

различную форму, характер. Например, в передовой статье журналист выступает

как представитель коллектива, организации, союза и т. д. Здесь создается

своеобразный коллективный образ автора. Более индивидуализирован, конкретен

образ автора в очерке; весьма специфичен образ автора в фельетоне.

2 Лексические черты публицистического стиля

Тематическая неограниченность газетно-публицистического стиля

определяет необычайную широту и разнообразие его лексики. С этой точки

зрения публицистика - наиболее богатая разновидность литературы.

Количество употребляемых слов хотя и показательно для общей

характеристики лексики, но не свидетельствует о ее внутренних качествах, о

ее богатстве, выразительности. Количество далеко не всегда переходит в

качество. Чтобы познать своеобразие лексики, надо определить характер,

особенности использования слова в той или иной разновидности речи.

Каждый стиль по-своему распоряжается словом. Так, научная речь

стремится ограничить значение слова понятием - четким, очерченным,

стабильным, выделить, подчеркнуть понятийное. Разговорная речь отличается

наибольшей подвижностью слова, имеющего широкое, слабо дифференцированное,

расплывчатое значение. Для слова в художественной литературе характерно

обнажение его внутренней формы, заложенной в нем образности. Оно не менее

подвижно и гибко, чем в разговорной речи, но подвижность слова предстает

как результат творческой деятельности художника, сознательно использующего

возможности лексики.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.