Практикум по БЖД
Практикум по БЖД
Введение.
С самого начала технического развития человека,
совершенствования технических средств и средств производства,
появились и некоторые опасности связанные с этим развитием.
Это понятно, ведь за прогресс нужно платить, опасности это
закономерное явление. И для максимального уменьшения жертв среди
населения и окружающей среды были созданы специальные органы,
которые берут нас под защиту.
Также с развитием человека появилась опасность использования
друг на друге оружия массового поражения в военное время. И для
уменьшения потерь и быстрой оперативной ликвидации чрезвычайных
ситуаций военного и мирного времени была создана гражданская
оборона. Но по сути дела деятельность любой организации должна
быть основана на каких-либо знаниях. Эти знания нам дает такая
дисциплина как Безопасность Жизнедеятельности. Цели этой дисциплины
заключаются в самом ее названии- Безопасность Жизнедеятельности.
Можно сказать, что эта наука учит нас выживать и правильно
действовать во всех видах чрезвычайных ситуаций.
Безопасность Жизнедеятельности- это жизненно важная дисциплина
для всех и каждого!
1-й учебный вопрос
Организационно-правовые основы деятельности российской системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Задание 1.1
Действие Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера» распространяется на отношения,
возникающие в процессе деятельности органов государственной власти
Российской Федерации, органов государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также
предприятий, учреждений и организаций независимо от их
организационно-правовой формы и населения в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Настоящий федеральный закон определил основную структуру и
задачи РСЧС, полномочия Президента РФ, органов законодательной,
исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий
и организаций по вопросам защиты населения и территории.
Федеральный закон берет под свою защиту всех граждан
Российской Федерации, лиц без гражданства и иностранцев, а также
землю, водные ресурсы, воздушное пространство находящееся в
пределах границ РФ.
Федеральный закон в целях единообразного толкования при
нормативной деятельности на различных уровнях, дает основные
понятия:
Чрезвычайная ситуация -это обстановка на определенной
территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного
явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут
повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью
людей или окружающей природной среде, значительные материальные
потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций -это комплекс
мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на
максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных
ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров
ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их
возникновения.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций -это аварийно-спасательные и
другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных
ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья
людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и
материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных
ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных
факторов.
Зона чрезвычайной ситуации -это территория, на которой
сложилась чрезвычайная ситуация.
Задание 1.2
Целями настоящего федерального закона являются:
. предупреждение возникновения и развития чрезвычайных
ситуаций;
. снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
. ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Настоящий федеральный закон ставит перед гражданами и
различными организациями, объектами экономики требования, следуя
которым вышеперечисленные субъекты смогут вложить свой вклад к
достижению эффективной работы системы предупреждения возникновения
и развития чрезвычайных ситуаций, для максимально возможного
снижения размеров ущерба и оперативной ликвидации чрезвычайной
ситуации.
Задание 1.3
Единая государственная система предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение
вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
. разработка и реализация правовых и экономических норм по
обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций;
. осуществление целевых и научно-технических программ,
направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и
повышение устойчивости функционирования организаций, а
также объектов социального назначения в чрезвычайных
ситуациях;
. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил
и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
. подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
. прогнозирование и оценка социально-экономических
последствий чрезвычайных ситуаций;
. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
. осуществление государственной экспертизы, надзора и
контроля в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций;
. ликвидация чрезвычайных ситуаций;
. осуществление мероприятий по социальной защите населения,
пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение
гуманитарных акций;
. реализация прав и обязанностей населения в области защиты
от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно
участвующих в их ликвидации;
. международное сотрудничество в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
Обобщив вышеперечисленные задачи, можно смело сказать, что
одной большой и самой главной задачей единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является
эффективная и своевременная защита населения и территории от как
самих чрезвычайных ситуаций, так и от их последствий.
Задание 1.4
Полномочия органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
1. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации:
а) принимают в соответствии с федеральными законами законы и
иные нормативные правовые акты в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
б) осуществляют подготовку и содержание в готовности
необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и
действиям в указанных ситуациях;
в) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях и обеспечивают их проведение;
г) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен
информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование
населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных
ситуаций;
д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие
неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок в ходе
их проведения; при недостаточности собственных сил и средств
обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием
помощи;
е) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
ж) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) содействуют устойчивому функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях;
и) создают при органах исполнительной власти субъектов
Российской Федерации постоянно действующие органы управления,
специально уполномоченные на решение задач в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Органы местного самоуправления самостоятельно:
а) осуществляют подготовку и содержание в готовности
необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и
действиям в этих ситуациях;
б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в
чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;
в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен
информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование
населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных
ситуаций;
г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие
неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их
проведении; при недостаточности собственных сил и средств
обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в
чрезвычайных ситуациях;
з) создают при органах местного самоуправления постоянно
действующие органы управления, специально уполномоченные на решение
задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Таким образом, объем полномочий органов государственной власти
субъектов РФ и местного самоуправления достаточно велик, что
говорит о том, что правительство РФ относится к проблеме
предупреждения чрезвычайных ситуаций с должным интересом и
проявляет в этой области должное внимание.
Задание 1.5
Для более качественного и эффективного осуществления,
приведения механизма системы предупреждения чрезвычайных ситуаций в
действие необходимо быть уверенным в том, что элементарные правила
техники безопасности знают рядовые рабочие и служащие. Все
работники должны быть обучены на практике правилам поведения в
неординарной ситуации при возникновении чрезвычайной ситуации,
иметь индивидуальные средства защиты и т.д. Подробнее о
обязанностях организаций в этой области показано в федеральном
законе:
Обязанности организаций в области защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций:
Организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области
защиты работников организаций и подведомственных объектов
производственного и социального назначения от чрезвычайных
ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению
устойчивости функционирования организаций и обеспечению
жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в
готовности к применению сил и средств по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций
способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях в составе
невоенизированных формирований;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные
системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных
и других неотложных работ на подведомственных объектах
производственного и социального назначения и на прилегающих к ним
территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций
и подведомственных объектов производственного и социального
назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также
оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о
возникновении чрезвычайных ситуаций.
Задание 1.6
Хоть чрезвычайная ситуация и является событием неординарным,
необычным, а может быть и анархическим порой, но даже не смотря на
это, в этот период не ущемляются и не забываются права человека и
гражданина. Соблюдаются все права дарованные Конституцией: право на
информацию, право на обращение в органы государственной власти,
право на жизнь и т.д., но представленные немного в другой форме.
Граждане Российской Федерации имеют право:
. на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае
возникновения чрезвычайных ситуаций;
. в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты
и другое имущество органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и
организаций, предназначенное для защиты населения от
чрезвычайных ситуаций;
. быть информированными о риске, которому они могут
подвергнуться в определенных местах пребывания на
территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
. обращаться лично, а также направлять в государственные
органы и органы местного самоуправления индивидуальные и
коллективные обращения по вопросам защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций;
. участвовать в установленном порядке в мероприятиях по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
. на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу
вследствие чрезвычайных ситуаций;
. на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за
проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
. на бесплатное государственное социальное страхование,
получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их
здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
. на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности
в связи с увечьем или заболеванием, полученным при
выполнении обязанностей по защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для
работников, инвалидность которых наступила вследствие
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|