рефераты бесплатно

МЕНЮ


История создания и развития подводного флота России

возможных действиях судна после исправления Никонов отвечал, что судно

будет годно и человек в нем может пробыть дня два или три, но что

действовать так, как было предложено в его проекте, судно будет не в

состоянии, так как “оное сделано только для пробы, как дух переводить; о

чем доносил блаженныя и вечно достойныя памяти его величеству”.

В дальнейшем Никонов не получал никакой технической помощи для доведения

своего изобретения до конца. Он настойчиво добивался отпуска средств на

исправление поврежденной лодки и проведение новых опытов, но ему была

отпущена крайне ограниченная сумма.

Последние испытания “потаенного судна” состоялись в 1727 г., но, однако,

они не дали ожидаемых результатов: судно было слишком примитивным для

плавания под водой, а тем более, для того, чтобы поражать корабли

противника огневыми средствами.

Прямым следствием такого завершения испытаний явилось разжалование Ефима

Никонова из мастеров в простые “адмиралтейские работники” и ссылка его в

1728 г. на Астраханскую верфь, о чем имеется следующая запись в журнале

Адмиралтейств-коллегий :

“1728 год. Января 29 (№ 647). Читано из конторы адмиралтейской выписки

потаенных судов о мастере Ефиме Никонове, который поданным своим в прошлом

718 году блаженныя и вечно достойныя памяти Е. И. В. прошением объявил, что

сделал такое судно: когда на море будет тишина и оным судном будет ходить в

воде потаенно и будет разбивать корабли, а по подаче того своего прошения

через десять лет не токмо такого судна, ниже модели к тому делу

действительно сделать не мог, которое хотя и строил из адмиралтейских

припасов и адмиралтейскими служителями и на строение тех судов употреблена

из адмиралтейских доходов не малая сумма, но оная по пробам явилась весьма

не действительна, того ради его Никонова за те его недействительные

строения и за издержку не малой на то суммы определить в адмиралтейские

работники и для того отправить его в астраханское адмиралтейство с прочими

отправляющимися туда морскими и адмиралтейскими служителями под караулом,

которому денежное и хлебное жалование и мундир давать против прочих

адмиралтейских работников с вышеписанного числа, а для пропитания в пути

ему при С. Петербурге денежное и хлебное жалование против здешних

адмиралтейских работников мая по 1 число сего 728 года”.

“Потаенное судно” Никонова многие годы хранилось “от чужого глазу” в

закрытом сарае, пока совсем не истлело.

Значительность изобретения Ефима Никонова дополняется его предложением

применить водолазный костюм, являющийся прообразом современного водолазного

скафандра. Никонов предусматривал возможность выхода людей в таких костюмах

из судна в подводном положении для разрушения днища неприятельского

корабля. В проекте указывалось, что водолаз должен быть одет в костюм из

юхотной кожи с бочонком на голове, в котором должны быть сделаны против

глаз окошки. Скважины и отверстия должны быть “убиты” свинцом, к спине

должен быть прикреплен груз со свинцом или песком. Для работ “по провертке”

и “зажиганию” кораблей водолаз должен был иметь особые инструменты, опись

которых прилагалась к проекту.

Изобретением водолазного костюма особенно интересовался Петр I. Он

несколько раз лично присутствовал на испытаниях костюма на Галерном дворе.

Но преемники Петра I не сумели оценить и этой идеи изобретателя.

В течение 10 лет Никонов упорно трудился над созданием подводного судна,

способного истреблять неприятельские корабли. В век деревянного

судостроения он взялся за постройку подводной лодки, которая должна была

обладать большой прочностью и герметичностью. Эта задача при тогдашнем

уровне техники была невыполнимой. Следует учесть и ту неблагоприятную

обстановку, в которой протекала деятельность Никонова. Чиновники-иноземцы

презрительно относились к простому русскому крестьянину, а многие

соотечественники, принимавшие участие в постройке “потаенного судна”, не

верили изобретателю. Несмотря ни на что, Никонов показал себя настоящим

патриотом и упорно продолжал начатую работу. Не его вина, что он не смог

завершить ее.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

+++++++

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПОДВОДНОГО ПЛАВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

В 1773 г., т. е. через 50 лет после постройки “потаенного судна” Ефима

Никонова, в США была построена первая подводная лодка для военных целей. Ее

изобрел Давид Бюшнель (по профессии школьный учитель), поэтому в Америке

Бюшнеля называют “отцом подводниго плавания”. Его маленькая подводная

лодка, строившаяся четыре года, имела форму черепахи и соответственно этому

получила название “Turtle” (“Черепаха”). Такие обводы не способствовали

большой скорости, но были удачны с точки зрения остойчивости лодки.

“Черепаха” была построена из меди; корпус ее состоял из двух половин,

соединявшихся при помощи болтов на фланцах с кожаной прокладкой.

Экипаж лодки состоял из одного человека, управлявшего погружением и

движением. Запаса воздуха для дыхания хватало лишь на полчаса подводного

плавания.

Под корпусом лодки помещался свинцовый отрывной груз, служивший

одновременно балластом; в случае аварии его можно было легко отделить от

корпуса для того, чтобы этим облегчить всплытие лодки на поверхность. В

кормовой части была закреплена простейшая мина с запалом, приводившимся в

действие от часового механизма. По замыслу изобретателя, следовало, после

того как лодка окажется под неприятельским кораблем, при помощи бурава

прикрепить мину к его днищу, а затем пустить в действие часовой механизм и

отойти на безопасное расстояние.

В отечественных и зарубежных книгах по истории развития подводного плавания

обычно приводят изображения лодки Бюшнеля с движителями двух типов.

Рассмотрим эти рисунки подробнее.

На верхнем рисунке (вероятно, с подлинного чертежа) грубо показаны обводы

“Черепахи”, но хорошо видно, что движение лодки достигается веслами А А,

укрепленными в бортах с применением водонепроницаемых уплотнений.

Управление движением обеспечивается рулем или, точнее, рулевым веслом Н в

корме. Управляющий лодкой человек помещается на сидении В, причем над его

головой имеется колпак с входным люком и иллюмина торами по окружности

комингса. Балластная цистерна обозначена буквой С, а труба для заполнения

ее—Д. Е—это свинцовый балласт, a F — пороховая мина. На нижнем рисунке дано

совершенно другое изображение винтовой лодки, вызвавшее в свое время

обоснованные возражения многих авторов (Я. Солдатов, К. Дебу и др.).

Приведем, например, мнение английского историка Алана Бургойна.

“Эти чертежи, вероятно, позднейшего происхождения и являются скорее плодом

живого воображения. Два соображения говорят в пользу наших предположений.

Во-первых, присутствие винтовых движителей, которые, как мы знаем, были

изобретены около 30 лет позднее, и, во-вторых, в одном из планов (не

помещенных здесь) дано изображение сидящего на сидении в судне человека,

одетого в ярко выраженную позднейшую форму. Фантастические и совершенно

непонятные насосы и трубы, установленные на судне, переносят нас в область

таинственности, что подозрительно.. .”

В 1777 г. по инициативе генерала Джорджа Вашингтона подводная лодка Бюшнеля

была использована во время войны за независимость для атаки на корабли

английского флота, блокировавшего Нью-Йорк. Для этой цели Бюшнель обучил

сержанта Эзру Ли управлению своей маленькой лодкой. После нескольких

тренировочных выходов, в спокойную ночь лодку подвели на буксире к одному

из блокирующих кораблей — стоящему на якоре 64-пушечному фрегату “Игл”.

Затем лодка погрузилась и приблизилась своим ходом к атакуемому фрегату. Но

сержант Ли не смог прикрепить свою мину, так как днище корабля было обшито

медью, а на лодке не было инструментов, пригодных для сверления отверстий в

медных листах. Течением лодку отнесло в сторону от английского корабля и

сержант вскоре потерял его из виду. Тем временем мина всплыла на

поверхность с пущенным в ход часовым механизмом. Ровно через час эта мина

взорвалась с оглушительным грохотом к великому ужасу англичан, для которых

этот новый способ нападения оказался полной неожиданностью: “Сила взрыва

была столь велика, что многие высокомерные офицеры английских кораблей...

растеряли свои парики”.

Это была первая попытка боевого применения подводной лодки. Бюшнель был

разочарован, но не терял надежды на успех при следующих атаках. Вместо

мины, привинчивающейся к борту, он предложил мину другой конструкции — в

виде ящика, всплывающего под днище неприятельского корабля; при отдаче мины

из лодки часовой механизм запала включался автоматически.

При новой попытке атаковать английские корабли на реке Гудзон “Черепаха”,

которую на буксире подводили к месту атаки, была обнаружена. Англичане

вовремя заметили противника и, открыв огонь из орудий, потопили и

буксирующее судно и лодку.

Почти одновременно с Бюшнелем, в 1774 г. в Англии построил подводную лодку

Симоне (из Тотнеса в Девоншире). Это была деревянная лодка с кожаными

мешками для приема в них водяного балласта при погружении. Для всплытия

лодки вода из мешков выдавливалась при помощи специальных рычагов.

Устройство весел на лодке Симонса было такое же, как и на челнах

запорожских казаков.

Спустя 20 с лишним лет появилась подводная лодка “Наутилус” американца

Фультона. Эта лодка была построена во Франции в 1798—1801 гг. и

предназначалась для использования против английского флота, но французское

морское министерство отказалось от нового оружия, мотивируя это тем, что

подводная атака считается “нечестным” приемом. В действительности,

французское правительство, очевидно, просто не было уверено, что с помощью

этого изобретения можно достичь большого успеха.

С точки зрения развития техники подводного кораблестроения лодка Фультона

представляет значительный интерес:

Корпус лодки, склепанный из медных листов, имел эллипсовидное сечение.

Длина корпуса составляла 6,5 м, а наибольшая ширина — около 2 м. Сверху, в

носовой части лодки имелась небольшая рубка. В нижней части была размещена

цистерна для приема водяного балласта при погружении. Лодка была вооружена

двумя минами (медные бочонки с порохом) с электрическими взрывателями. При

необходимости такую мину можно было прикрепить к борту неприятельского

корабля, а затем отойти на безопасное расстояние, разматывая провод, и

взорвать гальваническим током.

Подводная лодка Фультона имела для надводного хода паруса, а для подводного

— гребной винт, вращаемый изнутри лодки вручную при помощи вала и рукояток.

Управление лодкой в горизонтальной плоскости осуществлялось посредством

вертикального руля, а для удержания лодки на заданной глубине Фультон

впервые предложил и применил горизонтальные рули. Однако эти рули не давали

желаемого эффекта, так как скорость лодки под водой была слишком мала

(эффект действия рулей, как известно, пропорционален квадрату скорости

лодки), поэтому для той же цели был применен и вертикальный гребной винт,

установленный в верхней части корпуса лодки рядом с комингсом входного

люка. Вращением этого винта можно было изменять глубину погружения лодки на

подводном ходу.

После отказа французского правительства использовать эту лодку Фультон

предложил свое изобретение английскому правительству. Англичане охотно

приобрели у Фультона его патент с целью воспрепятствовать другим

государствам строить подводные лодки: Фультон получил единовременное

вознаграждение в размере 15000 фунтов стерлингов и уехал на родину, в

Америку.

По поводу предложения Фультона английскому правительству адмирал Сен-

Винцент высказал в 1804 г. следующее мнение: “Не обращайте на это

предложение внимания и не трогайте его. Если мы используем его, другие

государства сделают то же; тогда нашему превосходству на море будет нанесен

величайший удар, какой только можно себе представить”.

После постройки подводной лодки “Наутилус” (1801 г.) в течение нескольких

десятилетий в странах Европы и в США не было достигнуто сколько-нибудь

значительных успехов в области подводного плавания.

После смерти Петра I многие годы русский флот находился в относительном

упадке. Одной из главных причин этого упадка было засилье иноземцев в

правительстве, особенно в царствование Анны Иоанновны. С воцарением на

престоле дочери Петра I — Елизаветы иностранцы были смещены с важнейших

государственных и военных постов. В этот период русские государственные,

политические и военные деятели сделали многое для возрождения и развития

отечественных вооруженных сил, в том числе и флота.

В Семилетнюю войну флот блокировал все побережье Пруссии и Померании,

обеспечивал продвижение русских войск в Пруссию, доставлял боеприпасы,

продовольствие и пополнения. Русский флот полностью господствовал на

Балтийском море. За короткий период (до 1760 г.) состав флота пополнился

значительным количеством боевых кораблей. Было построено: 36 линейных

кораблей, 8 фрегатов и значительное количество более мелких судов.

Больших успехов русский флот достиг во второй половине XVIII столетия в

войне с Турцией. В Средиземное море были посланы корабли Балтийского флота,

которые в марте 1770 г. начали боевые действия. Захватив Наварин, наши

корабли стали преследовать более многочисленный турецкий флот. В двух

морских сражениях — Хиосском (24 июня) ' и Чесменском (26 июня)—турецкий

флот был полностью истреблен. В результате победоносной войны с Турцией

Россия прочно укрепилась на всем побережье Черного моря. Были основаны

города Одесса, Севастополь, Херсон и Николаев. Началось строительство

Черноморского флота.

В 1788 г. Турция начала новую войну против России. В годы этой войны

(1788—1791 гг.) Черноморский флот под командованием адмирала Ушакова в

четырех морских сражениях разгромил турецкий флот.

Для комплектования флота офицерами еще в 1725 г. был основан Морской

кадетский корпус, в состав которого влилась и Морская Академия.

Позднее, в 1798 г., в Петербурге и Николаеве были открыты училища

корабельной архитектуры (вскоре слитые в одно училище). Этот год считается

началом организации Морского Инженерного училища для подготовки

отечественных кораблестроителей с высшим образованием.

К XVIII веку относится деятельность плеяды талантливых самородков—ученых,

инженеров и механиков-самоучек, вышедших из народных низов. Из низов народа

вышел и гений русской науки — М. В. Ломоносов, который “навсегда устранил

предрассудок о том, что, если и нужно искать науку и искусство на Руси, то

лишь в “высших” классах общества”.

В 1763 г., за 20 лет до Уатта, И. И. Ползунов (1728—1766 гг.) подал записку

об изобретении двухцилиндровой поршневой машины. Эта пароатмосферная машина

была построена и опробована в 1766 г. Лишь пренебрежение Екатерины II к

русским изобретениям и преклонение перед иностранной наукой и техникой были

причиной того, что эта машина не получила должного распространения и не

оказала влияния на кораблестроение.

И. П. Кулибин (1735—1818 гг.) представил оригинальный проект “водохода”,

способного двигаться против течения рек, но и это изобретение, так же как и

десятки других предложений русских механиков-самоучек, не нашло применения.

В конце XVIII века в России появилось несколько проектов подводных лодок.

Среди них достойны упоминания проекты Раво-дановского и Торгованова.

Раводановский, житель Кременчуга, в 1794 г. сконструировал подводное судно

и сумел привлечь к своему проекту внимание правительства. В Кременчуг была

командирована комиссия Академии Наук для ознакомления с изобретением. Отзыв

комиссии послужил основанием адмиралу Кушелеву для доклада царю Павлу I о

том, что изобретение Раводановского, “будучи выдумано без всяких правил и

опытности, не может быть употреблено ни на какое дело или когда-либо

доведено в совершенство и пользу”.

Другой русский изобретатель — Торгованов — в эти же годы разработал свой

проект подводной лодки, в которой “можно удобно плавать под водой в море и

реке”. Автор изобретения писал, что “токмо не имеет способу доставить оному

судну для дыхания путешественников свободного воздуха, почему просит по-

корнейше знающих способ дать судну тому таковой воздух, и вместе с ним

произвести оное судно в действие”.

Нам не известно, откликнулся ли кто-нибудь на этот призыв изобретателя-

самоучки, готового разделить честь изобретения с любым, кто помог бы

осуществить проект подводной лодки.

Первые изобретатели подводных лодок в большинстве случаев были самоучками и

зачастую совершенно не были связаны с флотом; каждый из них создавал свой

проект самостоятельно, без учета опыта предшественников. По этой причине

проекты подводных лодок того времени отличались большим разнообразием.

Общим для всех этих проектов являлось применение мускульной силы людей для

движения лодки под водой.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

+++++++

РАЗВИТИЕ ПАРОВОГО ФЛОТА

Cконца XVIII века в наиболее развитых передовых странах начался период

победы и утверждения капитализма, сопровождавшийся буржуазными революциями

и национально-освободительными войнами.

Новые открытия в науке и технике, развитие металлургической и

машиностроительной промышленности, замена древесного угля каменным,

появление паровых машин, механизация транспорта и усовершенствование оружия

— создали предпосылки для дальнейшего развития кораблестроения. Начало XIX

столетия было ознаменовано появлением в главнейших государствах парового

флота.

В России первой половины XIX столетия также имелись все условия для

широкого развития промышленности и в том числе — для строительства парового

флота, однако этому препятствовал крепостнический строй. Но и в тяжелых

условиях крепостничества русские техники работали над созданием паровых

судов.

Пароход “Елизавета” был построен в Петербурге в 1815 г. и с 15 ноября того

же года совершал рейсы между Петербургом и Кронштадтом. Это был первый

морской пароход в России.

Первый русский военный пароход “Скорый” с машиной в 30 л. с. был построен в

1817 г. на Ижорском заводе. Там же в 1823 г. спустили на воду второй

пароход — “Проворный”.

На Черном море построили первый пароход “Везувий” а. 1820 г. На Севере, в

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.