Валютный контроль
необходимости в строго регламентированном порядке;
. контроль за валютообменными операциями, перемещением через границу
валютных ценностей и национальной валюты;
. строгая регламентация операций, связанных с движением капиталов, включая
осуществление как иностранных, так и французских инвестиций.
Непосредственная реализация контроля во Франции после 1969 г. была
возложена на следующие органы.
1. Министерство финансов:
. Казначейское управление (разработка стратегических направлений в области
валютного регулирования и контроля, контроль инвестиций);
. Главное таможенное управление (контроль за валютными операциями
«коммерческого» характера, а также неторговыми операциями, связанными с
перемещением через границу иностранной валюты, национальной валюты,
ценных бумаг, платежных документов и фондовых ценностей в иностранной и
национальной валюте, драгоценных металлов и камней; осуществление
мероприятий по выявлению нарушителей и применению к ним санкций);
. Страховое управление (контроль за валютными операциями, связанными с
исполнением договоров страхования).
2. Национальный банк Франции – «Банк де Франс» (регламентация и контроль
операций финансового характера в иностранной и национальной валюте –
кредиты, ссуды).
3. Уполномоченные банки или «избранные посредники» (контроль за исполнением
валютных операций, осуществляемых через банки).
4. Министерство промышленности (вопросы патентования и приобретения
нерезидентами французских промышленных предприятий).
Таким образом, во Франции вопросами валютного контроля в пределах
своей компетенции занимался целый ряд уполномоченных органов валютного
контроля, однако в виду серьезных объемов именно внешнеторговой
деятельности основную «полицейскую» роль выполняли таможенные органы
Франции, структурно входящие в состав Министерства финансов.
Основу контроля «коммерческих» операций (включая операции, связанные
с предоставлением услуг) составляла двухуровневая схема:
. контроль уполномоченными банками («избранными посредниками»);
. контроль таможенными органами (в этих целях были созданы
специальные подразделения).
Роль банков была чрезвычайно важна, поскольку все валютные операции
осуществлялись только через них и имелась возможность предотвратить
нарушение на стадии предварительной проверки операций. Предполагалась
большая степень доверия к банкам, которые обязаны были информировать
таможенные органы о всех нарушениях действующего законодательства.
В целях организации валютного контроля при осуществлении экспортных и
импортных поставок товаров обязательным условием было «банковское
домицилирование», то есть проведение всех расчетов по сделке только в
конкретном уполномоченном банке по выбору клиента. В банке заводилось дело
о домицилировании, которому присваивался специальный номер. Указанный номер
в обязательном порядке фиксировался в едином административном документе
(аналог ГТД) при таможенном оформлении товаров в целях дальнейшего
направления данных о перемещении товаров через границу в банк-домицилиат.
Одним из основных элементов непосредственного контроля было сопоставление
банками таможенных документов и информации о реальных движениях валютных
средств на счетах своего клиента.
Данные о любом нарушении установленных правил банк в обязательном
порядке направлял в таможенные органы для проведения необходимого
расследования и применения к нарушителям санкций.
На более позднем этапе организации контроля основу информационно-
аналитической обработки базы данных валютного контроля составила специально
созданная автоматизированная система, позволившая таможенным органам
осуществлять глобальный контроль по каждой валютной операции.
Помимо валютного контроля информация, полученная в результате
действия системы, активно использовалась для составления торгового и
платежного баланса Франции.
Неотъемлемой частью организации валютного контроля было осуществление
таможенными органами проверок бухгалтерской и иной отчетной документации
участников ВЭД, позволяющее проверять достоверность данных, представляемых
как предприятиями, так и банками.
Как будет видно далее система валютного контроля в РФ имеет прямую
аналогию с французской моделью построения валютного контроля и места в ней
таможенных органов.
Место таможенных органов в системе органов и агентов валютного контроля РФ.
Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля
(Центральным банком РФ, Государственным таможенным комитетом (ГТК) РФ и
Правительством РФ) и агентами валютного контроля (организациями, которые в
соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут
осуществлять функции валютного контроля).
При этом налагать штрафы, предусмотренные валютным законодательством,
за нарушение законодательства о валютном регулировании имеют право только
органы валютного контроля (в том числе и по представлению агентов).
Полномочия органов и агентов валютного контроля (статья 12 Закона "О
валютном регулировании и валютном контроле"):
1. Органы валютного контроля в пределах своей компетенции издают
нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и
нерезидентами в Российской Федерации.
2. Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:
а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации
резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих
операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за
соблюдением ими актов органов валютного контроля;
б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в
Российской Федерации.
3. Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета,
отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.
Эти полномочия являются общими для всех органов валютного контроля.
Помимо этого разные органы валютного контроля имеют отличные друг от друга
полномочия, обусловленные их компетенцией, целями и задачами, а также
структурно-организационной формой.
Рассмотрим полномочия отдельных органов и агентов валютного контроля.
Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской
Федерации» от 2 декабря 1990 г. N 394-1 в части валютного регулирования и
валютного контроля Банк России выполняет следующие функции: осуществляет
валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной
валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными
государствами; организует и осуществляет валютный контроль как
непосредственно, так и через уполномоченные банки, которые в соответствии с
законодательством Российской Федерации являются агентами валютного
контроля, подотчетными Банку России. Центральный Банк Российской Федерации
устанавливает условия открытия и ведения уполномоченными банками счетов
резидентов в иностранной валюте, устанавливает порядок открытия счетов
резидентов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации.
В соответствии со ст.15 Федерального конституционного закона от 17
декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации",
Правительство осуществляет в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами,
нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование
и валютный контроль. Помимо полномочий указанных в ст. 12 Закона "О
валютном регулировании и валютном контроле", Правительство определяет
порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными
камнями, а также жемчугом, по согласованию с Центральным банком Российской
Федерации определяет порядок предоставления и получения резидентами
отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров
(работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности).
Согласно Указу Президента РФ от 24 сентября 1993 г. N 1444,
Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК)
является центральным органом федеральной исполнительной власти,
образованным для реализации функций Правительства Российской Федерации по
валютному и экспортному контролю, главная задача которого - проведение
единой общегосударственной политики в области организации контроля и
надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере
валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. При
этом, в отличие от ЦБ РФ, Федеральная служба России по валютному и
экспортному контролю не наделена функциями по изданию обязательных для
исполнения нормативных актов и установлению правил учета и отчетности по
валютным операциям. Эти функции сохранены за Правительством России.
Таким образом, основными функциями ВЭК являются:
1) осуществление контроля за проводимыми в России резидентами и
нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций
валютному законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за
соблюдением ими актов органов валютного контроля;
2) проведение проверок валютных операций резидентов и нерезидентов в
России.
В соответствии с возложенными задачами и функциями ВЭК РФ имеет право
привлекать юридических и физических лиц в установленном порядке к
ответственности за нарушение законодательства РФ и ведомственных
нормативных актов, регулирующих внешнеэкономические операции.
С принятием 18 июня 1993 г. Таможенного кодекса (ТК) Российской
Федерации валютное законодательство дополнено нормами, касающимися
наделения ГТК РФ статусом органа валютного контроля, а иных таможенных
органов - статусом агентов валютного контроля. Статьи 199-201 ТК России
определяют компетенцию таможенных органов в области валютного контроля
следующим образом.
Таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением
через таможенную границу Российской Федерации, за исключением периметров
свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Российской Федерации,
ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей, а также за
валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу
товаров и транспортных средств.
Таможенные органы Российской Федерации осуществляют валютный контроль
в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и
Таможенным кодексом применительно к таможенному контролю.
При выявлении таможенными органами Российской Федерации в ходе
осуществления валютного контроля нарушений валютного законодательства
Российской Федерации, являющихся одновременно нарушениями таможенных
правил, либо правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность
таможенных органов Российской Федерации, лица несут ответственность в
соответствии с Таможенным кодексом.
В иных случаях ответственность за нарушения валютного
законодательства Российской Федерации, выявленные таможенными органами
Российской Федерации, наступает в соответствии с валютным и другим
законодательством Российской Федерации.
Согласно Закону РФ от 24 июня 1993 г. N 5238-I "О федеральных органах
налоговой полиции", органы налоговой полиции имеют право пользоваться при
исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными
законодательством агентам валютного контроля. Статус налоговой полиции как
правоохранительного органа может ввести в заблуждение относительно ее
полномочий в сфере валютного контроля. Следует подчеркнуть, что налоговая
полиция пользуется правом агента, а не органа валютного контроля, и,
следовательно, она не имеет права применять меры ответственности за
несоблюдение валютного законодательства. Однако, согласно п.8 Указа
Президента РФ от 14 июня 1992 г. N 629 "О частичном изменении порядка
обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин",
за незачисление валютной выручки от экспорта товаров на счета в
уполномоченных банках предприятия подвергаются штрафу, налагаемому
Государственной налоговой службой Российской Федерации (в настоящее время
Министерство по налогам и сборам) или Инспекцией валютного контроля, в
размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого
эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка. Суммы штрафа
поступают в федеральный бюджет Российской Федерации.
Некоторыми функциями и полномочиями обладают также Министерство
финансов, Министерство торговли, Федеральная комиссия по рынку ценных
бумаг, Гохран.
Компетенция таможенных органов в области валютного контроля РФ.
ТК России дано определение компетенции таможенных органов в области
валютного контроля: "Таможенные органы Российской Федерации осуществляют
валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу
Российской Федерации, за исключением периметров свободных таможенных зон и
свободных складов, валюты Российской Федерации, ценных бумаг в валюте
Российской Федерации, валютных ценностей, а также за валютными операциями,
связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных
средств".
Важным условием валютного контроля за осуществлением внешнеторговой
деятельности является перемещение через таможенную границу Российской
Федерации предметов внешнеторговой деятельности – товаров, работ, услуг,
информации, результатов интеллектуальной деятельности.
Объектами валютного контроля для таможенных органов являются:
перемещение через таможенную границу Российской Федерации валюты Российской
Федерации, ценных бумаг в валюте Российской Федерации, валютных ценностей,
а также валютные операции, связанные с перемещением через указанную границу
товаров и транспортных средств.
В качестве субъектов валютного контроля выступают участники валютного
рынка – физические и юридические лица, являющиеся резидентами и
нерезидентами. Применительно к валютному контролю при экспорте товаров,
субъектами являются участники внешнеэкономической деятельности – экспортеры
и их контрагенты.
Все таможенные органы осуществляют функции валютного контроля в
пределах своей компетенции (ст. 10 ТК России). С этой целью в их составе
действуют специально созданные структурные подразделения:
. в ГТК России – Управление валютного контроля;
. в региональных таможенных управлениях – отделы контроля таможенной
стоимости и валютного контроля или отделы валютного контроля;
. в таможнях – отделы таможенного оформления и таможенного контроля, а
также отделы контроля таможенной стоимости и валютного контроля, отделы
валютного контроля;
. в таможенных постах – действуют таможенные инспекторы по валютному
контролю.
В развитие законодательных норм, определяющих общую концепцию ведения
валютного контроля, ГТК России и Банком России в последующем были приняты
подзаконные акты, конкретизирующие технологию и организацию валютного
контроля за экспортно-импортными операциями. К таким документам относятся
следующие нормативные акты: Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 12 октября 1993 г.
NN 19, 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за
поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров",
Инструкция ЦБ РФ и ГТК РФ от 26 июля 1995 г. NN 30, 01-20/10538 "О порядке
осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной
валюте за импортируемые товары", Приказ ГТК РФ от 11 марта 1997 г. N 110
"Об особенностях осуществления таможенного контроля и таможенного
оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской
Федерации при совершении внешнеторговых бартерных сделок", Положение об
осуществлении контроля и учета внешнеторговых бартерных сделок,
предусматривающих перемещение товаров через таможенную границу Российской
Федерации (утверждено ВЭК РФ, МВЭС РФ, ГТК РФ 2, 9, 11 апреля 1997 г. NN 07-
26/768, 10-83/1355, 01-23/6678), Письмо ГТК РФ от 21 августа 1997 г. N 01-
15/16139 "О приказе ГТК России от 19.08.97 N 500 "Об осуществлении
валютного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную
границу Российской Федерации по контрактам, заключенным в счет
государственных кредитов" и т.д.
Организация контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.
Законодательное определение экспорта товаров дано в ст. 97
Таможенного кодекса Российской Федерации: «Экспорт товаров - таможенный
режим, при котором товары вывозятся за пределы таможенной территории
Российской Федерации без обязательства об их ввозе на эту территорию».
Перечень требования таможенного режима «экспорт товаров» установлен в
ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации, при этом указанный
перечень не носит исчерпывающий характер, а диспозиция данной статьи носит
не только описательный, но и бланкетный характер, так как: «экспорт товаров
осуществляется при условии... выполнения других требований, предусмотренных
настоящим Кодексом и иными актами законодательства по таможенному делу».
Первым ведомственным документом, разработанным во исполнение Закона
Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и
Таможенного кодекса Российской Федерации в области валютного регулирования,
стала "Инструкция о порядке осуществления валютного контроля за
Страницы: 1, 2, 3, 4
|