рефераты бесплатно

МЕНЮ


Стандартизация трикотажных изделий

анализа). Объективная проверка требований к услугам может осуществляться

также с помощью социологических и экспертных методов. В качестве

объективного доказательства используются сертификаты соответствия,

заключения надзорных органов.

1.3 Функции стандартизации.

Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация

выполняет определенные функции.

1. Функция упорядочения – преодоление неразумного многообразия

объектов (раздутая номенклатура продукции, ненужное многообразие

документов). Она сводится к упрощению и ограничению. Житейский

опыт говорит: чем объект более упорядочен, тем он лучше

вписывается в окружающую предметную и природную среду с ее

требованиями и законами.

2. Охранная (социальная) функция – обеспечение безопасности

потребителей продукции и услуг, изготовителей и государства,

объединение усилий человечества по защите природы от техногенного

воздействия цивилизации.

3. Ресурсосберегающая функция обусловлена ограниченностью

материальных, энергетических, трудовых и природных ресурсов и

заключается в установлении в нормативных документах обоснованных

ограничений на расходование ресурсов.

4. Коммуникативная функция обеспечивает общение и взаимодействие

людей, в частности специалистов, путем личного обмена или

использования документальных средств, аппаратных (компьютерных,

спутниковых и пр.) систем и каналов передачи сообщений. Эта

функция направлена на преодоление барьеров в торговле и

содействие научно-техническому и экономическому сотрудничеству.

5. Цивилизующая функция направлена на повышение качества продукции и

услуг как составляющей качества жизни. Стандарты отражают степень

общественного развития страны, т. е. уровень цивилизации.

6. Информационная функция. Стандартизация обеспечивает материальное

производство, науку и технику и другие сферы нормативными

документами, эталонами мер, образцами – эталонами продукции,

каталогами продукции как носителями ценной творческой и

управленческой информации. Ссылка в договоре (контракте) на

стандарт является наиболее удобной формой информации о качестве

товара как главного условия договора (контракта).

7. Функция нормотворчества и правоприменения проявляется в

узаконивании требований к объектам стандартизации в форме

обязательного стандарта (или другого НД) и его всеобщем

применении в результате придания документу юридической силы.

Соблюдение обязательных требований НД обеспечивается, как

правило, принудительными мерами (санкциями) экономического,

административного и уголовного характера.

4. Категории и виды стандартов.

Категории стандартов.

В России установлены следующие категории нормативно-технической

документации, определяющей требования к объектам стандартизации:

. государственные стандарты (ГОСТ);

. отраслевые стандарты (ОСТ);

. республиканские стандарты (РСТ);

. стандарты предприятий (СТП);

. стандарты общественных объединений (СТО);

. технические условия (ТУ);

. международные стандарты (ИСО/МЭК)

. региональные стандарты;

. межгосударственные стандарты;

. национальные стандарты.

Государственные стандарты (ГОСТ) разрабатывают на продукцию, работы,

услуги, потребности в которых носят межотраслевой характер. Стандарты этой

категории принимает Госстандарт России. В стандартах содержатся как

обязательные требования, так и рекомендательные. К обязательным относятся:

безопасность продукта, услуги, процесса для здоровья человека, окружающей

среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы,

техническая и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий,

единство методов контроля и единство маркировки. Требования обязательного

характера должны соблюдать государственные органы управления и все субъекты

хозяйственной деятельности независимо от формы собственности.

Рекомендательные требования стандарта становятся обязательными, если на них

есть ссылка в договоре (контракте).

Отраслевые стандарты (ОСТ) разрабатываются применительно к продукции

определенной отрасли. Их требования не должны противоречить обязательным

требованиям государственных стандартов, а также правилам и нормам

безопасности, установленным для отрасли. Принимают такие стандарты

государственные органы управления (например, министерства), которые несут

ответственность за соответствие отраслевых стандартов обязательным

требованиям ГОСТ Р.

Диапазоном применяемости отраслевых стандартов ограничивается

предприятиями, подведомственными государственному органу управления,

принявшему данный стандарт. Контроль за выполнением обязательных требований

организует ведомство, принявшее данный стандарт.

Республиканские стандарты (РСТ) устанавливаются по согласованию с

Госстандартом и соответствующими ведущими министерствами и ведомствами по

закрепленным группам продукции, на отдельные виды продукции, изготовляемой

предприятиями.

РСТ устанавливают требования к продукции, которая может выпускаться

находящимися на территории республики предприятиями, но не является

объектом государственной и отраслевой стандартизации.

РСТ устанавливаются также на товары народного потребления,

изготавливаемые предприятиями, находящимися на территории республики,

независимо от их подчиненности, в тех случаях, когда на продукцию

отсутствуют государственные стандарты или отраслевые стандарты.

РСТ обязательны для всех предприятий, находящихся на территории

республики, выпускающих и потребляющих данную продукцию.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются и принимаются самими

предприятиями. Объектами стандартизации в этом случае являются составляющие

организация и управление производством, продукция, составные части

продукции, технологическая оснастка, общие технологические нормы процесса

производства. Эта категория стандартов обязательна для предприятия

принявшего этот стандарт.

Стандарты общественных объединений (научно-технических обществ,

инженерных обществ и др.). Эти нормативные документы разрабатывают на

принципиально новые виды продукции, процессов или услуг; передовые методы

испытаний, а также нетрадиционные технологии и методы управления

производством. Общественные объединения преследуют цель распространения

перспективных результатов мировых научно-технических достижений,

фундаментальных и прикладных исследований.

Эти стандарты служат важным источником информации о передовых

достижениях, и по решению самого предприятия они принимаются на

добровольной основе для использования отдельных положений при разработке

стандартов предприятия.

Правила по стандартизации (ПР) и рекомендации по стандартизации (Р) по

своему характеру соответствуют нормативным документам методического

содержания. Они могут касаться порядка согласования норм документов,

предоставления информации о принятых стандартах отраслей, общественных и

других организаций в Госстандарт РФ, создание службы по стандартизации на

предприятии, правил проведения государственного контроля за соблюдением

обязательных требований ГОСТ и других вопросов организационного характера.

ПР и Р разрабатываются организациями, подведомственными Госстандарту РФ и

Госстрою РФ.

Технические условия (ТУ) разрабатываются предприятиями и другими

субъектами хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт

создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой

поставки, выпускаемая малыми партиями, а также произведения художественных

промыслов. Особенность процедуры принятия ТУ состоит в том, что во время

приемки новой продукции происходит их окончательное согласование с

приемочной комиссией. Перед этим предварительно рассылается проект ТУ тем

организациям, представители которых будут на приемке продукции. ТУ

считаются окончательно согласованными, если подписан акт приемки опытной

партии (образца).

Международные стандарты (ИСО/МЭК) разрабатываются международными

организациями по стандартизации для того, чтобы устранить технические

барьеры в торговле, то есть гармонизировать требования, предъявляемые к

продукции, услугам в соответствие с требованиями международных стандартов.

Если стандарт гармонизирован с международным стандартом, то по нему

можно проводить сертификацию продукции.

Региональные стандарты разрабатываются региональными органами по

стандартизации. Например, такой организацией является ЕОКК (европейская

организация по контролю качества).

Национальные стандарты разрабатываются национальными организациями по

стандартизации. Например, Госстандартом России. Национальные стандарты

действуют только на территории России.

Межгосударственные стандарты обязательны для стран членов СНГ.

Виды стандартов.

Существуют следующие виды стандартов:

. основополагающие стандарты;

. стандарты на продукцию;

. стандарты на работы и процессы;

. стандарты на методы испытаний, контроля, анализа;

. технические условия.

Основополагающие стандарты, в свою очередь, делятся на:

. общетехнические стандарты;

. организационно-методические стандарты.

Общетехнические стандарты, регламентирующие термины определения,

обозначения, номенклатуру показателей качества выполняют функцию

обеспечения информационной совместимости однозначности понимания объекта

стандартизации. Общетехнические стандарты, регламентирующие общие

требования и (или) нормы выполняют функцию обеспечения технического

единства и взаимосвязи объектов стандартизации. Стандарты, регламентирующие

методы, устанавливают общие методы проектирования подготовки производства,

испытаний, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта продукции.

Организационно-методические стандарты, которые регламентируют основные

(общие), положения устанавливают общие требования, обеспечивающие

организационно-техническое единство объектов стандартизации. Стандарты,

регламентирующие порядок (правила) обеспечивают единство и взаимосвязь

процессов управления в различных областях деятельности. Стандарты,

регламентирующие построение (изложение, оформление, содержание)

обеспечивают информационную совместимость документации.

Стандарты на продукцию регламентируют требования к продукции и делятся

на:

. стандарты общих технических требований;

. стандарты общих технических условий;

. стандарты технических условий.

Стандарты общих технических требований и общих технических условий

устанавливают всесторонние требования к группе однородной продукции по ее

разработке, производству, обращению и потреблению (эксплуатации).

Стандарты, регламентирующие параметры и (или) размеры, типы, марки,

сортамент, конструкцию устанавливают требования к типоразмерным и

параметрическим рядам, обеспечивающим унификацию и взаимозаменяемость

продукции.

Стандарты, регламентирующие правила приемки, методы контроля,

маркировку, упаковку, транспортирование, хранение, эксплуатацию и ремонт

данной продукции выполняют функцию по обеспечению заданного качества

продукции при ее производстве, сохранении качества при ее транспортировании

и хранении, полноценного использования продукции при потреблении,

восстановление продукции.

Стандарты технических условий регламентируют требования не к группе

однородной продукции, а к конкретной выпускаемой продукции.

Стандарты на работы и процессы устанавливают правила проведения

различного рода работ, процессов. Главным их требованием является

обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества при проведении данных

работ (процессов).

Стандарты на методы испытаний, контроля, анализа регламентируют

требования к методам испытаний, проведению научно-исследовательских работ,

испытаниям при сертификации продукции.

Технические условия – это нормативный документ, который имеет

отраслевое подчинение, имеет временное значение до введения ГОСТа на данную

продукцию.

1.5 Разработка стандартов.

Работа технического комитета по стандартизации начинается со сбора

заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные

органы и организации, общественные объединения, научно-технические

общества, предприятия, фирмы, предприниматели, которые направляют заявки в

технический комитет.

На основе заявок Госстандарт РФ формирует годовой план государственной

стандартизации России.

Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа

технического комитета по стандартизации. На этой стадии технический комитет

стремится более определенно обозначить организации, от которых

целесообразно получить отзыв на проект стандарта.

Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая

редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия

проекта законодательству России, международным правилам и нормам,

национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих

документов и более высокого научно-технического уровня.

Проект в первой редакции члены ТК должны рассмотреть либо на

специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостоверится в его

соответствии условиям договора на разработку стандарта, требования

российского законодательства и положениям Государственной системы

стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам

стандарта и выявленным ранее заинтересованным организациям

Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов,

составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и

подготовки его к принятию. Окончательная редакция должна быть рассмотрена

членами ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением

обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами

Госстандарта. Если с окончательной редакцией проекта согласны не менее двух

третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для

принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РФ и

заказчику нормативного документа.

Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ. Процедура принятия

включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие

законодательству России, метрологическим правилам и нормам,

терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-2001 «ГСС. Общие

требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».

Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата его

введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.

Далее стандарт подлежит регистрации, информация о нем публикуется в

ежегодном Информационном указателе.

Стандарт не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии

с достижениями научно-технического прогресса.

При необходимости обновления стандарта ТК разрабатывает проект

изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене

действующего нормативного документа и вносит предложения в Госстандарт РФ.

Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой

нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том

случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой

основных показателей качества продукции и затрагивает ее совместимость и

взаимозаменяемость.

Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и

без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции

либо принятие нового стандарта.

Принятие решений о внесении изменений, пересмотре, отмене стандарта, а

также соответствующая публикация в Информационном указателе находящихся в

ведении Госстандарта РФ. Решение о внесении изменений, пересмотре, отмене

стандарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший

нормативный документ.

Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению

руководства субъекта хозяйственной деятельности, принявшего стандарт.

Стандарты научно-технических обществ пересматриваются с целью внесения в

них новых результатов научных исследований или производственных достижений.

Отмена этой категории нормативных документов связана с моральным

устареванием объекта стандартизации.

Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право

разработки, обновления и отмены стандартов обязаны информировать о

проделанной работе и ее результатах Госстандарт РФ.

1.6 Общие требования, предъявляемые к оформлению стандартов.

В международной стандартизации используется несколько методов

использования международных стандартов (МС). Из них для межгосударственной

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.