рефераты бесплатно

МЕНЮ


Спуск полос

Спуск полос

Содержание

1. История развития техники для плоской печати 2

2. Тема: «Спуск полос» 6

3. Требования к качеству продукции 23

4. Организация рабочего места 25

5. Инструкция по безопасности труда на

малых офсетных машинах при работе 26

6. Заключение 31

7. Список используемой литературы 32

8. Приложения 33

Создателем плоской печати является Алоиз Зенефельдер (1771 - 1834).

Первоначально плоская печать характеризовалась тем, что изображение с

печатной формы передавалось непосредственно на бумагу. Этот способ плоской

печати получил название - литография (от греч. Litos - камень, Graph -

пишу). Годом рождения ее принято считать 1796 г. Для изготовления печатной

формы А. Зенефельдер использовал известняковый камень, на который

специальной литографской тушью наносилось изображение. Поверхность камня

подвергалась химической обработке специальным раствором. После этого

свободные от изображения участки формы хорошо воспринимали воду и не

воспринимали краску. Участки, покрытые тушью, наоборот, хорошо воспринимали

краску и отталкивали воду, которая применялась в качестве увлажняющего

раствора.

Литография получила широкое распространение и постоянно

совершенствовалась. В первом учебнике А. Зенефельдера по литографии (1818)

было приведено около тридцати различных способов литографирования. Развитие

литографии происходило путем замены литографского камня металлическими

пластинами (сначала цинковыми, а затем и алюминиевыми), а также

совершенствовались способы передачи изображений на формную поверхность.

Для печатания с литографских форм использовались ручные литографские

станки. В 50-е годы XIX в. была изобретена плоскопечатная литографская

машина, наведшая широкое применение. Скорость ее работы не превышала 800

отт/ч. Строились машины по стоп-цилиндровому принципу.

Первая ротационная литографская машина была построена во Франции

фирмой "Маринони" в 1868 г.

Ротационный принцип печатания обеспечивал повышение производительности

труда по сравнению с плоскопечатными машинами. Однако ротационные

литографские печатные машины широкого распространения не получили в связи с

низким качеством продукции.

Отечественной промышленностью для плоской печати были выпущены

корректурно-переводные литографские станки типа ПС, литографские

плоскопечатные машины ЛП и литографские ротационные машины малого формата

УВТ.

Литографские машины в настоящее время используются лишь для печатания

специальных видов продукции и при автолитографских работах.

В конце 70-х - начале 80-х годов XIX в. разрабатываются основы

принципиально нового вида плоской печати - офсетного. В отличие от

литографии в офсетной плоской печати изображение с формной поверхности

переносилось на запечатываемую поверхность через промежуточную эластичную

(резиновую) поверхность.

Первые работы в области офсетной плоской печати проводили Кюилло и

Вибар (1876), Тротье, Мисье и Вуарен (1878), Маринони (1884).

Офсетная плоская печать позволила значительно повысить

производительность труда и качество выпускаемой продукции. Важную роль в

развитии машин офсетной плоской печати сыграли изобретения Т. Гиббсом

(1887) и И.И. Орловым (1890) печатных аппаратов для многокрасочной печати с

одной сборной формой.

В начале XX в. разрабатываются первые конструкции офсетных печатных

машин. Их создание связывают с именами литографов К. Германна и В. Рубела.

В 1906 г. К. Германн разрабатывает листовую офсетную машину, а в 1907 г. -

рулонную. В это же время конструированием офсетных машин занимается и В.

Рубел. (см. Прил. 1)

Первые ротационные машины офсетной плоской печати появились в период с

1905 по 1912 г. В 1912 г. была построена плоскопечатная офсетная машина,

однако в связи с низкой их производительностью выпуск машин был вскоре

прекращен. Начиная с

20-х годов XX в. начали строиться многокрасочные ротационные листовые

и рулонные офсетные машины. В 1912 г. была изготовлена первая рулонная

офсетная машина для двухсторонней печати (завод "МАН" в Аугсбурге).

В период с 1913 по 1920 г. разрабатываются офсетные печатные машины

планетарного типа - с общим офсетным и печатным цилиндрами. На

запечатываемый лист переходит сборное изображение.

Появление офсетных машин расширило область применения печатной

техники. Офсетные машины позволяют выполнять печатание на шероховатых

бумагах, картоне, ткани, не впитывающих материалах (стекло, жесть и т.д.).

В нашей стране офсетная плоская печать получила распространение в 30 -

40-х годах текущего столетия. В этот период Рыбинским заводом

полиграфических машин были построены корректурно-переводные офсетные станки

ТО и ПО, однокрасочные листовые офсетные машины ОП, двухкрасочные офсетные

машины ОД и ДО.

Офсетная листовая печатная машина ОП построена по трехцилиндровому

принципу (см. Прил. 2). Лист с накладного стола с помощью листоускоряющего

устройства ЛУ передается в захваты печатного цилиндра П. Изображение с

формного цилиндра Ф передается на офсетный цилиндр 0. С офсетного цилиндра

краска переходит на запечатываемый лист. Оттиск с печатного цилиндра цепным

транспортером выводится на приемный стол. Производительность машины - 3 -

4,5 тыс. отт./ч.

Двухкрасочные офсетные машины ОД и ДО построены по пятицилиндровому

принципу. Подача бумаги осуществляется пневматическим самонакладом марки

"Л". В машинах применяется нижний форгрейфер Ф и передаточный барабан Б. За

один оборот печатного цилиндра П на лист передается две краски (Ф1 - О1 и

Ф2 - О2). В машинах использованы цепные транспортеры с нижним выводом (см.

Прил. 2)

Для получения готового издания (книги, журнала и др.) необходимо

выполнить целый ряд операций: подготовить форму, установить ее в машину,

сделать приправку и т.д. Для каждого вида печатной продукции

разрабатывается технологический процесс ее изготовления.

Технологическим процессом называют совокупность последовательно

выполняемых операций. Спуск полос относится к процессу подготовки формы.

Основные понятия о формате и доле листа

Бумажный лист определенного формата является единицей для расчета

количества бумаги, необходимой для печатного издания.

Форматом бумаги называют произведение ширины бумажного листа на его

длину, выраженное в сантиметрах. Форматы всех печатных бумаг

стандартизованы. Так, в соответствии с ГОСТом 1342-68 для печатания книжно-

журнальных изданий на плоскопечатных машинах, установлены следующие форматы

листовой бумаги: 60х84; 60х90; 70х90; 75х90; 70х100; 70х108; 84х108 см.

Формат бумажного листа рулонной бумаги определяется шириной рулона и

размером рубки бумаги в ротационной машине.

Форматом издания называют его размер по ширине и высоте (в мм) после

обрезки.

На каждой стороне стандартного листа печатной бумаги размещаются

несколько полос издания. Их количество зависит от формата полос.

Долей листа называют часть целого листа бумаги стандартного размера.

Количество долей целого листа бумаги всегда кратно двум. Так как каждая

доля листа имеет две стороны, то на ней можно получить две полосы

(страницы).

Печатным листом называется половина бумажного листа любого

стандартного формата. Количество полос в печатном листе равно количеству

долей печатного листа, принятому для данного издания. Печатный лист

является единицей печатного объема издания.

Лист-оттиск является единицей измерения количества печати. За учетную

единицу листа-оттиска принят оттиск, отпечатанный одной краской на одной

стороне бумажного листа формата 60х90 см. Отпечатанные в машине листы-

оттиски в дальнейшем разрезают и складывают в тетради. Из каждого печатного

листа получается одна тетрадь. Все тетради, скрепленные вместе, составляют

книжный блок.

Процесс складывания (сгибания) листа в тетрадь, называют фальцеванием.

Уметь сфальцевать лист нужно для того, чтобы правильно сделать схему спуска

полос, а затем, по схеме спуска, расставить полосы на форме. Фальцевать

можно в один, два, три и четыре сгиба. При односгибном фальцевании в

тетради получится четыре страницы, при 3-х сгибном - 16, при 4-х - 32

страницы. Фальцевать листы можно как вручную, так и на машине. При ручной

фальцовке полученный оттиск сгибают не поднимая со стола, а, лишь

поворачивая его сгибом к себе. При машинной фальцовке сгибы могут

располагаться по разному.

Если каждый последующий сгиб перпендикулярен предыдущему, то такая

фальцовка называется перпендикулярной. Фальцовка с параллельным

расположением сгибов называется параллельной.

При машинной фальцовке могут сочетаться параллельные и

перпендикулярные сгибы. В этом случае, фальцовка называется

комбинированной.

Для обеспечения постоянства размеров полей в сфальцованных тетрадях,

на печатных машинах имеются передние и боковые упоры, образующие угол

бокового равнения.

После получения оттиска с формы на одной стороне листа, приступают к

печатанию на его обратной стороне. Если печатную форму не меняют, то на

обеих сторонах получают одинаковые изображения. Это называется печатью «со

своим оборотом» или на оборот своя формат. Если изображение на обратной

стороне листа получают с другой формы, то это называют печатью «с чужим

оборотом» или «на оборот другая форма» (см. Прил. 3)

Запечатанный с обеих сторон лист разрезают на части и каждую часть

фальцуют в тетрадь. Для обеспечения правильной последовательности страниц в

тетради, полосы на форме расставляют в определенном порядке - по схеме

спуска.

Спуском (расстановкой) полос называется такое их расположение на

форме, которое обеспечивает правильную последовательность страниц внутри

тетради и между смежными тетрадями в блоке.

При изготовлении полиграфической продукции применяются различные

спуски полос: одинарные, рассчитанные на изготовление отдельных брошюр

издания и двойниковые, рассчитанные на изготовление двух одинаковых брошюр.

Двойниковые спуски позволяют повысить производительность труда при

обработке листов, подборке и соединения их в блок.

В зависимости от характера издания, спуски бывают:

а) книжные;

б) альбомные;

в) табличные;

г) блокнотные;

д) афишные;

е) акцидентные и др. (см. Прил. 4)

Схема спуска зависит от того, с какой формы будут печатать на обороте

листа - со своей или с чужой. Число полос в схеме спуска всегда кратны двум

- 2, 4, 8, 16, 32, 64 и т.д.

В зависимости от числа сгибов в тетради, спуски бывают:

а) односгибные;

б) двухсгибные;

в) трехсгибные;

г) четырехсгибные.

(см. Прил. 5)

При составлении схемы спуска учитывается и вид фальцовки - ручная или

машинная.

При машинной фальцовке схемы спусков строят, исходя из особенностей

устройства фальцевальной машины. При этом, особое значение имеет

месторасположение первой полосы листа. В двух- и четырехсгибных тетрадях в

углу бокового равнения должна быть 3-я полоса, в 3-х сгибной - 6-я полоса.

При спуске «на оборот другая форма», угол бокового равнения при

фальцовке будет одновременно верным углом при печати.

Книжные спуски применяются при печатании книг и брошюр. При книжном

спуске корешок длиннее головки.

Альбомный спуск применяется при печатании изданий альбомного типа:

проспектов, блокнотов и т.п. Они отличаются от книжных тем, что корешковое

поле полосы располагается вдоль ее короткой стороны, головка длиннее

корешка. В соответствии с этим, меняется расположение полос на форме и

способ фальцовки.

В зависимости от комплектовки блока, все книжные и альбомные спуски

делятся на две группы (см. Прил. 6): спуск «лист к листу» (а) и спуск

«вкладкой» (б).

При спуске «лист к листу» все сфальцованные тетради комплектуются в

блок одна за другой по порядку, при комплектовании блока вкладкой - в

середину первой тетради вкладывают вторую, в середину второй - третью и

т.д.

Существуют три способа спуска полос:

1) по готовой схеме;

2) по размеченному листу;

3) по макету.

Первый и третий способы широко применяются в практике, для сложных

видов спуска пользуются вторым способом.

Печатник должен уметь быстро и правильно расставлять полосы на форме,

поэтому ему необходимо знать, как изготавливают макет спуска.

Макетом спуска называют правильно сфальцованный в соответствующую долю

тиражный лист бумаги с разметкой нумерации страниц. В развернутом виде это

сфальцованный лист является образцом спуска для будущего оттиска с

подготовленной формы.

Существуют макеты (см. Прил. 7): а) обыкновенный и б) полный

Изготовление обыкновенного макета производится следующим образом :

сфальцованную в нужную долю тетрадь кладут перед собой корешком влево, а

неразрезанными петлями, образованными сгибами - вверх. Нумеруют подряд все

страницы тетради и развертывают лист. В соответствии с макетом спуска

расставляют на форме полосы, только в зеркальном по отношению к макету

положении. Для удобства, нумерации в середине тетради нужно вырезать

окошечко.

При изготовлении полного макета лист тетради фальцуют на один сгиб

больше, чем будет фальцев в тетради издания. Страницы нумеруют следующим

образом: на обороте первой страницы ставят цифру 1, на следующей странице

(лицевая сторона) - цифру 2, затем две странницы пропускаются, на развороте

третьей страницы ставят цифру 3, на следующей странице - 4, опять

пропускаются две чистые страницы и т.д. Развернутый макет будет содержать

номера страниц на одной стороне листа в соответствии со схемой готового

спуска.

Перед печатанием печатник должен проверить правильность спуска

полос в подготовленной форме. Для этого нужно знать следующие правила

построения и контроля спуска полос:

1. Рядом с первой полосой по корешку должна стоять последняя полоса

(см. Прил. 8)

Из двух рядом стоящих по корешку или головке, одна четная, другая нечетная

(см. Прил. 9)

В каждой паре смежных полос с право четная, слева нечетная (см. Прил. 10)

Сумма колонн-цифр двух смежных полос равна сумме первой и последней полосы

1+4=5 и 2+3=5

Если первые четыре полосы установлены по часовой стрелке, то четыре

последующие против часовой стрелки. (см. Прил. 11)

Правильность спуска можно проконтролировать по оттиску с печатной

формы. Для этого отпечатанный с двух сторон лист фальцуют в нужную долю,

разрезают петли (листы) тетради и проверяют последовательность колонн-цифр

в тетради. А также можно проверять по таблице в зависимости от доли листа.

Схемы спусков полос (простые книжные спуски)

К простым книжным спускам относятся одинарные спуски для форм,

состоящих из 2,4,8,16 и 32 полос.

Спуск двух полос. В зависимости от размера бумаги полосы на форме

ставят по-разному - вертикально и горизонтально. (см. Прил. 12)

Спуск 4-х полос (односгибная фальцовка)

В соответствии с правилами контроля правильности построения спуска

полос рядом с первой полосой по корешку должна стоять последняя: нечетная

полоса должна стоять слева, а четная - справа, поэтому при расположении

полос (горизонт.) левая полоса должна находится в правом нижнем или левом

верхнем углу. Против первой полосы слева должна стоять вторая полоса -

головкой к первой. Это необходимо потому, что при печатании оборота листа

поворачивают таким образом, чтобы те его стороны, которые при печатании

лицевой стороны подавались к передним и боковому упорам, снова оказались в

таком же положении при печатании оборота. Следовательно, вторая полоса ,

поставленная против первой, при печатании оборота попадает на оборотную

сторону первой полосы. Сумма колонн-цифр смежных по корешку полос=5 т.е.

сумме колонн-цифр первой и последней полосы. Спуск 4-х полос часто

применяют при печатании обложек. (см. Прил. 13)

Спуск восьми полос (двухсгибная фальцовка)

При таком спуске на форме четыре пары смежных по корешку полос:1и8,

2и7,3и6,4и5.Сначало по внутренним углам у средника ставят первые четыре

полосы (1,2,3,4,-ю) в указанном стрелкой направлении . Затем по наружным

углам устанавливают следующие 4 - ре полосы (5,6,7,8-ю), по направлению их

расположения обратным первому (против часовой стрелки). В соответствии с 3-

м правилом контроля правильности спуска нечетная полоса у смежных полос

должна стоять слева (при расположении головой вверх), а четная - справа.

Поэтому в первой паре смежных полос стоит слева, а восьмая справа.

Пользуясь остальными правилами контроля спуска, можно убедиться, что все

полосы расставлены правильно. Отпечатанный с двух сторон с одной формы лист

разрезают пополам и каждую часть фальцуют в два сгиба. Получаются две

одинаковые тетради, содержащие по восемь страниц. (см. Прил. 14)

Спуск шестнадцати полос (трехсгибная фальцовка).

Спуск полос начинают с правого угла заднего поля. Сначала расставляют

по углам первые четыре полосы (1, 2, 3 и 4), подставляют к ним следующие

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.