Сертификация систем управления качеством продукции \BACO\
качества;
- активного взаимодействия по вопросам качества с партнёрами,
изготавливающими элементы конструкции самолётов и с поставщиками
материалов, полуфабрикатов и покупных изделий;
- повышения качества и ответственности руководства ВАСО;
- повышения технического уровня производства в акционерном обществе
(АО);
- вовлечения в работу всех сотрудников предприятия;
- организации эффективного технического контроля операций и
процессов производства и обеспечением его стабильности при изготовлении
особо ответственных элементов конструкции самолёта, проведением комплекса
их испытаний;
- совершенствования системы мотивации персонала предприятия на
качественную работу.
Политика в области качества обязывает:
1. Каждого работника предприятия:
- знать положения политики в области качества и строго следовать им
в работе;
- выполнять все требования технической и нормативно-технической
документации;
- соблюдать производственно-технологическую дисциплину, в сро и
качественно выполнять все указания руководителей, не противоречащие
действующим законам и документам, утверждённым в установленном порядке;
- постоянно помнить, что главная цель работы каждого - полное
удовлетворение требований потребителей;
- проявлять творческую инициативу , подавать предложения и
добиваться устранения любых причин и обстоятельств, препятствующих
изготовлению продукции заданного качества.
2. Руководителей всех структурных подразделений акционерного
общества:
- руководствоваться в своей деятельности требованиями настоящей
“Политики...”, обеспечивать её понимание всеми работниками подразделения и
практическую реализацию;
- обеспечивать полное соответствие действующих и разрабатываемых
подразделением стандартов предприятия комплексной системы УКП положениям
настоящей “Политики...” и “Руководству по качеству”;
- обеспечивать приоритетность в планировании, финансировании работ
связанных с реализацией “Политики...”;
- создавать необходимые условия для эффективного труда.
Своевременно обеспечивать производство необходимым оборудованием,
документацией, оснасткой, инструментом, тарой, материалами,технологическую
и экологическую безопасность труда, обучение и инструктаж исполнителей ,
деловую и доброжелательную атмосферу в коллективе;
- создавать условия и стимулы для постоянного повышения
квалификации работников подразделения и их служебного роста в соответствии
с деловыми качествами , подготовкой и практическим опытом; разрабатывать
требоввания к уровню подготовки соответствующих работников общества в части
функций, возложенных на данное производство.
В последующих разделах “Руководства по качеству” изложен порядок
функционирования системы УКП на всех этапах “петли качества”.
В “Руководстве...”определена ответственность и порядок
функционирования системы УКП, а также оно содержит:
- структуру и описание функциональных взаимоотношений между службой
контроля и обеспечения качества, администрацией и другими
структурнымиподразделениями;
- структуру, которая описывает иерархию подчинённости и
ответственности в службе качества.
В “Руководстве...” содержатся все разделы , предусмотренные
стандартами ИСО серии 9000. Они устанавливают выполнение следующих
процедур:
- внесение изменений и их исключение в системе обеспечения качества
и утверждение полномочий лиц, которые наделены этим правом;
- выполнение входного контроля компонентов , деталей и блоков;
- оценка и контроль сырья, закупаемых элементов, деталей и узлов;
- проверка поставщиков, выполняющих контроль изделий или деталей,
которые не могут или не будут в полном объёме проверяться изготовителем
основного изделия;
- идентификация и маркировка при проверке изделий или деталей на
протяжении цикла их изготовления, то есть указания номера детали,
заводского номера, знака приёмки, отбраковки, проведения неразрушающего
контроля, идентификации процесса и материала;
- установление гарантированной последовательности выполнения
проверок изделий или деталей и надлежащим образом оформленных на тех
стадиях производства, на которых можно выполнить точные, качественные
изменения;
- правильное выполнение контроля, записи и идентификации всех
процессов проверки;
- составление и утверждение отчётов о проверке. Перечисление в
документации методов проверки с помощью инструментов и приборов по снятию
соответствующих характеристик или статистическими методами;
- подтверждение надёжности применения статистических методов - без
последующих отказов деталей или узлов;
- идентификация готовых изделий (деталей) по чертежам, изменённой
букве (буквам) или номеру (номерам), кодированием;
- обеспечение гарантии выполнения всех необходимых проверок и
испытаний до окончательной приёмки готовых изделий (деталей);
- обеспечение качества технологических процессов и определение
действий, которые необходимо выполнить , а также - технологических карт
обработки особо ответственных деталей;
- рассмотрение листов по устранению дефектов (ЛУДов) и принятие
решений о передаче деталей , узлов, агрегатов на ремонт или использование
их в качестве отходов;
- идентификация изделий, деталей (порядок рассмотрения);
- обеспечение адекватного контроля и идентификации изделий,
деталей;
- информирование разработчика о последующих изменениях
техпроцессов, спецификаций и системы качества;
- контроль чертежей, изменений в чертежах и инструкциях;
- схема расположения участков служб контроля качества продукции по
видам производства;
- описание функций представителей заказчика на предприятии по
проверке и испытаниям изделий, агрегатов, узлов, деталей;
- предоставление всех изменений производственных процессов
Уполномоченному органу (изменений в технологии и в изготовлении) с целью их
оценки и последующего согласования;
- обеспечение информацией заинтересованных органов о любом
изменении в системе обеспечения качества, которое может повлиять на
проверку, соответствие сертификату типа, на лётную годность или пригодность
к эксплуатации изделия;
- обеспечение утверждения в установленном порядке основных
изменений в конструкторской документации до внесения их в изделие;
-обеспечение немедленного внесения в конструкторскую документацию
изменений конструкции изделий, внесённых согласно бюллетеней, до их
окончательной приёмки;
- описание функций представителя заказчика в системе контроля и
обеспечения качества, а также делегирования ему части полномочий
Авиационного Регистра по приёмке на всех этапах производства.
Каждая из вышеприведенных процедур подробно расписана в одном из
стандартов предприятия, о чём сделаны соответствующие ссылки в конце
каждого раздела.
После выполнения организационно-технических мероприятий по
доработке системы УКП Воронежское акционерное самолётостроительное общество
18 августа 1993 года официально подало заявку по установленной форме в
Авиационный Регистр МАК для проведения сертификации производства самолётов
Ил-86 и Ил-96-300.
2.3. П р о в е д е н и е с е р т и ф и к а ц и и с и с т е м ы
у п р а в л е н и я к а ч е с т в о м п р о д у к ц и и в А
О
Необходимым и обязательным условием допуска гражданского воздушного
судна (ВС) в эксплуатацию является его соответствие требованиям норм лётной
годности (НЛГ) и наличие сертификата типа воздушного судна. При этом
Изготовитель должен обеспечить соответствие роизводства воздушного судна
требованиям раздела “F” Авиационных правил АП-21 не более,чем через 6
месяцев после момента выдачи изделию сертификата типа. Это означает, что в
течение указанного срока необходимо уточнить, утвердить и сохранить систему
контроля производства, гарантирующую, что каждый экземпляр ВС соответствует
типовой конструкции и находится в состоянии, обеспечивающем его безопасную
эксплуатацию. Система контроля должна быть одобрена Авиационным Регистром
или уполномоченным им органом . А сертификация производства , в свою
очередь, производится для воздушного судна , получившего в установленном
порядке сертификат типа.
На момент подачи предприятием заявки в Авиационный Регистр,
указанное выше условие было выполнено.
Одновременно с заявкой в Авиационный Регистр были представлены
комплекты конструкторской документации на самолёты Ил-86 и Ил-96-300.
Авиационный Регистр в качестве Уполномоченного органа по
сертификации производства ВАСО определил Научно-исследовательский институт
авиационной технологии и организации производства (НИАТ), согласовав, при
этом , с заинтересованными сторонами сроки проведения работ по проверке
соответствия производства требованиям разделов “F” и “G” Авиационных правил
АП-21. Решив организационные вопросы , Авиационный Регистр направил
предприятию официальное подтверждение о принятии заявки.
Проверка системы управления качеством продукции проводилась в два
этапа:
первый этап - предварительная проверка и оценка системы управления
качеством продукции;
второй этап - окончательная проверка системы управления качеством
продукции.
Для выполнения первого этапа ВАСО предоставило Уполномоченному
органу следующие данные:
- копии документов сертификата типа на самолёты Ил-86 и Ил-96-300;
- копии Технических условий на контроль, приёмку и поставку
самолётов и эксплуатационные данные на вышеуказанные самолёты;
- заполненную анкету-вопросник установленного образца;
- данные о состоянии производства по запросу Уполномоченного
органа;
- конструкторскую и технологическую документацию на самолёты Ил-86
и
Ил-96-300.
Уполномоченный орган, получив необходимые данные, сформировал
рабочую группу. В состав рабочей группы вошёл ряд специалистов
Уполномоченного органа (по направлениям проверки) , а также специалисты
ВАСО , нескольких отраслевых научно-исследовательских институтов и
родственных предприятий. Из указанного круга специалистов рабочей группы
Уполномоченный орган назначил ответственных специалистов (по направлениям
проверки) и согласовал их список с Авиационным Регистром. Общее руководство
рабочей группы осуществлял председатель рабочей группы, назначенный
Уполномоченным органом по согласованию с Авиационным Регистром.
Рабочая группа в своей работе руководствуется следующими основными
принципиальными положениями:
- каждый специалист группы обязан дать свои частные заключения
после тщательного анализа проверяемого направления с привлечением
фактических данных;
- заключение должно быть полным, точным и достоверным;
- быть убеждённым в том, что заключение, его содержание , чётко
понимается производственным и контрольным персоналом предприятия.
Уполномоченный орган составил программу предварительной проверки и
оценки производства.
В соответствии спрограммой , рабочая группа производит анализ
представленных документов, а также документов, представленных ВАСО по
запросам рабочей группы и даёт заключение о готовности производства АО к
сертификации.
Уполномоченный орган принимает решение об окончательной проверке
системы управления качеством продукции (производства самолётов) в ВАСО.
После первого этапа сертификации на предприятии был составлен и
выполнен план целевых мероприятий по устранению замечаний, выявленных
рабочей группой Уполномоченного органа. Среди них необходимо отметить
следующие:
- в руководстве по качеству не полностью раскрыты функциональные
связи между подразделениями предприятия;
- там же нечётко определён порядок проведения внутренних проверок и
создание банка данных по их результатам.
Уполномоченный орган 12 ноября 1993 года утвердил программу
обследования производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300 в ВАСО.
В эту программу были включены следующие проверяемые объекты
(проверке подлежали используемые процедуры, методы, стандарты, инструкции,
технологические процессы):
- структурные подразделения(цехи, отделы);
- блок обеспечения конструкторско--технологической и нормативно-
технической документации;
- блок обеспечения надёжности ;
- блок технической оснащённости;
- блок производства самолётов;
- блок обеспечения качества;
- блок материально-технического обеспечения;
- блок обеспечения испытаний и сдачи готовой продукции.
Обследование и анализ производства самолётов Ил-86 и Ил-96-300
проводилось по двум направлениям:
а) наличие нормативной базы и производственной Среды, необходимой
для изготовления самолётов, соответствующих техническим условиям;
б) обеспечение контроля за исполнением требований документально-
нормативной базы, проверка; анализ и оценка функций по обеспечению качества
изготавливаемых самолётов Ил-86 и Ил-96-300.
В приложении к программе был приведён перечень нормативно-
технической документации, используемой при проведении работ по сертификации
производства:
- Государственные стандарты;
- отраслевые стандарты;
- стандарты предприятия и т.д.
С прибытием рабочей группы на предприятие ,ей были обеспечены
необходимые для работы условия:
- помещение для работы;
- необходимое оборудование;
- транспорт (при необходимости);
- конструкторская и технологическая документация на самолёты ;
- документация по организации производства;
- необходимая нормативно-техническая документация;
- возможность проверки оборудования, посещение цехов, и участков
для наиболее полного, удобного контроля без помех производству;
- содействие подразделений АО (цехов, отделов) в выполнении работ.
В соответствии спрограммой обследования специалисты занялись
проверкой порученных им направлений. Используя перечни контрольных
вопросов, а также формы для регистрации наблюдений при проверке и формы для
записи вспомогательных данных, они начали производить проверку и
накапливать данные по процедурам подготовки доказательной документации и
объективности представленных в ней данных (в качестве доказательной
документации используются акты, протоколы, решения...).
Специалисты рабочей группы проверили наличие на рабочих местах
исполнителей действующей конструкторской и технологической документации (с
приложенными к ней изменениями), знание производственным и контрольным
персоналом положений указанной документации; выявляли фактическое
соответствие объекта проверки установленным требованиям применительно к
конкретному изделию.
По окончании каждого конкретного объекта проверки, ответственные
исполнители информировали руководителей данного подразделения ,
исполнителей и контрольных работников о своих выводах по проверяемому
участку, подразделению.
В некоторых случаях, для подтверждения доказательности
предоставленных данных, привлекались другие подразделения, например,
центральная заводская лаборатория - для снятия определённых характеристик
изделия(агрегата, узла, детали)
По каждому направлению проверки в соответствии с данными,
полученными от ответственных исполнителей, специалисты предприятия,
взаимодействующие с рабочей группой по данному направлению, оформляли
таблицу соответствия (приложение 4).
На основе тщательного анализа данных ВАСО и оформленной
доказательной документации члены рабочей группы подготовили частные
заключения каждый по своему направлению. В них отражены:
- оценка выполнения программы обследования;
- оценка полноты и качества доказательной документации и
соответствие этой документации требованиям, изложенным в разделах “F”и “G”
Авиационных правил АП-21;
- обоснование состава и объёма дополнительных проверок и испытаний
(если таковые проводились).
Так как частные заключения всех членов рабочей группы оказались
положительными, Уполномоченный орган совместно со специалистами ВАСО ,
научно-исследовательских институтов и других предприятий, принимавших
участие в проверке, разработали комплексное заключение о соответствии
производства и утверждённой системы качества (КС УКП) требованиям,
изложенным в разделах “F” и “G” Авиационных правил АП-21.
Все документы, оформленные в процессе проверки (обследования) ,
были сведены в “Отчёт о проверке соответствия производства самолётов Ил-86
и Ил-96-300” требованиям , изложенным в разделах”F” и “G” Авиационных
правил АП-21.
Комплексный отчёт совместно с таблицей соответствия, доказательной
документацией, разрешением на произодство с утверждённой системой контроля
(сертификатомтипа) был представлен Уполномоченным органом в Авиационный
Регистр для принятия решения о выдаче ВАСО Сертификата на производство
самолётов Ил-86 и Ил-96-300.
Авиационный Регистр в феврале1994 года выдал Воронежскому
акционерному самолётостроительному обществу Сертификат на производство
самолётов Ил-86 и Ил-96-300 со сроком действия два года с последующим
подтверждением и продлением на новый срок.
И н с п е к ц и о н н ы й к о н т р о л ь з а
с е р т и ф и ц и р о в а н н ы м п р о и з в о д с т в о м
с а м о л ё т о в И л - 8 6 и И л - 9 6 - 3 0 0
В соответствии с требованиями Авиационных правил и стандарта
предприятия основой обеспечения контроля соответствия каждого экземпляра
сертифицированной типовой конструкции во всех случаях (разделы “F” и “G”
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|