Рабочая жидкость
Рабочая жидкость
Оглавление.
стр.
1. Требования к рабочим жидкостям .................................
2
2. Свойства и характеристики рабочей жидкости .............. 3
3. Виды рабочих жидкостей
............................................... 11
4. Обозначение марок рабочих жидкостей ........................ 16
5. Рекомендуемые масла для станочных гидроприводов.......17
6. Фильтры, применяемые в станочных гидроприводах........18
7. Уплотнения,применяемые в станочных гидроприводах.....19
1 . ТРЕБОВАНИЯ К РАБОЧИМ ЖИДКОСТЯМ .
Нормальная эксплуатация гидропривода возможна при использовании
таких рабочих жидкостей ,которые одновременно могут выполнять различные
функции.
В первую очередь рабочая жидкость в гидроприводе является рабочим
телом, т.е. является носителем энергии, обеспечивающим передачу последней
от источника энергии (двигателя) к её потребителю (исполнительным
механизмам). Кроме того, рабочая жидкость выполняет роль смазки в парах
трения гидропривода, являясь смазывающим и охлаждающим агентом, и средой,
удаляющей продукты изнашивания. К функциям рабочей жидкости относится и
защита деталей гидропривода от коррозии.
В связи с этим к рабочим жидкостям предъявляются разносторонние
требования, в некоторой степени противоречивые и выполнение которых в
полной мере не всегда возможно. К ним относятся:
- хорошие смазочные свойства;
- малое изменение вязкости при изменении температуры и давления;
- инертность в отношении конструкционных материалов деталей
гидропривода;
-оптимальная вязкость, обеспечивающая минимальные энергетические
потери и нормальное функционирование уплотнений;
- малая токсичность самой рабочей жидкости и её паров;
- малая склонность к вспениванию;
- антикоррозийные свойства; способность предохранять детали
гидропривода от коррозии;
- оптимальная плотность;
- долговечность;
- оптимальная растворимость воды рабочей жидкостью: плохая для чистых
минеральных масел ; хорошая для эмульсий и т.п.
- невоспламеняемость;
- малая способность поглощения или растворения воздуха;
- хорошая теплопроводность;
- малый коэффициент теплового расширения;
- способность хорошо очищаться от загрязнений;
- совместимость с другими марками рабочей жидкости;
- низкая цена;
Невыполнение этих условий приводит к различным нарушениям в
функционировании гидропривода. В частности плохие смазочные или
антикоррозийные свойства приводят к уменьшению сроков службы гидропривода;
неоптимальная вязкость или её слишком большая зависимость от режимов работы
гидропривода снижают общий к.п.д. и т.д.
Нормальная и долговременная работа гидропривода определяется в
равной мере как правильностью выбора марки рабочей жидкости при
конструировании,так и грамотной эксплуатацией гидропривода.
2 .СВОЙСТВА И ХАРАКТЕРИСТИКИ РАБОЧЕЙ ЖИДКОСТИ
2.1 ОБЩЕФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
Плотность рабочей жидкости - физическая величина, характеризующая
отношение массы m жидкости к её объёму :
( = m / V.
Размерность плотности - кг / м3.
Величина плотности имеет большое значение для энергетических
характеристик гидропривода. От неё зависит величина гидравлических
потерь, определяемая, как
[pic]pпот=(C2/2 ,
где С - скорость движения жидкости.
Изменение плотности рабочей жидкости при изменении темпе-ратуры от t1
до t2 описывается выражением:
(t2 =( n1 / 1+((t2-t1) .
где ( - коэфициент объемного расширения.
Относительное изменение объема жидкости при изменении температуры
характеризуется температурным коэффициентом объёмного расширения ( .
(= (V/ V (t,
где V и (V - начальный объём и приращение объёма при повышении
температуры на (t. Размерность коэффициента ( - 1((c.
Изменение объёма (V и объём рабочей жидкости при изменении температуры
с t1 до t2 может быть определено по формулам :
(V=( V (t2-t1),
Vt2= Vt1[1+((t2-t1)].
Величина коэффициента объёмного расширения невелика. Однако , это
изменение следует всё же учитывать при расчёте гидроприводов с замкнутой
циркуляцией потока , чтобы избежать разрушений элементов гидропривода при
нагреве.
Возможность разрушения деталей гидропривода обусловлена разницей в
значениях температурного коэффициента объёмного расширения рабочей жидкости
и металла деталей гидропривода. Повышение давления ,обусловленное нагревом
, принято оценивать по формуле:
(p = ((((м)(tE / k
где (м - коэффициент объёмного расширения материала деталей
гидропривода;
E - модуль упругости жидкости;
k- коэффициент , характеризующий объёмную упругость материала
элементов гидропривода.
Грубая оценка повышения давления в замкнутом сосуде при нагреве на
10(C и принятых средних значениях (=8.75 10-4, (м=5.3 10-5, E=1.7
103 Мпа и k=1 дает величину около 15 Мпа. Поэтому в гидроприводе с
замкнутой циркуляцией, эксплуатируемых при широком диапазоне изменения
температуры рабочей жидкос- ти, должны быть установлены
предохранительные клапаны или другие устройства , компенсирующие
температурное увеличение объёма жидкости .
Сжимаемость жидкости - это её способность под действием внешнего
давления изменять свой объём обратимым образом , т.е. так, что после
прекращения действия внешнего давления восстанав- ливается первоначальный
объём .
Сжимаемость жидкости характеризуется модулем упругости жидкости Е с
размерностью Па ( или Мпа) .
Уменьшение объёма жидкости под действием давления определяется по
формуле
(V((V (p ( ( .
При повышении давления модуль упругости увеличивается , а при нагреве
жидкости - уменьшается .
Обычно в масле работающего гидропривода содержится до 6%
нерастворённого воздуха. После отстаивания в течение суток содержание
воздуха уменьшается до 0.01-0.02%. В этом случае рабочая жидкость
представляет собой газожидкостную смесь , модуль упругости которой
подсчитывается по формуле :
Егж = Е(Vж/Vp+1)/(V ж/Vp+E p0/p 2)
где Vж, Vp - объёмы соответственно жидкостной и газовой фаз при
атмосферном давлении Р0.
В рабочей жидкости содержится также определённое количество
растворённого воздуха (пропорциональное величине давления), который
практически не влияет на физико-химические свойства масла, однако
способствует возникновению кавитации , особенно во всасывающих линиях
насосов, в дросселях и других местах гидропривода, где происходит резкое
изменение давления.
2.2 ВЯЗКОСТЬ
Вязкость - свойство жидкости оказывать сопротивление сдвигу одного
слоя относительно другого под действием касательной силы внутреннего
трения. Напряжение трения согласно закону Ньютона пропорционально градиенту
скорости dC/dy
(((dC/dy.
Коэффициент пропорциональности ( носит название динамиче-ской вязкости
(( ((dv/dy.
Единицей динамической вязкости является 1Па.с.(паскаль-секунда).
Более распространённым является другой показатель - кинематическая
вязкость , которая учитывает зависимость сил внутреннего трения от инерции
потока жидкости. Кинематическая вязкость ( или коэффициент динамической
вязкости) определяется выражением
(((((.
Единицей кинематической вязкости является 1м2/c. Эта величина велика
и неудобна для практических расчётов . Поэтому используют величину в 104
меньше -1 см2/c = 1Cт(стокс) , или 1 сотую часть Ст - сСт (сантистокс). В
нормативно-технических документах обычно ука-зывают кинематическую вязкость
при 100(С - ((100) или при 50 (С -((50). Для новых марок масел в
соответствии с международными нормами указывается вязкость при 40(С (точнее
при 37.8(С) - (40. Указанная температура соответствует 1000 по Фаренгейту.
На практике используются и другие параметры , характеризующие
вязкость жидкостей. Часто используют так называемую условную или
относительную вязкость , определямую по течению жидкости через малое
отверстие вискозиметра (прибора для определения вязкости) и сравнению
времени истечения с временем истечения воды. В зависимости от количества
испытуемой жидкости , диаметра отверстия и других условий испытаний
применяют различные показатели. В России для измерения условий вязкости
приняты условные градусы Энглера ((Е), которые представляют собой показания
вискозиметра при 20, 50 и 100(С и обозначаются соответственно ((((( (E50 и
(E100 . Значение вязкости в градусах Энглера есть отношение времени
истечения через отверстие вяскозиметра 200 см3 испытуемой жидкости к
времени истечения такого же количества дистиллированной воды при t=20 С..
Вязкость жидкости зависит от химического состава , от температуры и
давления. Наиболее важным фактором , влияющим на вязкость , является
температура. Зависимость вязкости от температуры различна для различных
жидкостей. Для масел в диапазоне температур от t = +50 0C до температуры
начала застывания применяется фор-мула :
?ж= ?50 exp (A / Tжa )
где ?ж - значение кинематической вязкости при температуре Tж (
( K), в cCm;
A и a - эмпирические коэффициенты.
Для некоторых рабочих жидкостей значения коэффициентов А и а
приведены в табл. 1.
Таблица 1.
| | | | | |
| |ВМГ3 |АМГ-10 |МГ-20 |МГ-30 |
| | | | | |
|А* 10-8 |10,98 |10,82 |40 |94 |
| | 3,06 | | | |
|а | |3,06 |3,77 |3,91 |
Зависимость вязкости от температуры, или так называемые вязкостно-
температурные свойства рабочих жидкостей, оцениваются с помощью индекса
вязкости (ИВ) , являющегося паспортной характеристикой современных масел .
Масла с высоким индексом вязкости меньше изменяют свою вязкость при
изменении температуры. При небольшом индексе вязкости зависимость вязкости
от температуры сильная. ИВ определяется сравнением данного масла с
двумя эталонами. Один из этих эталонов характеризуется крутой вязкостно-
температурной характеристикой , т. е. сильной зависимостью вязкости от
температуры , а другой - пологой характеристикой. Эталону с крутой
характеристикой присвоен ИВ=0 , а эталону с пологой характеристикой - ИВ =
100.
В соответствии с ГОСТ 25371-82 ИВ вычисляется по формуле :
ИВ =(?-?1) /(?-?2)
или ИВ=(?-?1) / ?3
где ? - кинематическая вязкость эталонного масла при t=
40 0C с ИВ=0 и имеющим при t=100 0С такую же кинематическую вязкость
как и данное масло, сСm ;
?1 - кинематическая вязкость данного масла при t=40 0C , сСm
;
?2 - кинематическая вязкость эталонного масла при
t=40 0C, с ИВ=100 и имеющим при t=100 0C такую же вязкость , что и данное
масло, сСm ;
?3= ?- ?2 , cCm .
Реальные рабочие жидкости имеют значения ИВ от 70 до 120.
Вязкость рабочей жидкости увеличивается с повышением давления. Для
практических расчетов может использоваться формула, связывающая
динамическую вязкость с давлением:
(р=(0 ap
где (0 и (р - динамические вязкости при атмосферном
давлении и давлении р .
а - постоянный коэффициент; в зависимости от марки
масла а = 1,002 - 1,004.
При низких температурах масла застывают. Температурой застывания
(ГОСТ 20287-74) называется температура , при которой масло загустевает
настолько , что при наклоне пробирки с маслом на 450 его уровень в течение
1 мин. остается неподвижным. При температуре застывания работа
гидропривода невозможна. Минимальная рабочая температура принимается на 10-
150 выше температуры застывания.
Вязкость рабочей жидкости оказывает непосредственное влияние на
рабочие процессы и явления , происходящие как в отдельных элементах, так и
в целом гидроприводе. Действие вязкости неоднозначно и требуются
тщательные исследования для рекомендации оптимальной вязкости для
конкретного гидропривода. Изменение вязкости является критерием достижения
предельного состояния рабочей жидкости.
При чрезмерно высокой вязкости силы трения в жидкости настолько
значительны , что могут привести к нарушению сплошности потока. При этом
происходит незаполнение рабочих камер насоса , возникает кавитация,
снижается подача , ухудшаются показатели надежности.
Но помимо этого , высокая вязкость рабочей жидкости позволяет снизить
утечки через зазоры , и щелевые уплотнения . При этом объёмный КПД
увеличивается . Но высокая вязкость одновременно увеличивает и трение в
трущихся парах и снижает механический КПД. Одновременно снижается и
гидравлический КПД , так как возрастают гидравлические потери.
Рекомендуется выбирать рабочую жидкость таким образом , чтобы
кинематическая вязкость при длительной эксплуатации в гидроприводе с
шестеренными насосами находилась в пределах 18-1500 cCm , в гидроприводе с
пластинчатыми насосами 10 - 4000 cCm и в гид рабочей жидкости связаны с
прочностью мароприводе с аксиально-поршневыми насосами 6-2000 cCm.
Смазывающие способности рабочей жидкости связаны с образованием на
трущихся поверхностях масляной пленки и способностью её противостоять
разрыву. Обычно , чем больше вязкость , тем выше прочность масляной. плёнки
при сдвиге. Рабочая жидкость в гидроприводе должна предотвращать
контактирование и схватывание трущихся поверхностей при малых скоростях
скольжения в условиях граничного режима трения. Другими словами , рабочая
жидкость , должна , во-первых , обладать противозадирными свойствами , во-
вторых уменьшать износ поверхностей трения , создавая гидродинамический
режим смазки , т. е. обладать противоизностными свойствами.
Улучшение противозадирных и противоизностных свойств рабочей жидкости
достигается введением их в состав присадок. Обычно вводят несколько
присадок или комплексные присадки , улучшающие сразу несколько показателей
рабочей жидкости
Стабильность свойств - это способность рабочей жидкости сохранять
работоспособность в течение заданного времени при изменении первоначальных
свойств в допустимых пределах.
Стабильность характеризуется антиокислительной способностью и
однородностью рабочей жидкости , которые находятся между собой в
зависимости. При длительной эксплуатации в результате реакции углеводородов
масла с кислородом воздуха в рабочей жидкости появляются смолистые
нерастворимые фракции , которые образуют осадки и плёнки на поверхностях
деталей , обуславливая старение рабочей жидкости. В результате может быть
нарушено нормальное функционирование таких прециционных элементов
гидропривода, как распределители , дроссели и т. п. .
На скорость окисления существенно влияют температура масла ,
интенсивность его перемешивания , количество находящихся в рабочей жидкости
воды и воздуха , а также металлических загрязнений. Значительное
каталитическое воздействие на процесс старения оказывает присутствие медных
деталей. Окисление рабочей жидкости характеризуется изменением кислотнго
числа РН , которое определяется количеством миллиграммов едкого калия
(КОН) , необходимого для нейтрализации свободных кислот в 1 г. жидкости.
Кислотное число РН и количество осадка используется для оценки старения
жидкости (ГОСТ 5985-79). Оно является одним из параметров, определяющих
работоспособность рабочей жидкости. Чтобы повысить антиокислительные
свойства рабочей жидкости , используются присадки.
2 Антикоррозийные свойства- характеризуют способность
рабочей жидкости выделять воздух или другие газы без образования
пены. Эту способность определяют по времени исчезновения пены после подачи
в жидкость воздуха или прекращения перемешивания. Способность противостоять
пенообразованию усиливают добавлением антипенной присадки. Механизм
действия присадки состоит в понижении поверхностного натяжения жидкости.
Концентрируясь на поверхности пузырьков пены , присадка способствует их
разрыву , а , следовательно быстрому гашению пены.
Стойкость рабочей жидкости к образованию эмульсии характеризуется
способностью её расслаиваться и отделяться от попавшей в неё воды.
Добавлением в жидкость деэмульгаторов( веществ, разрушающих
масляные эмульсии) понижают поверхностное натяжение плёнки на границе
раздела вода-масло и предотвращают смешивание рабочей жидкости с водой.
Страницы: 1, 2
|