Прогресс в создание композиционных материалов
Прогресс в создание композиционных материалов
Московский Государственный Университет
им. М.В.Ломоносова
Факультет наук о материалах
Реферат
Тема: «Прогресс в создании композиционных материалов».
Студента V курса ФНМ
Кареева И.Е.
Москва 2000г.
Содержание.
Введение....................................................................
...............................2
Композиционные материалы армированные волокнами................3
Композиционные материалы с полимерной матрицей..............5
Композиционные материалы с металлической матрицей.......7
Направления развития композиционных материалов армированные
волокнами........................................................….....9
Композиционный материал «биокерамика-никелид титана»....10
Роль поверхности раздела в композиционных материалах..........12
Заключение..................................................................
...........................16
Список
литературы..................................................................
...........17
Введение.
Композиционные материалы, представляют собой металлические или
неметаллические матрицы (основы) с заданным распределением в них
упрочнителей (волокон дисперсных частиц и др.); при этом эффективно
используются индивидуальные свойства составляющих композиции. По характеру
структуры композиционные материалы подразделяются на волокнистые,
упрочненные непрерывными волокнами и нитевидными кристаллами,
дисперстноупрочненнные материалы, полученные путем введения в металлическую
матрицу дисперсных частиц упрочнителей, слоистые материалы, созданные путем
прессования или прокатки разнородных материалов. К композиционным
материалам также относятся сплавы с направленной кристаллизацией
эвтектических структур. Комбинируя объемное содержание, можно, в
зависимости от назначения, получать материалы с требуемыми значениями
прочности, жаропрочности, модуля упругости, абразивной стойкости, а также
создавать композиции с необходимыми магнитными, диэлектрическими,
радиопоглощающими и другими специальными свойствами.
Волокнистые композиционные материалы, армированные нитевидными
кристаллами и непрерывными волокнами тугоплавких соединений и элементов
(SiC, Al2O3, бор, углерод и др.), являются новым классом материалов. Однако
принципы армирования для упрочнения известны в технике с глубокой
древности. Еще в Вавилоне использовали тростник для армирования глины при
постройке жилищ, а в Древней Греции железными прутьями укрепляли мраморные
колонны при постройке дворцов и храмов. В 1555-1560 гг. при постройке храма
Василия Блаженного в Москве русские зодчие Барма и Постник использовали
армированные железными полосами каменные плиты. Прообразом композиционные
материалы являются широко известный железобетон, представляющий собой
сочетание бетона, работающего на сжатие и стальной арматуры, работающей на
растяжение, а также полученные в XIX веке прокаткой слоистые материалы.
Успешному развитию современным КМ содействовали: разработка и
применение в конструкциях волокнистых стеклопластиков, обладающих высокой
удельной прочностью (1940-1950 гг.). Открытие весьма высокой прочности,
приближающейся к теоретической, нитевидных кристаллов и доказательства
возможности использования их для упрочнения металлических и неметаллических
материалов (1950-1960 гг.), разработка новых армирующих материалов –
высокопрочных и высокомодульных непрерывных волокон бора, углерода, Al2O3,
SiC и волокон других неорганических тугоплавких соединений, а также
упрочнителей на основе металлов (1960-1970 гг.).
Важнейшими технологическими методами изготовления композиционных
материалов являются: пропитка армирующих волокон матричным материалом;
формирование в пресс-форме лент упрочнителя и матрицы, получаемых намоткой;
холодное прессование обоих компонентов с последующим спеканием;
электрохимическое нанесение покрытий на волокна с последующим прессованием;
осаждение матрицы плазменным напылением на упрочнитель с последующим
обжатием; пакетная диффузионная сварка монослойных лент компонентов;
совместная прокатка армирующих элементов с матрицей и др. Весьма
перспективны композиционные материалы, армированные нитевидными кристаллами
(усами) керамических, полимерных и др. материалов. Размеры усов обычно
составляют от долей до нескольких мкм. По диаметру и примерно 10-15мм. по
длине[4].
Композиционные материалы армированные волокнами.
Период 1974-1978 гг. явился началом нового этапа в развитии
конструкционных композиционных материалов, армированных волокнами. В
области материаловедения это характеризуется завершением изучения «простых»
механических свойств композиционные материалы. Созданием методик
исследований и испытаний, разработка теоретических основ механического
поведения материалов и переходом к стадии широкого комплексного
исследования служебных характеристик композиционные материалы при сложных
схемах нагружения, наличия концентраторов напряжений, совместном влиянии
механических, эксплутационных и климатических факторов. В области
технологии проведены разработки технологических процессов изготовления
типовых деталей из композиционных материалов. Наметился переход к созданию
специализированного технологического оборудования. Задачами на этом этапе
явилось создание научных основ технологии и разработка способов управления
процессом формирования качественных изделий из композиционных материалов,
завершение работ по созданию высокопроизводительного оборудования для
изготовления и переработки композиционные материалы. В области
проектирования деталей и узлов из композиционные материалы этот этап
характеризуется преодолением у конструкторов «психологического барьера»
недоверия к новым материалам, началом разработки принципов оптимального
проектирования конструкции из композиционные материалы, инженерных методов
расчета конструкций с использованием композиционные материалы. В
информационной области наблюдается переход к изданиям обобщающего типа.
Таковыми являются, например, восмитомная энциклопедия по композиционным
материалам, справочник по методам испытаний, свойствам и применению
композиционные материалы и др. В эти годы создано несколько
специализированных журналов по композиционные материалы: «Journal
Composites Materials» - США; «Composites» - Великобритания; «Transactions
of the Japan Society for Composite Materials» - Япония.
Наиболее распространены для армирования композиционных материалов
стеклянные волокна, выпуск которых в США достигает сотен тысяч тонн. Они
изготавливаются быстрым охлаждением расплавов стекломассы, фиксирующим в
волокнах аморфную структуру однородной жидкости. Стекловолокна дешевы,
хорошо отработан процесс изготовления пластиков на их основе;
стеклопластики широко применяют в течение последних 20-30 лет в изделиях
авиационной техники, в автомобилестроение, при производстве спортивных
товаров и т.п. Основными недостатками стеклянных волокон является низкая
жесткость, не позволяющая использовать стеклопластики в силовых
конструкциях ответственного назначения, и зависимость свойств от внешней
среды, обусловленная гидрофильностью волокон.
В последние годы для армирования полимерных матриц начинают
использовать синтетические органические волокна. Их свойства определяются
типом полимера, условиями формирования волокон и степенью ориентации их
структуры. Наиболее широко применяют полиарамидное волокно.
Наиболее прочные углеродные волокна, представляющие собой продукты
карбонизации исходных углеродсодержащих волокон, получают из
полиакрилонитрильного, вискозного и пекового сырья. Углеродные волокна
состоят из графитоподобных микро фрагментов, объединяемых зонами с аморфным
и турбостратным углеродом, и содержат в своем составе практически лишь
атомы углерода. Своеобразие этих волокон заключается в том, что организация
графитоподобных фрагментов отражает структуру органического полимера.
В связи усилившимся за последнее время интересом к композиционные
материалы с металлическими матрицами проводится интенсивная работа по
созданию совместимых с металлами волокон из карбида кремния, окиси циркония
или алюминия.
Композиционные материалы с полимерной матрицей
50-летний опыт технологической работы со стеклопластиками, показал,
что способы изготовления полимерных композиционных материалов с углеродными
и борными волокнами в достаточной степени отработаны. Изучены основные
механические характеристики угле - и боропластиков, накоплен опыт их
опробования и летной эксплуатации в деталях, не являющихся критическими с
точки зрения безопасности конструкции. Расширение внедрения композиционных
материалов с полимерной матрицей несколько сдерживается недостаточностью
знаний о механизме разрушения и свойствах композиционных материалов в
условиях, имитирующих реальные условия работы конструкций (наличие
концентраторов напряжений, сложная схема нагружения, комплексное
воздействие механических нагрузок и температуры, низкоэнергетический удар и
т.п.), о влиянии климатических факторов (влаги, солнечной радиации,
электричества). В последние годы наблюдается концентрация усилий именно на
этих направлениях исследований композиционных материалов с полимерной
матрицей.
Основные свойства пластиков, армированных борными и углеродными
волокнами, были известны к концу 60-х годов, что обусловило возможность их
опробования в различных изделиях. Однако из-за высокой стоимости волокон
использование композиционных материалов с полимерной матрицей было
возможным лишь в тех отраслях промышленности, в которых огромные затраты на
изготовление деталей из композиционных материалов окупались бы при
эксплуатации изделий. Именно по этой причине пионером в области
использования высокопрочных высокомодульных композиционных материалов с
полимерной матрицей стала авиационно-космическая промышленность. В
дальнейшем в связи с увеличением объема производства стоимость волокон и
композиционных материалов на их основе начала снижаться, что привело к
возможности использования армированных пластиков для изготовления
высококачественного спортивного инвентаря и позволило несколько снизить
расходы авиационно-космических компаний на развитие новых материалов.
Дальнейшее снижение стоимости углеродных волокон, связанное с переходом на
пековое сырье, обеспечивает рентабельность применения полимерных
композиционных материалов в других отраслях промышленности.
Одним из первых применений композиционных материалов с полимерной
матрицей явилось изготовление из углепластика в 1967 г. 22 панелей задней
кромки крыла самолета F-111A (США); эти панели были вдвое дороже
алюминиевых, но позволили снизить массу конструкции на 16%. На фоне
постоянного увеличения стоимости ручного труда, энергии и традиционных
материалов устойчивая тенденция к снижению стоимости композиционных
материалов инициирует усилия разработчиков по внедрению композиционных
материалов в изделия современной техники. Одним из наиболее впечатляющих
примеров внедрения композиционных материалов является разработка фирмой
Grumman Aerospace Corp. горизонтального стабилизатора тяжелого современного
бомбардировщика В-1B. Испытания показали, что при всех видах нагружения
разрушение конструкции наступает при нагрузках, составляющих 130-170% от
предельных расчетных. Так как стабилизатор испытывает мощные акустические
нагрузки (расчетная долговечность 26 ч при звуковой нагрузке 167 дБ), он
был испытан в соответствующих условиях и без разрушения простоял 181 ч при
уровне шума 152-167 дБ. Лакокрасочное покрытие стабилизатора проверялось в
условиях, имитирующих ядерный взрыв; деградации покрытия не наблюдалось.
Для защиты от грозовых разрядов на 50% поверхности стабилизатора напыляли
тонкий слой алюминия. При разряде с силой тока 200000А в обшивке
наблюдались лишь незначительные повреждения. Летные испытания В-1
подтверждают эффективность применения композиционных материалов (далее КМ)
в его конструкции.
Использование сочетаний стекло- и углепластиков для панелей пола
трехслойной конструкции пассажирских самолетов позволило добиться
существенного снижения массы: для широкофюзеляжного самолета ИЛ-86 на 400
кг (площадь пола 350 м2), для самолета ЯК-42 на 100 кг.
Успешное опробование самолетов, изготовленных с использованием КМ,
позволило фирмам США сделать вывод о возможности перехода от летных
испытаний и демонстрационных полетов к серийному внедрению КМ. В самолете F-
16, состав используемых материалов был следующим: 83% алюминиевых сплавов,
2% титановых сплавов, 5 стальных конструкций и 2% новых КМ.
В последние годы возрастает интерес к применению КМ в судостроении. В
США, например, возлагаются надежды на использование КМ для
суперглубоководных средств. Анализ зависимости возможной глубины погружения
от конструктивных характеристик аппарата выявляет преимущества
высокопрочных и высокомодульных КМ. Высокая демпфирующая способность
последних, сочетающихся с конструкциями из стеклопластиков,
полиармированных КМ и т.п., приводит к уменьшению перегрузок, возникающих
при взрывах. Малая плотность КМ при обеспечении пожаробезопасности
позволяет применять их в архитектуре надводной части судов всех типов, что
способствует улучшению устойчивости, уменьшению радиолокационной заметности
судов, облегчению эксплуатации корпуса. Одним из интересных применений КМ в
судостроении является использование углепластиков для подводных крыльев
судов. Для предотвращения влагопоглощения детали плакируются листовым
титаном.
Автомобильные фирмы США (Ford и General Motors) прорабатывают вопросы
применения КМ в конструкции автомобилей. Так, например, изучена конструкция
ведущего вала двигателя из углепластиковой трубки, охватывающей стальной
сердечник. Двухлетние испытания новой конструкции подтвердили ее высокую
эффективность и надежность в эксплуатации (в частности, высокую
коррозионную стойкость) при снижении массы на 2 кг.
Композиционные материалы с металлической матрицей
КМ с металлической матрицей находятся на более ранней стадии своего
развития, чем КМ на основе полимеров. Причиной такого положения является,
по всей вероятности, тот факт, что большинство из разработанных к
настоящему времени армирующих высокопрочных волокон не обладает свойством
совместимости по отношению к матричным сплавам. Механическое поведение КМ
определяется совокупностью значений трех основных параметров: относительной
сохраненной прочностью волокон в КМ (отношением прочности волокон в КМ к
прочности исходных волокон), относительной прочностью связи волокон с
матрицей (отношением прочности КМ при сдвиге к когезионной прочности
матрицы) и относительной сохраненной пластичностью матрицы (отношением
пластичности матрицы в КМ к исходной пластичности матричного сплава). То
или иное соотношение этих параметров определяет механизм разрушения и весь
комплекс механических свойств КМ. Так, например, при низкой прочности связи
волокон с матрицей и достаточно высоких значениях двух других параметров
разрушение КМ начинается с нарушения целостности границ раздела компонентов
и завершается независимым, раздельным разрушением несвязанного (слабо
связанного пучка) армирующих волокон и матрицы. При низкой сохраненной
пластичности матрицы (охрупчивании матрицы) трещины в КМ, появившиеся при
разрушении наименее прочных волокон, легко транслируются через матрицу и за
счет концентрации напряжений у их устья перерезают встретившиеся на их пути
волокна, так что образец КМ разрушается одной магистральной трещиной при
весьма низких расчетных напряжениях. При достаточно высоких значениях
рассматриваемых параметров появление трещин в КМ при разрушении слабых
волокон не приводит к разрушению материала: развитие микротрещин тормозится
внутренними поверхностями раздела (матрица-волокно), а сам материал при
этом не теряет своей несущей способности.
Взаимодействие компонентов при изготовлении КМ с металлической
матрицей проходит, как правило, при высоких температурах и значительных
давлениях, что необходимо для обеспечения пропитывания матричным сплавим
капиллярно-пористого каркаса из армирующих волокон и формирования
монолитного материала. Комплекс физико-химических явлений, составляющих
процесс взаимодействия компонентов КМ, обусловливает формирование связи
между компонентами, с одной стороны и изменение их свойств - с другой.
Совместимыми следует считать компоненты, на границе которых возможно
достижение прочности связи, близкой к когезионной прочности матрицы, при
сохранении высоких начальных значений их механических свойств. Максимально
достижимая величина характеристических параметров может быть принята за
оценку совместимости компонентов КМ. Это обстоятельство и определило, по
Страницы: 1, 2
|