рефераты бесплатно

МЕНЮ


Основы стандартизации и сертификации

определения отдельных терминологических статей;

. исключения ссылок на другие международные стандарты и /или иные

документы, которые не действуют на межгосударственном уровне в

качестве нормативных документов;

. изменения части положений путем изменения показателей,

характеристик, отдельных фраз и слов, касающихся технического

содержания стандарта;

. изменения структуры стандарта (полностью или частично).

Модифицированным также считается стандарт, содержащий идентичные или

модифицированные основные нормативные положения двух или более

взаимосвязанных международных стандартов.

В ГОСТ 1.5-2001 особое внимание уделено способам модификации

технических отклонений при оформлении межгосударственных стандартов,

модифицированным по отношению к международным стандартам. При этом

допускается применение всех используемых в международной практике

способов:

. включение дополнительных приложений;

. включение дополнительных структурных элементов и отдельных

абзацев (заключая их для идентификации в рамки из тонких линий и

сопровождая примечаниями с обоснованием причин их включения);

. выделением курсивом изменяемых или дополнительных фраз, слов,

показателей, их значений;

. выделение изменяемых положений вертикальной линией (слева от

текста);

. приведением таблицы с сопоставлением структуры

межгосударственного стандарта со структурой применяемого в нем

МС.

Все указанные способы проиллюстрированы в ГОСТ 1.5-2001 множеством

примеров, подобранных с учетом реальной практики работ по государственной

стандартизации в Российской Федерации. Это существенное достоинство ГОСТ

1.5-2001 по сравнению с Руководством ИСО/МЭК 21:1999, в котором примеры

излишне условны.

Дополнительное требование по отношению к Руководству ИСО/МЭК 21:1999 –

порядок присвоения обозначений модифицированным стандартам. При этом

обозначение, присвоенное ему как межгосударственному стандарту, дополняется

заключенным в скобки обозначением примененного в нем международного

стандарта. Однако, если в модифицированном стандарте применено два или

более международных стандарта, то в отличие от ГОСТ 1.5-93 их обозначения в

обозначение межгосударственного стандарта не включают.

Особое внимание в ГОСТ 1.5-2001 уделено требованиям к применению и

оформлению нормативных ссылок. В частности, введено положение о

недопустимости ссылок на стандарты и другие документы, не действующие на

межгосударственном уровне (например, на конкретные технические условия).

Единственное допущение – ссылки на международные стандарты в

межгосударственном стандарте, идентичном международному, в случаях,

указанных выше.

Важный результат пересмотра ГОСТ 1.5 – установление в нем требований к

национальным информационным данным, что призвано способствовать применению

межгосударственных стандартов в отдельных странах. Известно, что такие

данные уже широко применяются на практике, однако отсутствие

соответствующих регламентирующих положений приводило к нарушению принципов

межгосударственной стандартизации. В результате возможны прецеденты, когда

в разных странах действует один и тот же межгосударственный стандарт, но с

различным содержанием. В ГОСТ 1.5-2001 четко оговаривается содержание

национальных информационных данных, формы и методы их представления.

Кроме этого, в ГОСТ 1.5-2001 включены требования к оформлению раздела

«Термины и определения» и элемента «Библиография», которые все чаще

приводятся в межгосударственных стандартах. Причем, установлено требование,

что в библиографии приводят сведения только о ссылочных нормативных

документах, действующих на межгосударственном уровне, за исключением

случая, когда оформляют стандарт, идентичный международному. При этом

полностью воспроизводится библиография данного международного стандарта и

допускается использовать язык оригинала, если это способствует поиску

ссылочных документов. Кроме этого, в ГОСТ 1.5-2001 включены требования к

оформлению раздела библиографии. Теперь библиографию не следует оформлять

как приложение.

Принимая во внимание то, что многие положения ГОСТ 1.5 устанавливают

требования к оформлению межгосударственных стандартов, то ГОСТ 1.5-2001

оформлен с учетом этих требований, т. е. сам служит дополнительной

иллюстрацией.

В ГОСТ 1.5 -2001 установлены новые требования к оформлению титульных

листов стандартов и их предисловий, которые учитывают международную

практику. Теперь на титульных листах межгосударственных стандартов будут

приведены:

. наименование межгосударственной организации по стандартизации

(Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации)

. эмблема этой организации;

. трехуровневое обозначение стандарта (на первом уровне – его

индекс «ГОСТ», на втором регистрационный номер, на третьем – год

принятия);

. наименование и обозначение международного стандарта, с которым

гармонизирован данный стандарт, и условное обозначение степени

гармонизации (IDT – идентичный; MOD – модифицированный);

. выходные данные об издательстве по ГОСТ 7.4-95 (п 3.3.6).

в предисловии, наряду со сведениями о разработке и принятии стандарта,

будут приведены краткие сведения об организации работ по межгосударственной

стандартизации и об общем порядке опубликования информации о введении

стандарта в действие, изменениях к стандарту и введении их в действие,

прекращении действия стандарта, его пересмотре или отмене.

В связи с тем, что ГОСТ 1.0-92 устанавливает возможность разработки в

развитие межгосударственных стандартов еще двух категорий нормативных

документов: правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации, то

целесообразно установить общие требования к этим документам в одном

стандарте. ГОСТ 1.5-93 косвенно применялся в отношении построения,

изложения и оформления правил и рекомендаций по межгосударственной

стандартизации в силу ссылки на данный стандарт в ГОСТ 1.2-97. причем формы

титульных листов и первых страниц были непосредственно установлены в ГОСТ

1.2-97, а требования к обозначению – в ПМГ 03-99. Теперь все эти требования

перенесены в ГОСТ 1.5-2001.

В процессе пересмотра ГОСТ 1.5 выявилась необходимость привести его

наименование в соответствие с установленными в нем требованиями: в

заголовке отразить объект стандартизации: «Стандарты межгосударственные,

правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации» (причем

обратный порядок слов обусловлен требованием п. 3.6.8 этого стандарта), а в

подзаголовке – краткое выражение обобщенного содержания устанавливаемых

стандартом положений (аспект стандартизации): «Общие требования к

построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.

Опыт работы над ГОСТ 1.5-2001 показал, что разработка подобных

основополагающих стандартов требует объединения усилий специалистов всех

заинтересованных стран. Поэтому все более актуальным становится потребность

в создании межгосударственного технического комитета по стандартизации с

областью деятельности «Межгосударственная система стандартизации». К его

работе целесообразно привлечь наиболее квалифицированных специалистов по

стандартизации стран участниц Соглашения о проведении согласованной

политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации

в этих областях.

7. Контроль и надзор за соблюдением требований стандарта.

Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных

требований стандартов осуществляется в России на основании закона РФ «О

стандартизации» и составляет часть государственной системы стандартизации.

К основным задачам государственного надзора можно отнести:

предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований

государственных стандартов, правил обязательной сертификации и закона «О

единстве измерений» всеми субъектами хозяйственной деятельности,

предоставление информации органам исполнительной власти и общественным

организациям по результатам проверок.

Проводят государственный надзор должностные лица – государственные

инспекторы. Главный государственный инспектор России – Председатель

Госстандарта РФ, а главные государственные инспекторы республик в составе

РФ и других субъектов Федерации – руководители центров стандартизации и

метрологии, т. е. территориальных органов государственного надзора.

Государственный контроль за соблюдением обязательных требований

стандартов осуществляют и другие организации. Госторгинспекция проводит

контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров.

Государственный комитет по охране окружающей среды осуществляет

государственный экологический контроль. Государственной санитарно-

эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за

соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве,

применении всех видов продукции.

Проверкам в процессе государственного надзора подвергается продукция

(на всех видах ее жизненного цикла); услуги населению, виды работ, которые

подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию,

деятельность испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации.

Государственный инспектор имеет право:

. свободного доступа в служебные и производственные помещения

проверяемого предприятия, получать всю необходимую документацию,

проводить отбор проб и образцов, выдавать предписания об

устранении выявленных отклонений, запрещать или приостанавливать

поставку (реализацию) продукции, несоответствующую обязательным

требованиям государственных стандартов, и в случае отказа от

предъявления ее к проверке;

. по результатам проверок облагать нарушителей штрафами, строгое

наказание применяется и к не выполняющим запрет на реализацию –

штраф в размере стоимости реализованной продукции. Запрет на

реализацию продукции или услуг при их несоответствии обязательным

требованиям государственных стандартов распространяющихся на

импортную продукцию, тем более, если они не прошли сертификацию;

. направлять необходимые материалы в арбитражный суд, органы

прокуратуры или суд, если выданные им предписания или

постановления не выполняются предприятием – объектом

государственного надзора.

Основная форма государственного контроля и надзора – выборочная

проверка. В процессе проверки проводятся испытания, измерительный контроль,

технический осмотр, идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие

достоверность и объективность результатов. Государственный надзор за

соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за

сертифицированной продукцией осуществляет государственный инспектор или

комиссия, возглавляемая им. Госнадзор за соблюдением правил обязательной

сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель

Госстандарта.

Контролю подвергается образец (или проба), отбираемый в соответствии с

установленной в стандарте на данную продукцию методикой. Идентификация и

технический осмотр продукции проводятся государственным инспектором с

привлечением специалистов предприятия, а испытания образцов осуществляют

сотрудники, проверяемого субъекта хозяйственной деятельности под

наблюдением этого инспектора. Результаты испытаний образцов

распространяются на всю партию продукции, от которой они отобраны. При

отсутствии у проверяемого предприятия испытательной базы испытания должны

проводиться в аккредитованных испытательных лабораториях.

Если контроль касается продукции, которая подлежала обязательной

сертификации, государственный инспектор проверяет наличие и подлинность,

выданного ранее сертификата соответствия, правильность применения знака

соответствия до начала испытаний образца.

Проверка соблюдения правил обязательной сертификации касается

аккредитованных испытательных центров (лабораторий). Проверяющая комиссия

устанавливает: наличие лицензии на право осуществления сертификационных

испытаний и аттестата аккредитации испытательного центра, соответствие

видов испытуемой продукции профилю лаборатории, состояние нормативной базы

и испытательного оборудования, соблюдения программы и методик испытаний.

Если проверяется работа органа по сертификации, то комиссия, прежде всего,

убеждается в правомочности работы органа и наличии необходимого фонда

нормативных документов на сертифицируемую продукцию. Контролируется

правильность оформляемой документации (сертификатов соответствия) и ее

регистрация, обоснованность выдачи сертификатов.

По результатам испытаний оформляется протокол испытаний, проведенная

проверка заканчивается составлением акта. На основании акта государственный

надзор выдает проверяемому субъекту предписание или постановление о

применении мер действия за нарушения, обнаруженные в ходе проверок. Акт

подписывают проверяющая и проверяемая стороны. Проверяемая сторона имеет

право отказаться признать результаты, изложив в письменной форме свое

особое мнение. Акт направляется: руководству проверенной организации; в

Ростест-Москва для подготовки обобщенной информации; в Госстандарт РФ (в

случае необходимости определения штрафных санкций).

1. Стандартизация верхней одежды.

2.1 Особенности стандартизации верхней одежды.

Стандартизация является важным фактором, определяющим качество одежды,

поскольку она регламентирует требования к внешнему виду, материалам,

качеству проектирования и изготовления изделий.

В швейной и трикотажной промышленности действуют четыре категории

стандартов: государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ),

республиканские стандарты (РСТ) и технические условия (ТУ). Нормативно-

техническими документами, устанавливающими качество изделий верхней одежды,

являются также технические описания моделей, образцы-эталоны, конфекционные

карты, основы технологии поузловой обработки швейных изделий,

унифицированная технология изготовления мужской, женской и детской одежды.

Большое значение имеют ГОСТы, в которых установлена номенклатура

показателей качества швейных и трикотажных изделий. Показатели качества,

указанные в этих документах, должны применятся при разработке и постановке

продукции на производство, оценке уровня качества изделий, разработке и

пересмотре нормативно-технической документации, для научно-

исследовательских работ.

Единый порядок разработки и постановки продукции легкой промышленности

на производство регламентируется государственным стандартом (ГОСТ). Этот

стандарт устанавливает требования к продукции легкой промышленности,

подлежащей разработке и постановке на производство; порядок разработки,

утверждения, применения образцов-эталонов; порядок постановки продукции на

производство и снятия её с производства. Согласно этому стандарту

рассмотрение и утверждение образца продукции в качестве образца-эталона

проводит художественно-технический совет (ХТС) предприятия с участием

представителей основного потребителя. С утвержденным образцом-эталоном

сравнивают выпускаемую продукцию при оценке её качества по художественно-

эстетическим показателям, при постановке её на производство, при

изготовлении, приёмке продукции, контроле качества и реализации.

Утвержденные и опломбированные образцы вместе с ярлыком и конфекционной

картой или картой выклеек (альбом) рекомендуемых материалов должны хранится

на предприятии-изготовителе и у основного потребителя. Основанием для

постановки продукции на производство является решение ХТС предприятия,

заказ потребителя. Решение о снятии продукции с производства принимается на

основании решения ХТС предприятия, отказе потребителя от поставок

продукции.

На верхнюю одежду распространяются требования ряда общетехнических

ГОСТов. Они регламентируют требования к методам испытаний материалов для

одежды изделий, термины и определения. Например, стандарты на пряжу и нити

для трикотажного производства; трикотажные полотна; методы контроля

качества швейных изделий; классификацию стежков, строчек, швов; определение

сортности швейных и трикотажных изделий различного назначения; маркировку,

упаковку, транспортирование и хранение швейных и трикотажных изделий;

методы определения явной и скрытой прорубки полотна в трикотажных изделиях;

методы определения изменения линейных размеров после мокрой обработки;

термины и определения деталей одежды; термины и определения дефектов

изделий; термины и определения технологии производства; символы по уходу за

изделиями и др. Кроме того, действует ряд стандартов СЭВ, например на

систему размеров одежды для взрослых и детей для проектирования одежды.

Стандарты технических условий разработаны на весь современный

ассортимент трикотажных изделий и распространяются на группу изделий или

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.