Основы стандартизации и сертификации
определения отдельных терминологических статей;
. исключения ссылок на другие международные стандарты и /или иные
документы, которые не действуют на межгосударственном уровне в
качестве нормативных документов;
. изменения части положений путем изменения показателей,
характеристик, отдельных фраз и слов, касающихся технического
содержания стандарта;
. изменения структуры стандарта (полностью или частично).
Модифицированным также считается стандарт, содержащий идентичные или
модифицированные основные нормативные положения двух или более
взаимосвязанных международных стандартов.
В ГОСТ 1.5-2001 особое внимание уделено способам модификации
технических отклонений при оформлении межгосударственных стандартов,
модифицированным по отношению к международным стандартам. При этом
допускается применение всех используемых в международной практике
способов:
. включение дополнительных приложений;
. включение дополнительных структурных элементов и отдельных
абзацев (заключая их для идентификации в рамки из тонких линий и
сопровождая примечаниями с обоснованием причин их включения);
. выделением курсивом изменяемых или дополнительных фраз, слов,
показателей, их значений;
. выделение изменяемых положений вертикальной линией (слева от
текста);
. приведением таблицы с сопоставлением структуры
межгосударственного стандарта со структурой применяемого в нем
МС.
Все указанные способы проиллюстрированы в ГОСТ 1.5-2001 множеством
примеров, подобранных с учетом реальной практики работ по государственной
стандартизации в Российской Федерации. Это существенное достоинство ГОСТ
1.5-2001 по сравнению с Руководством ИСО/МЭК 21:1999, в котором примеры
излишне условны.
Дополнительное требование по отношению к Руководству ИСО/МЭК 21:1999 –
порядок присвоения обозначений модифицированным стандартам. При этом
обозначение, присвоенное ему как межгосударственному стандарту, дополняется
заключенным в скобки обозначением примененного в нем международного
стандарта. Однако, если в модифицированном стандарте применено два или
более международных стандарта, то в отличие от ГОСТ 1.5-93 их обозначения в
обозначение межгосударственного стандарта не включают.
Особое внимание в ГОСТ 1.5-2001 уделено требованиям к применению и
оформлению нормативных ссылок. В частности, введено положение о
недопустимости ссылок на стандарты и другие документы, не действующие на
межгосударственном уровне (например, на конкретные технические условия).
Единственное допущение – ссылки на международные стандарты в
межгосударственном стандарте, идентичном международному, в случаях,
указанных выше.
Важный результат пересмотра ГОСТ 1.5 – установление в нем требований к
национальным информационным данным, что призвано способствовать применению
межгосударственных стандартов в отдельных странах. Известно, что такие
данные уже широко применяются на практике, однако отсутствие
соответствующих регламентирующих положений приводило к нарушению принципов
межгосударственной стандартизации. В результате возможны прецеденты, когда
в разных странах действует один и тот же межгосударственный стандарт, но с
различным содержанием. В ГОСТ 1.5-2001 четко оговаривается содержание
национальных информационных данных, формы и методы их представления.
Кроме этого, в ГОСТ 1.5-2001 включены требования к оформлению раздела
«Термины и определения» и элемента «Библиография», которые все чаще
приводятся в межгосударственных стандартах. Причем, установлено требование,
что в библиографии приводят сведения только о ссылочных нормативных
документах, действующих на межгосударственном уровне, за исключением
случая, когда оформляют стандарт, идентичный международному. При этом
полностью воспроизводится библиография данного международного стандарта и
допускается использовать язык оригинала, если это способствует поиску
ссылочных документов. Кроме этого, в ГОСТ 1.5-2001 включены требования к
оформлению раздела библиографии. Теперь библиографию не следует оформлять
как приложение.
Принимая во внимание то, что многие положения ГОСТ 1.5 устанавливают
требования к оформлению межгосударственных стандартов, то ГОСТ 1.5-2001
оформлен с учетом этих требований, т. е. сам служит дополнительной
иллюстрацией.
В ГОСТ 1.5 -2001 установлены новые требования к оформлению титульных
листов стандартов и их предисловий, которые учитывают международную
практику. Теперь на титульных листах межгосударственных стандартов будут
приведены:
. наименование межгосударственной организации по стандартизации
(Евразийский совет по стандартизации, метрологии и сертификации)
. эмблема этой организации;
. трехуровневое обозначение стандарта (на первом уровне – его
индекс «ГОСТ», на втором регистрационный номер, на третьем – год
принятия);
. наименование и обозначение международного стандарта, с которым
гармонизирован данный стандарт, и условное обозначение степени
гармонизации (IDT – идентичный; MOD – модифицированный);
. выходные данные об издательстве по ГОСТ 7.4-95 (п 3.3.6).
в предисловии, наряду со сведениями о разработке и принятии стандарта,
будут приведены краткие сведения об организации работ по межгосударственной
стандартизации и об общем порядке опубликования информации о введении
стандарта в действие, изменениях к стандарту и введении их в действие,
прекращении действия стандарта, его пересмотре или отмене.
В связи с тем, что ГОСТ 1.0-92 устанавливает возможность разработки в
развитие межгосударственных стандартов еще двух категорий нормативных
документов: правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации, то
целесообразно установить общие требования к этим документам в одном
стандарте. ГОСТ 1.5-93 косвенно применялся в отношении построения,
изложения и оформления правил и рекомендаций по межгосударственной
стандартизации в силу ссылки на данный стандарт в ГОСТ 1.2-97. причем формы
титульных листов и первых страниц были непосредственно установлены в ГОСТ
1.2-97, а требования к обозначению – в ПМГ 03-99. Теперь все эти требования
перенесены в ГОСТ 1.5-2001.
В процессе пересмотра ГОСТ 1.5 выявилась необходимость привести его
наименование в соответствие с установленными в нем требованиями: в
заголовке отразить объект стандартизации: «Стандарты межгосударственные,
правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации» (причем
обратный порядок слов обусловлен требованием п. 3.6.8 этого стандарта), а в
подзаголовке – краткое выражение обобщенного содержания устанавливаемых
стандартом положений (аспект стандартизации): «Общие требования к
построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению.
Опыт работы над ГОСТ 1.5-2001 показал, что разработка подобных
основополагающих стандартов требует объединения усилий специалистов всех
заинтересованных стран. Поэтому все более актуальным становится потребность
в создании межгосударственного технического комитета по стандартизации с
областью деятельности «Межгосударственная система стандартизации». К его
работе целесообразно привлечь наиболее квалифицированных специалистов по
стандартизации стран участниц Соглашения о проведении согласованной
политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации
в этих областях.
7. Контроль и надзор за соблюдением требований стандарта.
Государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных
требований стандартов осуществляется в России на основании закона РФ «О
стандартизации» и составляет часть государственной системы стандартизации.
К основным задачам государственного надзора можно отнести:
предупреждение и пресечение нарушений обязательных требований
государственных стандартов, правил обязательной сертификации и закона «О
единстве измерений» всеми субъектами хозяйственной деятельности,
предоставление информации органам исполнительной власти и общественным
организациям по результатам проверок.
Проводят государственный надзор должностные лица – государственные
инспекторы. Главный государственный инспектор России – Председатель
Госстандарта РФ, а главные государственные инспекторы республик в составе
РФ и других субъектов Федерации – руководители центров стандартизации и
метрологии, т. е. территориальных органов государственного надзора.
Государственный контроль за соблюдением обязательных требований
стандартов осуществляют и другие организации. Госторгинспекция проводит
контроль за качеством и безопасностью потребительских товаров.
Государственный комитет по охране окружающей среды осуществляет
государственный экологический контроль. Государственной санитарно-
эпидемиологической службе предоставлены полномочия по надзору за
соблюдением санитарного законодательства при разработке, производстве,
применении всех видов продукции.
Проверкам в процессе государственного надзора подвергается продукция
(на всех видах ее жизненного цикла); услуги населению, виды работ, которые
подлежат обязательной сертификации; техническая документация на продукцию,
деятельность испытательных центров, лабораторий и органов по сертификации.
Государственный инспектор имеет право:
. свободного доступа в служебные и производственные помещения
проверяемого предприятия, получать всю необходимую документацию,
проводить отбор проб и образцов, выдавать предписания об
устранении выявленных отклонений, запрещать или приостанавливать
поставку (реализацию) продукции, несоответствующую обязательным
требованиям государственных стандартов, и в случае отказа от
предъявления ее к проверке;
. по результатам проверок облагать нарушителей штрафами, строгое
наказание применяется и к не выполняющим запрет на реализацию –
штраф в размере стоимости реализованной продукции. Запрет на
реализацию продукции или услуг при их несоответствии обязательным
требованиям государственных стандартов распространяющихся на
импортную продукцию, тем более, если они не прошли сертификацию;
. направлять необходимые материалы в арбитражный суд, органы
прокуратуры или суд, если выданные им предписания или
постановления не выполняются предприятием – объектом
государственного надзора.
Основная форма государственного контроля и надзора – выборочная
проверка. В процессе проверки проводятся испытания, измерительный контроль,
технический осмотр, идентификация, другие мероприятия, обеспечивающие
достоверность и объективность результатов. Государственный надзор за
соблюдением обязательных требований государственных стандартов и за
сертифицированной продукцией осуществляет государственный инспектор или
комиссия, возглавляемая им. Госнадзор за соблюдением правил обязательной
сертификации осуществляет комиссия, состав которой определяет председатель
Госстандарта.
Контролю подвергается образец (или проба), отбираемый в соответствии с
установленной в стандарте на данную продукцию методикой. Идентификация и
технический осмотр продукции проводятся государственным инспектором с
привлечением специалистов предприятия, а испытания образцов осуществляют
сотрудники, проверяемого субъекта хозяйственной деятельности под
наблюдением этого инспектора. Результаты испытаний образцов
распространяются на всю партию продукции, от которой они отобраны. При
отсутствии у проверяемого предприятия испытательной базы испытания должны
проводиться в аккредитованных испытательных лабораториях.
Если контроль касается продукции, которая подлежала обязательной
сертификации, государственный инспектор проверяет наличие и подлинность,
выданного ранее сертификата соответствия, правильность применения знака
соответствия до начала испытаний образца.
Проверка соблюдения правил обязательной сертификации касается
аккредитованных испытательных центров (лабораторий). Проверяющая комиссия
устанавливает: наличие лицензии на право осуществления сертификационных
испытаний и аттестата аккредитации испытательного центра, соответствие
видов испытуемой продукции профилю лаборатории, состояние нормативной базы
и испытательного оборудования, соблюдения программы и методик испытаний.
Если проверяется работа органа по сертификации, то комиссия, прежде всего,
убеждается в правомочности работы органа и наличии необходимого фонда
нормативных документов на сертифицируемую продукцию. Контролируется
правильность оформляемой документации (сертификатов соответствия) и ее
регистрация, обоснованность выдачи сертификатов.
По результатам испытаний оформляется протокол испытаний, проведенная
проверка заканчивается составлением акта. На основании акта государственный
надзор выдает проверяемому субъекту предписание или постановление о
применении мер действия за нарушения, обнаруженные в ходе проверок. Акт
подписывают проверяющая и проверяемая стороны. Проверяемая сторона имеет
право отказаться признать результаты, изложив в письменной форме свое
особое мнение. Акт направляется: руководству проверенной организации; в
Ростест-Москва для подготовки обобщенной информации; в Госстандарт РФ (в
случае необходимости определения штрафных санкций).
1. Стандартизация верхней одежды.
2.1 Особенности стандартизации верхней одежды.
Стандартизация является важным фактором, определяющим качество одежды,
поскольку она регламентирует требования к внешнему виду, материалам,
качеству проектирования и изготовления изделий.
В швейной и трикотажной промышленности действуют четыре категории
стандартов: государственные стандарты (ГОСТ), отраслевые стандарты (ОСТ),
республиканские стандарты (РСТ) и технические условия (ТУ). Нормативно-
техническими документами, устанавливающими качество изделий верхней одежды,
являются также технические описания моделей, образцы-эталоны, конфекционные
карты, основы технологии поузловой обработки швейных изделий,
унифицированная технология изготовления мужской, женской и детской одежды.
Большое значение имеют ГОСТы, в которых установлена номенклатура
показателей качества швейных и трикотажных изделий. Показатели качества,
указанные в этих документах, должны применятся при разработке и постановке
продукции на производство, оценке уровня качества изделий, разработке и
пересмотре нормативно-технической документации, для научно-
исследовательских работ.
Единый порядок разработки и постановки продукции легкой промышленности
на производство регламентируется государственным стандартом (ГОСТ). Этот
стандарт устанавливает требования к продукции легкой промышленности,
подлежащей разработке и постановке на производство; порядок разработки,
утверждения, применения образцов-эталонов; порядок постановки продукции на
производство и снятия её с производства. Согласно этому стандарту
рассмотрение и утверждение образца продукции в качестве образца-эталона
проводит художественно-технический совет (ХТС) предприятия с участием
представителей основного потребителя. С утвержденным образцом-эталоном
сравнивают выпускаемую продукцию при оценке её качества по художественно-
эстетическим показателям, при постановке её на производство, при
изготовлении, приёмке продукции, контроле качества и реализации.
Утвержденные и опломбированные образцы вместе с ярлыком и конфекционной
картой или картой выклеек (альбом) рекомендуемых материалов должны хранится
на предприятии-изготовителе и у основного потребителя. Основанием для
постановки продукции на производство является решение ХТС предприятия,
заказ потребителя. Решение о снятии продукции с производства принимается на
основании решения ХТС предприятия, отказе потребителя от поставок
продукции.
На верхнюю одежду распространяются требования ряда общетехнических
ГОСТов. Они регламентируют требования к методам испытаний материалов для
одежды изделий, термины и определения. Например, стандарты на пряжу и нити
для трикотажного производства; трикотажные полотна; методы контроля
качества швейных изделий; классификацию стежков, строчек, швов; определение
сортности швейных и трикотажных изделий различного назначения; маркировку,
упаковку, транспортирование и хранение швейных и трикотажных изделий;
методы определения явной и скрытой прорубки полотна в трикотажных изделиях;
методы определения изменения линейных размеров после мокрой обработки;
термины и определения деталей одежды; термины и определения дефектов
изделий; термины и определения технологии производства; символы по уходу за
изделиями и др. Кроме того, действует ряд стандартов СЭВ, например на
систему размеров одежды для взрослых и детей для проектирования одежды.
Стандарты технических условий разработаны на весь современный
ассортимент трикотажных изделий и распространяются на группу изделий или
Страницы: 1, 2, 3, 4
|