Основы конструирования: Проектирование привода общего назначения содержащего цепную передачу
Для шестерни:
y1[(0]’u = 0.446 ( 256 = 114.2 ,н/мм2
Для колеса:
y3[(0]’u = 0.470 ( 214 = 100.6 ,н/мм2
Дальнейший расчет ведем по зубу колеса как менее прочному.
Расчетное окружное усилие:
Pp = P2p = K(P = 2.1 ( 1830.2 = 3843.4 ,н
В = В3 = 32 ,мм
Расчетное (рабочее) напряжение изгиба в опасном сечении зуба колеса Z3:
(u = 3843.4 / ( 0.47 (32(3(1 ) = 85.18 н/мм2 ,
[(0]’’u = 214 ,н/мм2
(u < [(0]’’u.
3.8. Выполним расчет для зубчатого зацепления 7x10.
3.8.1. Определяем межосевое расстояние из условия контактной прочности
поверхности зубьев.
Ат = ( i + 1) ( ( (340/[(]k)2 ( Мрш / ((A( i ( kn ),
где i = 1.5, приняв предварительно К=1.5 , получим:
Мрш = К(Мш = 1.5 ( 172.4 = 259.4 ,н(м.
(А = В/А - коэффициент ширины, принимаем = 0.2
kn = 1, передача прямозубая.
После подстановки значений получим:
Ат = ( 2.8 + 1) ( ( (340/550)2 ( 259.4(103 / (0.2(2.8 (1 ) = 198.46,мм
Принимаем по ГОСТу 2185-66 Ат = 200 мм (см. табл. П11 [2])
3.8.2. Определяем число зубьев и модуль зацепления.
m = (0.01 ( 0.02)(Aт ,мм
m = (0.01 ( 0.02)(200 = 2 ( 4 ,мм
Принимаем m = 3 мм (ГОСТ 9563-60), см. табл. 3.2 [2]
Число зубьев шестерни определяем по формуле:
Z = 2Ат / m(1+i)
где m - модуль зубчатого колеса,
Ат - межосевое расстояние мм,
i - передаточное отношение
Z1 = 2(200 / 3((1+2.8) = 34
Число зубьев колеса
Z2 = Z1 ( i = 34 ( 2.8 = 94
3.8.3 Определяем основные размеры зубчатой пары по формулам:
dд1 = m ( Z1 = 3 ( 34 = 102 ,мм
dд2 = m ( Z2 = 3 ( 94 = 282 ,мм
B1 = B2 + 5 = 40 + 5 = 45 ,мм
B2 = (A ( Aт = 0.2 ( 200 = 40 ,мм
De1 = dд1 + 2m = 102 + 6 = 108 ,мм
De2 = dд2 + 2m = 282 + 6 = 288 ,мм
Di1 = dд1 - 2.5m = 102 - 7.5 = 95.5 ,мм
Di2 = dд2 - 2.5m = 282 - 7.5 =274.5 ,мм
где m - модуль зубьев,
( - коэффициент отношения ширины колеса к диаметру.
3.8.4. Окружная скорость колеса:
( = ((dд2(n / 60 ,м/сек
где n - частота оборотов на валу колеса = 483 об/мин
( = ((0.282(172.5 / 60 = 2.5 м/сек
При такой скорости и твердости материалов зубчатых колес менее НВ 350
назначаем 9-ю степень точности изготовления зубьев зубчатых колес
см. табл. 3.9. [2].
3.8.5. Уточняем коэффициент нагрузки по формуле:
К = Ккц ( Кдин ;
где Ккц - коэффициент концентрации нагрузки. Кдин - динамический
коэффициент. При В/dд = 45 / 102 = 0.4 , Ккц = 1.4 , Кдин = 1.5
К = 1.3 ( 1.5 = 2.1
3.8.6. Проверяем расчетные контактные напряжения при принятых
размерах передачи и уточненной величине коэффициента нагрузки:
(k = 340/A ( ( Мрш( i+1)3 / (B(i(kn), н/мм2
где А = Ат = 200 мм,
Мрш = К( Мш = 2.1 ( 172.9 = 363.1 ,н(м.
(k = 340/200 ( (363.1(103( 2.8+1)3 / (45(2.8 (1) = 650.6 н/мм2,
(k > [(]k.
Перенапряжение составляет:
(k - [(k] / [(k] ( 100(
670 - 550 / 550 ( 100( = 18(,
Что недопустимо, с целью уменьшения динамических нагрузок назначаем
для передачи 7x10, 8-ю степень точности изготовления зубьев.
Ккц = 1.3 : Кдин = 1.3 .
K = 1.3 ( 1.3 = 1.69
(k = (k ( ( K’/K = 650.6 ( ( 1.69 / 2.1 = 574.1 ,н/мм2
Перенапряжение составляет:
574.1 - 550 / 550 ( 100( = 5(,
что приемлемо.
3.8.7. Определяем силы действующие в зацеплении.
Окружное усилие:
P2 = 2Мп / dд1 , н
P2 = 2(172.9(103 / 102 = 3390, н
Радиальное усилие:
T2 = P2 ( tg20( , н
T2 = 3390 ( tg20( = 1234 , н
3.8.8. Проверяем прочность зубьев по напряжениям изгиба.
(u = Pp / ( y(B(m(knu ) , н/мм2
где y - коэффициент формы зуба по табл. 3.4 [2], knu = 1 для прямозубых
колес.
Проведем сравнительную оценку прочности на изгиб зубьев шестерни и
колеса:
Z7 = 34 ; y1 = 0.430
Z10 = 94 ; y2 = 0.479
Для шестерни:
y7[(0]’u = 0.430 ( 256 = 110.1 ,н/мм2
Для колеса:
y10[(0]’u = 0.479 ( 214 = 102.6 ,н/мм2
Дальнейший расчет ведем по зубу колеса как менее прочному.
Расчетное окружное усилие:
Pp = P2p = K(P = 1.69 ( 3390 = 5729 ,н
В = В3 = 40 ,мм
Расчетное (рабочее) напряжение изгиба в опасном сечении зуба колеса Z3:
(u = 5729 / ( 0.479 (40(3(1 ) = 99.67 н/мм2 ,
[(0]’’u = 214 ,н/мм2
(u < [(0]’’u.
3.9. Определение геометрических параметров зубчатых колес и коробки
скоростей.
На основании принятых межосевых расстояний , и модуле зубчатых колес,
который является одинаковым для первой и второй ступени коробки скоро-
стей, что повышает ее технологичность.
При определении количества зубьев зубчатых колес необходимо соблю-
дать равенство сумм чисел зубьев всех пар зубчатых колес каждой ступени.
Это условие определяется так:
Z1 + Z3 = Z2 + Z4
Z5 + Z8 = Z6 + Z9 = Z7 + Z10.
При этом минимальное число зубьев шестерен должно быть меньше 20.
Так же необходимо обратить внимание на то, что расстояние между двумя
зубчатыми колесами одной и той же ступени должны быть больше, чем ши-
рина блока шестерен. Только при таком условии блок шестерен может быть
выведен из зацепления. Количественно это можно выразить так:
l0 = 2.1 ( b + ( ,мм
где l0 - расстояние между торцами колес,
b - ширина венцов шестерен,
( - ширина канавки между шестернями в блоке шестерен.
Расчет параметров зубчатых зацеплений ведется на основе формул:
Число зубьев шестерни:
Zш = 2Ат / m(1+i)
где m - модуль зубчатого колеса,
Ат - межосевое расстояние мм,
i - передаточное отношение
Число зубьев колеса:
Zк =Zш ( i
Геометрические параметры:
dд ш = m ( Z1,мм
dд к = m ( Z2 ,мм
De ш = dд1 + 2m ,мм
De к = dд2 + 2m ,мм
Di ш = dд1 - 2.5m ,мм
Di к = dд2 - 2.5m ,мм
где m - модуль зубьев,
( - коэффициент отношения ширины колеса к диаметру.
Расчет зубчатой пары Z2 x Z4 :
Z2 = 2 ( 160 / 3((1.3 + 1) = 46
Z4 = 46 ( 1.3 = 60
dд 2 = 3 ( 46 = 138,мм
dд 4 = 3 ( 60 = 180 ,мм
De2 = 138 + 2 ( 3 = 144,мм
De4 = 180 + 2 ( 3 = 186 ,мм
Di 2 = 138 - 2.5 ( 3 = 130.5 ,мм
Di4 = 180 - 2.5 ( 3 = 172.5 ,мм
Расчет зубчатой пары Z5 x Z8 :
Z5 = 2 ( 200 / 3((2.3 + 1) = 38
Z8 = 38 ( 2.3 = 90
dд 5 = 3 ( 38 = 114,мм
dд 8 = 3 ( 90 = 270 ,мм
De5 = 114 + 2 ( 3 = 120,мм
De8 = 270 + 2 ( 3 = 276 ,мм
Di 5 = 114 - 2.5 ( 3 = 106.5 ,мм
Di8 = 270 - 2.5 ( 3 = 162.5 ,мм
Расчет зубчатой пары Z6 x Z9 :
Z6 = 2 ( 200 / 3((2 + 1) = 42
Z9 = 46 ( 2 = 86
dд 6 = 3 ( 42 = 126,мм
dд 6 = 3 ( 86 = 258 ,мм
De6 = 126 + 2 ( 3 = 120,мм
De9 = 258 + 2 ( 3 = 176 ,мм
Di 6 = 126 - 2.5 ( 3 = 118.5 ,мм
Di9 = 258 - 2.5 ( 3 = 150.5 ,мм
Проверим равенство сумм зубьев всех пар зубчатых колес:
Z1 + Z3 = Z2 + Z4 = 42 + 64 = 46 + 60 = 106
Z5 + Z8 = Z6 + Z9 = Z7 + Z10 = 38 + 90 = 42 + 86 = 34 + 94 = 128
Определим расстояние между торцами колес:
l1x2 = 2.1 ( 32 + 12 = 79 ,мм
l8x9x10 = 2.1 ( 40 + 12 = 96 ,мм
Сводная таблица параметров зубчатых колес:
Табл. 3.9.
|колесо |m |Z |dд |Di |De |B |
|1 |3 |42 |126 |118.5 |132 |32 |
|2 |3 |46 |138 |130.5 |144 |32 |
|3 |3 |64 |192 |184.5 |198 |32 |
|4 |3 |60 |180 |172.5 |186 |32 |
|5 |3 |38 |114 |106.5 |120 |40 |
|6 |3 |42 |126 |118.5 |132 |40 |
|7 |3 |34 |102 |94.5 |108 |40 |
|8 |3 |90 |270 |268.5 |276 |40 |
|9 |3 |86 |258 |250.5 |264 |40 |
|10 |3 |94 |282 |274.5 |288 |40 |
4. Расчет валов.
4.1. Расчет I - го вала.
4.1.1. Предварительный расчет диаметра вала находим из условия прочности
на кручение по формуле:
d = ( T / 0.2 ( [(] ,мм
где Т - крутящий момент , Н(мм,
[(] - допускаемое условное напряжение при кручении, Н/мм2
при ориентировочном расчете [(] = 20 ... 25 Н/мм2.
d = ( 131.6 ( 103 / 0.2 ( 20 = 32.4 мм
4.1.2. Проектный расчет вала.
T T = 666.1 н
P = 1830.2 н
А P В
-T ( 31 + Rb ( 173 = 0
Rb = 666.1 ( 31 / 173 = 119.35
Ra Rb Ra = 666.1 -
119.55 = 567.74
Rb = P ( 31 / 173
Rb = 1830.2 ( 31 / 173 = 327
Ra = 1830.2 - 327 = 1502.3
Ra Rb
4.1.3. Определим суммарные реакции в опорах по формулам:
A = ( Ra2y + Ra2x ,н
B = ( Rb2y + Rb2x ,н
подставим значения:
A = ( 567.742 + 1502.32 = 1606 ,н
B = ( 119.352 + 3272 = 348.1 ,н
4.1.4. Принимаем материал вала - сталь 45.
Масштабный фактор (( = 0.8, коэффициент учитывающий упрочнение
поверхности ( = 0.96, значение K( = 1.7, s = 3.
4.1.5. Определим коэффициент долговечности. Номинальное число часов
работы за весь срок службы:
Lh = 365 ( 24 ( L ( Kr ( Kc ,ч
где L - долговечность, 8 лет,
Kr - коэффициент использования в течении года = 0.8,
Kc - коэффициент использования в течении суток = 0.33.
Lh = 365 ( 24 ( 8 ( 0.8 ( 0.33 = 18500 ,ч
Число циклов нагружений определяется по формуле:
N( = 60 ( Lh ( n ,
где n - число оборотов об/мин.
N( = 60 ( 18500 ( 725 = 80475 ( 104
Эквивалентное число циклов определяется по формуле:
KL = ( No / NE ,
где No - базовоечисло циклов переменного напряжения = 5(106
NE - определяется как:
NE = N( ( (1m ( 0.2 + 0.75m (0.5 + 0.2m ( 0.3) ,
где m - показатель степени кривой выносливости = 8
NE = 80475(104 ( (18 ( 0.2 + 0.758 (0.5 + 0.28 ( 0.3) = 191(106
KL = ( 5(106 / 191(106 = 0.7 < 1 ,
принимаем KL = 1.
4.1.6. Определяем допускаемое напряжение для материала вала по формуле:
[(-1] = (-1 ( ( (( (KL / ( [s](K( ) , н/мм2
где (-1 - предел выносливости материала при изгибе с симетричным циклом
изменения напряжения = 432,
( - масштабный фактор = 0.91,
( - коэффициент учитывающий упрочнение поверхности = 0.96,
KL - коэффициент долговечности = 1,
[s] - коэффициент безопасности = 3,
K( - эффективный коэффициент концентрации напряжения = 1.7
[(-1] = 432 ( 0.91 ( 0.96 ( 1 / ( 3 ( 1.7 ) = 75 ,н/мм2
4.1.7. Определим диаметры вала в опасных сечениях под колесами Z1 и Z2.
d’ = ( МЕ / 0.1 ( [(-1] , мм
где МЕ - момент на валу = 115.3(103 н.
d’ = ( 115.3(103 / 0.1 ( 74 = 24.9 мм ,
принимаем вал диаметром 30 мм.
4.1.8. Определим момент сопротивления сечения вала.
W = (((d3 / 32) - b(t1((d-t1)2 / 2d, мм3
где d - диаметр вала = 30 мм
b - ширина шпоночной канавки, мм
W = (((303 / 32) - 8(4((30-4)2 / 2(30 = 2290, мм3
4.1.9. Амплитуда номинальных напряжений изгиба при симметричном цикле
изменения напряжения изгиба.
(a = M / W = 17600 / 2290 = 8, н/мм2
4.1.10. Коэффициент безопасности по сечению изгиба.
S( = (-1 ( KL / ( (K( /(((( ) ((a + (( ((m) ,
где K( - эффективный коэффициент концентрации напряжений = 2.15
( - коэффициент учитывающий обработку (шлифование) = 0.95
(( - масштабный фактор = 0.84
(m - составляющая цикла изменения напряжений = 0
(( - коэффициент чувствительности материала = 0.12
S( = 432 / ( (2.15 /0.95(0.84) ( 8 + 0) = 18,
4.1.11. Коэффициент безопасности по кручению определяется по формуле:
Wp = (((d3 / 16)- b(t1((d-t1)2 / 2d, мм3
где d - диаметр вала = 30 мм
b - ширина шпоночной канавки, мм
Wp = (((303 / 16)- 8 ( 4 ( (30-4)2 / 2(30 = 4940.9 , мм3
4.1.12. При непрерывном вращении вала напряжения кручения изменяются
по пульсирующему циклу, поэтому переменные составляющие (амплитуда) и
постоянные состовляющие (среднее напряжение) цикла определяем по фор-
муле:
(а = (m = (max / 2 = 1/2 ( T / Wp = 1/2 ( 131600 / 4940.9 = 13.3 н/мм2
4.1.13. Определим коэффициент безопасности по кручению.
S( = (-1 ( KL / ( (K( /(((( ) ((a + (( ((m) ,
где (-1 - предел выносливости по кручению = 255 н/мм2 ,
K( - эффективный коэффициент концентрации напряжений = 2.05
( - коэффициент учитывающий обработку (шлифование) = 0.95
(( - масштабный фактор = 0.84
(( - коэффициент чувствительности материала = 0.7
S( = 255 / ( (2.05 /0.95(0.84 ) (13.3 + 0.07 ( 8.12) = 7.3 ,
4.1.14. Общий коэффициент безопасности сосотавит:
S = S( ( S( / ( S2( + S2( = 18 ( 7.3 / ( 182 + 7.32 = 4.8 > [s] = 2.5
4.2. Расчет I I I- го вала.
4.2.1. Предварительный расчет диаметра вала находим из условия прочности
на кручение по формуле:
d = ( T / 0.2 ( [(] ,мм
где Т - крутящий момент , Н(мм,
[(] - допускаемое условное напряжение при кручении, Н/мм2
при ориентировочном расчете [(] = 20 ... 25 Н/мм2.
d = ( 555 (103 / 0.2 ( 20 = 49 мм
4.2.2. Проектный расчет вала.
T T = 1234 н R = 16213 н
P = 3390 н
А P В R
P ( 307 + Rb ( 342 - R ( 382 = 0
Rb = (16213(382-3390(307) /
/ 342 = 15066.2
Ra P Rb - Ra(342-
P(35+16213(40/342 =
= 2243.8
Rby = 35/342 ( T = 154
Ray = 307/342 ( T = 1344
Проверка:
Ra T Rb Ra - P - Pb + R = 0
2287.8 -3390 -15066.2+16213 = 0
4.2.3. Определим суммарные реакции в опорах по формулам:
A = ( Ra2y + Ra2x ,н
B = ( Rb2y + Rb2x ,н
подставим значения:
A = ( 15066.22 + 2243.82 = 15232 ,н
B = ( 13442 + 1542 = 1352.8 ,н
4.2.4. Принимаем материал вала - сталь 45.
Масштабный фактор (( = 0.8, коэффициент учитывающий упрочнение
поверхности ( = 0.96, значение K( = 1.7, s = 3.
4.2.5. Определим коэффициент долговечности. Номинальное число часов
работы за весь срок службы:
Lh = 365 ( 24 ( L ( Kr ( Kc ,ч
где L - долговечность, 8 лет,
Kr - коэффициент использования в течении года = 0.8,
Kc - коэффициент использования в течении суток = 0.33.
Lh = 365 ( 24 ( 8 ( 0.8 ( 0.33 = 18500 ,ч
Число циклов нагружений определяется по формуле:
N( = 60 ( Lh ( n ,
где n - число оборотов об/мин.
N( = 60 ( 18500 ( 725 = 80475 ( 104
Эквивалентное число циклов определяется по формуле:
KL = ( No / NE ,
где No - базовоечисло циклов переменного напряжения = 5(106
NE - определяется как:
NE = N( ( (1m ( 0.2 + 0.75m (0.5 + 0.2m ( 0.3) ,
где m - показатель степени кривой выносливости = 8
NE = 80475(104 ( (18 ( 0.2 + 0.758 (0.5 + 0.28 ( 0.3) = 191(106
Страницы: 1, 2, 3
|