рефераты бесплатно

МЕНЮ


Исследование физико-химической сущности коррозионных процессов для обоснования методов защиты металлов от коррозии

Исследование физико-химической сущности коррозионных процессов для обоснования методов защиты металлов от коррозии

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ

имени СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ

Институт государственного управления

Кафедра "Управление технологиями"

Расчетно-пояснительная записка

к курсовому проекту по дисциплине

"Концепции современного естествознания"

на тему: "Исследование физико-химической

сущности коррозионных процессов для обоснования

методов защиты металлов от коррозии".

Выполнила студентка: Закрочинская М.Ю.

факультета: Государственное Управление

группы: ГУ1 вечернего отделения

руководитель:

Задание

на курсовой проект по дисциплине "Концепции современного естествознания"

1.Студентке_1-го__курса_____группы__Государственное Управление____

___________________Слеповой Ирине Петровне ____________________

(фамилия, имя, отчество)

2.Тема проекта: Лазеры . Основы устройства и применение их в военной

технике.___________________________________________________________

3. В проект привести: Типы лазеров. Их применение. Характеристика

лазерной локации. Параметры локатора.

4. В проекте дать расчет: Дальности лазерного излучения до объекта

излучения._________________________________________________________

5. Плакатный материал:___1 лист формата А1(549х841 мм)_____________

6. Срок сдачи студентом законченного проекта________________________

Руководитель курсового проекта_____________________________________

Введение

Высокие темпы развития промышленности, интенсификация

производственных процессов, повышение основных технологических параметров

(температура, давление, концентрация реагирующих средств и др.) предъявляют

высокие требования к надежной эксплуатации технологического оборудования и

строительных конструкций. Особое место в комплексе мероприятий по

обеспечению бесперебойной эксплуатации оборудования отводится надежной

защите его от коррозии и применению в связи с этим высококачественных

химически стойких материалов.

Необходимость осуществления мероприятий по защите от коррозии

диктуется тем обстоятельством, что потери от коррозии приносят чрезвычайно

большой ущерб. По имеющимся данным, примерно около 10% ежегодной добычи

металла расходуется на покрытие безвозвратных потерь вследствии коррозии и

последующего распыления. Основной ущерб от коррозии металла связан не

только с потерей больших количеств металла, но и с порчей или выходом из

строя самих металлических конструкций, т.к. вследствие коррозии они теряют

необходимую прочность, пластичность, герметичность, тепло- и

электропроводность, отражательную способность и другие необходимые

качества. К потерям, которые терпит народное хозяйство от коррозии, должны

быть отнесены также громадные затраты на всякого рода защитные

антикоррозионные мероприятия, ущерб от ухудшения качества выпускаемой

продукции, выход из строя оборудования, аварий в производстве и др.

Защита от коррозии является одной из важнейших проблем, имеющей

большое значение для народного хозяйства.

В связи с этим необходимо:

1. Изучить условия возникновения и развития коррозии;

2. Определить скорость развития процессов коррозии в различных

агрессивных средах и при наличии различных сопутствующих физических

факторов;

3. Определить методы применения противокоррозионных защитных

покрытий, в первую очередь лакокрасочных.

Обзорно-аналитическая часть

Характеристика коррозионных процессов

Коррозия металлов - разрушение металлов вследствие физико-

химического воздействия внешней среды, при этом металл переходит в

окисленное (ионное) состояние и теряет присущие ему свойства.

По механизму коррозионного процесса различают два основных типа

коррозии: химическую и электрохимическую.

Под химической коррозией подразумевают взаимодействие

металлической поверхности с окружающей средой, не сопровождающееся

возникновением электрохимических (электродных) процессов на границе фаз.

Механизм химической коррозии сводится к реактивной диффузии атомов

или ионов металла сквозь постепенно утолщающуюся пленку продуктов коррозии

(например окалины) и встречной диффузии атомов или ионов кислорода. По

современным воззрениям этот процесс имеет ионно-электронный механизм,

аналогичный процессам электропроводности в ионных кристаллах. Примером

химической коррозии является взаимодействие металла с жидкими

неэлектролитами или сухими газами в условиях, когда влага на поверхности

металла не конденсируется, а также воздействие на металл жидких

металлических расплавов. Практически наиболее важным видом химической

коррозии является взаимодействие металла при высоких температурах с

кислородом и др. газообразными активными средами (H S, SO , галогены,

водяные пары, CO и др.). Подобные процессы химической коррозии металлов

при повышенных температурах носят также название газовой коррозии. Многие

ответственные детали инженерных конструкций сильно разрушаются от газовой

коррозии (лопатки газовых турбин, сопла ракетных двигателей, элементы

электронагревателей, колосники, арматура печей и т.д.). Большие потери от

газовой коррозии (угар металла) несет металлургическая промышленность.

Стойкость против газовой коррозии повышается при введении в состав сплава

различных добавок (хрома, алюминия, кремния и др.). Добавки алюминия,

бериллия и магния к меди повышают ее сопротивление газовой коррозии в

окислительных средах. Для защиты железных и стальных изделий от газовой

коррозии поверхность изделия покрывают алюминием (алитирование).

Под электрохимической коррозией подразумевают процессы

взаимодействия металлов с электролитами (в виде водных растворов, реже с

неводными электролитами, например с некоторыми органическими

электропроводными соединениями или безводными расплавами солей при

повышенных температурах).

Процессы электрохимической коррозии протекают по законам

электрохимической кинетики, когда общая реакция взаимодействия может быть

разделена на следующие, в значительной степени самостоятельные, электродные

процессы:

а) Анодный процесс - переход металла в раствор в виде ионов (в

водных растворах, обычно гидратированных) с оставлением эквивалентного

количества электронов в металле;

б) Катодный процесс - ассимиляция появившихся в металле избыточных

электронов деполяризаторами.

Различают коррозию с водородной, кислородной или окислительной

деполяризацией.

Типы коррозионных разрушений.

При равномерном распределении коррозионных разрушений по всей

поверхности металла коррозию называют равномерной.

Если же значительная часть поверхности металла свободна от

коррозии и последняя сосредоточена на отдельных участках, то ее называют

местной. Язвенная, точечная, щелевая, контактная, межкресталлическая

коррозия - наиболее часто встречающиеся в практике типы местной коррозии.

Коррозионное растрескивание возникает при одновременном воздействии на

металл агрессивной среды и механических напряжений. В металле появляются

трещины транскристаллитного характера, которые часто приводят к полному

разрушению изделий. Последние 2 вида коррозионного разрушения наиболее

опасны для конструкций, несущих механические нагрузки (мосты, тросы,

рессоры, оси, автоклавы, паровые котлы и т.д.)

Электрохимическая коррозия в различных средах.

Различают следующие типы электрохимической коррозии, имеющие

наиболее важное практическое значение:

1. Коррозия в электролитах. К этому типу относятся коррозия в

природных водах (морской и пресной), а также различные виды коррозии в

жидких средах. В зависимости от характера среды различают:

а) кислотную;

б) щелочную;

в) солевую;

г) морскую коррозию.

По условиям воздействия жидкой среды на металл этот тип коррозии

также характеризуется как коррозия при полном погружении, при неполном

погружении, при переменном погружении, имеющие свои характерные

особенности.

2. Почвенная (грунтовая, подземная) коррозия - воздействие на

металл грунта, который в коррозионном отношении должен рассматриваться как

своеобразный электролит. Характерной особенностью подземной

электрохимической коррозии является большое различие в скорости доставки

кислорода (основной деполяризатор) к поверхности подземных конструкций в

разных почвах (в десятки тысяч раз). Значительную роль при коррозии в почве

играет образование и функционирование макрокоррозионных пар вследствие

неравномерной аэрации отдельных участков конструкции, а также наличие в

земле блуждающих токов. В ряде случаев на скорость электрохимической

коррозии в подземных условиях оказывает существенное влияние также развитие

биологических процессов в почве.

3. Атмосферная коррозия - коррозия металлов в условиях атмосферы,

а также любого влажного газа; наблюдается под конденсационными видимыми

слоями влаги на поверхности металла (мокрая атмосферная коррозия) или под

тончайшими невидимыми адсорбционными слоями влаги (влажная атмосферная

коррозия). Особенностью атмосферной коррозии является сильная зависимость

ее скорости и механизма от толщины слоя влаги на поверхности металла или

степени увлажнения образовавшихся продуктов коррозии.

4. Коррозия в условиях механического воздействия. Этому типу

разрушения подвергаются многочисленные инженерные сооружения, работающие

как в жидких электролитах, так и в атмосферных и подземных условиях.

Наиболее типичными видами подобного разрушения являются:

а) Коррозионное растрескивание; при этом характерно образование

трещин, которые могут распространяться не только межкристаллитно, но также

и транскристально. Примером подобного разрушения является щелочная

хрупкость котлов, сезонное растрескивание латуней, а также растрескивание

некоторых конструкционных высокопрочных сплавов.

б) Коррозионная усталость, вызываемая воздействием коррозионной

среды и знакопеременных или пульсирующих механических напряжений. Этот вид

разрушения также характерен

образованием меж- и транскристаллитных трещин. Разрушения металлов от

коррозионной усталости встречаются при эксплуатации различных инженерных

конструкций (валов гребных винтов, рессор автомобилей, канатов, штанг

глубинных насосов, охлаждаемых валков прокатных станов и др.).

в) Коррозионная кавитация, являющаяся обычно следствием

энергичного механического воздействия коррозионной среды на поверхность

металла. Подобное коррозионно-механическое воздействие может приводить к

весьма сильным местным разрушениям металлических конструкций (например для

гребных винтов морских судов). Механизм разрушения от коррозионной

кавитации близок к разрушению от поверхностной коррозионной усталости.

г) Коррозионная эрозия, вызываемая механическим истирающим

воздействием другого твердого тела при наличии коррозионной среды или

непосредственным истирающим действием самой коррозионной среды. Это явление

иногда называют также коррозионным истиранием или фреттинг-коррозией.

Методы защиты

С целью повышения долговечности строительных конструкций, зданий,

сооружений проводятся работы в области улучшения противокоррозионной

защиты.

Широко применяются следующие основные методы защиты металлических

конструкций от коррозии:

1. Защитные покрытия;

2. Обработка коррозионной среды с целью снижения коррозионной

активности. Примерами такой обработки могут служить: нейтрализация или

обескислороживание коррозионных сред, а также применение различного рода

ингибиторов коррозии;

3. Электрохимическая защита металлов;

4. Разработа и производство новых металлических конструкционных

материалов повышенной коррозионной устойчивости путем устранения из металла

или сплава примесей, ускоряющих коррозионный процесс (устранение железа из

магниевых или алюминиевых сплавов, серы из железных сплавов и т.д.), или

введения в сплав новых компонентов, сильно повышающих коррозионную

устойчивость (например хрома в железо, марганца в магниевые сплавы, никеля

в железные сплавы, меди в никелевые сплавы и т.д.);

5. Переход в ряде конструкций от металлических к химически стойким

материалам (пластические высокополимерныме материалы, стекло, керамика и

др.);

6. Рациональное конструирование и эксплуатация металлических

сооружений и деталей (исключение неблагоприятных металлических контактов

или их изоляция, устранение щелей и зазоров в конструкции, устранение зон

застоя влаги, ударного действия струй и резких изменений скоростей потока в

конструкции и др.).

Техническая часть

Вопросам проектирования антикоррозионной защиты строительных

конструкций уделяют серьезное внимание как у нас в стране, так и за

рубежом. Западные фирмы при выборе проектных решений тщательно изучают

характер агрессивных воздействий, условия эксплуатации конструкций,

моральный срок службы зданий, сооружений и оборудования. При этом широко

используются рекомендации фирм, производящих материалы для антикоррозионной

защиты и располагающих лабораториями для исследования и обработки защитных

систем из выпускаемых ими материалов.

В России накоплен определенный опыт проведения натурных

обследований строительных конструкций промышленных зданий для определения

скорости коррозионных процессов и методов защиты. Усилены рыботы в области

повышения долговечности и улучшения противокоррозионной защиты строительных

зданий и сооружений. Работы проводятся комплексно, включая натурные

обследования, экспериментальные и производственные исследования и

теоретические разработки. При натурных обследованиях выявляются условия

работы конструкций, учитывающие особенности влияния на них нагрузок,

температурно-влажностных и климатических воздействий, агрессивных сред.

Актуальность решения проблемы противокоррозионной защиты диктуется

необходимостью сохранения природных ресурсов, защиты окружающей среды. Эта

проблема находит широкое отражение в печати. Издаются научные труды,

проспекты, каталоги, устраиваются международные выставки с целью обмена

опытом между развитыми странами Мира.

Таким образом необходимость исследования коррозионных процессов

является одной из наиболее важных проблем.

Скорость коррозии

Скорость коррозии металлов и металлических покрытий в атмосферных

условиях определяется комплексным воздействием ряда факторов: наличием на

поверхности фазовых и адсорбционных пленок влаги, загрязненностью воздуха

коррозионноагрессивными веществами, изменением температуры воздуха и

металла, образованием продуктов коррозии и др.

Оценка и расчет скорости коррозии должны основываться на учете

продолжительности и материальном коррозионном эффекте действия на металл

наиболее агрессивных факторов.

В зависимости от факторов, влияющих на скорость коррозии,

целесообразно следующее подразделение условий эксплуатации металлов,

подвергаемых атмосферной коррозии:

1. Закрытые помещения с внутренними источниками тепла и влаги (отапливаемые

помещения);

2. Закрытые помещения без внутренних источников тепла и влаги

(неотапливаемые помещения);

3. Открытая атмосфера.

Классификация агрессивных сред

По степени воздействия на металлы коррозионные среды целесообразно

разделить на неагрессивные, слабоагрессивные, среднеагрессивные и

сильноагрессивные.

Для определения степени агрессивности cреды при атмосферной

коррозии необходимо учитывать условия эксплуатации металлических

конструкций зданий и сооружений. Степень агрессивности среды по отношению к

конструкциям внутри отапливаемых и неотапливаемых зданий, зданий без стен и

постоянно аэрируемых зданий определяется возможностью конденсации влаги, а

также температурно-влажностным режимом и концентрацией газов и пыли внутри

здания. Степень агрессивности среды по отношению к конструкциям на открытом

воздухе, не защищенным от непосредственного попадания атмосферных осадков,

определяется климатической зоной и концентрацией газов и пыли в воздухе. С

учетом влияния метеорологических факторов и агрессивности газов разработана

классификация степени агрессивности сред по отношению к строительным

металлическим конструкциям, которые представлены в таблице 1.

Таким образом, защита металлических конструкций от коррозии

определяется агрессивностью условий их эксплуатациию. Наиболее надежными

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.