Инженерный проект строительства автомобильной дороги А-Б
которой приводиться (табл. 5)
Таблица 5
|Наименование показателей |Измеритель |Варианты |
| | |I |П |
|1 |2 |3 |4 |
|1. Общестроительные |
|1.1. Общий объем земляных работ|100м3 | | |
|1.2. Сметная стоимость |тыс, р | | |
|возведения земляного полотна | | | |
|1.3. Объем работ по | | | |
|искусственным сооружениям, в | | | |
|том числе: | | | |
|Количество труб |шт. | | |
|Общая длина труб |пог. м | | |
|Количество мостов |шт. | | |
|Общая длина мостов |пог.м | | |
|1.4. Затраты на устройство |тыс.р | | |
|искусственных сооружений | | | |
|1.5. Затраты на устройство |тыс.р | | |
|дорожной одежды | | | |
|1.6. Прочие затраты |тыс.р | | |
|1.7. Общая стоимость |тыс.р | | |
|строительства | | | |
|1.8. Средняя стоимость на 1 км |тыс.р | | |
|2. Технические и транспортно – эксплуатационные |
|2.1. Общая длина трассы |км | | |
|2.2.Коэффициент развития трассы|- | | |
|2.3. Средняя величина угла |рад | | |
|поворота | | | |
|2.4. Средний радиус закругления|М | | |
|2.5. Относительная длина трассы| | | |
| | | | |
|С продольным уклоном i(30%о | | | |
|С 30%о( iпред |- | | |
|C i = iпред |- | | |
| |- | | |
|2.6. Условный средний уклон | | | |
|В прямом направлении |%о | | |
|В обратном направлении |%о | | |
|2.7. Характеристика | | | |
|коэффициента аварийности | | | |
|удельный вес участков с Кав( 15| | | |
| |- | | |
|то же с Кав=15 – 25 |- | | |
|то же с Кав=25 |- | | |
|2.8. Среднее значение скорости |Км/ч | | |
|движения | | | |
|2.9. Среднее время пробега |ч | | |
|одного автомобиля | | | |
|3. Экономические |
|3.1. Годовые транспортно – |тыс. р | | |
|эксплуатационные расходы | | | |
|3.2. Потери от ДТП на расчетный|тыс. р | | |
|год Эав | | | |
|3.3. Суммарные приведенные |тыс. р | | |
|затраты | | | |
1.3. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ.
1.3.1. Правила нанесения проектной линии.
Проектную линию продольного профиля проектируют в виде плавной линии,
состоящей из прямолинейных участков и вертикальных кривых.
Этот процесс включает нанесение проектной линии и вычисление
проектных и рабочих отметок по методу Антонова [5]
Проектировать нужно с учетом обеспечения:
а) устойчивости земляного полотна и дорожной одежды в течение
круглого года;
б) наименьшей строительной стоимости дороги;
в) удобства и безопасности движения автомобилей с наименьшей
стоимостью перевозок.
Отметки проектной линии для вновь проектируемых дорог отнесены к
бровке земляного полотна проектируемой дороги.
Проектную линию наносят по обертывающей и по секущей линии.
Проектирование по обертывающей чаще всего применяется в равнинной и слабо
пересеченной местности и заключается в том, что проектную линию наносят,
следуя основным изгибам поверхности земли, с соблюдением рекомендуемых
рабочих отметок, радиусов вертикальных кривых и уклонов не выше максимально
– допустимых для дороги данной категории.
В условиях холмистого, сильнопересеченного рельефа проектная линия
наносится по секущей с примерным балансом земли для смежных участков
насыпей и выемок. Для обеспечения водоотвода проектную линию в выемке
наносят с уклоном не менее 5%о, проектирование горизонтальных участков в
выемках не допускается. При этом следует избегать мелких выемок большой
протяженности. Такие выемки обычно сырые и снегозаносимые. Нужно избегать
резких переходов профиля от одних уклонов к другим, а также применения
кривых медого радиусе между длинными прямыми и коротких прямых вставок
между смежными кривыми большого протяжения, применения кривых малых
радиусов в конце затяжных опусков.
1.3.2. Техника нанесения проектной линии по методу Антонова.
В настоящее время наибольшее распространение получил метод
проектирование проектной линии продольного профиля вертикальными кривыми,
сопрягающимися непосредственно друг с другом, или при помощи прямых
вставок. Этот метод разработан Н.А. Антоновым (метод Антонова) [5].
При проектировании проектной линии вертикальными кривыми (метод
Антонова) на точно вычерченный профиль местности накладывают прозрачные
шаблоны вертикальных кривых разных радиусов, выполненных в масштабе
продольного профиля (М гор – 1:5000, Мвер – 1:500), либо определяют главные
точки закругления расчетом.
По примеру шаблона (рис.1) нанесены штрихи с указанием уклонов в
тысячных к местам касания прямых. На шаблонах имеются также горизонтальные
и вертикальные линии для правильного их ориентирования при работе на
миллиметровой бумаге. Участки проектной линии в виде прямых удобно намечать
с помощью треугольника уклонов (рис. 2), лучи которого имеют различные
уклоны в % от 10 до 100.
Пользование шаблонами значительно облегчает проектирование проектной
линии, так как дает наглядную картину от вписывания того или другого
радиуса вертикальной кривой в каждом конкретном случае. Вертикальные прямые
имеют восходящие и нисходящие ветви (рис. 3). По восходящей ветви все
касательные имеют положительный уклон, а по нисходящей ветви –
отрицательный. В точке вертикальной кривой, где восходящая ветвь переходит
в нисходящую (на выпуклых кривых) или наоборот (на вогнутых), касательная
горизонтальна, и уклон ее равен нулю.
[pic]
Рис. 1. Образец шаблонов для проектирования вертикальных кривых
Нанесение прямолинейных участков и вписание вертикальных кривых по
шаблонам составляют первый этап проектирования проектной линии. На этом же
этапе определяют пикетажное положение и проектные отметки связующих точек.
Связующие точки – это точки, но которых имеются геометрические элементы
проектной линии: уклоны вертикальных кривых, нулевые точки, переходы
выпуклых кривых в вогнутые (или наоборот).
На втором этапе проектирования вычисляются отметки пикетов и всех
промежуточных точек в пределах вертикальной кривой (прил. 3). Для
вычисления проектных отметок в пределах вертикальных кривых пользуются
таблицами Н.М. Антонова [4], составленными по двум схемам (рис. 4).
В расчетной схеме №1 за начальную точку 0 принято начало вертикальной
кривой (слева по ходу), и все расстояния l и превышения h определяются по
отношению к этой точке. Этой схемой обычно пользуются при последовательном
проектировании слева направо.
[pic]
Рис. 2. Треугольник уклонов
[pic]
Рис.3. Виды вертикальных кривых:
а – выпуклых; б - вогнутых
[pic]
Рис.4. Расчетные схемы №1 и №2
В расчетной схеме №2 за начало принята вершина вертикальной кривой 0,
а все расстояния и превышения определяют по отношению к вершине
вертикальной кривой. Схема №2 удобна при проектировании в обе стороны от
контрольных (фиксированных) точек, например от мостов, путепроводов и пр.
1.3.3. Обоснование элементов проектной линии.
В пояснительной записке должно быть дано описание проектной линии по
следующей схеме:
1. Принятый метод проектирования по участкам трассы.
2. Проложение проектной линии относительно контрольных точек.
3. Обоснование принятых радиусов вертикальных кривых.
4. Обоснование проектируемых высоких насыпей и глубоких выемок.
5. Общая характеристика проектной линии по эксплутационным качествам,
предъявляемым к дороге.
6. Обеспеченность водоотвода в продольном профиле.
1.3.4. Оформление продольного профиля.
Продольный профиль должен быть вычерчен на миллиметровой бумаге
согласно [7]. Продольный профиль вычерчивается в два цвета (черный и
красный). Красным цветом оформляют все проектные решения: рабочие отметки,
проектную линию, вертикальные кривые и их элементы, проектируемые
искусственные сооружения, развернутый план трассы, проектные уклоны,
проектные отметки, длины прямых и кривых, километровые знаки, обозначения
КН и КК, тип поперечных профилей земляного полотна. Все остальные данные:
линию сетки, линию поверхности земли, грунтовый разрез – наносят черным
цветом.
Рабочие отметки надписываются с точностью до 1 см на расстоянии 0,5
см от проектной линии. На продольном профиле подсчитываются нулевые точки –
точки перехода насыпей в выемки (рис. 5).
hA XA hn
l = 100m
Рис. 5. Схема определения нулевых точек
Все надпрофельные надписи должны быть изображены в условных знаках
[7].
В продольном профиле необходимо указать тип укрепления водоотводных
каналов. Во избежание возникновения в канавах разрывающих скоростей
предусматривается укрепления дна и откосов при уклонах более 10% в легко
разрываемых грунтах – супесях и 25% в более связных грунтах – суглинках.
При уклонах от 10 до 30% применяют укрепление: засов трав, одерновку или
укрепленные грунты. При уклонах 30 – 50% - мощение камнем, более 50% -
перепады, быстротоки.
Основные результаты разработки проекта:
1. Протяженность выбранного варианта проектируемой дороги, км;
2. Сводная ведомость объемов работ;
3. Стоимость строительства дороги, тыс. руб.;
4. Стоимость строительства 1 км;
5. Срок окупаемости инвестиций, мг;
2. Подготовка контрактных материалов к торгам.
В условиях рыночной экономики строительство дороги осуществляется
тебедителем – подрядной организацией, которая выигрывает торги
(тендер). Конкурсному отбору предшествует подготовка заказчиком
контрактных материалов. В их состав входят:
- перечень ГОСТов, стандартов, нормативных и рекомендательных
документов, типовых проектов, привязанных к условиям данного
проекта;
- требования к качеству работ, материалам, оборудованию;
- ведомость основных видов работ и перечень основных сооружений;
- основные чертежи.
3. Материалы по отводу и рекультивации земель
Для оформления отвода земель, которые окажутся под дорожными
сооружениями, а также сосредоточенными грунтовыми резервами, отвода
земель во временное пользование и их последующей рекультивации
необходимо разработать следующие документы:
- линейный график постоянного и временного отвода земель; подсчет
потребных площадей земель;
- отвод земель под строительные площадки, временные технологические и
объездные дороги;
- разработка проекта рекультивации временно занимаемых земель;
- выявление зданий и сооружений, подлежащих сносу и переносу.
4. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
|Наименование сооружения |Единицы измерения |Расход |
| | |железобетона м8 |
|Круглая железобетонная труба | | |
|d = 1,0 |пог. м |0,42 |
|d = 1,5 |пог. м |0,84 |
|d = 2,0 |пог. м |1,38 |
|На 2 оголовка | | |
|d = 1,0 |комплект |9,6 |
|d = 1,5 |комплект |16,4 |
|d = 2,0 |комплект |24,0 |
|Малые железобетонные мосты при | | |
|высоте | | |
|до 3 м |пог. м |0,48 |
|при 3 – 6 м |пог. м |0,55 |
|6 м |пог. м |0,65 |
Приложение 2
|Учитываемые факторы |Значение |Учитываемые факторы |Значение |
|Дорожные условия в конце | |Горизонтальные кривые:|1,00 |
|спуска (i(30%о): | |600 м |0,96 |
|Последующий подъем |1,2 |500 м |0,92 |
|Горизонтальная кривая |0,80 |R ( 400 м |0,87 |
|Малый мост |0,85 |300 м |0,80 |
|Средний (большой) мост |0,70 |200 м |0,70 |
| | |100 м |0,60 |
| | |50 м | |
|Дорожные условия перед | |Пересеченные в одном | |
|подъемом (i ( 30%о): | |уровне |0,75 |
|Горизонтальные участки |1,1 |Населенные пункты |0,80 |
|Спуск |1,2 |Число полос движения | |
|Малый мост |0,9 |n=1 |0,5 |
| | |n=2 |1,0 |
| | |n=4 |1,2 |
|Ширина проезжей части | | | |
|(для i ( 20%o): | | | |
|при b=4,5 м |0,6 | | |
|b=6,0 м |0,7 | | |
|b=7-7,5 м |1,0 | | |
|b=14-15 м |1,2 | | |
|Ширина обочины: | | | |
|а=3,5 |0,8 | | |
|а ( 2,5 |0,8 | | |
Приложение 3
Свободные таблицы для проектирования вертикальных кривых (R, l, h указаны в
метрах)
|i, |R = 3000 |R = 4000 |R = 5000 |R = 6000 |R = 8000 |R = 10000 |
%o |l |h |l |h |l |h |l |h |l |h |l |h | |66 |198 |6,54 |264 |8,70 |330
|10,89 |396 |13,06 |528 |17,42 |660 | | |67 |201 |6,73 |268 |8,98 |335
|11,22 |402 |13,47 |536 |17,96 |670 | | |68 |204 |6,94 |272 |9,25 |340
|11,56 |408 |13,87 |544 |18,50 |680 |23,12 | |69 |207 |7,15 |276 |9,52 |345
|11,90 |414 |14,28 |552 |19,04 |690 |23,80 | |70 |210 |7,35 |280 |9,80 |350
|12,25 |420 |14,70 |560 |19,60 |700 |24,50 | |71 |213 |7,56 |284 |10,08
|355 |12,60 |426 |15,12 |568 |20,16 |710 |25,20 | |72 |216 |7,78 |288
|10,37 |360 |12,96 |432 |15,55 |576 |20,74 |720 |25,92 | |73 |219 |7,99
|292 |10,66 |365 |13,32 |438 |15,98 |584 |21,32 |730 |26,64 | |74 |222
|8,20 |296 |10,95 |370 |13,69 |444 |16,42 |592 |21,90 |740 |27,38 | |75
|225 |8,44 |300 |11,25 |375 |14,04 |450 |16,88 |600 |22,50 |750 |28,12 |
|76 |228 |8,66 |304 |11,55 |380 |14,44 |456 |17,33 |608 |23,10 |760 |28,88
| |77 |231 |8,89 |308 |11,86 |385 |14,82 |462 |17,79 |616 |23,72 |770
|29,64 | |78 |234 |9,13 |312 |12,16 |390 |15,21 |468 |18,25 |624 |24,32
|780 |30,43 | |79 |237 |9,36 |316 |12,48 |395 |15,60 |474 |18,72 |632
|24,96 |790 |31,20 | |80 |240 |9,60 |320 |12,80 |400 |16,00 |480 |19,20
|640 |25,60 |800 |32,00 | |81 |243 |9,84 |324 |13,13 |405 |16,40 |486
|19,68 |648 |26,24 |810 |32,80 | |82 |246 |10,09 |328 |13,45 |410 |16,81
|492 |20,17 |656 |26,90 |820 |33,62 | |83 |249 |10,33 |332 |13,77 |415
|17,22 |498 |20,66 |664 |27,56 |830 |34,44 | |84 |252 |10,58 |336 |14,12
|420 |17,64 |504 |21,17 |672 |28,22 |840 |35,28 | |85 |255 |10,83 |340
|14,45 |425 |18,06 |510 |21,67 |680 |28,90 |850 |36,12 | |86 |258 |11,09
|344 |14,79 |430 |18,49 |516 |22,18 |688 |29,58 |860 |36,98 | |87 |261
|11,35 |348 |15,24 |435 |18,92 |522 |22,71 |696 |30,38 |870 |37,84 | |88
|264 |11,62 |352 |15,49 |440 |19,36 |528 |23,23 |704 |30,98 |880 |38,72 |
|89 |267 |11,88 |356 |15,84 |445 |19,80 |534 |23,76 |712 |31,68 |890 |39,60
| |90 |270 |12,15 |360 |16,20 |450 |20,25 |540 |24,30 |720 |32,40 |900
|40,50 | |91 |273 |12,42 |364 |16,56 |455 |20,70 |546 |24,84 |728 |33,12
|910 |41,40 | |92 |276 |12,70 |368 |16,93 |460 |21,16 |552 |25,39 |736
|33,86 |920 |42,32 | |93 |279 |12,97 |372 |17,30 |465 |21,62 |558 |25,94
|744 |34,60 |930 |43,24 | |94 |283 |13,55 |376 |17,67 |470 |22,09 |564
|26,50 |752 |35,34 |940 |44,18 | |95 |285 |13,53 |380 |18,05 |475 |22,56
|570 |27,08 |760 |36,10 |950 |45,12 | |96 |288 |13,82 |384 |18,43 |480
|23,04 |576 |27,65 |768 |36,86 |960 |46,07 | |97 |291 |14,11 |388 |18,82
|485 |23,53 |582 |28,23 |776 |37,64 |970 |47,04 | |98 |294 |14,41 |392
|19,21 |490 |24,01 |588 |28,81 |784 |38,42 |980 |48,02 | |99 |297 |14,70
|396 |19,60 |496 |24,50 |594 |29,40 |792 |39,20 |990 |49,00 | |100 |300
|15,00 |400 |20,00 |500 |25,00 |600 |30,00 |800 |40,00 |1000 |50,00 | |
Литература.
1. СН 202 – 81. Инструкция о составе, порядке разработки, согласовании и
утверждении проектно – сметной документации на строительство зданий и
сооружений. М.: Стройиздат, 1983. 73 с.
2. ВСН 21 – 83. Указания по определению экономической эффективности
капитальных вложений в строительство и реконструкцию автомобильных дорог
Минавтодор РСФСР. М.: Транспорт, 1985.
3. Справочник инженера – дорожника: Проектирование автомобильных дорог. М.:
Транспорт, 1989.
4. Лобанов Е.М., Сильянов В.В. и др. Пропускная способность автомобильных
дорог. М., 1970.
5. Антонов Н.М. и др. Проектирование и разбивка вертикальных кривых на
автомобильных дорогах (описание и таблицы). М.: Транспорт, 1968. 200 с.
6. Митин Н.А. Таблицы для разбивки горизонтальных и вертикальных кривых
автомобильных дорог. М.: Недра, 1978. 468 с.
7. ГОСТ – 21.511 – 83. Система проектной документации для строительства:
Автомобильные дороги. Земляное полотно и дорожная одежда. Рабочие
чертежи. М., 1984. 26 с.
8. СНиП 2.05.02 – 85 автомобильные дороги. М.: Транспорт, 1985.
-----------------------
00’0
P = 5000
Лекало для графического
проектирования продольного профиля
М
sept : 1:500
for : 1:5000
30
50
40
30
70
10
60
10
0
30
40
100
20
80
100
80
0
40
40
20
1 2 3 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
19 20 21
10
20
30
40
50
60
70
80
90
100
Лучи - уклоны
б)
а)
i = 0
i = 0
Восходящая
ветвь
Исходящая
ветвь
левая
часть
правая
часть
правая
часть
левая
часть
Исходящая
ветвь
Восходящая
ветвь
[pic]
l
l
O
h
0
l[pic]
h
ln
h2
Н1
№2
№1
Страницы: 1, 2
|