Автоматизированное проектирование станочной оснастки
является себесто-имость его эксплуатации, которую можно выразить
упрощённой формулой:
А 1 q
C = — • - + ——— (2.3)
n i 100
где А – стоимость приспособления в руб;
n – годовая программа производства деталей в шт;
i – срок службы приспособления в годах;
q – процент расходов на ремонт приспособления и
уход за ним.
Как видно из формулы, при малой производственной программе использование
дорогостоящих специальных приспособлений может оказаться нецелесообразным.
В таких случаях следует применять высокопроизводи-тельные универсальные
приспособления, а также приспособления, собираемые из готовых взаимозаме-
няемых деталей. Время демонтажа и сборки их настолько мало, что
приспособлений, используемых для первых операций, могут участвовать в
приспо-соблениях, применяемых для последующих операций.
Снижение расходов на ремонт и уход за приспособ-лениями достигается путём
высококачественного выполнения самого приспособления, повышенной изно-
состойкости установочных и направляющих элементов, удешевления ремонта и
т. д.
В самолётотроении,в отличие от остальных отраслей машиностроения, большую
долю расчётов при проектировании станочных приспособлении занимают расчёты
специальных приспособлений. Особенностью проектирования таких
приспособлений является то, что кроме необходимости учитывать конкретные
производственные условия и применительно к ним решать задачи о точности и
производительности приспособления (требования: точность приспособления
должна обеспечивать заданную
точность обработки деталей; производительность приспособления должна
обеспечивать наибольшую производительность труда ), необоходимо также
учитывать, что на данное проектирование отводиться сравнительно малое
время, так как издержки проектирования падают на конструкцию,
изготовляемую в одном или нескольких экземплярах.
Следствием этого является значительно меньшее, чем при разработке
серийных конструкций, обоснование расчётами (прочность, жёсткость, износ,
экономичность) принимаемых конструктивных решений. Также, при разработке
чертежей ориентиру-ются на широкое применение в процессе изготовления
приспособления различных методов пригонки деталей и узлов.
4. Оформление результатов .
В общем случае поток документов при проектирова-нии оснастки можно
разделить на 5 частей:
1) Заказ оснастки.
2) Ведомость заказов.
3) Сборочный чертёж, рабочие чертежи.
4) Деталировка.
5) Спецификации.
2.2. АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ .
Между парарметрами оснащаемой детали и формиру-емой технологической
оснасткой существует инфор-мационно-функциональная взаимосвязь. Аналогичные
взаимосвязи существуют также между технологичес-кими решениями по
производству детали и информа-ционными моделями этой детали. Всё это
создаёт предпосылки для комплексной автоматизации: деталь– технологический
процесс изготовления детали – проектирование и изготовление технологической
оснастки – изготовление детали. В связи с этим при автоматизации
проектирования приспособлений и был определён метод построения
технологичекого оснащения на базе информационной модели, получившей
название синтеза конструкций.
В основу этого метода положены следующие принципы:
1. Информация, описывающая конструкцию приспособления, является
результатом переработки сведений об оснащаемой детали и технологических
операциях её изготовления.
2. Для конструкции любого приспособления существует возможность её
декомпозиции на определённое число составляющих – конструктивных элементов.
3. Конструкция всякого приспособления может быть синтезирована из
определённого числа конструктивных элементов.
4. Конструктивные элементы отличаются свойствами и характеристиками,
которые можно представлять в ЭВМ.
5. Между элементами в конструкции существуют некоторое количество
моделированных отклонений, общих для всех приспособлений.
6. В каждом конструктивном элементе как разновидности твёрдого тела можно
зафиксировать его положение для определения значений позиционных отношений
между элементами.
2.2.1. Порядок проектирования.
В компьютер вводиться описание обрабатываемой детали и оснащаемой
станочной операции, на основе чего автоматически строится цифровое
информацион-ное описание проектируемого приспособления в виде
соответствующих цифровых массивов. Управление передаётся блоку составления
спецификаций, результаты работы которого выдаются на печатающее устройство
в форме документа, определённого стандартами ЕСКД.
Затем выполняются работы по формированию прог-рамм вычерчивания при
получении сборочного и деталировочного чертежей конструкции.
Процесс завершается технологической подготовкой производства
приспособления и составлением программ для станков с ЧПУ.
Более подробно методология автоматизированного проектирования
рассматривается в следующем разделе.
2.3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СИСТЕМ АВТОМАТИЗИРОВАН-НОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТЕХНОЛО-
ГИЧЕСКОЙ ОСНАСТКИ.
Своевременное оснащение технологических процессов изготовления ЛА
необходимыми приспособлениями представляет важнейшую задачу подготовки
производства. Поэтому вопросы совершенствования процессов проектирования и
изготовления технологической оснастки на базе использования математических
методов, вычисли-тельной техники и прграммно-управляемого оборудо-вания
преобрели первостепенное значение. Появле-ние идеи создания систем
автоматизации комплексно решает задачи синтеза конструкций, их документи-
рования, технологической подготовки производства и обеспечения процессов их
изготовления на оборудовании с ЧПУ.
Современной системе проектирования и изготов-ления целесообразно
выполнение следующих функций:
1.Анализ оснащаемого объекта, его изготовления, моделирование этого
объекта и процесса изготовле-ния.
2.Синтез конструкций из конструктвных элементов с выполнением точностного,
геометрического и силового анализов, оптимизацией по соответсвующим
критериям полного информационного описания синтезируемой конструкции.
3. Отображение пространственного описания конструкций на плоскости
проекций (построение графика сборочного чертежа).
4. Поэлементный анализ конструкции с отображени-ем описаний оригинальных
деталей на плоскости проекций, получением деталировочных чертежей и
сопоставлением спецификаций.
5. Технологический анализ конструкции, решение технологических задач и
получение управляющей ин-формации для изготовления на оборудовании с ЧПУ.
6. Технико-эконмическая оценка конструкции и определение её качественных
показателей.
7. Разработка необходимой технологической и технико-экономической
документации.
Укрупнённая схема системы проектирования и изготовления технологической
оснастки показана на рис.2.
Информация об оснащаемой детали и схеме её обработки создаётся (в случае
отсутсвия её в базе данных) также средствами системы. Это сведения о
размерах, геометрии, физических характеристиках, точности оснащаемой
детали и отдельных её поверх-ностях, данные о схеме базирования,
закрепления, об обрабатываемых элементах, информация об оснащаемом
оборудовании, требуемой производитель-ности обработки, количестве
одновременно устанав-ливаемых заготовок, режимах и усилиях резания.
Каждая из перечисленных функций с решением задач различного уровня и
степени сложности.
После анализа и приведения исходной информации к каноническому виду
начинается реализация комплек-са программ синтеза конструкций, в
результате чего генерируется информационное описание конструкции
приспособления. Далее составляется спецификация, формируется сборочный и
рабочие чертежи деталей конструкции.
|Информаци-онн|
|ое |
|обес-печение |
|Конструк-тивн|
|ые элементы |
|Типовые |
|изображения |
|Каталог |
|сведений об |
|оснащаемом |
|оборудова-нии|
|Нормативно-сп|
|равочные |
|материалы |
|Сведения об |
|условиях |
|производ-ства|
|приспособ-лен|
|ий |
|Конструкции-а|
|налоги |
Рис. 2.
Прцесс завершается работой подсистемы технологи-ческого проеутрирования и
пдготовкой программ для станков с ЧПУ, формируются сведения для АСУП.
Выполнение функций САПР включает в себя поиск типовых изображений для
графического моделирова-ния конструктивных элементов приспособлений,
компоновку сборочного чертежа из типовых изобра-жений и формирование его
описания, определение сборочного чертежа и его масштаба, распознавание
видимости линий на чертеже из условий видимости и принятого
масштаба,идентификацию структурных единиц конструкции на чертеже.
Посделовательность работ при решении задач синтеза конструкций
приспособлений следующая:
Сначала создаётся общая компоновка конструкции. Решение этой глобальной
задачи связано с анализом информации об оснащаемой детали в целом и далее
локальные задачи, связанные с отдельными поверх-ностями детали.
Для их решения рассматриваются и моделируются локальные проектные
ситуации, которые могут возникать в связи с одной какой-либо поверхностью
детали.Локальную проектную ситуацию характеризуют форма, размеры,
технологическое назначение поверхности обрабатываемой детали, конфигурация,
количество и пространственное расположение функ-циональных элементов
приспособления, контакти-рующих с данной поверхностью.
Примером глобальной задачи является синтез корпуса приспособления на
основе данных об осна-щаемой детали и конструктивных элементах, которые он
объединяет в единую жёсткую систему. Локальной задачей могут быть
определение количетсва и рас-становка пластинчатых опор под базовой плос-
костью, ограниченной контуром.
Процесс синтеза – это накопление информации, отображающее изменения
пространственного образа конструкции во времени. То есть это многоэтапный
процесс, который начинается в момент завершения формирования модели
обрабатываемой детали, а за-канчивается формированием полного описания
требу-емой конструкции приспособлений. Этапы синтеза – это части процесса,
соответсвующие построению определённых групп элементов приспособлений уста-
новочных, направляющих, зажимных, фиксаций и т.д.
Для большинства этапов процесс синтеза протекает в три стадии. Например,
при синтезе установочных элементов на первой стадии из описания обрабаты-
ваемой детали выделяется для анализа информация, характеризующая схему
базирования этой детали.
На второй стадии происходит выбор схемы установ-
ки, которая представляет собой перечень наиме-нований классов установочных
элементов, реализующих выбранную схему (установка на цилин-дрический палец
и штыри, установка с помощью двух призм и пластинчатых опор и т.д.)
На третьей стадии осуществляется воплощение выбранной схемы установки в
виде конструктивно завершённой функциональной группы установочных элементов
приспособления.
Аналогичные стадии проводятся также на этапах синтеза функциональных групп
зажимных, направля-ющих, делительных корпусных и других элементов.
Важным вопросом является получение рациональной конструкции. Трудности
решения задач оптимизации заключаются в их многокритериальности и многопа-
раметричности. Рациональные решения могут быть получены только на отдельных
стадиях проектиро-вания,например, на стадии выбора схемы установки.
Конструкция должна быть работоспособной, пригод-ной для обработки
оснащаемой детали и обеспечива-ющей требуемые параметры точности.
Пригодность конструкции определяется рядом технических, тех-нологических,
эстетических, экономических и других показателей (точности, жёсткости, дис-
баланса, быстродействия, простоты и технологич-ности, удобства и
безопасности, эстетичности внешнего вида и др.)
Последовательность процессов синтеза приспособ-лений строится на аналогии
с практикой традици-онного конструирования. Например, для сверильных
приспособлений процесс синтеза конструкций сводиться к выполнению
последовательно решаемых задач, как определение типа кондукторных втулок,
нахождение толщины кундукторной плиты, определе-ние габаритов поля,
занятого кондукторными втулками, нахождение высот кондукторных втулок,
распознование установочно-зажимной схемы приспо-соблений, проектирование
установочных элементов и элементов зажима.
Завершающими этапами являются синтез несущих специальных конструктивных
элементов типа кондук-торных плит и корпусов, а также проектирование
вспомогатльных и нижних (подкладных) плит.
Все работы, проводимые при синтезе конструкции приспособлений можно
разбить на две группы. К первой относятся работы по компоновке конструк-
ций, ко второй – проектирование специальных конструктивных эелементов.
При формализации процессов компоновки конструк-ций из конструктивных
элементов решаются следующие задачи:
1. Выбор определённых значений из базы по задан-ным условиям.
2. Геометрического анализа.
3. Непосредственного проектирования: определения количества и положения
функциональных кон-структивных элементов, выделении параметров, от
которых зависит возможность использования элементов по ГОСТ (СТП),
проверка возможности применения ГОСТ (СТП).
4. Расчётного типа.
5. Построения результирующих данных по заданным требованиям.
К основным задачам проектирования специальных элементов можно отнести
следующие:
1. Выбор типа элементов.
2. Расчёт конструктивных размеров.
3. Определение материала для изготовления.
4. Синтез формы конструктивных элементов.
Известно, что в базу конструктивных элементов включается отличные по форме
конструктивные элементы, которые нецелесообразно членить на составляющие. В
ряде случаев трудно предусмотреть необходимую форму специального элемента;
она окончательно вырисовывается в процессе проектиро-вания приспособления.
Поэтому в базу конструктив-ных элементов включаются также и элементы формы,
с помощью которых в процессе синтеза дорабатыва-ются базовые конструктивные
элементы.
Система предусматривает хорошо организованную базу данных, состоящую
прежде всего из конструк-
тивных элементов.
Конструктивные элементы – это объекты со своими свойствами (форма,
структура, функции, материал, и др.), колиественными праметрами (размеры,
вес, допуски, состав, и др.). То есть это часть конструкции, обладающая
информационной самостоя-тельностью.
В принципе, каждый конструктивный элемент обладает неисчерпаемой
информацией. Поэтому отбор и классификация информации о конструктивном
элементе должны осуществлятьтся с учётом необхо-димости и
достаточности.Информация о конструктив- ном элементе, по смыслу
содержащихся в ней сведе-ний можно разделить на метрическую (размерные ха-
рактеристики), технологическую (материал, термо- обработка, точность,
шероховатость), спецификаци- онную (наименования, обозначения), графическую
(изображение конструктивных элементов на черте-жах, экране и т.д.). К
конструктивным элементам относятся стандартные детали с постоянной
геометрической формой.
3. Основные характеристики некоторых существующих CAD/CAM систем .
Одной из основных задач, вставшей с появлением ЭВМ и оборудования с ЧПУ
является сокращение времени подготовки управляющей информации и уменьшение
вероятности ошибок.
Впервые задача автоматизированного программиро-вания для изготовления
деталей на станках с ЧПУ была поставлена и решена Ассоциацией авиакосми-
ческой промышленности США в сотрудничестве с Мас-сачусетским
технологическим институтом в 1959-1961 гг. Был разработан специальный
проблемно – ориентированный язык программирования АРТ (Auto-matic
Programming Tools) и основанная на нём система программного обеспечения.
Эта система рассчитана на применение достаточно мощной для того времени ЭВМ
(IBM 360/370) и охватывает
практически все возможные операции от 2-х до многокоординатной обработки.
По опыту использо-вания этой системы в производстве получено снижение
трудоёмкости программирования практичес-ки в 10 раз. На базе этой системы,
а также по аналогии стали появляться во всех во всех странах бесконечное
количество различного рода систем. Достаточно назвать некоторые из них: АРТ-
1,АРТ-2, АРТ-3, и т.д.; ЕХАРТ-1,2,3; ADAPT, AUTOPRESS, CLAM, COCOMAT и т.д.
Многие из них используются до сих пор с некоторыми доработками, с учётом
развития вычислительной техники и адаптации этих систем к современным
ЭВМ.Система АП, как правило, состоит из языка описания геометрии детали, её
технологии, предпроцессора, процессора и постпроцессора.
Но разработки всё новых и новых систем автомати-зированного проектирования
не прекратились. Современные САПР можно условно разделить на «лёгкие» и
«тяжёлые».Их различают по объёму возможностей, а значит,и по требованиям к
ЭВМ, на
котором предполагается их использование.Раличия могут выражаться в
особенностях возможностей 2D (плоского) и 3D (объёмного) проектирования,
наличия возможности твёрдотельного моделирования, возможности вывода
полученных данных на печать, станок с ЧПУ и т.п.
Рассмотрим некоторые из CAD систем.
Успех AutoCAD.
AutoCAD – безусловно, самая широко известная, занимающее одно из ведущих
мест в среде CAD/CAM система.
Компания Autodesk, которой мы обязаны этой разработкой, была основана в
апреле 1982 года группой из 15 программистов. А уже осенью того же года на
проходившей в Лас-Вегасе выставке Comdex компания объявила о создании новой
программы, получившей название AutoCAD . Новый продукт начал продаваться
на рынке в начале 1983 года, и с того момента фактически стал одним из
стандар-тов в области автоматизированного проектирования.
Успех системы AutoCAD в России,по-видимому,можно объяснить отчасти тем,
что она предоставила инструментарий САПР пользователям ПК. Прежде лю-бое
упоминание об автоматизированном проектирова-нии обычно связывалось с более
мощными платформа-ми, к примеру VAX-станциями производства Digital.
Естественно, AutoCAD была относительно недорогой системой, хотя её
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|