Целеполагание в системе мотивации
высока, то, вероятнее всего, атрибуции будут связаны с внешними или
ситуационно обусловленными причинами окружающей среды. Внешние атрибуции
могут быть, например, такими: поставлена слишком трудная задача; давление
со стороны домашних или коллег по работе мешает выполнению задания. Если
степень согласованности низкая, степень постоянства высокая, а степень
отличия низкая, тогда, возможно, атрибуции будут связаны с внутренними или
личными причинами Начальник, устанавливающий внутренние атрибуции, может
сделать вывод, что у подчиненного просто недостает способностей, ибо он не
прикладывает достаточно усилий, либо недостаточно мотивирован
для хорошей работы.1
Различные аспекты теории атрибуции показывают сложность поведения
человека, и осознание данного факта должно стать частью науки, которая
пытается объяснить и понять организационное поведение. Несмотря на всю ее
сложность и в отличие от некоторых предшествующих, рассмотренных выше
теорий, использующих когнитивные подходы к мотивации, и у теории атрибуции
действительно имеется много шансов найти применение в практической
деятельности.
Итак, в данной главе были рассмотрены два основных подхода к процессу
мотивации трудовой деятельности: содержательный и процессуальный. Каждая
теория пытается учесть основные факторы, способствующие объяснению
мотивации в условиях трудового процесса. Но так, как по определению
мотивация это «система различных способов воздействия на персонал для
достижения намеченных целей как работника, так и предприятия»1, необходимо
более детально рассмотреть и проанализировать сам мотивационный процесс, а
в частности, процесс постановки целей для достижения эффективного
управления персоналом.
1.3. Особенности новой мотивации, основанной на идентификации целей
работника с целями организации
Существует достаточно много вариантов типологий мотивации к труду.
Эйдельман Я.Л. и Лапыгин Ю.Н. на основании эмпирических исследований,
проведенных в 1991 году во Владимирской области, сгруппировали различные
мотивы трудовой деятельности в 5 типов мотивации:
Инструментальный – ориентация на труд как средство достижения определенных
материальных благ, лежащих вне сферы труда;
Комфортно-ориентированный – ориентация на относительно комфортные условия
труда;
Коллективистский - ориентация на положительный эффект общения с другими
членами коллектива и руководителями;
Достьижительный - ориентация на повышение статуса, квалификации, на
признание в коллективе, продвижение в должности и т.д.
Интеллектуальный - ориентация на сложную, интересную работу, позволдяющую
раскрыть свои способности1.
Исследования, проведенные до начала экономической реформы (перехода к
рыночной экономике0, показали, что в 70-х годах достижительная мотивация
носила определяющее значение для всех показателей трудовой деятельности,
поти во всех случаях опережая инструментальную.
Такой тип мотивации включает в себя не только стремление к признанию
окружающих через достижения в труде, но и стремление к самовыражению через
труд, стремление к росту квалификации, к повышению статуса в иерархической
структуре.
Интеллектуальная мотивация несколько уступала по силе воздействия на
результаты труда достижительной и инструментальной мотивации, если оценка
производилась в среднем для всего персонала изучаемого предприятия. Однако
в группе специалистов этот тип мотивации был наиболее сильным, особенно в
научных организациях.
В начале 80-х гг. произошел резкий перелом массового сознания, выразившийся
в том, что идеологические клише, пропагандирующие трудовую инициативу,
ответственность каждого работника и уважение к лучшим работникам, были
побеждены реальностью и перестали восприниматься. Достижительная и
инструментальная мотивация не потеряли в силе воздействия на производство,
но численность работников с такими типами мотивации сократилось.
Результатом этого стало снижение трудовой активности.
Понадобилась реформа не в организации труда и заработной платы, а отношений
собственности.
Появление кооперативов в 1987-1990 гг. показало, что помимо материальной
заинтересованности огромную роль в эффективной деятельности играли
относительная независимость и самостоятельность, более высокая, по
сравнению с работниками государственных предприятий, возможность
самореализации. К сожалению, после начала широкой реформы отношений
собственности о наличии достижительной и инструментальной мотивации вообще
забыли, полагаясь только на инструментальную. А поскольку использовать её
также не представилось возможным, связь между доходом и трудом большинства
работников прекратилась. Последствия этого, видимо, скажутся, - пишет
Эйдельман Я.Л. и Лапыгин Ю.Н., - весьма остро после того как пик
экономического спада пройдет и темпы последующего роста будут связаны с
силой мотивации к труду1.
Таким образом, существует насущная потребность в мотивировании работников
новыми методами. Поиск такого рода технологий, органичных для условий
российской действительности, не дает покоя исследователям.
Одной из таких методик является концепция целеполагания применительно к
системе мотивации.
Теория постановки целей была разработана в 70-х гг. XX века рядом
западных исследователей, однако её основателем по праву считают Эдвина
Локка. В России же она стала актуальной сравнительно недавно.
Особенностью нового типа мотивации труда, который формируется при
применении данной технологии, является интерес работника к целям и миссии
организации . Работник планирует свои действия в организации , исходя из её
целей. Иными словами, идентифицирует цели организации со своими целями.
Формирование такого типа мотивации осуществляется при помощи следующих
методов:
1. Приобщение работников к собственности организации.
2. Партисипативный менеджмент.
1. Исследования Эйдельмана Я.Л. и Лапыгина Ю.Н. свидетельствуют, что
предпочтения коллективной и государственной собственности связаны с
наиболее слабыми типами мотивации, такие работники обладают наименьшей
трудовой активностью. Наибольшей же активностью обладают работники,
предпочитающие коллективно-долевую и открытую акционерную формы, в этих
группах исключительно сильно выражена достижительная мотивация в форме
ориентации на возможность проявления трудовой инициативы, а ориентация на
уравнительный принцип оплаты труда практически не наблюдается.
Коллективную и государственную собственность поддерживают работники с
самым низким трудовым потенциалом – это представители старших возрастов
с низким уровнем образования и квалификации.
Среди более молодых, образованных и квалифицированных работников
гораздо сильнее выражены предпочтения коллективно-долевой, открытой
акционерной и индивидуальной частной форм собственности.2
Иными словами, приобщение работников к собственности организации путем
приватизации организаций, распределения акций среди сотрудников
организации оказывает положительное влияние на мотивацию персонала.
2. Партисипативный менеджмент – это деятельность по вовлечению работников
в управленческий процесс, принятие управленческих решений.
Партисипативные стратегии служат целям привлечения персонала в
результате необходимости или выбора к одному или нескольким видам
деятельности из числа следующих:
Анализ проблем 1. Анализ вопросов
2. Отбор проблем/возможностей
3.Определение проблем/возможностей
4.Анализ проблем/возможностей
5.Выявление альтернатив
6. Анализ альтернатив
7.Проектирование
Решение Анализ решений 8.Анализ решений
проблем 9. Принятие решений
10. Анализ внедрения
11.Внедрение
12.Оценка
Анализ внедрения
Вовлечение или участие работников должно:
1) затрагивать 2надлежащих» работников на «надлежащих» работах;
2) внушать понимание необходимости перемен;
3) обеспечивать самосознание и саморуководство со стороны работников и
групп в области перемен;
4) обеспечивать совместимость целей индивида, группы и организации;
5) обеспечивать более действенное, быстрое и в целом более гладкое
внедрение;
6) внушать приверженность делу;
7) улучшать трудовые установки;
8) приводить к возможно более высокой производительности и общей
результативности.
Результатами использования партисипативных методов при правильном их
применении, как правило, являются:
1) рост зрелости работников (их способность и готовность к труду);
2) делегирование полномочий и децентрализация ответственности;
3) повышение действенности реализуемых решений;
4) лучшее понимание решений и проблем их реализации;
5) создание механизмаов для роста сотрудников и руководителей низового
звена;
6) улучшение коммуникаций и сотрудничества.
7) Когда «надлежащая» задача или проблема поставлена перед «надлежащей»
группой или индивидами и использован «надлежащий» групповой процесс,
результаты бывают исключительными и служат колоссальным источником роста
производительности.1
Эти два метода способствуют приобщению работника к деятельности организации
и дают ему возможность влиять на эту деятельность. Таким образом, возникают
отношения социального партнерства между работником и руководством
организации, что приводит к появлению заинтересованности в достижении целей
организации, а впоследствии – к восприятию этих целей и их идентификации с
собственными целями.
II. Теоретические основания целеполагания
С 1968 г., когда Эдвин Локк представил свою работу, которая сейчас
считается классической (Edwin A. Locke, “Toward a Theory of Task Motivation
and Incentives”, Organizational Behavior and human Performance, May 1968),
наблюдался существенный и увеличивающийся интерес к процессу целеполагания
применительно к организационным проблемам. Локк предположил, что постановка
целей — это познавательный процесс, имеющий практическую полезность.
Индивидуальные сознательные цели и намерения, считал Локк, — первые
детерминанты поведения. Таким образом, «одна из обычно отмечаемых
характеристик намеренного поведения — стремление сохранить его до тех пор,
пока цель не будет полностью достигнута». Когда человек начинает что-нибудь
(например, работу, новый проект), он продолжает заниматься этим до тех пор,
пока цель не будет достигнута. Намерение играет большую роль в теории
постановки целей. Кроме того, теория делает специальный акцент на важности
сознательных целей в объяснении мотивированного поведения. Локк употребил
понятия намерений и сознательных целей, чтобы предложить и исследовать
тезис о том, что более серьезные сознательные цели приводят к более высоким
уровням производительности, если эти цели восприняты личностью.
Целеполагание служит примером того, как в сфере организационного
поведения происходит переход от четких теоретических оснований к глубоким
исследованиям, а от них — к практическому применению наиболее эффективных
управленческих решений. Целеполагание прошло значительный путь
теоретического развития и было связано главным образом с работой Эдвина
Локка и его коллег, в которой использовался когнитивный подход. Для
проверки теоретических оснований различных аспектов целеполагания были
проведены многочисленные исследования, как в лабораторных, так и в полевых
условиях. В конечном итоге целеполагание стало эффективным инструментом в
практике управления человеческими ресурсами и в целостном подходе к
функционированию системы.
2.1. Исследовательские разработки в сфере целеполагания
Работу Локка 1968 г. обычно рассматривают как основополагающую в
теории целеполагания. В ней он признал значительный вклад Райана, который
привлек внимание к роли намерений в человеческом поведении, и высказал
предположение, что теория целеполагания по существу восходит к научному
менеджменту начала века. Он отдал должное его первому представителю
Фредерику Тейлору, как «отцу теории мотивации работников», и утверждал, что
использование Тейлором «заданий предвосхитило современное Целеполагание».
Хотя Локк считал, что теории ожидания в трудовой мотивации изначально
игнорировали Целеполагание и являлись не более чем «когнитивным
гедонизмом», его теоретическая формулировка целеполагания весьма близка к
их идеям. Он в принципе признавал целенаправленность поведения, которая
следовала из когнитивной теории Толмена, а также значимость ценностей, или
валентностей, и последствий. Таким образом, как и в теориях ожидания,
ценности и оценка ценностей, которые Локк определял как нечто, что индивид
стремится получить и/или удержать, являются важными когнитивными
детерминантами поведения. Далее он утверждал, что индивидуум воспринимает
эти ценности посредством эмоций или желания. Помимо ценностей важную роль в
качестве когнитивных детерминантов поведения играют стремления, или цели. В
этом пункте, несомненно, теория целеполагания Локка выходит за рамки теорий
ожидания. Он понимал, что люди стремятся достичь цели для удовлетворения
своих эмоций или желаний. Цели придают направленный характер человеческому
поведению и ориентируют мысли и действия человека на достижение
определенного результата. В дальнейшем индивидуум реагирует и действует в
соответствии с этими намерениями или целями, даже если они не достигаются.
Результатом реакций являются последствия, обратная связь или подкрепление.
Из анализа материалов по целеполаганию следует, что эта теория в
целом пользуется значительной поддержкой. Был проведен опрос специалистов
по организационному поведению с целью проранжировать 15 основных теорий
трудовой мотивации по критерию научной валидности и практической
полезности. Теория целеполагания оказалась на первом месте по валидности и
на втором — по практической полезности.1
Как отмечалось ранее, теория Локка, если исключить понятие намерений или
целей, весьма схожа с другими процессуальными теориями (особенно с теориями
ожидания). В частности, последние усовершенствования теории целей,
включающие исследования помех и целостного целеполагания, используют
понятия ожидания, валентности и инструментальности, как об этом сказано
выше. Кроме того, в теории целеполагания прослеживаются элементы теории
атрибуции. Хотя теории ожиданий часто используют в качестве теоретического
обоснования целеполагания, Локк специально отмечал, что целеполагание не
является единственным или обязательно наиболее важным понятием в трудовой
мотивации. Он обращал внимание на то, что понятия потребностей и ценностей
являются более фундаментальными в трудовой мотивации и наряду со знаниями и
установками личности — это как раз те факторы, которые определяют цели.
В отличие от многих других, теория Локка постоянно совершенствуется и
развивается. С самого начала Локк признавал, что при отсутствии преданности
конкретным целям целеполагание не будет работать. Однако, чтобы прояснить
некоторое недопонимание, связанное с использованием этого понятия, Локк и
его коллеги определили преданность как «приверженность или намерение
личности достичь цели независимо от ее происхождения» и разработали
когнитивную модель для объяснения этого процесса. Недавно было высказано
предположение, что преданность является посредником в отношениях между
целью и деятельностью, а мета анализ выявил, что преданность цели
существенно влияет на ее достижение.
Локк и Лэтем переводят форму теории контроля в теорию целеполагания
следующим образом: «Входной сигнал является обратной связью от предыдущей
деятельности, референтный сигнал представляет собой цель, компаратор
является осознанным суждением индивидуума, а исполнительный орган или
реакция — это результирующее действие индивидуума, направленное на
уменьшение рассогласования между целью и действием». Это, конечно, логично
и является лишним доказательством того, что теория контроля или другие
теории могут также быть применены для объяснения теории целеполагания.
Цель — объект действия, то, чего человек пытается достичь или
выполнить, предвосхищаемое состояние объекта. Фредерик Тейлор оказал
непосредственное влияние на формирование современной науки о целях и
практику постановки целей.
По выражению Локка, Тейлор использовал поставленные цели как один из
основных приемов научного управления. Каждому рабочему назначались сложные,
но достижимые цели на основе исследования его рабочего времени и движений.
Методы, которыми он достигал назначенных целей (например, используемые
инструменты, разработанные рабочие приемы, спокойствие, необходимое для
работы), были расписаны в деталях1.
Таким образом, Локк указывал на существенное влияние Тейлора на
формулировку целеполагания. Локк также детально описал характерные признаки
познавательных процессов постановки целей. Он выявил такие характерные
признаки, как специфичность, трудность и интенсивность цели.
Специфичность цели — степень количественной точности (ясности) цели.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|