рефераты бесплатно

МЕНЮ


Законодательная техника, терминология

На каждой из них есть приоритетные виды информации.

Так, на стадии подготовки концепции и варианта законопроекта

преимущественно используются:

а) сведения, обосновывающие необходимость принятия конкретного

закона;

б) справки и информационные обзоры о всех действующих в области

(регионе) актах по данной проблеме;

в) заключение юридической службы о соответствии законопроекта

Конституции РФ и действующему законодательству;

г) информация об уровне научной разработанности проблемы;

д) расчетная аналитическая информация (предполагаемые расходы,

связанные с реализацией закона);

е) прогнозная информация о возможных последствиях действия

На стадии предварительного рассмотрения законопроекта

рассматриваются:

а) варианты правовых решений включая альтернативные проекты;

б) рекомендации по поводу лучших правовых решений по этому

вопросу в нашей стране и за рубежом;

в) экспертные оценки в том числе правовая, финансово-

экономическая экспертиза представленного законопроекта).

На стадии первого чтения законопроекта необходимы материалы:

а) об обоснованиях общей концепции основного проекта и

альтернативных проектов если таковые имеются);

б) о перечне органов и должностных лиц, которым законопроект

направлялся на заключение, сведения об имеющихся в этой связи

разногласиях и мотивированное мнение о них;

в) об итогах экспертизы законопроекта;

г) о ходе работы над законопроектом в комитете (комитетах)

при его предварительном рассмотрении. На стадии второго чтения

законопроекта депутатам помимо

доработанного текста законопроекта представляются: а) информация

о результатах учета предложений и замечаний по проекту с обоснованием

их принятия или отклонения таблица поправок, рекомендованных к

отклонению комитетами, и таблица

7.Рассмотрение проекта в высшем законодательном органе.

Законопроект, внесенный в Государственную Думу, направляется

Советом Государственной Думы в соответствии с тематикой проекта в

профильный комитет, который и назначается ответственным по данному

законопроекту. Законопроекты по вопросам совместного ведения Российской

Федерации и ее субъектов, направляются субъектам Российской Федерации

для дачи замечаний и предложений. По решению комитета, ответственного

за подготовку законопроекта, он направляется на заключение

Правительства РФ, соответствующих министерств и ведомств,

государственных и общественных органов, на научную экспертизу.

Правовое управление аппарата Государственной Думы по поручению

ответственного комитета осуществляет правовую и лингвистическую

экспертизу законопроекта с точки зрения соответствия его структуры,

терминологии и формы требованиям юридической техники, а также проверку

и уточнение представленных субъектом законодательной инициативы

перечней законодательных актов, которые подлежат отмене, изменению или

дополнению в связи с принятием данного законопроекта. Отметим, что

юридико-техническая работа с проектом очень важна, поскольку

непосредственно влияет на качество принимаемого акта.

Рассмотрение законопроектов в Государственной Думе осуществляется

в трех чтениях, если Думой применительно к конкретному законопроекту не

будет принято другое решение.

Законопроект, подготовленный к рассмотрению в первом чтении, и

материалы к нему, представленные инициатором законопроекта и комитетом,

ответственным за его подготовку, направляются через Совет

Государственной Думы депутатам Государственной Думы не позднее, чем .за

три дня до его рассмотрения. При рассмотрении Государственной Думой

законопроекта в первом чтении рассматриваются его основные положения,

дается общая оценка концепции законопроекта и решается вопрос о

необходимости его принятия.

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении

Государственная Дума может принять одно из следующих решений: принять

законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом

высказанных замечаний и предложений; отклонить законопроект; принять

закон.

В случае принятия законопроекта в первом чтении Государственная

Дума может установить сроки подачи поправок к законопроекту и внесения

его на второе чтение.

Решение по законопроекту, рассмотренному в первом чтении,

считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего

числа депутатов Государственной Думы (50 + 1 голос). Это решение

оформляется постановлением Государственной Думы.

Поправки к проекту закона, принятого в первом чтении, вправе

вносить все субъекты права законодательной инициативы. Комитет

Государственной Думы, ответственный за законопроект, изучает поправки и

проводит их обобщение. Законопроект вместе со всеми необходимыми

материалами (таблицы поправок, заключения и др.) должен быть

представлен депутатам не позднее чем за 15 дней до рассмотрения

законопроекта Государственной Думой.

Второе чтение проекта закона в Государственной Думе начинается с

выступления представителя ответственного комитета, в котором сообщается

об итогах рассмотрения законопроекта в комитете, о поступивших

поправках.

В случаях, если принятый Государственной Думой федеральный закон

не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации и если в

течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение

пяти дней данный федеральный закон направляется Государственной Думой

Президенту РФ для подписания и обнародования (см.: ч. 3 ст. 116

Регламента Государственной Думы – СЗ РФ, 1998, а 7, ст. 801).

С данной нормой Регламента Государственной Думы связан весьма

интересный и острый спор, разгоревшийся весной 1995 г. Возник вопрос,

что делать, если Совет Федерации закон в течение 10 дней не рассмотрел

т.е. закон получил "молчаливое" одобрение), но и не направляет его

Президенту РФ. Именно так случилось с ГК РФ. Впрочем, если быть совсем

точным, Совет Федерации рассмотрел и отклонил этот важнейших правовой

акт, направив его для повторного рассмотрения в Государственную Думу.

Но сделал это Совет Федерации уже за пределами конституционного 14-

дневного срока. Тогда Государственной Думой и была впервые использована

возможность, основываясь на выводе о неправомерности действий верхней

палаты, непосредственно направить принятый ею закон Президенту РФ для

подписания и обнародования. Считая ГК РФ актом первостепенной

государственной важности, Президент РФ счел возможным подписать закон.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за

него проголосовало более половины депутатов от общего числа членов этой

палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен

Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом

Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления

возникших разногласий, в которую входят депутаты обеих палат.

По результатам работы согласительная комиссия составляет

протокол, содержащий предложения по преодолению разногласий. При

повторном рассмотрении федерального закона обсуждаются только

предложения, содержащиеся в протоколе согласительной комиссии. Никакие

другие поправки и предложения, выходящие за пределы этих предложений,

Государственной Думой не рассматриваются.

В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной

комиссии Государственная Дума может предложить согласительной комиссии

продолжить работу по выработке предложений с учетом одобренных палатой.

На представление новых предложений Регламент Государственной Думы

отводит 10 дней. Как можно видеть, проведение согласительных процедур -

процесс сложный и длительный. Но их значение весьма важно, поскольку

около 30 принятых законов проходят стадию согласования между палатами

Федерaльного Собрания. В отдельных случаях при несогласии с решением

согласительной комиссии "вето" Совета Федерации Государственная Дума

ставит закон на голосование в ранее принятой редакциями. В этом случае

федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не

менее двум третей от общего прясла депутатов Государственной Думы.

Принятый в указанном порядке федеральный закон в течение пяти дней

направляется Председатель Государственной Думы Президенту РФ для

подписания и обнародования.

Если Президент РФ в течение 14 дней со дня поступления

федерального закона отклонит его, то Государственная Дума вновь

рассматривает данный федеральный закон. Федеральный закон, отклоненный

Президентом РФ, передается Советом Государственной Думы на заключение в

ответственный комитет, который рассматривает в течение 10 дней мотивы

решения Президента РФ об отклонении федерального закона, принятого

Государственной Думой.

По итогам рассмотрения ответственный комитет вносит проект

постановления Государственной Думы, в котором может рекомендовать

Государственной Думе один из следующих вариантов решения:

а) принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом

РФ;

б) согласиться с мотивами решения Президента РФ и снять

федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой;

в) принять федеральный закон с учетом предложений Президента РФ;

г) создать специальную комиссию для преодоления возникших

разногласий и предложить Президенту РФ и при необходимости Совету

Федерации направить для работы в ней своих представителей;

д) одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции (ст. 134

Регламента Государственной Думы).

Процесс подготовки и принятия законов не следует отождествлять

только с парламентом, поскольку в нем участвуют и исполнительная

власть, и Президент РФ, и субъекты Федерации. Существенна роль

политических партий, различных социальных "групп давления", а также

влияние научных концепций. Необходимость согласования различных

социальных интересов побудила к поиску новых форм взаимодействия, не

использовавшихся в прежние годы.

Распоряжением Президента РФ в октябре 1994 г. создана

объединенная комиссия по координации законодательной деятельности. В

состав комиссии вошли депутаты Государственной Думы и члены Совета

Федерации, представители Президента РФ и Правительства РФ, министерств,

ведомств, профсоюзов, председатели федеральных судов: Верховного Суда

РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, и, кроме этого, ведущие ученые –

юристы и экономисты. Возглавляет комиссию Первый заместитель

Председателя Государственной Думы.

Объединенная комиссия рассматривает проблемы законотворчества на

ранних стадиях законодательного процесса, зачастую еще до внесения

законопроекта в Государственную Думу. Вопросы, которые выносятся на

обсуждение, можно условно разделить на две группы. К первой нужно

отнести крупные проблемные вопросы, например, касающиеся подходов к

формированию программы законопроектной работы Государственной Думы на

текущую сессию, проблемы рассмотрения в Государственной Думе

законодательных инициатив субъектов Федерации, законодательное развитие

в социальной сфере и др. Ко второй группе относится рассмотрение

концепций конкретных за- конов и перспектив их рассмотрения.

8.Опубликование федерального закона.

Закон действует, когда он известен людям и реализуется ими

осознанно. Вот почему важен конституционный принцип: "Законы подлежат

официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и

обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не

опубликованы официально для всеобщего сведения (п. 3 ст. 15)

Конституции РФ.

Его реализации посвящен ФЗ О порядке опубликования и вступления в

силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов

палат Федерального Собрания СЗ РФ, 1994, М 8, ст. 801. Приведем его

наиболее важные заложения. Датой принятия федерального закона считается

день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Датой

принятия федерального конституционного закона считается день, когда ан

одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном

Конституцией РФ.

Должный процесс издания закона заканчивается именно

опубликованием. Поэтому указанный Федеральный закон в ст. 3

устанавливает жесткие сроки для опубликования должным образом принятых

и подписанных федеральных и федеральных конституционных законов и актов

палат Федерального Собрания. В мире давно и прочно утвердилась традиция

обнародования законодательных актов, приобретшая форму правового обычая

или закрепленная в нормативном акт. Именно оглашение закона и делает

возможным существование принципа: "Незнание закона не освобождает от

обязанности его исполнять". В самом деле, государство огласило

законодательный акт, т.е. создало условия для ознакомления населения с

нормативными предписаниями, уже сами люди должны следовать

установленным правилам, а если им не хватает информации или знаний, та

приложить усилия для получения более полных сведений о соответствующих

нормах, обратившись к специалиста

Официальным опубликованием федерального конституционного закона,

федерального закона считается первая публикация его полного текста в

"Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.

В соответствии с изменениями, внесенными в упомянутый федеральный закон

в 1998 г., к числу официальных источников отнесена также «Парламентская

газета». Таким образом, по смыслу закона первая публикация

соответствующего акта в одном либо в другом печатном издании и

порождает правовые последствия для признания его вступившим в силу. На

практике же большинство федеральных законов публикуются и в "Российской

газете", и в Собрании законодательства Российской Федерации.

"Российская газета" выходит оперативнее, но Собранием законодательства

Российской Федерации удобнее пользоваться. Поэтому каждое из

официальных печатных изданий по-своему необходимо и играет свою роль.

Федеральные конституционные законы, федеральные, законы, акты

палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей

территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их

официального опубликования, если самими законами или актами палат не

установлен другой порядок вступления их в силу.

9.Текст закона.

Необходимо строго соблюдать требования к оформлению проектов

законов. Как уже упоминалось, проекты законов представляются к

рассмотрению вместе с обоснованием необходимости их разработки,

развернутой характеристикой целей, задач и основных положений будущих

законов, их места в системе действующего законодательства, а также

ожидаемых социально-экономических и иных последствий их применения. При

представлении проекта, реализация которого потребует дополнительных

материальных и иных затрат, прилагается его финансово-экономическое

обоснование.

Проект закона должен содержать положения о целях и задачах

закона, о распределении компетенции преступление между

Российской Федерацией и субъектами Федерации, о действующих в

данной сфере актах, регулирующих отношения по предмету закона,

конкретные законоположения.

В проект включаются положения только по теме, обозначенной в его

заголовке.

Законы имеют следующие формальные реквизиты:

а) наименование формы акта: "Федеральный закон", "Кодекс

Российской Федерации" и т.д.;

б) заголовок, в краткой форме обозначающий предмет регулирования

закона;

в) дату и место принятия закона;

г) подпись Президента РФ.

Обратим внимание на преамбулу – вводные положения, разъясняющие

цели и мотивы издания акта, его основные задачи, - как правило,

помещается в проектах наиболее важных законов. Нормативные предписания

в преамбулу не включаются.

Нормативные положения закона излагаются в виде статей, имеющих

единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами для всего проекта. К

статьям проекта, как правило, даются заголовки, в которых обозначается

предмет регулирования соответствующей статьи.

Крупные законы в зависимости от объема и характера нормативного

материала могут содержать разделы и главы. Разделы, главы и отдельные

статьи и закона располагаются в последовательности, обеспечивающей

логическое развитие закона, переход от общих положений к более

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.