рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпоры по ТГП

провозглашающие принципы); -общие нормы, кот. присуще общей части той или

иной отрасли права и распространяются на большую часть институтов

соответствующей отрасли; - специальные нормы, кот.относятся к отдельным

институтам той или иной отрасли и регулируют какой-либо определённый вид

родовых общественных отношений с учётом присущих им особенностей и т.д.(они

детализируют общие, корректируют способы правового воздействия на поведение

личности); 2) в зависимости от предмета правового регулирования(по

отраслевой принадлежности)они разделяются на конституционные, гражданские,

административные, земельные и т. д.; 3) в зависимости от их характера - на

материальные(уголовные, аграрные, экологические и пр.); 4) в зависимости от

методов правового регулирования на : а) императивные (содержащие властные

предписания); б) диспозитивные( содержащие свободу усмотрения); в)

поощрительные(стимулирующие социально полезное поведение);г)

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для гос-ва и об-ва

вариант поведения); 5) в зависимости от времени действия- на

постоянные(содержащиеся в законах) и временные( содержащиеся например в

Указе президента о введении чрезвычайного положения в районе в связи со

стихийным бедствием).

24.Источники права.

Под источником права следует понимать 3 фактора:1) источник в материальном

смысле(условия жизни об-ва,форма собственности и т.д.);2) источник в

идеологическом смысле(правовые учения,доктрины,правосознание);3)источник в

формально-юридическом смысле_ это есть форма права, т.е. способ выражения

во вне государственной воли, юридических правил поведения. Существует 4

основные формы права: 1) нормативный акт-это правовой акт, содерж. нормы

права и направленный на урегулирование определённых обществен.отношений

(Констит., законы и др.); 2) правовой обычай- это исторически сложившееся

правило поведения, содерж. в сознании людей и вошедшее в привычку в

результате многократного применения (наприм.ст.5 ГК РФ, отдельные

имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота );

3)юридический прецедент-это судебное или административное решение по

конкретному делу,кот придается сила нормы права и кот. руководствуются при

решении сходных дел( распространено в Англии,США.Канаде и др.)

4)нормативный договор_ соглашение между правотворческими субъектами, в

результате которого возникает новая норма права.

25.Понятие и виды норм правовых актов.(НПА)

НПА-это правовой акт, принятый уполномоченным на то органом и содерж.

правовые нормы, т.е. предписания общего характера и постоянного действия,

рассчитанные на многократное применение. НПА издаются органами, обладающими

нормотворческой компетенцией, в строго установленной форме, явл.

официальным документом, носителем юридически значимой информации. По юр.

силе все НПА подразделяются на з-ны и подзаконные акты. Виды з-нов:

1)Конст.-основополагающий, учредительный прав.акт, закрепляющий

констит.строй, права и свобод.человека, определяющий форму правления и

гос.устройства, учреждающий федерал. органы гос.власти. 2)федерал.констит.

з-ны принимаются по вопросам предусмотренным с Конст. 3)федерал.з-ны- акты

текущего законодательства, посвящённые различным сторонам

социальноэкономичес., политичес. и духовной жизни об-ва; 4)з-ны субъектов

федерации- издаются их представительными органами распространяются только

на данную территорию. Виды подзакон.актов:1) указы и распоряжения

президента РФ; 2) постановления правительства; 3)приказы, инструкции,

положения министерства, ведомства, гос.комитетов;4) постановления местных

органов власти; 5) нормативные акты муниципальных (негосударст.) органов;

6)локальные нормативные акты-предписания,принятые на уровне конкретного

предприятия (прав. внутрен. распорядка).В зависимости от субъекта

правотворчества НПА делятся:1)норм.акты гос.власт;2) норм.акты иных

социальных структур(профсоюзы, акционерные об-ва); 3) норм. акты

совместного хар-ка 1 и 2.; 4)норм.акты,принятые на референдуме.От сферы

действия: 1) общефедеральные; 2)субъектов Федерации;3)местного

самоуправления;4)локальные норм. акты. От срока действия:

неопределённодлительного и временные.

26.Верховенство законов в системе норм.актов. Виды законов.

Закон-это нормативный акт, содерж правовые нормы общего хар-ка и

постоянного действия. Верховенство закона означает:1)верховенство

конституции; 2)особую процедуру принятия и изменения закона; 3)обязательное

соответствие всех иных норм.актов закону;4) наличие механизма реализации и

защиты закона; 5)конституционный надзор,обеспечивающий непротиворечивость

всей законодательной системы. Верховенство закона означает, что закон

принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех

конституционных процедур , не может быть отменён, изменён или приостановлен

актами исполнительной власти.Виды законов: 1) по их юридической силе-

Конст., федеральный конституционный з-н, федеральный з-н, з-н субъектов

федерации; 2)по субъектам законотворчества- принятые в результате

референдума или законодательным органом; 3) по предмету правового

регулирования -конституционные, административные, гражданские ,уголовные и

т. д.;4) по сроку действия-постоянные и временные и т. д. Выделяют также

чрезвычайные, бюджетные и др.

27.Действие норм.актов во времени простран. и по кругу лиц.

Во времени- обусловлено вступлением в силу и утратой силы. Сроки определены

Федеральным законом: федеральные конституционные, федеральные, акты палат

федерального собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по

истечении 10 дней после опубликования, если самими законами не установлен

другой порядок. Закон обратной силы не имеет,т.е. он не распространяется на

те отношения, кот были урегулированы до его вступления.(исключение: если в

самом законе об этом сказано и если закон смягчает или вовсе устраняет

ответственность).Утрачивают свою силу:1) по истечении срока, на кот он был

принят; 2) в случае принятия нового акта, заменившего ранее

действовавший(косвенная отмена); 3)на основе указания конкретного органа об

отмене(прямая отмена акта).Действие в пространстве определяется

территорией, на кот. распространяются властные полномочия органа, издавшего

закон. Под территорией РФ понимается её сухопутное и водное пространство

внутри гос. границ, воздушное пространство над ними, недра, территория

посольств, военные и торговые суда под флагом РФ, воздушные корабли за

пределами РФ. По кругу лиц: на территории РФ норм. акты действуют в

отношении всех её граждан, гос. органов, общественных организаций,

иностранцев, лиц без гражданства. Но есть исключения: иностранцы не могут

быть судьями, служить в армии, иностранные дипломаты не несут уголовной и

административной ответственности по российскому законодательству, А также

некоторые законы распространяются на лиц , нах. за границей(закон о

гражданстве, уголовный кодекс)

28.Правотворчество в РФ.(ПР).

ПР-это деятельность прежде всего гос.органов по принятию, изменению и

отмене юр.норм. Субъектами ПР выступают гос.органы, негосуд. структуры

(местные органы, ,профсоюзы и др.), наделённые соответствующими

полномочиями, а также народ при принятии законов на референдуме. ПР

характеризуется:1)представляет деятельность активную, творческую,

государственную.2)основная продукция юр.нормы, воплощающиеся в нормативных

актах (договорах,правовых обычаях, юр. прецедентах).3) важнейшее средство

управления об-вом. 4) качество нормативных актов,уровень и культура ПР-

показатель цивилизованности и демократии об-ва. Принципы: 1)научность (для

принятия необходимо изучать социальноэкономическую, политическую и др жизнь

общества). 2) профессионализм(занимаются юристы, управленцы, экономисты и

др.)3)законность(ПР осуществляется в рамках Конст.) ; 4) демократизм

(харак.степень участия граждан;5) гласность(открытость, прозрачность); 6)

оперативность (своевременное издание норм.актов).Виды ПР в зависимости от

субъектов:1)непосредственное народа на

референдумах;.2)гос.органов(Дума,правительство);3)отдельных должностных лиц

(Президент, министр); 4)органов местного самоуправления.5)локальное(на

предприятиях); 6)общественных организаций(профсоюзы). В зависимости от

значимости: 1) законотворчество(принятие законов высшими органами власти);

2) делегированное ПР (органами исполнительной власти, осуществляемое по

поручению парламента); 3) подзаконное ПР(структуры не относящиеся к высшим

представительным органам президентом.правительством, министерствами и др.)

29.Понятие и стадии законотворчества РФ.

Законотворчество-главная составная часть правотворческого процесса. Это

сложный, неоднородный процесс, включает стадии: 1)законодательная

инициатива- закреплённое в Конституции право субъектов внести предложение

об издании закона. Право законод. инициативы принадлежит: Президенту РФ,

Совету федерации и членам,депутатам Госдумы, Правительству, законод.

органам субъектов федерации,Конституц.суду,Верховному,арбитражному

судам.(ст 104 Констит.) 2) обсуждение законопроекта -начинается в гос.думе

с заслушивания доклада субъекта, вынесшего законопроект.(это для того,

чтобы довести проект закона до нужного качества) Наиболее важные выносятся

на всенародное обсуждение. 3)принятие закона -голосованием(простое и

квалифицированным большинством) -главная стадия, кот. распадается на три:

а)принятие закона думой простым голосованием 50%+ 1 голос. принимаются

федеральные, а не менее 2/3.от общего числа депутатов федеральные

конституционные; б) одобрение Советом Федерации( считается одобрен если

голосование также как в думе либо в течении 14 дней он не рассмотрен); в)

подписание президентом(в течении 14 дней со дня подачи ему).

4)опубликование (как правило в течении 7 дней со дня подписания). Все эти

стадии прописаны в Конституц. Ст.105,107,108.

30.Понятие системы права.

Система права- это внутренняя структура права, состоящая из

взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

Системная организация права имеет важное значение как для законодателя

(новый акт должен вписываться в старые нормы), так и для

правоприменителя(позволяет правильно истолковывать и применять норму

права).Существенно влияние системности права и на процесс систематизации

законодательства. Черты системы права:1)первичным элементом выступают нормы

права, которые объединяются в более крупные образования -институты,

подотрасли, отрасли.2) её элементы внутренне согласованны, взаимоувязаны,

что придаёт ей целостность и единство.3)обусловлена социально-эконом.,

полит, религиозными и др. факторами.4) имеет объективный характер,зависит

от объективно существующих отношений, не может создаваться по субъективному

усмотрению людей. Понятие «система права» не равно понятию «правовая

система».Последнее шире, включает кроме системы права, юр. практику и

господствующую правовую идеологию. Таким образом эти понятия соотносятся

как часть и целое.

31.Предм. и метод прав. регулирования. Осн. деление норм права на отрасли.

Для деления норм права на отрасли используется 2 критерия: предмет

(материальный критерий) и метод (формально-юридический) правового

регулирования. Предмет -это те общест. отношения, кот. он регулирует. Он

явл.основным критерием, т.к. общест.отношения объективно существуют, их

определённый характер требует к себе и соответствующих правовых форм. Так,

трудовые отношения выступают предметом регулирования трудового права,

семейные- семейно-брачного права. Однако предмет не может быть единственным

критерием, т.к. 1) общест.отношения весьма разнообразны; 2)нередко одни и

те же отношения регулируются различными отраслями и разными способами.

Поэтому второй критерий - метод правового регулирования- это совокупность

юр. средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование

качественно однородных общест.отношений. Выделяют: методы: 1) императивный

- метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях,

наказаниях; 2) диспозитивный -метод равноправия сторон, основанный на

дозволениях; 3)поощрительный- метод вознаграждения за определённое

заслуженное поведение 4)рекомендательный - метод совета осуществления

желательного для об-ва и гос-ва поведения и т.д. Каждая отрасль объединяет

такие нормы права,кот. регулируют определённый вид общест. отношений. Нормы

административного права регулируют отношения, связанные с исполнительными

функциями гос. власти, а нормы гражданского права определяют порядок

имущественных связей в гос-ве. Каждая отрасль носит специфический метод

правового регулирования: : административ.-предоставляет право требования

властному органу, а другой участник должен неукоснительно выполнять;

гражданское предоставляет равные права участникам отношений; уголовное

–регулирует общественные отношения с помощью запрета, под угрозой

уголовного наказания запрещается совершать опасные действия.

32.Краткая хар-ка осн.отраслей норм права.

Отрасль права- это упорядоченная совокупность юр. норм, регулирующих

определённый род общественных отношений. Отрасль наиболее крупное

подразделение системы права, специфика тех или иных общественных отношений

вызывают к жизни соответствующую отрасль права. Выделяют следующие отрасли

права: 1)конституционное;2)гражданское; 3)

административное;4)уголовное;5)земельное;6)трудовое;7)семейно-брачное;8)

уголовно-исполнительное; 9)аграрное; 10) экологическое; 11) финансовое;

12) уголовно-процессуальное; 13)гражданско-процессуальное. Среди

формирующихся отраслей можно назвать предпринимательское, налоговое,

муниципальное, компьютерное . Хар-ка основных: 1)конституционное- ведущая

отрасль права, предметом регулирования кот.явл.основы конституционного

строя, правовое положение личности, форма правления и госуд. устройства;

доминирующий метод- императивный. 2) гражданское право -регулирует

имущественные и личные неимущественные отношения; основной метод-

диспозитивный; 3)Административное право- регулирует управленческие

отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной

деятельности органов гос-ва; преобладающий метод - императивный;

4)Уголовное право- охраняет от преступных посягательств на права и свободы

человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную

собственность. Основной метод- императивный.5)Финансовое- регулирует

отношения в сфере финансовой деятел.6)Земельное-в области использования и

охраны земли,недр, вод,лесов.

33.Понятие и виды институтов права.

Институт права- это упорядоченная совокупность юридических норм,

регулирующих определённый вид (группу) общественных отношений. Если отрасль

регулирует род общественных отношений, то институт вид. Институт гораздо

меньшая по сравнению с отраслей совокупность юридических норм, в каждой

отрасли несколько институтов. Так, в отрасли трудового права включатся

институты дисциплины труда, материальной ответственности, охраны труда и т.

д. Виды институтов:1) в зависимости от характера: материальные(институт

подряда) и процессуальные(институт возбуждения уголовного дела); 2) в

зависимости от сферы распространения- отраслевые(институт наследования) и

межотраслевые(институт частной собственности);3)в зависимости от

функциональной роли - на регулятивные (институт мены) и

охранительные(институт привлечения к уголовной ответственности).

Субинститут -часть института .регулирует конкретную разновидность

общественных отношений, находящихся в рамках определённого института права.

Пример: институт преступлений против жизни, здоровья достоинства включает

субинституты жизни, отдельно здоровья и т.д. Система однородных институтов

одной отрасли образуют подотрасль. Пример: авторское, изобретательское,

жилищное право явл. подотраслями гражданского права.

34.Соотношение частного и публичного права.

Частное право- это упорядоченная совокупность юр.норм, охраняющих и

регулирующих отношения частных лиц. Публичное право-совокупность норм,

закрепляющих порядок деятельности органов государственной власти и

управления. Если частное право-область свободы и частной инициативы, то

публичное- сфера власти и подчинения. Отсюда частное право состоит из

отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового, а

публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового,

уголовного и др прав. Критерии, по кот. право относят к частному или

публичному:1) интерес( частное регулирует частные интересы, публичное_

общественные, государственные);2)предмет правового регулирования(частному

свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, публичному-

неимущественные); 3)метод правового регулирования( частное-метод

координации, публичное-субординации); 4)субъективный состав(частное

регулирует отношения частных лиц между собой, публичное- частных лиц с

государством либо между государственными органами). Сейчас всё больше

утверждаются такие институты частного права как права наследуемого

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.