Шпоры по ТГИП
Вооруженных Сил Российской Федерации. На действительную военную службу
призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18
лет. 2. Функция сотрудничества с другими странами. Функция сотрудничества и
взаимопомощи выражает интересы всех государств. На этой основе создаются
различные организации деятельность которых направлена на улучшение
экономической, политической и культурной жизни общества (ООН, НАТО,
Варшавский договор, СЭВ и т.д.) 3. Борьба с международной преступностью: В
последнее время все более широкие масштабы приобретает международная
преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная
торговля оружием - вот небольшой перечень наиболее опасных видов
международных преступлений. Ни одно государство не в силах в одиночку
справиться с этой проблемой. Очевидна необходимость совместных действий
государств по борьбе с международной преступностью. Конкретными действиями
государств в этой области является создание международных организаций по
борьбе с преступлениями. Одной из таких организаций является ИНТЕРПОЛ. 4.
Участие в охране окружающей Среды: В настоящее время остро встал вопрос об
охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно находится в центре
внимания всего мира. Охрана окружающей среды становится составной частью
программы завершения строительства материально - технической базы в
государстве. В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со
сложными климатическими условиями. Крупные ученые ряда государств
обеспокоены экологическим состоянием природы в различных уголках мира. Из
государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на
поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и
общественные организации. В ряде государств правительство принимает
различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы.
Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные
наказания.
14) Механизм гос-ва, гос-венный аппарат: понятие и их соотношение. Механизм
гос-ва есть та реальная организационная материальная сила, располагая
которой гос-во осуществляет власть. Механизм является структурным и
предметным олицетворением гос-ва, представляет собой материальное
"вещество", из которого оно состоит. Можно сказать, что механизм суть
деятельное, постоянно функционирующее выражение гос-ва. Механизм гос-ва —
это целостная иерархическая система гос-ых органов и учреждений,
практически осуществляющих гос-ую власть, задачи и функции гос-ва.
Приведенное определение позволяет выделить следующие характерные признаки
механизма гос-ва. 1. Это целостная иерархическая система гос-ых органов и
учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и
деятельности гос-ых органов и учреждений, едиными задачами и целями их
деятельности. 2. Первичными структурными частями (элементами) механизма
являются гос-венные органы и учреждения, в которых работают гос-венные
служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Гос-венные органы
связаны между собой началами субординации и координации. 3. Для обеспечения
гос-ых властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения)
принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, —
вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно
гос-во. 4. При помощи механизма практически осуществляется власть и
выполняются функции гос-ва. Между функциями гос-ва и его механизмом связь
прямая и нерасторжимая. В силу того что механизм как раз и создается для
выполнения функций гос-ва, последним в этой связи принадлежит определяющая
роль. Органы гос-ва и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся
его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из
классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят
на первый план такие элементы механизма гос-ва, как органы и учреждения
насилия, принуждения В учебной литературе понятия "механизм" и "аппарат"
гос-ва обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается,
что термин "механизм" лишь подчеркивает целостность аппарата, его
направленность на результативную деятельность. Единый и целостный механизм
гос-ва дифференцируется (расчленяется) на составные части — органы,
подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и
подсистемы занимают неодинаковое место в гос-ом механизме, находятся в
сложных отношениях субординации и координации. Структура механизма гос-ва
изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы
управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так,
что одна часть гос-го механизма занимается только управлением, а другая —
только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение
переплетаются между собой. Многие века и тысячелетия гос-венный механизм
был неразвит, его органы не были дифференцированы по составу и компетенции.
В рабовладельческом, феодальном, да и на ранних этапах развития
капиталистического гос-ва основу механизма составляли военное ведомство,
ведомства внутренних дел, финансов и иностранных дел. Механизм современного
гос-ва отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и
учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему
(часть) образуют высшие органы гос-ва: представительные, глава гос-ва, прав-
во. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой
информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема —
это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры
(армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов гос-
ва, в том числе методами гос-го принуждения (военное подавление,
полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют
вооруженные отряды людей — войско, полиция. К органам гос-ва примыкают гос-
венные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют
общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения,
науки и др.
15) Система гос-ых органов в Российской Федерации. Орган гос-ва — это
юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть
гос-го механизма, состоящая из гос-ых служащих, наделенная гос-венно-
властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для
осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций гос-
ва. Разносторонность и многосложность деятельности гос-го механизма
обусловливает значительное число его органов. По различным научно
обоснованным критериям они классифицируются на соответствующие виды. Так,
органы гос-ва по такому критерию, как юридический источник их легитимности,
подразделяются на: а) органы, устанавливаемые Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, конст-ями, уставами субъектов РФ для
непосредственного выполнения задач и функций гос-ва (Президент РФ,
Федеральное Собрание РФ, Прав-во РФ, министерства и иные федеральные органы
исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и
исполнительной власти субъектов РФ); б) органы, учреждаемые в установленном
зак-вом порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования
указанного в предыдущем пункте вида гос-ых органов (Администрация
Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших
судебных органов РФ, органов законодательной и исполнительной власти
субъектов РФ). Гос-венные органы, относящиеся к первому из рассмотренных
видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко
второму — вторичными, производными от первых. На основе принципа разделения
властей гос-венные органы делятся на законодательные, исполнительные,
судебные. По действию в пространстве гос-венные органы подразделяются на
федеральные органы и органы субъектов Федерации. При этом суды,
прокуратура, вооруженные силы всегда относятся к федеральным органам. По
длительности действия гос-венные органы делятся на постоянные и временные.
Абсолютное большинство гос-ых органов Российской Федерации и ее субъектов
согласно Конст-ии и законам РФ, конст-ям и уставам субъектов РФ действуют
на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и
деятельность которых носит временный характер, они связаны с решением
неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами
(например, в связи с введением чрезвычайного или военного положения).
Органы гос-ва различаются между собой и тем, что одни из них — коллективные
образования, другие — представлены одним лицом. По общему правилу орган гос-
ва состоит из коллектива гос-ых служащих. Например, Федеральное Собрание
Российской Федерации, Прав-во РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных
случаях орган гос-ва может воплощаться в одном лице, занимающем гос-ую
должность. Например, Президент Российской Федерации, президент республики в
составе РФ, Генеральный прокурор РФ. Своего рода обобщающим основанием
классификации гос-ых органов является их место, роль, функциональное
назначение в структуре механизма гос-ва. Исследование различных видов гос-
ых органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной
взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их
классификации. Главное требование принципа разделения властей,
сформулированное еще Д. Локком и Ш. Монтескье, заключается в том, что для
утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения
злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения
или отдельного лица необходимо разделить гос-ую власть на законодательную,
исполнительную и судебную. Причем каждая из этих ветвей власти, являясь
самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои
функции посредством особой системы органов и в специфических формах.
16) Правовое гос-во: понятие и сущность. Правовое гос-во есть форма
осуществления народовластия, политическая организация граждан,
функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав,
свобод и обязанностей каждой личности. Формирование правового гос-ва –
гарантия поступательного развития и углубления демократии, которая может
существовать только при господстве закона, что связывает воедино все меры в
области развития и применения права, придает им общую направленность.
Правовое гос-во – не только одна из высших социальных ценностей, призванных
утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью, но и
практический инструмент обеспечения и защиты жизни, здоровья, чести,
свободы, достоинства личности, средство борьбы с бюрократией, местничеством
и ведомственностью, форма осуществления самоуправления и народовластия.
Принципы правового гос-ва: господство закона во всех сферах жизни
связанность законом гос-ва и его органов незыблемость свободы личности, ее
правовая защищенность взаимная отв-ть гос-ва и личности наличие эффективных
форм контроля за реализацией законов разделение властей, наличие системы
сдержек и противовесов верховенство и прямое действие конституционного
закона правовая организация системы органов гос-ой власти единство прав и
обязанностей гражданина наличие развитого гражданского общества
соответствие внутреннего зак-ва принципам и нормам международного права.
17-18) Гражданское общество как предпосылка правового гос-ва. Анализ
исторических данных и приведенных суждений показывает, что процесс
становления гражданского общества сложен и противоречив. Современное
понимание гражданского общества предполагает наличие у него комплекса
существенных признаков. Гражданское общество — это сообщество свободных
индивидов. В экономическом плане это означает, что каждый индивид является
собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы
человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм
собственности, определении профессии и вида труда, расположении
результатами своего труда. Политический аспект свободы индивида как
гражданина заключается в его независимости от гос-ва, т.е. в возможности,
например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с
критикой существующей гос-ой власти, вправе участвовать или не участвовать
в выборах органов гос-ой власти и местного самоуправления. Гражданское
общество суть открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода
слова, включая свободу критики, гласность и т.д. Гражданское общество есть
сложноструктурированная плюралистическая система. Разумеется, любой
социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для
гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и
воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов
(профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей,
клубы и т.п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные
потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого
существа. Гражданское общество — это саморазвивающаяся и самоуправляемая
система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между
собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные
интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие
общества без вмешательства гос-ва как политической властной силы.
Гражданское общество - правовое демократическое общество, где связующим
фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и
приобретенных прав человека и гражданина. Гражданское общество — это
свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного
человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам,
общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и
предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения
благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично
вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью гос-ва.
Общество, гражданское общество и гос-во. Понятие и соотношение. Гр общество-
сфера,где функционируют свободные автономные лица,и различные их
объединения. 2 типа объединения людей: 1.Условные соц группы-
объединения людей в зависимости от места в производстве и
распределении.(наемные работники,крестьяне,предприниматели.) 2.Общественные
объединения- объединения групп лиц с общими нтересами. (партии,профсоюзы).
Механизмы саморегуляции гражданского общества.
1.Свободный рынок. Каждый человек предлагает произведенный им товар и хочет
что-то за это получить.(эквивалентно). На определенном этапе развития
общества этого становится не достаточно.,тк возникают монополии, и на смену
приходит социальное гос-во или тоталитарный режим. а)Проводятся меры
по демонополизации производства. Для наемных рабочих-принцип свободного
договора.,Гос-во устанавливает определенные стандарты (ур зарплаты,длины
рабочего дня). б)Перераспределение национальных доходов или изменение
системы налогообложения. в)Гос-венное финансирование программ
развития.(образования). 2.Парламентаризм- общество выбирает управляющую
структуру. 3.Независимое правосудие. Общество приходит к тому,что конфликты
должно регулировать гос-во.
19) Понятие политической системы, ее составные части. Понятие пол-й сис-мы
употребляется не только в ТГП, нои в политологии. Пол-я сис-ма об-ва – это
целостная упорядоченная совокупность пол-х институтов, пол-х ролей,
отношений, процессов, подчиненная принципам пол-й организации об-ва и
нормам (традиции, обычаи, установки в т.ч. нормы права, религиозные нормы.)
Пол. сист. – это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и
основанных на них полит. институтов, учреждений и дейстивй, организующих
пол. вл., взаимосвязь граждан и гос-ва. Основным назначением этого
многомерного образования является обеспечение целостности, единства
действий, людей в политике. Пол-я сис-ма об-ва – это одна из частей об-ва в
целом, наряду с такими системами как эк-ка, куль-ра. Пол. сис-ма влючает в
себя подсис-мы разных сложностей, ее стр-ра построена по принципу
пирамидальной иерархии: мегауровень, мезоуровень, микроуровень. Все 3
уровня делятся на 2 структуры: теневая и легальная. Они существуют
параллельно. Мегауровень включает в себя руководителей, правящих, т.е. он
содержит субъекты полит-х отношений – носителей власти (правящая партия,
политическая элиита). Гос-во находится и в мезоуровне. Сюда относятся
периферийные органы гос. вл., например, выборные органы самоуправл.,
назначаемые органы самоуправления на местах, партийные аппараты каких-либо
партий (только организаторы), школы, профсоюзы, армии. Понятие политической
системы Политическая система - это совокупность взаимодействующих между
собой норм, идей и основанных на них полит-х институтов и действий,
организующих политическую власть, взаимодействие граждан и гос-ва.
Компонентами политической системы являются: Совокупность полит-х
объединений (гос-во, политические партии, общественно-политические
организации и движения). Политические отношения, складывающиеся между
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|