Шпаргалка по общей теории права
| | |Третья стадия - |
| | |голосование. |
| | |Далее идет подписание |
| | |и обнародование. |
|35. Систематизация |2. Методология – учение о |14 Функции гос-ва – |
|нормативно-правовых актов |методах. Это прежде всего |основные направления |
|- деятельность, |область философских |его деятельности по |
|направленная на |знаний. Между тем |решению стоящих перед |
|упорядочение всего массива|отдельные науки вносят |ним задач. Понятие не |
|нормативно-правовых актов,|свой вклад в развитие |только политическое и |
|с целью преодоления |методологии. Слово «метод»|управленческое, но и |
|противоречий между ними и |употребляется: для |юридическое, так как |
|сделать их более |обозначения особого |оно осуществляется в |
|доступными для |способа мышления, |правовых формах. |
|потребителя. |позволяющего постигнуть |Признаки государства: |
|Систематизация |изучаемую реальность |а. Территориальная |
|нормативно-правовых актов |(эмпирический, |организация населения |
|начинает осуществляться |дедуктивный, индуктивный);|и осуществления |
|еще на стадии их |для характеристики |публичной власти в |
|опубликования в |философских позиций и |территориальных |
|официальных газетах, |принципов на которых они |пределах; б. Публичная|
|журналах или вестниках. В |базируются; для |власть (не совпадает с|
|этих изданиях они |обозначения технических |обществом, но |
|располагаются по |приемов, способов, этапов |выступает от его |
|определенной системе (в |исследования фактов, |имени); в. |
|зависимости от их |судебной практики. Метод –|государственный |
|юридической силы, от |это свод принципов, правил|суверенитет; г. |
|органа их принявшего, их |для построения и |Неразрывная связь |
|юридической природы - |обоснования научных |государства и права |
|нормативные - |знаний, а также |Внешние (оборона |
|ненормативные и т.д.), |совокупности приемов, |страны,сотрудничество |
|каждому акту присваивается|операций для изучения |с иностр гос-вами) |
|свой номер. Помимо |гос-ва и права. Метод – |Внутр (формирование и |
|указанной выше первичной |это прежде всего |охрана правопорядка) |
|формы, существует два |философская концепция, | |
|основных вида |определяющая отношение к | |
|систематизации: |познаваемой | |
|инкорпорация и |действительности. | |
|кодификация. | | |
|Инкорпорация - эта такая | | |
|деятельность по | | |
|систематизации, когда | | |
|нормативные правовые акты | | |
|обобщаются в различные | | |
|сборники. Критерии, по | | |
|которым в них подбирается | | |
|материал, могут быть | | |
|различными: предмет | | |
|регулирования (труд, | | |
|семья, молодежь), | | |
|хронология, когда акты | | |
|располагаются | | |
|соответственно времени их | | |
|принятия и т.п. | | |
|Особенность инкорпорации | | |
|как формы систематизации в| | |
|том, что при создании | | |
|инкорпорированных | | |
|сборников, нормативные | | |
|правовые акты могут | | |
|подвергаться только | | |
|поверхностной обработке, | | |
|содержание их изменяться | | |
|не может. Вместе с тем, | | |
|допускается публикация в | | |
|извлечениях, или если в | | |
|текст нормативного | | |
|правового акта внесена | | |
|поправка отдельным актом, | | |
|то в публикуемый текст | | |
|можно включить эту | | |
|поправку, указав в ссылке | | |
|на ее официальный | | |
|источник. | | |
|Инкорпорация может быть | | |
|официальной и | | |
|неофициальной. | | |
|Неофициальной | | |
|инкорпорацией могут | | |
|заниматься любые субъекты,| | |
|результат этой | | |
|деятельности не является | | |
|обязательной для | | |
|потребителя, т.е. на эти | | |
|сборники нельзя ссылаться | | |
|как на официальные | | |
|источники (например, | | |
|каждый студент-юрист в | | |
|процессе подготовки к | | |
|занятиям пользуется | | |
|хрестоматиями по истории | | |
|государства и права, по | | |
|истории политических и | | |
|правовых учений, по праву | | |
|отдельных государств). В | | |
|некоторых случаях | | |
|инкорпорация может носить | | |
|официальный характер, | | |
|например, принятие | | |
|законодательным органом | | |
|Свода законов, или | | |
|официозный - инкорпорация | | |
|проведена | | |
|неправотворческим | | |
|государственным органом | | |
|(например, Министерством | | |
|юстиции РФ). | | |
|Разновидностью | | |
|инкорпорации является | | |
|консолидация. В этом | | |
|случае происходит | | |
|объединение множества | | |
|нормативных правовых | | |
|актов, связанных общим | | |
|предметом регулирования, в| | |
|единый укрупненный акт. | | |
|Этот вид систематизации | | |
|является, как правило, | | |
|этапом в переходе от | | |
|инкорпорации к | | |
|кодификации. | | |
|Высшим уровнем | | |
|систематизации является | | |
|кодификация - она носит | | |
|только официальный | | |
|характер. В отличие от | | |
|инкорпорации, кодификация | | |
|осуществляется достаточно | | |
|редко, она проводится | | |
|тогда, когда возникает | | |
|потребность в существенном| | |
|обновлении или изменении в| | |
|правовом регулировании | | |
|больших сфер общественных | | |
|отношений. | | |
|66. Верховенство права |19. Субъективное право – |26. Термин источник |
|Правовое государство - |мера возможного или |права употребляется в |
|такое гос-во, которое |действительного поведения |разных смыслах: |
|строится на следующих |субъектов, обеспеченная |документы, в кот-х |
|признаках: Верховенство |юридическими обязанностями|содержаться нормы |
|права. Правовая регуляция |других лиц. Субъект – |права (офиц. издания);|
|общественных отношений. |индивиды или организации, |философские основы или|
|Формальные юридические |которые на основании |социальные факторы |
|гарантии прав и свобод |юридических норм могут |права; как |
|человека и гражданина. |быть участниками |исторический памятник.|
|Принцип разделения |правоотношений, то есть |ИП- это способ |
|властей. |носителями субъективных |установления норм |
| |прав и обязанностей. |права, внешнии форма |
| |Объект – реальное благо, |нормы права. |
| |на использование или |Классификация ИП. |
| |охрану которого направлены|Исторически известны |
| |субъективные права и |след. виды ИП: обычай,|
| |юридические обязанности. |обычное право, |
| |Объективное право – |правовой обычай; |
| |совокупность правил |Судебный прецедент; |
| |поведения, выраженных в |Нормативные акты; |
| |законах и других |Нормативно-правовой |
| |нормативных актах. |договор; Доктрина. |
|27. Правовой обычай – |36. Система права – |56. Система права – |
|такой обычай, соблюдение |обусловленное характером |внутреннее строение |
|которого обеспечивается |общественных отношений |(структура) права, |
|принудительной силой |внутренне строение права, |отражающее объединение|
|гос-ва. Признаки обычая: |выраженное в объединении |и дифференциацию |
|Давность; Непрерывность |составляющих его норм |юридической нормы. |
|действия; Обязательность |права в институты, |Система |
|обычая; Разумность обычая.|подотрасли и отрасли |законодательства – |
|Обычное право – это |права. Отрасль права – |совокупность |
|фактические и однообразно |регулирует однородную |нормативно-правовых |
|соблюдаемые, хотя гос-вом |сферу общественных |актов, в которых |
|и не предписанные, правила|отношений (например, |объективируются |
|массового поведения. |гражданское право). |внутренние |
| |Подотрасль права – |содержательные и |
| |обособленная часть отрасли|структурные |
| |права, которая регулирует |характеристики права. |
| |особо крупные | |
| |подразделения общественных| |
| |отношений, входящих в | |
| |сферу отношений, | |
| |регулируемых отраслью | |
| |права (например, авторское| |
| |право). | |
|47. Реализация права – |48. Признаки |58. Законность – |
|осуществление юридически |правоприменительного |комплексное, |
|закреплённых и |процесса: Деятельность по |политико-правовое |
|гарантированных |применению права имеет |явление, отражающее |
|государством возможностей,|государственный хар-р; |правовой характер |
|проведение их в жизнь в |Наличие акта |организации |
|деятельности людей и их |правоприменительной |общественно-политическ|
|организаций. Формы |деят-ти; Правоприм. |ой жизни, органическую|
|реализации права: |деят-ть осуществляют |связь права и власти, |
|Соблюдение – реализация |только уполномеченные на |права и государства. |
|запрещающих норм права. |то органы, лица; |Также можно сказать, |
|Это пассивное воздержание |Специальная |что законность – |
|субъекта правовых |законодательно-установленн|общественно-политическ|
|отношений от совершения |ая процедура. Применение |ий режим, состоящий в |
|действий, кот-е запрещены |права – властная |господстве права и |
|законом. Исполнение – |деятельность компетентных |закона в общественной |
|совершение активных |органов и лиц по |жизни, неукоснительном|
|действий, предусмотренных |подготовке и принятию |осуществлении |
|законом в качестве |индивидуального решения по|предписаний правовых |
|обязательных. |юридическому делу на |норм всеми участниками|
|Использование – форма |основе юридических фактов |общественных |
|реализации, при которой |и конкретных правовых |отношений, |
|осущ-ся как активная, так |норм. Стадии: 1. |последовательной |
|и пассивная деятельность |Установление фактических |борьбе с |
|по осуществлению своих |обстоятельств юридического|правонарушениями и |
|правомочий. Применение – |дела (место, время, |произволом в |
|комплексная, властная |причинная связь – |деятельности |
|деятельность специально |отношение между деянием и |должностных лиц, в |
|уполномоченных субъектов, |наступившим последствием);|обеспечении порядка и |
|которая сочетает различные|2. Правовая квалификация -|организованности в |
|поведенческие акты. |Выбор и анализ правовой |обществе. С понятием |
| |нормы, подлежащей |законности тесно |
| |применению; 3. Толкование |связано другое понятие|
| |юр. нормы. В зависимости |правопорядок, то есть |
| |от объема бывают |основанное на праве и |
| |буквальное, расширительное|законности организация|
| |и ограничительное. |общественной жизни, |
| |Принятие решения по делу |отражающая |
| |и документальное |качественное состояние|
| |оформление. Стадии 1 и 2 –|общественных отношений|
| |подготовительные, а 3 – |на определённом этапе |
| |заключительная (основная).|развития общества. |
| |Круг обстоятельств очень | |
| |широк. Сущность | |
| |юридической оценки | |
| |обстоятельств состоит в | |
| |том, чтобы выбрать именно | |
| |ту норму, которая по | |
| |замыслу законодателя | |
| |должна регулировать | |
| |рассматриваемую ситуацию. | |
| |Содержание решения | |
| |определяется его | |
| |обстоятельствами. | |
|59. Правосознание – |62. Признание естественных|63. Нормы морали |
|совокупность представлений|прав человека в |(нравственности) – |
|и чувств, выражающих |деятельности государства |правила, |
|отношение людей к праву и |(соответствие внутреннего |складывающиеся в |
|правовым явлениям в |законодательства |соответствии с |
|общественной жизни. Виды |общепризнанным нормам и |представлениями людей |
|правосознания: а. По |принципам международного |о добре и зле, |
|носителям (индивидуальное,|права; Верховенство и |справедливости и |
|групповое, массовое, |прямое действие |несправедливости, |
|общественное); б. По |конституции). |чести и бесчестии и |
|уровню (обыденное, | |так далее. |
|профессиональное, | |Соотношение норм права|
|научное). | |с социальными нормами |
| | |имеют в виду: а. |
| | |Единство (содержание |
| | |социальных норм |
| | |обусловлено уровнем |
| | |культурного и |
| | |экономического |
| | |развития общества); б.|
| | |Различие |
| | |(устанавливаются по |
| | |критериям: по |
| | |происхождению, форме |
| | |выражения, сфере |
| | |действия, степени |
| | |детализации, способу |
| | |обеспечения, |
| | |тенденциям развития); |
| | |в. Взаимодействие. |
|37. Подотрасль права – |3. Классификация методов |17. Позитивное право |
|совокупность юр. норм, |правовых наук. |(ПП) это система |
|регулирующих обособленный |А)1. Общенаучные методы – |формально-определенных|
|РОД общ. отношений. Напр-р|философские |общеобязательных норм,|
|гражданское право имеет |мировоззренческие |установленных или |
|подотрасли: жилищное, |принципы, идеи, которые |санкционированных |
|семейное и т.д. Иногда они|используются при изучении |гос-вом. Такое |
|перерастают в отрасли. |общественных явлений. 2. |определение называют |
|Отрасль права – это |Частнонаучные методы – |нормативным |
|отдельно выделившаяся |приемы сбора, анализа, |определением ПП. |
|КАТЕГОРИЯ общ. отношений. |истолкования фактического |Признаки ПП: |
|Они отличаются друг от |материала. Б) Философские |Системность; |
|друга особым методом и |и конкретные методы; В) |формальная |
|предметом изучения. |Универсальные и |определенность (нормы |
|Предмет каждой отрасли и |специальные методы. В |ПП должны иметь |
|есть общественные |общественных науках все |определенную форму |
|отношения. По методам |классификации условны. С |(акты, законы)); |
|правового регулирования |древних времен |общеобязательный |
|отрасли подразделяются на |используется |хар-р; нормативность |
|императивные и |рационалистический и |(упорядочение общ. |
|диспозитивные. |эмпирический методы. |отношений при помощи |
|Императивный – метод |Рационализм – от |правовых норм); |
|регулирования когда |латинского разум – это |обеспеченность права |
|отношения между субъектами|фил. направление, |принудительной силой |
|строятся на основе власти |признающее разум основой |гос-ва. ПП |
|и подчинения. |познания. Эмпиризм – опыт-|складывается из |
|Диспозитивный – |направление в теории |объективного и |
|горизонтальный метод, |познания, который признает|субъективного права. |
|когда субъекты |основным источником знания| |
|равноправны. В отличие от |– чувственный опыт. | |
|отрасли права, отрасль |Метод дедукции и индукции.| |
|законодательства не имеет |Дедукция – от общего к | |
|отдельного предмета и |частному. Индукция – от | |
|отличается только особым |частного к общему. | |
|методом. |Диалектика (вести беседу) | |
| |Сократ, Гегель, Маркс. | |
| |Гегель считал, что | |
| |противоположности в | |
| |сознании, а Маркс – в | |
| |природе. Социологический | |
| |метод – гос-во и право | |
| |изучаются в связи с | |
| |общественностью. | |
| |Исторический метод – | |
| |рассмотрение развития во | |
| |времени и пространстве. | |
| |Выделяется в общей теории | |
| |права метод, выработанный | |
| |в системе юр. наук – | |
| |формально-юридический или | |
| |нормативно-догматический | |
| |или технико-юридический. | |
|44. Субъекты ПО – это | | |
|участники ПО, которые | | |
|определяются гос-вом как | | |
|носители субъективных прав| | |
|и обязанностей. Субъекты | | |
|ПО должны обладать след. | | |
|качествами: 1) | | |
|Правоспособность – | | |
|установленная законом | | |
|способность лица обладать | | |
|субъективными правами. | | |
|Наступает с момента | | |
|рождения. 2) | | |
|Дееспособность – | | |
|способность лица | | |
|непосредственно своими | | |
|действиями самостоятельно | | |
|осуществлять субъективные | | |
|права и юрид. обязанности.| | |
|3) Деликтоспособность | | |
|(разновидность | | |
|дееспособности) – | | |
|способность лица нести юр.| | |
|ответственность за | | |
|совершенное | | |
|правонарушение. Виды СП: | | |
|Физ. лица (граждане РБ, | | |
|иностранцы, лица без | | |
|гражданства); Организации | | |
|и социальные общности (юр.| | |
|лица). Юрлицами признаются| | |
|организации имеющие | | |
|обособленное имущество и | | |
|несущие ответственность по| | |
|своим обязательствам. Они | | |
|могут от своего имени | | |
|приобретать имущественные | | |
|и личные права, быть | | |
|истцом и ответчиком в | | |
|суде, иметь свой баланс и | | |
|смету. | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|