рефераты бесплатно

МЕНЮ


Принципы юридической ответственности за правонарушения

субъекта (должностное лицо, работник транспорта, военнослужащий), состояние

опьянения и т.д. Свойства самого деяния - это повторность, неоднократность,

общеопасный способ и пр.

В теории значительное место занимает анализ структуры состава

преступления, но там нет единого состава, а существует множество его

вариантов. Преобладающей является четырехчленная структура: объект,

объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Тот же Мальков в статье

пишет, что в самом общем виде преступление может быть определено как деяние

(действие или бездействие) субъекта (человека), посягающее на

правоохраняемый объект. Отсюда следует вывод, что преступление состоит не

из четырех, а из трех основных элементов: объекта, субъекта и деяния.

Именно такой трехчленной структуры, например, придерживались известные

русские дореволюционные юристы. И только в самом деянии могут быть выделены

объективная и субъективная стороны.

Глава 5. Юридическая ответственность.

5.1. Понятие юридической ответственности

Государство, государственные органы не могут благодушно взирать на

все случаи нарушения установленной ими законности, попытки отдельных лиц

подменить общеобязательные нормы права своим «правом» и удовлетворять свои

потребности за счет нарушения прав и законных интересов других лиц. В этих

ситуациях государство вынуждено принимать адекватные меры с тем, чтобы

пресечь совершаемые правонарушения, восстановить нарушенные права и

заставить правонарушителя действовать в рамках законности. Действенным

способом воздействия государства на правонарушителя, призванным обеспечить

его правомерное поведение, отказаться от попыток совершать противоправные

деяния, выступает юридическая ответственность.

Как самостоятельный и необходимый элемент механизма правового

регулирования юридическая ответственность характеризуется тремя

специфическими признаками:

1) представляет собой вид государственного принуждения,

2) единственным основанием применения ответственности выступает

правонарушение;

3) выражается в применении негативных, отрицательных мер к лицу,

совершившему правонарушение.

Юридическая ответственность как вид государственного принуждения

характеризуется тем, что таким способом приводится в действие санкция

нарушенной нормы права. Негативные последствия нарушения нормы права не

возникают само собой, автоматически. Редко какой правонарушитель

уподобляется унтер-офицерской вдове, «которая сама себя высекла». Перевод

санкции из сферы долженствования в сферу практической деятельности

осуществляется государственными органами путем применения к правонарушителю

одной из мер, предусмотренных санкцией нарушенной нормы. Государство

предписывает правонарушителю действовать определенным образом и принуждает

его исполнить предписанное реально. Воля и желание правонарушителя в данном

случае не имеют никакого значения. В случае отказа правонарушителя

добровольно исполнить предписанное, требуемое поведение будет обеспечено

соответствующими государственными органами.

Так, лицу, совершившему административное или гражданское правонарушение,

дастся возможность добровольно исполнить меру государственного принуждения

– заплатить штраф, возместить ущерб кредитору, исполнить надлежащим образом

обязательства по договору. Однако, если такие действия не будут совершены к

определенному сроку, то принудительные меры будут проведены судебным

исполнителем, или иным органом. Уголовное наказание чаще всего

осуществляется мерами государственного принуждения с момента вынесения

приговора.

Юридическая ответственность является государственным принуждением,

однако, далеко не всякая принудительная мера государства является

юридической ответственностью. В механизме правового регулирования властно-

организованная сила государства проявляется по самому широкому кругу

отношений в целях подавления отрицательных волевых устремлений отдельных

лиц, обеспечения потребностей общества, государства или населения в

материальных благах при наличии экстремальных ситуаций и по другим

основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

В числе мер государственного принуждения, не связанных с реализацией

юридической ответственности, можно назвать следующие:

1) реквизицию имущества, изымаемого у собственников по решению

государственных органов в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий

и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер;

2) меры, проводимые в профилактических, предупредительных целях (проверка

документов у водителей транспортных средств, надзор за состоянием

противопожарной безопасности на предприятиях, в организациях и

учреждениях, санитарно-эпидемиологический, таможенный надзор,

ограничение движения транспортных средств и пешеходов в связи с

проведением каких-либо массовых мероприятий);

3) принудительные меры, применяемые в целях пресечения противоправных

деяний и их вредных последствий (административное задержание

правонарушителя, принудительные меры медицинского характера,

назначаемые судом к лицам, совершившим противоправные деяния в

состоянии невменяемости; истребование собственником имущества у

добросовестного приобретателя, который не знал и не мог знать о том,

что приобретает имущество у лица, не имеющего права его отчуждать).

Основное отличие юридической ответственности от иных форм

государственного принуждения состоит в том, что она применяется за

совершенное правонарушение. Ответственность носит ретроспективный характер,

поскольку представляет собой реакцию государства на прошлое и только

противоправное виновное деяние. Реквизиция, меры предупредительного,

профилактического характера проводятся по причинам, не связанным с реакцией

государства на правонарушителей и поэтому справедливо не рассматриваются

как вид юридической ответственности. Равным образом нельзя рассматривать в

качестве юридической ответственности меры принудительного медицинского

характера, применяемые к неделиктоспособным лицам, страдающим психическим

расстройством, ибо это противоречило бы основным принципам современного

права. Именно потому, что невменяемые не могут привлекаться к

ответственности, уголовное законодательство и предусматривает особый

институт государственного принуждения к лицам, которые совершают

общественно опасные деяния, но не могут нести ответственность в общем

порядке.

Не несет юридической ответственности и добросовестный

приобретатель, поведение которого с точки зрения законности является

безупречным. Имущество возвращается собственнику в силу приоритетности его

прав на имущество перед правами добросовестного приобретателя.

Добросовестный приобретатель лишается только имущества, которым он

незаконно владел и пользовался. Каких-либо дополнительных, негативных мер к

нему не применяется. Между тем, юридическая ответственность характеризуется

не только требованием государства реально исполнить обязанность, но и

возложением на правонарушителя дополнительных обязанностей, которых бы он

не имел, действуя правомерно.

Применение ответственности всегда характеризуется отрицательными

последствиями для правонарушителя. Такие последствия могут быть

психологическими, имущественными или организационно-правовыми.

Психологические меры выражаются в осуждении государством поведения

правонарушителя. Отрицательная оценка выражается в признании его виновным в

совершении противоправного деяния и определении ему конкретной меры

ответственности, которая в ряде случаев может ограничиваться мерами

психологического порядка — предупреждением, объявлением замечания или

выговора. Негативные последствия выражаются в переживаниях правонарушителем

данных мер и самого факта привлечения к юридической ответственности. В то

же время его имущественные и иные права остаются неизменными, такими, как

они сложились до принятия решения о применении ответственности.

Лишения имущественного плана, которые вынужден претерпевать

правонарушитель, могут выражаться в уплате им штрафа, пени, неустойки,

отбытии исправительных работ, лишении конфискованного имущества.

Организационно-правовые меры сводятся к ограничению прав и свобод

правонарушителя. Это, в частности, может быть административный арест,

лишение специального права, лишение права занимать определенные должности

или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы на определенный

срок или пожизненно.

Суть юридической ответственности как лишения, ограничения прав и

интересов правонарушителей состоит в их штрафном характере. Лицо не имело

бы этих последствий, если бы его действия были правомерны. Благодаря

применению юридической ответственности правонарушитель не только ничего не

приобретает, а, наоборот, утрачивает большие ценности по сравнению с

благом, приобретенным незаконным путем.

Лишения штрафного, карательного порядка, которые вынужден

претерпевать правонарушитель, применяются к нему в целях его

перевоспитания, развития в его сознании установок на правомерное поведение

неукоснительное следование действующим нормам права. И, как показывает

практика борьбы с правонарушениями и преступлениями, юридическая

ответственность по-прежнему остается наиболее эффективным средством

воздействия на правонарушителей. Попытки их исправления мерами

общественного воздействия путем передачи на поруки трудовому коллективу не

дали ожидаемых результатов, и ныне действующий УК не предусматривает этого

способа исправления и перевоспитания правонарушителей.

Юридическая ответственность применяется в рамках специального

правоохранительного отношения, которое возникает между компетентным органом

государства и правонарушителем. Это отношение носит властно-

распорядительный характер. Органы государства правомочны принимать

обязательные для правонарушителя предварительные решения, в том числе:

1) являться по их вызову;

2) участвовать в мероприятиях, проводимых в процессе сбора доказательств

совершенного правонарушения;

3) надлежащим образом исполнить примененную санкцию.

Таким образом, юридическая ответственность — это психологические,

имущественные и иные лишения, которые по решению компетентного

государственного органа претерпевает гражданин или иное лицо за совершенное

им правонарушение.

В механизме правового регулирования юридическая ответственность

выполняет три функции – общепревентивную, частнопревентивную и

правовосстановительную.

Устанавливая санкцию нормы права, государственный орган

воздействует на сознание граждан и иных лиц. Каждый осознает меры, которые

будут применены к нему в случае несоблюдения соответствующего запрета или

возложенной обязанности. Угроза наступления такой ответственности может

усиливаться эффективной деятельностью государства по выявлению

правонарушителей и наказанию виновных лиц. И факты применения санкции нормы

к конкретным лицам, осознание реальности юридической ответственности

выступает действенным предупредительным средством, удерживающим большую

часть населения от правонарушений. В этом и заключается общепревентивная

функция юридической ответственности.

Часстнопревентивная функция ответственности состоит в применении

санкции к правонарушителю конкретной нормы. Правоохранительное отношение,

которое возникает между органом государства и правонарушителем завершается

принятием решения, какую конкретно меру должен претерпевать

правонарушитель. Частнопревентивная функция, однако, не может сводиться к

неоправданной жестокости наказания. Голыми репрессиями государству никогда

не удавалось достичь всеобщего и беспрекословного законопослушания.

Современное законодательство требует от правопременителя учитывать и

тяжесть совершенного правонарушения, и личность правонарушителя, и форму

его вины.

Правовосстановительная функция юридической ответственности

направлена на восстановление нарушенного права и полное удовлетворение

потребностей и интересов управомоченных лиц. По общему правилу, исполнив

наказание или взыскание, правонарушитель должен также выполнить и

возложенные на него обязанности.

Законодательство допускает также замену реального исполнения

обязательства денежной и иной компенсацией.

Обязанность компенсировать вред, причиненный неправомерными

действиями, полностью распространяется на государство и его органы.

Граждане, пострадавшие от незаконных действий государственных органов и

должностных лиц, имеют право требовать от государства полного возмещения

причиненного материального ущерба. Так, государство наиболее часто

возмещает вред, причиненный гражданам незаконным осуждением, незаконным

привлечением к уголовной ответственности, незаконным содержанием под

стражей и по некоторым другим основаниям.

При определении способов исполнения обязательств правонарушителем в

первую очередь учитываются права управомоченных лиц, возможность наиболее

полного удовлетворения их интересов в максимально короткие сроки и

надлежащим образом. В любом случае положение правонарушителя не должно

улучшаться вследствие несвоевременного или ненадлежащего исполнения каких-

либо своих обязательств. Понятно, что не всякий вред, причиненный

правонарушениями, можно восполнить или компенсировать. И, тем не менее,

правовосстановительная функция органически дополняет действие других

функций юридической ответственности и обеспечивает ее эффективное действие.

5.2. Принципы юридической ответственности

Составы правонарушений и санкции за их совершение определяет

законодатель. Применение санкций за правонарушения - задача

правоохранительных органов. Процесс и порядок расследования дел о

правонарушениях и применения за них санкций включает в себя ряд сложных

проблем, существенно затрагивающих интересы личности и общества.

Во-первых, законодательство о санкциях и правонарушениях имеет

общественное значение лишь в той мере, в какой оно реализуется. Если

государственные органы и должностные лица не обращают внимания на

правонарушения либо применяют установленные законом санкции не в полную

силу, у тех членов общества, которым, по существу, адресованы запреты и

санкции, складывается впечатление, что эти (а может быть и многие другие)

запреты можно нарушать безнаказанно. В результате правопорядку и правам

граждан, авторитету права и государства причиняется немалый урон ростом

числа безнаказанных правонарушений.

Во-вторых, существует реальная возможность применения мер

принуждения и санкций, предназначенных для борьбы с правонарушениями, к

лицам, не нарушавшим правовых запретов. Ни личность, ни общество не могут

обойтись без защиты от правонарушителей, а тем самым - без деятельности

специального аппарата, охраняющего право от нарушений. Вместе с тем в

сфере, где применяется государственное принуждение, общество и личность

сталкиваются с рядом тревожных явлений. Государственные органы и

должностные лица, расследующие дела о правонарушениях, наделены властными

полномочиями, необоснованное и незаконное использование которых может

причинить существенный урон правам и свободам личности. Не секрет, что

специфика деятельности правоохранительных органов, обязанных оперативно

пресекать правонарушения, порой придает расследованию уголовных и иных дел

обвинительный уклон. Необходимая для борьбы с правонарушениями тайна

дознания и следствия может обернуться отсутствием гласности,

попустительством произволу в добывании доказательств и запугиванием лиц,

вовлеченных в процесс расследования. Стремление возможно быстрее обосновать

обвинение и закончить дело в срок может привести к искусственному созданию

доказательств, вплоть до принуждения подозреваемого признать себя виновным

в правонарушении, которого он, возможно, не совершал. В результате порой

обвиняется невиновный и, наоборот, коррумпированные работники

правоохранительных органов имеют немало возможностей освободить от

ответственности виновного.

В решении многих из этих проблем существенное значение имеет

процессуальное регулирование юридической ответственности, которое подчинено

двуединой задаче: каждый правонарушитель должен быть, подвергнут мерам

государственного принуждения на основе, в пределах и в рамках закона и

меры, рассчитанные на борьбу с правонарушениями, не должны коснуться того,

кто не совершил ничего противоправного.

При определении процессуального порядка осуществления

ответственности существует такая закономерность: чем строже санкции

подлежащие применению, тем более сложны и развиты процедуры исследования

обстоятельств дела, подготовки и принятия решения о применении или

неприменении санкции. Поэтому наибольше развитие общие принципы юридической

ответственности получили в уголовном процессе; по тем же принципам

осуществляются все виды ответственности. Они определяют основание, порядок

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.