рефераты бесплатно

МЕНЮ


Правовое государство

закона. В механизме этих взаимоотношений государство как наиболее

устойчивая, сохраняющая преемственность и обладающая наибольшим объемом

властных полномочий структура является фундаментом политической системы.3

8. Также необходимо создать нравственную основу правового

государства, которую образуют общечеловеческие принципы гуманизма и

справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в

демократических методах государственного управления, справедливости и

правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с

государством, зашите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным

мировоззрениям.

_______________________________________________________________________

3* Общая и прикладная политология: Учебное пособие./ Под общей редакцией:

Жукова В.И., Краснова Б.И. М., МГСУ: Изд-во «Союз»,1997. –стр.424.

3. Соотношение государства и гражданского общества.

Феномен гражданского общества волнует человечество достаточно давно.

Еще Аристотель определял государство «как совокупность граждан, как

гражданское общество». Долгое время понятия «государство» и «общество»

считались тождественными и не отделялись друг от друга. Но преодолеть это

заблуждение удалось Гегелю.8

По Гегелю содержанием гражданского общества является, во-первых,

определение потребностей индивида и их удовлетворения посредством труда

этого индивида, а также удовлетворение потребностей других членов общества

той же трудовой деятельностью. Во-вторых, сохранение свободы в обществе,

защита собственности посредством правосудия. В-третьих, предотвращение

остающихся в обществе «случайностей», внимание к личности, к ее интересам

как к интересам общества с помощью полиции и корпораций.

О собственности он замечает, что она покоится на «договоре,

формальности которого строго определены». Член гражданского общества имеет

право искать суда и обязанность предстать перед судом и получить только

через суд оспариваемое им право. На счет полиции у него существует две

точки зрения. Одна – «полиции следует представить надзор над всем»,в том

числе она должна заботиться об уличном освещении, строительстве мостов,

установлении твердых цен на товары повседневного потребления, а также о

здоровье людей. Вторая – «полиции ничего не следует определять, т.к. каждый

человек будет ориентироваться на потребности другого», т.е. в этих областях

должны действовать принципы саморегулирования, самостоятельности,

самоуправления.6 Таким образом, гражданское общество, по мнению Гегеля, это

продукт современности, античность не знала ничего подобного.

Гражданское общество - система экономических, духовных, культурных,

нравственных, религиозных и других отношений индивидов,

____________________________________________________________________

8* Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-

е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2000. –стр.433.

6* Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических

вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. – стр.514.

свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для

удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов.

Оно строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями,

моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь

форма гражданского общества. В центре внимания такого государства находится

человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных

связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином

своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений,

личные права и свободы. Прочная социальная основа государства

предопределяет стабильность его правовых устоев.2

Правовое государство - это суверенное государство, которое

концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих

страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность

власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений,

основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан.

Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права,

ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет

силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его

суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного

человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности

гражданского общества и правовой экономики, назначение которого -

обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому

обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом

соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за

правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо

духовным фундаментом его является признание прав человека.4

____________________________________________________________________

2* Политология: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Василика. – М.: Юность,

1999. – стр.323.

4* Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.:

Юрайт-М, 2002. - стр. 155.

В правовом государстве ни один государственный орган, должностное

лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе

посягать на закон. За его нарушение они несут строгую юридическую

ответственность.

Государство является одновременно и аппаратом насилия, принуждения

граждан, и механизмом обеспечения общего блага. Соответственно, современное

государство — механизм согласования различных потребностей и интересов

граждан и их организаций в целях обеспечения общего блага. Одной из

основополагающих целей правления является защита и поощрение прав человека

и основных его свобод. Современное правовое государство призвано

обеспечивать не просто формальную законность, но и справедливость. При этом

к элементам справедливости относятся:

. свободные периодические выборы;

. представительная по своему характеру форма правления, при

которой исполнительная власть подотчетна избранным

законодательным органом или избирателям;

. обязанность органов государственной власти соблюдать

конституцию и действовать совместимым с законом образом;

. четкое разделение между государством и политическими партиями;

. деятельность исполнительных и судебных органов осуществляется

в соответствии с системой, установленной законом;

. вооруженные силы и полиция находятся под контролем

гражданских властей и подотчетны им;

. права человека и основные свободы гарантируются законом и

соответствуют обязательству по международному праву и др.

Элементом механизма гос. власти является человек — субъект государственной

власти, которые различным образом объединяются, формируя институты.3

____________________________________________________________________________

____

3* Общая и прикладная политология: Учебное пособие./ Под общей редакцией:

Жукова В.И., Краснова Б.И. М., МГСУ: Изд-во «Союз»,1997. –стр.424.

Развитое гражданское общество и правовое государство ориентируются

на социальную справедливость. Господство права измеряется степенью

развитости и гарантированности свобод личности, юридическим характером ее

взаимосвязей с обществом и государством. Основным гарантом свобод личности

является государство, но так как государство понятие абстрактное, то оно

находит свое выражение в чиновничьем аппарате. Для сдерживания аппетитов

чиновников и для более эффективной защиты прав человека необходимо

привлекать суды, которые должны состоять из представителей самого народа.

Тогда будет исключаться сама возможность договориться между разными ветвями

бюрократического аппарата. Только суд, основанный на представительстве в

нем народных выборных, может защитить граждан от чиновничьего произвола и

сохранить их права и свободы.

Личность, кроме этого, должна быть социально защищена, и первое

место в социальной защите личности должно принадлежать государству. Именно

государство должно обеспечивать личности пенсионное пособие по старости или

по инвалидности, право на труд и на отдых, на бесплатное медицинское

обслуживание и образование. При этом не отрицается, что все то же самое

могут осуществлять и коммерческие или иные структуры. То есть фирма может

за свой счет предоставить своим служащим посещать поликлинику или

выплачивать пенсию по инвалидности.8

_________________________________________________________________________

8* Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 3-

е изд., перераб. И доп. – М.: Юристъ, 2000. –стр.435.

4. Правовое государство в современной России.

В Конституции РФ нашли свое признание и нормативное закрепление все

три основных аспекта правовой государственности – гуманитарно-правовой

(права и свободы человека и гражданина), нормативно-правовой

(конституционно-правовая природа и требования ко всем источникам

действующего права) и институционально-правовой (система разделения и

взаимодействия властей).1

Действующая конституция РФ, принятая на всенародном референдуме 12

декабря 1993 года, конституировала РФ как демократическое правовое

государство с федеративной формой государственного устройства и

республиканской формой правления.9 Кроме того, Конституция определяет РФ

как социальное государство и как светское государство.9 Определенная глава

Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы

в соответствии с нормами международного права.

Реальные демократические преобразования в праве начались со

второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения

августовского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип "правового

государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и

положения, стали развиваться демократическое законодательство, система

правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший

арбитражный суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом

Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая

направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как

самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от

властей законодательной и исполнительной. Принятая Верховным Советом

____________________________________________________________________________

_______________

9* Конституция Российской Федерации. – М.: К65 Юрайт-М, 2002, п.1 ст.1, 7,

14

1* Правовое государство, личность, законность: Правовое государство:

история идей и современность / проф. В.С. Нерсесянц. – М., 1997. – стр.29.

Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и

гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и

свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и

достоинства человека - главная обязанность государственной власти.

Процесс формирования правового государства предполагает создание системы

политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы

реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и

судом, взаимную ответственность государства и личности.

В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала

однопартийная система, которая исключала возможность создания и

функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной,

государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное

демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское

общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации,

политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в

качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в

правовом государстве строится на основе идеологического, политического

многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей

формирования правового государства, одним из направлений этой работы

является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном

между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и

свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.1

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих

преобразований в государственной и политической жизни нашего общества,

является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо

избавляться от того правового нигилизма, который

____________________________________________________________________________

_______________

1* Правовое государство, личность, законность: Правовое государство:

история идей и современность / проф. В.С. Нерсесянц. – М., 1997. – стр.31.

особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у

представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение

конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами -

неотъемлемая черта демократического государства.

На территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в

развитии государства и права - становление в новых "независимых

государствах" государственных и правовых систем, соответствующих

требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более

осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический

и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и

резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная

система за долгие десятилетия своего господства.1

Конституционная модель российской правовой государственности

остается еще не сформированной до конца. Поэтому первоочередной является

задача доведения до конца процесса формирования всех конституционных

институтов.1 Наряду с существенными достоинствами конституционная модель РФ

имеет и ряд недостатков, т.к. процесс формирования правового государства в

РФ сталкивается со значительными трудностями, идет весьма медленно и

достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в полной

мере ни одного из основных принципов правового государства.10

Грубо нарушается в стране принцип верховенства закона. Достаточно

распространенной является практика принятия представительными и

исполнительными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов,

противоречащих федеральным законам. Значительная часть норм, закрепленная

федеральным законодательством,

____________________________________________________________________________

_______________

1* Правовое государство, личность, законность: Правовое государство:

история идей и современность / проф. В.С. Нерсесянц. – М., 1997. – стр.35.

10* Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства иправа: Учеб. Пособие

для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Мастерство: Высшая

школа, 2000. – стр.79.

не реализуется, действует лишь формально. Часть населения лишена

возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд.

Государство оказывается неспособным обеспечить в должной мере права и

свободы своих граждан в сфере образования, науки, соц. обеспечения. Принцип

разделения властей в Конституции закреплен таким образом, что

законодательная власть не способна организовать действенный парламентский

контроль за деятельностью исполнительной власти по организации и

обеспечению реализации федеральных законов.10

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием

правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование

законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В

последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы

для дальнейшего развития нашего государства как демократического,

правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской

Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о

гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации,

Договор об общественном согласии.

Таким образом, основная задача состоит в том, чтобы наконец

преодолеть застарелый порок российской власти – тенденцию к ее

монополизации и бесконтрольности, развить и упрочнить систему разделения

властей. Опыт российской политической истории учит, что это очень трудно,

но крайне необходимо. Пока возможно, это должны сделать сторонники

действующей конституции, не откладывая дело до прихода к власти ее

противников.

_________________________________________________________________________

1* Правовое государство, личность, законность: Правовое государство:

история идей и современность / проф. В.С. Нерсесянц. – М., 1997. –

стр.39.

10* Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства иправа: Учеб. Пособие

для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Мастерство: Высшая

школа, 2000. – стр.79.

Заключение.

На данный момент нет альтернативы правовому государству, если мы

принимаем общечеловеческую систему ценностей западной цивилизации.

Таким образом государство занимает в политической системе

центральное место, обусловливаемое его природой и назначением как особого

инструмента, с помощью которого осуществляется политическая власть

экономически господствующего класса. Сохранение и упрочнение политической

власти возможно лишь тогда, когда государство интегрирует интересы всех

слоев населения. Стремясь обеспечить объединение общественных сил, их

сотрудничество, гражданское согласие, оно взаимодействует с другими

субъектами политической системы как ее основа, придавая обществу

устойчивость и способность к развитию.3

Путь к правовому государству долгий и трудный, полный заблуждений и

иллюзий. Многие государства сотни лет шли к демократии, порой расплачиваясь

за это слишком дорогой социальной ценой. Построение правового государства

должно опираться на тщательно продуманную стратегию и тактику. Необходимо

постоянно помнить о том, что функции правового государства не остаются

неизменными, а трансформируются и наполняются новым содержанием по мере

развития самого правового государства.7 Также не обойтись и без учета опыта

других стран, однако этот опыт должен сочетаться с собственными традициями

и реалиями.

Суровая закономерность, а может быть и трагическая неизбежность в

том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще далеки от

совершенства.

____________________________________________________________________________

____________________

3* Общая и прикладная политология: Учебное пособие./ Под общей редакцией:

Жукова В.И., Краснова Б.И. М., МГСУ: Изд-во «Союз»,1997. –стр.424.

7* Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учеб.

Пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2001. – стр.116.

Список использованной литературы:

1. Конституция РФ. – М.: Юрайт-М, 2002. – 48 стр.

2. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.:

Юрайт-М,2002. – 432 стр.

3. Василик М.А., Вершинин М.С. Политология: Элементарный курс: Учебное

пособие для студентов вузов. – М.: Гардарики, 2001. – 270 стр.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических

вузов – 3-е издание. – М.: Юриспруденция, 2000. – 528 стр.

5. Клименко А.В., Румынина В.В. теория государства и права: Учебное

пособие для студентов. – М.: Мастерство: Высшая школа, 2000. – 224

стр.

6. Якушев А.В. Теория государства и права (конспект лекций). – М.:

«издательство ПРИОР», 2002. – 192 стр.

7. Лугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник. – М.:

Аспект Пресс, 1999.

8. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права: Учебное пособие.Т.1, 2. М.: Изд-во

«Юридический колледж МГУ». 1995.

9. Общая и прикладная политология. Учебное пособие. Под общей редакцией

В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., МГСУ: Изд-во «Союз», 1997. – 992 стр.

10. Правовое государство, личность, законность.// Кол. авт. В.С.Нерсесянц

и др.// НИИ правовой политики и проблем правоприменения Российской

правовой академии Министерства юстиции РФ, Москва, 1997.

11. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева. -3-

е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2000. – 520стр.

12. Введение в политологию./ Под ред. Самсонова. М – 1994.

13. Политология для юристов: Курс лекций/ Под ред. Н.И.Матузова,

А.В.Малько. М.: Юристъ, 1999.

14. Теория государства и права: Учебное пособие. – М.: Изд-во «Ось – 89»,

1998.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.